Информационное общество – 2030. Политика развития образования Республики Казахстан

Коллектив авторов, 2010

Политика развития образования Республики Казахстан основывается на результатах научного анализа Научно-Образовательного Фонда «Аспандау». Миссия этой Политики – консолидация и вдохновление людей на созидание национальной системы образования нового информационного общества с экономикой, основанной на знаниях. Она призвана задать новые ценности и ориентиры для последующего развития образования как фундамента воспроизводства общества, стать руководством к действию в сфере управления образовательным процессом для каждого гражданина как на уровне системы образования, так и на уровне её отдельных учреждений, в том числе НПО, СМИ и даже семьи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационное общество – 2030. Политика развития образования Республики Казахстан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Политика развития образования Республики Казахстан «Информационное общество — 2030»

Введение

«Не вокруг творцов нового шума, а вокруг творцов новых ценностей неслышно вращается мир».

Ф. Ницше

Несмотря на наличие положительных, сугубо количественных оценок образовательных достижений РК, при сопоставлении с мировым уровнем очевидным фактом является то, что в течение последних 15–20 лет наблюдается устойчивая тенденция деградации казахстанской системы образования и науки по качественным характеристикам. Пришли в запустение многие отрасли естественных и технических исследований, а масштабы и глубина гуманитарных и социальных кардинально снизились.

Но главное — до недопустимо низкого уровня упало качество образования в самом широком, содержательном смысле этого слова, а не только в узком, собственном смысле оценки усвоения содержания. Это обусловлено как недостаточным научным и личностным потенциалом преподавателей, так и систематическим выхолащиванием научного содержания образовательных программ и пособий, а также многими другими причинами. Сегодня преобладает мнение, что эту проблему можно решить посредством увеличения объёмов финансирования, но проблема качества образования не решается таким простым способом.

Ведь вызов, по сути, состоит в том, что мы имеем дело с глобальной проблемой:

• Мало где в мире существующая система образования переросла рамки индустриального общества и в полной мере отвечает современным, «информационным» требованиям кардинально изменившейся социальной системы, вследствие чего личность человека не может адаптироваться к информационной революции и к нарождающемуся информационному обществу.

Новый концептуальный подход не столько в том, чтобы повысить качество образования, сколько в том, что надо разработать и реализовать проект Системы Образования Информационного Общества. Цель СОИО — обеспечить условия формирования личности информационного общества как личности новой «эпохи перемен» (Элвин Тоффлер), способной изменяться, предвидя завтрашние требования. Образно говоря, миру сейчас нужны «информационное образование», которое много шире информационно-технологического в культурном и предметном аспектах, и «информационная личность» как первичный элемент информационного общества.

Прежде индивид, в процессе социализации сформировавшись как личность, был способен использовать накопленный личностный потенциал всю жизнь, изменяясь крайне мало. Теперь это невозможно. Процесс накопления информации протекает с такой скоростью, что в течение цикла активной жизни (40–50 лет) содержание личностного потенциала необходимо кардинально «обновить» не менее 5—10 раз (в зависимости от области деятельности).

В Казахстане одной из чрезвычайно важных причин указанного падения качества образования явился разрыв связи науки и образования. Наука как важнейший инструмент процесса познания транслирует добываемое знание обществу посредством образования, а последнее помогает науке это знание сохранять и развивать, в том числе через подготовку научных кадров в вузах. Однако в постперестроечное время естественная связь между научными достижениями и образовательным процессом на всех его этапах, включая дошкольное, школьное и высшее образование, разрушилась. Вследствие этого наука и образование в современном их состоянии не могут обеспечить необходимых условий для формирования сбалансированной и высокоразвитой личности с расширенной метрикой сознания и стремлением к познанию как одному из важнейших инструментов самореализации и организующей деятельности.

Другая причина — причудливое сочетание остатков догматизма советской школы и узкого прагматизма, не оправдавшего себя на Западе «компетентностного» подхода, лишает личность твёрдой и надёжной опоры, каковой должны быть точные и научно обоснованные представления о природе, человеке, обществе и специфике их системного взаимодействия. Эклектическое смешение подчас противоречащих друг другу учений, отсутствие чётких ценностных приоритетов, подмена понятий и смещение их смыслов в конечном счёте дезориентируют личность в процессе образования. При принятии жизненно важных решений ей не на что опереться, кроме сиюминутных, ситуативно обусловленных представлений и мотивов.

Не менее важной причиной является то, что в процессе поспешной деидеологизации образования была предпринята попытка вместе с коммунистической идеологией избавиться от какой-бы то ни было идеологии вообще. Вследствие этого научная истина как одна из важнейших ценностей образования и науки перестала быть целью добросовестного служения. Философия и методология научного познания лежат в основе процесса поиска научной истины. Однако современные выпускники университетов с красными дипломами в большинстве своём не имеют о них никакого представления, так же как и о законах формальной и диалектической логики. Вряд ли они догадываются о существовании научного подхода, который, по сути, представляет собой, помимо системного наблюдения явлений и измерения их свойств, ещё и вполне верифицируемые умозаключения. Беспристрастие и личное бескорыстие, предполагающие доминирование более высоких, чем значимость собственной личности, идеалов, образуют нравственное условие успешного поиска истины.

Вследствие катастрофического снижения научно-теоретического уровня преподавателей и образовательных программ новые поколения казахстанской молодёжи фактически лишаются условий, необходимых для формирования концептуального мышления на уровне категорий, общенаучных понятий и научных терминов. Повсеместно торжествуют бытовые смыслы. Существующие регламенты регулирования образовательного процесса омертвели и используются в качестве прокрустова ложа чиновниками от образования, нередко в своих личных, особых интересах.

Ещё одна важная причина — низкий социальный статус педагогических работников как основных носителей научного знания и представителей современной науки в системе образования. В результате произошёл массовый исход наиболее профессионально подготовленной, творческой и активной части профессорско-преподавательского состава из средней и высшей школы. Другими словами, имело место резкое снижение уровня личностного потенциала системы образования, и без его восстановления невозможно обеспечить оптимальные условия для увеличения личностного потенциала страны. Пока преподаватель не станет высокооплачиваемым организатором научно-образовательного процесса, административно защищённым от произвола начальства и коллектива, и пока звание учителя не обретёт высоконравственное звучание, наиболее квалифицированные, прогрессивно мыслящие представители нашего общества вряд ли подключатся в массовом порядке к работе детских садов, средней и высшей школ.

Указанные выше причины подрывают важнейшие условия воспроизводства личностного потенциала страны как единственно подлинного источника её благосостояния, порождают мотивы для массового оттока за границу не только наиболее перспективной и интеллектуально развитой молодёжи, но и состоявшейся элиты страны, в том числе и деловой. Чтобы переломить эти тенденции, необходима консолидация здоровых сил общества на основе осознания чрезвычайной важности развития личностного потенциала.

Основная тяжесть ответственности в этом процессе возлагается на институты гражданского общества. Именно они должны оценивать качество образования, влиять на образовательную политику, в том числе государства, и согласовывать направления расходования ресурсов в интересах общества. Смысл их ответственности заключается не только в том, чтобы аккумулировать дополнительные, необходимые образованию средства, но и в том, чтобы квалифицированно, бескорыстно и прозрачно их распределять для пользы общего дела. Многие считают, что этим должно заниматься государство, но, к сожалению, проблема в том, что интересы государства и общества в распределении бюджетных средств существенно расходятся с личными и корпоративными интересами конкретного чиновничества в условиях отсутствия его подотчётности структурам гражданского общества.

По своей сути процесс накопления личностного потенциала является сложным и многокомпонентным. Он может рассматриваться как процесс повышения уровня организованности личности и содержательно выражается в усвоении ценностей, теоретических и практических знаний, формировании способностей, умений, навыков и т. п. Это, собственно, и определяет потенциал личности как творческого субъекта. Совершенствуясь, личность системно усложняется, нарабатывая всё новые механизмы, свойства и черты. Таким образом повышается общий уровень её духовного, интеллектуального, эмоционального, физического и т. п. развития.

Одним из важнейших механизмов накопления личностного потенциала страны является согласование ценностных ориентаций людей и производных от них деревьев целей с объективной системой ценностей и ее интериоризациея (внутреннее принятие). Однако сделать объективную систему ценностей всеобщим достоянием невозможно без современного научного подхода и эффективных образовательных технологий, отвечающих требованиям информационного общества.

В аспекте усвоения знаний процесс накопления личностного потенциала осложняется тем, что людям необходимо тратить деньги, время и усилия на усвоение знания. Знание как истинное представление о действительности — это не любая информация, а та, которая может быть использована не только как условие или результат познания, но и как средство обработки данных и накопления информации. По своей природе знание невещественно, его невозможно купить. Оно может быть освоено лишь на определённом уровне развития личности. Поэтому знание можно усваивать, развивать и передавать лишь при наличии соответствующих способностей, ценностей, интересов и мотивов. В целом проблематизация и актуализация у людей познавательных потребностей является отдельной, большой и вряд ли до конца разрешимой проблемой. Поэтому преподаватели, способные вдохновлять людей своим примером, словом и делом, побуждать к познанию, являются бесценным достоянием общества и по праву называются просветителями. Массовое распространение учебно-методических продуктов (материальных носителей знания) не зависит от личностного потенциала и времени преподавателей, но без общения с ними мы вряд ли сможем развить общество на основе живой мысли. Трансляция и трансферт знаний образуют основу, на которой строится процесс усвоения ценностей, формирования и развития способностей, умений и навыков. В известной мере умения, навыки и порою даже ценности — это лишь уровни освоения знания в процессе накопления личностного потенциала.

Чем выше личностный потенциал страны, тем выше её национальная конкурентоспособность. Никто не начнёт инвестировать по-настоящему в реальный сектор экономики, в диверсификацию материального производства, пока не сформируются соответствующие социальные группы как носители объективной ценности общего развития страны. Эта профессиональная задача государственного масштаба выпала на долю гражданского общества.

На наших глазах в мире впервые развернулся действительно глобальный кризис. Вследствие исторически закономерного ускорения накопления информации произошла информационная революция. Информационные технологии требуют от общества информационной культуры, прежде всего принципиально нового уровня развития личности, включая психологию социального поведения и деятельности. Например, более недопустимо эмитировать электронные деньги просто нажатием клавиши, не согласовывая, как и прежде, свои решения с людьми, производящими реальные товарные стоимости, в целях обеспечения которых эти деньги должны эмитироваться. Переживаемый нами кризис не является чисто экономическим. Его природа много глубже. Это кризис цивилизационный, так как он охватывает всю систему экосоциальных отношений и основан на кризисе ценностей человеческого существования.

Ставка слишком велика, чтобы серьёзно недооценивать идеологическую, моральную и разъяснительную роль научно-образовательных мер. Сегодня серьёзно недооценён психологический фактор деморализации госслужащих, предпринимательства и населения, и нам пора выстроить культурную политику так, чтобы возникли реально объединяющие нас ценности и глубокая вера в них. Банальное стремление к материальному, личному успеху как наиболее важная индивидуальная цель всегда будет разъединять нас в силу своей до абсурда доведённой конкретности. Осознанное подключение масс к новой информационной, как и любой иной культуре, обеспечивается только системой образования.

Наше общество переживает критический момент развития. Это точка бифуркации в процессе изменения нашей социальной системы. Трансформация последней неизбежна. Она либо деградирует, либо продолжит своё развитие на основе ценностей и принципов информационного общества. В результате развития в течение последних двух десятилетий Казахстан более не вмещается в прокрустово ложе местных экономических, политических и культурных традиций. Вследствие этого в нашем обществе нарастают внутрисистемные противоречия, для разрешения которых необходимы новые ценности и политические ориентиры, обеспечивающие сохранение и дальнейшее развитие социальных институтов.

Излагаемая в этом документе Политика призвана задать эти новые ценности и ориентиры для последующего развития образования как фундамента воспроизводства общества. Она основывается на результатах научного анализа, описанных в концепциях, доктринах и стратегиях развития образования и науки РК, разработанных Рабочей Группой Научно-Образовательного Фонда «Аспандау».

Эта Политика призвана быть руководством к действию в сфере управления образовательным процессом для каждого гражданина как на уровне системы образования, так и на уровне её отдельных учреждений, в том числе НПО, СМИ и даже семьи.

Миссия этой Политики — консолидация и вдохновление людей на созидание национальной системы образования нового информационного общества с экономикой, основанной на знаниях.

Резюме Политики Развития Образования Республики Казахстан:

НАИМЕНОВАНИЕ: «Инфор мационное общество-2030»

ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ: Поручение правления НОФ «Аспандау» по протоколу № 1 от 6 марта 2010 г.

РАЗРАБОТЧИК: Президент и исполнительная дирекция НОФ «Аспандау»

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Гражданское общество и Правительство РК

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ: Создание к 2030 г. в РК Системы Образования Информационного Общества (СОИО), обеспечивающей устойчивое функционирование и развитие информационного общества

1. Цель — Обеспечение Условий Образования Информационной Личности:

1.1. Проблема преодоления деидеологизации системы образования:

1.1.1. Задача пропаганды объективной системы ценностей (ОСЦ)

1.1.2. Задача пропаганды национальной идеи индивидуальной открытости

1.1.3. Задача внедрения свободного правосознания и методов работы с информацией, деструктивной для сознания права как свободы, естественно присущей социальной природе человека

1.2. Проблема преодоления выхолащивания научного содержания процесса образования:

1.2.1. Задача стандартизации национальной модели образования и её международной интеграции

1.2.2. Задача постоянного обновления и систематизации научного содержания образовательных программ и технологий, предметных дисциплин и учебно-методических пособий

1.2.3. Задача формирования научных школ в научно-образовательном процессе

1.2.4. Задача эффективного мониторинга, анализа и оценки качества образования

2. Цель — обеспечение доступа к СОИО

2.1. Проблема равного доступа к обязательному и иному гарантированному стандарту образования:

2.1.1. Задача обеспечения минимально необходимого, гарантированного государством, качества обязательного среднего образования на селе, а также равных возможностей для сельских и малоимущих лиц по получению высшего и иного необязательного образования

2.1.2. Задача обеспечения минимально необходимого, гарантированного государством, качества обязательного среднего образования, а также равных возможностей по получению высшего и иного необязательного образования для лиц с ограниченными возможностями

2.1.3. Задача обеспечения минимально необходимого, гарантированного государством, качества обязательного среднего образования, а также равных возможностей по получению высшего и иного необязательного образования для лиц, находящихся в местах заключения

2.2. Проблема равноправного допуска к высшему и иному необязательному образованию для отбора наилучших кадров:

2.2.1. Задача предъявления равных требований по отбору кадров для высшего и иного необязательного образования в целях выбора наилучшего персонала и недопущения к нему на платной и иной основе лиц, не соответствующих предъявляемым академическим требованиям

2.2.2. Задача «позитивной» дискриминации в пользу малоимущих лиц, выходцев из села, лиц с ограниченными возможностями, а также высокоодарённых иностранных лиц при предоставлении образовательных грантов для высшего, постдипломного и иного необязательного образования

2.2.3. Задача пропаганды и развития постоянной переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения набора слушателей на дополнительное качественное образование

3. Цель — формирование Корпуса Профессиональных Просветителей

3.1. Проблема накопления личностного потенциала системы образования:

3.1.1. Задача повышения социального статуса преподавателя

3.1.2. Задача создания в системе образования организации профессиональных просветителей, а также поиска и призыва в неё лучших кадров страны

3.2. Проблема развития личностного потенциала системы образования:

3.2.1. Задача создания Единого Методологического Комитета по регулированию научно-образовательной деятельности

3.2.2. Задача постоянного повышения и аттестации профессиональной и психологической квалификации преподавателей

3.2.2. Задача массовой переподготовки существующего профессорско-преподавательского состава за счёт реорганизации Программы «Болашак» в части направления за рубеж вместо 3 000 студентов-добровольцев на год обучения 6 000 преподавателей на обязательные полгода переподготовки

4. Цель — внедрение эффективного общественного управления в системе образования

4.1. Проблема внедрения академического публичного самоуправления:

4.1.1. Задача формирования академических публичных органов самоуправления в системе образования

4.1.2. Задача вовлечения в самоуправление сотрудников, учеников, студентов и слушателей в учреждениях образования

4.2. Проблема внедрения современной системы финансового управления системой образования:

4.2.1. Задача упорядочения и децентрализации финансового управления в системе образования

4.2.2. Задача увеличения финансирования системы образования

4.3. Проблема маркетинга системы образования:

4.3.1. Задача прогнозирования и формирования кадровых потребностей экономики и государства

4.3.2. Задача направления (распределения) выпускаемых кадров по отраслям и уровням экономики и государства

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭТАПЫ: 2010–2030 годы: Первый этап — 2010–2020 годы Второй этап — 2021–2030 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ:

• Полный охват дошкольным воспитанием и обучением как в городской, так и в сельской местности

• Высокие результаты учащихся в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS, TEDS-M, ICILS

• Единая система электронного обучения, не менее 100 Кв/сек. и 1 компьютера на одного учащегося

• Национальная квалификационная система, признаваемая внутренним и внешним рынком труда В рейтинге лучших мировых университетов лучшие вузы Казахстана

ИСТОЧНИКИ И ОБЪЁМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ:

Не менее 10 % ВВП финансирования из госбюджета, 30 % от ежегодных поступлений в Нацфонд, не считая частных пожертвований и вложений

Аналитическая база

1. Исследования Национального центра оценки качества образования при Министерстве образования и науки РК и проект Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 гг.

Национальный центр оценки качества образования при Министерстве образования и науки РК под руководством профессора Б.К. Дамитова выпустил в 2008 году основательный «Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан», где сказано:

«Проведённый анализ состояния системы образования в 2007 году показывает, что Казахстан по уровню создаваемых государством социально-экономических условий для функционирования системы образования, её ресурсного обеспечения, организации и осуществления образовательного процесса достиг в прошлом году по многим параметрам высоких результатов.…В то же время продолжают иметь место значительные проблемы, целенаправленное и планомерное решение которых будет способствовать дальнейшему эффективному развитию системы образования и повышению уровня конкурентоспособности страны…»

Если извлечь из всех обозначенных в выводах этого доклада проблем краткое резюме, то получается:

1. В Казахстане весьма популярно высшее и чуть менее популярно среднее профессиональное образование, но к ним не имеют доступа малообеспеченные многочисленные слои населения из-за его платности и удалённости.

2. Нет никаких оснований полагать, что люди идут в вузы в целях научно-образовательной (академической) деятельности, как это предусмотрено высшим образованием по определению. Скорее наоборот: есть все основания полагать, что люди стремятся к деловой карьере в практической деятельности. И если бы колледжи не считались средним специальным и/или профессиональным образованием, а хоть как-то были приравнены к бакалавриату, позволяющему им, помимо специальных и технических должностей, занимать общие, руководящие должности в экономике и государстве, то эти люди не перегружали бы собой вузы. То, что вузы мало готовят специалистов по техническим специальностям, также связано, судя по всему, с непопулярностью производственно-технических сфер труда в Казахстане.

3. Данное обстоятельство, учитывая факт повсеместного «вымывания» и старения научно-педагогических кадров, должно привести аналитическая база Казахстан к разрушению сначала системы образования, а потом и системы науки, если в скором времени страна останется без профессорско-преподавательского состава.

4. В Казахстане не очень популярны лицеи и иные учреждения начального профессионального и/или профессионально-технического образования, дающие, помимо среднего незаконченного образования, рабочие специальности. Тем не менее есть основания полагать, что их просто не хватает, то есть доступ к ним ограничен по причине недостаточного государственного финансирования этого нужного экономике и по сути обязательного вида образования.

5. В Казахстане явно не хватает средних школ, иначе бы более трети школьников не занимались в послеобеденное и иное неудобное для усвоения знаний время.

6. В Казахстане острая нехватка детсадов и иных учреждений дошкольного воспитания и обучения (ДВО), так как ДВО должен быть охвачен почти весь контингент дошкольников, а не мизерная часть. Есть все основания полагать, что асоциальное поведение школьников как-то связано с отсутствием системы ДВО как таковой.

7. Есть существенные причины полагать, что Единое национальное тестирование (ЕНТ) и Промежуточный государственный контроль (ПГК) как форма контроля качества образования не вполне объективны и целесообразны. Отсутствие прямой связи успешной сдачи ЕНТ и ПГК с углублённым изучением предметов, рост спроса на частное репетиторство и уровень зарплаты преподавателей, которая почти наполовину ниже средней по стране, как-то связаны между собой. Эта связь приводит к мысли, что особые интересы преподавателей начинают доминировать над их социальным призванием, что отвлекает их от добросовестного служения обществу и понижает качество образования. Или же мы должны предположить значительную неадекватность ЕНТ и ПГК.

Таким образом, судя по приведённым выводам и рекомендациям Национального доклада, состояние образования в РК, если опустить лишний информационный шум, не представляется благоприятным…

Представленный недавно проект Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы большей частью учёл данные обследования и во многом приветствуется нами как первое, более или менее целостное, изложение направлений развития образования. Тем не менее в ней, на наш взгляд, главное — не показаны результаты образования личности обучающегося после завершения каждого уровня образования.

В частности, в ней предусмотрено в качестве целевого индикатора, что к 2020 году два вуза РК войдут в список 100 ведущих вузов мира, но не указана связь этого отрадного факта с формированием научного мировоззрения у выпускников бакалавриата, магистратуры или докторантуры РК.

Таким же образом не показана корреляция результатов образования личности обучающегося на каждом уровне образования и полного охвата детей дошкольным образованием, перехода только на двухсменное обучение, избавления от ветхих школьных зданий, повышения зарплаты учителям и многих других чисто количественных факторов.

Одним словом, в ней не показано, насколько эффективно будут израсходованы триллионы тенге, запланированных на реализацию программы, в части того, будут ли школьники и студенты патриотами Казахстана, считать себя частью общества и работать на его развитие, оберегать культурные традиции и улучшать окружающую среду, а также в части того, превратится ли Казахстан в интеллектуальное общество с экономикой знаний, в которой поляризация социального и экономического неравенства граждан неуклонно снижается.

2. Исследования НОФ «Аспандау»

Результаты специально заказанных НОФ «Аспандау» исследований в целом не противоречат Национальному докладу НЦ ОКО и проекту Государственной программы развития образования в РК на 2011–2020 годы в изложении фактической стороны дела, но существенно разнятся в оценках состояния образования.

2.1. Исследования НОФ «Аспандау» показывают, что за два последних постсоветских десятилетия резко снизилось количество детских дошкольных учреждений — с 5 058 в 1995 году до 1 500 в 2007-м. А поскольку удельный вес детей дошкольного возраста в возрастной структуре населения Казахстана в это время изменялся несущественно, то резко возросла неудовлетворённая потребность в данном виде образовательных услуг.

Заметно сократилось количество средних школ — с 8 732 в 1995 году до 7 958 в 2007-м, а также учащихся в них соответственно с 3 059 800 до 2 627 400 человек.

Существенным падением характеризуется также динамика количества профтехучилищ Начального Профессионального Образования (лицеи, ПТУ) — с 404 до 313 и численности учащихся в них — с 154 300 до 106 800 человек. Негативное влияние данной тенденции выражается, во-первых, в резком снижении темпов пополнения социальных страт, представленных лицами, занятыми в промышленности и строительстве; во-вторых, в старении возрастной структуры указанных страт; в-третьих, в заметном снижении среднего уровня квалификации рабочих в отраслях промышленности и строительства. Именно это, наряду с эмиграционными процессами, создало объективные предпосылки для получившего широкое распространение сегодня замещения национальной рабочей силы гастарбайтерами и увеличения протестного слоя коренного населения.

Напротив, в рассматриваемый период времени кардинально возросло количество колледжей Среднего Профессионального Образования — с 262 до 460, а также численность обучающихся в них — с 200 400 до 499 500 человек. Это привело к значительным сдвигам в профессионально-отраслевой структуре занятости. Выпускники колледжей в большинстве своём находили работу в сфере нематериального производства (торговля, финансовый сектор, сфера услуг), поскольку колледжи как специальные учебные заведения не ориентированы на профессионально-технические и рабочие специальности.

Огромными темпами в изучаемый период возрастала численность студентов вузов, что в ещё большей степени способствовало указанным выше сдвигам в социальной структуре. Но количество вузов увеличивалось гораздо медленнее. Экспертные оценки позволяют сделать вывод, что увеличение численности студентов в расчёте на одно учебное заведение практически никогда не уравновешивалось пропорциональным ростом учебных площадей, количества преподавателей, объёмов финансирования и т. п. Снижение качества оказываемых услуг при этом становится неизбежным. По данным на 2007 год, в вузах и колледжах обучалось около 1 217 000 человек. Возникают два чрезвычайно важных вопроса. Вызывает серьёзные сомнения, во-первых, то, что выпускники вузов и колледжей в таком количестве будут востребованы экономикой страны в ближайшие годы, во-вторых, то, что последняя способна обеспечить материально-технические и финансовые условия подготовки специалистов в указанных учебных заведениях на современном качественном уровне.

Таким образом, масштабы отвлечения лиц трудоспособного возраста от активной экономической деятельности непропорционально велики. Сравним, например: в секторе малого бизнеса, по данным Агентства по статистике РК, в 2008 году было занято 855 тыс. человек, а доход от реализации товаров, включая услуги, составил 34 % совокупного дохода от реализации в экономике.

2.2. Анализ коэффициентов вариации показывает, что временная динамика таких показателей, как общее число постоянных дошкольных учреждений, численность детей в постоянных дошкольных учреждениях, численность учащихся в колледжах, численность студентов, характеризуется ярко выраженной неустойчивостью и не может квалифицироваться как системно детерминированная. Функционирование социальной системы вообще и экономики страны в частности, независимо от переживаемого ныне кризиса, закономерно должно привести в ближайшие годы к кардинальному изменению указанных тенденций.

Динамика финансовых показателей характеризуется ещё более высокими коэффициентами вариации. Это свидетельствует о том, что в рассматриваемый период функционирование системы образования, а также происходящие в ней изменения крайне незначительно зависели от финансового состояния экономики страны. Обнаруженное рассогласование является достаточно надёжным подтверждением предположения, что государственное финансирование в сфере образования осуществляется на основе, главным образом, двух определяющих принципов: во-первых, по принципу «от достигнутого», во-вторых, по «остаточному» принципу.

Взаимосвязи финансовых показателей, с одной стороны, и операционных показателей, характеризующих состояние дошкольного, среднего и профессионально-технического образования — с другой имели отрицательное значение. Реальные тенденции, характеризовавшие динамику соответствующих компонентов системы образования, имели тенденцию, противоположную номинальному росту денежных показателей.

Наблюдалось хроническое отставание финансирования детских дошкольных учреждений, общеобразовательных и профессионально-технических школ от темпов инфляции. Инфляция, кстати, «съедала» и без того скудные ресурсы образовательных учреждений указанных типов.

Количество колледжей, численность обучающихся в них, количество вузов и особенно численность студентов имеют, напротив, высокие и очень высокие связи с финансовыми показателями. Это можно интерпретировать как следствие существенного перераспределения финансовых ресурсов в интересах развития данных компонентов образовательной системы.

В ходе математического анализа динамики показателей в указанном пространстве было выявлено два мультивектора. В первый, с чрезвычайно высоким удельным весом, вошли финансовые показатели, уровни которых в рассматриваемый период росли очень высокими темпами под влиянием главным образом инфляции. В связи с этим данный мультивектор может быть назван «мультивектором инфляционной динамики».

Второй мультивектор образовали показатели, характеризующие состояние дошкольного, среднего и профессионально-технического образования. Учитывая общую отрицательную направленность динамики этих показателей, он может быть назван «мультивектором отрицательной динамики образовательной системы».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационное общество – 2030. Политика развития образования Республики Казахстан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я