Азбука спасения. Том 61

Инок Никодим

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ХУДЫЕ ПОМЫСЛЫ

Не знаешь разве, что худые помыслы ежечасно перед тобой, как темное облако, и препятствуют тебе трезвиться перед Богом. Преподобный Ефрем Сирин

Святой Антоний Великий

Злые помыслы ума изгоняют из души благодать Святого Духа.

Призывание имени Божия обессиливает бесов.

Преподобный Исаак Сирин

Не скрывай пламени в пазухе своей

Не решайся искушать ум свой непотребными помыслами или зрением вводящих тебя в искушение лиц, даже когда думаешь, что не будешь преодолен сим, потому что и мудрые таким образом омрачались и впадали в юродство. Не скрывай пламени в пазухе своей, без сильных скорбей плоти своей. Притч. Соломона 6:27: Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

Преподобный Ефрем Сирин

Отчего же иногда душа побеждается помыслами?

Господь сказал, что соизволение на помыслы сквернит человека (Мф.15:18—20), ибо известно Ему, что в теле действует душа. Оттого, что душа не противится помыслам, но дозволяет входить им внутрь, и они, находя там себе пищу, понемногу расстроивают душу. Не знаешь разве, что худые помыслы ежечасно перед тобой, как темное облако, и препятствуют тебе трезвиться перед Богом. Будем бегать недоброго помышления, потому что помышление судится наравне с поступком. Кто увлекается своими пожеланиями и приятностью помыслов, тот легко сделается пленником, а воздерживающийся спасется.

Как желуди питают свиней, так злые помыслы питают злые вожделения. Соизволение на оные <помыслы> признается за самое дело. Если же помыслами соглашаешься на дело, то оскверняешься самою нечистотою. Если впадет кто в одни помыслы, то ими ближних… не оскверняет, потому что они не видят, но сам оскверняется и подпадает суду.

Худые помыслы ежечасно перед тобой

Занятие суетными мыслями рождает и дела суетные; а занятие добрыми мыслями приносит и добрый плод.

Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти… Ибо если вначале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление, и ущерб.

Как меч подсекает жилы коню и низлагает всадника, так и злонравная мысль утомляет душевные силы и предает душу печали, печаль же расстроивает впадших в нее.

Как дева, обрученная мужу, если ее обольстят другие, делается мерзкою в очах мужа, так и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на них согласие, мерзостна Небесному Жениху своему, Христу.

Порочное помышление может иметь ту же силу, как и порочное дело.

Авва Евагрий Понтийский

От естества не исходит никакой худой помысл

Демонскому помыслу противостоят три помысла, отсекая его, когда он закоснеет в уме: ангельский, наш, исходящий от нашего произволения, когда оно устремляется к лучшему, и другой наш, подаемый человеческим естеством, коим движимые и язычники любят, например, детей своих и почитают родителей своих. Доброму же помыслу противостоят только два помысла: демонский и наш, исходящий из нашего произволения, уклонившегося к худшему. Ибо от естества не исходит никакой худой помысл, так как из начала мы не были злы, потому что Господь сеял доброе семя на селе своем. Было время, когда не было зла, и будет время, когда его не будет. Семена добродетелей неизгладимы. Удостоверяет меня в этом тот евангельский богач, который и осужден, будучи во аде, милосердовал о братьях своих, а милосердие есть наилучшее семя добродетели.

Помысл сластолюбивый — жестокий деспот

Все демонские помыслы вносят в душу представления чувственных вещей, и ум, приняв отпечаток их, вращает их в себе. Следовательно, по предмету помысла можно узнавать, какой приблизился к нам демон: например, если в мысли моей предстанет лицо причинившего мне вред или обесчестившего меня, то этим обличается, что приблизился бес злопамятства, если опять вспомнятся деньги или слава, по предмету этому нельзя не узнать, кто беспокоит нас; равным образом и при других помыслах, по предмету их можешь определить, кто представляет и влагает их. Не говорю, впрочем, чтобы все воспоминания об этих вещах бывали от бесов, потому что и самому уму, когда человек приводит его в движение, обычно воспроизводить воображения того, что было, но только те из воспоминаний бывают от бесов, которые вместе возбуждают раздражение или вожделение, что неестественно. По причине растревожения этих сил ум мысленно любодействует и бранится, и не в состоянии уже бывает держать в себе помышление о Боге, Законоположнике своем, так как Светозарность сия (т. е. невозмутимое богомыслие) появляется во владычественном уме, под условием пресечения помышлений, вращающихся в вещах во время молитвы.

Преподобный Исихий Иерусалимский

Яд худых помыслов

Горечью от яда худых помыслов исполняется сердце наше, когда, вознерадев по причине забвения, надолго отводимы бываем от внимания и молитвы Иисусовой. Но когда по любви к Божественному, с крепким усердием, прилежно начнем в нашем детелище мысленном (в мысленной мастерской, в сердце) совершать вышереченное, (т.е. внимание и молитву), оно опять исполняется сладости в чувстве услаждения Божественным некиим радованием. Тогда-то твердые полагаем мы намерения всегда ходить в безмолвии сердечном, и не ради чего другого, а ради ощущаемой от него в душе приятной сладости и отрадности.

Преподобный Никодим Святогорец

Когда видите худое в человеке, то знайте, что это дело вражеское, ибо мы в себе только должны видеть худое.

Святитель Феофан Затворник

Враг подбрасывает то одно, то другое что-либо худое

Всякий помысл, каково бы ни было его одеяние и всеоружие, но если отвлекает от молитвы, то доказывает, что он вражий. Обычное невидимого врага занятие — игра в помыслы. Все подбрасывает то одно, то другое, цель же та, чтоб отвлечь от достодолжных помышлений и занимать душу бездельем, имея однако ж в виду, не откроется ли возможность посеять и что-либо худое.

Преподобный Анатолий Оптинский

Как желуди кормят свиней, так и худые помыслы кормят худые страсти. Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других.

Преподобный Макарий Оптинский

Как вожделевший жены уже любодействовал в сердце своем, так и вожделевший чего-либо доброго или худого.

Как исповедать хульные помыслы?

Духовнику только и нужно сказать, что смущают хульные помыслы, не поясняя подробно.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я