Концепция развития местного самоуправления в России

Евгений Игнатенко, 2017

Современная система законодательства в России и практика функционирования органов местной власти приводят к отстранению населения от осуществления местного самоуправления, снижению его общественно-политической активности. Большая часть населения России не осознает себя реальным субъектом муниципальной власти, не видит особой разницы между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Данная проблема опасна тем, что местное самоуправление в России, так и не сформировавшись в качестве реального института народовластия, превращается в разновидность бюрократической централизованной системы управления, в которой местным органам гораздо важнее оценка их деятельности не со стороны населения, а от руководителей регионального уровня, определяющих их финансовое и карьерное благополучие.

Оглавление

Введение

Одним из главных посылов, который звучал в Послании президента Федеральному Собранию в декабре 2013 года, — это необходимость дальнейшего совершенствования местного самоуправления Российской Федерации. Важнейшей задачей, которую поставил Президент России, стала уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Такая работа по совершенствованию местного самоуправления была приурочена к 150-летию знаменитой Земской реформы в 2014 году. И, в конечном счете, эта работа должна быть сформулирована в виде Концепции развития местного самоуправления в России, обязательная для реализации всеми субъектами Российской Федерации на местах.

Проблема отсутствия научно обоснованной Концепции развития местного самоуправления в России является одной из важных на сегодняшний день. Общие принципы организации местного самоуправления в России превратно истолкованы законодателями в пользу органов местного самоуправления, а не в пользу местных жителей, как гарантов самостоятельности и независимости местного самоуправления. Местные жители скорее, выступают как объект управления, а не его субъект, так как им отводится по сути роль стороны, которая принимает к сведению решения и действия своих местных властей. А это, культивирует патернализм и иждивенчество, которые являются значимой чертой российской политической культуры. Однако здесь уместно вспомнить, что самоуправление представляет собой самостоятельное, под свою ответственность решение местных дел самими жителями непосредственно и через создаваемые ими органы местного самоуправления. Согласно гл. 5 ФЗ о МСУ непосредственное осуществление населением местного самоуправления возможно посредством: местного референдума, муниципальных выборов, схода граждан, публичного слушания и пр. Это те формы, которые предусмотрены законодательством, но которые не используются населением в полной мере. Поэтому вместо того, чтобы пытаться решать местные вопросы за население, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления должны создать полноценную правовую базу для того, чтобы население реально могло участвовать в осуществлении местного самоуправления.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я