Русская философия. История учений в конспективном изложении

Илья Качай

В настоящем учебном пособии тезисно и доступно изложены учения ключевых персоналий русской философии. Освещены важнейшие философские проблемы, затрагивающие различные сферы человеческого, социокультурного и природного бытия. Изложение философских концепций сопровождается кратко сформулированными поясняющими понятиями. Пособие адресовано студентам нефилософских специальностей высших учебных заведений, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами философии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская философия. История учений в конспективном изложении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Илларион Киевский

1000 — 1055

«Слово о законе и благодати», «Исповедание веры»

История вершится по божественному плану через приобщение народов к христианству.

Две стадии истории народов:

1. закон — иудейская ветхозаветная эпоха рабства, холода, сумерек и исключительности;

2. благодать — христианская новозаветная эпоха свободы, тепла, света и общности.

Русь примыкает к христианству по воле божественного Провидения.

*Провиденциализм — понимание мировых событий и поведения человека как проявления воли Бога.

Князь Владимир, осуществивший крещение Руси, по мудрости подобен христианским апостолам.

*Крещение Руси — введение князем Владимиром в 988 году в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, сменившей язычество.

*Язычество — политеистические религии, предшествовавшие монотеистическим.

*Политеизм — многобожие.

*Монотеизм — единобожие.

Бог как заступник человека движет историю в благоприятном для славян направлении. Противоположности божественного и земного, вечного и временного взаимопроникающи, поэтому познание общества, истории и Бога носит неограниченный характер, а разум — источник знания и веры.

Исторические эпохи взаимосвязаны, поэтому прошлое и будущее стянуты к настоящему.

N.B. Илларион Киевский — первый русский митрополит.

Никифор Киевский

1050 — 1121

«Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание о разделении церквей на восточную и западную»

Две сферы бытия:

1. божественная — разумное, духовное и добродетельное начало;

2. земная — неразумное, телесное и греховное начало.

Душа и тело взаимодействуют, о чём свидетельствует пост, укрепляющий власть души над телом. Добро и зло неразделимы в бытии. Основой познания являются пять чувств, обобщаемые разумом как властителем души и тела, познающим Бога по его творениям. Философия и богословие едины.

Три силы души:

1. яростная — чувства, управляющие эмоциями человека;

2. желанная — воля, управляющая действиями человека;

3. словесная — разум, управляющий поведением человека.

Идеальное государство управляется князем-умом через слуг-чувства и подчиняет тело душе. История движется божественным предопределением.

*Фатализм — отождествление судьбы и необходимости.

*Волюнтаризм — признание божественной или человеческой воли основой всякого развития.

*Финализм — понимание развития мира от начала к предопределенному свыше концу.

Климент Смолятич

1100 — 1164

«Поучение в субботу сыропустную»

Смысл жизни человека состоит в познании Бога через самопознание. Человек ответственен за свои дела, приближающие его к Богу или отдаляющие от него. Бог мудро управляет миром, поэтому в мире нет ничего случайного, и спасение человека зависит только от воли Бога, но достигается через веру, любовь и терпение.

*Сотериология — учение о спасении души.

Философия есть личная мудрость и праведная жизнь в соответствии с полученными знаниями. Православная церковь должна быть независима от византийской.

*Автокефалия — самостоятельность и независимость православных церквей.

Свобода человека достигается путём умерщвления плоти и избавления от бремени имущества.

*Нестяжательство — преобладание духовных интересов над материальными.

N.B. Климент Смолятич впервые в русской философии вывел принципы нестяжательства.

Кирилл Туровский

1130 — 1182

«Притча о слепце и хромце», «Слово о премудрости»

Человек как вершина творения обладает свободой воли и должен стремиться к истине, возвещенной Христом. Как душа превалирует над телом, так и светская власть должна быть сильнее духовной. Духовная и светская власть несут ответственность перед Богом и законом. Тело человека есть град, населённый чувствами, поэтому познание мира, души и Бога возможно только разумом. Спасение человека достигается через монашеский аскетизм и бегство от мира.

*Аскетизм — добровольное самоограничение с целью духовного самосовершенствования.

*Эскапизм — бегство от реальности в мир иллюзий.

Феодосий Печёрский

1036 — 1074

«Слово о вере христианской и латинской»

Две сферы бытия:

1. божественная — невидимый духовный мир добра, познаваемый Откровением;

2. земная — видимый материальный мир зла, познаваемый чувствами.

Спасение человека достигается через монашеский аскетизм, бегство от мира, нестяжательство, терпение, смирение, покаяние, соблюдение постов и молитв во имя деятельного служения Богу.

Две церкви:

1. восточная — православие, символизирующее Новый Завет, как царство света и благодати;

2. западная — католичество, символизирующее Старый Завет, как царство измены и греха.

N.B. Феодосий Печёрский — основатель иноческого общежития на Руси.

*Иночество — монашество.

Иосиф Волоцкий

1439 — 1515

«Просветитель»

Упадок морали в монастырях преодолевается строгостью соблюдения церковного обряда, укреплением церковного имущества, тесным союзом церкви и государства, расправой с еретиками и обожествлением царской власти.

*Ересь — особое вероучение, извращающее общепринятые истины веры.

Нил Сорский

1433 — 1508

«Предание»

Упадок морали в монастырях преодолевается благостью умной молитвы, отказом от церковного имущества, невмешательством церкви в дела государства, прощением еретиков, моральным самосовершенствованием и опорой на традицию.

N.B. Конфликт стяжателей (иосифлян) и нестяжателей (заволжцев) достиг своей кульминации в споре Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Победа стяжателей привела к появлению концепции Филофея Псковского «Москва — Третий Рим».

Филофей Псковский

1465 — 1542

«О покорении разума откровению»

Древний Рим пал из-за язычества. Второй Рим, т. е. Византия пала из-за отклонения от православия. Третий Рим, т. е. Москва как единственная хранительница православия и преемница Рима и Константинополя, будет стоять вечно, т.к. избрана божественным Провидением («Два Рима пали, третий стоит, четвёртому не бывать»).

N.B. Крупнейшими литературно-философскими памятниками русской средневековой философии неизвестного авторства являются «Слово о полку Игореве», «Палея Толковая», «Изборник 1076 года» и «Успенский сборник XII—XIII вв.».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская философия. История учений в конспективном изложении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я