Из реки речений. Суфийские афоризмы и истории

Сборник, 2019

Собранные в этой книге изречения и истории создавались на протяжении более чем тысячи лет. Они представляют собою итог практической мудрости, а не отвлеченные рассуждения. Чтобы усвоить эту мудрость, необходимо в нее «врасти» – не торопясь вдуматься, вчувствоваться, вжиться. Духовная традиция скрыта, она подобна подземной реке, которая омывает лишь глубокие корни. Но эта древняя мудрость, «река речений» – живая вода, способная оживить душу человека, изнывающего от духовной жажды.

Оглавление

Из серии: Суфии о суфизме

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из реки речений. Суфийские афоризмы и истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мудрость

Великий царь призвал к себе своих мудрецов. Он приказал им: «Придумайте для меня изречение, которое умиротворит меня. Когда я несчастлив, оно принесет мне радость, а когда счастлив — напомнит о печали. Оно должно быть не слишком длинным, поскольку я всегда хочу иметь его при себе».

Мудрецы посовещались о царском указе и предались глубоким размышлениям. Наконец они вернулись к царю и поднесли ему маленькую шкатулку. В ней находилось кольцо, на котором были начертаны такие слова: «И это тоже пройдет».

— Аттар

Если ты жаждешь жемчуга,

То должен оставить пустыню

И странствовать у моря,

И даже если ты никогда не найдешь

Мерцающую жемчужину, по крайней мере,

Ты достигнешь воды.

— Санаи

Тот, кто не знает, и не ведает, что он не знает, —

глупец,

Сторонись его.

Тот, кто не знает, но ведает, что не знает, — дитя,

Научи его.

Тот, кто знает, но не ведает, что он знает, —

спящий,

Пробуди его.

Тот, кто знает, и ведает, что он знает, — мудрец,

Следуй за ним.

— Традиционное изречение

Ходжа Насреддин обратился к толпе со словами:

— Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?

Все закричали: «Хотим, хотим!»

— Чудесно, — сказал Насреддин. — Я тоже хочу, и если я когда-нибудь узнаю, как это сделать, то с удовольствием сообщу вам.

* * *

Однажды Ибрахим Адхам увидел камень, на котором было написано: «Переверни меня и читай».

На другой стороне он прочитал: «Ты не практикуешь то, что знаешь. Зачем же тогда ищешь то, чего не знаешь?»

— Худжвири

Для тех, кто к совершенству путь прошел,

Неведение знанием бывает.

А знанье, что невежда приобрел,

В невежестве его изобличает.[10]

— Руми

Благодать дается поровну каждому, но каждый воспринимает ее в меру своих способностей.

— Традиционное изречение

Правильно поставленные вопросы — половина обучения.

— Хадис

Тот, кто отправляется на поиски знания, находится на Божьем пути до тех пор, пока не вернется.

— Хадис

Люди знания — наследники пророков.

— Хадис

Обладатели знания и искатели знания — только от этих двух групп людей есть польза человечеству.

— Хадис

Речь бесценна,

Если ты знаешь, что говоришь.

Взвесь её на весах сердца

Прежде, чем она вышла из твоего рта.

— Кабир

Люди нередко говорят о бедности и богатстве, предпочитая для себя одно или другое. Но я избираю любое состояние, избранное для меня Богом и данное Им.

Если Бог дает мне богатство, я не позволю себе быть забывчивым, а если Бог желает мне бедности, я не стану завидовать и протестовать.

Богатство и бедность — божественные дары. Богатство подвержено порче по причине забвения, а бедность — из-за жадности.

— Кушайри

Тот, кто близок мирскому богатству, разрушает свой разум; тот, кто близок людям, будет одинок; тот, кто близок труду, будет поглощен им; тот, кто близок Богу, достигнет единения.

— Шибли

Вседержитель создал ангелов и наделил их разумом, и Он создал животных и наделил их страстями, и Он создал человека и наделил его как разумом, так и страстями. Тот, у кого разум преобладает над страстями — выше ангелов, а у кого страсти преобладают над разумом — ниже животных.

— Хадж

Если человек прекращает раздоры, когда он не прав, для него будет построен дом в Раю. Но если он отказывается враждовать, даже если он прав, дом будет построен для него в наивысшей части Рая.

— Хадис

Мир был явлен Иисусу в виде старой ведьмы.

Он спросил, сколько у нее мужей; она отвечала, что без счета.

Он спросил, умерли ли они, или же развелись с ней. Она сказала, что умертвила их всех.

— Поразительно, — сказал он. — Все эти глупцы знают, что ты сделала с другими, но всё равно вожделеют тебя.

— Ал-Газали

Али спросил у Пророка: «Какого рода поступки мне следует совершать, чтобы они не были пустыми и никчемными?»

Пророк ответил: «Ищи истину. Ты найдешь ее в себе; посему — познай себя. Ищи общества мудрых, познавших. Соглашайся с тем, что они говорят, ибо человек понимает лишь то, с чем согласен. Будь искренен в том, что говоришь — один язык не должен произносить два разных слова. Ни обман, ни жульничество не должны входить в твои помыслы. Не принижай никого и ничего, ибо все и всё в глубине своей желают одного и того же.

Не прикасайся к тому, что тебе не принадлежит. Избегай скопления людей; если же находишься в таком месте, старайся пребывать с самим собой, ибо это область, где явлена истина».

— Ибн Араби

Владелец снега без сожалений обменял бы его на драгоценные камни и жемчуг.

Этот мир подобен снегу под солнцем, он тает, пока полностью не исчезнет. А следующая жизнь — это драгоценный камень, который не пропадает никогда.

— Ал-Газали

Предохраняй свое сердце от нерадивости, защищай свой нафс (эго) от вожделений, упаси свой разум от невежества, и тебя допустят в общество пробужденных. Обязанность каждого человека — искать знание, то есть — знание самого себя.

— Джа'фар ас-Садик

Мудрость подобна дождю. Ее источник безграничен, но изливается она соответственно времени года.

Лавочник кладет сахар в мешок, но его запас не равен содержанию мешка. Когда ты приходишь к лавочнику, у него сахару в избытке. Но он смотрит, сколько ты принес денег, и отпускает соответственно.

Твоей монетой на этом Пути является решимость и вера, и обучают тебя сообразно с решимостью и верой.

Когда ты приходишь в поисках сахара, вначале исследуется, каков объем твоего мешка, затем тебе отвешивают соразмерно.

— Руми

Поклоняйся Богу, как если бы ты видел Его, и помни, что даже если ты не видишь Его, Он видит тебя.

— Хадис

Не покупай враждебности одного человека ценой любви к тебе тысячи людей.

— Ал-Газали

Во время моего первого странствия я обнаружил знание, приемлемое как для избранных, так и для обычных людей.

Во время второго — знание, приемлемое для избранных, но не для обычных людей.

Во время третьего — знание, неприемлемое ни для избранных, ни для обычных людей. В результате я остаюсь чужд всем и одинок.

Первая разновидность знания — покаяние, которое принимают и избранные, и обычные люди.

Вторая — упование на Бога, дружба с Ним и любовь к Нему, что приемлемо для избранных.

А третья разновидность знания — постижение реальности, которая превыше человеческой способности к пониманию и запредельна разуму, так что люди отвергают ее.

— Зун-н-Нун

Тебе следует знать, каков ты на самом деле, чтобы ты мог понять собственную природу, откуда ты пришел в этот мир, для чего был создан, и в чем заключены счастье и страдание.

В тебе совмещены животные свойства и качества ангелов. Но твоей подлинной сущностью является дух, а всё остальное на самом деле чуждо ему.

Стремись к знанию своих истоков, дабы ты мог постичь, как достигнуть Божественного Присутствия и созерцать Божественную Мощь и Красоту.

Спаси себя от цепей вожделения и страстей. Бог не создавал тебя быть их рабом; они должны быть твоими слугами, способствующими твоему странствию. Они должны быть подобны скакуну и оружию, чтобы ты мог использовать их в поисках счастья, а когда в них более нет нужды, помести их под свою пяту.

Суфий начал рыдать посреди ночи.

Он сказал: «Мир подобен закрытому гробу, в котором лежим мы и где, в силу невежества, мы проводим всю свою жизнь. Когда Смерть открывает крышку гроба, те, у кого есть крылья, отлетают в Вечность. Но те, у кого крыльев нет, остаются в гробу. До того, как снята крышка гроба, стань птицей Пути к Богу. Расти свои крылья и перья. Нет, сожги свои крылья и перья, испепели себя в огне, чтобы добраться до Цели прежде других!»

— Аттар

Однажды Иисус шел по пустыне с группой своекорыстных людей. Они упрашивали его открыть им Тайное Имя, с помощью которого Иисус оживлял мертвых. Иисус сказал:

— Если я скажу вам, вы станете злоупотреблять его силой.

Люди пообещали, что будут использовать это знание благоразумно, и стали опять его упрашивать.

— Вы сами не знаете, чего вы просите, — сказал Иисус, но всё же открыл им Слово.

Вскоре эти люди, проходя по удаленной местности, заметили кучу побелевших костей.

— Попробуем-ка мы Слово, — сказали они друг другу. Так они и сделали.

Как только Слово было произнесено, кости обросли мясом и превратились в дикого зверя, который разорвал их на куски.

— Руми

Час размышлений лучше года молитв.

— Хадис

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из реки речений. Суфийские афоризмы и истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

Пер. Р. Фиша.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я