Поколение

Иван Сорокин, 2021

Кто я? В каком мире я живу? Чему учу своих детей и кем они вырастут? В какой стране мои дети окажутся через 20–30 лет? Эта книга про боль о потерянной стране и великих умах России, чьи потомки (мы с вами) теряют идентичность, сопричастность к достижениям, прорывам, истории нашей Родины. Но все те ценности, традиции и философия, что были утеряны и забыты, уничтожены и переписаны, будут собраны вновь. Иван Сорокин, предприниматель, создатель сети частных детских садов Smile Fish, предлагает практические инструменты и технологии, которые позволят воскресить все, что было утеряно; помогут вернуть настоящего русского человека, взрастить и воспитать новое поколение лидеров, исследователей, первооткрывателей и просто счастливых людей. Эта книга – реформа. Реформа огромной страны, которая начинается с реформы самого себя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поколение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть II. Образ русского человека в России и за рубежом

Глава 9. Как было раньше

Почему нам важно понимать, как нас видят за рубежом? Дело в том, что представление о русском человеке в глазах иностранцев играет структурообразующую роль в так называемой народной дипломатии.

То, как мы взаимодействуем с миром, только на первый взгляд кажется личным выбором отдельного человека. В совокупности мы, как народ, также участвуем в этом взаимодействии. Поясню.

Отчасти это связано с влиянием иностранной прессы или лидеров мнения, но каждый человек по-своему влияет на то, какими видят нас в мире. Выходит, что наше поведение может подтвердить или опровергнуть многие ограничивающие стереотипы.

Сегодня в большинстве своем представления о русском туристе сводятся к нескольким предубеждениям: нетерпеливые и грубые, надменные и хмурые, нетолерантные и много пьющие; правда, некоторые говорят, что еще и веселые, но только временами.

Так было далеко не всегда. В момент расцвета Российской империи образ был совершенно иным — нас уважали, страной восхищались, людей считали достойными. Почему произошли кардинальные изменения?

Предлагаю заняться поиском ответа на этот вопрос в следующих главах и постараться понять, почему так произошло, почему мы сами не хотим встречать русских за рубежом и нужно ли что-то менять.

Чтобы двигаться вперед, должны быть не только сомнения в текущей ситуации, необходимо иметь видение идеальной картины будущего. Когда ее нет, тогда и нет целей, без которых трудно вкладываться в свою работу — любые усилия теряют смысл.

Рассмотрим пример из истории, чтобы понять суть проблемы. В период расцвета при Петре Первом шло строительство флота, проводились большие реформы, за счет которых Россия становилась морской державой.

За время правления первого Всероссийского императора достигнуты такие результаты:

• на Каспии было порядка 100 судов;

• на Балтике — 36 кораблей, 16 фрегатов, 70 галер и 280 других судов.

Большую часть флота построили в России, и лишь часть кораблей приобрели за границей. Немало для юной морской державы. Но в тот же период в Голландии, стране, территориально в 425 раз меньше нашей, строились десятки тысяч судов.

При Петре Первом мы стали морской державой со стратегическими выходами в моря, также им была проведена промышленная реформа, он перевернул сознание нации, прорубил окно в Европу, но нам все равно не удалось обойти в кораблестроении крошечную Голландию.

Почему они так уверенно нас опережали? По одной из версий, по причине наличия сильной концепции, которая отражалась на отношении к работе: каждое действие голландцы воспринимали как особое, реализуемое во имя Бога.

Это была их идея, вводящая двойной уровень ответственности каждого человека за свое дело. Они верили, что через свой труд и качество служат Всевышнему.

Точно так же было в Швейцарии, где профессиональный подход рассматривался как священнодействие. Например, в небольшой мастерской можно было наблюдать отца и сына, увлеченно работающих над созданием часового механизма.

Это была кропотливая работа, которая требовала не только абсолютного погружения, но и почти священного отношения к процессу сотворения каждой детали. У них была изначально фундаментальная основа, базирующаяся на вере в Бога.

В России этого не было и нет до сих пор. Мы видели процесс, заимствовали его, но не знали, что за ним скрыто особое видение. Да, сегодня многие передовые страны также его теряют, акценты смещаются, но им удается сохранить фундаментальную традицию качества. Но, когда вы говорите «швейцарское качество», у вас в голове продолжает возникать образ эталонного подхода к работе.

Русским людям сложно сформулировать единое видение. Они не ценят себя и часто опускают руки, потому что: «Зачем стараться, у нас все плохо, все равно ничего не изменится». Это одна из сторон медали.

Другая сторона — люди, уверенные в своем совершенстве настолько, что необходимость перемен может показаться им оскорбительной насмешкой. Можно выделить еще одну категорию, представители которой прячутся за прошлым.

Понимая, что у них самих в жизни особенно ничего не происходит, они активно позиционируются через истории о своих предках: «А вот мой дед!» Да, он был выдающейся личностью, но неловкость ситуации в том, что он остался в прошлом, а мы живем здесь и сейчас.

Пока мы прикрываемся подобными убеждениями, движение вперед невозможно. Потому что нет реальной неудовлетворенности, потому что «да нормально всё».

Я сейчас говорю не обо всех, есть исключения, выдающиеся люди. Но, к сожалению, их не так много. Это касается людей из разных сфер деятельности. Приведу пример из архитектуры.

Я являюсь партнером одной из крупнейших архитектурных компаний в Москве — «Аврора групп». В отрасли есть практика: поставщики мебели, инженерного оборудования, строительных материалов часто приглашают специалистов к себе на производство, чтобы показать процесс изготовления, познакомить с брендом.

Считается, что благодаря такой поездке в дальнейшем архитектор будет ставить их изделия в свои проекты. В идеале это выглядело бы так: человек едет с целью попасть на завод, пощупать, найти лучшее решение.

Но на практике все иначе. Архитектор приезжает, чтобы погулять в новом городе и повеселиться. Для него удачная поездка — это не возможность узнать новое и открыть что-то для себя в профессиональном плане, а шанс получить безлимитную карточку от приглашающей стороны, дорогой отель и лучшие рестораны за границей.

Да, они заедут на завод к поставщику, но даже толком не познакомятся с ним, потому что их будут ждать вечеринки и шопинг. Потом дизайнер, скорее всего, включит этого поставщика в свои проекты, но не потому, что у него лучший материал, а потому, что дизайнер хорошо отдохнул и хочет в будущем повторить опыт.

Однажды я поехал в командировку вместе с командой архитекторов. За несколько дней в Вероне и Венеции мы посетили около десяти предприятий и фабрик, выезжали ранним утром из отеля и возвращались поздно ночью. Было ли это продуктивно? Однозначно. Какое впечатление такая выездная работа произвела на моих попутчиков? Они назвали эту поездку одной из самых изматывающих командировок в жизни.

Глава 10. Формула перемен

Мы часто едем в командировку, чтобы отдохнуть и развлечься. А сколько раз мы задумывались о том, как наше поведение влияет на формирование современного образа русского человека? О том, что наша репутация людей, которые приносят проблемы принимающей стороне, бежит впереди нас?

Достаточно иногда себе напоминать об этом, и внутри что-то неприятно защекочет. Это неудовлетворенность, которая может стать мощным стимулом для работы над собой, способная подарить мотивацию для обновленного подхода к воспитанию собственных детей, будущего поколения.

Как именно понимание своих недостатков может в этом помочь? Об этом нам расскажет модель для оценки сил, влияющих на успех или неудачу программы организационных изменений, разработанная Ричардом Бекхардом и Дэвидом Глэтчером и представленная в виде формулы перемен:

D × V × F > R,

где:

D — неудовлетворенность текущей ситуацией;

V — видение нового;

F — первые шаги, которые могут быть предприняты для реализации видения;

R — сопротивление изменениям.

Перемены возможны, если произведение трех факторов больше, чем сопротивление изменениям.

Формулу перемен, которая будет детально изучена в шестой части, рассмотрим здесь в общих чертах. Представим ее в виде нескольких слагаемых. Итак, чтобы получить новый результат, необходимо обеспечить наличие нескольких составляющих.

Во-первых, должно что-то перевесить, потому что просто так изменения не происходят. Некоторые начинают двигать мебель, кто-то меняет прическу. То же самое касается и государства, системы образования: мы никогда не сможем ничего изменить, если мы всем удовлетворены. Зачем что-то менять, если нас все устраивает?

Перемены происходят тогда, когда есть неудовлетворенность текущим состоянием вещей. Так мы получаем первый элемент формулы. Выше я писал о том, что конкретно в нынешней ситуации не устраивает: наши результаты невысоки, дети растут безответственными, у нас в стране пополняется «армия» 30-летних среднестатистических менеджеров.

Получается, главная точка — неудовлетворенность (D — от англ. Dissatisfaction).

Но этого недостаточно. Поясню. Мы живем в обществе людей, недовольных текущей ситуацией. Например, таксист, который годами ездит по дорогам, ругая государство, город, но ничего не меняет в своей жизни.

Если вы встретите того же водителя через 10 лет, то, вполне вероятно, что он будет в том же состоянии, повторяя те же самые жалобы. Поэтому вторая важная составляющая формулы — видение нового (V — от англ. Vision), то есть человеку нужно понять, к чему он хочет прийти, где он хочет оказаться.

Только после этого можно говорить о первых шагах (F — от англ. First steps), которые смогут привести к переменам.

Предлагаю разобрать главные составляющие формулы: рассмотреть образ русского человека в настоящем времени (неудовлетворенность) и постараться представить: где мы хотим оказаться, в кого мы хотели бы превратиться, как может измениться мир вокруг нас и как мы будем себя ощущать в этом обновленном мире — это и есть видение.

Глава 11. D — неудовлетворенность и русский человек

Первая составляющая формулы перемен — неудовлетворенность. Рассмотрим ее подробнее.

Образ русского человека сегодня: насколько он сопоставим с нашим самоощущением? Так ли мы себя чувствуем, как к нам относятся? Например, мы видим себя победителями, а к нам относятся как к «невоспитанным животным». Мы можем чувствовать себя Джеймсом Бондом, а в нас видят деревенщину. Давайте трезво себя оценим. Где мы сейчас? Мы как нация?

Я говорю не об элите, а о людях в целом. Это важный момент, когда мы можем понять: а нужно ли вообще что-то менять. Вдруг у нас все хорошо? Поэтому об этом важно порассуждать.

Или, наоборот, если мы увидим проблемы с нашей репутацией, то сможем понять, может быть, так и есть. И тогда окажется, что у нас неправильное мнение о самих себе? Например, мы можем думать: «Я русский человек, потомок Александра Невского, во мне течет кровь победителей», — а на самом деле я преемник бандитских 1990-х. И последнее, к сожалению, нередко перевешивает.

Мы — потомки 1990-х. Это особенно сильно проявляется в почти что тотальной безответственности, страх признания этого выражается в показной грубости. Никто не скажет: «Я не воспитан». Потому что намного проще сказать: «Мы все такие». И всегда «мы, они», то есть простое смещение ответственности.

Многие могут посмеяться над «нашей природой», но при этом постараются себя немного отделить от этого «мы», пошутив над собой. Есть знакомые всем персонажи из одного популярного ТВ-шоу, которые как-то приезжали в Турцию, чтобы «оторваться», и, забыв о минимальных нормах поведения, выкрикивали: «Тагил!»

К сожалению, эта карикатура довольно сильно похожа на то, какой образ русского человека мы транслируем сегодня миру. Понятно, что мы сами о себе все знаем, но показываем миру именно этот странный образ, над которым же сами и смеемся.

Когда-то мы действительно такими и были: наивными, немного грубыми, несдержанными и гиперактивными. И очень практичными. Говорят, что в Финляндии до сих пор с улыбкой вспоминают русских челноков конца 1990-х, едущих в страну за гладильными досками.

Часто их встречали магазины с объявлениями на корявом русском: «Входить не больше, чем по двое». Потому что «эти русские» то и дело что-то выносили в своих огромных баулах. Но потом рынок открылся, и люди неожиданно получили возможность для выезда за границу не только, чтобы закупить товар, но и чтобы отдохнуть.

Люди, которые первыми смогли заработать деньги, открыли для себя Турцию, где можно было на берегу чистейшего моря забыться и отдохнуть «по полной». На тот момент из 10 отдыхающих восемь отбрасывали любые представления об этикете и становились теми, кого мы знаем по возгласу «Тагил!». Дорвавшись до бесплатного алкоголя, они выносили еду со шведских столов сумками.

Постепенно люди начали уставать от такого вида отдыха и стали выбирать более дорогие места, категории «подальше от русских»: если раньше они ездили в трехзвездочный отель в Турции, потому что важно было ехать именно в эту страну, то потом уже стали выбирать отели категории пять звезд. Но и туда добрался «Тагил», а вместе с ним богатое, но невоспитанное общество.

Даже сегодня дорогие отели Kempinski и Hyatt часто становятся жертвами «зомби-апокалипсиса» сбежавших в отпуск русских людей. Увы, несмотря на то что ситуация за последние годы начинает меняться, до сих пор «тагильцы» звучат громче тех, кто готов быть культурным человеком.

Русского человека за рубежом всегда было легко отличить. Например, в одном ресторане на Лазурном берегу за завтраком сидят французская пожилая пара и русская семья. Первые беседуют, пьют кофе и аккуратно едят круассаны и фрукты. Вторые сидят за столом, заваленным десертами, булками, блинами и разными напитками.

Можно было бы сказать, что у нас нет культуры, но это неверно. Дело в том, что в отличие от французов, в истории которых не было кардинальных разворотов на 360 градусов со стиранием любых следов прошлого пути и которым удалось остаться хранителями традиций, мы уже давно потеряли представления о классическом этикете. В нашем мире часто работает закон «голодного края»: хватай сейчас, потом не будет.

Полный стол еды — это не знак нашей необразованности, но во многом показатель недостатка воспитания, основы которого в нашей юной стране до сих пор зажаты сильным акцентом на знания.

На самом деле за таким поведением, стоящим на грани неотесанности, скрывается неуверенность в себе. Мы сами толком не понимаем, а кто же такой, этот русский человек, и активно компенсируем это непонимание высокомерием, которое проявляется в бытовом хамстве.

Вы можете вспомнить человека, который наступил вам на ногу во время отдыха в Германии, а потом еще и грубо что-то сказал и широким шагом ушел в сторону. Это был русский человек, который почти никогда не просит прощения.

В бывшей ФРГ существовал даже анекдот на эту тему: «Как отличить русского или немецкого репатрианта? Он никогда не здоровается и не просит прощения». Но и от этого образа в наших силах уйти.

Пока же мы любим нарушать правила, выпивать, жаловаться… Неудивительно, что мы сами не любим отдыхать со своими же согражданами. И в этом мы уникальны.

Выбирая направление для отдыха, мы готовы от многого отказаться. Почему? Потому что во многих местах можем встретить русских. Даже мой отец гордится, когда находит отель, в котором нет соотечественников.

Он опасается того, что ему придется невольно стыдиться за их непристойное поведение, шум и вечеринки, часто заканчивающиеся довольно агрессивными разборками. К сожалению, именно так чаще всего ведут себя люди без традиций и воспитания.

Глава 12. V — видение. Национальная гордость и национальный стыд

Вторая составляющая формулы перемен — видение. Рассмотрим подробнее.

Важно отметить, что когда мы говорим «русские», то имеем в виду русскоязычных людей. Около 300 миллионов человек в мире говорит на русском языке, к которым относятся жители бывших республик, например Республики Беларусь, Украины, Казахстана и других.

Но это не только язык, а менталитет в целом. У нас есть общие культурные ценности, праздники. Поэтому было бы неправильно разделять нас. Правильно было бы говорить, что русский — это бывший советский человек, который говорит на русском языке и связан бытовыми привычками союзного прошлого.

А представьте себе такую ситуацию, в которой нас связывала бы национальная гордость. Это то, что есть у англичан. Во многом потому, что у них всегда была национальная идентичность, которую можно было бы описать так: «Где я, там Англия». На эту тему есть история.

Английский посол приезжает в Китай. Долгий путь, разница часовых поясов. В шесть утра он выходит с чашечкой чая. К нему подбегают китайские служащие, которые пытаются объяснить, что в такое раннее утро у них принято медитировать и посвящать время кунг-фу. На что посол отвечает: «У нас принято в шесть часов пить чай». Служащие возражают, указывая на то, что сейчас он находится в Китае. «Где я, там Англия», — отвечает посол.

Кажется, что это просто история, но на самом деле именно в ней прослеживается особая национальная философия. Когда британский посол представляет свою страну, он не конкретный человек, он — Англия.

Когда-нибудь настанет момент, когда мы тоже скажем: «Я — это Россия, а Россия — это я». На мой взгляд, это и есть высший уровень самоидентификации: понимать, что ты не просто русский человек, а несешь ценности, традиции своей страны и ты ее символ. Но такого понимания у нас пока еще нет.

Поэтому, выезжая за границу, мы рассуждаем категориями «после меня хоть потоп»: мы не считаем себя частью социума, отказываясь принимать ответственность за то, что даже в ситуации отрицания мы представляем лицо русского народа. Мы действуем из ограничивающих убеждений и каждый раз выбираем тактику выжженной земли: «Свой не свой, на дороге не стой».

Так вышло, что поведение русского человека за границей редко связано с уровнем его доходов: оказаться в неприглядном положении может как менеджер малого или среднего бизнеса, так и миллионер.

Как-то российского футболиста Александра Головина, который на тот момент играл в чемпионате Франции за команду Монако, во время интервью спросили, общается ли он с русскими жителями этого карликового, но поистине роскошного государства. На что спортсмен ответил, что, когда он приехал на побережье, ему посоветовали с соотечественниками не общаться, потому что они странные.

Получается, что в Монако сложнее встретить обычного человека, чем миллионера. И как это возможно, что ты сам русский человек, а другие русские — «странные»?

Это отношение к нашим соотечественникам сокрыто в глубине нас, потому что мы привыкли делиться на «мы» и «они», привыкли к идее побега из страны. Стоит нам чего-то добиться, и мы встаем на пьедестал, откуда удобно смотреть на остальных с высоты. Комплексы жертв 1990-х годов, когда необходимость выживания заставляла убивать то, что можно было назвать воспитанием.

Вынужден честно признать, что и сам я нередко склонен к побегу от русскости. Как-то мы с семьей приехали во Вьетнам. Все было отлично, казалось бы, но два дня меня не покидала мысль: «Что-то не так». Что-то заставляло меня испытывать чувство дискомфорта, тревоги.

Хотя рядом было прекрасное море, природа, вкусная еда, мягкий климат… На третий день я осознал: вокруг все говорили на русском языке. Мне казалось, что я нахожусь не на отдыхе за границей, а в Сочи.

Я сам часто замечал, что многие люди скрывают, что они из России. У меня есть друзья, которые приезжали в Японию и говорили между собой на английском, чтобы окружающие не определили их национальность. На личном опыте мне удалось однажды понять причину их поведения.

Как-то мы с друзьями встречали Новый год в Праге. Мы были в ресторане на вершине горы и смотрели городские фейерверки. Все гости обменивались поздравлениями, улыбались. Мы беззаботно пили шампанское вместе с новыми знакомыми, легко общались — до тех пор, пока они не решили спросить, откуда мы.

Услышав, что мы русские, даже не закончив фразу, они развернулись и ушли. А все потому, что считали нашу национальность отталкивающей. Кстати, именно поэтому многим русским не хочется быть русскими.

Но, возвращаясь к формуле перемен, задумаемся, что у нас есть сегодня? Неудовлетворенность есть, видения нового нет.

Большинство понимает, что в любой момент всё может закончиться, а пока нужно хвататься за любую возможность, здесь и сейчас, ловить момент, успеть урвать, взять всё, что плохо лежит.

Потому что никто не знает, что будет завтра. Когда вы живете сегодняшним днем, вам совсем не важно, как ваши действия отражаются на восприятии собственной страны в мире.

Да что там страны, в этот момент значение имеет только своя выгода, и не важно, как на вас смотрят или кем считают вас или членов вашей семьи, никакого стыда или личной чести не существует. Главное — урвать свой кусок.

Ни у нас самих, ни у государства нет глобального направления, нет понимания того, что мы строим. Но, как только появится видение, все изменится. Для этого нам будет необходим лидер, потому что именно такой человек способен видеть больше, чем другие. С его появлением станет ясным направление, цель, идея.

Пока же у людей нет масштабного мышления — их никто не направляет. Нет идеи, которая могла бы объединить всю страну и заставить гордиться ей, а значит, и стать человеком «Я — Россия».

Например, Теодор Герцль объединил нацию, когда заговорил о глобальном переселении и возвращении домой. «Еврейское государство» — это книга, которая подарила евреям видение, в котором у них было свое государство, своя земля. Книга была опубликована в начале 1896 года в Берлине и Вене, то есть за полвека до того, как появилось государство Израиль. Но не появилось ли оно во многом благодаря ей?

Именно Герцль, одна из ярчайших фигур сионизма, подарил нации идейный фундамент, на котором они впервые за тысячи лет смогли построить свою страну. Люди услышали его. Независимость, целостность — их покорили эти идеи, и они же повели их вперед, закрепили результат.

Глава 13. F — первые конкретные шаги. Когда можно не воевать с миром, а учиться у него

Переходим к следующей составляющей формулы перемен — первые конкретные шаги.

Для того чтобы у нас появились лидеры, придется вернуть не только акцент на воспитание в семье, но также переступить свое высокомерие и начать учиться у мира.

Обратим внимание на наших специалистов, которые выезжают от компаний на образовательные или ознакомительные поездки за рубеж. Например, в Израиль.

Сегодня это страна, которая занимает второе место в мире по борьбе с онкологией: в год сюда приезжают порядка 30 тысяч зарубежных пациентов и почти 80 % из них — онкобольные. В стране медицинский туризм организован настолько грамотно, что он даже регулируется законодательством.

Что также важно, им удается оставаться одними из самых активных новаторов в сфере медицины. Государство активно поддерживает ведение научной деятельности не только в университетах, но и в десятках государственных и общественных научно-исследовательских институтах, в медицинских центрах и частных компаниях.

При этом их главная сила не в технике, а в квалифицированных специалистах. Это отличает их от Кореи, где также сильна данная сфера, но где успех во многом определяется технологической базой.

Как мы видим, в Израиле есть чему поучиться. Сотни профессионалов со всего мира ежегодно приезжают к ним за опытом. И вот что говорят выходцы из бывшего Союза, которые уже давно ассимилировались в стране и ведут свою медицинскую практику: русских легко отличить, потому что они крайне редко посещают лекции, в основном они проводят время в барах и ресторанах.

Наши люди во многом относятся к поездке как к возможности отдохнуть за счет работодателя, а не как к шансу поучиться у лучших, инвестировать в себя время и средства, приобрести уникальные знания. Такой подход особенно пугает, если учесть то, как в России лечат онкологические заболевания.

У нас эта сфера невероятно слаба, хотя возможность учиться у нас такая же, как у коллег из Кореи, Германии, Франции и Италии, которые точно так же едут в Израиль за знаниями. Только вот они эти знания получают, а многие русские в это время сидят в баре с видом на море.

Как вы думаете, почему люди так себя ведут? У меня есть вариант объяснения: мы не видим в самих себе нашего главного актива. Нам свойственно вкладываться в недвижимость, развлечения, товары и услуги, но не это делает человека человеком, а личный вклад в себя.

Главный актив — я сам, именно в него необходимо делать основной вклад, главные инвестиции в своей жизни. Понимание этого может стать первым важным шагом на пути к переменам.

Нам не нужно копировать чужое поведение или поступать наперекор всем. Необходимо стараться стать лучшим в чем-то своем, уникальном. В поисках своего пути можно учиться у лучших, но брать не только обложку, а суть.

Например, у нас построили Инновационный центр «Сколково» — он красивый, но в этом проекте скорее позаимствовали картинку, а смысл перенести не смогли.

Первым шагом в поиске своей уникальности должна стать возможность увидеть себя со стороны. После этого можно начинать менять отношение ко многим вещам в жизни, инвестировать в себя. Результаты этой работы позволят перестроить наше окружение и нашу страну.

Глава 14. R — сопротивление изменениям

Привычное мешает нам двигаться к позитивным изменениям. Но и сама система, в которой существуем мы или любое другое общество, государство, — неповоротлива. Она не любит меняться.

Можно сказать, что стабильность — признак мастерства, но у этого утверждения есть и плохой смысл. Потому что стабильность может иметь негативный оттенок. Человек может привыкнуть к любым, даже самым сложным условиям и внутренне принять их, начать считать нормой.

Необязательно уходить в крайности, все строится из мелочей. Например, мы ездим в лифте с обожженными кнопками. Это неприятно, но так давно знакомо, что уже стало нормой.

Новое пугает своей неизвестностью. Страх сковывает, и в результате человек скорее выбирает знакомые неудобства, чем незнакомые перспективы.

Глава 15. Пирамида логических уровней развития. обновление образа русского человека

Иногда возникает ощущение, что мы, русские, склонны к тому, чтобы бросаться в крайности: от «мы — самые лучшие» до — «мы все постепенно погибаем», — и вечно быть неудовлетворенными самими собой. Мы одновременно чувствуем себя победителями и завоеванными. Так кто же мы?

Так мы переходим к вопросу актуализации. В данном случае нам поможет технология пирамиды логических уровней развития. Согласно ей, если посмотреть на развитие человека, то мы поймем, что оно происходит от одной ступени к другой, каждая из которых отвечает на свои вопросы.

Иллюстрация 7. Окружение

Первая — окружение. Она отвечает на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?» и «С кем?».

Когда человек рождается, он не думает о том, кем он должен быть или о своем предназначении. Он восхищается окружающим миром и просто изучает его: «О, это дождь! А это улитка, а там — машина». Это примитивный, базовый формат.

По прошествии нескольких лет человек попадает в детский сад, и он думает о том месте, в котором оказался. Стремится осознать его и себя в нем через увиденные предметы, людей.

Когда мы переходим из детского сада в школу, продолжаем задавать простые вопросы: «Кто был? Что было?» Но одновременно с этим человек поднимается по уровню развития и переходит на вторую ступень, на которой звучит вопрос «Что делать?». Система образования так устроена, что в свое время она перебрасывает нас на уровень выше.

Иллюстрация 8. Действия

Как происходит этот вынужденный переход? Когда мы находимся в 11-м классе и понимаем, что нужно готовиться к ЕГЭ, то автоматически попадаем на второй уровень. До этого у нас все было хорошо.

В 7–8-м классе все было отлично — никакой особенной ответственности, всё, что требуется от ребенка, это посещать уроки. Учащийся понимает, чтобы он ни делал, его автоматически переведут в следующий класс.

Но всё это временно, ведь затем последуют учеба в 11-м классе и ЕГЭ, выбор института, вступительные экзамены, момент осознания необходимости действий. Нужно выбрать институт, подобрать репетитора. Так и происходит переход на вторую ступень — «Действие».

Ребенок, который сдал ЕГЭ, поступил в университет, на какой ступени пирамиды логических уровней он оказывается?

Поднимается ли он на более высокий уровень или опускается? Давайте попробуем представить, о чем размышляет студент после стресса и давления экзаменов: «О, новая группа, преподаватель, столовая, КВН, вечеринки…»

Как, на ваш взгляд, человек в этой позиции повзрослел или снова стал ребенком? Это всё отвечает на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», «С кем?». К какому уровню относятся данные вопросы? Вы правы, к первому.

Но студент остается на этом уровне только на первых этапах. Позднее, когда начнутся экзамены, он вновь поймет, что нужно действовать, и временно вернется, идя по своему пути, снова на идущую выше ступень действия.

После университета нужно искать работу, ходить на собеседования, создавать резюме, с кем-то договариваться, «крутиться». Поэтому наш герой снова находится в активной позиции, на второй ступени.

Но стоит получить работу, влиться в новый коллектив, и человек вновь погружается в рутину первого этапа, где важно лишь «Что?», «Где?», «Когда?». Дальше люди идут разными путями — кто-то начинает развиваться, но многие отсиживаются на работе.

Идея в том, что, сидя за одним и тем же столом, один человек может быть на первом уровне, другой — на втором, третий — на третьем, а следующий — еще выше. И это происходит вне зависимости от места нахождения и формируется только мышлением человека.

Третья ступень — это способности и ее вопросы: «Какие у меня есть способности, чтобы осуществлять необходимые действия? Как я буду действовать лучшим образом?»

Иллюстрация 9. Способности. Навыки

Представим, что мы работаем в call-центре. Один сотрудник пришел, чтобы отсидеться и получить зарплату, он думает о том, чтобы ему поступило как можно меньше звонков и поскорее бы стрелка часов переместилась на отметку 18.

Второй стремится достигнуть KPI, он хочет улучшить свои навыки и проявить себя. Третий будет думать о том, какие из его существующих способностей могут привести к лучшему результату работы.

Он будет искать новые подходы, например, звонить стоя, чтобы у него было больше энергии в течение дня. Он будет руководствоваться своими способностями и искать вариант для более эффективного совершения необходимых действий (звонков в данном случае).

Более высокая ступень, четвертая — это ступень ценностей и убеждений. Находясь на этом уровне, сотрудник call-центра будет думать о том, почему он находится именно здесь и что для него важно. Он будет определять свои ценности в этой работе.

Например, постарается осознать свою пользу, понять, что именно у него есть уникальная способность помогать людям, успокаивать их и возвращать им уверенность.

Иллюстрация 10. Ценности

Или же он может находить простые ценности для себя. Например, «работая в этой компании, я могу обеспечить обучение своих детей». И это поможет ему получить более высокий уровень вовлеченности, мотивации.

У человека на этой стадии совершенно другой подход к работе в отличие от того, кто находится, например, на первой ступени.

Следующая ступень самоактуализации, пятая, отвечает на вопрос «Кто я?». Это один из самых высоких уровней развития. Находящийся на нем человек тоже может работать в call-центре, при этом понимая, что он сильный переговорщик, победитель, настоящий лидер и пример для подражания. Осознание того, кем он является, будет формировать стратегию его поведения, отношение к делу. И поэтому он будет иначе себя вести.

Иллюстрация 11. Сущность. Идентификация

Высшая ступень, шестая — это миссия. Отвечает на вопросы «Кому и для чего это важно? Ради кого и ради чего я это делаю?».

Эту ступень мы рассмотрим позднее. Основная мысль, которую я бы хотел передать сейчас, заключается в том, что благодаря пирамиде логических уровней мы могли бы стимулировать то, что можно назвать «самоактуализация русского человека».

Иллюстрация 12. Миссия

Мы вкладываем в это понятие нечто большее, чем представление о национальности. По сути, оно вообще не имеет отношения к ней. Точно так же, когда мы говорим «американец», мы понимаем, что он может быть и испанцем, и итальянцем, и мексиканцем.

Когда человек заявляет, что он американец, то это означает, что он согласен с конституцией, с правилами и условиями жизни внутри страны, что он разделяет ее ценности, историю и т. д. То есть он принимает определенные обязательства на себя. Также самоактуализация американца неотъемлемо связана с национальной идеей США — «американской мечтой».

Русский человек должен восстановить преемственность того русского человека, который строил великую державу на твердых ценностях и влиял на историю, создавая и передавая наследие и традиции своим детям.

Если мы говорим «русский» или «россиянин» — это имеет отношение к национальности и гражданству — вопросы первой ступени уровня развития: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «С кем?».

Но, когда мы говорим «русский человек», это не имеет отношения к национальности. Это вопрос самоактуализации. Высший уровень развития — уровень сущности и идентификации, отвечающий на вопрос «Кто я?».

Он может быть грузином, украинцем или латышом, но он может быть русским в смысле человека высшего достоинства, человека великих моральных ценностей, который является наследником всего великого, что достигли наши предки.

Идея в том, что, когда Советский Союз перестал существовать, а республики получили независимость, например, Республика Беларусь и Украина, за рубежом каждого украинца и белоруса до сих пор воспринимали как русского, потому что никто не видел разницы и анализировал только язык.

Россия ни от кого не отделялась, и после распада Союза русский человек остался русским. Мы, те, кто остался в России после его распада, можем до сих пор сказать — это наш балет, наш хоккей, наш военно-промышленный комплекс. То есть преемником, наследником Советского Союза стала Российская Федерация.

Несмотря на 1990-е годы, сложные времена кризисов, бандитов и отсутствия правил, русский остался русским человеком. А на Украине люди долго не могли понять — «Кто мы? Русские, да вроде бы уже нет. Украинцы, а это кто?».

У них не было самоактуализации. Они были потеряны все 1990-е годы, до того момента, пока не начался процесс создания своей национальной идеи во главе с президентом Ющенко, когда они стали чаще говорить на украинском языке.

Сейчас они понимают: «Мы украинцы». И несмотря на то, что мы очень близкие народы, они приобретают свою самоактуализацию. В частности, был принят закон об обеспечении функционирования украинского языка как государственного.

Но ситуация не всегда была такой. Например, когда в 2004 году я приехал в Киев, там было намного больше «русскости», чем украинских национальных настроений. Даже телевидение на 90 % говорило на русском языке.

Да, спустя годы многое изменилось. Русский язык перешел на второй план, а национальный — вернулся.

Украинцы прошли свой непростой переходный период, они формируют свой образ и новые ценности в отличие от русских. России создавать новые ценности не нужно. России нужно вернуть переписанное и утраченное: историю, ценности и традиции.

Я предлагаю вернуться к истокам, к тому образу русского человека, которого уважали во всем мире, который рос и жил в понятиях чести и достоинства.

Потому что русский — это не просто национальность, это некая философия, которая рисует образ человека, готового вобрать в себя набор правил, ценностей и достижений прошлого, хранителями и продолжателями которых можем быть мы.

Глава 16. Мы в глазах других людей — изменения возможны

Если говорить про иностранцев, то у них есть свой образ русского человека. Например, в Англии представление о русских, как об очень богатых людях, неких привилегированных «беженцах», которые много воровали дома и приехали тратить деньги в Великобританию. Англичане с этим начали бороться, причем на уровне закона, и так же, как и в США, для пребывания в Англии необходимо подтвердить источник денежных средств.

В Америке более распространен образ русского человека как члена русской мафии. Сохраняется предубеждение, что мы опасны. Один известный комик рассказывал, что у него есть универсальное решение для спасения от стычки с гангстером: если он понимает, что находится в опасности, то пародирует русский акцент, который мгновенно отпугивает любые банды.

Есть и позитивные моменты. Наверное, остаются какие-то сильные образы из культуры, которые существуют уже веками, но до сих пор помогают скорректировать образ русского человека в лучшую сторону.

Это герои великих литературных произведений, воспоминания о выдающихся русских исторических деятелях, наследие нашей аристократии и интеллигенции. Хорошая новость в том, что мы всегда можем к этому вернуться.

Как это работает на практике. Как-то, когда мы с женой были в Лондоне, я подарил ей билеты на мюзикл «Призрак оперы», а сам остался с детьми. Это классическая, легендарная постановка, которая вот уже 30 лет каждый день идет на сцене Театра Ее Величества (Her Majesty’s Theatre), и каждый раз аншлаг.

Моя жена Мария обладает русской внешностью, она садится в центре зала и понимает, что сидящая рядом семья изучает ее сверху донизу и шепчется. Наконец кто-то из них не выдерживает и спрашивает: «Вы случайно не из России?» Мария ответила утвердительно, тогда ее соседи уточнили: «А вы знаменитость? Вы какая-то актриса?»

Удивительно, потому что у людей сформирован некий образ, что самые приятные русские обязательно связаны с миром искусства, потому что именно там хранятся остатки наших лучших традиций.

Например, русский балет или русский театр. У нас до сих пор есть то, в чем мы занимаем лидирующие позиции. Фёдор Достоевский и Лев Толстой всегда будут Фёдором Достоевским и Львом Толстым.

Этого у нас не отнять, и на самом деле этим нужно пользоваться как источником для восстановления и укрепления нашего позитивного образа. Нам нужно восстановить память о «русском интеллигенте» и научиться этому образу соответствовать.

В свое время Лев Толстой описывал русский характер так: «…Легкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда — русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, — не щадя себя, он не щадит и врага…

В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуткой, там прихвастнуть, там прикинуться дурачком… Но справедливость в больших идеях и больших делах живет в нем неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего дела, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь».

Сложность русского характера описывали и иностранцы. Например, в XIX веке Фридрих Мейер, немец, приехавший в Россию, отмечал, что нас отличают «порядочность, услужливость, спартанская выносливость и добровольный отказ от необходимейших потребностей жизни, мужество, несгибаемая выдержка, непоколебимая стойкость».

Тут мне хотелось бы ободрить вас и сказать, что образ русского человека, который веками складывался через литературу, можно вернуть к жизни. И тогда там будет и «честное купеческое слово», и самоуважение, и этикет, и любовь всего мира. Как это сделать? Поговорим об этом далее.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поколение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я