Самомассаж: контактный, бесконтактный и мысленный

Илья Львович Шейнман, 2004

Комплексы йогического кругового самомассажа шаг за шагом в едином потоке ведут практикующего от внешних поверхностных слоев взаимодействия с телом к внутренним глубинным психоэнергетическим структурам организма, отвечающим за его резонанс с окружающим миром – людьми, природой, Вселенной. Это путь из мира болезней в мир здоровья через саморегуляцию физиологических процессов и восстановление биоэнергетики организма. Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самомассаж: контактный, бесконтактный и мысленный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Памяти Учителя,

Романа Семеновича Фридмана,

с благодарностью посвящается.

Введение

Направления индийской йоги

Йога — древнейшая духовная и оздоровительная традиция Востока, направленная на обретение человеком внутренней целостности и гармонии с миром. Санскритский термин йога является эквивалентом русских слов «слияние», «единение». Можно говорить о йоге как о пути к цели слияния человека с Богом, так и о самом состоянии такого единения.

Обретение единства путем Хатха-йоги достигается на основе формирования целостности и здоровья физического и энергетического тел. Единство на путях Раджа-йоги обретается путем гармонизации внутреннего (эмоционального и ментального) и внешнего мира. К интеграции, то есть сближению со своей истинной сущностью, душой, Атманом, ведет Буддхи-йога. Научиться спонтанному непосредственному взаимодействию с энергиями Космоса помогает Лайя-йога. Бескорыстное служение, работа — путь Карма-йоги. Единению с источником высшей мудрости учит Джняна-йога, самоотверженности, преданности и любви — Бхакти-йога.

Разделение йоги на направления весьма условно. Так, в Раджа и Кундалини-йоге используются методы Хатха-йоги, перед упражнениями Хатха-йоги распеваются мантры. Возможно выполнение асан Хатха-йоги в ключах Лайя со спонтанным формированием последовательности, исходя из внутреннего состояния практикующего. И, само собой, во всех видах йоги присутствует преданность Богу, Гуру (Бхакти-йога), пробуждение и развитие мудрости, самосознания (Джняна-йога) и бескорыстное выполнение практик (Карма-йога).

Примерно во II веке до н. э. специальные методы учения йоги были систематизированы мудрецом Патанджали в книге «Йога Сутры». Учение Патанджали, названное им Аштанга-йогой, содержало восемь ступеней:

Яма — этические основы йоги;

Нияма — физическое и психическое очищение, духовная ориентация;

Асана — специально подобранные для медитации статические позы тела;

Пранаяма — управление энергией (праной), дыханием;

Пратьяхара — контроль ума, ментальная тишина, отвлечение органов чувств от внешних объектов;

Дхарана — развитие концентрации;

Дхьяна — медитация, однонаправленная концентрация на Божественном;

Самадхи — слияние с Божественным.

Значительно позднее, в V–X веках н. э. Матсиендрой и Горакшей в «Горакша сатаке» была сформирована отдельная дисциплина йоги, вобравшая в себя методы, направленные на работу с физическим телом и дыханием.

Еще позднее (в начале II тысячелетия н. э.) были созданы классические труды по йоге «Гхеранда Самхита», затем «Шива Самхита» и «Хатха йога прадипика», в которых продолжилось формирование современного облика йоги. В «Хатха йога прадипике» (около XIV века н. э.) первые четыре ступени Аштанга-йоги Патанджали были выделены в отдельную дисциплину, названную Хатха-йогой. Она включила:

Нэти и Крия — очистительные процедуры;

Асаны, развившиеся в систему специальных физических упражнений;

Мудры — статические позы, воздействующие на внутренние органы тела;

Пранаямы — управление дыханием, праной.

Другое направление, ориентированное в первую очередь на контроль ума и управление особыми состояниями сознания, было названо Раджа-йогой. В него вошли Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи.

Являясь наиболее сложной практикой в Хатха-йоге, методы управления энергией, используемые в Пранаяме, в то же время представляют собой «краеугольный камень» развития концентрации ума и медитации в Раджа-йоге.

Направления даосской йоги

Параллельно с развитием традиции йоги в Индии, в середине I тысячелетия до н. э. в Китае возникло другое религиозно-философское течение — даосизм. Его целью являлось обретение единства с первоосновой мира Дао и создание бессмертного тела при помощи методов даосской алхимии — специальных психофизических упражнений. Основателями даосизма считают Лао-цзы, автора первого даосского трактата «Дао дэ цзин» (VI–V века до н. э.), мастеров Ян Чжу и Ле Юй-коу, автора трактата «Ле-цзы», и учителя Чжуан-цзы, жившего предположительно в V–III веках до н. э., по имени которого назван текст «Чжуан-цзы».

В I–III веках н. э. усилиями Чжан Даолина и организованной им школы Линбао (школы Небесных наставников) даосизм превратился в организованную религию. В этот период были написаны «У фу цзин», включивший описания защитных талисманов, методов медитации и визуализации божеств, «Тай пин цзин» и другие книги даосского канона писаний Линбао.

В III–VI веках н. э. в даосской традиции ведущую роль приобрела школа Шанцин, основанная Вэй Хуацунь, получившей по преданию откровение от божеств — Хранителей Дао. Школа Шанцин стала распространяться затем в Южном Китае Ян Си и Тао Хунцзином. Получило развитие учение об устройстве человеческого тела, его энергиях, божествах и хранителях внутренней и внешней вселенных человека. Описаны методы как внутренней трансформации и медитации, так и выходов из тела для единения с внешней вселенной.

Около XI века н. э. Чжан Санфэном даосские медитативные и дыхательные техники были объединены с техникой боевых искусств у-шу, породив систему Тайцзы-цюань. Все возникшие впоследствии системы внутренних стилей боевых искусств Китая (Синь-и-цюань, Багуа-джан и Люхэ-бафа) содержат особые методы управления энергией ци цигун. Эти методы основаны на сочетании дыхания и внутренней концентрации с движениями тела. Во внешних стилях воинского искусства у-шу цигун используется в меньшей степени, учеников сначала обучают боевым приемам и лишь затем — управлению энергиями. Во внутренних стилях цигун является основой всех боевых техник.

Отдельно существуют и развиваются направления духовного цигуна, принципиально не ориентированного на боевое применение.

Йога самомассажа

Чувствование внутренней и внешней энергий и управление ими являются одним из ключевых моментов различных духовных практик. О важности понятия энергии в традициях индийской и даосской йоги, где она получила обобщенные названия прана и ци, говорит классификация 10 основных видов пран в индийской йоге и 7 основных ци в даосской йоге. Энергия циркулирует в теле по различным энергетическим каналам — согласно индийским классическим текстам «Аюрведы», их насчитывается свыше 72 тысяч, накапливается в органах. Управление ее движением происходит под воздействием нервных центров и сплетений. Различные структуры движения и распределения энергии в теле приводят к формированию различных состояний ума и психики и определяют взаимодействие человека с другими людьми, с окружающей средой, с Миром.

Ниже приводится подробное описание контактного кругового самомассажа, бесконтактного самомассажа — комплекса цигун и мысленного самомассажа — медитации, представляющих собой последовательность техник школы Хатха, Раджа и Буддхи йоги*. Основанные на древних методах аюрведического ади тала массажа (ади означает — первый, исконный; тала — ладонь) и китайской рефлексотерапии, эти комплексы охватывают практически все основные физические и биоэнергетические структуры человеческого организма. Комплексы могут быть рекомендованы как для восстановления здоровья, так и для глубокого изучения методов йогической пранаямы, цигуна и медитации.

Для удобства освоения комплексы самомассажа разбиты на уровни. В книге приводятся два уровня контактного кругового самомассажа. Подробнее познакомиться с комплексами контактного кругового самомассажа можно, прочитав книгу автора «108 движений кругового самомассажа» (В 2003 году эта книга вышла под другим названием: «Круговой самомассаж. 108 исцеляющих движений»). Орбиты бесконтактного самомассажа группируются в динамические и статические комплексы по три уровня освоения в каждом.

Динамический бесконтактный самомассаж содержит:

начальный уровень;

комплекс встречных движений;

основной уровень.

Статический бесконтактный самомассаж также имеет три уровня освоения:

начальный;

основной;

расширенный.

Описание мысленного самомассажа содержит 10 упражнений постепенно нарастающей сложности.

Описание комплексов предваряется теоретическими положениями индийской и даосской йоги и объединяющей их теории биоэнергетической саморегуляции человеческого организма. Они чрезвычайно важны для понимания и правильной ориентации — как для начинающих осваивать технику кругового самомассажа, так и для опытных практиков йоги и цигуна. Практическая и теоретическая части книги неразрывно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Тем не менее, методы кругового самомассажа, опирающиеся на древние глубокие знания биоэнергетики человеческого организма, будут работать ничуть не менее эффективно, даже если читатель не станет разбираться в премудростях теории. Поэтому при чтении этой книги наиболее трудные для понимания главы сначала можно пропустить, с тем, чтобы вернуться к ним позднее по мере возникновения вопросов и опыта в йогической практике.

Биоэнергетические структуры организма в учении индийской йоги

Чакры

Сознание каждого человека многомерно и многогранно. Оно включает в себя как внутренние планы, связанные с физическим телом, эмоциями, мышлением и интеллектом, так и социальную, этическую, экологическую и научно-техническую духовную сферы взаимодействия с окружающим миром. Духовный план сознания пронизывает и внутренний, и внешний миры человека. Каждая из этих сторон сознания находит свое определенное отражение в био — и психоэнергетической структуре тела.

Вдоль позвоночника, согласно представлениям йоги, располагаются 7 главных психоэнергетических центров, чакр (рис. 1), посредством которых различные аспекты человеческого сознания проявляются в нашем мире. Западная наука соотносит чакры с нервными сплетениями организма, однако это сопоставление не вполне точно. Каждой чакре соответствует свое особенное психическое восприятие мира, свой элемент, энергия (прана), свои характерные ощущения, эмоции и чувства.

Рисунок 1.

Чакра Муладхара находится в области копчика и промежности, ей соответствуют копчиковое нервное сплетение, физический мир, элемент земля, внутренняя устойчивость и отсутствие страха смерти. В Муладхаре находится Брахма-грантхи — узел Брахмы.

Чакра Свадхиштхана расположена на уровне крестца (проекция на переднюю часть туловища — между лобковой костью и пупком). С ней соотносят крестцовое нервное сплетение, астральный мир, элемент вода, сексуальные эмоции.

Чакра Манипура находится на уровне поясницы (проекция спереди — между пупком и солнечным сплетением). С ней сопоставляют поясничное и солнечное нервные сплетения, небесный мир, элемент огонь, силу воли, спокойствие, уверенность в себе.

Чакра Анахата размещена на уровне межлопаточной области, спереди она проектируется на середину между точкой схода ребер и подъяремной ямкой. Ей соответствуют сердечное нервное сплетение, мир гармонии и равновесия, элемент воздух, чувства любви, сострадания, самоотверженности. В Анахате находится Вишну-грантхи — узел Вишну.

Чакра Вишуддха расположена в середине шеи, с ней соотносят шейное нервное сплетение, мир человеческого измерения, мир совершенства, элемент пространство или эфир, эмоции блаженства, восторга и гармонии.

Чакра Аджна находится посередине головы на линии, соединяющей межбровье и затылок на уровне чуть выше первого шейного позвонка. Ей соответствуют мозжечок и продолговатый мозг, огненный мир, или, иначе, мир подвижников и аскетов, элемент ума, осознание своего высшего «Я». В Аджне находится Рудра-грантхи — узел Шивы.

Чакра Сахасрара расположена в верхней средней части головы между передним и задним родничками. С ней связаны кора головного мозга, мир Истины, осознание своего неразрывного единства со своим высшим «Я» и душой — Атманом.

Помимо семи основных чакр, в ряде школ йоги описывают еще целый ряд дополнительных. Это Сурья-чакра, находящаяся в области солнечного сплетения, Лалана, Двадасарна и Сома-чакры — в области головы.

Между собой чакры соединяются каналами ида и пингала, расположенными слева и справа по бокам от позвоночника, а также идущим вдоль средней линии позвоночника каналом сушумна.

Кундалини

Состояние йоги — это состояние единения, недвойственности. Однако связанная с физическим планом чакра Муладхара отделена от божественного плана чакры Сахасрары. То есть возникает кажущееся противоречие — противопоставление физического и причинного тел, Муладхары и Сахасрары, или, более глобально, мира материи и изначально чистого сознания. Меж ними лежит целая цепочка промежуточных миров, управляемых остальными чакрами. Эти миры составляют так называемое тонкое тело, включающее эфирное, астральное и ментальное тела.

Преодоление этого противоречия основано на пробуждении в результате йогических практик спящей в Муладхаре особой скрученной спиралью энергии — кундалини. Эта энергия, будучи пробужденной, переходит из потенциального неподвижного состояния в динамическое и начинает подниматься вверх по центральному каналу, идущему внутри сушумны, переходя из одной чакры в другую, оживляя и восстанавливая их и направляясь к божественной чакре Сахасраре. Затем, после ее достижения, энергия кундалини направляется в виде божественного нектара вниз к сердцу и трансформирует материальное тело.

Установление равновесия каналов ида и пингала, подъем энергии кундалини по каналу сушумна и гармоничное раскрытие всех чакр приводит к внутренней интеграции сознания. Обретая состояние единства причинного и физического тел, человек начинает осознавать свое истинное высшее «Я» и вечный и неизменный, лежащий за пределами материального, Атман. В нем проявляется чистое измерение сознания, просветленное «Я», связанное со сверхпричинным телом человека. Это и есть состояние йоги. Различными путями все направления йоги приводят к пробуждению этой потенциальной энергии и особого состояния йоги, однако существуют специальные методы работы с чакрами, каналами и кундалини. Объединяющая их система носит название Кундалини-йоги (иногда ее еще называют Лайя-йогой или Крия-йогой).

Биоэнергетические структуры организма в даосской йоге

Концепции У-Син и Инь-Ян

Основной задачей традиции даосской йоги является обретение человеком «вечного и безымянного», невыразимого словами или понятиями, «бестелесного, туманного и неопределенного» Дао (Лао цзы, трактат «Дао дэ цзин»). Для этого необходимо воссоединение Изначального единого состояния (Дао, У-цзи) с физическим телом. Когда оно происходит, человек реализует Радужное тело и обретает бессмертие.

Движение по этому пути, интеграция с единым состоянием Великой Пустоты Беспредельного У-цзи есть Дао. Обрести Дао можно только посредством осознания неразрывного единства, уравновесив и освободившись от пределов двух начал Инь и Ян. Иньское начало характеризует следующие качества: холодное, медленное, плотное, расположенное внизу и внутри. Янское начало характеризует качества: горячее, быстрое, полое, расположенное сверху и снаружи. Взаимно противоположные качества инь и ян содержат в себе внутреннюю потребность встречного движения: инь движется к ян, ян — к инь. «Превращение в противоположное есть действие Дао» («Дао дэ цзин»).

В результате взаимодействия Ян и Инь, Неба и Земли, возникает дальнейшая дифференциация, которая включает некоторое устойчивое промежуточное состояние между Инь и Ян, образующее триаду качеств — «Три Наичистейших». Их отражением в физическом теле являются три энергетических сосуда — дан-тяня: нижний, средний и верхний (рис. 2).

Рисунок 2.

Нижний дан-тянь расположен между пупком и почками, он отвечает за взаимодействие человека с энергиями Земли и обладает свойствами инь. С нижним дан-тянем связаны физическая и сексуальная энергии цин. Средний дан-тянь расположен в области нижней части грудины, с ним связано управление внутренней энергетической средой организма. Энергия среднего дан-тяня носит название жизненной силы ци и включает в себя качества инь и ян одновременно. Верхний дан-тянь находится в средней части головы и обеспечивает взаимодействие с Космической и Божественной энергиями. Его энергия — янская духовная энергия шень.

На следующей ступени производится выделение пяти свойств или качеств объектов: подобных стихиям (элементам) земли, воды, дерева, огня и металла (рис. 3). Согласно концепции у-син элементы взаимодействуют между собой, последовательно порождая друг друга: вода растит дерево, дерево производит огонь, огонь дает землю (пепел), земля рождает металл, металл — воду. Эти связи показаны стрелками, идущими по большому кругу. С другой стороны, одновременно с созидательными связями существуют еще и ограничивающие, угнетающие связи, представленные стрелками внутри большого круга: вода заливает огонь, дерево истощает землю, огонь плавит металл, земля поглощает воду, металл режет дерево.

Рисунок 3.

Биоэнергетические каналы рефлексотерапии и их свойства

Основное отличие даосской йоги от индийской состоит в том, что в даосской йоге акцент ставится в большей степени не на работу со статическими состояниями, а на отработку динамического аспекта управления циркуляцией внутренней и внешней по отношению к человеку энергии ци. Как следствие, в структуре биоэнергетической системы организма в даосской йоге и цигуне большее внимание уделяется не статическим центрам концентрации энергии и сознания, в качестве которых рассматривают три дан-тяня, а особым каналам, функцией которых является передача и перераспределение энергии ци в организме.

Согласно учению китайской рефлексотерапии, рассматривают 12 парных основных каналов. Каждый из этих каналов связан с определенными внутренними органами и функциональными системами организма и расположен симметрично на правой и левой сторонах тела. В течение суток по основным каналам происходит циркуляция энергии ци. Свойства, часы максимальной активности и международные обозначения двенадцати парных основных каналов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные каналы рефлексотерапии.

Канал легких. Тип: выходной. Качество: Инь. Часы максимальной активности: 3–5. Международное обозначение P.

Канал толстого кишечника. Тип: входной. Качество: Ян. Часы максимальной активности: 5–7. Международное обозначение GI.

Канал желудка. Тип: выходной. Качество: Ян. Часы максимальной активности: 7–9. Международное обозначение E.

Канал поджелудочной железы. Тип: входной. Качество: Инь. Часы максимальной активности: 9–11. Международное обозначение RP.

Канал сердца. Тип: выходной. Качество: Инь. Часы максимальной активности: 11–13. Международное обозначение C.

Канал тонкого кишечника. Тип: входной. Качество: Ян. Часы максимальной активности: 13–15. Международное обозначение IG.

Канал мочевого пузыря. Тип: выходной. Качество: Ян. Часы максимальной активности: 15–17. Международное обозначение V.

Канал почек. Тип: входной. Качество: Инь. Часы максимальной активности: 17–19. Международное обозначение R.

Канал перикарда. Тип: выходной. Качество: Инь. Часы максимальной активности: 19–21. Международное обозначение MC.

Канал трех обогревателей. Тип: входной. Качество: Ян. Часы максимальной активности: 21–23. Международное обозначение TR.

Канал желчного пузыря. Тип: выходной. Качество: Ян. Часы максимальной активности: 23–1. Международное обозначение VB.

Канал печени. Тип: входной. Качество: Инь. Часы максимальной активности: 1–3. Международное обозначение F.

Канал легких

Канал толстого кишечника

Канал желудка

Канал поджелудочной железы и селезенки

Канал сердца

Канал тонкого кишечника

Канал мочевого пузыря

Канал почек

Канал перикарда

Канал трех обогревателей

Канал желчного пузыря

Канал печени

Рисунок 4

К непарным каналам относятся заднесрединный канал ду-май (международное обозначение VG), являющийся управляющим каналом (рис. 5а) и переднесрединный функциональный канал жень-май (международное обозначение VC) (рис. 5б), каналы дай-май — опоясывающий канал на уровне пупка и чун-май — пронизывающий канал, проходящий посредине тела между каналами ду-май и жень-май (рис. 6). Кроме того, выделяют ряд мышечно-сухожильных меридианов, а также чудесных каналов (меридианов), запускающихся при наличии в организме какого-либо патологического процесса.

Рисунок 5 (а, б)

Рисунок 6

Связь основных каналов с системой пяти элементов представлена концепцией у-син (рис. 7). В ней стрелками, идущими по большому кругу, показано направление стимулирующих связей между парами каналов, относящихся к пяти первоэлементам. Стрелки внутри большого круга показывают направления подавляющих (угнетающих) связей.

Рисунок 7.

Среди 12 парных основных каналов качествами инь обладают каналы плотных органов: сердца, легких, поджелудочной железы, почек и печени, — ответственные за накопление резервов энергии организма. В схеме концепции у-син на рис. 7 они находятся внутри большого круга стимулирующих связей. Качествами ян обладают каналы желудка, толстого кишечника, тонкого кишечника, желчного пузыря и мочевого пузыря, связанные с соответствующими полыми органами и служащие для пищеварения и всасывания пищи. На рис. 6 они расположены вне большого круга. Принадлежащие стихии огня канал перикарда относится к инь, канал трех обогревателей — к ян. Заднесрединный канал ду-май управляет работой всех янских каналов, переднесрединный функциональный канал жень-май связан со всеми иньскими каналами организма.

Ключевым методом для интеграции Изначального единого состояния У-ци с физическим телом человека является практика циркуляции энергии ци по микрокосмической орбите, образуемой заднесрединным каналом ду-май и переднесрединным жень-май (рис. 6), устанавливающей гармонию Вселенной и человека. Техника вращения микрокосмической орбиты, связывающей воедино три дан-тяня и 12 основных парных каналов, является эффективным способом утончить и трансформировать энергию, сохраняя балансировку всех частей тела, сопряжение с внешним миром.

Биоэнергетическая система саморегуляции

В современной восточной оздоровительной традиции хорошо известны различные способы описания биоэнергетического аспекта физиологии человека. Такими биоэнергетическими структурами являются система каналов (меридианов) в системе китайской рефлексотерапии, киноварные поля или дан-тяни в даосской йоге, чакры в индуизме, система элементов в тибетской медицине. При этом различным биоэнергетическим структурам ставятся в соответствие одни и те же органы физического тела, эмоциональные реакции и общие ощущения человеческого организма, цветовые и звуковые комбинации.

Так, сердцу в даосской йоге и рефлексотерапии ставится в соответствие стихия огня, тогда как в индийской традиции с ним связана чакра Анахата и элемент воздуха. Желудок, поджелудочную железу и селезенку в даосской йоге связывают с элементом земля, в индийской же йоге — область Манипуры, солнечного сплетения (Сурья-чакра) и элемент огонь. И обратно, элементу земля в даосской йоге и тибетской медицине ставятся в соответствие органы и каналы желудка и поджелудочной железы, тогда как с элементом земля в индийской традиции связаны чакра Муладхара и органы выделения. С элементом огонь в китайской традиции связывают каналы сердца, тонкого кишечника, терморегуляции, перикарда, в классической йоге это область Манипуры, солнечного сплетения.

Подобные кажущиеся несоответствия часто ставят в тупик и приводят к трудностям в стыковке и взаимодействии практиков, врачей и целителей различных духовных традиций. Решение этой проблемы заключается в осознании целостности человеческого организма, биоэнергетический аспект которого представляет собой определенную систему взаимосвязанных структур, причем воздействие на их различные элементы приводит к соответствующему изменению состояния других элементов. Идея построения и законы системы биоэнергетической саморегуляции человеческого организма были подробно изучены Р. С. Фридманом и передавались им в рамках традиции школы Раджа и Буддхи-йоги. Ниже представлены некоторые положения этой теории, связанные с тематикой данной книги.

Связь биоэнергетических каналов и чакр

Прежде чем будут описаны результаты указанного в названии главы сопоставления чакр и каналов, попробуем сами «переоткрыть» их для себя. Убедиться в существовании связи каналов и чакр можно, проделав следующий несложный опыт. Легонько постукивая друг о друга кончиками указательных пальцев, попробуем почувствовать, в каком участке позвоночника возникает реакция на это постукивание. Запомним или запишем для себя результат своего наблюдения и повторим его по очереди со средним, безымянным, мизинцем и большим пальцами.

Такое упражнение не только обладает познавательным действием, но и несет также значительный оздоровительный эффект, восстанавливая чувствительность нервных окончаний пальцев и проходимость биоэнергетических каналов. Отклонения ощущений от наблюдений, описанных ниже, могут служить также для диагностики изменений энергетики в организме.

Итак, результаты этого эксперимента:

как правило, большой палец (связанный с каналом легких) вызывает реакцию в областях позвоночника на уровне основания шеи и иногда в зоне крестца;

указательный палец (канал толстого кишечника) дает реакцию на уровнях солнечного сплетения и основания шеи;

средний палец (канал перикарда) вызывает реакцию в позвоночнике на уровне пупка и почек;

безымянный палец (канал трех обогревателей) вызывает реакцию в позвоночнике на уровне крестца;

постукивание мизинцами (на мизинец выходят сразу два канала: сердца и тонкого кишечника) дает отклик в копчике и середине груди на уровне сердца.

Можно попробовать провести и обратный опыт, концентрируясь в зоне позвоночника и наблюдая за реакцией каналов пальцев рук и ног.

Таким образом, связанные с центральной нервной системой (спинным мозгом) центры чакр управляют работой 12 основных биоэнергетических каналов рефлексотерапии:

центр Муладхары, элемент земля, управляет каналами мочевого пузыря и почек, связанных со стихией воды;

центр Свадхиштханы, элемент вода, отвечает за управление каналами желчного пузыря и печени, связанные со стихией дерева;

нижний центр Манипуры, напротив пупка, элемент огонь, управляет каналами трех обогревателей и перикарда, связанных со стихией огня. В ряде традиций йоги слово Манипура используют для обозначения именно этого центра. В дальнейшем будем его называть просто центром Манипуры;

верхний центр Манипуры, элемент огонь (солнечное сплетение, Сурья-чакра), управляет каналами желудка и поджелудочной железы, связанными со стихией земли;

центр Анахаты, элемент воздух, отвечает за каналы сердца и тонкого кишечника, связанные со стихией огня;

нижний центр Вишуддхи, элемент пространство, находящийся в области основания шеи, управляет каналами толстого кишечника и легких, связанными с элементом металл.

Установленная связь центров с выходными и входными каналами, а также существование суточного цикла циркуляции энергии по 12 каналам (табл. 1) позволяют предсказать временную последовательность включения центров (табл. 2, рис. 8).

Таблица 2. Часы максимальной/минимальной cуточной активности центров чакр.

Муладхара 13–17 / 1–5.

Свадхиштхана 21–1 / 9–13.

Манипура 17–21 / 5–9.

Сурья 5–9 / 17–21.

Анахата 9–13 / 21–1.

Вишуддха 1–5 / 13–17.

Рисунок 8.

Биоэнергетическая адаптация

Взаимодействие человека с непрерывно меняющимся окружающим миром, новыми людьми или ситуациями может приводить к возникновению рассогласования между его внутренним и внешним миром. Для устранения этого рассогласования требуется взаимное встречное изменение, причем как внутренней среды человека, так и самой ситуации. Отражаясь во внешнем мире, внутренние изменения приводят к изменениям окружающей обстановки, снимая возникшую проблему. Таким образом, в основе снятия дисгармонии лежит процесс адаптации человека к внешним условиям. Он включает в себя физическую, биоэнергетическую и ментальную адаптацию. Остановимся подробнее на биоэнергетической стороне этого явления.

Помимо управления внутренней системой канальной регуляции организма, чакры выполняют также определенные функциональные задачи, связанные с восприятием внешней информации и подстройкой работы организма в соответствии с условиями внешней среды, то есть его адаптации. При этом:

— Вишуддха отвечает за ритмическое ощущение и настройку на внешний источник сигнала;

— Анахата воспринимает информацию и создает ее внутреннее переживание;

— Сурья дает амплитудную оценку внешнего воздействия и сравнение ее с собственным потенциалом;

— Манипура вырабатывает программу ответа на воздействие;

— Свадхиштхана обеспечивает и распределяет энергию по организму;

— Муладхара отвечает за запуск внутренней системы саморегуляции.

В соответствии с порядком включения чакр, акт адаптации организма к внешнему воздействию состоит из (рис. 9):

— ритмического выделения сигнала Вишуддхой;

— его амплитудной оценки Сурья-чакрой;

— восприятия информации Анахатой;

— включения внутренней системы саморегуляции Муладхарой;

— выработки программы действий Манипурой;

— перераспределения внутренней энергетической среды Свадхиштханой,

что создает готовность Вишуддхи к новому восприятию контрастного по отношению к внутренней среде организма воздействия.

Рисунок 9.

Поэтому силой Вишуддхи определяются чувствительность и возможность адаптивности человека, силой Анахаты — его выносливость по отношению к внешней среде, силой Сурья — его лабильность, агрессивность, утомляемость (в зависимости от внешних факторов), Манипуры — диапазон возможности саморегуляции, Свадхиштханы — потенциал организма, Муладхара определяет устойчивость системы в целом (рис. 10).

Рисунок 10.

Последовательное включение центров посредством механизма биоэнергетической адаптации приводит к выравниванию темпа внутренних и внешних процессов. Одновременно включается переработка накопленных напряжений, и организм настраивает себя на самовосстановление.

Подводя итог, можно заключить, что биоэнергетическая структура человеческого организма представляет собой единую сложную систему с рядом обратных связей, что обусловливает необходимость комплексного воздействия для достижения результатов общего оздоровления и саморазвития. Описанная схема биополевой регуляции организма связывает воедино систему каналов и органов даосской рефлексотерапии с системой чакр йоги и Аюрведы.

Концепции классической индийской йоги и даосской йоги тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Гармоничное воздействие на статические структуры биоэнергетической системы организма — чакры (дан-тяни) и динамические — каналы (меридианы) является основой практики йоги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самомассаж: контактный, бесконтактный и мысленный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я