Соционика. 8 ключей к реальности

Инна Яманаева

В книге раскрываются секреты работы нашего мозга. Вы узнаете, как эволюция дала нам способность ориентироваться в пространстве и времени, иерархии и отношениях. Вы научитесь распознавать свои эмоции, узнаете о взаимосвязи экономического развития общества и этики отношений, поймете, как глубоко заложена черная сенсорика. И каждый из нас может использовать технологии черных логиков, беспристрастность белой логики, парадоксальность черной интуиции, наблюдательность интуиции времени и многое другое.

Оглавление

Глава 4. Соционические типы информации

Какие потоки информации выделяет соционика? Как они различаются? Попробуем их описать.

Основные потоки информации:

1. ЛОГИКА = объективный материальный мир. Это предметы, факты, процессы и связи между объектами материального мира. Это все то, что можно пощупать руками, описать формулами. Это физика, математика и точные науки. Логические факты можно систематизировать и описать законами.

Если человек логик, то прежде всего он обращает внимание на объекты материального мира. Но логики бывают разные. А почему? Все зависит от точки зрения нашего мозга.

Наш мозг — я акцентирую Ваше внимание — наш мозг гораздо больше, чем наше сознание. Сознание освещает лишь небольшую часть процессов, происходящих в мозге. Причем бессознательные процессы вмешиваются в процесс принятия сознательных решений. Многие вещи выбирает наше подсознание, правое полушарие, эмоциональный мозг. А левое полушарие обосновывает это решение рационально.

Так вот, наш мозг выбирает самую интересную и вкусную для него часть информации, самую значимую и важную сторону явления и сосредотачивается на ней. Этот выбор закрепляется с помощью выброса дофамина и эмоции интереса.

Еще при выборе ведущей функции важна эмоция удовлетворения от достижения результата. Это общечеловеческая реакция, нам всем нравится достигать чего-то, ощущать свое влияние, свою силу. Это очень приятная эмоция, и мозг стремится ее получать. Она появляется в тот момент, когда нейроны нашего мозга приняли правильное решение, отреагировали, и реальность ответила: это так, это правда, это правильное решение.

Все зависит от того, что приносит мозгу больше удовольствия. Неважно, в какой сфере — процесс принятия решений на уровне нейронов одинаков для всех функций.

Если человеку нравится процесс понимания, если ребенок получил выброс эндорфинов в тот момент, когда он впервые понял что-то, если он почувствовал силу своего мышления, то он станет белым логиком. Он будет интересоваться белой логикой, изучать связи и накапливать опыт.

Если человек получил выброс эндорфинов в тот момент, когда он своими руками разобрал и собрал игрушку, ощутил в этот момент свою силу и власть над предметом, то он станет черным логиком.

Если ребенку больше интересны люди, чем предметы, если он получил удовольствие от понимания другого человека, то это будущий черный или белый этик.

Если мозг ребенка получил удовольствие от успеха в тот момент, когда принял правильное решение прыгнуть на нужное расстояние, и тело удачно приземлилось, то мозг начнет развивать сенсорику.

Ещё раз повторяю — это неосознанный процесс. Но его можно попробовать повторить осознанно. Для этого нужно искренне заинтересоваться предметом функции и подбадривать, хвалить себя за малейшее правильно принятое решение.

Белая, или структурная, логика

Структурный логик смотрит на все снаружи, отвлеченно и просто наблюдая. Он составляет картину этого мира, изучает взаимосвязь объектов между собой. Он, как маленький ребенок, смотрит на этот материальный мир, пытается понять и уложить все в своей голове. Его цель — понять, как все устроено, как объекты связаны между собой.

Есть он — и есть остальной мир, который отражается в его голове. И любимое занятие структурного логика — проверять, соответствует ли эта картинка реальной жизни. А если нет, то почему? Непорядок! Или исправляем картинку в голове (Робеспьеры и Дон Кихоты), или корректируем реальность (Максимы и Жуковы).

Кстати, мой любимый белологичный фильм — это фильм Рона Ховарда ИГРЫ РАЗУМА Рона Ховарда с Расселом Кроу в главной роли. Говорят, что некоторые факты из жизни прототипа (математик, нобелевский лауреат Джон Нэш) показаны в фильме недостоверно. Но какова сама идея!

Идеально показана реальность, существующая в голове Нэша. Мы живем именно в той картинке, которую создает наш мозг. Это касается всех людей без исключения. Лишь со временем зритель понимает, что многие вещи были галлюцинациями, но для Нэша они были реальностью. И я просто не могу себе представить, насколько интеллектуально был одарен этот человек, если он смог выйти за пределы картинки, создаваемой избыточной продуктивностью своего мозга, самостоятельно заметить несоответствие этой картинки истинной реальности (девочка не растет), примириться с особенностями своего мозга (склонность к созданию галлюцинаторных образов) и разработать метод контакта с настоящей реальностью, нивелирующий особенности мозга (проверка каждого нового объекта на существование — спрашивать у прохожих, существует ли этот новый человек). Как врач, я считаю, это настоящий подвиг.

Деловая (черная) логика

Деловой логик тоже сконцентрирован на материальном мире и замечает не эмоции, а объекты. Но его больше интересует функция объекта и как его можно изменить. Деловой логик не просто смотрит на мир, а разбирает его на части. Это тоже ребенок, но уже постарше, который ломает машинку. Его интересует, как все работает и как достичь желаемого результата. Деловой логик активно вовлечен в процессы этого мира. Это первое, что он видит в мире — процесс. Это Штирлицы, Джеки, Бальзаки и Габены. Но каждый из них видит мир чуть-чуть по-своему.

Фильмы и книги о деловой логике — это автобиографии известных мультимиллионеров. СТАТЬ УОРРЕНОМ БАФФЕТОМ, ВОЛК С УОЛЛ-СТРИТ, В ПОГОНЕ ЗА СЧАСТЬЕМ, СТИВ ДЖОБС: ИМПЕРИЯ СОБЛАЗНА.

2. ЭТИКА = отношение. Это отношение человека, группы людей или общества, наша реакция на предметы и факты. Это наши эмоции и отношение к объектам и событиям. Это радость обладания, радость переживания, злость на чужие поступки. Это сравнение с моральными стандартами, стыд и вина за то, что наши поступки не соответствуют моральным принципам, внушенным с детства. Это долг — наше понимание того, что мы должны и не должны. Это общественные стереотипы, законы и правила.

Кстати, если бы на этом свете жили только одни логики, то это был бы скучный, невыносимо технологичный и совершенный мир. Да что там далеко ходить, смотрели фильм ЭКВИЛИБРИУМ? Да-да! Все было бы правильно и невообразимо скучно. Хорошо, что существуют этики!

Этики — это люди, мозг которых видит не скучную реальность, а отражение ее в себе и других людях. Один чудесный этик Достоевский со мной поделился: это же видно! Напряжение в коллективе ощущается как давление, а ярость окрашена красным цветом.

С самого детства нейроны в мозгу этиков настроены на эмоции других людей. За это отвечают специальные зеркальные нейроны. И логика, и реальные факты не так важны для мозга этиков, их мозг занят обработкой огромного количества информации от других людей: о позе, мимике, интонации — и от себя: нужно правильно анализировать свои эмоции.

Этика эмоций (черная этика)

Для черных этиков основной канал поступления информации — эмоции. Гюго, Есенин, Дюма и Гамлет легко считывают эмоции других людей и могут управлять ими. Им подвластны воодушевление, радость, страх, гнев и все нюансы наших переживаний. Для них нет тайн в душевном состоянии других людей. Это эксперты эмоций.

О ЧЕРНОЙ ЭТИКЕ снято много фильмов, но я хочу привести в пример очень необычный и аллегоричный фильм МЕНЯЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ. Это фильм 2011 года с Мэттом Деймоном в главной роли. Казалось бы, это обычный боевик про пришельцев, но это фильм с глубочайшей начинкой. И название очень символично. Помните, что в начале книги мы говорили о том, что наш мозг имеет три части, которые нам достались от наших предков: рептильный (отвечает за выживание, секс, еду; это ствол и базальные отделы мозга), лимбический мозг (отвечает за эмоции) и кору (мышление и сознание). Так вот, в этом фильме все герои — это части нашего мозга. И показано, как лимбика нас контролирует. Ее цель — уберечь нас от опасных ситуаций, которые были в прошлом. Лимбика действует непреодолимо — она внушает нам страх такой силы, что мы не можем решиться на что-то новое. И да, это и есть те парни в черном, что преследуют главных героев. Да, это страшно. Да, мы чувствуем то же самое, когда лимбика говорит нам стоп. И просто так этот барьер преодолеть невозможно, потому что лимбика использует мощные эмоции, чтобы нас остановить. Чтобы его перепрыгнуть, нужна концентрация и осознанность. Большей частью мы живём под контролем нашей лимбики и не выходим из жизненного сценария.

Главный герой в этом фильме — это наша осознанная часть, наше сознание. Девушка — это желание. Парень, который помогал главному герою — интуиция. Мне нравится счастливый финал этого фильма — ведь показано, что мы можем преодолеть лимбику и изменить нашу реальность. И мы можем это сделать, только говоря нашим страхам нет. Самое главное, что мы должны быть готовы пройти через эмоции страха и предчувствие наказания. Это маркер чего-то нового в нашей жизни. Но кто пройдет через это хотя бы один раз, поймет, в чем секрет. На самом деле страх не нужен. Нужен план, нужна подстраховка и готовность идти к своей мечте.

Этика отношений (белая этика)

Этики отношений — Наполеоны, Гексли, Достоевские и Драйзеры — интересуются не только эмоциями. Их внимание сосредоточено на влиянии эмоций. На результате. Что совершит этот человек под влиянием эмоций, какие нормы нарушит, на что его можно подвигнуть? Это экспериментаторы нашей морали. Какие границы можно нарушать, а какие нельзя?

Вот такие они волшебники. Вот уж с ними точно не скучно! Они живут немного в другой реальности, в отличие от логиков — в зоне нашей психики.

Про белую этику, про работу с чувствами снято очень много фильмов. Но мой наилюбимейший, с потрясающей визуальной картиной — это фильм ГОЛОС МОНСТРА от Хуана Антонио Байоны.

В нем ведется речь о прощании. О прощании навсегда. О том прощании, когда ты больше не увидишь любимого человека. Кто провожал своих близких, тот знает. Все мы сталкивались либо, увы, столкнемся с этим. Авторы фильма, который снят по мотивам романа Патрика Несса, подводят зрителя к осознанию того факта, что часть нашего страдания при потере составляет жалость к себе. Что мы жалеем себя, несчастных, лишившихся любви, поддержки и радости, исходившей от уходящего человека. И что в нас одновременно переплетается жалость к себе и сострадание к другому. К другому, который мучается и хочет уйти. И мы это подсознательно понимаем и отпускаем. Горечь страдания от этого не становится меньше, горевание должно пройти через все этапы: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Но если понимание этого аспекта поможет кому-то справиться с горем и принять горькую реальность, то я советую посмотреть этот фильм. Что-то меняется внутри после просмотра. Он снят с огромным уважением к чувствам человека. Быть может, потому что сценарист этого фильма Шиван Даут была неизлечимо больна, а Льюис Мак Дугалл, главный герой, потерял мать за год до съёмок.

3. СЕНСОРИКА = пространство. Внимание сенсориков обращено на окружающее пространство. Какие предметы там находятся, как расположены. Как они выглядят, пахнут, звучат. Что происходит здесь и сейчас. Отличие мозга сенсориков и интуитов заключается в разной активности островковой (инсулярной) коры — области мозга, контролирующей сенсорные сигналы от рецепторов.

Эстетическая (белая) сенсорика

Белые сенсорики очень чувствительны к гармоничности пространства. Прежде всего — это гармоничное совпадение линий и цветов, правильная композиция пространства, игра линий, силуэтов и полутонов. Белые сенсорики — это Дюма и Гюго, Штирлиц и Габен. С самого детства мозг белых сенсориков сосредоточен на пространстве, воспринимает его без фильтров, наблюдает за различными паттернами, анализирует паттерны на сходство и различие. Поэтому белые сенсорики обладают особым эстетическим чутьем.

Если взять дизайн, то именно натренированность мозга позволяет глазу белого сенсорика разложить сложный цвет на простые цвета, определить подтон, выделить сходство линий лица и одежды, подобрать схожую фактуру и создать новый образ человека или помещения.

Что касается музыки, то знали ли Вы, что большинство жителей Азии обладает абсолютным музыкальном слухом? Это касается тех стран, которые говорят на тональных языках. Именно постоянная необходимость различать тона приводит к развитию абсолютного слуха у человека, а не наоборот. Слух — это тоже тренируемый навык.

Другое дело, что тренировки интуитов и сенсориков будут обладать различной эффективностью. Это касается всех органов чувств и тела. Если сенсорик полностью сосредоточен на ощущениях тела, отдает тренировке полное внимание, то внимание интуита рассеянно, он постоянно отвлекается от сенсорных раздражителей. Поэтому тренировка сенсорика в несколько раз эффективнее, чем тренировка интуита. Со стороны кажется, что интуит ни к чему не способен и плохо овладевает навыками. Но это большей частью обусловлено банальным различием в концентрации внимания.

Мозг вообще играет большую роль в тренировках. Спортсмены используют мысленные тренировки, обладающие такой же эффективностью, как и реальные. Вплоть до того, что после них точно так же растут мышцы. Одно но — на этих тренировках спортсмен должен полностью погрузиться в движения, представлять их и чувствовать. Тогда для тела они становятся реальностью.

Наверное, я не буду приводить тут фильмы о белой сенсорике, потому что ее надо воспринимать всем телом, а не только глазами. Белая сенсорика видит мир через ощущения тела. Человеку нужны прикосновения, массаж, объятия, занятия спортом. Если культура ограничивает телесные контакты людей, то им приходится блокировать и приглушать активность сенсорного аппарата. Многие люди отключены от ощущений своего тела и не понимают, голодны они или нет, хочется ли им подвигаться или полежать. Поэтому прислушиваться к ощущениям своего тела, интуитивно питаться и выбирать режим физической нагрузки — это правильная работа белой сенсорики.

Хотите есть — ешьте. Хотите спать — спите. Хотите двигаться — двигайтесь. Хотите красоты — окружайте себя красотой, учитесь и ищите ее, развивайте насмотренность.

Ан нет, все-таки один фильм приведу. И он называется ФОРРЕСТ ГАМП. Основная мысль этого фильма — умение прислушиваться к собственным ощущениям и желаниям, помноженное на талант экологично совмещать их с желаниями других людей (в фильме герой об этом не заботился, но так получалось), ведет к счастью и богатству.

Волевая, или черная, сенсорика

Волевых сенсориков больше интересует энергия, заполняющая окружающее пространство, в том числе управление и контроль над предметами, людьми и пространством. Кроме того, это умение грамотно распределять ресурсы и силы, умение концентрироваться на достижении цели. Черные сенсорики — это Максим Горький и Жуков, Наполеон и Драйзер.

Фильм о черной сенсорике в чистом ее виде — это фильм ДАНГАЛ от Аамира Кхана. Это автобиографический фильм об индийской спортсменке Гите Пхогат, впервые в истории Индии победившей на международных женских соревнованиях по вольной борьбе. В этом фильме показаны тончайшие нюансы искусства маленьких шагов достижения цели, умения концентрироваться и преодолевать негативное влияние окружающих и общества.

4. ИНТУИЦИЯ = время. Интуиты в настоящем видят и прошлое, и будущее. Они видят и причины, приведшие к этой ситуации, и историю развития, и потенциальные возможные последствия. Белые интуиты обращают внимание на скрытые закономерности и рассчитывают наиболее вероятное развитие событий. Черные же интуиты рассматривают все возможности, даже самые невероятные, и ищут способы их реализовать.

Интуиция времени (белая интуиция)

Интуиты времени — это логики Бальзак и Джек Лондон и этики Гамлет и Есенин. Они сосредоточены на динамике развития ситуации и внутренних причинах. Понятно, что сложилась такая ситуация. А что будет завтра? А почему так получилось? Что можно сделать? Это же действительно интересно. Чаще всего интуиты времени способны оказаться в нужном месте в нужное время или подтолкнуть события в нужную сторону. Основа белой интуиции — НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.

Фильмы о белой интуиции — это фильмы о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, миссис Марпл и других сыщиках.

Интуиция творческая (черная интуиция)

Черные интуиты — это Робеспьер и Дон Кихот среди логиков, Гексли и Достоевский среди этиков. Мозг черных интуитов сосредоточен на всех возможных перспективах развития ситуации, моделирует тысячи вариантов развития событий. В любом предмете или человеке мозг черного интуита прежде всего анализирует потенциальные возможности, скрытые внутри.

А моя самая любимая программа о черной интуиции — это программа «Ералаш», ведь юмор часто основывается на парадоксальных и скрытых выводах.

Маленькая ремарка: чем отличаются черные функции от белых

Общее для черных функций — то, что они изучают человека, предмет или явление изнутри. Черная сенсорика изучает энергию объекта, его силу. Черная интуиция — его потенциальные возможности. Черная логика изучает особенности применения предмета, его полезность. И черная этика — эмоциональное состояние человека.

Белые функции изучают человека или предмета снаружи, в соотношении с другими объектами или людьми. Если черные функции погружаются внутрь предмета, изучают детали, то белые функции смотрят издалека, видя общую картину. Белая сенсорика изучает гармоничность расположения предмета в пространстве. Белая интуиция — процесс развития явления во времени. Это тоже требует изучения взаимосвязей и влияния других объектов. Белая этика — это сложные эмоции, появляющиеся при сравнении наших чувств и поступков с моральными нормами и стандартами общества. Предмет изучения белой логики — это взаимосвязи и взаиморасположение предметов, явлений и людей.

Совет: представьте в руках шар, который Вы можете повертеть в руках, приблизить к глазам и даже заглянуть внутрь. Внутри он черный (туда не попадает свет), а снаружи белый.

Так вот, этот шар обладает температурой, энергией. Это изучает черная сенсорика. Он обладает какими-то свойствами (например, он из железа, или золота, или живой), его можно для чего-то использовать. Это изучает черная логика. Этот шар (представьте, что это одушевленный объект) содержит в себе эмоции, настроение. Это изучает черная этика. И, наконец, из этого шара можно получить что-то полезное. Изучением этого занимается черная интуиция.

А теперь выйдите из шара и посмотрите вокруг. Светит солнце, открытое пространство, и вокруг есть другие шары. Снаружи шар белый, потому что он отражает солнечный цвет. Мы можем посмотреть, как этот шар расположен в пространстве относительно нас и других шаров. Это изучает белая сенсорика. Ещё мы можем сравнить ощущения от разных шаров, сравнить их со своими стандартами. Над этим работает белая этика. Белая интуиция изучает, почему этот шар находится здесь, куда он может дальше укатиться. И белая логика охватывает всю картинку в целом, размышляя, что такое это шары, для чего они нужны и какие законы ими управляют. И вообще, что находится перед нами — бильярдный стол или теннисный корт?

Так, из мелких деталей мозг создает картинку реальности в своей голове.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я