Соционика. 8 ключей к реальности

Инна Яманаева

В книге раскрываются секреты работы нашего мозга. Вы узнаете, как эволюция дала нам способность ориентироваться в пространстве и времени, иерархии и отношениях. Вы научитесь распознавать свои эмоции, узнаете о взаимосвязи экономического развития общества и этики отношений, поймете, как глубоко заложена черная сенсорика. И каждый из нас может использовать технологии черных логиков, беспристрастность белой логики, парадоксальность черной интуиции, наблюдательность интуиции времени и многое другое.

Оглавление

Глава 1. Что такое мозг

Рациональное и драгоценное зерно соционики заключается в том, что мозг человека действительно работает с информацией разными способами, и в нем есть структуры, специализирующиеся на обработке отдельных аспектов реальности. Эти структуры появлялись постепенно, с эволюционным развитием живых организмов. Некоторые структуры мозга очень древние, некоторые появились относительно недавно, когда в них появилась потребность.

Надо сказать, что мозг — это очень интересное устройство для анализа и отражения реальности. Для чего эволюция изобрела мозг? Для анализа окружающей среды.

Большинство живых организмов на нашей планете могут жить только при определенных условиях. Например, белковая жизнь возможна только в узком диапазоне температур от 35 до 42 градусов Цельсия. При более высокой температуре белок сворачивается, а при более низкой — ферменты плохо выполняют свою функцию. Поэтому, чтобы обеспечить идеальные условия для работы белков, появилась клеточная мембрана, которая отгораживает внутреннее содержание клетки от агрессивной внешней среды. Внутри клетки поддерживается оптимальная среда для функционирования генов и белков — постоянная концентрация ионов натрия, калия, кальция, магния и других ионов. Поддерживается определенная рН. Это называется гомеостаз.

Несмотря на наличие мембраны, для клетки очень важно, в каком пространстве она находится — достаточно ли вокруг воды, кислорода и питательных веществ. Даже одноклеточные организмы должны были научиться анализировать состав внешней среды и приспосабливаться к ней. Например, с помощью жгутиков, выростов клеточной мембраны или изменения центра тяжести (с помощью цитоскелета) некоторые бактерии передвигаются в поисках лучшего места (это называется таксис). В случае высыхания клеточная мембрана некоторых бактерий превращается в плотную оболочку, образуя эндоспору, и бактерия впадает в спячку, пережидая плохие времена. Эндоспора может сохранять свою жизнеспособность миллионы лет, даже в условиях вакуума.

Как бактерия понимает то, что оказалась в неблагоприятных условиях? Очень просто. Клетка постоянно обменивается веществами с внешней средой, для этого в клеточной мембране есть специальные отверстия (каналы) для электролитов и воды. Простые молекулы диффундируют через липидный слой, крупные молекулы переносятся с помощью транспортных белков. Бактерия может поглощать тела других бактерий, окружая их выростом клеточной мембраны и образуя лизосому. Отходы производства удаляются через каналы или путем слияния лизосомы с внешней клеточной мембраной.

Когда из внешней среды перестают поступать необходимые вещества, в клетке падает их концентрация. В этот момент запускаются процессы самосохранения. Это и есть простейшая реакция на окружающую среду.

Все изменилось, когда клетки научились объединяться в многоклеточные организмы. Вообще-то, одноклеточные организмы жили на Земле миллиарды лет. И так бы продолжалось еще очень долго, если бы не кислородная катастрофа, произошедшая 2,5 миллиарда лет назад. Об этом очень подробно пишет Николай Кукушкин в прекрасной книге «Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум».

В то далекое время одноклеточные организмы чувствовали себя на Земле прекрасно. Жили, размножались, совершенствовали свой обмен, искали источники энергии и однажды стали использовать фотосинтез для получения энергии. Солнечный свет — отличный и практически неиссякаемый источник энергии. Отличное решение! Вот только побочным эффектом одного из видов фотосинтеза является выделение кислорода.

Чистый кислород — это сильнейший яд. Это химически активный окислитель, который реагирует со всеми простыми веществами, кроме золота и инертных газов. Кислород и сейчас опасен для клеток (даже использующих аэробное дыхание). Часть кислорода (около 2%), поглощенного нами, превращается в активные формы кислорода — пероксиды и свободные радикалы. Они повреждают молекулы мембран, вызывают свободно-радикальное окисление или перекисное окисление липидов. Первыми страдают мембраны и ДНК митохондрий.

Митохондрии — это фабрики по производству энергии. Именно в них кислород окисляется до воды и углекислого газа, а выделяющаяся в процессе аэробного дыхания энергия аккумулируется в АТФ. Между прочим, митохондрии — это древние бактерии, которые первыми освоили процесс аэробного окисления, а это очень сложная и редкая комбинация мутаций. Другие бактерии не стали повторять этот путь, а вступили с ними в симбиоз. Они поглотили их и стали пользоваться энергией этих бактерий. Поэтому митохондрии имеют свою собственную кольцевую ДНК. И они передаются нам с материнской яйцеклеткой (отцовские митохондрии человека, содержащиеся в небольшом количестве в сперматозоиде, в подавляющем числе случаев разрушаются в процессе образования зиготы).

Ученые считают, что предки эукариот поглотили митохондрии лишь однажды (теория монофилетического происхождения) и с тех пор пользуются их услугами. При изучении митохондриальной ДНК и ее мутаций было сделано множество открытий. Например, раскрыт генез митохондриальных заболеваний, открыты «митохондриальная» Ева и «митохондриальная» Лилит — древние прародительницы большинства живущих людей.

Так как кислородное окисление происходит в митохондриях, то именно они первыми страдают от свободных радикалов. Мутации митохондриальной ДНК могут привести к нарушениям процесса клеточного дыхания, недостатку синтеза АТФ, нарушению всех энергетических процессов и даже к гибели клетки. Наиболее сильно страдают клетки, требующие большого количества энергии — нервные и мышечные. Поэтому митохондриальные болезни отличаются поражением нервной и мышечной системы.

2,5 миллиарда лет в атмосфере стал постепенно накапливаться кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза. В то время атмосфера состояла из метана, водорода, аммиака и углекислого газа. Свободный кислород — очень активный окислитель. Вначале он расходовался на окисление газов и минералов, а потом стал накапливаться в атмосфере. Большинство анаэробных бактерий были неспособны существовать в атмосфере с повышенной концентрацией кислорода, поэтому это привело к массовому вымиранию жизни на планете. Простор для размножения получили аэробные бактерии, до этого ютившиеся на задворках, в аэробных карманах океана (содержавших ядовитый кислород).

К тому же появление свободного кислорода привело к появлению озонового слоя, который стал успешно задерживать ультрафиолетовое излучение Солнца, губительно действовавшее на белки и ДНК. Живые организмы получили возможность выйти из воды на сушу.

Но самое интересное заключается не в этом. Дело в том, что свободный кислород успешно окислил содержащееся в морской воде двухвалентное железо до биологически инертного трехвалентного железа и вывел его из круговорота биосферы. А надо сказать, что железо обладает уникальными электрохимическими свойствами, необходимыми для репликации ДНК и экспрессии генов, а также переноса кислорода. Двухвалентное железо жизненно необходимо клетке.

Именно недостаток железа привел к тому, что бактерии стали поглощать тела мертвых бактерий, позже стали охотиться на живых, а некоторые бактерии выбрали стратегию жить в другой клетке, используя ее железо. Развитие механизмов фагоцитоза и эндосимбиоза привело к появлению симбиотических союзов и полноценных многоклеточных организмов.

Так произошел один из самых значимых скачков эволюции, кардинально изменивший жизнь на планете. Одноклеточные организмы стали многоклеточными, и это привело к огромному разнообразию живых организмов. Многоклеточные организмы очень быстро поняли всю выгоду кооперации и разделения функций. Есть несколько теорий, как появилась специализация клеток. Например, теория гастреи считает общим предком многоклеточных двуслойный организм, клетки передней стенки которого утратили жгутики и превратились в фагоциты. Это прообраз пищеварительной системы. Клетки задней стенки утратили способность к пищеварению и стали двигательными клетками.

В начале своего пути многоклеточные организмы передавали питательные вещества друг другу через межклеточную жидкость, а сигналы — с помощью специальных веществ. Постепенно специализация и дифференциация клеток усложнялись. С увеличением числа клеток, усложнением систем живого организма многоклеточные организмы были вынуждены выделить отдельные клетки для управления телом, а также специализированные клетки для изучения реальности. Это были первые сенсорные рецепторы и первые нейроны, которые стали получать сигналы от рецепторов и реагировать на них, то есть передавать команды другим клеткам (двигательным, пищеварительным или выделительным). Так появилась нервная система, которая постепенно эволюционировала от скопления клеток до человеческого мозга, обладающего очень сложной структурой и множеством центров для лучшего приспособления к внешней среде.

Нервная система человека

Анатомы подразделяют нервную систему человека на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Так как нейроны — очень ценные клетки для организма, головной и спинной мозг окружены броней — черепной коробкой и позвонками. Периферическая нервная система состоит из отростков нейронов или нервов, а также периферических узлов вегетативной нервной системы (ганглии, сплетения). Периферическая система передает сигналы от рецепторов и команды от мозга мышцам и органам. Нервные волокна проходят вместе с артериями по наиболее защищенным местам организма, часто для них имеются борозды и углубления в костях. По своим функциям периферическая нервная система состоит из соматической (служит для управления мышцами) и вегетативной нервной системы (автоматическое управление внутренними органами).

Для восприятия информации от внешней среды у человека имеется множество рецепторов. Некоторые рецепторы расположены в органах, которые формально не относятся к нервной системе.

Например, глаз. Исторически так сложилось, что это отдельный орган человека. Существует целая область медицины офтальмология, которая занимается изучением и лечением глаз. Но, если рассматривать с эволюционной точки зрения, самое важное в глазном яблоке — это рецепторы к волнам зрительного спектра, расположенные в сетчатке глаза. Все остальные структуры глаза служат лучшей фокусировке волн на сетчатке. Это хрусталик и радужка, веки и ресницы, стекловидное тело и мышцы глаза.

Так что логически и филогенетически органы чувств и рецепторы — это часть нервной системы.

Как все дороги ведут в Рим, большая часть сигналов от рецепторов стекается в головной мозг. Головной мозг человека весит от 1 до 2 килограммов и содержит, по разным оценкам ученых, от 85 до 95 миллиардов нейронов и столько же не нейронных клеток, которые занимаются обслуживанием и питанием нейронов. Важной частью головного мозга являются синапсы и отростки, соединяющие нейроны. Это проводящие пути или белое вещество головного мозга.

Если посмотреть на головной мозг снаружи, он состоит из 3 больших частей: ствол мозга, мозжечок и полушария головного мозга. Филогенетически самая древняя часть мозга — ствол мозга. Он состоит из продолговатого, среднего и промежуточного мозга. Задачами ствола мозга является обеспечение слаженного функционирования органов и систем организма. В стволе мозга находятся:

— ядро оливы — участвует в регуляции равновесия и координации движений;

— ретикулярная формация — регулирует активность различных отделов нервной системы;

— центры дыхания и кровообращения, ядра 9—12 пар черепных нервов.

Особенно интересна деятельность ретикулярной формации. Ее клетки способны к самостоятельной генерации нервных импульсов. Такие клетки существуют и в других органах. Например, в сердце имеется своя собственная проводящая система. Электрический импульс, заставляющий сердце сокращаться, вырабатывают клетки синоатриального узла. В головном мозге подобную функцию выполняет ретикулярная формация. Она посылает активирующие импульсы в кору головного мозга и пробуждает ее от сна. В целом активность этой сети определяет активность человека и его подход к жизни. В книге «Красная таблетка — 2. Вся правда об успехе» Андрей Владимирович Курпатов подробно описывает функции и работу ретикулярной формации. В этой книге Вы узнаете много любопытного о функционировании всей нашей нервной системы.

Например, если ретикулярная формация активна, постоянно стимулирует кору, то этот человек, так называемый «предприниматель», будет очень деятельным, много работать и предпочитать активные виды отдыха. Андрей Владимирович приходит к очень интересному выводу в своей книге: такие люди становятся заложниками своей ретикулярной формации и не могут отдыхать пассивно. Они вынуждены жить в режиме, диктуемом их ретикулярной формацией.

Задняя часть мозга — это мозжечок и Варолиев мост. Мозжечок — часть древнего мозга, которая отвечает за координацию, положение тела в пространстве и движение. Мозжечок появляется у всех позвоночных, начиная с круглоротых. Чем сложнее движения животных, тем более развит мозжечок. У рыб наиболее развитым мозжечком обладают акулы, у птиц — хищные птицы, у млекопитающих — хищники и копытные. У детей мозжечок активно развивается в первые полтора — два года жизни, когда идет активное сенсомоторное развитие. При рождении масса мозжечка составляет 20 граммов, через 9 месяцев масса мозжечка — 80 грамм. Потом мозжечок растет медленнее, масса мозжечка у взрослого человека — 120—150 г.

Исследователи продолжают изучать функции мозжечка. Считается, что мозжечок принимает участие не только в сенсомоторном, но и в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии человека. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, связан с вестибулярным аппаратом мозга. Полушария мозжечка совместно с лобными долями участвуют в обучении языкам и планировании действий.

Считается, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. Если ребенок неуклюжий, плохо координирует мелкие движения, то его речевое и интеллектуальное развитие замедляется. Такие дети с трудом учатся читать и писать, плохо говорят. Занимайтесь с детьми лепкой, играми, мелкой моторикой рук. Это подтверждает практика восстановления людей после инсультов — необходимо разрабатывать мелкую моторику кисти, рисовать, лепить, писать, разминать руки. Это приводит к постепенному восстановлению всех функций нервной системы.

Упражнения на координацию рекомендуются детям с нарушением развития, взрослым после перенесенных инсультов и операций, а также спортсменам для развития высокоразвитого мышечного чувства.

Развивать свой мозжечок никогда не поздно, причем тренировка мозжечка улучшает общую обучаемость мозга. Мозжечок связан со всеми структурами нервной системы многочисленными проводящими путями: со стволом головного мозга, с корой больших полушарий, таламусом и спинным мозгом. Используйте это знание для профилактики старения, недаром говорят: движение — это жизнь.

И, наконец, так называемый конечный мозг, Telencephalon. К нему относятся кора головного мозга и подкорковые образования: базальные ядра, обонятельный мозг и боковые желудочки головного мозга.

Базальные ядра — хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, бледный шар, скорлупа, ограда и миндалевидное тело — это скопления серого вещества в глубине полушарий. Они являются высшими центрами вегетативной и экстрапирамидной систем.

Обонятельный мозг состоит из обонятельной луковицы, обонятельного тракта, треугольника, переднего продырявленного вещества, сводчатой извилины, крючка, гиппокампа и зубчатой извилины.

Кора головного мозга является высшим органом нервной системы. Кора больших полушарий имеет две поверхности (верхнелатеральную и медиобазальную) и делится на доли: лобная, затылочная, теменная, височная. В коре головного мозга существуют зоны, имеющие специализацию, так называемые анализаторы.

Анализатор — это комплекс, который включает в себя три части: рецептор, проводящий путь и корковый конец. Корковый конец анализатора — это участок коры, в который приходит информация от анализатора. Он состоит из ядра и рассеянной зоны. Рассеянная зона — это нейроны, которые находятся в спящем состоянии, но могут активизироваться при поражении ядра. Нужно сказать, что специализация коры формируется с возрастом. У маленьких детей функции анализатора могут полностью взять на себя другие участки коры.

Давайте перечислим корковые зоны некоторых анализаторов, найденные учеными.

Двигательный. Прецентральная извилина и парацентральная долька. Анализирует проприоцептивные импульсы. Нижняя треть извилины — от элементов опорно-двигательного аппарата головы и шеи, верхние две трети — от туловища и конечностей.

Кожный анализатор. Постцентральная извилина и парацентральная долька. Осуществляет анализ общей чувствительности — тактильной, температурной, болевой: в нижней 1/3 — от кожи головы и шеи, в верхних 2/3 — от кожи туловища и конечностей. Размеры территории коры пропорциональны не величине участков тела, а количеству рецепторов в их коже. Наибольшую площадь представительства имеют зоны лица и рук.

Анализатор стереогнозии. Локализуется в верхней теменной дольке. Стереогнозия — это способность определять предметы на ощупь без контроля зрения.

Анализатор праксии. Локализуется в надкраевой извилине нижней теменной дольки, осуществляет синтез сложных целенаправленных движений, приобретенных человеком в результате практической деятельности и накопленного опыта. У правшей располагается в левом полушарии, у левшей — в правом.

Слуховой анализатор располагается в средних отделах верхней височной извилины и в глубине латеральной борозды — извилине Гешля; осуществляет анализ звуков в доступном человеку диапазоне.

Обонятельный и вкусовой анализаторы локализуются в крючке парагипокампальной извилины и в гиппокампе, обеспечивают формирование ощущений запаха и вкуса.

Зрительный анализатор находится по краям и в глубине шпорной борозды, позволяет видеть объекты в доступном человеку световом диапазоне.

Двигательный анализатор устной речи (способность говорить) локализуется в покрышечной части заднего отдела нижней лобной извилины. Это центр Брока, осуществляющий анализ импульсов от всех органов, принимающих участие в голосообразовании — губ, щек, языка, гортани, что дает возможность членораздельно говорить. При патологии развивается моторная афазия.

Двигательный анализатор письменной речи (способность писать) расположен в задних отделах средней лобной извилины, он управляет тонкими движениями при начертании букв, знаков, слов.

Зрительный анализатор письменной речи располагается в угловой извилине нижней теменной дольки, анализирует письменный текст и позволяет понять смысл написанного (при патологии развивается дислексия, алексия).

Центр Вернике (слуховой анализатор устной речи) находится в заднем отделе верхней височной извилины, анализирует устную речь и позволяет ее понять. При патологии развивается сенсорная афазия.

Счетный анализатор. Функции счета обеспечивает счетный центр (центр калькуляции). Центр калькуляции располагается в теменно-затылочной области.

Наиболее сложные корковые функции — это память и мышление. Эти функции не имеют четкой локализации. В реализации функции памяти участвуют различные участки. Лобные доли обеспечивают активную целенаправленную умственную деятельность. Задние гностические отделы коры связаны с частными формами памяти — зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической. Речевые зоны коры осуществляют процесс кодирования поступающей информации в словесные логико-грамматические системы и словесные системы. Медиобазальные отделы височной доли при участии гиппокампа переводят текущие впечатления в долговременную память.

Функция мышления — это результат интегративной деятельности всего головного мозга, особенно лобных долей, которые участвуют в организации целенаправленной сознательной деятельности человека, осуществляют программирование, регуляцию и контроль. При этом у правшей левое полушарие является основой преимущественно абстрактного словесного мышления, а правое полушарие связано главным образом с конкретным образным мышлением.

Развитие корковых функций начинается с первых месяцев жизни ребенка и достигает своего совершенства к 20 годам. С момента рождения на мозг обрушивается громадное количество информации, и нейроны начинают свою работу. Вначале все сигналы имеют одинаковое значение для мозга. Новорожденный ребенок видит мир, лица и предметы в виде непонятных цветовых кругов и пятен и реагирует только на голод, холод и боль. Но нейроны начинают работать, сортировать сигналы, передавать их дальше другим нейронам, сопоставлять сигналы и создавать паттерны. Паттерны — это те сигналы, которые часто появляются одновременно или в определенном порядке. Например, ребенок очень быстро учится связывать мать и чувство насыщения. Так появляются ассоциативные связи. Надо сказать, что ассоциации, появившиеся в раннем детстве, когда мозг еще не обучен и является чистой доской, часто являются иррациональными и глубокими.

Какие моменты важны в понимании процесса обработки информации

Во-первых, нервная система создавалась постепенно, за миллионы лет эволюции от одноклеточных бактерий до приматов. Необходимость появления нервной системы изначально была продиктована тем, что живые организмы должны искать благоприятные условия для поддержания своей жизнедеятельности (воду, пищу, кислород, тепло и так далее). Даже одноклеточные организмы анализируют окружающую обстановку, формируя цисту при отсутствии воды или передвигаясь с помощью жгутиков или псевдоподий. Это простейшие реакции на неблагоприятные условия внешней среды.

Когда появились многоклеточные организмы, большая часть из них (в том числе и наши предки) пошла по пути развития специализации функций отдельных клеток. Появились специализированные клетки для пищеварения, дыхания, кровообращения и так далее. В процессе совершенствования появились клетки, которые стали анализировать внешнюю среду и координировать работу всех других клеток. Постепенно нервная система эволюционировала, часть клеток стали рецепторами, часть клеток — нейронами. Но суть работы нервной системы любого организма — это анализ внешней среды и своевременное реагирование на неблагоприятные сигналы. Для этого нервная система управляет всем телом.

У простейших животных нет мозга, но есть скопления нервных клеток. Постепенно эти скопления превратились в спинной и головной мозг. Ещё раз повторюсь, что анализ внешней среды — это архиважно для выживания. Именно поэтому спинной мозг помещается в костном канале позвоночника, а головной — в черепной коробке. Это самые защищённые места организма.

Надо сказать, что чаще всего эволюция не создаёт с нуля, а совершенствует то, что уже имеется. Эволюция мозга шла именно этим путем. Сначала появились древние отделы мозга для обработки наиболее важной для выживания информации — сигналов от рецепторов о состоянии организма (целостность кожи, боль, голод, жажда). Это, конечно, сенсорика ощущений. Еще для выживания было важным появление добычи, врагов или потенциальных партнеров. Об этом тоже свидетельствовали сигналы от зрительных, слуховых и обонятельных анализаторов. Всем этим занимается древняя часть мозга — рептильный мозг, или ствол мозга.

Как только многоклеточные организмы приобрели возможность целенаправленно передвигаться, стал развиваться специальный отдел мозга — мозжечок.

С появлением общества стали необходимы новые анализаторы и специализированные отделы мозга. Например, когда наши предки выбрали жизнь в стае, то для выживания пришлось развивать этическое взаимодействие, эмпатию и иерархию. Появился так называемый лимбический мозг. Причем рептильный мозг (ствол и основание мозга) остался на своем месте, а новые структуры лимбического мозга окружили его вторым слоем.

Жизнь в обществе радикально ускорила развитие мозга. Потребность в общении привела к развитию речи. То, что изобрел один, тут же передавалось другим и стимулировало их на новые свершения. Появились такие соционические функции, как белая и черная логика, значительно ускорилось развитие черной и белой интуиции. Обработкой этой информации занялась кора головного мозга, окружившая предыдущие центры новым слоем.

Таким образом, обрабатывающие разную информацию структуры мозга, а значит и соционические функции психики, появлялись постепенно, одна за другой, по мере необходимости.

Во-вторых, важно понять, как мозг проводит сортировку и анализ информации. Есть прямая реакция «стимул — ответ». Это характерно для ствола мозга, инстинктов, рефлексов, простых эмоций. Сложная информация обрабатывается корой по-другому. Архитектоника коры мозга складывается из колонок. Что такое колонка? Это группа нейронов, которая передает информацию от рецептора до коры головного мозга. Секрет в том, что при передаче информация обобщается. Представьте, что сигнал от рецепторов передается нейронам одного слоя колонки. Каждому сигналу рецептора соответствует возбуждение одного нейрона. Дальше информация идет на следующий слой, но там нейронов меньше, поэтому одному нейрону передается возбуждение от нескольких нейронов предыдущего слоя. Дальше информация от нескольких нейронов второго слоя передается одному нейрону третьего слоя. И так далее, вплоть до шестого слоя. На каждом уровне информация обобщается и усекается. Наш мозг предназначен обобщать и делать выводы, но одновременно часть информации теряется.

В-третьих, мозг анализирует информацию паттернами. Мозг обращает внимание, какие сигналы поступают вместе. Нейроны, которые возбуждаются одновременно, соединяются горизонтальными связями. Этот процесс повторяется колонками на всех уровнях. Те связи, которые часто активируются, становятся очень прочными. Этот процесс протекает на физическом уровне, между ассоциативными нейронами утолщаются отростки нейронов, дендриты и аксоны, поэтому сигнал передается очень быстро. Так возникает ассоциативная связь. Например, лицо матери означает, что будет сытно и тепло. При появлении матери возбуждается эмоциональный центр, выбрасываются эндорфины, дофамин и окситоцин, ребенок успокаивается и расслабляется.

В-четвертых, самая важная информация для выживания вызывает эмоциональную реакцию. Страх или удовольствие моментально запоминаются. Это очень важно. Особенно важно, что самые глубокие, эмоционально значимые связи образуются в раннем детстве, когда способность анализировать развита слабо. В большинстве случаев нами управляют рефлексы и убеждения, сформированные еще незрелым мозгом. Поэтому анализ эмоций и исследование эмоциональных связей оказывает большое влияние на нашу жизнь.

И в-пятых, развитие нашего мозга имеет временные периоды. Например, если слуховой анализатор не начал обучаться речи до двух лет, человек не научится говорить. Это подтверждают печальные истории детей-маугли. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приёмных родителей, например, страх перед человеком, передвигаются на четвереньках, лакают воду. Те, кто жил в обществе животных первые 3,5—6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, даже несмотря на годы, в последующем проведённые в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации проходит значительно проще.

Если Вы хотите узнать из первых рук о детях с заброшенностью, то прочитайте книгу Брюса Перри и Майи Салавиц «Мальчик, которого растили как собаку. И другие истории из блокнота детского психиатра». Потрясающая книга о работе врачей с самыми сложными случаями педагогической запущенности, вызванной пробелами в воспитании в самом раннем возрасте.

Например, Вы узнаете, какие последствия возникают у детей, если с рождения отсутствует телесный контакт с матерью, или они остаются в полном одиночестве в течение дня и не получают достаточного количества стимулов для развития мозга. Читая эту книгу, восхищаешься, с какой любовью авторы занимаются своим делом, как они пытаются понять этих детей и корректировать тяжелые нарушения дезадаптации развития. Остается снять шляпу перед людьми, занимающимися таким трудным делом да еще поделившимися своим опытом с нами.

Таким образом, наш мозг имеет множество мощных инструментов для восприятия и анализа реальности. Но чтобы полноценно их использовать, мозг должен пройти обучение как можно раньше. Кроме того, нужно учитывать и то, что функционирование мозга может иметь индивидуальные особенности. Например, разный врождённый уровень нейромедиаторов, разную активность ретикулярной формации (эта зона стимулирует активность коры головного мозга) и так далее.

Если Вы хотите узнать больше о том, как мозг работает и какую информацию он считает важной, то рекомендую Вам книгу Курпатова А. В. «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза», где простым и понятным языком описываются желания нашего мозга и фокусы нашего подсознания. Вам станет понятна мотивация мозга. Прежде всего это базовые инстинкты и желания: выживание, удовольствие, иерархический и сексуальный инстинкты, признание окружающих. Однако способы достижения этих целей могут быть самые разные. Кто-то добивается своего простым насилием, а кто-то — созданием шедевров. И наши интересы и способность понимать зависят прежде всего от сложности понятийной картины нашего мозга.

А если Вы хотите понять, как вообще появился наш мозг, то горячо рекомендую научно-популярную книгу нейробиолога Николая Кукушкина «Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум». Вы узнаете огромное количество интересных фактов о создании живой материи, эволюции, развитии мозга и нашего организма. Вы восхититесь, как эволюция, не зная устали, решает задачи и ограничения, стоящие перед ней. Вы узнаете, как впервые появилась РНК, а потом белок и ДНК, как гены поддерживают и воспроизводят себя. Как начала развиваться клетка и как появились митохондрии — древние микроорганизмы, живущие в наших клетках. Как миллионы лет кислород был ядом, отходом от фотосинтеза цианобактерий в Мировом океане, убивающий все живое. Поэтому жизнь в ядовитой кислородной атмосфере была невозможна. Но эволюция никогда не сдается, и создание кислородного окисления в клетке привело к взрывообразному заселению поверхности Земли. И, наконец, Вы узнаете, как появился наш мозг и как он развивался.

Ну а если речь зашла об эволюции человечества, то не могу промолчать о прекрасных книгах израильского историка Юваля Ноя Харари «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo deus». Вы узнаете, как древний охотник и собиратель жил миллионы лет в балансе с природой, но случайные события привели нас к совершенно непредсказуемым событиям. Вы узнаете, как пшеница приручила человека, ведь с точки зрения пшеницы это именно так и выглядит. Именно человек в поте лица сажает и поливает пшеницу, бережет ее от вредителей, променяв свободную жизнь собирателя на однообразный и утомительный труд землепашца. Неся пшеницу до стоянок, люди заметили, что просыпавшиеся зерна прорастают и появляются первые поля злаков. В итоге дикий злак без особого труда распространился по всей планете, а мир человечества изменился навсегда. Вы узнаете, как религия отражает потребности общества, почему потребовалось создание монотеистических религий с переходом на земледельческий строй и началом эксплуатации животных. Вы удивитесь, что привело к появлению капитализма и научно-технического прогресса — это экспедиции Колумба и Кортеса. Вы разберетесь, на чем основан прогресс человечества и во что может вылиться истощение исчерпаемых ресурсов планеты.

И, наконец, Вы огорчитесь, узнав, что сулят нам наиболее вероятные футурологические теории: отказ от личности, появление бессмертия для избранных и слияние человека с компьютером.

Поверьте, эти книги расширят Ваше понимание реальности.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я