Тайм-менеджмент для учителей

Игорь Вячеславович Павлов, 2016

Практикум предназначен для учителей и преподавателей, которые хотят научиться более эффективно планировать рабочее и личное время, решать поставленные задачи и достигать намеченные цели. Конкретные рекомендации и упражнения, описанные в практикуме, помогут педагогу подобрать для себя наиболее эффективные способы планирования времени и освоить базовые навыки тайм-менеджмента. Для воспитателей, учителей, преподавателей и психологов образовательных учреждений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайм-менеджмент для учителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Про промедление

«Промедление смерти подобно»

Петр Великий

Тише едешь — дальше будешь?

Обычно мы любим повторять своим ученикам: «Сделай дело — гуляй смело!» и «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Но, положа руку на сердце, можем ли мы сказать, что сами всегда руководствуемся в работе этими принципами? Чаще мы следуем принципам «Тише едешь — дальше будешь» или «Работа — не волк… » и не спешим решать текущие задачи. А в итоге иной раз даже с места не можем сдвинуться. Поэтому сейчас мы поговорим о том, почему иногда медлим, не успеваем вовремя выполнять дела и решать рабочие задачи. Другими словами, речь пойдет о промедлении, которому все мы в той или иной степени подвержены.

Промедлением называется поведение, когда мы откладываем «на завтра» выполнение важных дел, никак не можем их начать, а вместо этого занимаемся какими-то посторонними мелочами. Из-за промедления в первую очередь страдаем мы сами. Затянув с выполнением какого-либо дела, потом наспех его доделываем, уже не задумываясь о качестве. Либо вовсе не успеваем выполнить работу в отведенные сроки. При этом мы испытываем всю гамму отрицательных чувств: раздражение, страх, отчаяние, вину и стыд.

Упражнение 5

Загляните в приложение и прочитайте «Дневники промедлителя». Случалось ли нечто похожее с вами? Какие рабочие дела чаще всего вы склонны затягивать и откладывать? К каким последствиям приводила ваша медлительность? Какие из записанных вами в упражнении 1 проблем могли быть связанны с промедлением?

Унесённые промедлением

Все начинается с постановки задачи, которую мы ставим перед собой, или нам ее «спускают» сверху. Например: провести родительское собрание, подготовить классный час, разработать маршрут экскурсии или написать отчет. По поводу каждой задачи мы можем испытывать разные эмоции. Иногда мы беремся за дело с энтузиазмом и вдохновением (особенно, если перед нами стоят привлекательные задачи), как в «Дневнике промедлителя № 2». А иногда новая задача кажется нам сущим наказанием, как в «Дневнике промедлителя № 1». В любом случае, хотим мы того или нет, у нас появляется дело. Назовем его основным делом.

Как правило, мы беремся за дело с мыслью о том, что ни в коем случае не станем медлить как в прошлый раз. Наученные горьким опытом, мы уверенны, что закончим его вовремя. Поэтому назначаем для себя сроки выполнения и с чувством некоторого удовлетворения… откладываем пока в сторону. Нам кажется, что впереди достаточно времени. «Я подумаю об этом завтра» — как говорила героиня Вивьен Ли из фильма «Унесенные ветром».

Время идет, а мы все никак не можем приступить к основному делу. Попутно у нас появляется масса других более или менее значительных дел, которые притягивают к себе внимание. Мы начинаем понемногу беспокоиться о том, что не справимся вовремя. Думаем, что пора бы приложить усилия и взяться за выполнения основной задачи. Страх не успеть завладевает нами. Мы можем представлять себе ужасные последствия своей медлительности, испытывать чувство вины и хвататься за… любые мелкие дела, лишь бы еще немного оттянуть момент выполнения основного дела. Это помогает утешиться мыслью о том, что мы хоть что-то делаем, а не бездельничаем.

Одновременно и неожиданно могут возникнуть другие серьезные и не требующие отлагательств дела. И тогда мы виним себя, что затянули с первым делом, потому что к этому времени могли бы его выполнить и приступить к решению других задач. А теперь приходится разрываться. Сроки выполнения основного дела поджимают. Мы начинаем паниковать и сомневаться в своих способностях. Дальнейший сценарий нашего поведения может иметь два варианта. И только один из них, да и то, очень условно, заканчивается «хэппи-эндом».

Вариант первый: мы понимаем, что дело провалено и окончательно разочаровываемся в себе. А раз так, то уже нет смысла суетиться. Мы вовсе отстраняемся, готовые понести заслуженное наказание. Или начинаем искать виновных, которые помешали нам все сделать вовремя. Списываем неудачу на какие-то обстоятельства (болезнь бабушки, потоп в квартире), которые нередко попросту выдумываем. Откровенно говоря, выкручиваемся, как только можем. При этом на душе у нас все равно скребут кошки.

Вариант второй: мы понимаем, что больше нельзя ни минуты медлить и спешно беремся за выполнение основного дела. У нас открывается второе дыхание, и дело наконец-то сдвигается с мертвой точки. Мы испытываем облегчение и кое-как успеваем сдать работу вовремя. Естественно, о ее качестве речь уже не идет. Ведь сделанное наспех, как заметил более 2000 лет назад Сократ, редко бывает хорошо сделано.

Сдав работу, мы глубоко вздыхаем и торжественно клянемся себе никогда больше не откладывать и не медлить! Сама мысль о том, чтобы пережить все эти неприятные чувства заново, пугает нас. А потом наступает это самое будущее и… все начинается сначала. Оказывается, порочный круг промедления разорвать не очень-то легко, как в известной шутке: «Завтра я перестану откладывать дела на завтра». Так и живем завтрашним днем, ждем каких-то благоприятных обстоятельств, подходящего настроения или просто понедельника, чтобы приступить к работе. Но еще И. Тургенев по этому поводу говорил, что слово «завтра» придумано для детей и нерешительных людей.

Наверное, каждый из собственного опыта знает, что промедление чаще всего оборачивается в итоге своей полной противоположностью — спешкой. А ведь многие из нас давно привыкли жить в этих двух крайностях. Нередко нам кажется, что можно все успеть, лишь «прибавив обороты» в последний момент, ускорив шаг, пожертвовав несколькими ночами и обеденными перерывами. Но излишняя торопливость, — предостерегал У. Шекспир, — точно так же, как и медлительность, ведет к печальному концу. Об этом написал замечательное стихотворение и Евгений Евтушенко:

«Проклятье века — это спешка,

И человек, стирая пот,

По жизни мечется, как пешка,

Попав затравлено в цейтнот…»

Стало быть, спешка — не самый лучший способ все успевать. Тогда как же бороться с промедлением? По сути, все следующие разделы данного практикума посвящены тому, как научиться выполнять дела вовремя.

Упражнение 6

Чтобы вы посоветовали героиням «Дневников»? Какие советы вы прямо сейчас можете дать самому себе, чтобы не поддаваться промедлению? Запишите их на отдельном листе бумаги и повесьте на рабочем месте!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайм-менеджмент для учителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я