В книге представлены различные подходы к применению психологических знаний и технологий в менеджменте. Она также рассматривает аспекты лидерства и лидерских качеств руководителей. Примеры и ситуации, описанные в книге, помогают понять систему управления персоналом организации и группы сотрудников. Особое внимание уделено экспресс-психологической диагностике микроклимата групп. Книга будет интересна руководителям и психологам, работающим с людьми в организациях и фирмах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Твоя сила в правде. Психологический практикум для руководителей и менеджеров по персоналу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Морально-психологическое состояние персонала
Тот, кто хочет сдвинуть мир,
вначале должен сдвинуться сам.
Никита Романов
Морально-психологическое состояние персонала является важной составляющей успешного функционирования фирмы и реализации ее основной задачи — достижения успеха и мобильности в условиях жесткого бизнес-окружения.
В настоящее время, как подтверждает современная практика, без реальной оценки морально-психологического состояния персонала фирмы нельзя успешно управлять духовными и социальными процессами в повседневной деятельности коллективов предприятия, переходить к новым качественным параметрам в деятельности бизнеса, правильно руководить действиями отделов, групп, прогнозировать вероятный исход нестандартных ситуаций (обострение конкурентной борьбы, проблемы финансового характера).
Два друга решили создать свой бизнес в России в 90-е годы. Они успешно работали вместе, но, как это обычно бывает, их дружба подорвалась. Чтобы разрешить конфликт, они обратились за помощью к психологам-медиаторам и разделили свою фирму. Все казалось довольными этим решением. Однако, переговоры были сложными и неоднозначными. Внутренние конфликты продолжали оказывать влияние на друзей. Обе фирмы продолжали работать на одном рынке и конкурировать друг с другом. Возникшие конфликты, разногласия и слухи только усиливали эмоциональное напряжение. Один из друзей осознавал, что ситуация идет к краху, и предпринимал все возможные меры, чтобы спасти свой бизнес. Он создал целый отдел менеджеров. Однако, излишнее самолюбие и отказ признать свои ошибки, а также обиды, только усугубили ситуацию. Распространение сплетен и недооценка морально-психологического состояния сотрудников фирмы в итоге привели к краху. В то время как другой друг продолжал процветать и оставался лидером этого бизнеса на протяжении многих лет.
Сущность и содержание понятия морально-психологического состояния персонала фирмы
В современной литературе имеется более двадцати определений категории «морально-психологическое состояние». Наиболее приемлемой для менеджеров по персоналу является формулировка: «Морально-психологическое состояние — это состояние психики отдельного сотрудника или психологии коллектива (формирования) в данное время и в конкретной бизнес-обстановке, проявляющееся в трудовой активности сотрудников, их готовности к выполнению обязанностей, в том числе и в нестандартной ситуации».
Морально-психологическое состояние имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:
• моральные, отражающие представления о трудовой деятельности, ее характере, целях и сущности;
Рисунок 1
• общественно-психологические и индивидуально-психологические элементы (традиции, социальные настроения и чувства; уровень развития черт характера, темперамент, воля к достижению успеха в бизнесе и другое);
• элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три группы: специально-профессиональная подготовленность — уровень образования (уровень специальных знаний, степень овладения своей специальностью — опыт), дисциплинированность (точность и качество выполнения распоряжений, указаний, поручений), взаимоотношения (с руководством фирмы, контрагентами, потребителями, коллегами и другими).
Это разделение морально-психологического состояния очень условно, так как составные части морально-психологического состояния выступают в единстве. Можно предположить, что моральные элементы, проникая в общественно-психологические, придают им нравственную направленность. Общественно-политические элементы воздействуют на мировоззрение, придавая ему эмоциональную окраску. Обе группы, влияя на элементы профессионального плана, создают базу для реализации специально-профессиональных и моральных качеств сотрудников фирмы.
Такова в кратком изложении сущность и содержание понятия морально-психологического состояния сотрудников фирмы.
Изучение и оценка морально-психологического состояния сотрудников фирмы
Менеджер по персоналу должен знать социально-психологические процессы, происходящие в фирме (отделах), личные качества сотрудников, мнения, настроения, проводить индивидуальную и групповую профилактическую работу с персоналом фирмы.
Можно предположить, что содержание работы менеджера по изучению морально-психологического состояния персонала может включать в себя следующие элементы:
Рисунок 2
На основе опыта работы выделить основные цели морально-психологического климата фирмы:
• определение уровня морально-психологического состояния и способности влиять на принятие решений в области бизнеса и других различных задач;
• оценка морально-психологического состояния сотрудников организации и трудового коллектива;
• нахождение слабых мест в психологической устойчивости персонала;
• прогнозирование реакций и действий персонала при решении бизнес-задач;
• принятие эффективных мер по формированию и укреплению морально-психологического состояния.
В работе менеджера по оценке морально-психологического состояния огромную роль играет определение источников информации. На основе проделанной работы источники информации можно выделить в несколько групп:
° информация от взаимодействующих фирм (бизнес-единиц: поставщиков, покупателей; потребителей);
° информация в порядке подчиненности;
° информация непосредственного изучения персонала с момента поступления на работу в фирму;
° обобщенная информация.
Схематично источники можно изобразить так:
Рисунок 3
Вопрос информации должен быть рассмотрен в самом начале проведения обследования морально-психологического состояния фирмы (отдела). Информация должна быть достоверной, обеспечивать необходимую полноту сведений.
В данном виде работы постоянно приходится советоваться с другими менеджерами (психологами), учитывать мнение и оценку руководителя фирмы и его заместителей. И в таком вопросе также необходимо обратить внимание на методы сбора информации. Эти методы очень многообразны, можно предположить, что они следующие:
• предварительная беседа с руководителем фирмы, его заместителем (коммерческим директором);
• опросы различных категорий персонала фирмы (с использованием опросных листов и посредством групповых и индивидуальных бесед);
• наблюдение за конкретными первичными коллективами фирмы или конкретными сотрудниками в процессе жизнедеятельности;
• психологическая диагностика персонала, в том числе тестирования;
• сбор и анализ независимых характеристик;
• социометрия и составление социограмм;
В одной из фирм было так много отделов и подразделений (бизнес-единиц — малых групп), что цель была поставлена очень оперативно проводить социометрию. Именно оперативность социометрического исследования трудового коллектива, позволили руководителям увеличить продажи и сплотить коллектив в кризис.
• анализ результатов деятельности сотрудников;
• обобщение и анализ всей собранной информации и др.
Именно творческое использование данных психологических методов в сочетании с информацией, получаемой от руководящих лиц, позволяет сформировать объективное представление об уровне морально-психологического состояния персонала фирмы.
В процессе работы мной осуществлена попытка сформулировать объективные и субъективные факторы, которые оказывают положительное и отрицательное воздействие на морально-психологическое состояние сотрудников фирмы.
К объективным факторам относятся:
• сведения о потребителе (количественный и качественный состав; характер его действий);
• сведения о бизнес-конкурентах;
• силы и средства фирмы (укомплектованность персоналом, средствами, техникой и т. д.);
• степень информированности персонала об обстановке, содержании и условиях выполнения бизнес-задач, в том числе и в нестандартных ситуациях;
• результаты выполнения бизнес-задач, учебных тренингов, опыт пережитых отрицательных психологических состояний;
• продолжительность ведения дополнительных действий (выполнения других бизнес-задач), степень физической и психической усталости сотрудников;
• морально-психологическое состояние работников и специалистов — сотрудников фирмы. Нравственные и профессиональные качества, авторитет менеджера, их личный пример, способность мобилизовать персонал на выполнение задач, в том числе и в экстремальных ситуациях;
• уровень удовлетворения потребностей персонала.
К субъективным факторам, связанным с проявлением индивидуально-психологических и коллективных особенностей в конкретной бизнес-обстановке, относятся:
— содержание методов трудовой, учебно-специальной деятельности сотрудников фирмы;
— степень воздействия на сотрудников факторов сложности: условий работы, неопределенности, новизны бизнec-ситуаций;
— степень приспособления (адаптации) сотрудников фирмы к трудовой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях;
— уровень слаженности отделов фирмы.
В процессе работы возникает необходимость проводить и другие мероприятия, которые можно выделить в отдельную группу и остановиться более подробно:
• контроль настроения потребителя, его отношение к фирмe, степень проявления негативных реакций, подавленности психологического состояния (анализ рекламы и т. п.);
• изучение стиля поведения как потребителей, так и сотрудников фирмы в различных бизнес-ситуациях, проектах;
• изучение групповых и личностных установок, особенностей отношений потребителя к окружающему, к персоналу фирмы, к другим людям, самому себе;
• изучение круга значимых сотрудников, наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющими для личности, с которыми она и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки.
Необходимо подробнее остановиться на формировании оценочного вывода в части выработки показателей, характеризующих морально-психологическое состояние персонала фирмы.
Показатели являются итогом работы менеджеров по персоналу. Эта деятельность предполагает теоретическое осмысление сущности и структуры предмета оценки, элементов морально-психологического состояния, выявление закономерностей и, как результат, создание системы показателей. Для каждой фирмы она будет своя. В некоторых фирмах, можно предположить, она будет включать в себя компоненты:
Первая группа. Показатели оценки моральных элементов.
• степень осознания общечеловеческих интересов и ценностей;
• глубина понимания указаний директора фирмы (учредителя), требований норм и правил работы;
• уровень социальной зрелости. Взгляды на сущность, содержание, цели и характер трудовой деятельности;
• степень корпоративной культуры;
• уровень сплоченности персонала вокруг руководителей, менеджеров;
• ценностные ориентации сотрудников;
• степень выполнения трудовых обязанностей;
• степень невосприимчивости к психологическому воздействию со стороны конкурентов.
• знание прав, обязанностей сотрудников, а так же стоящих пред фирмой задач.
Вторая группа. Показатели оценки общественно-психологических и индивидуально-психологических элементов.
1. Общественно-психологические:
• господствующие в коллективе настроения;
• степень морально-психологической устойчивости;
• психологическая реакция коллектива на негативные реакции со стороны конкурентов;
• наличие традиций в фирме и уровень работы по корпоративной культуре.
2. Индивидуально-психологические:
• способность перестройки сознания в нестандартной ситуации;
• готовность действовать сотрудников в нестандартной бизнес-ситуации;
• уровень развития черт характера, темперамента, эмоционально-волевых качеств;
• реакция сотрудников на негативные проявления в среде потребителя.
Третья группа. Показатели оценки профессионального плана.
1. Специальной профессиональной подготовки:
• уровень овладения необходимыми знаниями в условиях фирмы;
• уровень профессиональной активности, инициативы, умения идти на оправданный риск;
• интенсивность овладения профессиональным опытом;
• уровень физической закалки и выносливости сотрудников фирмы;
• степень укомплектованности сотрудниками (техникой);
• характеристика персонала по социальному положению, национальной принадлежности, отношению к религии;
• количество и качество пополнения кадрами и распределения их по отделам.
2. Дисциплинированности:
• уровень управляемости;
• точность и качество выполнения трудовых распоряжений и приказов;
• степень требовательности руководителей и начальников к подчиненным;
• наличие (отсутствие) криминальных случаев;
• наличие и характер дисциплинарных проступков, совершаемых сотрудниками фирмы;
• наличие поощрений и взысканий, налагаемых на сотрудников фирмы.
3. Характера взаимодействий:
* с коллегами;
* с руководством фирмы;
* с подчиненными;
* с верующими;
* с лицами, допускающими аморальные поступки;
* с местными, муниципальными органами власти;
* с представителями различных партий, политических объединений.
Наиболее целесообразным является оценивать морально-психологическое состояние персонала фирмы раз в квартал, это позволяет менеджеру более качественно проводить эту работу. При формировании оценочного вывода используется так называемый метод «пространственных суждений», который представляет собой анализ практически всех групп показателей. В конце анализа делается оценочный вывод. Оценочный вывод доводится только до заинтересованных лиц с соблюдением режима доступа к информации.
Прогнозирование морально-психологического состояния персонала фирмы
С проблемой оценки морально-психологического состояния тесно связано и его прогнозирование, так как только оно помогает объективно определить свои возможности и последующие периоды деятельности. Однако что такое прогноз? Прогноз — это знание о возможных состояниях изучаемого объекта. Он предполагает знания о законах развития или тенденциях будущего состояния объекта.
В вопросе прогнозирования морально-психологического климата можно предположить два вида прогноза: текущий, говорящий об определенном состоянии, в котором указывается на отдельные количественные оценки, и краткосрочный, который регламентируется определенными периодами в жизни бизнес-группы.
В результате работы менеджера по прогнозированию морально-психологического состояния персонала, вероятно, можно выделить некоторые особенности ее организации.
• В основе прогнозирования лежит вероятный подход, поэтому менеджер должен дать веер альтернатив развития событий и оценить вероятность каждой из них в рамках каких-то устойчивых, определяющих тенденций. Значит, в каждом прогнозе остается некоторая зона неопределенности.
• Прогнозы морально-психологического состояния персонала не дают готовых решений. Их главное предназначение заключается в том, чтобы подготовить аналитически выверенную и апробированную информацию, необходимую для принятия решения. Поэтому одной из сложных проблем является проблема надежности, достоверности разрабатываемых прогнозов, под которыми понимается достаточная степень вероятности.
В прогнозировании морально-психологического состояния могут быть использованы различные методы: наблюдение, анализ, метод экспертных оценок, опрос, моделирование различных ситуаций.
Из логических методов наиболее широко применяются наблюдение и анализ.
При проведении наблюдения необходимо обращать внимание на следующие вопросы:
а) обстановка и место событий, их возможное влияние на ожидаемое морально-психологическое состояние персонала в этих условиях;
б) качественный состав сотрудников фирмы, их взаимоотношения, распределение обязанностей в данной ситуации, возникающие группировки и фактические лидеры, динамика этих моментов;
в) продолжительность предстоящей ситуации, ее уникальность или повседневность;
г) цели или мотивы действий участников, а также предполагаемая степень психологической совместимости персонала.
В прогнозировании состояний персонала использовался и такой метод, как анализ, прежде всего анализ документов (различных планов, расписаний занятий, итогов бизнес-работы, формы статистической отчетности и т. д.).
Для вынесения суждения о вероятности того или иного состояния в будущем, об условия и сроках его наступления, о последовательности его развития часто используется метод экспертных оценок, который представляет собой получение определенны данных на основе анкетирования группы специалистов в то или иной области деятельности. Был применен список применения этого метода:
♦ выработка критериев оценок будущего состояния;
♦ формулировка вопросов;
♦ постановка их перед экспертами;
♦ обработка и анализ полученных ответов;
♦ оценка прогноза.
Таким образом, уровень морально-психологического состояния персонала фирмы является реакцией людей на те или иные процессы и управленческие решения. Прогнозирование состояний персонала позволяет совершенствовать управление, развивать сознание и социальную активность сотрудников фирмы. Выбор методов прогнозирования морально-психологического состояния должен быть дифференцированным в зависимости от характера, содержания, объема, целей, задач и глубины (интервала, периода) прогнозирования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Твоя сила в правде. Психологический практикум для руководителей и менеджеров по персоналу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других