Оценивание для обучения: практика применения в условиях цифрового обучения. Методические рекомендации

Инга Тихоновецкая

Методические рекомендации подготовлены по итогам педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в рамках магистерского диссертационного исследования «Модель организации учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оценивание для обучения: практика применения в условиях цифрового обучения. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ — ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Технология оценивания в модели организации учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде

Технология оценивания является неотъемлемой частью и одним из важных компонентов процесса выстраивания учебного сотрудничества в ЦОС. Метаанализ Джон Хетти1 (Видимое обучение) показал, что качественная обратная связь от преподавателя в виде формирующего оценивания является одним из самых значимых педагогических факторов (эффектов), повышающих академическую успешность обучающихся.

С целью эффективного оценивания учебных достижений обучающихся педагог использует в своей практике различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное (рис.1.)

Для того чтобы планировать свои действия по обеспечению эффективного оценивания, педагогу важно понимать цель каждого вида оценивания.

Диагностическое оценивание — определение обучающимися своих потенциальных возможностей, учебных достижений, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы. Данный вид оценивания позволяет составить правильное представление о дефицитах в знаниях. Диагностическое оценивание дает возможность скорректировать учебный план

Претест — выявление исходных знаний по предмету у обучающихся.

Формирующее оценивание — это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением.

Формирующее оценивание основано на постепенном продвижении обучающегося по образовательной траектории с постоянной обратной связью от педагога с использованием самооценки для того, чтобы совместно определить дальнейшие шаги к улучшению образовательных результатов.

Чтобы достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности в цифровой образовательной среде, следует опираться на выработанные принципы.

Педагогам рекомендуем руководствоваться следующими принципами оценивания.

— Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения и деятельности обучающихся.

— Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей, компетентностей целям и результатам обучения.

— Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и отметки как инструмента давления на обучающегося.

— Интегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно продуманной составной части процесса обучения.

— Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки.

— Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса оценивания для всех участников образовательного процесса.

— Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания.

— Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений. направленность на развитие и поддержку учащихся.

Оценивание должно быть понятным всем участникам образовательного процесса; гибким; многоинструментальным; психологически комфортным; многосоставным.

Выделяем следующие технологические особенности формирующего оценивания в ЦОС:

— сообщение обучающимся цели урока в начале занятий, зафиксированной в чек-листе/маршрутном листе/ стикере на канбан доске2, чтобы обучающиеся знали/понимали, порядок изучения темы и насколько цель достигнута;

— обсуждение и определение критериев оценки вместе с обучающимися;

— совместная постановка вопросов и представление проблемы для самостоятельного решения (такой подход позволяет вовлечь всех обучающихся в решение поставленных учебных задач);

— постоянное комментирование со стороны педагога с использованием возможностей ЦОС, т.е использование в педагогической практике развивающей обратной связи;

— получение обратной связи от обучающихся, т.е. опрос мнений о том, как они хотели бы, чтобы их учили;

— организация групповой работы (пары или тройки) и обсуждение ответов на поставленный ключевой вопрос урока/занятия (т.е. достижение цели);

— получение отметок при констатирующем и итоговом оценивании (в основном по результатам самостоятельных и итоговых работ в конце каждого раздела);

— использование взаимооценки;

— создание заданий обучающимися друг другу с помощью цифровых ресурсов;

— использование самооценки и на этом основании планирование собственного дальнейшего развития.

Рассмотрим рекомендации, которые помогут вам запустить технологию формирующего оценивания в рамках реализации модели учебного сотрудничества в ЦОС.

1. При подготовке к уроку спланировать: как организовать рабочее пространство в учебной комнате; какое количество обучающихся должно быть в группе; кто должен входить в каждую группу; как распределить роли участников в группах; как обеспечить условие положительной взаимозависимости в группах; какие материалы подготовить и когда раздать.

2. Дать задание обучающимся: объяснить содержание и цель работы; описать способ индивидуальной оценки работы членов группы; задать условия для возникновения эффективных групп; задать условия успешного выполнения работы; описать ожидаемое поведение участников группы.

3. Контролировать ход работы групп: оперативно помогать группам и участникам по мере необходимости; вести оперативный учет работы членов группы; следить за соблюдением трудовой и производственной дисциплины.

4. Организовать рефлексию, в ходе которой члены групп: вспоминают выполнявшиеся в группе действия; определяют, что в следующий раз надо сделать так же, а что изменить; принимают план совершенствования работы группы и ее членов.

Если учителю хорошо знаком материал и известны академические результаты обучения, он может воспользоваться предложенной процедурой. Последовательная разработка и проведение подобных уроков/занятий дают возможность постепенно научиться оценивать успехи обучающихся по-новому. А именно, оценивание не только конечного результата (правильно — неправильно), но и процесса деятельности; поощрение стремления обучающихся находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Успешное решение трудных проблем поддерживается мощным включением методов и приёмов положительного стимулирования. Максимально возможная интерактивность между педагогом и обучающимися, наличие эффективной обратной связи, умение вырабатывать критерии оценки/самооценки совместной учебной деятельности в сети позволяет обучающимся получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию.

Обучающиеся полностью в такой ситуации включаются в созидательный процесс и не испытывает тревоги насчет возможного успеха или провала.

1.2. Педагог — учебный аналитик

Одним из ведущих компонентов педагога как профессионала в новой образовательной ситуации выступает «педагог как учебный аналитик».

Данный компонент характеризуется умением получать и использовать данные, чтобы скорректировать обучение и помочь учащимся добиться лучших образовательных результатов.

Педагог как учебный аналитик характеризуется тем, что

— создает для обучающихся разнообразные возможности для проверки знаний и компетенций, проведения самооценки и рефлексии, основанные на цифровых технологиях;

— использует технологии при оценке образовательных результатов, комбинируя принципы формирующего и критериального оценивания с целью обеспечения своевременной обратной связи и индивидуализации обучения;

— использует результаты оценивания как инструмент коммуникации с обучающимися, их родителями и другими участниками образовательного процесса, а также для формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Целью формирующего оценивания выступает повышение уровня учебных достижений учащихся путем формирования навыков самооценки и включение учащихся в процесс оценки достижений.

Если рассмотреть задачи формирующего оценивания с использованием цифровых технологий, то они следующие:

— для ученика:

— самостоятельно или при поддержки педагога определить цель обучения;

— выбрать наиболее удобную стратегию освоения учебного материала (педагог направляет);

— постоянно делать самооценку успешности продвижения по образовательному маршруту;

— для педагога:

— создать задания для возможности поэтапного прохождения шести уровней когнитивного познания по таксономии Блума (т.е. уровень освоения образовательной программы) с использованием цифровых технологий;

— обеспечить развивающую обратную связь и возможность исправления допущенных ошибок;

— возможность отследить персональные показатели развития и учебные результаты;

— создать условия для отслеживания прогресса прохождения темы и сбора работ в портфолио.

Педагог выступает организатором обучения в сотрудничестве. Рассмотри некоторые рекомендации для создания системы формирующего оценивания.

— Для организации работы необходимо определить единую точку входа. Работать можно в различных системах дистанционного обучения Moodle/СФЕРУМ и др.

— Постоянное создавать ситуацию успеха с организацией свободы выбора в постановке учебных целей, проектировании индивидуального образовательного маршрута.

— Организовать активную коммуникацию между всеми членами группы. Возможно создание малых групп сотрудничества. Можно использовать инструменты «Форум», «Чат» (moodle), онлайн-доски и т. п.

— Проектировать заданий (модулей) с учетом возможностей каждого, т.е создание насыщенной образовательной среды. Но помнить о том, что все задания должны проверяться и педагогу необходимо давать обратную связь. Для насыщения образовательной среды заданиями, можно воспользоваться тестовыми платформами, такими как https://wordwall.net/ru, https://quizizz.com, https://goformative.com/, https://www.socrative.com/ и российскими аналогами. Данные цифровые инструменты направлены на то, чтобы обучающиеся моментально получали обратную связь. Эти инструменты привлекательны своей простотой, динамичностью смены контента, оригинальным музыкальным сопровождением. Все инструменты имеют интуитивно понятный интерфейс, предоставляют возможность педагогу в личном кабинете (в виде таблицы) видеть результаты каждого.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оценивание для обучения: практика применения в условиях цифрового обучения. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

http://blendedlearning.pro/new-school/john-hattie/

2

здесь рекомендуем использовать цифровой образовательный ресурс российских разработчиков weje.io со встроенными шаблонами, в частности, канбан доской

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я