Соционика. 8 ключей к реальности

Инна Яманаева

В книге раскрываются секреты работы нашего мозга. Вы узнаете, как эволюция дала нам способность ориентироваться в пространстве и времени, иерархии и отношениях. Вы научитесь распознавать свои эмоции, узнаете о взаимосвязи экономического развития общества и этики отношений, поймете, как глубоко заложена черная сенсорика. И каждый из нас может использовать технологии черных логиков, беспристрастность белой логики, парадоксальность черной интуиции, наблюдательность интуиции времени и многое другое.

Оглавление

Глава 6. Модель А

Модель А была таким понятием в соционике, которое никак не укладывалось в моей голове в папку «это похоже на правду, так оно и есть». Все остальное: характеристики типов, интертипные отношения, информационные аспекты соционических функций — легко подтверждалось опытным путем.

Меня преследовало ощущение, что это теоретическая модель, не совсем верно отражающая действительное положение дел.

Так оно и оказалось. Со временем я поняла, почему ее придумали.

Модель А была необходима для того, чтобы объяснить две вещи. Во-первых, почему мозг выбирает «специализацию» по одной из соционических дихотомий и начинает игнорировать противоположную функцию. И, во-вторых, почему у всех психотипов функции, вне зависимости от первоначального выбора, распределяются по силе одинаково. У всех одна функция самая сильная, базовая, так называемая четырехмерная. Она успевает обрабатывать свой опыт, сравнивать его с шаблонами, хорошо анализирует и прогнозирует. Она первая занимает большую часть обучающих, распознающих колонок головного мозга, где проходит сортировка информации и выявление ассоциативных связей и паттернов.

Маленькая ремарка. Что такое сортировка и обработка информации? Сигналы от рецепторов беспрерывно бомбардируют мозг и в итоге поступают в корковые анализаторы, где проходят через 6 слоев колонок головного мозга. Это верно для всех типов соционической информации: и логики, и этики, и интуиции, и сенсорики.

Колонки состоят из разного типа нейронов. Основные работающие клетки колонок — это пирамидальные нейроны. Через звездчатые нейроны происходит обмен информации между колонками, поиск ассоциаций. Чем чаще колонки возбуждаются одновременно, тем толще становятся отростки звездчатых клеток между этими колонками. Так формируется ассоциативная связь.

Есть тормозные нейроны, выключающие колонки головного мозга.

Устойчивое сочетание колонок, возбуждающихся одновременно, называется паттерном.

Анализ информации в колонке протекает примерно следующим образом. Нейроны четвертого слоя соматосенсорной коры получают сигналы от рецепторов в полном объеме (один рецептор соответствует одному нейрону), но нейрону следующего слоя передается возбуждение не от одного нейрона четвертого слоя, а от целой группы. При наличии ассоциативной связи сигнал может возбуждать нейроны другой колонки.

Так мозг обобщает сигналы в понятия. Как это происходит? Рассмотрим на примере обработки сигналов от зрительного анализатора. Например, перед нами находится роза, лепестки которой содержат пигмент красного цвета пеонидин. Фотоны с длиной волны красного цвета (630—760 нм), отражаясь от пеонидина, попадают в L-колбочки сетчатки и поглощаются пигментом йодопсином (эритролабом). Активация йодопсина в колбочке приводит к возникновению электрического мембранного потенциала и передаче нервного импульса к соответствующему нейрону зрительной зоны мозга.

Каждый раз, когда перед нами находится роза, от ее лепестков отражается примерно одинаковое количество фотонов красного цвета, поэтому в зрительной коре головного мозга возбуждается примерно одинаковая группа нейронов. Эта группа нейронов передает сигнал выше и возбуждает несколько групп нейронов следующего слоя: «красный цвет», «цветок», «лепесток круглой формы», «бутон» и так далее. Передаваясь выше, информация сравнивается с другими образами цветов, и мозг понимает, что перед ним роза.

Одновременно нервный импульс передается в речевой центр и возбуждает группу нейронов, где находится слово «роза». Так объединяются физический предмет и понятие.

Рис. 1. Условная схема прохождения сигналов от рецепторов через колонки коры головного мозга

Конечно, это очень упрощенная схема, на самом деле биологические системы устроены очень сложно.

Например, двигательные и сенсорные колонки устроены по-разному, участки древней коры могут иметь всего 2—3 слоя. Информация от разных сенсорных систем объединяется в одну. Мы улавливаем не только цвет розы, но и ее аромат, можем ее потрогать.

Входящий визуальный паттерн «роза» может активировать множество ассоциаций: «лето», «красота», «любовь», «шипы» и так далее. А если мы впервые видим розу, то можем не идентифицировать ее. Она для нас останется цветком красного цвета.

Но для нас главное — уловить суть процесса обработки информации — на самый нижний слой приходит большинство сигналов, но на следующий слой передается только наиболее важная часть из них. Часть информации отбрасывается и неизбежно теряется.

На выходе из колонок остаются самые важные и значимые сигналы. Это и есть картина, отражение реальности в нашем головном мозге. На основании этой картины мозг принимает решение, действует и получает обратную связь. Если решение было неверное, информация снова проходит через колонки головного мозга и принимается новое решение с учетом обратной связи.

Если перед нами роза, мы можем сорвать ее и понюхать. А если мы ошиблись и вдохнули аромат ядовитого цветка (приняв его за розу), то получим отравление. В следующий раз мозг постарается отличить этот цветок или примет решение не подходить к розам.

Второй момент: чем больше колонок участвовало в процессе обработки информации, тем больше нюансов проанализировано (цвет, форма, запах, оттенок, размер, раскрытие бутона, свежесть). Чем больше возбудилось ассоциативных колонок, тем точнее мы определим, что находится перед нами. Мы определим не только название цветка, но и сорт, регион выращивания, стоимость этой розы.

Поэтому чем больше колонок принимает участие в процессе обработки информации, тем качественнее и точнее будет принято решение.

Если колонок, участвующих в процессе обработки информации, мало, то большая часть информации потеряется, хотя сенсоры ее зафиксировали.

После того, как мозг накопит достаточное количество паттернов и точных ассоциативных связей, идентификация объектов будет происходить быстро и легко, не требуя включения множества колонок.

Так соционическая функция проходит через этап обучения и становится сильной и многомерной. После этого она освобождает колонки для обучения следующих функций.

Самый первый соционический аспект информации, обнаруженный мозгом, будет для него самым ярким и интересным. Как первая любовь. Так как обучение начинается в раннем детстве, когда мозг активно развивается, то эта функция становится определяющей. Ассоциативные связи нейронов ее центра очень мощные, устойчивые, пронизывают весь мозг. Они как дороги, по которым информация передается легко и молниеносно. Это не преувеличение, ведь нейроны изменяются на физическом уровне — дендриты нейронов, связанных ассоциативными связями, утолщаются и разветвляются, в них увеличивается количество нейромедиаторов.

Обычно люди не помнят ранние годы жизни. Поэтому в памяти не откладывается процесс обучения базовой функции, и люди не замечают того, что мыслят в ее рамках. Они думают, что все остальные точно так же видят этот мир.

Обучение второй функции начинается немного позже, и человек уже запоминает процесс обучения. Человек хорошо помнит, как учился, как осваивал эту функцию, понимает механизм ее действия, может обучать других людей по этой функции. Она называется творческой, трехмерной, работает так же хорошо и пытается догнать первую по мощности ассоциативных связей.

На обработку информации по оставшимся соционическим функциям влияют два фактора: малое количество выделяемых колонок (конкуренция за вычислительные мощности при ограниченном ресурсе) и подавление более активными, уже развитыми ассоциативными связями, которые проводят информацию быстрее, чем новенькие, тоненькие, только образующиеся ассоциативные связи по слабым функциям. Так развитые центры подавляют менее развитые. Тем более что наш мозг часто подменяет одни понятия другими, достраивает недостающие данные. Это привычное дело для нашего мозга. Например, нос все время находится в поле нашего зрения, но мозг исключает его из визуальной картинки, и мы его не замечаем.

Третья функция — ролевая и двухмерная, обрабатывает только свой опыт и использует готовые шаблоны. Она полностью противоположна первой функции. Если у человека первая функция одна из логик (белая или черная), то третья будет этика, только другого цвета. Обучение по третьей функции идет медленно еще и потому, что мозгу трудно переключиться на незнакомый аспект, который полностью противоположен хорошо знакомой базовой функции. Если человек базовый деловой логик, ему будет непросто переключиться на видение мира с ролевой этики эмоций, потому что трудно совместить два противоположных мира — прагматичных деловых процессов и простых жизненных радостей и эмоций.

Со временем, по мере полного развития базовой функции и освобождения места для осмысления других функций, базовый черный логик будет не только играть роль весельчака и балагура в малознакомой компании, но и начнет замечать тонкие нюансы реальности по ролевой и учиться совмещать противоположные аспекты реальности в одной картине. Именно тогда он может научиться ценить тонкие оттенки своих эмоций, понимать свои желания, разрешить себе чувствовать грусть, негативные эмоции и находить баланс.

Именно тогда Штирлиц или Джек Лондон замечает, что бизнес-проекты выстреливают, когда закрывают потребности большого количества людей и несут им положительные эмоции. Это высокотехнологичные компании, несущие людям комфорт и удобство. Это блогерство и социальные сети, удовлетворяющие потребность множества людей в развлекательном контенте. Именно тогда деловой логик начинает видеть обратную сторону своих действий, влияние производства на экологию и будущее планеты. В этот момент он не пожалеет денег на покупку дорогостоящего оборудования на очистку сточных вод и выберет высокотехнологичное, но безотходное производство. В этот момент деловой логик отдаст часть своих средств на развитие науки, защиту экологии и благотворительность. И со свойственной ему прагматичностью постарается улучшить жизнь наибольшего количества людей.

На четвертую, болевую функцию остается еще меньше колонок коры головного мозга, ассоциативные связи будут развиты слабо, поэтому она одномерная и успевает обрабатывать только свой опыт и только при многократном повторении. Она противоположна второй функции. Если вторая функция — одна из сенсорик (черная или белая), то четвертой будет интуиция другого цвета. Переключение на полноценное видение четвертой функции затруднительно, пока человек активно обучается по творческой. Они противоположны по своему значению. Даже можно сказать, что четвертая функция мешает работе творческой, поэтому раздражает человека.

Например, если человек обладает творческой волевой сенсорикой, то он постепенно овладевает искусством концентрации для достижения цели. Драйзер и Максим Горький учатся собирать свои силы в единый импульс или, наоборот, распределять равномерно на долгом отрезке времени. Они учатся совершать попытки вновь и вновь. Если творческого черного сенсорика отвлекать различными вариантами, соблазнять другими возможностями, то у него ничего не получится. Это будет вызывать у него раздражение. И только когда волевая сенсорика станет полностью управляема, когда человек осознает и примет границы своих возможностей, он начнет легче относиться к новым идеям и упущенным возможностям.

Наоборот, если человек обладает творческой черной интуицией, он учится мечтать. Для этого он тренирует переключение мозга на работу в потоке свободных ассоциаций, активируя так называемую сеть пассивного режима работы (это сеть специальных нейронов, связывающих префронтальную и теменную кору с поясной извилиной). Черная сенсорика, давление со стороны, ограничение выбора будут вызывать праведный гнев творческого черного интуита. Заставить Робеспьера или Достоевского творить по заказу не получится. Ведь внешнее давление действительно ограничивает видение мозга, останавливает поток ассоциаций и заглушает нейронную сеть пассивного режима работы. Только после того, как творческий черный интуит станет мастером и будет видеть все потенциальные возможности, он сможет научиться своевременно выбирать и прилагать последовательные усилия к осуществлению нужного варианта. Это поможет ему легче относиться к чужому давлению, оценивать мотивы других людей и правильно реагировать. Поверьте, если творческая черная интуиция работает еще медленно, то остановиться на одном-единственном варианте и включить черную сенсорику на его осуществление — просто-напросто невозможно. Потому что придет новая, лучшая идея. И что тогда делать бедному черному интуиту?

Так наш мозг более или менее охватывает большинство аспектов реальности, выбирая одну из логик, одну из этик, одну сенсорику и одну интуицию для сознательной обработки информации. С помощью логики мозг отражает в себе объекты материального мира, с помощью этики — социальное общество, с помощью сенсорики — окружающее пространство, а с помощью интуиции — положение во времени. Поэтому 4 разнонаправленные функции — необходимый минимум для адекватного ориентирования в нашем мире и обществе.

Обработка подсознательных функций проходит немного по-другому.

Почему эти функции обрабатываются на подсознательном уровне? Почему сознание не может обрабатывать одновременно белую и черную логику или белую и черную этику, а выбирает одну из логик или одну из этик?

(Спойлер: оно, конечно, может, но для этого его нужно обучить и тренировать.)

Вернемся к самому первому понятию из первой главы. Мозг — это устройство для отражения и анализа реальности. Эволюция создала и усовершенствовала его для того, чтобы животное могло видеть реальность и давать адекватный ответ, например, убежать от врага или найти еду. Вот растения не могут двигаться, поэтому и нервной системы у растений нет.

Тут необходимо учесть еще один факт. Дело в том, что черные и белые функции отражают одну и ту же структуру реальности, но с разных сторон. И черная, и белая логика нужны человеку для анализа объективного физического мира, правда, белая логика изучает объекты в статике, снаружи (структура и взаимосвязи), а черная логика изучает их в движении и изнутри (процессы и эффективность).

И белая, и черная этика нужны человеку для ориентации в социальном обществе, правда, черная этика для улучшения коммуникаций использует эмоции, а белая — систему моральных норм. И белая, и черная сенсорика анализируют окружающее пространство, но белая изучает упорядоченность пространства, а черная — контроль и управление. И, наконец, и белая, и черная интуиция ориентируют человека во времени, правда, черная выбрала путь изучения всех потенциальных возможностей с прицелом на будущее, а белая наблюдает за ходом событий, улавливая взаимосвязи и прогнозируя наиболее вероятное будущее.

То есть черно-белые парные функции изучают один и тот же предмет, но с разной целью.

Скажем так, выбор только одной парной функции из черно-белого комплекта — это программа лайт для нашего мозга. Минимум, с которым можно существовать, ориентироваться в физическом мире, обществе, пространстве и времени. То есть передвигаться, использовать физические предметы, находить пищу, избегать врагов, планировать свои действия и жить в человеческом обществе.

Надо сказать, что природа очень экономна. Работа мозга очень энергозатратна, он сжигает до 25% всех калорий, потребляемых человеком. Одновременно иметь две функции, рассматривающие один и тот же предмет с разных точек зрения — непозволительная роскошь для человека, живущего в первобытно-общинном обществе. Пока информация обработается одной функцией, пока мозг переключится на другую (на это тоже нужно время), пока информация обработается второй функцией, за это время человека уже тысячу раз съедят. Это избыточное действие. Поэтому базовая комплектация мозга состоит из одной функции из черно-белого набора.

Алгоритмы обработки информации у черно-белых функций примерно одинаковы. Логик сразу поймет ход мыслей другого логика, правда, черный логик поморщится от бесполезности белого логика, а белый — от меркантильности и поверхностности черного. Этик тоже сразу поймет другого этика, правда, белый этик поразится нецелевому расходованию эмоций черного этика, а черный этик вряд ли одобрит манипулятивное поведение белого этика. То же самое характерно и для интуитов и сенсориков. Главное различие между черно-белыми функциями — это интересы, цели и ценности.

А что у нас является стимулом к деятельности? Конечно же, это интерес.

Поэтому сознание выбирает для себя те функции из черно-белой пары, которые ему более интересны.

Что же происходит с менее интересными функциями из черно-белой пары?

Помните, да? У человека есть рецепторы и мозговые центры для обработки всех соционических аспектов информации. Рецепторы исправно собирают сигналы, поставляют их в корковые центры анализаторов. На этом этапе информация никуда не пропадает. Но так как оперативная память и внимание человека ограничены, то мы осознанно воспринимаем информацию только по двум функциям. А скучные и неинтересные аспекты фиксируются подсознанием.

Понять, где и как протекает обработка информации подсознательными функциями, можно будет после изучения активности мозга при обработке различных соционических аспектов информации с помощью динамической МРТ (я надеюсь, что это случится уже в ближайшее время) и после того, как нейрофизиологи окончательно определятся, как формируется сознание человека.

Между прочим, пока многие скептически относятся к возможности понять, что такое «Я», ученые тихонечко подбираются к пониманию сущности феномена сознания и самосознания. В основном такие исследования проводятся на пациентах, находящихся в коме, и животных под наркозом. Ученые ищут участки мозга, ответственные за включение сознания, для вывода пациентов из комы.

Например, в 2016 году ученые смогли разбудить пациента из вегетативного состояния ультразвуковым стимулированием таламуса. Другая команда ученых выявила повреждение ростральной дорсолатеральной покрышки моста у пациентов в коме (источник: https://www.psyoffice.ru/42618-17-1334.html). А нейрофизиологи Френсис Крик и Кристоф Кох высказали предположение, что за функционирование сознания — плавный поток мыслей, ощущений и эмоций — отвечает клауструм, тонкая пластинка серого вещества, расположенная снаружи от чечевицеобразного ядра (источник: http://www.gazeta.ru/science/2014/07/03_a_6095949.shtml).

Как бы то ни было, какой бы участок мозга не отвечал за сознание, одно можно сказать точно — сознание не участвует в обработке информации по подсознательным функциям, поэтому отсутствует очень важный этап осмысления, раздумий над ошибками и анализ обратной связи от реальности.

Подсознание характеризуется тем, что оперирует большими объемами информации, учитывает множество сигналов, но не всегда приходит к правильным выводам. Именно анализирующая часть нашего подсознания достаточно слаба. Например, все мы знаем, что страхи базируются в подсознании. Если ребенка в раннем детстве укусила собака, то он может всю жизнь недолюбливать любых, даже самых безобидных и милых собак, и ничего с собой поделать не может.

Еще подсознание не может критично оценить правильность используемых им алгоритмов. Поэтому обработка информации по подсознательным функциям будет слабее, чем у парных сознательных. Но за счет того, что подсознание быстро обрабатывает большой массив данных, то точность его выводов может поражать.

Я не могу утверждать точно, но мне кажется, что подсознательные функции используют алгоритмы обработки информации, применяемые парной сознательной функцией. Поэтому сила парных черно-белых функций примерно совпадает.

Например, парные аналоги базовой и творческой функций будут сильными подсознательными — фоновая и ограничительная функция. Если базовая — черная логика, то ограничительная будет белая логика, и наоборот.

Парные черно-белые аналоги слабых сознательных функций тоже будут слабыми. Это суггестивная и активационная. Суггестивная — парный аналог ролевой, а активационная — болевой. Информацию по слабым сознательным функциям (ролевой и болевой) мозг обрабатывает медленно, поэтому она не фильтруется. Наблюдения показали, что информация по ним практически не осмысливается и воспринимается на веру.

Эта закономерность была обнаружена у всех социотипов. Чтобы ее объяснить, была придумана модель А, которая хорошо описывает свойства соционических функций.

Но одновременно модель А, как ее описывают в классической соционике, с путями и циклами передачи информации, является очень слабым местом в теории соционики и не выдерживает научной критики с позиции современной науки.

В то время, когда создавалась эта модель, она логично и красиво объясняла существующие закономерности в разнице силы и сознательности обработки функций.

Тем не менее логичность модели А скорее формальная. В человеческом мозге нет никаких жестко фиксированных сознательных и подсознательных кругов передачи информации. Это не совсем верная картина происходящего. В наше время, при накопленном научном объеме данных о работе мозга, становится понятно, что, скорее всего, модель А — это частный случай (с двумя ведущими функциями) мультицентровой модели работы мозга.

Мозг работает как сложная мультицентровая система, центры которой конкурируют между собой за вычислительные (распознающие) мощности мозга. По мере обучения мозговые центры освобождают вычислительные мощности, и другие центры получают возможности для развития.

Это объясняет многообразие подтипов и индивидуальные различия людей, открывает путь для развития и совершенствования нашего мозга.

Соционики давно заметили существование индивидуальных различий и пытались расширить модель А, разработать системы подтипов и другие классификации. Например, существует теория подтипов DCNH В. В. Гуленко. Согласно этой теории, усиление ЧЭ и ЧЛ (линейно-напористых функций) даёт доминантный подтип, усиление ЧИ и ЧС (гибко-разворотливых функций) даёт креативный подтип, усиление БЛ и БЭ (уравновешенно-стабильных функций) даёт нормативный подтип, усиление БС и БИ (восприимчиво-адаптивных функций) даёт гармонизирующий подтип. ТИМ с эталонным подтипом — тот, подтип которого опирается на базовую функцию. Эталонный Робеспьер — нормирующий, эталонный Гексли — креативный, эталонный Бальзак — гармонизирующий, эталонный Штирлиц — доминирующий и т. д. Надо сказать, что эта теория очень логична и хорошо отражает реальность: мы можем развить и усилить любую соционическую функцию.

Подведем краткий итог этой главы. Научные данные подтверждают, что наш мозг имеет центры для обработки различного вида информации. Эти центры появились в процессе эволюции. Они имеются у новорожденного и начинают развиваться после рождения, причем с неодинаковой скоростью. Тот центр, который начинает развиваться первым (это либо врожденная высокая активность этого центра, либо случайный выбор мозга «самой важной информации»), становится базовым. Этой соционической функции выделяется самое большое количество распознающих колонок коры головного мозга, поэтому она начинает опережать оставшиеся. К тому же, чтобы лучше ее развивать, мозгу приходится подавлять противоположную функцию. Это необходимо для фокусировки, чтобы лучше понять и уловить нюансы и мелкие детали происходящего.

Почему нужна фокусировка? Потому что, увы, наш мозг не всеобъемлющ. Он очень хорош, правда. Я искренне восхищаюсь работой человеческого мозга и совершенством его функций. Я восхищаюсь даже несовершенством нашей психики и изяществом многих нелогичных психологических защит, например игнорированием или обесцениванием, вытеснением или рационализацией. Да, они крайне нелогичны и энергозатратны. Зато они сохраняют нашу психику в случае, если мы сталкиваемся с чем-то неподъемным для нее, и позволяют нам жить дальше. Причем мы начинаем видеть проблему только тогда, когда у нас появляется ресурс для ее решения.

Наш мозг замечателен еще тем, что имеет множество сигнальных систем для контакта с реальностью и множество систем для принятия решений, в том числе эмоциональную. Да, лимбическая система слепа и часто ошибается, зато быстра и приносит нам невероятно много удовольствия. Правда, количество удовольствия зависит от типа дофаминовых рецепторов мозга, поэтому все индивидуально. Помните рекламу: «Сникерсни в своем формате!» Сравнить внутренние ощущения невозможно. Одному человеку для получения дофаминового взрыва необходимо прыгнуть с парашютом или пройтись по краю гибели, а второму достаточно опоздать на работу. Это совершенно не важно. Самое главное, мы можем обучаться, совершенствовать наш мозг до глубокой старости. Это необыкновенно.

Между прочим, искусственному интеллекту еще далеко до человеческого мозга. Хотя мне понятна позиция Илона Маска. Он считает, что в случае, если искусственный интеллект обретет самосознание, никакой конкуренции не будет. Будет важным только один вопрос: как же они все-таки будут к нам относиться? Хотя, скорее всего, осуществится мысль футурологов о том, что биологическая эволюция мозга не будет успевать за развитием технологий и неизбежно создание симбиоза мозга и компьютера. Такие усовершенствованные люди и будут продолжать человеческий род. Кстати, если Вам интересно мнение футурологов о будущем человечества, советую прочитать книгу Юваля Ноя Харари «Homo deus. Краткая история будущего».

Но мы отклонились от темы.

Вернемся к несовершенству нашего мозга. Фокусировка нужна мозгу для детального рассмотрения проблемы, концентрации нейронов на мельчайших различиях происходящего. В это время отвлекается внимание от противоположных свойств предмета. Подробнее об этом написано в главе 3 о соционических дихотомиях.

Не забывайте, что обучение начинается в раннем детстве, когда мозг еще незрел, мал и не имеет опыта. Мозгу ребенка просто-напросто не хватает мощности объять необъятное.

Центр, опередивший все остальные центры, начинает перевешивать все остальные и занимать самый главный ресурс для сознательной обработки информации — это колонки коры головного мозга. Именно эти шесть слоев отсекают лишнее, улавливают паттерны и ассоциации и проделывают огромную работу по распознаванию и сортировке информации. Количество колонок, сами понимаете, не бесконечно. Поэтому остальные функции начинают полноценно развиваться, только когда колонки коры освободятся от работы по базовой.

Это совершенно верно подметили соционики в процессе изучения работы соционических функций. Развитие слабых функций возможно только после полного развития сильных. Это становится очевидным, когда мы понимаем, как мозг хранит и обрабатывает информацию.

Только после полной прокачки базовой функции (когда мы будем иметь готовые паттерны и экспертные решения для применения в автоматическом режиме) освобождается распознающий ресурс для полноценного развития других функций. Одновременно наше сознание может развивать и удерживать внимание на 1—2 соционических функциях. Вначале развивается творческая, затем ролевая и самая последняя — болевая. Подсознательные функции тем более требуют сознательных усилий для проработки, особенно слабые, так как зона их действия не очень интересна мозгу. Вы же помните, что мозг уже отобрал наиболее важные для него и интересные аспекты для изучения в роли сознательных функций?

Радостная новость в том, что с возрастом мозг накапливает опыт, знания и неизбежно расширяет зону своих интересов. Практически каждый человек сталкивается со всеми соционическими функциями. Единственное, нужно не бояться тренировать именно видение, распознавание и мышление по нужным функциям.

Мультицентровая модель обработки информации

Если предложить другую модель обработки информации, то, скорее всего, она будет выглядеть так:

Ребенок рождается с 8 центрами, готовыми обрабатывать логику (черную и белую), этику (черную и белую), сенсорику (черную и белую) и интуицию (черную и белую). Это не четкие зоны, а скорее области нашего мозга, которые могут работать сообща.

Некоторые дети изначально имеют центры с большей активностью и готовностью распознавать информацию. Мозг других детей совершает выбор в раннем детстве, заинтересовавшись и увидев важность какой-либо функции. Это пока не изучено.

В результате загорается первый центр. Первая звезда, первое пламя, огонь мышления и анализа. Он оттягивает на себя все ресурсы и конкурентно подавляет активность других центров, особенно противоположных. Выбор второй дихотомии тоже проводит мозг, обращая внимание на важность той или иной информации. Кстати, когда я говорю мозг, я не имею в виду сознание. Мозг — это та еще штука, чего там только нет… Так вот, неважно, по каким причинам, но мозг выбрал, что эта информация важнее и интереснее, чем другая, и начал изучать ее. Загорается второй центр. Остальные ждут своей очереди. Некоторые центры, которые очень похожи на уже горящие, начинают использовать пламя первых и подсвечиваются неярким огнем. Это сильные подсознательные функции.

Скорость развития, распространения огня мышления по зонам нашего мозга зависит от многих причин. Например, от воспитания, благоприятных интертипных отношений. А еще нужно немного везения. Ведь огонь мышления подразумевает в себе не просто накопление опыта, а умение различать, подмечать и делать выводы.

Как только накапливается опыт восприятия и полноценного анализа информации и центр не требует такого количества энергии, мы можем подкинуть хворост (энергию) в другие центры, и они тоже начинают работать и загораются. Рано или поздно, но огонь мышления должен осветить все уголки нашего причудливого и скромного работяги мозга.

Не знаю, как Вам, а мне эта картина греет сердце.

P. S. Когда я говорю мышление, то не имею в виду общепринятое логическое мышление, а говорю о способности центра обрабатывать информацию по своей специализации и выдавать правильную реакцию, как на сознательном, так и бессознательном уровне.

Например, область мозга, отвечающая за сенсорику и движения тела, будет анализировать информацию от рецепторов положения тела (проприорецепторы), от рецепторов равновесия внутреннего уха, различать положение тела в пространстве и отдавать правильные команды мышцам для движения. Если этот центр правильно понимает информацию от рецепторов и дает правильные и быстрые команды мышцам, то его мышление на высоком уровне. И это будет протекать на подсознательном уровне.

Еще пример: центр обработки белоинтуитивной информации правильно и хорошо мыслит, если умеет правильно фильтровать малозаметные признаки изменения ситуации и перебирать варианты возможного развития ситуации. Если он делает это быстро, то это блестяще.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я