Реструктуризация электроэнергетики Северного Кавказа

Измаил Хузмиев

В книге дан развернутый анализ состояния и перспектив развития электроэнергетики Северного Кавказа, даны обоснования и рекомендации по ее усовершенствованию и реструктуризации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реструктуризация электроэнергетики Северного Кавказа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Единая тарифная политика СКФО и возможности создания единой тарифной зоны

Одним из методов решением проблемы модернизации энергетики в СКФО и повышения инвестиционной привлекательности региона может стать Единая тарифная политика СКФО и на ее базе создание единой тарифной зоны, функционирование которой будет осуществляться на основе интеллектуальной цифровой электроэнергетической системы с активно-адаптивной сетью (ИЭС ААС — Smart Grid), Создание Единой тарифной зоны в СКФО позволит в корне преобразовать рынок энергоресурсов региона. Прекратятся бесконечные споры в каком регионе округа тариф выше или ниже. Например, имея один центр питания и примерно одинаковое состояние сетевого хозяйства, РСО-А и республики Ингушетия тарифы для городского населения отличаются на 14.%.Для этого необходимо ликвидировать региональные энергетические комиссии в регионах, передав их функции в соответствием с решениями Правительства России антимонопольной службе, что приведет к сокращению численности аппарата и повысит эффективность его работы. Единая тарифная зона региона позволит создать единый розничный рынок в округе, и тем самым унифицировать требования к энергоснабжению потребителей и этим уровняет условия для инвесторов. что будет способствовать инновационной привлекательности регионов. Управление рынком может осуществляться с помощью системного оператора «Администрации розничного рынка — АРР».

Основная цель АРР — предоставление услуг по организации торговли на розничном рынке электроэнергии, ведение финансовых расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги по ее передаче с помощью единого расчетного центра, защита интересов поставщиков и потребителей с применением технологии блокчейн и умных контрактов (Smart Сontract).

Работа всех систем в Единой тарифной зоне должна осуществляться на базе интеллектуальной электроэнергетической системы с активно-адаптивной сетью., Энергосистема Smart Grid может обеспечить выход на конкурентный рынок электрической энергии, как потребителей, так и производителей за счет управления потреблением и децентрализованной генерации. Потребители могут в определенных условиях превращаться в источники, имея собственную генерацию на базе ВИЭ, системы хранения электрической энергии и электроавтомобили. При этом любой субъект умной сети должен иметь право на свободный доступ к биржевой площадке, которая объединит источники энергии, потребителей, транспортные и распределительные сети, объекты аккумулирующие энергию. Тут все равны генерация мощностью 1 КВт и мощностью 1ГВт, потребитель 10 КВтч и 10МВтч. Субъект может потреблять, генерировать, продавать, аккумулировать энергию. Использование интернета и опыта интернет биржы NASDAQ для отношений с клиентами открывает широкие возможности в области ценообразования и торговли электрической энергией. Это позволит обеспечить компьютеризацию всего процесса торговли, начиная с заполнения заявки до выставления и оплаты счетов. Большим разнообразием будут отличаться тарифные планы для потребителей, включая комбинированные тарифы на электричество и ресурсы, необходимые для его выработки.

С определением места АРР на розничном рынке становится ясным и механизм функционирования рынка в форме электронной биржи. При формировании модели единого розничного рынка и единой тарифной политики округа одной из главных задач является определение механизма взаимодействия АРР с участниками рынка. Данную функцию будет выполнять автоматизированная система управления рынком посредством web-интерфейса взаимодействия участников торгов с системой. При этом цена состоит из стоимости покупки и стоимости всех остальных услуг, в том числе и плату за услуги электрических сетей за транспорт, которая является монопольной и определяется антимонопольным органом регулирования, стоимость же энергии является договорной или спотовой.

При этом необходимо для повышения надежности и управляемости отрасли консолидировать все сетевые активы в округа в МРСК СК и разрешить компании иметь в собственности децентрализованные генерирующие установки, в том числе ВИЭ, мощностью до 25 МВт с правом продажи электрической энергии, без чего не возможно создать единую систему цифровой ИЭС. Распределенная генерация, являясь составной частью цифровой ИЭС, станет для МРСК СК, кроме прочего, бизнес-проектом и будет способствовать увеличению прибыли.

В связи с тем, что, на Северном Кавказе существует регулируемая единая оптовая цена для всех субъектов региона, для снижения рисков и выравнивания тарифов для всех республик Северного Кавказа в системе энергоснабжения региона необходимо создать единую тарифную зону в СКФО единого розничного рынка с помощью системного оператора «Администрацию розничного рынка — АРР». Задача системного оператора — управление, регулирование и синхронизация функционирования различных сфер деятельности розничного рынка. Основная цель АРР деятельности — предоставление услуг по организации торговли на розничном рынке электоэнергии и мощности, ведение финансовых расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги по ее передаче с помощью единого расчетного центра, и другие услуги оказываемые участникам рынка, защита интересов поставщиков и потребителей. Помимо организации торгов, АРР должна предоставлять информацию, регистрировать участников, заключать договора, прогнозировать ситуации на рынке. Конкурентный розничный рынок в регионе позволит повысить эффективность производства и потребления электроэнергии. Необходимо для усиления конкуренции на розничном рынке в Правилах предусмотреть возможность для субъектов рынка, имеющих собственную генерацию или работающих с оптового рынка, осуществлять продажу энергии региональным потребителям на розничном рынке.

— Отметим, что место АРР на розничном рынке в правилах прописано не достаточно точно. Можно предположить, что границами зоны единого розничного рынка с единой тарифной зоной будут территориальные границы СКФО РФ, в которых действует межрегиональная сетевая компания, то есть вся зона Северо-Кавказского федерального округа, так как на его территории действует одна МСРК Северный Кавказ. Но такое решение не согласуется с правилами назначения зон обслуживания гарантирующих поставщиков. В этой связи необходимо внести изменения в нормативную базу. Развитие конкуренции и исключение посредников при продаже электрической энергии потребителям округа необходимо проводить на основе привязки поставщиков оптового рынка к региональному. Необходимо осуществить вхождение поставщиков оптового рынка (либо их дочерних сбытовых компаний) на конкурентной основе на розничный рынок с заключением договоров непосредственно с потребителями (процедура разрабатывается рабочей группой). При формировании модели единого розничного рынка СКФО одной из главных задач является определение механизма взаимодействия АРР с участниками рынка. В случае применения интерактивного механизма взаимодействия участников рынка через электронную торговую систему, отпадает необходимость для продавцов и потребителей нанимать посредников и консультантов для поиска подходящих предложений, то есть будут снижены операционные издержки. Данную функцию будет выполнять автоматизированная система управления рынком посредством WEB-интерфейса взаимодействия участников торгов с системой, аналогично системы интернет магазинов.

Для снижения рисков в системе энергоснабжения региона необходимо создать единую тарифную зону в СКФО единого розничного рынка с помощью системного оператора «Администрацию розничного рынка — АРР». Задача системного оператора — управление, регулирование и синхронизация функционирования различных сфер деятельности розничного рынка. Основная цель АРР деятельности — предоставление услуг по организации торговли на розничном рынке электоэнергии и мощности, ведение финансовых расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги по ее передаче с помощью единого расчетного центра, и другие услуги оказываемые участникам рынка, защита интересов поставщиков и потребителей. Помимо организации торгов, АРР должна предоставлять информацию, регистрировать участников, заключать договора, прогнозировать ситуации на рынке. Конкурентный розничный рынок в регионе позволит повысить эффективность производства и потребления электроэнергии. Необходимо для усиления конкуренции на розничном рынке в Правилах предусмотреть возможность для субъектов рынка, имеющих собственную генерацию или работающих с оптового рынка, осуществлять продажу энергии региональным потребителям на розничном рынке. С целью снижения тарифов для потребителей необходимо исключить из тарифа инвестиционную составляющую и разработать федеральную целевую программу развития инфраструктуры электроэнергетического комплекса СКФО на 2010—2015 годы и учесть в неймеры по снижению потерь электроэнергии в сетях и созданию современных систем АИИСКУЭ. В этой связи Правительство РФ должно систему государственного финансирования программы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реструктуризация электроэнергетики Северного Кавказа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я