Азбука спасения. Том 41

Инок Никодим

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий наши души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

НАСЛАЖДЕНИЕ ИСТИННОЕ

Поврежденный грехами человек прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный… Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Исаак Сирин

Духовное наслаждение

Духовное наслаждение не есть пользование вещами, самостоятельно пребывающими вне души приемлющих. А иначе, сказанное: Царствие Божие внутрь вас есть (Лук.17:21), и: да приидет царствие Твое (Мф.6:10) будет уже означать, что внутрь себя прияли мы вещество чего-то чувственного в залог заключающегося в сем наслаждения. Ибо необходимо, чтобы самое стяжание было подобно залогу, и целое — части. И сказанное: как в зеркале (1Кор.13:12), хотя не указывает на самостоятельно пребывающее, однако же, означает приобретение подобия. А если истинно свидетельство истолковавших Писания, что само ощущение сие есть умное действие Святого Духа, то и оно уже есть часть оного целого.

Святитель Иоанн Златоуст

Не будем здесь предаваться наслаждению, чтобы там <и вечной жизни> вкусить истинного наслаждения, истинного удовольствия…

Преподобный Иоанн Кронштадский

Истинное наслаждение есть Бог вечный

Человек дорог у Господа, весь мир ему покорен, Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, — но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным.

Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы поставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.

Преподобный Зосима (Верховский)

Об истинном наслаждении

Подумайте, из какого мы худого состояния и в какое высочайшее достоинство от Самого Бога призываемся! — Призываемся из тленного в нетленное; из смертного в бессмертное; из бесславного в пречудную и недоуменную славу и великолепие: из скорбной и многотрудной жизни в нескончаемую, вечно пребывающую радость, ни на мгновение ока не умаляющуюся, но присноцветущую с непостижимым услаждением, с вечным покоем и Божественным утешением! Переменившись из обветшалости в силу и молодость нестареемую, и приняв всех святых достоинство, честь и прославление, может быть благолепнее красоты ангельской удобрен и украшен будешь, ибо написано: Ангелы приникнути желают в славу святых. Растворится тебе свобода по всем небесам, с дерзновением приступишь к самому престолу Божию!

Со всеми святыми будешь ликовать и красоваться и в раю Божием прохлаждаться. Не попустит тебе тамошнее неисповедимое блаженство твоему уму вспомнить землю, родившую тебя, потому что будешь от приснотекущей благодати Божия в непрестанном восторге, видя Самого Бога. Грехи твои к тому не помянутся, но как все праведные и преподобно пожившие сиять и блистать будешь; из грешника, преступника, ругателя, в Божие содружество вчинишься, и к тому уже пропастей адских и тартарской бездны и темниц, и мук геенских не убоишься.

О пречудная любовь Божия, которая изливается на нас Спасителем нашим, Господом нашим Иисусом Христом! С непотребными и мерзкими и много прогневляющими Его, желает быть с нами вечно в содружестве, да будем сообразны славе Его, да будем сыны Божии и богоподобны, сонаследники Господу нашему Иисусу Христу, сообщники и сожители Его и друзья Божии приискреннии, наслаждаясь всеми небесными благами, а более всего, как в бесконечные веки будет простираться такое наше блаженство. И по таком откровении обетованных нам небесных благ, хотим отнюдь себя, не утруждая и не исправляя в оное достигнуть! Но этому быть невозможно, чтобы грешный, о грехах своих по силе своей удовлетворения не принесший, к безгрешным и праведным во блаженство оных введен был и к ним сопричтен. Это беспрестанно в мыслях и в сердце обнося, постараемся, возлюбленные, всею душою постараемся, чтобы не лишиться нам этого ожидающего нас вечного блаженства. Сам Господь — помощник вседушно об этом пекущимся.

Это, Божиею помощью, написал я, грешный и скудоумный, не для всего мира, но в пользу и назидание, которую дал мне Господь Бог мой, да руководствую ими и, да послужу им на вспомоществование их богопосвященной жизни.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Наслаждение спасительное

Ненасытное насыщение этим хлебом (Иисусом Христом) — вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане. Ненасытно насыщайся словом Божиим; ненасытно насыщайся исполнением заповедей Христовых; ненасытно насыщайся трапезою, уготованною сопротив стужающих тебе, и упивайся чашею державною (Пс.22:5).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я