Подвиги несравненного Ходжи Насреддина

Идрис Шах

Насреддин появился на свет в средневековом фольклоре стран Востока, но своим бодрящим юмором и скрытой мудростью он взывает ко всем народам и всем временам, оставаясь источником несравненного удовольствия ^ля читателей. Образ Насреддина был задуман как своего рода ось для целой серии шуток, иллюстрирующих учение суфиев. Наиболее острые, актуальные из таких анекдотов были отобраны и соответствующим образом поданы для данного сборника блестящим мыслителем XX века и глубоким знатоком суфийской традиции Идрисом Шахом. «Это достойно самого Насреддина!» – так говорят в Египте, Сирии, Персии, Турции, Центральной Азии, Пакистане, Индии и даже Греции, когда происходит что-то смешное. Сборник великолепно проиллюстрирован Ричардом Уильямсом.

Оглавление

Его превосходительство

Однажды в силу некоторых случайностей и совпадений Насреддин оказался в зале аудиенций правителя Персии.

Шахиншах был окружен корыстной знатью: наместниками, придворными и всевозможными прихлебателями. Каждый старался привлечь к себе внимание, чтобы его назначили главой посольства, которое вскоре отправлялось в Индию.

Правитель уже начал терять терпение и, оторвав взор от назойливой толпы, мысленно воззвал к небу, прося о помощи: кого же выбрать? Взгляд его упал на Муллу Насреддина.

— Вот кто будет послом, — провозгласил он. — А теперь оставьте меня в покое.

Насреддину дали богатую одежду, вручили огромный сундук с рубинами, бриллиантами, изумрудами, бесценные произведения искусства — дары шахиншаха Великому Моголу.

Однако придворные не могли этого так оставить. Они объединились и решили сделать все, чтобы погубить Насреддина. Сначала они ворвались в его дом, похитили драгоценности, поделив их между собой, а вместо них положили в сундук земли, чтобы восполнить вес драгоценностей. Потом они пришли к Насреддину, твердо решив разрушить посольскую миссию, вовлечь Муллу в неприятности и опорочить.

— Поздравляем тебя, о великий Насреддин! — воскликнули они. — То, что повелел Фонтан Мудрости, Павлин Мира, — высшая мудрость. Поэтому мы приветствуем тебя. Но мы можем дать тебе несколько советов, ибо мы не раз выполняли дипломатические миссии.

— Я был бы благодарен за них, — ответил Насреддин.

— Хорошо, — сказал главарь интриганов. — Первое, что требуется, — быть смиренным. Чтобы показать, как ты скромен, ты ничем не должен выдать, что ты важная персона. Когда ты прибудешь в Индию, посети как можно больше мечетей и делай для себя сборы. Второе: ты должен соблюдать придворный этикет страны, в которую послан. Поэтому ты должен называть Великого Могола «Полной Луной».

— Так ведь это титул персидского царя!

— Только не в Индии.

Итак, Насреддин отправился в путь. Правитель Персии сказал ему на прощанье: «Будь осторожен, Насреддин. Соблюдай этикет, ибо Могол — могущественный правитель, и мы должны произвести на него впечатление и в то же время ничем не обидеть его».

— Я хорошо подготовлен, ваше величество, — сказал Насреддин.

Как только вступил на землю Индии, он отправился в мечеть и поднялся на кафедру.

— О люди! — закричал он. — Смотрите на меня как на представителя Тени Аллаха на земле, который является осью земли! Вытаскивайте ваши денежки, потому что я делаю сбор.

Так он повторял в каждой мечети, какую только мог найти на пути из Белуджистана1 в величественный Дели.

Он собрал много денег. Советчики сказали ему:

— Делай с ними все, что захочешь. Ибо это продукт интуитивного роста и дара, который сам по себе создает необходимые условия для его использования. — Все, чего они хотели добиться, — чтобы Мулла выглядел нелепо, собирая деньги таким бесстыдным образом.

— Святые должны жить только плодами своей святости! — орал Насреддин, переходя из мечети в мечеть. — Я не придаю им никакого значения и не ожидаю от них ничего. Для вас деньги — это то, что следует копить, после того, как вы их нашли. Вы можете обменять их на материальные вещи. Для меня же они — часть механизма. Я — живой образец природной силы интуитивного роста, вознагражденный и оплаченный.

Как мы знаем, добро часто проистекает из явного зла, и наоборот. Те, кто думали, что Насреддин набивает собственные карманы, не давали денег. И почему‐то дела их шли плохо. Те же, кого считали доверчивыми и кто давал ему деньги, почему‐то обогащались. Но вернемся к нашему рассказу.

Красуясь на своем величественном троне в Дели, правитель слушал отчеты, которые придворные ежедневно приносили ему о продвижении персидского посла. Сначала он никак не мог в них разобраться. Тогда он собрал совет.

— Господа, — сказал он, — этот Насреддин, наверное, и впрямь святой, или его ведет божественная сила. Слыханное ли дело, чтобы человек нарушил принцип, гласящий: не ищи денег без благовидной причины, чтобы твои мотивы не истолковали неверно?

— Да не уменьшится никогда твоя тень, о Бесконечное Протяжение Мудрости, — ответили придворные. — Мы согласны с тобой. Раз в Персии есть такие люди, мы должны быть начеку: их моральная власть над нашими материалистическими взглядами очевидна.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

1

Провинция Пакистана. — (Примеч. перев.)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я