Собранные в этой книге изречения и истории создавались на протяжении более чем тысячи лет. Они представляют собою итог практической мудрости, а не отвлеченные рассуждения. Чтобы усвоить эту мудрость, необходимо в нее «врасти» – не торопясь вдуматься, вчувствоваться, вжиться. Духовная традиция скрыта, она подобна подземной реке, которая омывает лишь глубокие корни. Но эта древняя мудрость, «река речений» – живая вода, способная оживить душу человека, изнывающего от духовной жажды.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из реки речений. Суфийские афоризмы и истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Суфий
Суфии — это люди, которые предпочитают Бога всему остальному, так что и Бог предпочитает их всему остальному.
Быть суфием — значит отказаться от всякого беспокойства, и нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделён от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага: шага от себя.
Суфий отсутствует для себя, но присутствует в Боге.
Суфий — это день, не нуждающийся в солнце,
Это ночь, не нуждающаяся в луне или звезде,
Это не-бытие, которое не нуждается в бытии.
Суфизм означает, что Бог побуждает тебя умереть для себя и дарует тебе жизнь в Нем.
Суфий доволен всем, что делает Бог,
Дабы Бог был доволен всем, что делает суфий.
Суфизм — это служение, наиболее подобающее для данного момента.
Суфии — это дети на коленях у Бога.
Цвет воды зависит от цвета сосуда. Природа мистического переживания зависит от состояния мистика в данное мгновение.
Одна из особенностей «друга Бога» (святого) заключается в том, что он не ведает страха, ибо страх есть предчувствие чего-либо нежелательного или ожидание будущей утраты. Святой печется лишь о данном мгновении. У него нет будущего, которого можно было бы опасаться.
Суфий подобен земле, в которую бросают все нечистоты и из которой произрастает всё прекрасное.
Признак искреннего суфия заключается в том, что он ощущает себя нищим, когда богат; смиренным, когда обладает властью; и он таится, если обрел славу.
Человек не станет познавшим до тех пор, пока не будет подобен земле — и праведники и грешники ступают по ней; и пока не будет подобен облакам — они даруют тень всякой вещи; и пока не будет подобен дождю — он орошает всякую вещь, независимо от того, любит он ее или нет.
Когда Абу Саида спросили, что такое суфизм, он отвечал: «Что бы у тебя ни было на уме — забудь это. Что бы ты ни держал в руке — отдай это. Какова бы ни была твоя судьба — предстань пред ней!»
Суфий — это тот, к кому ничто не привязано, и кто ни к чему не привязан.
Суфизм в наше время — это имя, за которым нет ничего реального, а когда-то это была реальность без имени.
Будь в этом мире странником, прохожим, чья одежда и обувь запылены. Иногда ты сидишь в тени дерева, иногда идешь через пустыню. Всегда будь прохожим, ибо не это твой дом.
Уединение в обществе, странствие на родине, внешне с людьми, внутренне с Богом.
Суфий — это тот, чья мысль поспевает за стопой.
Он полностью присутствует; его душа — где его тело, его тело — где его душа, его душа — где его стопа, а его стопа — где его душа.
«Дервиши» — это термин, указывающий на священную нищету: «нищий — это не тот, кто лишен пропитания, а тот, чья природа лишена желаний».
Суфизм означает, что ты ничем не владеешь, и ничто не владеет тобой.
Только рабы свободны![3]
Суфий — это тот, кто держит свое сердце в чистоте по отношению к Богу.
Ты — суфий, если сердце твое так же мягко и тепло, как шерсть.[4]
Слова, исходящие из сердца, входят в сердце, но если они сходят с языка, то не пойдут далее ушей.
Суфизм — это оставаться у двери Возлюбленной, даже если тебя прогоняют.
Дервиши — это братство странников, которые наблюдают за миром и присматривают за ним.
За четыре тысячи лет до сотворения этих тел Бог создал души и держал их подле Себя, излучая на них свет. Он знал, сколько света получено каждой душой, и одарил милостью каждую в соответствии со степенью просветленности. Души были погружены в свет, покуда не напитались им. Те, кто живет в радости и согласии друг с другом в этом мире, должны были быть близки в предвоплощённости. Здесь они любят друг друга и называются друзьями Бога, и они — братья, любящие друг друга ради Бога. Эти души узнают одна другую по запаху, как лошади.
Если ты водишь дружбу с людьми истины, будь правдив с ними, ибо они — соглядатаи сердец. Они входят в твое сердце и покидают его так, что ты об этом даже и не знаешь.
Суфизм не постигнешь, выслушивая проповеди, и в некоторых случаях ему обучают на примерах и при помощи наставлений, которые недоступны для обычных органов восприятия.
Два дервиша встретились во время хаджа[5].
— Знаешь ли ты, почему мы оказались здесь? — спросил один из них.
— Из-за нашей небрежности, — ответил другой и заплакал.
Когда человек узнаёт о суфийском учении и практикует его, оно становится мудростью в его сердце, а люди, слушающие его, могут извлечь для себя пользу. Но для человека, внимающего суфийскому учению, но не практикующему его, это пустой разговор, который он забывает через несколько дней.
Некий человек однажды оскорбил мудреца Джафара ас-Садика. Некоторое время спустя Джафар пошел к его дому и обратился к нему с такими словами:
— Я не ответил тогда на сказанное тобой. Если я действительно обладаю теми качествами, которые ты мне приписываешь, даю тебе слово, что покаюсь в них и не позволю себе более их проявлять. Но если я не обладаю теми качествами, которые ты приписываешь мне, я буду молиться Богу и просить его, чтобы Он простил тебя. Я прощаю тебя за сказанные тобой слова и не буду ставить их тебе в укор.
Такая доброта произвела столь сильное впечатление на человека, что он припал к ногам мудреца и раскаялся.
Суфий не склоняется ни перед кем, кроме Бога.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из реки речений. Суфийские афоризмы и истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других