Как непросто нести бремя завета, оставленного мудрыми предками, как сохранять себя в истории и чему нас учит трагедия Холокоста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бремя завета. Три под одной обложкой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Редактор Елена Полякова
Корректор Анна Николаева
© Илья Коган, 2022
ISBN 978-5-0056-2975-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Бремя завета
Глава первая
Мне было хорошо. Я не то дремал… не то блуждал на краю реальности. Ровно гудели турбины. Далеко внизу неподвижно висели ватные облака. Самолет летел в Израиль.
— Пусть как вода течет суд.
И правда как сильный поток…
Ищите добра, а не зла,
Восстановите правосудие…
Голос звучал где-то внутри головы. Я оглянулся — в салоне все мирно дремали. А вот за стеклом иллюминатора мелко семенил по безвоздушному пространству ветхий старикан в застиранном балахоне. Он укоризненно простирал ко мне палец и шевелил губами, отчего под черепом у меня грохотала какая-то несусветная чушь:
— Вы, построив дома из камня,
Жить в них не будете,
Вы, насадив виноградники,
Пить от них вина не будете!
Старичок приплюснул лицо к иллюминатору, и оно подернулось туманом и мелкими капельками слюны:
— Поистине буду помнить все дела ваши!..
— Кто ты? — спросил я оробело.
Старичок оторвал от ватного облака хороший клок и подложил под себя. Судя по всему, приготовился к долгой беседе.
— Амос мне имя. Я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». Буди живых, доколе не исполнят они Завет, заключенный со Мною!».
…И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей?
— вспомнил я Пушкина.
А старичок продолжал:
— Мошол-мехалей! Ты летишь на землю твоих отцов. Здесь ты должен взвесить жизнь свою на весах Завета!
Какие весы?.. Какой Завет?.. Я летел в гости к брату. А отцы мои родом из Александрии. Но не из той, что в Египте, а из той, что недалеко от Херсона… И не этому старику взвешивать мою жизнь! Чем дольше я смотрел на него тем больше убеждался: где-то я его уже видел!..
…в Кунцеве вскоре после войны.
Жили мы тогда бедно, по карточкам. Помню вечер, когда мама плакала, глядя в темное окно: « — Нечем мне кормить вас!..». И помню день, когда я был дома один и радио орало во всю мочь. И я не услышал стука в дверь. А когда обернулся, на пороге стоял… вот этот самый старикан. Он водил рукой по притолоке в поиске… чего? Выключателя?.. Потом он не попросил, а просто приказал мне напоить его чаем. И положил в стакан один… два… три… четыре куска сахара! Он пил чай, прихлебывая, и внушал мне, что дом еврея должно защищать Божье слово. Теперь-то я понимаю, что он говорил о мезузе и о кусочке Торы, который хранится в ней.
«…и будут слова эти, которые Я заповедаю тебе сегодня, на сердце твоем… и будут они украшением над глазами твоими, и напиши их на косяках дверей дома твоего и ворот твоих»…
Но тогда я слушал его и не слышал. Я все считал про себя: один… два… три… четыре куска!..
— А ведь я приносил тебе слово Завета! — упрекнул меня старик…
— Четыре куска сахара! — не мог успокоиться я. — Мама разрешала нам с братом класть в стакан только один кусок! Сахар же был по карточкам!..
— Я вознес тебя над временем, дабы узрел ты миг Дарования! Слушай!.. Смотри! — говорил я…
Он простер руку, и в сумеречном небе я увидел как будто бы кадр из фильма «Моисей»:
…гора горела огнём до самых небес, и была тьма, облако и мрак…
И голос старика был как голос диктора:
— Синай стоит в огне… земля дрожит… и Бог говорит с народом Израиля!
— Да не будет у тебя других богов! — машинально подхватил я. — Почитай отца твоего и матерь твою!.. Не убивай!.. Не прелюбодействуй!.. Не желай жены ближнего твоего… ни раба его, ни вола его!..
— Помнишь! Знаешь! — палец пророка вонзился в стекло. — Значит, не был мой глас вопиющим в пустыне!
Я не стал разочаровывать старика. Откуда ему знать, что каждую из моисеевых истин мне довелось открывать самому.
Но хорошего настроения как не бывало. Вместо сытого благодушия в голову полезли непрошенные воспоминания, как будто кто-то против моей воли листал подзабытые странички довольно-таки долгой и небезгрешной жизни…
…Мы жили тогда в сибирском городе. Шла война, и в небольшой комнате деревянного дома кучковались одиннадцать эвакуированных душ. Раньше всех просыпалась бывшая домработница Манька. Вот и в этот раз она ни свет, ни заря заколготилась в своем углу, зашуршала, заворчала что-то. Собиралась на рынок…
— Теть Дор, а куда деньги делись? — безобразно громко зашептала Манька.
— Вечером были в моей сумке, — сиплым со сна голосом подсказала мама.
— Да уж я все бебехи из нее вытрясла, а ничего нет!
— Где ж им еще быть! — Мама нехотя выползала из угретого лежбища, а я тихо-тихо задвигал себя за спину младшего братца. Ох, чуяло мое сердце!..
— Ленька-подлец! — вдруг догадалась мама. — Он, ворюга, весь вечер здесь крутился!
— Ну, душа из него вон!
Манька и мама кинулись в хозяйскую комнату. В сенях загремело — они вооружались.
— Вот он! Под кроватью! — кричала Манька. — Забился гад… Веником не достать!..
— А ты метлой! Метлой его!..
— Отдавай деньги, жид яврейский!
Маньке было пятнадцать лет, и «жида яврейского» она привезла из рязанской деревни. «Явреи, — говорила она, — люди хорошие, а вот жиды!.. Христа замордовали!».
— Отдавай деньги! — вопила Манька.
— Отдам! Отдам! — извивался под кроватью Ленька
— Запереть его в чулан! — распоряжалась мама. — Катя придет, пусть с ним разбирается!
— Не брал я ваших денег! — плаксиво канючил Ленька. — Вот они! Мне ваш Илья дал!.. Забирайте!..
— Врешь! — не своим голосом закричала мама.
Дальше все было неразборчиво, потому что я забился головой под кровать. Спрятаться глубже мешал мешок с картошкой и корзина с зелеными помидорами. Извлечь меня не стоило труда.
— Сыночек! — Смотреть на маму было страшно. — Он же врет?.. Да? Правда?.. Ты не брал этих денег?
Я не был обучен врать. И поэтому побежал. Вокруг стола. Руша стулья и перепрыгивая через них. За мной с ремнем и слезами бежала мама.
— Как ты мог!.. Как ты мог! — причитала она.
— Держи его! — подзадоривала Манька.
— Воришка! Воришка! — добавляли перца двоюродные Жанна и Вера.
— Гевалт! — вопила бабушка Злата.
— А что я говорила! — злорадствовала тетка Рейзл.
— Гей дрерд! — как всегда советовал ей сумасшедший дядя Сюня.
И вплетался в общий хор стон секретарши Меры, занимавшей угловую кровать:
— Вей из мир! И тут тебе цирк с утра! И тут тебе театр! И все за бесплатно!..
Я бежал вдумчиво. Иногда расчетливо притормаживал, чтобы мамин ремень не рассекал воздух впустую. При каждом ее попадании я взвывал дурным голосом.
— Вау-у! — подзадоривали меня сестренки.
— Вей так из мир! — стонала Мера.
— Абизоим фар ди гоим! — ворчала тетя Рейзл, наверное, имея в виду Маньку.
— Илюшенька! Сыночек! — рыдала мама.
— Ин дрерд! Ин дрерд! — возбуждался дядя Сюня. И вдруг, вспомнив что-то давно забытое, влепил плюху тетке Рейзл.
— Пожар! — радостно закричал он. — Горим!
Вконец обессилев, мама упала на стул.
— Как ты мог! Ты!.. Ты!.. Сыночек!.. — она не находила слов…
— Это Ленька… Ленька… — с присвистом всхлипывал я, прикидывая, не повыть ли еще немножко.
Конечно, это была Ленькина затея. Мне было семь, а ему двенадцать, и в каждом классе, начиная с первого, Ленька просиживал по два года. По утрам он деловито хлопал калиткой, выходя со двора, потом осторожно огибал забор и перебрасывал портфель в заросли бузины, где уже караулил я. Бум! — и портфель шлепался в землянку, где раньше жили куры. И теперь мы были свободны… Как много можно было успеть за неяркий осенний день! Прокатиться на подножке трамвая… поплевать с моста на проходящий внизу буксир… попробовать рису с изюмом в очереди нищих на соседнем кладбище… или протыриться через окно туалета на дневной сеанс, чтобы в двадцатый раз посмотреть «Богдадского вора»…
А вчера мы с Ленькой увидели чудо. За пыльным стеклом витрины в бархатном гнезде футляра тускло мерцало что-то.
— М…м…микроскоп! — Ленька, когда нервничал, заикался. — Вот бы нам такой!
— Кино показывать?
— Б…б…балда! М…м…микробов смотреть! Вот! — протянул он давно не мытую руку. — На вид чистая, а в микроскопе!.. У-у! У…у…усатые, колючие! Хичники!
— Как вошки?.. — Мама говорила, что если волосы не расчесывать, вошки сплетут из них косички и уволокут в реку!
— В… в… вошку простым глазом в…в…видно, а микроба иди рассмотри!
А он, зараза, всякую холеру разводит!
Нет, все-таки Ленька недаром так долго учился… И цифры он умел читать.
— Четыреста пятьдесят… — разобрал он на бумажке.
— Много? — не понял я.
— Е…е…если копить по рублю в день… п…п…получится четыреста пятьдесят дней…
— А если по два?..
— Умножить на… два… Или р…р…разделить? — задумался Ленька.
— Так давай прямо сегодня и начнем! — предложил я.
Вечером я принес ему первую монетку.
— Три копейки?.. — скривился Ленька. — Так мы до морковного заговненья копить будем…
Я не стал спрашивать, когда это заговненье настанет и принес еще монетку.
— Пятнадцать? — Ленька горестно покачал головой. — Бумажные нужны!
Мне шел восьмой год, и я знал только, что рубль — это бумажка с шахтером. Была еще бумажка с красноармейцем… А вот в маминой сумке лежали деньги с летчиками. Сегодня пришел перевод от папы. Мама с хрустом разорвала цветную полоску и бросила пухлую пачку в сумку. Дядя Сюня мгновенно выдал нужный расчет:
— Тридцать три поллитры!
— Аид а шикер! — обидела его тетка Рейзл. — Батрак!
Я принес Леньке двух «летчиков».
— Ага! — обрадовался он. — Другое дело!
— Хватит? — с надеждой спросил я.
— Т…т…ты что! Это ж всего десятка!..
Я еще три или четыре раза заглянул в сумку.
— Не заметят? — беспокоился Ленька.
— Не… Там еще много…
Утром оказалось, что я перестарался.
— Как? Как ты мог? — не могла успокоиться мама. — Разве ты видел, чтобы кто-нибудь из нас взял хоть соринку чужого? Разве тебя кто-нибудь учил воровать?..
— Не-е… не учил… — канючил я.
— Зачем же ты залез в сумку? Зачем взял деньги? Пятьсот рублей!…
— Неча-а-янно… — проблеял я.
— Тридцать три поллитры! — уточнил сумасшедший Сюня.
— Вей так гитлер им пунем! — сказала свое слово бабушка..
— Бабушка! — поправила ее Жанна. — Это не Гитлер, это Илюшка деньги стырил!
— Нехай!..
— Абизоим!.. — твердила свое Рейзл.
— А ты помнишь значение этого слова? — нарисовался в иллюминаторе пророк.
— По-моему, «стыдно»…
— Стыд — это наша совесть… Он оставляет зарубки в душе. Болит, как рана. И заставляет вести себя достойно. Чтобы не было стыдно перед Богом!
— А если мне стыдно перед самим собой?
— Покайся! И запомни наше древнее слово «тшува»!.. Вот что говорит тебе пророк Амос!
— А четыре кусочка сахара? — ни с того, ни с сего спросил я.
— Тшува! — ответил пророк.
Я открыл глаза. На табло горела надпись на иврите. Наверное, «Пристегнуть ремни!».
За стеклом иллюминатора никого не было. Только таяло туманное пятно, словно от чужого дыхания. А внизу плыло красное море черепичных крыш. Самолет садился в аэропорту Тель-Авива. Начинался Израиль. И на душу мою снова нисходил покой.
Глава вторая
Я был гостем двоюродного брата Бориса. Теперь он звался Борухом и был вполне преуспевающим гражданином своей страны. И он, и его жена Рита приняли меня как родного. Они сделали все, чтобы я мог увидеть и принять в свое сердце Эрец-Исраэль.
Мы побывали на холме, где наш предок Авраам заключил союз с местным царем Авимелехом и получил разрешение пасти свои стада на этой земле.
Борух свозил меня на Мертвое море и в древнюю крепость Моссаду. А потом пришла очередь Иерусалима.
Помню, мы поднимались по склону холма, поросшего редким лесом, и Борух вглядывался в просветы между деревьями.
— Где-то здесь… — бормотал он, притормаживая. — Дорога-то одна… Только дальше придется пешком…
Мы оставили машину и побрели наверх.
И почти сразу же открылись верхушка холма и два серых надгробия.
Смеркалось в ноябре рано, и я сомневался в чувствительности моей пленки.
— А все-таки попробуй! — попросил я брата. — Только захвати обе могилы!..
Пока Борух прицеливался, я собрал горсть камней и разложил их по краям плит.
Я уже привык к этому ритуалу поминовения и даже находил в нем ощущение некоей родовой сопричастности…
Щелкнул затвор, сработала вспышка.
Сумерки стали гуще, зато как будто посветлел камень надгробий.
— Ну, скажи, — спросил я Боруха, — откуда известно, что здесь лежат Самсон и его отец? Есть какие-то свидетельства? Документы? Раскопки?
— Понимаешь, тут всегда кто-то жил… И они знали… Дед передавал сыну… Сын внуку…
— Три тысячи лет?
— А что?.. Ты понимаешь, для них это обычное дело… Олива, которую посадили во времена первого храма… Колодец, который выкопал Авраам… Холм, где похоронен Самсон…
Дальше мы ехали уже в полной темноте.
Свет фар летел по буграм неизвестно кому принадлежащего придорожного мусора… по заборам никем не охраняемых цитрусовых плантаций…
И высоко в небе проплывали ожерелья поселений, накинутые на приплюснутые макушки библейских холмов.
«А, может, и правда, — думал я, — время для людей, которые живут на этой земле, течет по-другому?
В нашем растянутом «вчера» толпятся Наполеоны… Чингисханы… Карлы Великие… А в их прошлом рукой подать до мальчика Давида. И у стариков еще ноют ноги от скитаний по Синайской пустыне… И они никуда не уходили с этой земли…».
«Но тогда, — думал я, — какой смысл в нашем уходе? Зачем мы ушли в чужое время и жили в чужой истории? Было ли в этом предначертание?».
— А что такое тшува? — спросил я у брата.
— Тшува?.. — задумался он. — Ну, это раскаяние… Человек должен признавать свои грехи и просить прощения у Бога…
— Грешить и каяться?..
— Каяться и не грешить! — поправил меня Борух.
— А кто такой Амос?
— А-а… Ты лучше спроси это у детей… Я только знаю, что он из пророков и жил перед ассирийским нашествием. Говорят, он предсказал страшные беды Израилю… и даже рассеяние…
— А причем здесь тшува?
— Пророки учили, что только раскаяние всего народа и каждого человека может спасти Израиль…
Машина плавно скользила сквозь обволакивающую дрему…
— Приехали!..
Я открыл глаза и тут же зажмурился от слепящего сияния фонарей.
Мы стояли в воротах пропускного пункта, и Борух что-то втолковывал на иврите ладным молодцам с короткими автоматами.
Один из них безразлично взглянул на меня и махнул рукой. Машина плавно въехала в последний год двадцатого века.
Потянулись витрины… узорные двери… стайки детей… сутулые длиннобородые силуэты…
Бейтар-Илит.
Город правоверных хасидов. А, может, и не хасидов. Но очень правоверных.
— Не вздумай целоваться с Эстер! — наставлял меня Борух. — И руку не протягивай!…
— Смотреть в глаза! Говорить по-русски! — сострил я по привычке..
Брат меня не понял.
— Они живут, как им нравится… Для этого они сюда и приехали…
— А тебе нравится, как они живут?
— Ай!.. — Борух только сокрушенно помотал головой. — О чем разговор! Во всем себе отказывают!..
— А как же Пуси-Муси?
— О! Пуси-Муси… Мое утешение! Такие девочки! Сокровища!..
Пуси-Муси оказались дома одни.
Девочки-близняшки повисли на дедовой шее.
— Фалафель! Фалафель! — завизжали они. — Ты обещал фалафель!
Борух тожественно повел нас в кафешку на первом этаже. Тарелок не было, и фалафель отпускали в салфетках.
Оказалось, фалафель — круглая булка, разрезанная пополам и начиненная зеленью и чем-то еще вполне съедобным. Только с любого конца она была гораздо шире моего рта.
Я приладился с одной… с другой стороны…
Девочки перестали жевать и с интересом рассматривали, как я отряхиваю брюки.
— Он что — первый день в Израиле? — скорее утвердительно, чем вопросительно сказал бармен.
Борух пробормотал что-то извинительное на иврите.
— Пусть возьмет тарелку! — смилостивился бармен.
— И вилку! — торопливо подсказал я. — И нож!.. И еще пару салфеток!
Только тут двойняшки позволили себе расплыться одной улыбкой на двоих.
— В Москве не умеют есть фалафель! — ехидно заключили они. — Не умеют! Не умеют!
— Беседер… Пусть это будет их самое большое горе! — заступился за меня бармен.
Я сделал все, как учил Борух… Дождался, пока Гецль первым протянет мне руку.
А с Эстер здоровался на почтительном расстоянии.
Первая неловкость быстро прошла. И через полчаса мы уже сидели за вечерней трапезой. Ни о каком вине, конечно, и речи не было. И ели все из пластиковой посуды. Одноразовой. Это, как я понял, чтобы при мытье случайно не опустить их в неподобающую половину раковины…
Пища, разумеется, была кошерной, Но проскакивала без разницы.
А ребята держались со мной по-родственному.
Гецль изменился. Это уже был не тот мальчик Гарик, который провел у нас, в Москве, последнюю ночь перед отъездом и который поразил мою семью удивительной мягкостью бархатных глаз.
И еще тем, как истово он раскачивался утром над раскрытым молитвенником.
Мальчик был упертым. В Киеве он числился ярым и откровенным сионистом, за что был исключен из комсомола. Вина его усугублялась запретным празднованием Пейсаха, а так же Йомкипура, а так же Рош-а Шона, а так же подпольным зажиганием свечей на Хануку… Кто бы знал тогда, что придет время, и мэр Москвы «засветится» у ханукальных свечей на Манежной площади!..
А еще Гарик-Гецль был художником. Хорошим. Его картины с привкусом мистики украшали стены Борухова дома. У них даже были покупатели. Но Гецль на Святой земле повесил на своей живописи объявление: «Ушел на базу…» Стал ортодоксом. Правовернее самого Папы Римского, если бы таковой был иудеем.
И жену себе выбрал под стать.
Эстер преподавала в школе для девочек, из которых, я понял, готовили будущих жен правоверных Гецлей. Образованных, верных, преданных Традиции.
А сам Гецль изучал Тору. Первую половину дня. А во вторую учил других. Что он с этого имел? Много мудрости. И много печали… для своих родителей.
— Понимаешь, — жаловался Борух, — как они живут… Перебиваются…
— С твоей помощью?
— А!… Мне же скоро на пенсию…
На что уходит «гуманитарная помощь», я узнал очень скоро. Пока Эстер демонстрировала мне достоинства компьютера, с помощью которого Пуси-Муси в свои три года овладевали сразу тремя языками, в соседней комнате накалялись страсти. Борух что-то возмущенно декламировал, а Гецль виновато оправдывался, но, судя по всему, стоял на своем…
Устав переговаривать их голоса, Эстер смущенно объяснила:
— Папа получает… — она назвала какой-то термин на иврите, которым, как я узнал позже, обозначали денежный бонус, выдаваемый постоянным работникам раз в несколько лет и предназначаемый для повышения образования или еще для чего-то… — Он хотел, чтобы мы купили машину… Но Гецль должен вернуть долг за книги…
— Какие книги?
— Ну… очень редкие и ценные…
— Господи! И они стоят, как автомобиль?
— Это старинные трактаты наших мудрецов…
— Бедный папа! — не сдержался я.
По-моему, Эстер обиделась…
Глава третья
На следующее утро я отправился в Иерусалим.
Иерушалаим… Иерушалаим…
Он предстал древними башнями на высокой горе… каменной старостью Ассирийских ворот… и арабскими нищенками с замызганными детьми…
Я решил, что первый день у меня будет еврейским.
И я бодро потопал по ближайшей лестнице. И оказался у подножия Храмовой горы. Внизу были две площади — одна ниже другой. И нижняя упиралась в сложенную из древних камней подпорную стену. Ту самую Стену Плача.
Долго рассматривать ее мне не позволили. Добрые молодцы поманили к магнитной арке и жестом указали на рюкзачок, болтавшийся за спиной. Арку я прошел без звона, а в рюкзачке, к моему удивлению, оказались два грязных носовых платка, давно потерянные ключи от чемодана, а также пластиковый стаканчик, вилка и ножик — привычно заныканные сувениры от компании «Эль-Аль». Они были без спора конфискованы, а я пропущен к святая святых.
Я не знаю, чем это объяснить… не хочется говорить о «голосе крови», о проснувшейся вдруг в подкорке исторической памяти, но я почувствовал энергетику этого места. Как говорят православные, «намоленность».
Я приложил правую руку к холодному камню. Потом левую. И опустил голову, но не стал качаться взад и вперед, как стоящие рядом правоверные. Они молились, а я из всех молитв знал только одну строчку «Отче наш» и одну строчку «Шма, Исраэль».
Но я молился. Как-то без слов — напряжением плеч, натяжением кожи лица, холодком, поднимавшим волосы. Я молился за Таню, ушедшую от своих страданий… за дочерей, не простивших Богу эти страдания… за себя, виноватого без вины, но все-таки живого… за стыдное чувство ожидания жизни и радости…
Прости меня, Боже!
…Я достал листок бумаги и ручку и записал свою единственную и главную просьбу. И протиснул записку в узкий зазор между камнями. И еще одной трепещущей бабочкой стала больше в старой стене.
Вы знаете, что такое восточный базар?
Это когда пахнет кожей, какими-то ароматическими маслами, и ты протискиваешься сквозь обтекающие тебя разгоряченные струи.
Все блестит, все стучит, все оглушительно цепляется. Только успевай смотреть под ноги и прижимать руку к карману. Праздник, который немного пугает…
А кто здесь евреи? А кто арабы?..
Вот эти, которые пьют кофе и играют в нарды, — арабы? А эти, которые после ленивой торговли уже спустили цену в четыре раза, но больше не отступают и только досадливо отмахиваются от тебя?.. Хаверим, мы же одной крови!
По звенящему трапу я поднялся на крышу Старого города. Отсюда Храмовая гора была как на ладони. Над ней ползли облака, и солнечный столб упирался в купол Мечети…
Молодая женщина с усилием втягивала на крышу коляску с близнецами. Не глядя по сторонам, она прокатила ее к другому краю крыши и с натугой стала спускать по трапу…
— Охота была… — вслух подумал я.
— Думаешь, она туристка? — произнес кто-то рядом. — Просто она живет на той стороне, а ходит верхом, потому что внизу живут арабы… Так договорились, чтобы не мешать друг другу…
На той стороне ветер полоскал израильский флаг.
Как живут евреи Старого города, я увидел в хасидском квартале. В чистом ухоженном дворе все было отполировано — и камень, и дерево, и цветочные вазы, опушенные яркой зеленью. Даже дети казались отмытыми до блеска.
В арабский двор меня просто не пустили. То есть, что он арабский, я понял, когда пожилая женщина властным жестом приказала мне: — Уходи!
Но в арабском туалете было почти так же чисто, как в еврейском. Чище, чем в Домодедовском аэропорту…
Я хотел посмотреть гробницу царя Давида. Но как туда попасть?
— Кто-нибудь говорит по-русски? — спросил я на все четыре стороны.
— А что вам надо? — ответили сразу с четырех сторон. И подробно и путано объяснили мне дорогу.
Конечно, я заблудился. Надо было снова спросить. Но улицы были пусты, и только по стене надо мной трудолюбиво семенила вереница замыленных японцев.
Японцы, куда не надо, не пойдут! — решил я, протискиваясь в неизвестную мне дверь. И попал в гробницу царя Давида!
Японцы оказались земляками — корейцами из Казахстана. Русскоязычный гид в лицах изображал кровавую схватку с Голиафом. Корейцы цокали языками, качали головами…
И, конечно, я, настырный, вмешался в обедню:
— А откуда известно, что это могила именно царя Давида?
— Откуда, откуда… — гид растер меня взглядом по стене. — Все знают! И деды наши знали!.. И прадеды!.. Три тысячи лет знали!
Ну, подумал я, твои-то деды знали, кто лежит в Мавзолее…
— А ты высокомерен! — произнес кто-то за спиной.
Я оглянулся — голос показался мне знакомым. Ну, конечно, это был он, все в том же балахоне и с тюрбаном на голове.
— Мошох-мехалей! — продолжал пророк. — Ты ходишь по этой земле, как посторонний! И мысли твои заражены насмешкой, как яблоко червоточиной. А ведь это они должны смотреть на тебя с высоты своей Земли — Земли Завета! Ты еще так далек от Тшувы!
— Далась тебе эта Тшува! — не выдержал я. — Я прилетел сюда не вспоминать грехи и не каяться!
— Петь и плясать, как царь Давид?
— Встретиться с родными и повидать страну!
— Да… Что тебе еще остается?
Что он ко мне пристал, думал я. Не хочу я копаться в себе! Не хочу вытаскивать на свет слабости, вспоминать которые стыдно и больно!..
— Вспоминай! Вспоминай! — настаивал пророк, растворяясь в толпе экскурсантов.
День словно потемнел. Исчезло настроение праздника, которое не оставляло меня с момента прилета. Вместо этого в голове снова зашелестели давно закрытые и как будто накрепко забытые страницы…
…Лишь только ветер затеплится синий,
Лишь только звезды блеснут в вышине,
Начинается час Ефросиний
(Может Галей, а может Аксиний),
На Можайку выходят оне.
И колышутся смутные тени
Юных спутников пламенных дев.
На асфальт преклоняют колени
И поют, от любви одурев:
«Я сегодня всю химию, Люся,
О тебе думал, глядя в окно
Думал, встречи с тобой не дождусь я
И струилась из глаз аш два о.
Пусть на химии я завалюся,
Пусть на физике я провалюсь,
Все равно я люблю тебе, Люся
(Может, Света, а может, Маруся),
Комсомольским билетом клянусь!».
…Можайка по вечерам была пустынна. Даже «топтуны» исчезали после проезда бериевской машины. А Сталин в те годы дальше «Ближней» дачи уже не ездил. И наше кунцевское шоссе превращалось в пахнущий асфальтом проспект любви… Взявшись за руки, брели по ней мои одноклассники. И тени их позли за ними, укорачиваясь до ближайшего фонаря, а потом росли, обгоняли, удлинялись, чтобы совсем раствориться в темноте… Лялик и Альбина… Виктор и Галя… Мирка и Аза… Алик и Люся… Мои друзья — без меня… Чего уж скрывать: девочки любили поверять мне свои сердечные тайны, но гулять по вечерам они шли с другими. У нас тогда это называлось «дружить». Советско-монастырское воспитание слово «любовь» оставляло «на потом»…
Что же мне оставалось? Писать ироничные стихи, ни одного слова из которых я теперь не помню. Недорого они стоили… Но на скучных уроках они кочевали с парты на парту, а на переменках залетали в параллельный, «девчачий» класс…
Так было и на этот раз. С той разницей, что в туалет, где девочки с выражением читали немудреные куплеты, нелегкая занесла пионервожатую Марину. Стихи были конфискованы. А на следующем уроке я предстал пред грозными очами директора.
…У нас были сложные отношения. Он преподавал химию, и на первом же уроке попросил кого-нибудь рассказать биографию Ломоносова. Так как это было скорее из области литературы и истории, я смело поднял руку и довольно связно выложил свои знания. Каро Михайлович остался доволен.
Но когда на следующий день он попытался выудить из меня нечто более «химическое», король оказался голым. С тех пор легкий оттенок пренебрежения всегда примешивался к его отношению ко мне. Как будто я обманул его… Но и мое отношение было окрашено легким неуважением в сочетании с врожденно присущим мне начальственным трепетом. Была в нем какая-то темная энергия, которую я инстинктивно отторгал. И легкий привкус фанфаронства и пошлости. На школьных вечерах он любил присесть за пианино и бравурно промузицировать армянскую версию «Каравана». Всегда одно и то же, и всегда вызывая буйную экзальтацию старшеклассниц… Наверное, я был несправедлив. Просто в те времена бумажная радиоточка прививала слушателям хороший музыкальный вкус…
И вот я стоял перед ним и чувствовал себя глубоко виноватым, еще не успев понять, в чем эта вина заключается.
— Твои? — потряс листками директор.
— М… мои… — пролепетал я.
И начался долгий и тягостный разговор, больше похожий на допрос, в ходе которого я должен был поименно назвать всех участников вечерних прогулок. Я не чинился, так как не видел никакого греха ни в самих героях, ни в слегка окарикатуренных их отношениях. Директор смотрел на это иначе. Он говорил о моральном облике комсомольца, об опошлении романтически-чистых отношений, о зависти, которая проглядывает в каждой строчке бездарного опуса, о пятне, которым и испачкал беспорочный облик родной школы. И, конечно, о том, что завтра же он должен будет доложить об идеологическом ЧП в Райком партии…
Я понимал, что не сделай он этого, шустрые ножки пионервожатой Марины первой внесут ее на крыльцо Райкома.
А это не сулило ничего хорошего ни мне, ни ему, ни школе…
И вдруг директор замолчал. Он долго смотрел на меня налитыми кровью глазами.
— А что мой Алик тоже гуляет там?.. — с трудом выдавил он из себя.
— Ну да, — не задумываясь, согласился я, — с Люсей Вагиной…
И вот тут я, мальчишка, сопля, впервые увидел, как ломается взрослый, прошедший войну человек. Он сразу как-то сник, ссутулился. Презрение ко мне все еще плясало в его глазах. Но к нему явно добавился страх…
— Ладно… Иди… — отпустил он меня. Я понял, что страшного суда не будет, но вместо чувства облегчения испытывал жгучий стыд. Я не победил, не отстоял своей правды, я применил подлый прием и был им раздавлен.
На следующий день меня «разбирали» на уроке литературы. Ребята гоготали, не видя в моих стихах ничего крамольного… Но по поведению я получил тройку в четверти. И это за три месяца до аттестата зрелости.
На книжной полке у меня хранится древний том «Стихотворений» Надсона с надписью «Из книг Каро Айламазяна». А рядом — сборник Шекспира, подаренный мне директором на выпускном вечере… И время от времени я покрываюсь холодным потом, вспоминая гремучую смесь презрения и страха, которой на всю жизнь наградил меня директор…
— Мошох-мехалей! — нарушил молчание пророк. — Ты наказан своим стыдом! И пусть этот стыд сжигает тебя, как языки пламени сжигают грешников аду! До тех пор, пока не придешь ты к тшуве!
Вот пристал с этой тшувой! — подумал я. Но почему — то на душе стало легче, как будто, прочитав мои мысли, пророк снял палец с моей чаши весов…
В конце дня ноги снова принесли меня к Стене Плача. Площадь перед ней была полна. Какие-то вполне профессорского вида люди слаженно пели в одном углу. В другом — исступленно качались покрытые шалями седобородые старцы. А в центре водили хоровод, и все лица казались мне веселыми и добрыми.
Был канун Шаббата, и мне было хорошо…
Автобус в Бейтар-Илит отходил от Ассирийских ворот. Нашел я их просто. Снова крикнул на площади:
— Кто-нибудь говорит по-русски?
— А что вы хотите?
— Вам помочь?
Почему здесь все так благожелательны? Или мне, гостю, это только кажется?..
В автобус я вошел вслед за молодым хасидом. Мы сели рядом, и он тут же достал из кейса пудовый том. Тору? Или Талмуд? И стал качаться и шепотом причитать над ним. И остервенело ковырять в носу… И ковырял всю дорогу. А пересесть я стеснялся. Может, это ритуал такой… Кто их, хасидов, знает…
Глава четвертая
После ужина я попросил моих молодых хозяев показать «те самые» книги. Гецль принес аккуратно спеленатый сверток, и на свет божий появились скандальные фолианты.
— Это что, Тора?
— Нет… Это комментарии рабби Элияху из Вильно…
— Виленского Гаона, — перевела для меня Эстер.
— Талмудиста? — показал я знание предмета.
Меня поправили:
— Мудреца!.. Гаон — это «гений»!
— Он жил в восемнадцатом веке и прославился своими пояснениями к Талмуду. Он писал их прямо на полях Книги…
— Но ведь и сам Талмуд, насколько я знаю, тоже пояснения. Пояснения к Торе… Зачем же было делать пояснения к пояснениям?
О, как загорелись глаза у моих оппонентов! Они вонзили в меня свои знания, как плуг в целину.
Оказывается, с самого начала существовали две Торы: Устное Учение и Письменное Учение. Оба были даны Моисею на горе Синай.
Но одно было записано Моисеем, а второе передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. Это был свод законов, определяющий порядок еврейской жизни. Именно им руководствовались судьи, вынося решения по спорным вопросам. Но спор есть спор, и каждая из сторон старалась найти в Законе свое оправдание. А если не хватало Закона, в ход шли подходящие к случаю примеры из жизни, высказывания мудрецов, а то и просто анекдоты и байки.
Рассказы о судебных процессах хранились в народной памяти. И только спустя несколько сотен лет их стали записывать и комментировать, Так появились на свет две книги Талмуда: Мишна и Гемара. Их составители были людьми неравнодушными, и не скрывали своего мнения по поводу принятого в свое время решения и его соответствия Закону. Эти мнения часто противоречили друг другу и давали обильную пищу комментаторам многих следующих поколений. Тем более что жизнь не стояла на месте, и толкователям Талмуда приходилось приспосабливать мудрость давно ушедших веков к своему времени…
— То есть правоверный еврей живет не по законам, данным ему Богом, а «по понятиям»?
Сказал я. И спрятал голову, чтобы уберечь ее от просвистевших в воздухе молний. И заюлил:
— Э… Ну, как англичане… они ведь тоже все судебные решения принимают по прецедентам…
— Ничего похожего!
— Талмуд обращен не в прошлое, а в будущее! Его законы обозначают путь, которым должен идти наш народ.
— А комментаторы не дают нам сбиться пути. Они учат нас видеть и понимать направление!
«Верной дорогой идете, товарищи!» — почему-то вспомнил я. Слава Богу, хватило догадки сказать совсем другое:
— А почему Письменная Тора стала Священной Книгой для половины человечества, а Талмуд остался достоянием одних только евреев?
— Когда Бог заключал Завет, союз, с нашим народом, он дал ему Закон, обязательный для всех людей на Земле…
— Десять заповедей?
— Не только… Синайское законодательство — целый свод правил, многие из которых евреи должны были не только сами выполнять, но и другим передать.
— А книги Талмуда — чисто еврейские. Это Учение о том, как сохранить себя, остаться евреями. Вот почему так важно каждое слово Учения.
— Если бы не Тора и Талмуд, мы бы давно растворились, исчезли, как сотни других племен и народов. Кто бы тогда исполнял Завет?..
— А почему Бог выбрал евреев?
— Потому что евреи были первым народом, признавшим в нем Единственного и Всемогущего, первым народом, который согласился принять Его условия и держать перед Ним отчет в своих действиях.
— А зачем нам это было нужно?
— Бог обещал нам Свое покровительство, Свои блага…
— Землю Обетованную?.. А также Вавилонский плен?.. Гибель Храма?.. Средневековые погромы?.. Холокост…?
— Бог дал нам Землю Израиля! Он сохранил нас! Вернул нам родину!.. А наши беды случались каждый раз, когда мы отступали от Завета, предавали Бога…
— Отступали и предавали не все, а карались без разбора и дети, и праведники… Разве это по-божески?
— Завет был заключен с Народом. И судим был Народ за грехи его…
Тут в дверях появились заспанные «пуси» и заявили, что своими разговорами мы мешаем им спать…
Глава пятая
Следующий день я решил посвятить Иерусалиму христианскому. Древняя тропинка спустила меня от Ассирийских ворот к поседевшему от веков кладбищу. Мне кажется, Смерть давно забыла о нем, и битые плиты служили лишь декорацией к идущему «нон-стоп» спектаклю «Святая Земля»…
А сразу за кладбищем лежал Гефсиманский сад. И трепетали листья тысячелетних олив, и кипарисы охраняли дорогу к Масличной горе. У входа в грот мне пришлось пропустить группу англоязычных паломниц. Они долго равняли строй, а потом вдруг запели что-то удивительно слаженное и дружно потопали вниз по ступенькам. Я догнал их у камня, на котором молился Христос… Здесь они стояли тихо, и я мог только догадываться, что немые губы шепчут вековечное: «Аве, Отче!..»
Путь паломниц привел меня к дворцу Понтия Пилата. Мы молчали перед крыльцом, с высоты которого прозвучало когда-то зловещее: «Се человек!..». Ноябрьское солнце колебало воздух над каменным полом, словно испарялась вода, пролитая из чаши прокуратора. И в памяти назойливо крутился его вопрос: — Что есть истина?..
Что он хотел услышать? И что слышим мы, не сумевшие сузить себя до принятия Иисусовых Заповедей, но благолепно раскрывшие сердца навстречу пронзительной красоте и величию Легенды…
Принесли крест. Немного поспорив, паломницы сгрудились под ним, снова запели что-то грустно-красивое и гуськом потащили свой неподъемный груз по Виа Долорозе. Я задержался, осматривая остатки римских колон, а, выходя из ворот, разминулся с двумя арабами. Фанерный крест мотался на их худых плечах. И в предвкушении своей порции христовых мук толпилась новая партия паломников…
На Виа Долорозе царила не скорбь, а мелкая торговля. Трудно было удержать себя на волне светлой печали. К тому же приходилось то и дело фотографировать таблички с названиями «станций» на последнем пути Иисуса. Тут его бичевали.… Тут его снова бичевали.… Тут он упал.… Потом улица уперлась в тупик, и стрелка-указатель направила меня в подвал какого-то монастыря… Все оказалось правильно: я вышел на свет перед самым Храмом Гроба Господня…
Мои паломницы уже были там. Они целовали камень Голгофы рядом с дырой, в которую когда-то был воткнут крест… Они терпеливо ждали своей очереди в Гробницу Иисуса. Вместе с ними я купил пук свечей и зажег его от Святого Огня. (Когда мне пришлось потом въезжать в новую квартиру, я обошел с зажженными свечами все углы. Было много копоти и восковых пятен на полу и мебели. Но дух старика, который здесь до нас умер, никого не тревожил…).
Греческие монахи пропустили меня в Гробницу вместе с двумя последними паломницами. Они истово опустились на колени, а я положил на холодный камень иконку, купленную для Киры, и крестик, который собирался подарить няне Люсе…
Закончив молитву, паломницы, вовсе даже не пожилые, оглянулись на меня с некоторым удивлением. Что им показалось странным? Мой нехристианский фейс?.. Или иконка и крестик?..
Под вечер я опять оказался у Стены Плача. И опять меня охватило чувство какого-то подъема, словно неведомая энергия подпитывала мой дух. Я не могу сказать почему, но почему-то возле этих древних камней мне было хорошо…
Кого же я увидел, поднимаясь на площадь? Моих паломниц!.. Они отходили от той части стены, куда допускали женщин. Я отыскал взглядом «сокамерниц» по Гробнице, и улыбнулся им с некоторым недоумением… Это что? Толерантность?..
В автобусе я опять оказался рядом с хасидом. Правда, на этот раз пожилым. Но он также всю дорогу прилежно кланялся увесистому тому и шептал молитвы. И также… что делал? Правильно: ковырял в носу!
Глава шестая
И снова был вечер. День второй. И душеспасительная беседа возобновилась.
— И все-таки, — недоумевал я, — зачем евреям и дальше нести бремя Завета? Ведь они давно уже не одиноки в признании Божественных Заповедей? Вон сколько людей на Земле верят в единого Бога!
— Только служение Завету делает евреев евреями! Мы не просто нация — мы народ, избранный Богом для исполнения его воли!
— Мы, — как всегда поддержала Гецеля Эстер, — избраны построить человеческое общество таким, чтобы оно было отражением Божественности и совершенства Всевышнего!
— Не слишком ли много мы на себя берем?
— А знаете, что говорили наши мудрецы? «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я?..»
— И еще добавляли: «Здесь и сейчас!»
— Они имели в виде наше Предназначение. Всемогущий избрал нас из всех народов для исполнения цели, заложенной Им в творении. Мы обязаны жить, все время сверяя свои поступки с Его волей.
— Мы отвечаем за все!
— И за вчерашнее землетрясение в Турции?
— Да! Евреи держат отчет за все свои поступки — праведные и неправедные. Значит, кто-то из нас совершил большую несправедливость…
— И Бог наказал ни в чем не повинных турок?
— Когда капитан ведет корабль среди скал, его ошибка губит всех пассажиров!
— Хорошенькое сравнение! Да большинство евреев ни сном, ни духом не ведают о такой «избранности»! Кому в голову придет, что истребление миллиона камбоджийцев или смерть африканских детей случились оттого, что дядя Шая обвесил в магазине какого-то Федю… или гангстер-еврей увел миллион из банка?.. Скажите еще, что Холокост был наслан Богом за то, что польские и украинские евреи плохо соблюдали субботу и ели некошерное!
— А знаете, как быстро шла ассимиляция евреев в Европе! Перед войной тысячи евреев забывали о вере своих отцов. Они растворялись в народах, среди которых жили.
— И Бог наказал их страшной смертью?.. По-вашему, Он избрал фашистов орудием возмездия?
— Этого мы не говорим!.. Но еще Пророки предупреждали: если евреи забудут о Завете, если перестанут блюсти Заповеди, Господь отступится от них!..
— Сейчас… — Гецль торопливо достал с полки очередной том. — Вот что говорил пророк Амос:
…Только вас признал я
Из всех племен земли;
Потому и взыщу с вас
За все беззакония ваши…
— И пророк Иеремия учил, что избранность нашего народа — не привилегия, а тяжкое бремя ответственности перед Богом. И что Бог взыщет с народа Своего строже, чем с прочих народов.
— Иеремия предупреждал:
…Горе тому, кто строит свой дом на неправде
и башни свои на беззаконии!..
Этот город должен быть наказан,
ибо в нем всяческое угнетение.
Глаза моих оппонентов горели фосфорическим блеском… Ветер времени рвал седые бороды… Солнце обжигало темные борозды их морщин… И тонкий песок струился по лунным руслам давно пересохших рек… Сорок веков глядели на меня…
И я отступил.
— Кто такой Амос? — спросил я у моих оппонентов.
— О! Это был пророк и поэт! Он жил перед самым ассирийским нашествием, пас овец и собирал плоды…
— Но Господь велел ему идти к людям и предупредить о каре, которая ждет народ и царя!
— О том, что город и храм будут разрушены!
— И все потому, что забыто Слово Завета! И потеряна разница между Добром и Злом!
— Он считал, что Израиль не потому избран Богом, что он лучше других народов, а потому что он должен принять Завет и нести его миру!
— Он проповедовал, что любовь к Богу и ближнему нераздельна!
— А причем здесь тшува? — прервал я этот каскад.
— Тшува — значит, раскаяние. А по словам пророков, раскаяние — единственная дорога к Богу!..
Что-то разбудило меня на рассвете. Я посмотрел в окно: дымка поднималась над коричневым холмом, усеянном крупными камнями. Низкое солнце рисовало длинные тени, и все вместе напоминало фон, на котором итальянские художники писали своих ветхозаветных героев. Для полноты картины не хватало только фигуры библейского патриарха…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бремя завета. Три под одной обложкой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других