Зарисовки из музея – 2022

Ирада Ризванова

ОТ АВТОРОВКаждый день мы встречаем наших посетителей в залах Русского музея. Они очень разные. Они любознательны, задают много вопросов. Они заставляют нас изучать не только творчество художников, историю Михайловского дворца, но и театральные афиши, маршруты городского транспорта и, даже, меню и цены ближайших кафе. А иногда своими вопросами они создают нам настроение..

Оглавление

ИРАДА РИЗВАНОВА

В ОТСУТСТВИИ АЙВАЗОВСКОГО

Жарким летним днём 2021 года Ирина, миловидная рыжеволосая женщина-смотритель средних лет и весьма приятной наружности, работала в «зале Айвазовского».

В начале 2021 года увезли морские пейзажи Айвазовского. На выставку увезли, в Испанию. На время испанских «гастролей» популярные работы «Волна», «Девятый вал» и другие морские пейзажи великого мастера были заменены на малоизвестные «сухопутные» картины.

Посетители музея, ожидавшие увидеть в академическом зале буйство морской стихии, терялись, перебегали в соседние залы, возвращались, непонимающе озираясь по сторонам, и, в конце концов, обращались к смотрителям с вопросами типа: «Куда делся настоящий Айвазовский?».

В тот знойный день в середине лета поток негодующих не иссякал. Посетители сетовали на то, что на сайте музея нет информации об «отсутствии Айвазовского». Некоторые скандально утверждали, что в кассах музея должны предупреждать, что «главных работ» музея нет…

Усталая Ирина Васильевна всю музейную рабочую смену жестами объяснялась с посетителями: разводила руками, прижимала ладони к груди, втягивала голову в плечи, делала кроткий потерянный взгляд…

Одна крупная брюнетка, возглавлявшая группу армянских туристов, вообще заявила: «Мы прилетели посмотреть море великого арррррмянского художника, а моря нет! Безобразие! Будем жаловаться! Ведите меня к руководству!». Ирина Васильевна мягко объяснила негодующей армянской предводительнице, что обеспечение доступа к руководству не входит в обязанности смотрителя.

К концу дня перед Ириной возникла странная пара — юркая пожилая женщина в вязаной шляпке и полный мужчина средних лет. Тонкая морщинистая шейка старушки была кокетливо повязана алым платочком.

— Это Коля, мой друг с одноклассников. Коля любит море Айвазовского. Он приехал ко мне в гости ради посещения Русского музея!

— Я понимаю вас, — непонимающе проговорила Ирина Васильевна. Разница в возрасте этой пары школьных друзей была очевидна. О социальных сетях типа «Одноклассники» Ирина Васильевна имела весьма смутное представление.

— Мы с сайта «Одноклассники», друзья, — уточнила продвинутая проницательная старушка.

— У вас ко мне какой-то вопрос? — Ирина Васильевна по-прежнему не понимала для чего старушка представила ей обожающего море Колю.

— Да. Где Айвазовский? Ни «Волны», ни «Девятого вала»? Прошлым летом всё было тут! — и пожилая дама указала пальцем на стену.

— Да, в прошлом году — да. В этом году работы на выставке в Испании.

Старушка замерла на несколько секунд, затем неожиданно истерично начала высказывать своё мнение о сотрудниках музея, позволивших вывезти без предупреждения шедевры Айвазовского.

Ирина Васильевна вжалась в стул. Кого и как должны были предупреждать сотрудники музея она не понимала, и не собиралась уточнять, но согласно кивала головой, в надежде, что немолодая посетительница скоро выдохнется и оставит таки ее, Ирину Васильевну, в покое.

— Но ведь у вас есть возможность увидеть редкие работы великого мастера, — тихо пролепетала она.

— Чьи работы? Айвазовского?

— Да, да, Айвазовского! — радостно закивала головой Ирина Васильевна и стала показывать на несколько картин в другом конце зала. — Это удивительная возможность, уверяю вас!

Старушка решительно засеменила в противоположную часть академического зала, «одноклассник» Коля послушно побрел за ней. Ирина Васильевна выдохнула. «Ну сейчас полюбуются на то, что есть и пойдут дальше», — подумала она. На душе стало чуть легче, но голова по-прежнему болела.

Не успела Ирина Васильевна насладиться наступившей тишиной, как перед ней снова возникли «одноклассники».

— Это не настоящий Айвазовский! — вопила старушка. «Одноклассник» Коля молча кивал в знак согласия.

— Не похоже на Айвазовского! Там нарисованы какие-то кавказцы на осликах у обрыва! — восклицала посетительница.

— Это Пушкин. И он на коне… в горах, Ай — Петри вообще-то, — пролепетала Ирина Васильевна.

— Безобразие! Тут всегда был Айвазовский! А теперь его нет! Где он? Где Айвазовский? Где море? Я вас спрашиваю, где оно? Вы, как учреждение культуры, должны заботиться об отечественном потребителе! — пафосно восклицала пожилая дама. — Где Айвазовский? Где, я вас спрашиваю?

Посетительница ещё несколько минут говорила о том, что она думает о сотрудниках музея, допустивших такую ситуацию с Айвазовским. Наконец старушке наскучило скандалить, воцарилась долгожданная тишина.

— И все-таки сам-то Айвазовский где? — вдруг тихо произнёс молчавший все это время «одноклассник» Коля.

— Сам Айвазовский??? — Ирина Васильевна подняла на него свои грустные зелёные глаза и всхлипнула. — Печально, но… Сам Айвазовский скончался… Я сожалею…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я