Эмоциональная тюрьма. Как освободить сильные чувства, не разрушая себя и окружающих

Ирина Васильева-Сазо

Современный человек настолько опасается эмоций, что считает их истинной причиной своих страданий. С этим связано его желание закрыть их на десять замков, а лучше и вовсе посадить в тюрьму. В тюрьме они дичают и сбегают на волю, проявляясь неожиданно, а иногда и вовсе захватывая над нами власть и даже делая из нас своих рабов. Как же избежать мучительной дилеммы: если держать эмоции под запретом, то можно разрушить себя, а если выпустить на волю, то есть риск разрушить отношения с окружающими?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эмоциональная тюрьма. Как освободить сильные чувства, не разрушая себя и окружающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Важность и ценность чувств в жизни человека, о которых многие не задумываются

Приходит Дьявол к новому русскому и предлагает ему роскошную жизнь, виллы, яхты, длинноногих красоток и счет в швейцарском банке.

— А чего ты хочешь взамен? — спрашивает новый русский.

— Да сущие пустяки, — отвечает Дьявол. — Твою бессмертную душу.

Новый русский долго думал, а потом отвечает:

— Ну, в принципе-то, я согласен. Только при одном условии.

— Каком?

— Ответь мне на один вопрос. Почему так дешево? В чем подвох?

(анекдот)

Эмоции и чувства — язык нашей души. Именно с помощью эмоций мы узнаем, что нам что-то небезразлично, оно нас трогает, задевает, движет нами. Я уверена, что эмоциональная одаренность человека — ценный дар, с которым только нужно уметь управляться.

Однако в современной культуре к эмоциям относятся довольно пренебрежительно. Иногда как к устаревшему и ненужному рудименту, а порою и вовсе отказывая им в праве на существование.

Такое обесценивание эмоций можно встретить и в прессе, и в масс-медиа, и даже в некоторых видах популистского коучинга. Со временем мы перестаем замечать такое влияние социума на наши решения и выборы, но оно продолжает на нас влиять уже на бессознательном уровне.

Это происходит незаметно. К примеру, когда собеседник вместо того, чтобы высказать довольно ясную и простую мысль, например, «Давайте перейдем к сути дела» или «Давайте сконцентрируемся на аргументах», предпочитает замаскированные нападки на вашу позицию, обесценивая эмоции. Делает он это примерно в таких выражениях, которые мы так часто слышим: «Давайте только без эмоций», «Это всего лишь ваши эмоции» и т. п.

Подобные слова о нашей эмоциональной сфере мы нередко слышим тогда, когда кто-то пытается лишь обесценить нашу позицию. Но чаще человек просто не задумывается, почему он говорит и поступает именно так.

Поэтому, когда человек слышит подобные выражения с оттенком пренебрежения слишком часто или от значимых ему людей, у него возникает ложное представление, что эмоции являются чем-то мешающим, вредным, что нужно в себе подавлять и запрещать.

А когда человек запрещает себе эмоции, он надеется, что в обмен он получит что-то ценное. Больше успеха, выше статус. Как минимум возвышение самого себя в своих глазах как человека разумного, рационального, следовательно, неэмоционального.

Далеко не все эмоции в нашем обществе под запретом. Некоторые из них, например, радости и счастья, наоборот, приветствуются. Но беда в том, что они не просто приветствуются: на них настаивают, буквально жестко культивируя их в ущерб другим чувствам.

Формула внутреннего монолога: «Попробуй-ка испытывать что-то, кроме радости! Попробуй-ка не быть позитивным при ЛЮБЫХ обстоятельствах!».

К каким тяжелым и даже трагическим последствиям это может привести, вы узнаете из этой книги немного позднее.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на то, что в современном мире все больше людей попадает в ловушку, связанную с запретом на чувства, поскольку некритично видят в них источник слабости и неуспешности.

Интересное наблюдение, подтвержденное исследованиями: характер запретов на чувства отличается у мужчин и у женщин, у представителей различных культур, что замечательно проанализировали такие исследователи, как Холмогорова и Гаранян.1

У мужчин чаще встречается запрет на так называемые «слабые» эмоции (их называют еще астеничные): печаль, грусть, страх, разочарование. А у женщин наоборот — запрет на «сильные» (стеничные) чувства: раздражение, злость, гнев.

Однако важно понять, что запрет на эмоцию не означает, что она исчезла. Это означает лишь, что другие части нашей психики перестали с ней контактировать. Запретом мы лишь лишаемся возможности их выразить, с ними разобраться, проанализировать, найти, если необходимо, их причины.

Кроме того, запрет на переживание и выражение чувств означает конфликт и борьбу с самой человеческой природой, с тем, что делает людей людьми.

Что происходит с запрещенными,

подавленными эмоциями

Во-первых, эмоция никуда не исчезает, а вытесняется и попадает в своеобразную психологическую тюрьму, в которой с неизбежностью дичает! Но из тюрьмы ей порою удается сбежать. И если она вырывается наружу, то своей дикостью и необузданностью она так пугает окружающих, да порой и самого человека, что это еще раз укрепляет их в убеждении, что «всё зло от эмоций». И человек в который раз получает некое «подтверждение» о «вредности» эмоций.

Такая одичавшая эмоция нередко вырывается уже по незначительному поводу и, к тому же, в совсем неожиданной ситуации. И эта одичавшая эмоция сама по себе может стать причиной конфликтов, ссор, недопониманий.

Во-вторых, запрет на эмоции дезориентирует и перегружает психику. Это приводит к такой последовательности психических событий, в результате которых психика уже не может справиться и переработать эти эмоциональные переживания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эмоциональная тюрьма. Как освободить сильные чувства, не разрушая себя и окружающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Консультативная психология и психотерапия. 1999. №2.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я