Перед вами путеводитель по Каналу имени Москвы из серии «Взгляд с теплохода». На его страницах рассказывается о городах, селах, деревушках, об усадьбах, церквях и других достопримечательностях, находящихся на маршруте. Дается история создания канала и краткая характеристика его технических сооружений. Содержащаяся информация может быть интересна не только туристам теплохода, но и путешествующим на велосипеде или автомобиле. Текст дополнен схемами движения с указанием описываемых объектов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взгляд с теплохода. Канал имени Москвы. Путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Про канал
128 километров жизней и судеб…
Мы идем по Каналу имени Москвы. По волжской воде. Идея соединить Волгу и Москву-реку будоражила людей не одно столетие. Возникла она при Алексее Михайловиче в XVII веке. Позже его отпрыск, Петр Алексеевич, поручил составить проект инженеру Георгу Вильгельму де Геннину. Слишком уж хлопотно было тащить грузы с севера к Москве на тех участках пути, где не было воды. Память о сухопутном волочении осталась в названиях городов Вышний Волочек и Волоколамск. По плану де Геннина канал имел длину почти 250 километров и насчитывал 127 шлюзов. Подсчитали, прослезились и оставили все как есть.
В правление Николая I вопрос о постройке зазвучал вновь. 25 лет велись работы по созданию Екатерининского канала (название дано в честь великомученицы Екатерины). Строили четверть века, а эксплуатировали всего десять лет. Ведь вскоре после открытия канала, в 1851 году, была официально введена в строй Николаевская железная дорога.
…Лягте, горы! Встаньте, бездны!
Покоряйся нам, земля!
И катися, путь железный,
От Невы и до Кремля.
Это было началом оды о строительстве железной дороги. И неважно, что на пути между двумя городами нет ни гор, ни бездн. Зато грузы стало перевозить быстрее и дешевле. Канал забросили, он высох и превратился в тоненький ручеек.
В начале XX века о канале вспомнили опять, однако время было лихое, и строительство отложили до лучших времен.
Неизвестно, сколько бы еще тянулась эта история, но сама жизнь заставила вернуться к идее соединения Волги и Москвы-реки, ведь последняя обмелела так, что у стен Кремля ее переходили вброд, а в городе обозначилась явная нехватка воды.
Было разработано несколько проектов, в том числе «самотечный». По нему от Старицы через 40-метровую дамбу предполагалось пустить волжскую воду самотеком к Москве. Но проект не поддержали, не понравилась идея. Есть версия, что Г. М. Кржижановский открыто заявил: «Я враг любого самотека, как в технической, так и в партийной жизни».
Принят был дмитровский вариант. По нему вода из Волги перетекает через Клинско-Дмитровскую гряду.
И тут как раз пришла пора вспомнить выражение: «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги». Ведь что такое гряда вообще и Клинско-Дмитровская в частности? Ряд холмов. И не обойти их, не объехать. Это значит, сначала вверх, а потом вниз. Да еще и с перепадами по высоте. Около Яхромы, например, разница высот достигает 100 метров. А как воду заставить вверх пойти? Она не турист, ноги качать не любит. Без насосов, шлюзов, плотин не обойтись. Значит, предстоит серьезная работа. Люди нужны, техника. С первыми проблем не было, а вот техника… Руки заключенных — самая главная техника канала.
16 июня 1931 года было принято решение о строительстве канала Волга — Москва. Да-да, судя по архивным документам, именно такая очередность объектов фигурировала сначала в названии. А вот к открытию, к 1937 году, Москва занимает главенствующее место. Хотя первое название определенно объемнее отражало суть проекта.
В постановлении Совета народных комиссаров СССР №859 от 1 июня 1932 г. было предписано «немедленно приступить к сооружению водного канала Волга — Москва, утвердив дмитровский вариант направления этого канала». Закончить стройку планировали к 1934 году.
В середине сентября 1932 года на земле древнего города Дмитрова был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ (Дмитлаг). В бесстрастных документах того времени зафиксирован распорядок дня заключенных:
«Подъем 5 час. 30 мин.
Завтрак 5:45 до 6:30.
Развод на работу с 6:30 до 7 час. (при выходе на работу партиям заключенных нужно было построиться в колонну строго по 5 человек замкнутыми рядами).
Рабочий день считать с 7 час. до 17 час.
Обед с 17 до 19 часов,
с 19 до 22 часов — время, которое предоставляется для работы КВЧ (культурно-воспитательной части);
с 22 часов 5 мин. — отбой, сон.
После отбоя приостанавливается всякое движение по лагерю за исключением выхода для отправления естественных надобностей…
Заключенному хождение воспретить — особенно в ночное время; одновременно разъяснить всем заключенным, что появление в ночное время на линии огня за запретной зоной будет рассматриваться как попытка совершить побег, а поэтому часовые, стоящие на постах, будут применять оружие без предупреждения…»
Кроме заключенных, на стройке работало много вольнонаемных. Объяснение этому достаточно простое. 1932-й стал последним годом, когда люди возвращались из лагерей после первой волны репрессий. Но москвичам разрешалось селиться не ближе 101 километра от родного города. А в Дмитрове, хоть и меньше 100 километров до Москвы, на работу брали охотно, ведь стройка была признана приоритетной.
Пять изматывающих лет. В режиме постоянного аврала работали все вольнонаемные. Часто работа заканчивалась в 12, а то и в час ночи. Что уж о заключенных говорить… Низкий поклон вам, безвестные каналоармейцы…
В это время уже достраивался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. Опыт работы, руководства и наказаний во многом был перенят оттуда. Равно как и некоторые знакомые многим слова.
Зек. Производное от «зе-ка», «заключенный каналоармеец». Якобы назвать строителей «заключенными» политически неправильно, рабским трудом попахивает. А вот каналоармеец звучит красиво. Идею создания «зе-ка» приписывают Лазарю Когану и Анастасу Микояну.
Туфта. Кому из нас не приходилось сталкиваться с ней. А корни здесь воровские и лагерные. Цепочка простая: тафта (хорошая, дорогая ткань) подменяется вороватыми дельцами на туфту (подделку). «Туфту толкать». Позже это понятие наложилось на лагерное «тяжелый физический труд», ТФТ. Переложили аббревиатуру на старое воровское понятие, и получилась новое — «туфта». А при чем тут Беломорканал? Все дело в сроках. Работали по-стахановски. Надо было быстро построить и сдать в эксплуатацию. Вот и старались начальники. Глубину канала рыли меньше запланированной, сужали проходы, некачественные материалы, бывало, в дело шли. Очковтирательство, помноженное на тяжелый физический труд, и дало ту туфту, которая так знакома многим.
Напоследок снимем кепочку перед любителями стрельнуть бычок.
Бе-ка. Так называли скуренную папироску «Беломорканала». «Бе-ка» постепенно перешло в «бы-ка» — дай «быка» — «бык» — «бычок».
…А Минздрав предупреждал!
Беломорканал построен за два года. 2 августа 1933 года состоялось его торжественное открытие, и все внимание сосредоточилось на второй грандиозной стройке. К 1937-му готов к открытию и канал Волга — Москва. Сначала в документах его обозначали именно так, позже отзеркалили название на Москва — Волга.
Насосные станции, железобетонные и земляные плотины, гидроэлектростанции, мосты, пристани, заградительные ворота, потрясающие воображения шлюзы — все готово и ждет первых гостей.
20 апреля 1937 года от Сормовского завода на большую воду выходят теплоходы «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов», «Вячеслав Молотов».
24 апреля флотилия входит в аванпорт канала. Позади четыре дня пути. Еще нет привычных нам водохранилищ, выше Рыбинска Волга мелководна. Мели подстерегают на каждом шагу. Теплоходы идут только днем, в некоторых местах на буксирах. Да еще и остановки в городах по пути следования делают. Длина каждого теплохода — 73 метра, ширина — 15 метров, скорость — 21 километр в час.
Это не увеселительная прогулка, веселье начнется потом. А сейчас кипит работа. Свет, теплая вода в каютах, отделка салонов — все это доделывается в прямом смысле на ходу.
На каждом теплоходе — по 94 мягких места, по 105 жестких и помещения для команды. В носовой части второго яруса (вторая палуба) — веранды с беседками, на каждом теплоходе по две каюты люкс с кабинетом и спальней. Кроме того, на второй палубе — души, радиорубки, каюты капитана и обслуживающего персонала. На главной палубе, в носовой части — ресторан с кинобудкой и эстрада для выступления артистов. Вся кормовая часть первого этажа отводится под жесткие спальные места, каюту матери и ребенка, красный уголок. В трюме — пошивочная мастерская, парикмахерская и многое другое. К услугам пассажиров почтовое отделение, радиостанция, телефон и даже сберегательная касса. Очевидно, во все времена такой вид отдыха считался очень затратным. Описание первых теплоходов было подробно дано в газетах и журналах того времени. А уже через год, в 1938 году, «Иосиф Сталин» снялся в картине Г. В. Александрова «Волга-Волга». Благодаря этой киноленте мы можем познакомиться с деталями обстановки теплохода.
Итак, 2 мая суда пришвартовались у причалов московского Северного речного вокзала.
С 15 июля 1937 года канал начинает полноценную работу. Из выступлений того времени: «Ошибка природы, лишившая Москву крупных источников воды, исправлена в 4 года и 8 месяцев».
До 1947 года канал назывался Москва — Волга, а в год восьмисотлетия столицы был переименован в Канал имени Москвы. Древняя столица благодаря ему получила звание порта пяти морей: Каспийского, Балтийского, Азовского, Черного и Белого. И потекла в Москву-реку волжская вода. У кремлевских стен уровень поднялся на три метра. Вброд уже не перейти.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взгляд с теплохода. Канал имени Москвы. Путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других