Особенности коммуникации врачебного приема. Цикл «Доктор. Как разговаривать с пациентом и влиять на его приверженность»

Инесса Леббех

Рассматриваем, что влияет на доверительный настрой, про психоэмоциональные провокаторы врачебного приема, какие компетенции необходимы для успешной практики, как действовать в условиях неопределенности и при обостренных ситуациях. Рекомендовано медсотрудникам и студентам медвузов, руководителям бизнеса, hr-специалистам, руководителям отдела клиентского сервиса.Связь с автором по указанной в книге электронной почте.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности коммуникации врачебного приема. Цикл «Доктор. Как разговаривать с пациентом и влиять на его приверженность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. Взаимосвязь приверженности пациентов лечению

и коммуникативных навыков доктора

1. Прокрастинация в лечении и причины отсутствия приверженности у пациентов

1.1. Общие причины отсутствия приверженности к лечению/диагностике у пациентов

1.2. Главные причины отсутствия приверженности к лечению/диагностике у пациентов

1.3. Решение проблемы

Напомню два термина:

Приверженность пациента — это осознанная готовность пациента следовать рекомендациям доктора по решению медицинской проблемы в модели сотрудничества, которая предусматривает двустороннюю ответственность за лечебно-диагностический процесс и сохраняет решающую роль в этом процессе за доктором.

Прокрастинация в лечении — это затягивание действий по лечебно-диагностическому процессу из-за отсутствия приверженности пациента.

1.1. Общие причины отсутствия приверженности

к лечению/диагностике у пациентов

Можно составить общие и наиболее часто встречающиеся причины в несоблюдениях пациентами назначений врача:

1. Покупка/получение лекарственных средств, но неиспользование их:

1) сомнения в назначенных препаратах;

2) замена на другой препарат;

3) непонимание необходимости приема лекарственного средства;

4) сами по себе лекарства — это химия, и нет желания их принимать.

2. Прекращение приема препарата:

1) при приеме выявились нежелательные побочные эффекты;

2) замена препарата в аптеке на несоответствующее по анамнезу и выявление побочных эффектов;

3) «каникулы» (например, поехал на отдых — забыл лекарства дома);

4) неудобная форма лекарственных средств (капсулы, большие по размеру таблетки);

5) несовпадения форм лекарственных средств и привычного ритма жизнедеятельности (инъекции, препараты с разведением);

6) погранично неприятные вкусовые ощущения при приеме лекарств (горечь, рвотный рефлекс);

7) завышенные ожидания от лечения и их несоответствия реальности;

8) нет быстрого ощутимого эффекта от лечения;

9) утомляемость от приема лекарственных средств;

10) убеждение, что к выписанному лекарству будет привыкание.

3. Несоблюдение инструкций врача:

1) нарушение времени приема: забыл, не успел;

2) некорректная дозировка и самостоятельное увеличение/уменьшение доз: не помогает, стало легче;

3) прием лекарств только перед посещением врача (вспомнил, чтобы не ругали);

4) прием назначенных препаратов только во время обострений;

5) резкое прекращение приема препаратов без соблюдения схемы отмены;

6) перенос начала лечения на более удобный момент (например, сначала слетаю в запланированный отпуск — потом начну курс лечения/диагностику).

4. Прекращение посещения врача (стало легче, некогда).

5. Психоэмоциональное состояние, когнитивные установки пациента в отношении лечения/диагностики, личностная зрелость:

1) отсутствие мотивации в выздоровлении;

2) депрессивное состояние;

3) психическое расстройство;

4) нестабильный психологический климат в ближайшем окружении пациента;

5) отсутствие психологической поддержки в процессе лечения;

6) собственные представления и ожидания от лечения и его результата;

7) личностная незрелость.

6. Экономические факторы:

1) изменения в финансовой обеспеченности пациента;

2) существенное подорожание лекарственных средств;

3) прекращение терапии для обеспечения себя субсидиями и льготами государственных программ.

Если мы говорим про типичных пациентов, обращающихся за медицинской помощью, то основные причины отсутствия их приверженности к лечению/диагностике можно объединить в две основные: это непонимание назначений и отсутствие мотивации.

1.2. Главные причины отсутствия приверженности к лечению/диагностике у пациентов

Если за модель мы возьмем квадрант, то отсутствие приверженности у пациентов может выглядеть вот так:

Профили пациентов разные.

Например, в онкологии чаще присутствует нежелание, потеря мотивации. При этом важность врачебных назначений понятна пациентам.

А в оптометрии чаще наоборот: желание есть, а понимания назначений нет.

Как видите, самые приверженные пациенты из 3 квадранта. А самый трудный — это 1 квадрант. Опасность заключается в том, что пациенты из 2 и 4 квадрантов могут переходить в 1 квадрант.

Ответственность за процесс выздоровления лежит и на враче, взаимодействующем с пациентом, и на самом пациенте. И личностные характеристики самого пациента также важны. Эмоциональное состояние, когнитивные установки пациента в отношении лечения/диагностики, личностная зрелость — все это имеет значение и необходимо принимать во внимание доктору.

1.3. Решение проблемы

В западной литературе уже давно появились заметки о влиянии коммуникации на приверженность пациентов лечению. Проводились специальные изучения причин несоблюдения врачебных рекомендаций по нозологиям.

Поищите в интернете, например, первые работы по теме: Gordis (1979), Cummings (1982), Cramer (1990), Feinstein (1990), Donovan and Blake (1992), Vermeire (2001), Burnier (2003). Есть подобные исследования и наших специалистов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности коммуникации врачебного приема. Цикл «Доктор. Как разговаривать с пациентом и влиять на его приверженность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я