Собранные в этой книге изречения и истории создавались на протяжении более чем тысячи лет. Они представляют собою итог практической мудрости, а не отвлеченные рассуждения. Чтобы усвоить эту мудрость, необходимо в нее «врасти» – не торопясь вдуматься, вчувствоваться, вжиться. Духовная традиция скрыта, она подобна подземной реке, которая омывает лишь глубокие корни. Но эта древняя мудрость, «река речений» – живая вода, способная оживить душу человека, изнывающего от духовной жажды.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из реки речений. Суфийские афоризмы и истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мудрость
Великий царь призвал к себе своих мудрецов. Он приказал им: «Придумайте для меня изречение, которое умиротворит меня. Когда я несчастлив, оно принесет мне радость, а когда счастлив — напомнит о печали. Оно должно быть не слишком длинным, поскольку я всегда хочу иметь его при себе».
Мудрецы посовещались о царском указе и предались глубоким размышлениям. Наконец они вернулись к царю и поднесли ему маленькую шкатулку. В ней находилось кольцо, на котором были начертаны такие слова: «И это тоже пройдет».
Если ты жаждешь жемчуга,
То должен оставить пустыню
И странствовать у моря,
И даже если ты никогда не найдешь
Мерцающую жемчужину, по крайней мере,
Ты достигнешь воды.
Тот, кто не знает, и не ведает, что он не знает, —
глупец,
Сторонись его.
Тот, кто не знает, но ведает, что не знает, — дитя,
Научи его.
Тот, кто знает, но не ведает, что он знает, —
спящий,
Пробуди его.
Тот, кто знает, и ведает, что он знает, — мудрец,
Следуй за ним.
Ходжа Насреддин обратился к толпе со словами:
— Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?
Все закричали: «Хотим, хотим!»
— Чудесно, — сказал Насреддин. — Я тоже хочу, и если я когда-нибудь узнаю, как это сделать, то с удовольствием сообщу вам.
Однажды Ибрахим Адхам увидел камень, на котором было написано: «Переверни меня и читай».
На другой стороне он прочитал: «Ты не практикуешь то, что знаешь. Зачем же тогда ищешь то, чего не знаешь?»
Для тех, кто к совершенству путь прошел,
Неведение знанием бывает.
А знанье, что невежда приобрел,
В невежестве его изобличает.[10]
Благодать дается поровну каждому, но каждый воспринимает ее в меру своих способностей.
Правильно поставленные вопросы — половина обучения.
Тот, кто отправляется на поиски знания, находится на Божьем пути до тех пор, пока не вернется.
Люди знания — наследники пророков.
Обладатели знания и искатели знания — только от этих двух групп людей есть польза человечеству.
Речь бесценна,
Если ты знаешь, что говоришь.
Взвесь её на весах сердца
Прежде, чем она вышла из твоего рта.
Люди нередко говорят о бедности и богатстве, предпочитая для себя одно или другое. Но я избираю любое состояние, избранное для меня Богом и данное Им.
Если Бог дает мне богатство, я не позволю себе быть забывчивым, а если Бог желает мне бедности, я не стану завидовать и протестовать.
Богатство и бедность — божественные дары. Богатство подвержено порче по причине забвения, а бедность — из-за жадности.
Тот, кто близок мирскому богатству, разрушает свой разум; тот, кто близок людям, будет одинок; тот, кто близок труду, будет поглощен им; тот, кто близок Богу, достигнет единения.
Вседержитель создал ангелов и наделил их разумом, и Он создал животных и наделил их страстями, и Он создал человека и наделил его как разумом, так и страстями. Тот, у кого разум преобладает над страстями — выше ангелов, а у кого страсти преобладают над разумом — ниже животных.
Если человек прекращает раздоры, когда он не прав, для него будет построен дом в Раю. Но если он отказывается враждовать, даже если он прав, дом будет построен для него в наивысшей части Рая.
Мир был явлен Иисусу в виде старой ведьмы.
Он спросил, сколько у нее мужей; она отвечала, что без счета.
Он спросил, умерли ли они, или же развелись с ней. Она сказала, что умертвила их всех.
— Поразительно, — сказал он. — Все эти глупцы знают, что ты сделала с другими, но всё равно вожделеют тебя.
Али спросил у Пророка: «Какого рода поступки мне следует совершать, чтобы они не были пустыми и никчемными?»
Пророк ответил: «Ищи истину. Ты найдешь ее в себе; посему — познай себя. Ищи общества мудрых, познавших. Соглашайся с тем, что они говорят, ибо человек понимает лишь то, с чем согласен. Будь искренен в том, что говоришь — один язык не должен произносить два разных слова. Ни обман, ни жульничество не должны входить в твои помыслы. Не принижай никого и ничего, ибо все и всё в глубине своей желают одного и того же.
Не прикасайся к тому, что тебе не принадлежит. Избегай скопления людей; если же находишься в таком месте, старайся пребывать с самим собой, ибо это область, где явлена истина».
Владелец снега без сожалений обменял бы его на драгоценные камни и жемчуг.
Этот мир подобен снегу под солнцем, он тает, пока полностью не исчезнет. А следующая жизнь — это драгоценный камень, который не пропадает никогда.
Предохраняй свое сердце от нерадивости, защищай свой нафс (эго) от вожделений, упаси свой разум от невежества, и тебя допустят в общество пробужденных. Обязанность каждого человека — искать знание, то есть — знание самого себя.
Мудрость подобна дождю. Ее источник безграничен, но изливается она соответственно времени года.
Лавочник кладет сахар в мешок, но его запас не равен содержанию мешка. Когда ты приходишь к лавочнику, у него сахару в избытке. Но он смотрит, сколько ты принес денег, и отпускает соответственно.
Твоей монетой на этом Пути является решимость и вера, и обучают тебя сообразно с решимостью и верой.
Когда ты приходишь в поисках сахара, вначале исследуется, каков объем твоего мешка, затем тебе отвешивают соразмерно.
Поклоняйся Богу, как если бы ты видел Его, и помни, что даже если ты не видишь Его, Он видит тебя.
Не покупай враждебности одного человека ценой любви к тебе тысячи людей.
Во время моего первого странствия я обнаружил знание, приемлемое как для избранных, так и для обычных людей.
Во время второго — знание, приемлемое для избранных, но не для обычных людей.
Во время третьего — знание, неприемлемое ни для избранных, ни для обычных людей. В результате я остаюсь чужд всем и одинок.
Первая разновидность знания — покаяние, которое принимают и избранные, и обычные люди.
Вторая — упование на Бога, дружба с Ним и любовь к Нему, что приемлемо для избранных.
А третья разновидность знания — постижение реальности, которая превыше человеческой способности к пониманию и запредельна разуму, так что люди отвергают ее.
Тебе следует знать, каков ты на самом деле, чтобы ты мог понять собственную природу, откуда ты пришел в этот мир, для чего был создан, и в чем заключены счастье и страдание.
В тебе совмещены животные свойства и качества ангелов. Но твоей подлинной сущностью является дух, а всё остальное на самом деле чуждо ему.
Стремись к знанию своих истоков, дабы ты мог постичь, как достигнуть Божественного Присутствия и созерцать Божественную Мощь и Красоту.
Спаси себя от цепей вожделения и страстей. Бог не создавал тебя быть их рабом; они должны быть твоими слугами, способствующими твоему странствию. Они должны быть подобны скакуну и оружию, чтобы ты мог использовать их в поисках счастья, а когда в них более нет нужды, помести их под свою пяту.
Суфий начал рыдать посреди ночи.
Он сказал: «Мир подобен закрытому гробу, в котором лежим мы и где, в силу невежества, мы проводим всю свою жизнь. Когда Смерть открывает крышку гроба, те, у кого есть крылья, отлетают в Вечность. Но те, у кого крыльев нет, остаются в гробу. До того, как снята крышка гроба, стань птицей Пути к Богу. Расти свои крылья и перья. Нет, сожги свои крылья и перья, испепели себя в огне, чтобы добраться до Цели прежде других!»
Однажды Иисус шел по пустыне с группой своекорыстных людей. Они упрашивали его открыть им Тайное Имя, с помощью которого Иисус оживлял мертвых. Иисус сказал:
— Если я скажу вам, вы станете злоупотреблять его силой.
Люди пообещали, что будут использовать это знание благоразумно, и стали опять его упрашивать.
— Вы сами не знаете, чего вы просите, — сказал Иисус, но всё же открыл им Слово.
Вскоре эти люди, проходя по удаленной местности, заметили кучу побелевших костей.
— Попробуем-ка мы Слово, — сказали они друг другу. Так они и сделали.
Как только Слово было произнесено, кости обросли мясом и превратились в дикого зверя, который разорвал их на куски.
Час размышлений лучше года молитв.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из реки речений. Суфийские афоризмы и истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других