ДЕЛО и РАДОСТЬ. Заметки, кейсы

Ирина Балинец

Каждый, кто хочет создать обучающие занятия, желает сделать их простыми и в то же время полезными, а еще выступить перед будущими слушателями интересно и легко.Но возникают трудности: как подобрать материал, где черпать вдохновение, страх совершить ошибку.Эта книга поможет разумно упаковать задания, преобразовывать громоздкие части курса, задуматься об умениях. Опробуйте конструктивную обратную связь самому себе, особенно над ошибками в деле.В книге есть истории.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ДЕЛО и РАДОСТЬ. Заметки, кейсы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Второй этап. Подборка кейсов

Кейсы автора с пояснениями, рисунками

Представлено 20 кейсов, которые помогут в подборе заданий для обучающего курса, вдохновят на разработку новых и помогут подготовиться к выступлению. Вы найдете краткое описание, применение и пользу.

Подборка ситуаций

1. Знакомство со слушателями.

Применение: Рассказать о месте, что их ожидает и заинтриговать событием, не раскрыв его до конца. Оставить один-два сюжета и неожиданно их раскрыть.

Польза: Участникам будет интересно узнать, а что дальше. Таким образом повышается интерес к занятиям.

2. Для разделения на подгруппы.

Применение: Объявить ученикам о желании выйти в центр комнаты, например, 3—4 человека. В зависимости от того, сколько небольших групп запланировали. Предложить каждому рассказать о себе. Пример:

— фамилия, имя;

— город;

— место учебы (работы),

— что хочет получить от этого курса (занятия);

— дополнительная информация, по желанию: что хочет рассказать о себе.

В этот момент постарайтесь фиксировать услышанное.

Затем «центральные»5 выбирают по одному человеку в порядке очередности. Так формируются группы. Если остался один человек — он сможет быть судьей или помощником ведущего мероприятия. Если остались двое, то один из них выбирает сам команду. Далее все знакомятся по тому же описанному плану. Кстати, удачный момент — поделитесь сведениями о себе.

Если люди знакомы, например, коллеги по работе: сообщите, чтобы разбились на группы по желанию (Сигнал на будущее! Так видно будет кому и с кем комфортно взаимодействовать).

Выбрать рандомный способ деления: подготовить цветные фигурки из бумаги для слушателей. Затем люди выбирают их из мешочка.

Польза: Узнаете для себя информацию, чтобы ее внести в следующие занятия. Увидите активистов, стеснительных, познакомите людей друг с другом, отметите их открытость/закрытость, предпочтения по сотрудничеству с коллегами.

3. Создание атмосферы доверия и уюта.

Применение:

Уют: Расставьте стулья и столы по кругу, чтобы люди видели лица друг друга. Приготовьте заранее листочки, ручки, карандаши, раздаточный материал. Если захотите создать тематическую обстановку кабинета, например, из бумаги, ленточек, мелков, картины, что найдете дома, будет хорошо.

Доверие: Открытость и преподнесение информации с примерами (истории из личной жизни, эмоции) и включением разного материала. А это как раз элементы ораторского искусства6. Далее подробно об этом поделюсь.

Польза: Люди смогут погрузиться и представить, о чем будет идти речь, плюс порадуются, удивятся подаче информации, интерьеру и почувствуют заботу, проникнуться. Всем станет приятно.

А вы раскроете в себе новое: обустройство помещения и дизайнерские идеи. Вдруг понравится?! На будущее пригодится.

4. Подача новой информации.

Применение: В игровой форме преподнести информацию, соединив имеющиеся знания слушателей с новыми. Можно вести беседу с включением разных тем, моментов, которые бы хотели обсудить с участниками.

Иногда можно отдать инициативу ученикам, особенно, когда все идет хорошо, «витает» доверие в пространстве.

Польза: Слушатели станут активно включаться и почувствуют себя центральными участниками. Повысится интерес к педагогу и занятию.

5. Поощрение.

Применение: Это могут быть слова благодарности, похвалы или поддержки, сказанные после выступления одного из участников. Даже если кто-то выполнил с ошибкой задание, засомневался в своем решении, поддержите.

А после серии занятий (о них не говорить), вручить грамоты в шуточной форме, подарить свои записи занятий, разбор темы, презентацию, фотографии а-ля «незабываемые моменты обучения».

Варианты раздач материала: флешка, диск оформить, выслать на почту или разместить в закрытой группе (в социальные сети).

Польза: Неожиданные сюрпризы ценнее, а поддержка всегда необходима и полезна. Как рассказчику ЕЁ и не оказать?

6. Смена места дислокации.

Применение: Провести занятия в музее, в кафе, на спортплощадке. Если это целесообразно и подходит для вашего курса.

Польза: Для сближения и знакомства с педагогом и участниками. Для разнообразия, отвлечения, для понимания и обработки полученной ранее информации.

7. Использование визуализации.

Применение: Схемы, картинки, карты. Рассказ и демонстрация историй из прошлого вашего личного опыта, выдающихся людей. Показать их жизненные пути, что все возможно сделать.

Польза: Выигрыш — запоминание и понимание материала.

Инфосводка: Вся информация в головном мозге запоминается образами, а не понятиями. Устанавливаются связи между нейронами7, а именно, имеющиеся данные сцепляются с новыми при условии существовании между ними родства.

Как только полученные сведения реализуются на практике, отношение укрепляются между нейронами. Таким образом, вызывая эмоции, новые знания надолго останутся в памяти, ими станет легко оперировать.

8. Диалоги со слушателями.

Применение: Работа с телом, интонацией и вопросами.

— Умелое использование тела: рук, ног, мимики.

КАК не надо делать: руки складывать на груди, прятать за спиной, одной рукой прижимать другую, в руках держать предмет, когда им не пользуются, жестикулировать руками, как при пожаре, перескакивать с ноги на ногу, карманы набивать разными предметами, показывать пристальный взгляд с серьезным выражением (словно вы за всеми следите, и никто от вашего взгляда не уйдет) и монотонно произносить речь (см. Рисунок 2.18).

Часть жестов показывают страх, другие агрессию, третье высокомерие и недоверие. А вам это надо? Ниже приведены рисунки позиций выступающих.

Рисунок 2.1 Частые позиции (страх и неуверенность)

Рисунок 2.1 Частые позиции (страха и защита)

Рисунок 2.1 Частые позиции (казаться хорошим, показать красивые аксессуары)

Лучше так: «Портрет выступающего». КАК надо!

Руки слегка жестикулируют, раскрыты в сторону слушателей. Улыбка на лице. Когда разговариваете с группой, стойте, слегка подавшись вперед. В карманах ничего не лежит. В руке нет лишнего предмета. Без напряжения и презрения (См. Рисунок 2.29).

Рисунок 2.2 Позиции без напряжения и презрения

Осознали это все, и потихоньку двигаемся дальше.

— Играйте интонацией: то тише говорите, то громче, но в меру. МЕРА ВО ВСЕМ НУЖНА и ее надо ПОНИМАТЬ! Говорите понятно и слышно, без криков и надрывов голосовых связок. Поберегите их для себя. Они еще будут нужны.

— Задавайте вопросы, чтобы участники смогли задуматься, принять, прочувствовать на себе события. Вопросы помогают при несогласии с высказываниями или назревающем конфликте между слушателями.

Есть три типа вопросов:

— Первый тип: Какова температура ядра Солнца? (Это вопрос, где нужно дать ответ: точная дата, фамилия писателя, годы жизни и прочее. Вопрос на знаниевый компонент. Его называют закрытым).

— Другой вариант: Почему температура ядра Солнца равна примерно 6000 градусов по Цельсию? (Такая постановка вопроса способствует широкому взгляду и пониманию процессов, происходящих внутри звезды. Ответ на данный вопрос развернутый, и требуется больше сведений). Этот тип вопроса — открытый. Кстати, выигрышный и полезный! Рекомендую использовать часто. Можно начать со служебных слов:

•Как вы думаете…?

•Почему…?

•На ваш взгляд…?

•Каким образом произошел…?

•При каких условиях…?

Промежуточный: Вам нужно отправить резюме на почту или факс? В нем есть ответ на поставленный вопрос, его нужно выбрать из имеющихся версий. Это облегчает поиск информации. Он подразумевает выбор из предложенного списка. Добавлю — уточняющий вопрос.

Почувствовали разницу между ними? Все варианты хороши, надо использовать их в подходящих ситуациях.

Польза: Вызвать понимание, проникнуться событием, порассуждать над проблемой или темой. Увлечь материалом. Найти решение ситуации. Так участники почувствуют себя частью происходящего события.

9. Открытое выступление.

Применение: Делитесь историями: учебой, работой, достижениями. Участвуйте вместе со слушателями.

Смотрите на них, только не пристально, словно увидели букашку на лице. Взгляд скользит и немного задерживается то на одном, то на втором, и так на всех присутствующих. Уделяйте внимание всем.

Польза: Сближение, сопереживание и понимание друг друга. Объединение рассказчика и участников. Поиск общего. Доверие.

(Мне въелся один эпизод из фильма «Баллада Бастера…»

Каждый день поездка в повозке. Выступления перед публикой, мелькание станций, смена дня и ночи, грязных лиц. Доносились невнятные слова до сцены. Сбор денег: копейка за копейкой.

Подручный свет от горящих свеч, занавес опускается и на стуле говорящее тело. Громко произносит слова, игра интонацией, звуки, благодарность и сияние, любовь дарит артист посетителям. Звучит репертуар из драмы со сложным смыслом и словами. Без суфлера и помощника актер читает монолог. Вот только публика не та, она не воспринимает и не понимает такое. Им больше нужны развлечения, выпивка и еда. Но как он блистает, словно играет в большом зале театра. Улыбка, грусть на лице сменяются, внимание всем уделяет актер.

Да, вроде, все хорошо. Но он без рук и ног играет на сцене каждый вечер душевно. Энергия льется ручьями. Но она зрителю не нужна…

Этот человек жил, играл как опытный мастер в театре, а не в маленькой повозке. Он ставил большую цель, но довольствовался малым. Финал трагичен.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ДЕЛО и РАДОСТЬ. Заметки, кейсы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Смелые ученики, вышедшие в центр кабинета.

6

Литвак М. Е. Как узнать и изменить свою судьбу, 2008. — С. 312.

7

Бройнинг Лоретта Грациано. Гормоны счастья: Приручите свой организм вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин / пер. с англ. М. Попов.

8

Фигуры взяты из приложения Caricature, версии: 1.8 и 1.3. Мимика персонажей нарисована автором.

9

Фигуры взяты из приложения Caricature, версия: 1.8. Мимика персонажей нарисована автором.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я