Бесплатный сон в мышеловке. Дрим-квест по искусству оставаться живым

Ирина Васильева-Сазо

Это книга для ищущих. Для тех, кто способен посметь, подобно аргонавтам, отправиться в сновидение как в непредсказуемое путешествие за золотым руном своей души, и кому пригодятся в этом плавании навигационные инструменты. Таким инструментом является Символопластика – авторский метод работы со сновидениями, благодаря которому вы увидите их с удивительных сторон. Отказавшись от привычных интерпретаций, мы способны уловить тончайшие послания свободного тела о возвращении в утерянный рай…

Оглавление

Глава первая

Куда делся настоящий рай?

В этой книге мы рассматриваем сновидение как реальность, воспринимаемую расслабленным телом, свободным от давления социума, а потому полную тонких намеков о более настоящей и наполненной жизни, подобной пребыванию в чудесном раю, которую мы когда-то имели и потеряли, и куда стремимся вернуться.

Мы познакомимся с авторской методикой работы со сновидениями Символопластика, которая обеспечит вас тремя чудесными ключами и тонкими навигационными инструментами для возвращения в утерянный рай. Благодаря им вам будет проще не дать себя обмануть запутанным узлам из сверхценностей и бездумных запретов, которыми, как и благими намерениями, выстлана дорога в противоположную сторону.

И прежде чем погрузиться в волшебный мир сновидений, окинем взглядом наш бренный материальный мир и посмотрим, как и отчего страдают не только нечестивые грешники, но и благородные, талантливые, целеустремленные люди, и с чем они так часто приходят за помощью ко мне, к психологу и психотерапевту. Это поможет нам лучше понять, почему людям бывает не по себе, когда «вроде бы все хорошо», и что им мешает услышать свой тихий внутренний голос, которым говорит живая душа.

Мы привыкли от него отмахиваться. Вот почему нам трудно разобраться, как так получается, что справедливые, благополучные общества взрываются изнутри под напором чего-то совершенно иррационального, а мифологии «странного рая», несмотря на их абсурдность, снова и снова воссоздаются в умах людей, порождая волны фанатизма и саморазрушения. А сами люди, не выдерживая своего благополучия, впадают в депрессию, начиная сомневаться в подлинности своего образа жизни и идеалов.

Чем же людей не устраивает этот рай? Почему рай кажется «ненастоящим», «неподлинным», и что еще бывает нужно?

Мы коснемся несоответствия современного мира, который связан с обожествлением рациональности, за которую мы расплачиваемся глухотой к внутреннему голосу, и трепетного мира бессознательного, проявляющегося через сны и интуитивные прозрения. Откроем для себя ценные ресурсы, спрятанные в наших сновидениях. А еще узнаем, как, углубляясь в сновидения слой за слоем, можно увидеть и обойти те преграды, о которые мы постоянно спотыкаемся, когда чувствуем себя несчастными.

8 самых частых причин чувствовать себя несчастным, когда все в порядке

(плюс еще одна, но о ней позже)

Понятно, почему человек мучается и страдает, когда все рушится, рассыпается, а желаемого достичь не удается. Удивительно другое: как много людей чувствуют себя несчастными даже тогда, когда многого достигли и кажется, что у них-то точно все хорошо.

Психологии известны такие феномены. Например, «депрессия достижения» (синдром Ротенберга-Альтова), когда человек вместо того, чтобы пребывать в блаженстве после того, как достиг «великой цели» (например, выиграл медаль на соревнованиях), впадает в депрессию. Психика не может справиться с той пустотой, когда все закончилось и желать больше нечего.

Другим примером может стать реальное попадание «не в свою тарелку»: например, на ту должность, которая человеку совсем не подходит. Это явление описано Лоуренсом Питером в книге «Принцип Питера», а сам принцип автор сформулировал так: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности4.

Но есть куда более интересные ситуации, вовсе не связанные с описанными феноменами. У большинства моих клиентов причины, как правило, бывают иными, и не в последнюю очередь это связано с тем, что к психологам часто обращаются люди талантливые.

Талантливые люди — особая ценность на Земле. Но жить им сложнее. Одним — потому что являются в своей области первопроходцами. Другим — поскольку недостаточно реализованы и потому незаметны.

У «незаметных» своя беда: они талантливы во всем, в том числе в том, с какой силой они невольно сами себя парализуют внутренними противоречиями.

Вот почему таким людям необходимы простые и тонкие психологические инструменты для более глубокого понимания себя, своих истинных нужд, а еще — умение обращаться со своими внутренними силами, связанными с талантом, виртуозно и деликатно. Этот вопрос мы разберем в книге очень подробно.

Прежде чем мы обратимся к секретам Символопластики, давайте разберем восемь причин, наиболее часто встречающихся в моей практике, заставляющих талантливых людей чувствовать себя несчастными или не в своей тарелке, когда кажется, что все хорошо.

1) Измучить себя, сидя на шпагате между двумя стульями, не делая выбора

Нам всем иногда встречаются люди, которые безостановочно ругают или жалуются на что-то или кого-то: на опостылевшую работу, мужа, жену, ребенка, страну, квартиру, друзей и знакомых, правительство, начальство…

Они жалуются, подмечая их несовершенства, или рассказывают, какими они должны быть. Жена, например, могла бы выглядеть моложе и стройнее. Муж мог бы быть более сексуальным и успешным, понимающим и поддерживающим. Работодатель мог бы предложить работу полегче с достойным заработком. А правительство могло бы получше заботиться о благосостоянии граждан. Да и сам я мог бы быть более привлекательным…

Но ведь нас не взяли в рабство и не приковали цепями к галере. У нас всегда есть возможность предпринять конкретное действие, чтобы изменить жизнь на ту, которая устраивает. Но большинство людей, даже самых талантливых, этого не делает, продолжая ругать себя или окружающих.

Со временем этот бубнеж становится привычкой. В какой-то момент он уже начинает существовать сам по себе, как «искусство ради искусства», не приводя к шагам, чтобы изменить опостылевшее на желаемое, ведь длинноногие красотки требуют слишком много ресурсов, а сексуальные мачо смотрят в другую сторону.

Жаль, что многие до поры не подозревают, что самыми галантными, нежными и глубоко понимающими женскую душу мужчинами являются вовсе не психологи, а брачные аферисты или тайные нарциссы, которые опустошат кошелек или выпьют самооценку женщины до донышка.

Выходов из этой ситуации не так уж много.

1) Принять себя и обстоятельства такими, как есть, стараясь видеть факты с разных сторон, не зацикливаясь на негативе, стремясь обнаруживать важные стороны, до поры не замеченные и не оцененные.

2) Проявить решительность и найти то, что устраивает, приложив для этого немалые усилия.

3) Продолжать погружаться в собственный негатив, который от повторений напитывается силой и кажущейся достоверностью, а потому обретает все большее влияние на психику. Это опустошительный путь, который делает нас несчастными.

Есть хорошая американская пословица: «Use it or lose it», что в вольном переводе звучит как «Ты либо съешь это, либо выплюнь!»

Какой бы по вкусу каша во рту ни была, ее нельзя пережевывать бесконечно. Понятно, что бездействие дается легче, чем действие. Но позиция «между двух стульев» лишает нас энергии и шанса на собственную песню.

2) Непонимание своих истинных нужд и потребностей

Бывает так, что у человека вроде бы все есть — благополучие, дом, семья, работа, — а он чувствует себя несчастным. «Почему так? Чего это он?» — думают многие, недоуменно глядя на него. Но ведь никто не заглянул ему в душу, чтобы понять, какую цену он заплатил за подобное благополучие.

У него «все хорошо», потому что он делает исключительно то, что «должен» и то, что «надо». А должен он обычно то, чего хотят от него другие. Начальник, жена, муж, дети, друзья и родственники. Поэтому будучи хорошим работником, мужем, женой, сыном, дочерью, другом, он привыкает осчастливливать окружающих, не замечая, как сам постепенно становится все более несчастным.

Потому что слишком много «надо» убивает «хочу». И в один не очень прекрасный день у него просто не останется собственных ресурсов в погоне за одобрением и счастьем для других.

Но услышать, чего хочет живая душа, шанс все же есть. Правда, чаще уже тогда, когда она становится обесточенной и кричит о своих нуждах языком болезней — психических или физических. Она и до этого не молчала, все время подавала знаки — упадком сил, разочарованием, внезапными слезами. Только до них ли было в привычной роли автомата по исполнению чужих желаний?

Парадокс, но для некоторых людей подобные болезни и расстройства являются (если они успевают вовремя добраться до специалиста), шансом вновь почувствовать себя «живым и настоящим».

Ведь перед смертью всем нам удастся это сделать. Та энергия, которая привычно равномерно «размазана» по социальным ожиданиям и не столь важным заботам, в такие моменты способна сконцентрироваться и высветить, как лучом, все то, что нам по-настоящему нужно и ценно.

Те, кто был рядом с умирающими людьми, знают, как важно слышать, о чем просит душа именно сейчас, а не потом.

Владимир Войнович, например, начал рисовать картины в пожилом возрасте, потому что настал такой момент. И вовсе не потому, что раньше у него что-то не получалось. Ему до этого удалось реализовать свой талант писателя, обрести известность и читательский успех. Но умение слышать свою душу и понимать свои глубинные нужды помогло вовремя изменить свою творческую траекторию.

Вот почему я заявляю: какое счастье, что мы пока живы! Если мы научимся понимать свои глубинные нужды, то можем отправиться «куда хотим, а не только на небеса»5.

3) Патологический идеализм (тяжелый перфекционизм)

Сравнение с выдуманным идеалом закономерно приводит к тому, что человек чувствует себя несчастным. В отличие от ситуации, когда есть возможность сменить начальника, работу или страну проживания, заменить реальное положение дел на идеальное невозможно.

К тому же жизнь шершава и угловата, ей никак не угнаться за гладкой фантазией того, кто привык сравнивать реальные возможности и достижения с созданным в голове идеалом. Эта гонка обречена на провал, и этот провал переживается человеком болезненно и постоянно.

Идеал ненасыщаем и требует, подобно идолу, все новых жертв. Поэтому новое корыто не приносит облегчения и радости, несмотря на явные преимущества по сравнению с разбитым. Двоечник, получивший наконец-то тройку, не удостоится похвалы, потому что, сами понимаете, мог бы заслужить и четверку, а там и пятерку. Больной, только что вставший с постели, расстроен, что не может бегать. Человек, случайно нашедший сто рублей, не радуется находке, а переживает, что мог бы найти и тысячу.

Этот вариант тяжелого перфекционизма не имеет ничего общего со стремлением к совершенству, ведь при здоровом стремлении к лучшему легко приходит радость и искренняя поддержка за самые маленькие шаги и крошечные успехи — неважно, свои или окружающих. Психика посредством эмоций понимает, что достижение — это хорошо, и на уровне бессознательного поддерживает, подталкивает и создает новые возможности.

У тяжелого перфекциониста психика дезориентирована, поскольку достижения парадоксальным образом окрашены недовольством, порицанием себя или других и отрицательно окрашенным отношением.

Но вернуть психике понятные непротиворечивые сигналы возможно. Для этого важно научиться ценить и поддерживать себя и других за то, что мы движемся вперед, к своему благополучию, пусть и маленькими детскими шажками.

4) Избыток серьезности создает миры, в которых жить неуютно

Даже если внешне у человека все благополучно, избыток серьезности выдает, насколько трудно ему быть счастливым. И дело не в самой серьезности — это замечательное качество, которое помогает многого достичь. Дело в том, что оно не уравновешено другими — легкими — качествами, и тогда превращается в избыточное, дает перекос в сторону и дополнительный повод напрягаться.

Этот замкнутый круг мешает человеку получать удовольствие от своих достижений. Ведь чтобы как следует, от души, наслаждаться ими, нужны и другие качества. Какие?

(здесь напомню, что серьезность связана с напряжением, а удовольствие и легкость — с расслаблением)

Слишком серьезные люди часто гордятся тем, что способны своим трудом создавать мощные миры, но жалуются, что в этих мирах жить неуютно. Они продолжают трудиться и создавать все более совершенные и более неуютные миры в надежде, что новое серьезное их усовершенствование автоматически прибавит счастья.

Вопреки их предположениям и логике, миры улучшаются, а счастья не прибавляется.

Но разрешение этой ситуации простое. Оно рядом, правда, в противоположной стороне. Это — легкость, игра, эксперимент. А еще — юмор, парадокс. Ведь недаром не только день сменяется ночью, а любое полноценное мышечное движение — это смена напряжения и расслабления.

Принцессы в сказках нередко выбирают простых и веселых дровосеков вместо серьезных принцев, озабоченных государственными делами. На смену серьезным религиозным событиям, таким, как Пасха, приходят карнавалы, где можно дать волю всем легкомысленным частям и ипостасям личности — наряжаться в необычные и дурашливые одежды, отрезать ножницами галстуки у мужчин. Одним словом, веселиться, дурачиться, шутить.

Серьезность может бесконечно создавать условия для того, чтобы стать счастливым. Но этих условий недостаточно. Для счастья нужно освободить свою легкость и «игручесть» — она, пусть и в задавленном состоянии, есть у всех, кто был когда-то ребенком.

Вот почему в подходе к тонкой части своей психики — сновидению — нелишне будет помнить о том, что сочетание серьезности и игры дает больше шансов быть в резонансе с ее глубокими спонтанными частями.

Неслучайно в Символопластике сочетаются серьезные моменты с игровыми, а ее освоение проходит в форме квеста.

5) Психологический дальтонизм заставляет хаотично нажимать эмоциональные кнопки

Эмоциональная сфера человека проявляет его уникальность. Но современного человека это больше пугает, чем привлекает. С одной стороны, именно благодаря эмоциям мы можем ощущать вкус жизни. Но они же относятся к стихийным явлениям, а потому кажутся нам неуправляемыми и пугающими.

И тогда человек предпочитает не просто контролировать, а командовать и запрещать эмоции вместо того, чтобы наладить с ними полноценный контакт. А ведь только в контакте с ними можно разобраться и выяснить, на какие стороны эмоциональной сферы можно и нужно влиять, а какие лучше предоставить естественному течению. Где эмоции выступают как тонкий ориентир в нашей субъективности, а где мы имеем дело с феноменом эмоционального самонакручивания.

Не разобравшись, на что можно и нужно влиять, а на что не стоит, современный человек нередко хаотично и неэффективно нажимает на все «эмоциональные кнопки», теряя на этом энергию и ощущение благополучия.

Разобравшись с ними, человек получает шанс начать использовать эмоции как замечательный инструмент. А разбираться с этим не столько трудно, сколько, напротив, увлекательно. О подобном эмоциональном дальтонизме я подробно пишу в книге «Эмоциональная тюрьма. Как освободить сильные чувства, не разрушая себя и окружающих».

6) Разглядывая мирскую грязь с вершины благополучия

Достигнув благополучия, человек нередко начинает воспринимать ситуацию совсем иначе по сравнению с тем, как она ему виделась, пока он к этой цели шел. Когда он был на пути к вершине, заветная цель сияла путеводной звездой на унылом фоне борьбы с недостатками и преодолением трудностей.

Но завершением любого пути становится новая ситуация, и тогда благополучие из звезды превращается в тот привычный фон, на котором высвечиваются и становятся заметными все, даже мелкие недостатки.

Позвякивание чайной ложечки в стакане. Положенный не на то место тюбик с зубной пастой. Случайная не очень смешная шутка. Волосатые уши, которые Анна Каренина заметила у мужа.

Будучи перемещенными из периферии в центр нашего внимания, эти мелочи и несовершенства могут неожиданно приобрести особый, невольно раздутый и даже драматический смысл. И тогда все объективные достижения благополучного фона меркнут, а ситуация начинает казаться горькой и даже нетерпимой.

В такие моменты бывает полезно опереться на более широкий опыт, рассмотреть происходящее с разных сторон, а лучше — с высоты птичьего полета.

Недаром среди упражнений в китайских гимнастиках часто встречается «Дракон с высоты осматривает свои владения». Соединение движения с воображением призвано взглянуть на проблемы с дистанцированной позиции, что позволяет избыточно заряженным событиям вновь восприниматься соразмерными.

Другое дело, когда жизненный опыт невелик. Это одна из причин, почему так много бунтарей именно среди молодежи. С одной стороны, их бунтарство двигает этот мир вперед, а с другой — чревато жестокими событиями и революциями. Недаром молодежные бунты и революции в современном мире происходят как раз в относительно благополучных странах.

7) Отсутствие роста, развития благополучия

«Ко всему-то подлец-человек привыкает», — утверждал Ф. М. Достоевский, имея в виду адаптацию к тяжелым условиям жизни. Но и к хорошему человек привыкает точно так же, и в психологическом плане тоже. Не только организм, но и психика нуждается в новой качественной пище. Для размышления, созидания, развлечения.

Психика постоянно нуждается в новых переживаниях, не обязательно позитивных. Не получая их, она сигнализирует о недостатке тревогой. По мнению психолога Эрика Берна, люди постоянно неосознанно инициируют сами или дают втянуть себя в игры. В крайнем случае просто как-нибудь структурируют свое время в ритуальных социальных контактах, стремясь избежать пустоты.6

Другой способ справиться с тревогой в современном мире — увеличение потребления: услуг, развлечений, товаров. Их яркие этикетки воспринимаются и переживаются подобно ярким событиям.

Однако потребляя все больше, людям никак не удается ими насытиться. Не понимая причин этого явления, люди бездумно продолжают потреблять не потому, что в этом нуждаются, а потому, что отчаянно боятся пустоты. Ведь на бессознательном уровне пустота может ассоциироваться со смертью.

Чтобы ее заполнить, они неистово потребляют. Порою они становятся похожими на повзрослевших избалованных детей с кучей надоевших игрушек, искренне недоумевающих, почему же эта великолепная сверкающая гора не приносит радости.

Дело в том, что в неумеренном потреблении нет ответов и решений. Если нарушен баланс между созиданием и потреблением, то решение находится совсем в другом месте.

Только возвращение к созиданию способно закрыть черную дыру неумеренного потребления и обеспечить человека качественными психическими переживаниями и эмоциями. Созидание присуще самой природе человека, и его ничем нельзя заменить.

Но созидание и творчество нередко сопряжены с тревогой, правда, другого рода — муками творчества. Однако эти страдания отличаются тем, что пропитаны смыслом, а потому не только переносимы для человека, но и воспринимаются им как важный и ценный аспект созидательного процесса.

Вот почему гораздо важнее найти то, что наполняет жизнь смыслом, а не тратить время на поиск того, что поможет заглушить тревогу.

8) Неумение и неготовность принять несовершенство мира

Иной раз мы не знаем, как принять этот прекрасный несовершенный мир, научиться комфортно в нем жить, понимая его несовершенство. Осознавая, что всегда будут те вещи, которые мы изменить и исправить не в силах, и перестать искать виноватых в этом. Ведь наши попытки исправить прошлое или то, что не предназначено для исправления, исподволь подтачивают чувство благополучия.

Например, принять то, что отсутствие достаточной поддержки со стороны родителей в детстве приведет к тому, что ее будет очень не хватать и во взрослом возрасте. Но изменить это уже нельзя. У нас те родители, которые нам достались. И нужно научиться продолжать жить с этими психологическими дырами, заполняя их постепенно — как получается в конкретных обстоятельствах.

У нас то тело, которое нам дала природа. И те черты, способности и одаренности, которые присущи именно нам. А в окружении те люди, которых мы воспринимаем близкими и родными, а вовсе не другие.

Конечно, замечательно, когда мы стремимся совершенствовать свое тело и способности — это может стать достойной целью в жизни. Или помогать совершенствоваться близким (если они просят, конечно).

Но когда мы пытаемся всерьез переделывать себя или окружающих, пытаясь стать яблоней вместо груши, это разрушает нас.

Жить в несовершенном мире и наслаждаться его дарами, не откладывая жизнь на потом, на тот момент, когда изменятся обстоятельства — непростое искусство. Меня этому научила одна ситуация.

Я ехала на семинар по телесным практикам из Санкт-Петербурга в маленький дальний поселок в Карелии по чудовищной разбитой дороге в стареньком автобусе. Автобус трясся и подпрыгивал на каждой кочке так, что я каждый раз взлетала почти до самого потолка, прежде чем приземлиться на старое продавленное кресло. Желудок бунтовал, руки устали от напряжения, с которым я вцепилась в спинку переднего сидения.

Иногда дорога вдруг становилась ровной, но я не позволяла себе расслабиться. Я уговаривала себя подождать еще полчаса, еще час и будет легче, но от уговоров настроение становилось только хуже. И вдруг в голове все встало на свои места от внезапно пришедшей мысли.

Я поняла, что эта дорога чем-то похожа на жизнь.

Тогда я сказала себе: «Вот это и есть моя жизнь, и другой у меня нет. Я еду и буду ехать так всегда, до тех пор, пока не окажусь в краю непуганых комаров».

Это и был мой момент принятия мира. И в этот же момент я вдруг заметила, какой необыкновенно вкусный запах леса доходит до ноздрей из открытого окошка, хотя раньше казалось, что мой нос ничего не воспринимает, кроме запаха бензина. И что солнце необыкновенно красиво отражается от мокрых после дождя листьев. И как красиво пейзажи за окном просятся на холст художника…

Промежуточный итог

Причины чувствовать себя несчастными при внешнем благополучии нередко бывают переплетены. И даже найдя некоторые из них у себя, не стоит себя обвинять и вновь терять энергию на ненужное чувство вины.

Ведь нас слишком мало учат правильно понимать и использовать такой сложный и совершенный подарок природы, как психика.

Символопластика может стать тем простым и эффективным инструментом, который поможет глубоко заглянуть и как следует с ней разобраться.

Но есть одна причина, которую хотелось бы рассмотреть отдельно, и она стоит того. Тоска по подлинности.

Примечания

4

Лоуренс Дж. Питер. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось // Изд-во: Астрель, 2012.

5

Эрхардт Уте. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят // Альпина Паблишер, 2020.

6

Берн Эрик. Игры, в которые играют люди // Изд-во: Бомбора, 2008.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я