Книга «Когда Ближний Восток становится… совсем близким» в доступной форме рассказывает об особенностях региона, знакомит читателя с арабской историей и культурой. Особое внимание уделяется психологии жителей и влиянию ислама. Читатель узнает о традициях, практиках ведения бизнеса и этикете делового общения в арабских странах. Часть книги посвящена сложным вопросам, часто возникающим, когда речь заходит о Ближнем Востоке, – в их числе деятельность исламистских групп, права женщин и проблема домашнего насилия.Книга будет полезна для тех, кто хочет познакомиться с этим самобытным и многогранным регионом. Особенный интерес она представляет для людей, которые живут и работают на Ближнем Востоке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда Ближний Восток становится… совсем близким. Знакомство с культурой, традициями, психологией и особенностями ведения бизнеса в регионе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Весть
Исламский мир
Термин «исламский мир» в религиозном смысле относится к людям, исповедующим ислам, а в культурном — к исламской цивилизации. Но чаще всего, когда говорят «исламский мир», подразумевают страны с мусульманским большинством.
Страны, где мусульманское население составляет 50–99 %
Ислам — самая быстрорастущая религия. А имя Мухаммед (и его варианты) — самое популярное в мире. По некоторым прогнозам, к 2050 году количество мусульман и христиан в мире сравняется. Но при этом проведённое по заказу арабской службы BBC в 2019 году исследование[175] показало снижение «уровня религиозности» в ряде стран Ближнего Востока (особенно среди молодых людей в возрасте до 30 лет).
Ислам
Ислам[176] намного больше чем религия. Это иной взгляд на жизнь.
Если Библия в христианстве никак не регламентирует повседневную жизнь верующих, то Коран в исламе[177] во многом является таким сводом правил. На Ближнем Востоке ислам пронизывает все сферы жизни. Это касается и законодательства исламских государств, включая уголовное и гражданское право, и жизненной философии, и распорядка дня, и быта, и семейных отношений, и даже таких, казалось бы, далёких от религии сфер, как банковские услуги[178].
Ислам, христианство и иудаизм — монотеистические авраамические религии. Все они восходят через пророка Авраама (упоминаемого в Коране под именем Ибрахим) к первым людям — Адаму и Еве. Мусульмане верят в одного Создателя Вселенной, называя его именем Аллах[179], которое является арабским аналогом слова «Бог». Так как арабский язык — это язык Корана, мусульмане во всём мире чаще используют арабское слово «Аллах»[180].
Теоретически в исламе отсутствует институт церкви и духовенства, а главой общины может быть выбран любой член сообщества, обладающий религиозным знанием и готовый им делиться.
Ищите Бога в своём собственном сердце, больше вы не найдёте его нигде.
Но фактически в большинстве мусульманских стран в явном или скрытом виде духовенство всё же существует. Это знаток Корана и обрядов мулла, предводитель молитвы и глава мечети или общины имам, шариатский судья кади, имеющий право «высказывать мнение» и издавать фетвы[181] муфтий, почётный шиитский богослов аятолла, старейшина племени или трайба шейх, глава государства или сообщества халиф и многие другие.
Верующие! Повинуйтесь Богу, повинуйтесь посланнику сему и тем из вас, которые имеют власть. А потому если между вами откроются споры о чём-нибудь, предоставляйте их суду Бога и посланника, если вы сделались верующими в Бога и последний день, — это самый лучший, самый прекрасный способ для разрешения их.
Главные «предметы веры» в исламе
В исламе есть шесть так называемых предметов веры: вера во Всевышнего; вера в ангелов Всевышнего; вера в Писание Всевышнего; вера в пророков и посланников Всевышнего; вера в предопределение Всевышнего; вера в жизнь после смерти.
Вера во Всевышнего. По Корану, Бог (Аллах) — единый и всемогущий Творец всего сущего, не имеющий конкретного образа и являющийся в исламе единственным объектом поклонения.
…Нет ничего подобного Ему, — Он — слышащий, видящий.
Мусульмане живут ради служения Аллаху. Это служение — единственная причина, по которой он создал людей.
Я сотворил гениев[182] и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.
Каждое действие мусульманина должно славить Создателя.
(Однажды) люди сказали: «О Посланник Аллаха, обладающим большими богатствами достанутся (все) награды, (ведь) молятся они подобно нам и постятся также, как мы, но они ещё и дают садаку[183] из излишков своего достояния!» (В ответ им Пророк ﷺ) сказал: «А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы (могли бы) давать садаку? Поистине, каждое произнесение слов „Пречист Аллах“ /Субхана-Ллах/ есть садака, и каждое произнесение слов „Аллах велик“ /Аллаху акбар/ есть садака, и каждое произнесение слов „Хвала Аллаху“ /Аль-хамду ли-Ллях/ есть садака, и каждое произнесение слов „Нет бога, кроме Аллаха“ /Ля иляха илля-Ллах/ есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака и (даже) совершение любым из вас (с женой) полового сношения /буд‘/ — это садака!» Они спросили: «О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!» (В ответ) он сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит (свою страсть) запретным образом? Но точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!»
Вера в ангелов Всевышнего. Ангелы — созданные из света существа, беспрекословно выполняющие волю Бога. Самые известные ангелы: несущий пророкам божественное откровение Джибриль (Гавриил); раздающий творениям Аллаха пропитание Микаил (Михаил); вестник Страшного суда Исрафил; ангел смерти Азраил; ведающий раем Ридван и адом Малик. Мир духов, помимо ангелов, составляют джинны и демоны (шайтаны), главный из которых — падший джинн Иблис (Сатана, Дьявол).
Вера в Писание Всевышнего. Мусульмане принимают Священные Писания Тору, Псалтырь и Евангелие, но так как ни одно из этих Писаний не существует сегодня в их первоначальном виде, мусульмане следуют Корану как окончательному и сохранившемуся в первозданном виде и полном объёме откровению Бога.
Вера в пророков и посланников Всевышнего. Одно из центральных положений ислама — учение о божественном откровении через пророков и посланников. В Коране встречаются имена 25 пророков[184], среди которых, в частности, Адам, Муса (Моисей), Нух (Ной), Иса (Иисус Христос). Каждый пророк посылался для проповеди своему народу, и лишь миссия Мухаммеда обращена ко всем племенам и народам. Мусульмане считают, что учение предшествующих пророков было извращено их последователями и поэтому только пророк Мухаммед является последним вестником истинной веры. Пророка Мухаммеда так и называют — «последний пророк» или «печать пророков».
Мохамед не есть отец кому-либо из вас; но он только посланник Бога и печать пророков. Бог всезнающ.
Вера в предопределение Всевышнего. Вера в Божественное предопределение с его добром и злом — один из основных догматов, согласно которому перед сотворением мира Бог заранее предопределил каждой вещи всё, что с ней произойдёт. Не существует ничего, что не зависело бы от воли Бога, и ничто не может изменить ход развития событий, предначертанных Им. При этом считается, что вера в предопределение не должна приводить истинно верующих к фатализму и «списыванию» всех своих деяний на Бога[185]. Каждый мусульманин обладает свободной волей и ответствен за свою деятельность.
Вера в жизнь после смерти. Согласно исламу, к каждому человеку приставлены ангелы-хранители и два ангела, записывающих все его поступки в книгу, которую он получит в Судный день. Бог будет допрашивать людей, после чего все судимые либо низвергнутся в адский огонь, либо отправятся в райские сады. Рай в Коране описан как место с прекрасной едой, чистой прохладной водой, всевозможными наслаждениями и правом созерцания Лика Божия. Ад грешников — это бесконечные пытки и муки от раскалённой смолы и огня.
Пророк
Основоположник ислама пророк Мухаммед[186] родился в 570 году в Мекке, на западе Аравийского полуострова. Его отец умер примерно тогда же, когда Мухаммед был рождён[187], а мать — когда ему было всего шесть лет. После этого воспитанием будущего пророка занялись его дед Абд аль-Мутталиб[188] и дядя по отцовской линии Абу Талиб. Семья Мухаммеда (включая деда и дядю) принадлежала к клану курайшитов, хранителей Каабы, правящему клану Мекки.
В то время Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза. Пытаясь усилить роль своего храма и своего города как религиозного центра Аравии, курайшиты не препятствовали установлению идолов чужих богов в Каабе. По преданию, до утверждения ислама в Каабе было установлено более 300 различных идолов.
Во время одного из молитвенных уединений в пещере Хира, недалеко от Мекки, 40-летнего Мухаммеда посетил ангел Джибриль[189] с первыми посланиями от Бога[190]. Жена Мухаммеда, Хадиджа, стала первой уверовавшей в его посланническую миссию. Именно она успокоила Мухаммеда, когда он был сначала напуган откровениями и не мог понять, действительно ли они исходят от Аллаха, а не от злых духов.
Через несколько лет Мухаммед начинает проповедовать, призывая арабов отвергнуть ложных богов и поклоняться единому Богу. Но после смерти Хадиджи и Абу Талиба (в 619 году) Мухаммед лишается покровительства в родном городе и в 622 году, под давлением мекканских многобожников, переселяется со своими последователями в город Ясриб. Позже Ясриб был переименован в «Город пророка» (Мадинат-ан-Наби), ещё позже — в «Лучезарный город» (Аль-Мадинат аль-Мунаввара), а потом просто в «Город» (Медина). Само переселение — по-арабски «хиджра» — станет одним из ключевых событий в развитии новой религии, от него ведётся летоисчисление исламского календаря, также известного как календарь хиджры.
В «Городе» создаётся Мединская община — первое государственное образование мусульман, а пророк Мухаммед превращается из проповедника в политического лидера. Большую часть населения Медины составляли иудеи, и Мухаммеду сначала приходилось лавировать, чтобы им угодить. Он стал соблюдать еврейские посты и призывал своих последователей молиться, обращаясь лицом к Иерусалиму. Но после отказа иудеев в признании пророком Мухаммед устанавливает стороной обращения во время молитвы Мекку. Мединская оппозиция из язычников, иудеев и христиан, выступившая против Мухаммеда, неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда Ближний Восток становится… совсем близким. Знакомство с культурой, традициями, психологией и особенностями ведения бизнеса в регионе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
178
По подсчётам современных мусульманских юристов, нормы семейного права представлены в 70 аятах Корана, нормы гражданского права — в 70, уголовного — в 30, государственного — в 10, международного — в 25; установления о судопроизводстве — в 13, об экономике и финансах — в 20 аятах.
179
Через Коран Аллах открыл 99 своих имён, среди которых: Всемилостивый, Всеслышащий, Всезнающий, Милосердный, Мудрый, Прощающий и т. д.
180
Если ваш собеседник-мусульманин доверился вам настолько, что ведёт с вами разговор о религии, нормальным будет использовать слово «Бог» (на русском) или “God” (если беседа ведётся на английском).