Театральная азбука

Инна Часевич, 2019

Глядя в небо, мы не представляем себе величие космоса, смотря спектакль – не догадываемся о существовании театральной вселенной. Наша азбука послужит для вас телескопом, с помощью которого вы откроете для себя обитаемый мир кулис, оркестровую нору, колыбель для звёзд, гримёрное царство и еще много всего непостижимо-загадочного, которое зовется Театром. Вы превратитесь из зрителя в настоящего театроведа и станете частью огромной планеты "искусство".

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театральная азбука предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Г
Ё

Д

Скажите, мои дорогие путешественники по театральному океану, вы видите впереди горы? А дома у их подножия? А сад с цветами? Ну, что полный вперед туда, к этим красотам?! Конечно, их никак нельзя обойти, ведь на сцене всегда были, есть и, надеюсь, будут они — ее короли и королевы, ее украшения — декорации!

Декорации — это часть оформления спектакля. Они бывают разные — мягкие, когда их шьют из ткани и жесткие — когда их мастерят из фанеры, дерева или папье-маше (много слоев бумаги с клейстером, не знаю, правда, сколько точно, но больше 10 — однозначно). А когда они готовы, их расписывают разными красками или украшают аппликациями — почти такими же, какие вы мастерите с помощью мамы или учителя. Кстати, в театре на ткани делают аппликации…из ткани, и получается очень красиво! Ну, это вы и сами прекрасно видели, когда приходили на спектакли: тогда на сцене расцветали диковинные цветы, белоснежили березки, поднимались высоко в театральное небо горы, а радуга раскидывало цветное коромысло.

Скажу по секрету, мягкие декорации очень чувствительные и всегда огорчаются, если их случайно заденут или о, ужас, порвут! Ведь тогда они не будут красивыми и перестанут радовать зрителя! Посмотрите, мои дорогие друзья, как ровно, без складочек висят мягкие декорации, они натянуты, как струна, или наши корабельные канаты, хоть и сделаны из ткани? Открою вам секрет: стать такими подтянутыми им помогают специальные грузы, которые кладут на ткань мягких декораций с той стороны, которая не видна зрителям. Мне до сих пор смешно, что их называют «тёщами». Почему? Не знаю! Только, чур, никому об том не говорите, не положено нам, духам театра, чего-то не знать. Хотя, честно сказать, этого вообще никто не знает.

Иногда мягкие декорации опускают сверху и тогда они называются «языками», наверное, потому, что похожи на языки людей или животных. Правда, в театре мягкие «языки» не высовывают, а опускают с колосников.

Жесткие декорации совсем другие — твердые и непоколебимые. Грузы их тоже поддерживают, однако, некоторые фанерные великаны вполне могут обойтись и без них. Дворцы королей и избушки Баб-Яг, гостиницы и дома, крыши и чердаки, лестницы и станки (площадки разной высоты, на которых может происходить действие) — все это жесткие декорации. Не все они полностью сделаны из дерева или фанеры. Деревянной может быть только их часть — каркас или рама, а сверху ее обтягивают тканью или каким-то другим материалом. Такие декорации называют ставками. Видите, как много новых слов вы уже узнали, а мы ведь только в царство «Д» пристали, представляете, сколько еще вас впереди ждет театральных загадок, которые не смогут разгадать тем, кто не отправился с нами в путешествие.

Чтобы жесткие декорации и ставки могли двигаться во время спектакля, их ставят на фурку — платформу на колесиках.

Ой, что только не случается с этими «движущимися» платформами! Однажды трон Кащея на сцену не выехал. Сам видел! Зацепился колесиками за половик (сценическое покрытие, о котором вы обязательно в свое время услышите) и ни в какую не хочет двигаться. Песня Кащея звучит, а его самого нет! Толкали артисты, играющие его свиту, трон, толкали, аж половину половика со своего места сорвали, но, в конце коноцов, кое-как на сцену вывезли…

А теперь посмотрите внимательно, что написано на задней части декораций: Правильно: здесь — «своя», а вот на той — «чужая». Забавно, правда? На самом деле, это очень даже важные надписи, они помогают быстро поставить декорацию в нужное место. Вы, мои юные друзья, конечно, захотите задать мне вопрос: а почему нельзя написать правая или левая декорация? Это же проще и понятнее?! А я вам честно отвечу: сложнее. Мы смотрим на сцену из зала и видим слева стоящую избушку, а когда мы встанем на сцену, то эта избушка будет уже справа от нас! Во время монтировок (сборки декораций перед спектаклем) один человек может стоять лицом к сцене, а другой — лицом к залу. Представляете, что будет, если один из них будет говорить: «Правую избушку надо подвинуть в середину», а второй будет двигать левую, ведь с его стороны она и будет стоять справа. Потому-то и придумали называть декорации, стоящие с разных сторон «своими» и «чужими». А какая сторона будет «своя» в театрах решают монтировщики (машинисты сцены). Да! Здесь тоже есть машинисты, только управляют они не поездами, а декорациями, «языками», вертящимся кругом, и много еще чем.

Так вот, в некоторых театрах, та часть дворца, дома, башни или избушки, которая стоит со стороны пульта машинистов сцены, называется «своя». Слово «чужая», означает, что декорация должна стоять с той стороны, где находится пульт помощника режиссера. А в других театрах все ровно наоборот: «своими» называют декорации, стоящие рядом с тем местом, где работает помреж. Между прочим, весьма нужная в театре профессия! Без этих самоотверженных помощников артисты могут опоздать выйти на сцену, декорации вовремя не повернутся и не опустятся, свет в зале не выключится (в начале спектакля помощник режиссера командует: «снимаем свет»), а на сцене не включится. Ужасно, правда?! Они — самые настоящие хозяева сцены! А чтобы им было легче «вести» спектакль у них есть свой пульт, на котором размещено много разных кнопок — нажмешь одну — зазвенит звонок для зрителей, чтобы те в зал поспешили. Нажмешь другую — звонок предупредит артиста, что его ждут на сцене, а еще с пульта помощника режиссера можно включить свет на сцене, только не красочный, а обычный. В театре его называют «дежурным», он, как вахтенный матрос, который помогает кораблю идти. Этот свет нужен, когда спектакль только начинают репетировать, и в зале нет зрителей. А еще именно с пульта помощника режиссера управляют вращающимся кругом, с помощью которого меняют декорации. Правда, крУгом можно «командовать» и с пульта машинистов сцены — в разных театрах по-

разному устроено.

Ой! Как же я далеко отвлекся от декораций! А все потому, что в театре так много интересного, и мне непременно хочется рассказать сразу обо всем! Так вот декорации, как правило, живут в «кармане» сцены. В нем находятся еще и мебель, и крупный реквизит из спектаклей, совсем как в ваших карманах лежит мелочь на проезд, носовые платки и прочие необходимости. Только сценический «карман» довольно приличный по размеру и находится справа или слева от сцены. Да-да, это он, вы правильно поняли, где находитесь! Еще «карман» используют для неожиданного появления на сцене комнаты, дворца, фургончика с осликом, маленького автомобиля. Представляете, мои дорогие путешественники, в театрах даже машины могут делать, у них и руль, и колеса, и капот есть, все как положено, только двигаются они благодаря педалям. Вот сидите вы в зале, смотрите на сцену и вдруг на нее выезжает машина! Эффектно? Не то слово, а удается этот фокус, потому что до поры до времени автомобиль (или дворец, или даже целый городок) спрятаны в «кармане» сцены!

Ё
Г

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театральная азбука предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я