Не перекрашивай меня в другой цвет. Диалоги с психологом

Ирина Василакий

Любить или обладать? Переделывать или соглашаться? Уважать или принуждать? Ответы на все эти вопросы вы получите из этой книги. Диалоги с реальными людьми про нас с вами. Диалоги, как зеркало, отображают истину. А истина всегда богаче заблуждений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не перекрашивай меня в другой цвет. Диалоги с психологом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Возможно ли из клёна сделать дуб?

Они хотели, и я старался

— Я лечился от зависимости, — первое, что сообщил молодой человек на консультации. — Сейчас всё стабильно, но мне тяжело жить.

Далее, работая с фразой «тяжело жить», молодой человек внутри себя обнаружил кусок металла:

— Это похоже на свинец, который залили в форму.

— Где вы видите свинец и в какой форме?

— Свинец в сосуде. Это флакон среднего размера из-под микстуры. Этой микстурой меня лечили в детстве. По ощущениям, это что-то холодное и тяжёлое в животе, ближе к сердцу. Во время нашей беседы «свинец» стал нагреваться, появилось жжение.

— Как этот «свинец», похожий на флакон среднего размера, попал к вам, есть предположения?

— Не знаю.

— Спросите его.

— Мне дали, я взял. Он был сначала маленьким, а потом стал расти. Добавлялся.

Мы продолжаем исследовать путь и причины, по которым «свинец» попал внутрь.

Молодой человек осознал, что этот «свинец» включает ожидания, которые он не оправдал. Далее он перечисляет эти ожидания.

Родители ожидали от него успеха в науках, а он увлёкся мотокроссом. Девушка ждала серьёзных отношений, а он этого не хотел.

— Что происходит со «свинцом» после того, как вы рассказали про ожидания других от вас?

— Он светлеет. Легче дышать.

— Представьте себе, что у вас есть второе имя. Это имя растения: травы, цветка, кустарника, дерева. Кем бы вы себя назвали? С каким растением ассоциируете себя?

— Клён.

— Какой вы клён? Опишите.

Как вы думаете, ваши родители и девушка ожидали увидеть вас клёном или чем-то другим?

— Родители хотели, чтобы я был успешным бизнесменом; девушка хотела видеть героя.

— Если вы продолжите подбирать образы, то предположите, какими растениями они хотели бы видеть вас.

— Дубом, как папа. Виноградом. Девушка всегда мечтала сидеть под виноградом, срывать виноградники и пить красное вино.

— Представьте себе, что вы согласились стать таким, каким они хотят вас видеть. Что будет с клёном, если ножницами вырезать дубовые листья из кленовых?

— Это долго.

— А выживет ли дерево, если изрезать его листья?

— Нет.

— А возможно ли из клёна сделать виноградную лозу?

— Нет.

— Можете вы оправдать ожидания родителей и девушки?

— Получается, что нет. Но я же не дерево!

— Да, не дерево. Вы человек, который живёт со «свинцом» внутри себя. Помог вам этот «свинец» оправдать ожидания, стать таким, какого хотели родители и девушка?

— Нет.

— Что чувствуете сейчас?

— Жжение.

— Что хочется сделать со «свинцом», залитым в форму флакона?

— Он изменил форму, стал мягким и тёплым. Я бы хотел из него сделать крест и где-то поставить. Но можно ли?

— У кого хочется просить разрешения?

— У родителей. Но я причинил им много неприятностей, горя.

— Мысленно обратитесь к ним и попросите разрешения.

— Они разрешили.

— Тогда сделайте со «свинцом» то, чего вы хотите.

Молодой человек разрешил себе освободиться от тяжёлого, которое хранил в себе. Ему стало легче. Для того чтобы «свинец» не вернулся назад, следует осознать, что даже не стоит пытаться оправдать ожидания других и не следует брать всё, что дают.

Кто я? Зачем я?

Я не чувствую, что живу

Передо мной молодой человек. Ему чуть больше 30 лет. Его внешний вид, поза и взгляд в первый момент показали мне уверенного и благополучного человека. Но как только он начал рассказывать о себе и о той проблеме, которая привела его к психологу, всё изменилось. Он сгорбился, взгляд потух, пальцы исполняли свой танец.

— Я не чувствую, что живу. Нет, я каждый день просыпаюсь, иду на работу, работаю. Но я делаю это потому, что надо это делать. Я один, потому что так проще. Не надо ни с кем ничего обсуждать, решать. У меня были отношения несколько раз. Я их прерывал.

— Чего вы хотите для себя? Зачем пришли к психологу?

— Кто я? Зачем я? Эти вопросы вертятся в моей голове. Не понимаю.

— Задайте мне первый вопрос вслух.

— Кто я?

— Вы человек. Вы человек! Вы человек, — на разные лады я произнесла эту фразу. — Вы сын. Вы пассажир. Вы предприниматель. Вы покупатель в магазине. Вы прохожий.

Молодой человек сжался ещё больше.

— Я сейчас перед собой вижу ребёнка, несчастного, непонятого. Ребёнка, который не может противостоять натиску на него. Ребёнку плохо, он не знает, что ему делать. Он как побитая собака с поджатым хвостом. Узнаёте себя?

— Да. Так и было в моём детстве. Я не мог не сердить родителей, учителей. Они все чего-то от меня хотели. Я не понимал, чего они хотят. Понимаете, не понимал!!!

— Какие были мысли, чувства, ощущения при этом?

— Я никому не нужен. Я не такой. Они мучают меня каждый день, а я должен терпеть. Отчаяние, что это навсегда, — мужчина выкрикнул это, с силой сжав пальцы.

Я молчала, давая ему возможность прожить то, что сейчас вернулось к нему из прошлого.

— Предлагаю вам сказать об этом родителям, учителям, всем тем, кто от вас чего-то хотел.

— Как это?

— Точно так, как вы сказали это мне.

— Я не смогу.

— А вы попробуйте. Смотрите на меня, как бы через меня, представляя всех, о ком вы сейчас говорили. Я вам буду помогать, подсказывать фразы.

— Я ребёнок! Я ребёнок! Я не понимаю, чего вы от меня хотите! Вы взрослые, вы умнее, вы опытнее. А я всего-навсего ребёнок! Поймите это! Я имею право быть ребёнком. Быть глупым, несмышлёным, неопытным. Вы мучаете меня своими указаниями. Вы ругаете меня, а я не понимаю, за что!

— Что сейчас с вами?

— Мне легче, но есть страх, что меня за это накажут, — сказал мужчина, пытаясь незаметно посмотреть по сторонам.

— Оглянитесь, смелее. Видите их?

— Нет!

— Вы сейчас сказали вслух. Прошло несколько минут. Вас наказали?

— Нет. Можно я ещё раз скажу?

— Да. Смотрите в окно и говорите.

Мужчина позволил себе сказать то, что он чувствовал, будучи ребёнком, всем тем, чьи претензии к нему были ему непонятны.

— Я человек! Я предприниматель. Я покупатель в магазине. Я сын. Я прохожий, — говорил он, прислушиваясь к тому, что произносит.

Его поза и взгляд стали увереннее, пальцы успокоились.

Я родился! я живу!

— Удалось ли вам чувствовать себя иначе? Удалось ли вам сжиться с утверждением «Я человек! Я мужчина. Я водитель. Я сын. Я предприниматель», которым мы завершили прошлую сессию? — спросила я молодого мужчину через неделю.

— Не всегда. Были моменты, когда я проваливался в своё привычное состояние. Несколько раз получалось сказать себе эти слова, но не во всех ситуациях.

— Когда удавалось, то что чувствовали?

— Уверенность, силу чувствовал.

— Это хорошо или плохо для вас?

— Хорошо.

— Следовательно, это хорошее захочется повторить ещё и ещё. Мы так устроены, что с первого, второго, третьего раза может сразу не получиться, но на четвёртый раз автоматически включится понимание: «Я — человек. Я родился! Я живу! Я живой!» Повторите сейчас несколько раз эти фразы, двигаясь по комнате.

— Я родился. Я живу. Я живой. Я человек! — медленно двигаясь по комнате, проговорил мужчина.

— На сколько процентов вы в это верите?

— На семьдесят процентов.

— Это уже хорошо. Иногда бывает так, что ребёнку забывают дать понять о том, что он родился и живёт. Может быть, так было с вами?

— Никогда не знал про это. Может быть.

— Теперь вы знаете, что родились и живёте. «Зачем?» — был ваш второй вопрос. Есть сейчас на него ответ?

— Нет.

— Прислушайтесь к себе. Что чувствуете, когда слышите: «Живу для того, чтобы быть сыном, покупателем, предпринимателем, человеком»?

— Как будто не про меня.

— Откуда такая мысль?

— Я всегда был ничтожеством. Так себя чувствовал. Родители пытались из меня что-то сделать, а потом махнули рукой. Занялись младшим братом. В школе плохо учился, старался не попадаться никому на глаза. В секции меня родители заставляли ходить, но не получалось, чувствовал себя хуже других. После школы никуда не пошёл учиться. Открыл в себе способность покупать дёшево и продавать дорого. Хорошо на этом зарабатываю. Купил маленькую квартирку, машину. Машина была первой покупкой, очень тяжело было. А когда сел в машину, то почувствовал себя со всех сторон защищённым.

— Вы стильно выглядите.

— Спасибо. Я смотрю на людей и учусь у них одеваться, это помогает в работе. Ну и для того, чтобы никто не догадался, что я нигде не учился.

— То, что вы делаете, приносит людям пользу?

— Не знаю.

— Если вы без обмана купили у тех, кто хотел продать, то помогли им?

— Да. Все мои клиенты без обиды на меня.

— Если у вас купили то, что хотели, вы помогли им в реализации своего желания?

— Получается, что да.

— Из этого следует, что вы принесли пользу людям?

— Наверное. Но это не такая польза, какую делают другие.

— Людям нужна всякая польза. Большая и маленькая, крупная и мелкая, видимая и невидимая. Что чувствуете сейчас?

— Настроение улучшилось. С вами легко разговаривать.

— Предлагаю порассуждать дальше. Если вы покупатель в магазине, на рынке, то покупая, вы помогаете производителям и магазину развиваться, кормить людей?

— Да.

— А как сын вы что-то делаете полезное?

— Я помогаю деньгами родителям. Папа стал инвалидом, пенсия маленькая.

— Следовательно, зачем вы живёте?

— Вы хотите сказать, что живу для того, чтобы быть сыном, покупателем на рынке и в магазине, предпринимателем?

— Да. Разве это мало?

— Но я думал, что живут для чего-то другого.

— Живут для того, чтобы утром просыпаться, улыбаться себе, близким, прохожим. Чтобы работать и делать своё дело честно, на все сто процентов своих возможностей. Не делать злых поступков. Вы совершаете злые поступки?

— Нет.

— Как вы сейчас чувствуете, ощущаете, осмысливаете?

— Как-то всё перевернулось, но напряжения нет.

— А какие подвиги вы совершили? Чего достигли?

— Никаких.

— Ошибаетесь! Вы совершили и достигли. Но об этом — на следующей сессии.

— Первый подвиг, который совершили вы, — это акт вашего рождения, — продолжила я диалог с молодым мужчиной.

— Родился и родился, разве это подвиг? — возразил он. — Мог и не родиться.

— В животике у мамы рай. А чтобы покинуть этот рай, надо принять героическое решение. Пройти трудности и испытания. И не все они зависят от ребёнка. Вы их прошли и родились. И далее в вашей жизни было много других подвигов.

— Каких?

— Вы научились самостоятельно ходить, есть, одеваться, разговаривать, читать и писать. Вы выжили без тепла и ласки. Вы сохранили себя и нашли себе место в этой жизни. Вы всегда можете изменить это место. Выбрать для себя иное.

— Не думал, что это можно назвать подвигами.

— А вы подумайте. Что чувствуете?

— Как будто победил в соревнованиях.

— Есть у вас сейчас, после нескольких наших встреч, убеждение в том, что вы родились и живёте?

— Да. Трудно было к этому привыкать.

— Есть у вас сейчас понимание своей значимости и нужности в этом мире?

— Слабо так верится. Если только за значимость принимать свою работу и заботу о родителях.

— Да, именно это. Если маловато будет, то вы всегда можете сделать больше. Знаете, мудрые люди говорят, что если найти тех, кому хуже, чем тебе, и помочь им, то ценность жизни и уверенность в себе возрастает в несколько раз. Может быть, попробуете?

— Подумаю об этом.

— Скажите, самостоятельно ходить, есть, одеваться, разговаривать и трудиться — это естественно для живого человека, а не для мёртвого?

— Да.

— Вы живой?

— Да.

— Всё то, что на этой планете, — для живых или для мёртвых?

— Для живых.

— Следовательно, всё это для вас?

— Получается, что да, но внутри всё против.

— Вы — один из огромного количества людей на этой планете. Согласны?

— Да.

— Если вы один из нас, то всё вокруг принадлежит вам так же, как и всем. Согласны?

— Я слишком маленький и никчёмный.

— Вы сейчас сравниваете себя так, как сравнивали вас родители и учителя?

— Да.

— В вашем автомобиле много деталей и винтиков?

— Да.

— Они все важны или есть лишние, никчёмные?

— Все. Я вас понял. Вы хотите сказать, что я — винтик, без которого не поедет машина?

Я живу не своею жизнью

— Я живу не своею жизнью, — начал диалог молодой мужчина.

— Почему вы так считаете?

— Я всем должен. Мама, родственники звонят в любое время и раздают указания, даже не спрашивая моего согласия.

— Должны что?

— Должен делать то, что они просят и говорят.

— Приведите конкретный пример, пожалуйста.

— Из свежих. Вчера позвонила мама и, не спрашивая моего желания, сказала: «У меня сломалась дверца шкафа. Приезжай и почини, захвати инструменты».

— Какая реакция в теле и какие мысли возникли у вас после этого?

— Раздражение. Она могла бы поинтересоваться моим временем, тем, чем я занимаюсь. Хочу ли я это делать.

— А вы хотите?

— Нет. Не хочу.

— Скажите эту фразу несколько раз вслух.

— Мама, я не хочу приезжать и чинить шкаф.

— Что чувствуете?

— Мне легче в теле и горле. Комок пропал. Но я начинаю чувствовать себя виноватым. Она же моя мама, а я ей отказываю.

— Есть вариант, в котором можно сказать «не хочу», но не чувствовать себя виноватым?

— Забить на чувство вины.

— Невозможно «забить на чувство вины». Эта эмоция возникнет из глубины, если вы её не размыслите.

— Бросить всё и поехать к маме, скрывая своё раздражение.

— Тоже ущербно. Сколько раз вы так делали?

— Да всегда так и делаю. Меня скоро разорвёт от этого раздражения!!!

— И всё же есть ещё вариант. Вы раздражаетесь на то, что надо починить шкаф, или на то, что надо всё бросить и ехать к маме?

— Скорее на то, что надо всё бросить и ехать.

— Маме угрожает опасность? Если вы не почините шкаф сию минуту, то что произойдёт с мамой?

— Опасности нет. Ничего не произойдёт.

— Подводим итог. В тот момент, когда позвонила мама и сказала про шкаф, вы решили, что это надо сделать немедленно. Это вызвало у вас раздражение. Починить шкаф для вас не проблема. Это так?

— Да.

— Вы не отказываетесь починить шкаф, но не хотите сию минуту. Верно?

— Да.

— А когда вы готовы починить шкаф?

— В воскресенье. Я всегда приезжаю в выходной, чтобы проведать её и привезти продукты.

— Как вам сказать маме следующую фразу: «Мама, я смогу починить шкаф в воскресенье. Потерпишь? Если это срочно, то вызову мастера». Произнесите эту фразу несколько раз. Что чувствуете в теле?

Молодой человек произнёс фразу несколько раз. Напряжение в теле было незначительным. Чувство вины уменьшилось.

— О чём сейчас подумали?

— Представил маму. Она может быть недовольна и может бросить трубку.

— Да, может быть и так. Имеет на это право, так как живёт своей жизнью. А вы имеете право распоряжаться своей жизнью. Согласны?

— Я попробую.

— Скажите, пожалуйста, почему мама не учитывает вашу занятость. Не интересуется тем, что вы сейчас делаете и есть ли у вас свободное время.

— Она никогда не интересовалась. Она всегда лучше меня знала, что мне делать и как делать.

— Это было в то время, когда вы были ребёнком, подростком, жили с ней?

— Да.

— Она видела вас и делала вывод о вашем времяпрепровождении. А сейчас вы живёте отдельно. Верно?

— Да.

— Вы рассказываете маме о том, чем заняты сейчас, о своих планах, о том, из чего состоит ваша жизнь?

— Нет.

— Согласитесь, если мама ничего про вас не знает, то обращается с вами точно так же, как в детстве. Подумайте об этом.

Поставить жизнь на паузу

— Получается, что все эти годы я ждала напрасно? — воскликнула молодая женщина, подводя итог нашей совместной работы.

Я поставила свою жизнь на паузу, — ответила она самой себе.

— Что это значит: поставить свою жизнь на паузу?

— Я не жила, а угождала. Я отказалась в отношениях с партнёром от того, что у меня было.

— Чего хотите сейчас, сделав такой вывод?

— Хочу жить, а не угождать. Но как это сделать?

— Вам приходилось ставить фильм на паузу?

— Да!

— Что вы делали, чтобы досмотреть фильм?

— Снимала его с паузы.

— Если вы осознали, что не жили, что сами поставили свою жизнь на паузу, то и снять её с паузы можете сами. Согласны? — спросила я.

— Наверное, могу, но внутри напряжение и в голове крутятся слова: «А ты спросила разрешения?»

— У кого надо бы спросить разрешения?

— Не знаю.

— Спросите у себя и прислушайтесь к ощущениям в теле.

— Я хочу снять свою жизнь с паузы. Можно?

Молодая женщина повторяет этот вопрос три раза медленно, прислушиваясь к ощущениям в теле.

Результат: напряжение уходит, глубокий вдох.

— В данный момент для вас слова «жить», «моя жизнь» что содержат?

— Заниматься спортом, ходить с друзьями в походы, играть по субботам, сочинять коротенькие стишки и дразнить ими друзей.

— Проговорите всё это, продолжив фразу «Я разрешаю себе…»

— Я разрешаю себе заниматься спортом. Я разрешаю себе сочинять стихи и дразнить ими друзей. Я разрешаю себе отдыхать так, как хочу я. Я разрешаю себе встречаться с родственниками тогда, когда мне удобно.

— Что чувствуете?

— Мне хорошо.

Признаки того, что неосознанно свою жизнь поставили на паузу:

— Я подожду, когда дети вырастут, тогда и заживу так, как хочу сейчас.

— Начну рисовать, петь, танцевать, заниматься спортом тогда, когда у моего мужчины тоже будут увлечения, а то чувствую себя виноватой за то, что мне интересно, а ему скучно.

— Я устрою свою личную жизнь только тогда, когда мама, сестра станут счастливыми женщинами.

— Пусть муж сначала выучится, найдёт хорошую работу, а потом уже и я.

— Я всё делаю для него (неё) и жду, когда он (она) это оценит, и тогда будет мне счастье.

Если это про вас, если вы по любой причине поставили свою жизнь на паузу, чтобы соответствовать ожиданиям других, то осознайте, что никто не запрещал вам жить сегодня! И разрешите себе жить!

Невозможно наесться сэндвичем сейчас, если он будет в будущем!

МНЕ СТРАШНО, А ТЫ БЕГИ!

В момент серьёзной опасности включается механизм защиты у того, кому страшно.

Если мы возьмём пример из животного мира, то антилопа, спасаясь от хищника, падает и притворяется мёртвой. Ей страшно, у неё включается механизм защиты. Её сородичи, антилопы, не падают вместо неё от страха.

У человека всё иначе! Наше настоящее изменило привычное и побудило реагировать на опасность, опираясь на эмоции, но не на разум. Мы боимся за себя, а не за того, кто в опасности.

Чего боимся? Боимся не справиться с теми чувствами и мыслями, которые возникают в момент потери и горя.

Принимается решение: «Не хочу этого видеть и слышать».

— Я хочу сохранить тебе жизнь! Ты должен уехать, убежать, скрыться, исчезнуть, чтобы тебя не мобилизовали, — в страхе за своего мужа требует жена.

Она хочет сохранить ему жизнь. Это нормально. Это естественно!

Но сможет ли он сохранить себе жизнь в чужой стране без работы, без крова, а значит и без денег? Деньги — безопасность. Если их нет, то опасность может быть смертельной.

Она об этом не задумывается. Ей важно, чтобы ей не было страшно!

— Мне страшно за тебя, поэтому ты беги!

Подкреплю свои рассуждения реальной историей.

— Женщина, извините меня, я вижу, что вы русской национальности, — обратился парень к женщине преклонного возраста. — Я не знаю, что мне делать.

— Я слушаю тебя. Ты скрываешься от мобилизации?

— Да. У меня закончились деньги, пришлось уйти из хостела. Мне рассказали о ночлежке для таких, как я. Лёг спать, а когда проснулся, то не было телефона и обуви.

— Сынок, зачем же ты убежал из дома?

— Я не хотел. Жена настояла. Сказала, что хочет видеть меня живым, что я отец наших детей, поэтому обязан сохранить себе жизнь. Вот я и убежал.

— Ты голоден?

— Да. Но я не думаю о голоде. Мне стыдно ходить в этих рваных тапочках. Я их в ночлежке подобрал.

Женщина купила ему обувь. Для него это было важнее еды.

Таких же, как он, парней и молодых мужчин можно было сразу выделить из толпы прохожих. Женщина обращалась к ним с просьбой поддержать этого парня, не бросать, помочь ему выжить. Семейная пара оказалась земляками этого парня и позвала его с собой. Хочется надеяться, что он не пропадёт, выживет.

Я знаю семьи, где мужья хотят вернуться, так как им там плохо. А жёны категорически против, думая, что так сохранят им жизнь. Может быть, а может и нет. Остаётся только на это надеяться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не перекрашивай меня в другой цвет. Диалоги с психологом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я