Азбука спасения. Том 61

Инок Никодим

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ПОМЫШЛЕНИЯ

Чтобы сделаться чистыми образами Пресвятой Троицы, мы должны стараться о святости своих помышлений, слов и дел. Святой Праведный Иоанн Кронштадский

Авва Евагрий Понтийский

Помышления века сего

Помышления века сего Господь предал человеку, как овец доброму пастырю, придав ему в помощники вожделение и ярость, чтоб яростью обращал он в бегство помышления волков (бесовские), а вожделением душевно любил овец (добрые помыслы), и пас их, подвергаясь многократно с ног сбивающим ветрам и дождям. Дал Он ему притом и закон, как пасти овец, и место злачно и воду покойную (Пс.22:2), и псалтирь, и гусли, и жезл, и палицу и постановил, чтоб от сей паствы и пастбищ и питался он и одевался, и собирал сено нагорное (Прит.27:25). Кто бо, говорит, пасет стада, и от млека стада не яст (1Кор.9:7)? Итак, отшельнику должно день и ночь стеречь сие стадо, чтоб какое-либо порождение (овечье — ягненок) не было похищено зверями или не попалось в руки разбойников, а если случается, что подобное в дебри где-нибудь, тотчас надобно исхищать похищенное из уст льва или медведицы (1Цар.17:34,35).

Бывают же зверохищными — помышление о брате, если оно пасется в нас с ненавистию, помышление о женщине, если оно вращается в нас с срамным вожделением, помышление о сребре и золоте, если оно водворяется с любостяжательностью, даже помышления о святых дарованиях, если они пасутся в уме с тщеславием. Тоже надобно сказать и о других помышлениях, если они похищаемы бывают страстями. Не днем только должно блюсти (стадо свое), но хранить и ночью бодрствуя. Ибо случается, что иной, замечтавшись срамно и лукаво, теряет свое. Сие-то означает сказанное св. Иаковом: овцы звероядной не принесох тебе аз воздаях от мене самого, татьбины денныя и татьбины нощныя. Бых во дни жегом зноем, и студеностию в нощи, и отхождаше сон от очию моею (Быт.31:39,40). Если от преутруждения приразится к нам уныние, то, востекши на камень ведения, начнем беседу с псалтирию, ударяя в струны ведения добродетелями. Будем же пасти овец опять и под Синайскою горою, чтоб Бог отцов наших и нас воззвал из купины (Исх.3:1.4) и даровал нам силу знамений и чудес.

Преподобный Марк Подвижник

Так одно и то же есть пред Ним помышлять пристрастно, или одним только способом, то есть, только умом без дел, или только своим умом без совещания с опытными.

Святой Праведный Иоанн Кронштадский

Мы грешим помышлением, словом и делом

Чтобы сделаться чистыми образами Пресвятой Троицы, мы должны стараться о святости своих помышлений, слов и дел. Мысль соответствует в Боге — Отцу, слова — Сыну, дела — Духу Святому всесовершающему. Грехи помышления в христианине — немаловажное дело, потому что все угождение наше Богу заключается, по свидетельству св. Макария Египетского, в помышлениях: ибо помышления суть начало, от них происходят слова и деятельность, — слова, потому что они или дают благодать слышащим, или бывают словами гнилыми и служат соблазном для других, растлевают мысли и сердца других, дела тем более, потому что примеры сильнее всего действуют на людей, увлекая к подражанию им.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я