Информационный продукт и ресурс

Ирек Исмагилович Галямов

Категория «информация» – объект экономических отношений. В книге сделана попытка рассмотреть информацию как продукт и как ресурс. Взгляд на информацию в экономическом аспекте.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1: Сущность основных категорий информационного процесса

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационный продукт и ресурс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1: Сущность основных категорий информационного процесса

С момента осознания категории информации (от лат. слова «infomatio» разъяснение, изложение) и до наших дней она понимается в основном как совокупность сведений, данных о природе и обществе, процессах, протекающих в них и отражающихся в сознании людей. Принимая в целом смысловую нагрузку данной категории вначале хотелось бы провести различие между составными частями процесса, который она отражает. Во-первых, это сведения, данные — это информация низшего уровня. Во-вторых, собственно информация как данные, прошедшие анализ и предоставленные получателю. Только те данные являются информацией для потребителя, которые восприняты им (прошли через синтаксический фильтр), понятны ему (преодолели семантический фильтр) и, наконец, полезны, хотя бы потенциально для решения какой-то задачи или проблемы (прагматический фильтр).С учетом этого обстоятельства не будет информацией лекция на непонятном языке, cообщение о падении цен на нефть для представителя первобытного племени лесов Новой Гвинеи, то есть данные не отвечающие хотя бы одному из вышеуказанных требований.

Производитель должен позаботиться о передаче знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме. При этом информация должна обладать способностью пополнять знания потребителя без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных действий, т.е. как правило знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием. Н. Винер, которого называют «отцом кибернетики» в работе «Кибернетика и общество» определяет информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств»(*).Не менее интересное определение дает профессор Стенфордского университета, лауреат Нобелевской премии К. Эрроу:” Где существует неопределенность и имеется возможность ее уменьшить, называется информацией.» (**)

Однако «ресурсом» в современном понимании этого слова информация все же стала в самое последнее время. Действительно, сегодняшние представления о ресурсах любого вида связываются с их крупномасштабностью и, как следствие, с индустриальными методами работы с ними. Применительно к информации такое положение возникло тогда, когда, во-первых, в обществе сложились ее по настоящему массовое производство и потребление; во-вторых, когда для преодоления «информационных барьеров» была осуществлена электронизация информационной деятельности — созданы и внедрены принципиально новые виды техники для переработки, хранения и передачи информации. В связи с этим заслуживает внимания мнение некоторых авторов о том, что выделение и относительное обособление новой сферы деятельности — общественного производства информации — следует рассматривать как четвертый по счету крупный этап общественного разделения труда (после выделения скотоводства, ремесла, торговли).

(*) Цит. по книге: Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса/ Подгот. А. А. Аузан и др.;Под ред. Д. Г. Плахотной. М.:Изд-во МГУ,1992.

Именно с этого времени стало быстро складываться отношение к информации как к экономическому ресурсу. Если рассматривать информационные ресурсы как предмет труда, а ЭВМ и периферийное оборудование как средства производства, то можно выделить так называемый информационный сектор экономики..В данной связи прежде всего хотелось бы сказать о задаче становления и развития в рамках широко трактуемой экономической науки новой ее отрасли — экономики информационного производства, или, короче, информационной экономики.

В экономических системах, основанных на рыночных отношениях, наряду с рынками потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг выделяют и еще один макросектор — рынок информации.. Однако в неоклассических моделях не всегда признается существование рынка информации, для которого в отличие от рынков других товаров не характерна структура совершенной конкуренции, теоретически обуславливающая эффективное размещение ресурсов. Причина этого заключается в двух главнейших особенностях информации как товара: во-первых информация неделима, и во-вторых она далеко не всегда приносит прибыль ее владельцу. Информация неделима, потому что, например, некий сигнал может быть очень важным с технологической точки зрения и одновременно бесполезным с точки зрения определения масштабов производства. Предприниматель тратит деньги на информацию не ради самого производства, а ради прибыли, поэтому промышленному гиганту требуется больше информации, чем малой фирме. Таким образом, информация способствует монополизации рынка, что противоречит принципам теории общего конкурентного равновесия.

Растущая зависимость общественной и личной практики от информации, необходимость информационного обеспечения всех сторон и сфер жизнедеятельности общества привели к тому, что информация все больше выделяется как особый самостоятельный фактор процесса производства, особая сфера общественного разделения труда — инфосфера и особый вид экономического ресурса — информационный ресурс. По своему значению и роли в процессе воспроизводства прежде всего экономические, в том числе информационные ресурсы представляют собой «запас» производительных сил и определяют процесс производства и все последующие звенья воспроизводства — «поток».

Переход ресурсов из «запаса» в «поток» превращает ресурсы в факторы производства: фактор производства — это производственный ресурс, cтановящийся элементом процесса производства, т.е. действующий активный элемент производительных сил. Результатом его использования является продукт, дальнейшее движение которого включает в себя помимо удовлетворения текущих производственных и непроизводственных общественных потребностей также и возобновление и расширение ресурсов («запасы»). Таким образом, ресурсы в воспроизводственном процессе составляют не только предпосылку процесса производства, его необходимое условие, но и результат этого процесса, «замыкают» процесс производства и вновь дают ему начало. Информация как фактор производства вместе с тем далеко не замыкается непосредственно процессом производства.

(**) Цит. по книге: Тамбовцев В. Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации., М.: Издательство МГУ, 1993

Ее роль в функционировании социально — экономической среды производства трудно переоценить.

Экономика, экономические процессы — это не только движение продуктов и ресурсов, это, в первую очередь, информационные потоки, без которых невозможно воспроизводство в экономическом масштабе; переплетение и соединение потоков экономической информации не просто сопровождают и координируют движение ресурсов и продуктов; характер информационного потока напрямую связан с типом общественных систем. Давно установлено, что об-

щественным системам тоталитарного типа свойственно стремление к монополизации информации на всех уровнях хозяйственной жизни, откуда и проистекает своеобразное «искривление информационных потоков». Не случайно экономика тоталитарных обществ была определена Ф. Хайеком как «информационный хаос»(*).

Став самостоятельным фактором процесса производства и воспроизводства, информация оказалась в поле зрения экономической науки поистине как «неопознанный обьект». Если любой другой фактор вещественно и субъектно определен, то информацию в качестве материального обьекта определить трудно.

Специфика сферы производства информации (инфосферы) связана со спецификой ее продукта: конечный продукт, информационная услуга определяется как доведение информации до потребителя в удобной для него форме и с применением технических средств. В наиболее общем виде информационный продукт может быть определен как упорядоченная информация. НТП выдвинут на первый план как особый вид информационной услуги — это не просто набор упорядоченных данных, а способ их обработки и управления движением, программа.

Информационный продукт в виде програмных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения приобретает стратегическое значение по сравнению с такими характеристиками средств, как вычислительная мощность, память или пропускная способность. Маклухан выдвинул другое положение о большей важности «сообщения», т.е. информационного продукта по сравнению с носителем, т.е. средства наиболее подготовленные в области информационных технологий. Конечные потребители осознают, что хорошо выполненный информационный продукт «сообщение» (*) сохраняет свою ценность дольше, чем конкретные носители, которые приходят и уходят.

Технологии, которые обеспечивают производства носителей, способствуют также созданию нового, представляющего интерес информационного продукта. Здесь представляется целесообразным дать определение понятия"индустрия информации». Итак, индустрия информации — это отрасль и сфера народного хозяйства, предназначенная для создания и эксплуатации информационных ресурсов. Основанием для выделения индустрии информации в отдельную отрасль и сферу служит требование для создания и эксплуатации информационных ресурсов по производственной и научно — технической информации и организации к ним промышленного доступа. Это может обеспечить только мощная информационная индустрия, насчитывающая десятки ты-

(*) Цит. по книге: Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса/ Подгот. А. А. Аузан и др.;Под ред. Д. Г. Плахотной. М.:Изд-во МГУ,1992

сяч больших машин, сотни тысяч малых ЭВМ и миллионы персональных компьютеров. В ее сфере занято большое количество высококвалифицированных работников. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день индустрия информации становится самой быстроразвивающейся сферой бизнеса.

На основе введенных понятий: «информация», «информационный продукт», «информационный ресурс»,«информационный рынок», «информационная экономика», «индустрия информации» представляется возможным дать определение категории «информационная инфраструктура». Информационная инфраструктура может быть определена как комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование информационного рынка, выполняющих функции посредников в процессе производства, обмена, распределения и потребления информации или берущих на себя решение вспомогательных задач информационного кругооборота между домохозяйствами, фирмами, государством и обществом.

Как правило к информационной инфраструктуре относятся биржи, кредитно-финансовая система, государственные финансы, налоговая система, система регулирования занятости, фирмы занятые в области информационного бизнеса, консалтинговые фирмы и другие институциональные образования.

Экономические аспекты являются второй причиной господствующего положения информационного продукта. Технология снижает стоимость отдельных блоков большинства средств. В то же время стоимость информационного обслуживания растет, что связано в значительной степени с высокой стоимостью квалифицированного труда. Специалисты и мастера искусств, которые создают информационный продукт, представляют собой дефицитные и дорогостоящие ресурсы, денежное вознаграждение которых зависит от инфляции.

Практика показывает, что без развития представлений об информационных ресурсах и без использования этого понятия в научном анализе уже вряд ли можно обойтись. Для того, чтобы лучше разобраться в сущности понятия информационные ресурсы сравним два его словарных определения: применительно к экономической деятельности на макро — и микро — уровне.

В первом случае под информационным ресурсом понимается информация, которая представляет ценность для предприятия и может быть оценена подобно материальным ресурсам.

Отправные позиции, с которых дается другое определение ориентируют, во-первых, на крупномасштабный подход к информации, и, во-вторых, на ее разграничение по содержанию и практической доступности, не противореча определению, приведенному выше. Оно значительно его развивает и обогащает. Информационные ресурсы государства, по этому определению представляют собой непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Определяя роль информационного ресурса в экономической системе необходимо отметить следующие его особенности:

1. Воздействие информационного ресурса на эффективность производства и экономический рост без физического увеличения традиционных ресурсов.

(*) Цит. по книге: Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса/ Подгот. А. А. Аузан и др.;Под ред. Д. Г. Плахотной. М.:Изд-во МГУ,1992

2. Непосредственное воздействие информационного ресурса на субъективный фактор производства, на человека, его интеллектуальный уровень, характер его экономического и социального поведения.

3. Воздействие информационного ресурса на ускорение воспроизводства, на сокращение времени производства и времени обращения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1: Сущность основных категорий информационного процесса

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационный продукт и ресурс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я