Книга является дополненным переизданием более ранней публикации автора – кандидата психологических наук – «Общение с ребенком: тренинг взаимодействия». Представляет собой практическое пособие для психологов, занимающихся проблемами детско-взрослых отношений. Включает авторскую тренинговую программу психологически грамотного общения взрослых с детьми и теоретическое введение в тему тренинга. Программа тренинга направлена на обучение взрослых – родителей и педагогов – способам эффективной оценки деятельности и поведения детей, активного слушания и дисциплинирования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тренинг общения с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Теоретическое введение в тренинг
Наблюдения за взрослыми и детьми, манерой их общения друг с другом, беседы с родителями и педагогами позволяют очертить небольшой круг проблем, с которыми они наиболее часто сталкиваются и которые препятствуют их эффективному взаимодействию. Своего рода это уязвимые места в пространстве детско–взрослых отношений. К таким проблемным зонам и сгруппированным вокруг них жалобам и запросам, можно отнести следующие:
«Как правильно оценивать ребенка?», «Должен ли я всегда его хвалить, независимо от успехов?», «Как указывать ребенку на его ошибки, чтобы он научился сам их исправлять?» — подобные вопросы затрагивают проблемы оценки ребенка.
«Он стал такой скрытный, что мне делать?», «Ребенок не умеет меня слушать, кажется, что он безразличен ко всему, что я говорю», «Она никогда не рассказывает дома, как прошел день в школе» — здесь речь идет о другой стороне общения взрослых и детей — об умении слушать друг друга, или, говоря профессиональным языком — об активном слушании.
«Как сделать ребенка послушным?», «Он совсем вышел из–под контроля», «Для него правила поведения – пустой звук…», «Какие методы наказания наиболее действенны?» — это проблемная область касается установления границ и правил поведения детей, их дисциплинирования.
В каждой из этих сторон взаимодействия взрослых и детей риск совершить ошибку достаточно велик. Как показывает опыт и практика работы, именно здесь педагоги и родители допускают «психологические промахи» — некорректно оценивают ребенка, не всегда способны его выслушать и понять, слишком жестко или напротив, лояльно относятся проблеме установления для детей правил и норм поведения.
Поэтому под психологически грамотным взаимодействием взрослых с детьми мы будем понимать такое межличностное общение, при котором взрослый старается совершить как можно меньше «психологических промахов», занимает рефлексивную позицию в отношении своего воздействия на ребенка и проявляет достаточную гибкость, ориентируясь на его потребности. Условно, в таком взаимодействии взрослого с ребенком мы выделяем четыре основных элемента: умение оценивать деятельность детей, умение оценивать поведение детей, навыки активного слушания и умение устанавливать для детей правила и ограничения. Далее мы рассмотрим их более подробно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тренинг общения с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других