Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий наши души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 46 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СВОЙСТВА ЛЮБВИ
У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его. Святитель Василий Великий
Иисус Христос (Спаситель)
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34,35).
Преподобный Исаак Сирин
Любовь есть порождение ведения истины, которое… дается всем вообще.
Любовь есть совершенство людей в сей их жизни.
Преподобный Иоанн Лествичник
Любовь есть подательница пророчества, любовь — виновница чудотворений, любовь — бездна осияния, любовь — источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть, по действию своему она есть упоение души, а по свойству — источник веры, бездна долготерпения, море смирения.
Святитель Василий Великий
У любви два примечательных свойства…
Надобно, чтобы любовь у всех и ко всем была равная и одинаковая, а почтение воздавалось каждому по достоинству.
У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его.
Любовь даже до смерти научены мы оказывать без всякого различия, и к праведным, и к грешным.
Святитель Григорий Богослов
Любовь по Богу и целомудренна, и предметом имеет постоянное, и сама продолжительна.
Святитель Иоанн Златоуст
Любящему свойственно не требовать отчета во грехах…
Где есть любовь, там расстояние места нисколько не вредит, а где нет ее, там нет никакой пользы от близости мест.
Кто любит нечистою любовью, тот имеет причину просить прощения, но кто любит такою (как я) любовью, тот должен красоваться ею, должен делать многих сообщниками этого расположения и в тысячах людей возбуждать подобную своей любовь.
Такова любовь: она нечто неусыпное и заботливое, любящие носят в уме не только любимых, но и все, что пообещают им дать, помнят тверже будущих получателей.
Любящий святую, благообразную, блестящую и прекрасную душу, хотя бы сам был мерзок и безобразен, хотя бы был самый мерзкий из всех людей, от постоянной любви к святым скоро сделается таким же, каков любимый им.
Любящему свойственно не требовать отчета во грехах, но прощать беззакония и прегрешения.
Кто любит, тот не разбирает внешнего вида, любовь не смотрит на безобразие, потому она и называется любовью, что часто любит и безобразное.
О, любовь! Сожительница Ангелов, совоспитанница отцов, сослужительница пророков, сподвижница мучеников, сопричастница апостолов, союз Церкви! Любовь не знает войны, не имеет врагов, водворяет мир; любовь укрощает жаждущий крови гнев, делает достойными уважения одаренных разумом людей; любовь, не вмещающаяся в мире, обитает в смиренном сердце; любовь, сладчайшая меда и молока, доставляет сладость не только устам, но изливает ее и в глубину сердца; любовь соединяет всех, ею утверждается земное и умножается небесное.
Любовь делает совершенными, ублажает и увенчивает мучеников; любовь смотрит на ближнего как на самое себя и считает свою собственность принадлежащей всем; любовь считает как бы собственной нужду ближнего; любовь уготовляет общую трапезу всем, как бедному, так и богатому, мудрому и неразумному; любовь исполняет сладостью претерпевающую огорчения душу, врачует страждущую, оживляет смиренную; любовь распространяет неугасимый свет девства и с усердием ищет своих; любовь отверзает врата Царства Небесного и вводит в него венценосное девство, а равно не препятствует войти в него тем, кто проводит жизнь в честном браке.
Любовь любит милостыню и уготовляет блистающие золотом венцы творящим ее; любовь не знает гордости и прославляет смиренных; любовь избегает злословия и находит удовольствие в благословении; любовь внушает согласие мужам и женам, пребывающим в супружестве, и не желает, чтобы они когда-либо разлучались друг от друга; любовь побуждает отцов любить детей, а детей — служить родителям, как господам своим; любовь убеждает господ быть милостивыми по отношению к слугам и увещевает слуг смиренно служить господам; любовь исключает страх и вселяет в сердце дерзновение к Богу, как сказано: совершенна любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4:18); любовь сплела нам этот венец отцов и утвердила в нас сладостный и плодоносный корень надежды; любовь вводит стадо в ограду Церкви и питает его неувядающей роскошью рая; любовь сделала единым и внимательным слух всех нас и расширила речь нашу; любовь воспитывает тело, воспламеняет дух, убеляет душу; любовь делает достойными уважения труды подвижников и отверзает им радостное лоно Сына.
Если бы все любили и были любимы, то никто никого не обижал бы, не было бы убийств, ни ссор, ни браней, ни возмущений, ни грабительств, ни любостяжания, никакого зла, и самое имя порока было бы неизвестно.
Без любви нет большой пользы ни от веры, ни от знания, ни от пророчества, ни от дара языков, ни от дара исцелений, ни от других даров, ни даже от совершенной жизни и мученичества.
Тот только любит, кто любимому желает полезного, а кто не ищет добра, тот, хотя бы тысячу раз говорил, что любит, враждебнее всех врагов.
Любовь такова, что любящий и любимый составляют уже не два отдельных лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви.
Для любящих прискорбно не то, что за оскорбление любимого они терпят какое-нибудь зло, но, прежде всего, самое оскорбление любимого.
Как теплота расширяет предметы, так и любви свойственно расширять сердце, потому что она есть такая добродетель, которая и горяча, и разгорячает.
Любовь спасла вселенную, она прекратила застарелую на земле вражду, она соединила землю с Небом, она сделала людей ангелами.
Как красивы растения, насажденные по порядку, или хорошо построенное войско, когда оно выступает чинно и красивыми рядами! Это доставляет удовольствие, но приятнее и усладительнее всего благолепие взаимно соединившихся в любви, наподобие естественного союза, в очах Божиих оно важно и ценно.
Через любовь возрастает стадо Христово, любовь смиряет дух кровожадный, притупляет вражеское оружие, забывает всех врагов и вводит в мир мирную жизнь Христову.
Преподобный Ефрем Сирин
О безмерная сила любви!
Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она — божественная любовь — есть возглавление добродетелей, любовь — причина всех благ, любовь — соль добродетелей, любовь — конец закона… Она низвела к нам с небес Сына Божия.
Преподобный Максим Исповедник
Конец всех благ — любовь
Тот любит безмолвие, кто непристрастен к мирскому, тот любит всех людей, кто не любит ничего человеческого, и, тот имеет ведение о Боге и о Божественном, кто не соблазняется никем, ни по причине падений его, ни по причине подозрением порождаемых помыслов на счет его.
Вера есть основание за нею следующих надежды и любви, как твердо устанавливающая истину. Надежда есть крепость — стоящих по краям ее, справа и слева — любви и веры, как само собою обеим им показующая верность (веруемого) и достолюбезность (любимого), и путь к тому творить собою научающая. Любовь есть исполнение их, как вся все последнее желательное объемлющая, и упокоение в нем подающая, вместо веры в то, что есть, и надежды того, что будет, вводя собою (и в себе) обладание сим, как настоящим и вкушение того, как присущего.
От того бывает, что любовь созидает, что она не завидует и не огорчается на завидующих и, не разглашает о себе всенародно того, что достойно завидования, она не почитает себя уже достигшей совершения (Фил.3:12), и чего не знает, о том не стыдится признавать свое неведение. Таким образом, она предохраняет ум от кичения и всегда располагает его преуспевать в познании.
Обыкновенно за познанием следует самомнение и зависть, особенно в начале. Самомнение проявляется внутри только, а зависть и внутри, и во вне: внутри (моя) к имеющим ведение, во вне (ко мне) от имеющих неведение. Любовь сии три неправости отвращает: самомнение, поелику не гордится; зависть внутреннюю, поелику не завидует; внешнюю, поелику долготерпит и милосердствует (1Кор.13:4). Итак, имеющему ведение, нужно приобрести и любовь, дабы она сохраняла ум во всем невредимым.
Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых.
Блаженный Диадох Фотикийский
Любовь самую душу через добродетели сочетавает с Богом, умным чувством постигая Невидимого.
Авва Евагрий Понтийский
Любовь не только деньги иждивает, но и самую привременную жизнь нашу приносит в жертву. Любовь не умеет беречь запасы хлеба или денег.
Преподобный Фалассий Ливийский
Любви свойственно слово истинное
Нелицемерной любви свойственно слово истинное, от совести благия (1Тим.1:5).
Безмолвное уединение, молитва, любовь и воздержание, — се четвероконная колесница, возводящая ум на небеса.
Душу укрепляют любовь и воздержание, а ум (дух) — молитва чистая и созерцание духовное.
Если хочешь избавиться от всех вместе страстей, восприми воздержание, любовь и молитву.
Священномученик Киприан Карфагенский
Любовь может пребывать неизменно твердою, потому что умеет переносить все.
Инок Никодим
Любовь плотская и духовная. В чем отличие?
Многие из непросвещенных путают любовь плотскую с духовной. Вместе с тем, они отличны друг от друга, как небо и земля. Плотская, чувственная любовь эгоистична, любит до тех пор, пока ей это выгодно. Как только объект любви надоест или совершит что-либо против нее, прекращается и обращается в ненависть. Помните поговорку: «От любви до ненависти один шаг»? так вот это про нее, про плотскую любовь. Духовная же любовь божественна, она ниспосылается свыше только в сердца, очистившиеся от скверны страстей и никогда не перестает, но только возрастает.
Духовная любовь может стать доступной только человеку, исполнившему заповедь Господа: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Где Царство Небесное — любовь Божия, под словом покайтесь понимается очищение от грехов и страстей, свойственных всем людям, рожденным по грехопадении наших прародителей Адама и Евы. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пророк Давид).
Кто слышит Христа, верит Ему и живет по Его учению (заповедям), тот рождается Свыше от Духа и в его сердце вселяется Божественная любовь, которая есть ни что иное, как эликсир вечной жизни и удостоверение в спасении возлюбенного Своего.
…Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Иисус Христос).
Кто же не слышит призывающий Глас Спасителя, но любовь к страстям преходящего мира сего ослепила его умные очи, тот имеет помраченную душу, не способную к восприятию духовной любви, и пока не очистится таковый, не осенит его благодать Духа Святаго и не будет он допущен в Царство Небесное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 46 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других