Соционика. 8 ключей к реальности

Инна Яманаева

В книге раскрываются секреты работы нашего мозга. Вы узнаете, как эволюция дала нам способность ориентироваться в пространстве и времени, иерархии и отношениях. Вы научитесь распознавать свои эмоции, узнаете о взаимосвязи экономического развития общества и этики отношений, поймете, как глубоко заложена черная сенсорика. И каждый из нас может использовать технологии черных логиков, беспристрастность белой логики, парадоксальность черной интуиции, наблюдательность интуиции времени и многое другое.

Оглавление

Глава 5. Информационный метаболизм

Почему люди делятся на этиков и логиков?

Ещё раз повторюсь, реальность содержит в себе одновременно все: и пространство (форму, цвет, звук, запах, энергию), и время (причины и возможности), и факты (логику), и отношение (этику, эмоции), но оперативные возможности нашего внимания ограничены. Мозг бы рад воспринимать все одновременно хорошо, но ему приходится выхватывать наиболее важные и интересные для него аспекты, отбрасывая другие, ведь он ограничен по мощности.

Выбор того, что станет важным, может быть обусловлен разным уровнем нейромедиаторов и строения мозга. Например, у одного человека изначально высокая активность ретикулярной формации, стимулирующей деятельность коры головного мозга. Такие люди очень деятельны, продуктивны, любят риск и активный отдых. Высока вероятность, что такой человек предпочтет деловую логику.

У человека с высокой активностью лимбической системы будет доминировать этика эмоций. Мозг будущего сенсорика будет отличаться хорошо развитой островковой корой, контролирующей восприятие сенсорных сигналов, и мозжечком, управляющим движениями и координацией. У другого человека, наоборот, сигналы от рецепторов будут подавляться активностью лобной коры и быстро затухать. Это будущий интуит.

Кроме генетической предрасположенности, на выбор соционических дихотомий могут влиять другие факторы. Возможно, имеет значение первый опыт успешного распознавания и обработки информации. Возможно, имеет значение самая первая интерпретация ситуации значимыми людьми. Но это трудно представить, ведь выбор базовой функции, скорее всего, происходит в первый год жизни. В этот время передача опыта распознавания довольно затруднительна.

А возможно, в деле выбора первой соционической дихотомии помогает окружающая среда. Казалось бы, логики должны воспитывать логиков, а этики — этиков. Но это совершенно не так. Этики умеют создавать благоприятную, физически и эмоционально безопасную среду, и маленькому ребенку нет нужды анализировать этическую информацию. Он уверен в безопасности окружающего мира, поэтому может легко заниматься логикой и объективным миром. А в семье логиков (если логики плохо отслеживают и контролируют свои чувства) ребенку важнее знать настроение взрослого, чтобы лучше обеспечить свои потребности. Поэтому он становится этиком. Конечно, без полноценных исследований функционирования мозга трудно сказать, как это происходит на самом деле. Это всего лишь версии.

Главное это то, что мозг получает опыт восприятия реальности с одной точки зрения. Мозг маленького ребенка только учится видеть и не умеет воспринимать ситуацию с разных сторон. Первая точка видения закрепляется как основная. Мозг начинает выхватывать этот аспект из ситуации как главный. Появляется базовая функция — она настраивает видение мира.

Так происходит выбор первой соционической дихотомии. Мозг маленького ребенка учится замечать различия по базовой функции, видеть логику, этику, сенсорику или интуицию. Это базовое видение пронизывает все восприятие мира человеком.

Надо сказать, что выбор одной функции подавляет противоположную, взаимоисключающую функцию. Если ребенок выбрал логику, то этика отбрасывается как незначимая и не анализируется.

Это происходит для того, чтобы лучше обработать информацию по базовой функции, хотя этическая информация все равно поступает в мозг. Обычно она остаётся на уровне подсознания и не осмысливается. Например, появляется смутное ощущение, что сделано что-то не то.

Это ощущение очень важно. Оно означает, что наше подсознание все видит, каналы восприятия работают. Остается лишь настроить их чувствительность и научиться осознавать эту информацию.

У этиков другая сложность в восприятии логической информации. Скорость обработки этической информации позволяет им обходить логические факты с помощью этической составляющей. Проще говоря, им легче решить какой-то вопрос с помощью людей. Поэтому у этиков нет особой потребности в изучении логической картины мира и деловых процессов. Что же делать? Остаётся только напомнить этикам, что они теряют половину мира, который состоит не только из людей, но и множества других интересных вещей.

Если мозг выбрал интуицию как ведущую функцию, то весь мощный аппарат мозга будет направлен на перебор причин и моделирование возможных вариантов. Внимание рассеивается по оси времени, анализируя взаимосвязи, уплывая из настоящего в прошлое или будущее. Внимание отвлекается даже от собственного тела. Интуиты — чаще люди с плохой координацией, осанкой и не выраженной мускулатурой.

Если же мозг выбрал сенсорное восприятие, то внимание концентрируется на настоящем и окружающей картине — перерабатывается информация от сенсорных рецепторов о звуках, цветах, запахах и так далее. Сенсорики редко фантазируют и копаются в прошлом. Эти люди живут в настоящем.

Постепенно мозг подключает вторую по значимости функцию — творческую. С помощью творческой функции мозг учится влиять на мир и добиваться изменений в картине мира, которую он видит с помощью базовой функции. Так происходит выбор второй соционической функции из оставшихся. Если мозг выбрал первую функцию из логики или этики, то выбор второй происходит из интуиции — сенсорики. И наоборот. Таким образом, всего двумя функциями воспринимается максимальное количество аспектов реальности по осям: факты — отношение и пространство — время.

Эта связка функций — базовая и творческая — определяет характеристику типа. Она определяет, как человек видит мир и как на него действует.

✔ Дон Кихот (ИЛЭ, интуитивно-логический экстраверт). Базовый черный интуит, творческий белый логик. Этот человек видит мир как поле возможностей. В каждой ситуации он видит самые необычные варианты. С помощью белой логики и поиска скрытых и явных закономерностей он обосновывает теоретические основы этих идей.

✔ Дюма (СЭИ, сенсорно-этический интроверт). Базовый белый сенсорик, творческий этик эмоций. Дюма воспринимает реальность всем богатством сенсорных ощущений, замечая все малейшие нюансы гармонии и дисгармонии. Дюма легко подстраивает пространство для себя, создавая уют и комфорт. Творческая этика эмоций помогает ему создавать это пространство и для близких людей, откликаясь на их потребности.

✔ Робеспьер (ЛИИ, логико-интуитивный интроверт). Базовый белый логик и творческий черный интуит. Робеспьер видит мир как упорядоченную систему из фактов и законов природы и общества. Это позволяет ему спокойно воспринимать циклические изменения и прогнозировать развитие ситуации. Творческая черная интуиция помогает найти Робеспьеру свое место в системе, прогнозировать ситуацию и изменять модель мира в случае резких изменений или получения нового жизненного опыта. Любое явление, не вписывающееся в прежнюю систему, переосмысливается Робеспьером и приводит его к построению более широкой модели, включающей в себя новое явление. Чем богаче жизненный опыт Робеспьера, чем больше он знает, тем беспристрастнее его оценка ситуации и надёжнее его прогнозы.

✔ Гюго (ЭСЭ, этико-сенсорный экстраверт). Базовый черный этик и творческий белый сенсорик. Гюго видит мир через свои бурные и яркие эмоции, впрочем, предпочитая ровный и положительный эмоциональный фон. Одной из сильных сторон типа является развитие этики эмоций до способности к осознанному выбору своего базового эмоционального состояния. Поэтому большинство Гюго выбирают ровный позитивный фон как наиболее продуктивное состояние, хорошо сочетающееся с творческой белой сенсорикой. Белая сенсорика позволяет им гармонизировать пространство вокруг себя, поддерживая этим хорошее состояние духа. Развитая этика эмоций позволяет им захватывать близких людей в свое эмоциональное состояние, поддерживая и одобряя их.

✔ Максим Горький (ЛСИ, логико-сенсорный интроверт). Базовый белый логик и творческий черный сенсорик. Максим видит мир как упорядоченную систему фактов, правил и законов, действующую в настоящий момент времени. Внимание Максима сосредоточено на нюансах ситуации, управлении и контроле. Творческая волевая сенсорика позволяет ему мобилизоваться самому и воздействовать на других, чтобы добиться результата в виде хорошо отлаженной работающей системы.

✔ Гамлет (ЭИЭ, этико-интуитивный экстраверт). Базовый черный этик и творческий белый интуит. Гамлет воспринимает мир через яркие эмоции, ища и создавая их с помощью белой интуиции.

✔ Жуков (СЛЭ, сенсорно-логический интроверт). Базовый черный сенсорик и творческий белый логик. Черная сенсорика пронизывает весь мир Жукова, позволяя ему легко видеть силовые воздействия и скрытые механизмы управления ситуацией. Больше всего Жукова интересует проверка собственных сил и возможностей. Он действует на пределах возможностей тела и духа. В этом ему помогает белая логика. Иррационалы Жуковы блестяще строят сложные последовательные планы, а также разыгрывают стратегические комбинации.

✔ Есенин (ИЭИ, интуитивно-этический интроверт). Базовый черный этик и творческий белый интуит. Базовая черная этика позволяет им видеть мир через тончайшие нюансы эмоций, а творческая белая интуиция помогает создавать нужные ситуации и управлять игрой.

✔ Джек Лондон (ЛИЭ, логико-интуитивный экстраверт). Базовый черный логик и творческий белый интуит. Джек Лондон видит мир как множество процессов, успешных и не очень. Творческая белая интуиция позволяет ему вовремя войти в нужные процессы и добиться успеха.

✔ Драйзер (ЭСИ, этико-сенсорный интроверт). Базовый белый этик и творческий черный сенсорик. Драйзер видит мир через систему этических норм. Черная сенсорика позволяет ему легко соблюдать эти нормы, а также добиваться этого от других.

✔ Бальзак (ИЛИ, интуитивно-логический интроверт). Базовый белый интуит и творческий черный логик. Бальзак видит мир как процесс появления, развития и исчезновения возможностей, а творческая черная логика позволяет ему отбирать наиболее выгодные варианты и организовывать технологические процессы.

✔ Наполеон (СЭЭ, сенсорно-этический экстраверт). Базовый черный сенсорик и творческий этик отношений. Наполеон видит мир как поле для реализации своих талантов и способностей. Творческая этика отношений помогает ему добиваться всего с помощью межличностных отношений.

✔ Штирлиц (ЛСЭ, логико-сенсорный экстраверт). Базовый черный логик и творческий белый сенсорик. Штирлиц видит мир как систему технологических процессов. С помощью творческой белой сенсорики он выбирает нужные для себя и доводит их до совершенства.

✔ Достоевский (ЭИИ, этико-интуитивный интроверт). Базовый этик отношений и творческий черный интуит. Достоевский, как и Драйзер, видит мир через общество и систему этических норм. Но творческая черная интуиция позволяет ему изучать и изменять эти системы, предугадывать поведение людей, а также мотивировать и вдохновлять окружающих.

✔ Габен (СЛИ, сенсорно-логический интроверт). Базовый белый сенсорик и творческий черный логик. Габен, как и Дюма, воспринимает мир белосенсорно, обращая внимание на удобство, красоту и гармонию. Творческая черная логика помогает Габену находить самый эффективный и простой путь воплощения красоты.

✔ Гексли (ИЭЭ, интуитивно-этический экстраверт). Базовый черный интуит и творческий этик отношений. Гексли видит мир как поле возможностей, а реализует их через межличностные отношения.

Почему эти типы так называются и что за буквы стоят в скобках? Это и есть ТИМ — Тип информационного метаболизма.

Тип информационного метаболизма (ТИМ)

Что это такое и с чем это едят? Первые две буквы — это базовая и творческая функции психотипа (Л — логика, Э — этика, С — сенсорика, И — интуиция). Третья буква — признак вертности психики (Э — экстравертность, И — интровертность).

Признак рациональность/иррациональность также заложен в этом обозначении. Если первая функция логика или этика, то этот человек — рационал. Если первая функция интуиция или сенсорика, то этот человек — иррационал.

Помните, в главе 3 мы говорили о соционических дихотомиях? Человек может быть:

— либо логик (Л), либо этик (Э),

— либо интуит (И), либо сенсорик (С),

— либо экстраверт (Э), либо интроверт (И),

— либо рационал, либо иррационал (это зашифровано в порядке букв).

В этом трехбуквенном коде закодированы все 4 соционические дихотомии.

Для удобства эти типы называются по именам ярких исторических личностей, писателей или литературных героев.

Это 8 рациональных типов:

Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) — Гюго;

Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) — Драйзер;

Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ) — Гамлет;

Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ) — Достоевский;

Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) — Штирлиц;

Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ) — Максим Горький;

Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ) — Джек Лондон;

Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ) — Робеспьер.

8 иррациональных типов:

Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ) — Дон Кихот;

Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ) — Бальзак;

Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ) — Гексли;

Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) — Есенин;

Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ) — Жуков;

Сенсорно-логический интроверт (СЛИ) — Габен;

Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ) — Наполеон;

Сенсорно-этический интроверт (СЭИ) — Дюма.

С непривычки можно запутаться, но на самом деле это очень удобная схема. Говоришь сенсорно-этический экстраверт и понимаешь, что этот человек иррационал (первая функция не логика или этика, а сенсорика). Затем — первая функция сенсорика (живет настоящим). Вторая функция этика, а не логика. Значит, чувства и эмоции важнее. И, наконец, это экстраверт. И получаем картину — яркий, непредсказуемый, живущий чувствами и сегодняшним днем активный человек. Это и есть СЭЭ Наполеон.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я