Поколение

Иван Сорокин, 2021

Кто я? В каком мире я живу? Чему учу своих детей и кем они вырастут? В какой стране мои дети окажутся через 20–30 лет? Эта книга про боль о потерянной стране и великих умах России, чьи потомки (мы с вами) теряют идентичность, сопричастность к достижениям, прорывам, истории нашей Родины. Но все те ценности, традиции и философия, что были утеряны и забыты, уничтожены и переписаны, будут собраны вновь. Иван Сорокин, предприниматель, создатель сети частных детских садов Smile Fish, предлагает практические инструменты и технологии, которые позволят воскресить все, что было утеряно; помогут вернуть настоящего русского человека, взрастить и воспитать новое поколение лидеров, исследователей, первооткрывателей и просто счастливых людей. Эта книга – реформа. Реформа огромной страны, которая начинается с реформы самого себя.

Оглавление

Часть I. Российский вопрос

Глава 1. Сила национальной идеи и беда ее отсутствия

Рассказывая историю Smile Fish, я затронул довольно печальный факт нашей с вами реальности: в большинстве своем из университетов выходят среднестатистические менеджеры или «люди без профессии». У них есть высшее образование, но уровень знаний, понимания, по сути, поверхностный.

В этом корень многих проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. (Подробнее эти проблемы рассматриваются в пятой части данной книги.) Во многом они обусловлены тем, что молодое поколение растет на мини-новостях, твитах и коротких статусах в социальных сетях.

Чем длиннее текст, тем меньше вероятность того, что он будет прочитан. Все это отражается на мышлении: оно становится фрагментарным, а в некоторых случаях — поверхностным.

Но это лишь одна часть проблемы. Другая состоит в неразработанности национальной идеи, потому что именно в ней скрыта особая сила: она создает, направляет и разрушает государства.

Например, вы или кто-то из ваших знакомых едет в США, и в голове мгновенно возникает связанный с этой страной образ американской мечты. А если вы едете в Корею, то наверняка вспоминаете историю об их особом корейском пути, благодаря которому за последние 40 лет страна из отсталого аграрного региона стала настоящим технологическим лидером.

Но давайте попробуем провести эксперимент и спросим своих друзей о том, с какой идеей у них ассоциируется Россия. Рискну предположить, что вы не сможете сразу дать точный ответ.

Хотя именно в идее скрыта особая сила, способная объединить народ и вести его по пути прогресса. Без нее нет глобальной миссии, большого видения, в котором каждый человек в своей сфере мог бы оказывать локальное влияние и вносить свой небольшой вклад в большое дело, которым живет государство.

Другой вопрос: всегда ли у нас не было идеи? Она была и по крайней мере до 1916 года звучала так: «православие, самодержавие, народность». Революция значительно ее урезала, оставив, как вы понимаете, только народность. Но вскоре выяснилось, что на одном народе не вывести государственную машину вперед. Или просто люди оказались не те?

Если задуматься, то в начале ХХ века общество составляли люди, принципы воспитания которых незначительно видоизменялись со времен их дедов и прадедов. Они строили свою жизнь и свое дело на правилах репутации. У них было основание, опираясь на которое они могли реформировать мир.

Обратимся к примеру современной Америки, которая сохранила невероятную мощь своей национальной идеи. В свое время один из отцов — основателей США Бенджамин Франклин составил перечень из 13 добродетелей, которые, на его взгляд, могли привести человека к моральному совершенству. Позволю себе привести его:

1. Воздержанность.

2. Молчаливость.

3. Любовь к порядку.

4. Решительность.

5. Бережливость.

6. Трудолюбие.

7. Искренность.

8. Справедливость.

9. Умеренность.

10. Чистоплотность.

11. Спокойствие.

12. Целомудрие.

13. Кротость.

Все эти качества можно достигнуть благодаря воспитанию. Именно его на протяжении столетий молодая американская нация считала основной теоретической проблемой обучения. Так было до 30-х годов ХХ века в США, когда воспитание характера переместилось с первого места в ряду ценностей образования на третью строчку[1].

В некотором смысле самых крупных предпринимателей времен прогрессизма в США (1890–1920-е годы) — Эндрю Карнеги, Джона Дэвисона Рокфеллера, Джона Пирпонта Моргана — можно считать одними из последних наследников эпохи главенства воспитания.

Основной фундамент личностей закладывали их отцы, а те, в свою очередь, просто передавали ценности, заложенные еще их отцами. Таким образом, мы видим, что фундаментом жизни богатейших людей того времени стало воспитание и формирование традиций.

Это прослеживалось в общении внутри семьи с детьми в том, как они вели переговоры и заключали сделки, наконец, как они выглядели и вели себя в обществе.

Люди с сильным личностным фундаментом оказывали огромное влияние на свою страну, на весь мир. Поэтому и сегодня нам нужно стремиться к тому, чтобы воспитать в своих детях качества, которые помогли бы им стать целостными людьми. Если вас волнует их будущий достаток, то поверьте: все будет, если вы заложите правильный фундамент.

Пока же я вынужден констатировать: принципы того воспитания, которые делали людей великими, были у тех, кто жил больше ста лет назад. Сегодня их наследие закончилось, а в мир пришло совершенно другое поколение. Насколько другое?

Давайте попробуем сравнить. Например, еще до того, как Джон Дэвисон Рокфеллер стал первым долларовым миллиардером в истории человечества, он был простым парнем, сыном торговца снадобьями.

Учеба не очень хорошо ему давалась, учителя не были достаточно компетентными, чтобы помочь ему развить свои способности, поэтому в основном ему помогала мама. Именно она во многом смогла развить в нем трудолюбие и упорство, которые так помогли Джону в создании своего дела, в строительстве своей империи.

Он часто ходил в церковь, верил, что у него есть своя миссия. В каком-то смысле традиции его родителей дали Джону сильную практическую веру, которая направляла его. Это было действительно фундаментальное основание, на котором вырос великий предприниматель, исследователь, филантроп.

Такой базы нет сейчас ни у молодых людей, ни даже у современных предпринимателей. Да, у них есть неограниченный доступ к информации и возможность самообразования, но одновременно с этим, в отличие от представителей прошлых поколений, они намного реже решаются на эксперименты, да что там — они менее склонны даже выходить из своих домов.

Глава 2. Молодые родители XXI века, или Поколение без традиций и преемственности

Из поколения в поколение воспитания становилось все меньше, а вес знаний рос все больше. Конечно, люди и их подход к жизни менялись не за одну ночь. На границе XIX-ХХ веков произошло немало общественно-политических событий, отразившихся на том, как люди растили своих детей.

Потребности нового капиталистического производства требовали другого уровня подготовки от выпускников учебных заведений — нужны были рабочие, а не мыслители, те, кто будет поддерживать экономику во время перестройки, войны или экономического спада.

К началу третьего тысячелетия мы наблюдаем результаты утраты семейственности и свойственных ей традиций преемственности. Раньше человек (богатый или бедный) передавал свои ценности сыну, а тот — своему, но в этой цепочке произошел разрыв.

Сегодня у нас работают во многом более совершенные финансовые и социальные механизмы, а общество и бизнес регулируют намного более упорядоченные законы, но, к сожалению, с потерей фундаментальных ценностей закончилось и наследие.

Это явление характерно для многих бывших империй. Особенно для России, где не очень ясно, в какой именно стране мы оказались, откуда идут ее корни, чье наследие мы проживаем — императорской России, советской, новообразованной Федерации эпохи 1990-х?

По сути, мы с вами оказались гражданами страны с тысячелетней историей, но с разными именами и многообразными режимами: земля та же, но правила жизни и люди совсем другие.

Если считать с момента краха Союза, то нам от силы 30 лет. Наше настоящее берет свои корни из 1990-х и затрагивает начало нефтяных 2000-х. Как видно по датам, это все равно, что разброс от — 40°С до +30°С, то есть от пика криминогенности и нищеты, до бума цифровых технологий и широкого погружения в онлайн.

У жителей юной России не было времени на рефлексию по прошлому, да и смысла они в ней не видели: все старое приобретало нафталиновый налет и тут же отметалось, а на то, чтобы строить новые фундаментальные основы, все как-то не хватало времени.

Мы очень молодые, тут и говорить не о чем. Поэтому вопрос, какой ценностный фундамент мы могли заложить современному поколению граждан, можно считать почти что риторическим.

Рожденные в 1990-е постепенно приходят в управление страной, строят бизнес, участвуют в работе рынка. Они живут по принципам, которые их родители частично зацепили из затухающей советской эпохи.

Их школы также работали под руководством людей, выросших в Союзе и живших в нем. Но воспитывали они себя сами, потому что большинство родителей занимались все-таки не личностным развитием детей, а собственным выживанием.

В противовес родителям прошлого, что они, рожденные в середине 1990-х или в начале 2000-х, смогут передать своим детям? Каким традициям они смогут их научить? Я каждый день вижу молодых мам, вышедших из семей, нацеленных на выживание.

Многие из них росли без базовых семейных ценностей, поэтому сегодня они пытаются их придумать самостоятельно, находятся в постоянном поиске, будучи ни в чем не уверенными.

Это любящие родители, но отсутствие поколенческой философии они пытаются компенсировать исключительно знаниями и информацией. Отсюда растет и невероятная популярность подготовительных курсов, дополнительных занятий, десятков «развивашек».

Матери вынуждены экспериментировать со своими детьми, потому что у них нет понимания того, что важно, часто не осознавая, что зияющая дыра возникла из-за потери семейных традиций.

Но есть страны, которые на протяжении столетий тщательно охраняли свои традиции и смогли их сохранить даже в цифровом XXI веке. Например, Великобритания. Когда я впервые оказался в Лондоне, меня поразило ощущение того, как сильно этот город похож на Москву своим ритмом, глобальностью.

Главное отличие от нашей столицы, которое меня покорило, — наличие традиций. Поначалу они даже казались не особенно заметными, но они на уровне чувств, пронизывали все: от политики в стране и сохранения особого статуса королевы до внутренних регламентов, касающихся протоколов поведения или даже дресс-кода.

Что меня впечатлило тогда и цепляет по сей день: британские традиции, затрагивающие каждую из сфер жизни, развивались тысячи лет, непрерывно передавались из поколения в поколение, эволюционировали согласно времени, но вместе с тем были сохранны и аутентичны.

У Великобритании тоже есть свои болевые точки — от классовости и низкой социальной мобильности до выросшей до уровня лицемерия политкорректности, сделавшей ее во многом заложницей диктата современного общества. Однако, несмотря на все это, фундаментальные традиции, заложенные предками сотни лет назад, сохранились, и это очень важно для самоидентификации британца.

Таким образом, мы видим, что для самоидентификации важно не только образование, но и трансфер устоявшихся национальных правил, норм, ритуалов и семейных традиций. А это как раз то, чего мы во многом лишились, пока нашу страну лихорадило ХХ веком.

В считаные десятилетия от нашей империи не осталось и следа. Пришло крестьянство, которое нужно было заново учить. Наши национальные представления о высокой нравственности, уважении к личности и преемственности затаптывались годами ссылок и лагерей, пока не были почти истерты из памяти людей прошлых поколений. И Россия перестала быть сильной державой, но стала холодным опасным врагом для всего остального мира.

А еще сотни лет назад лучшие умы Европы и мира смотрели на наши земли с надеждой. Они считали делом чести приехать в Россию. Здесь они могли себя реализовать. Например, первым русским генералом стал шотландец Александр Лесли, который также руководил российскими военными реформами XVII столетия.

Кстати, к числу обрусевших шотландцев и британцев, которые дослужились до генеральских и фельдмаршальских чинов, можно отнести десятки персон. Уже при Николае I в Россию ехало много немцев. Многие из них, как Фердинанд Врангель, Фаддей Беллинсгаузен и Юхан Фурухельм, становились настоящими патриотами принявшей их страны.

Россию любили и люди искусства. Например, итальянский инженер Аристотель Фьораванти, который строил Успенский собор в Кремле, а потом даже ходил с российской армией в походы на Новгород. Да и традиция великого русского балета была заложена иностранцем — в Россию этот вид искусства привез датчанин Жан-Батист Ланде.

Французская художница Элизабет Виже-Лебрен так вспоминала имперскую привлекательность в своих мемуарах: «Парижские актеры охотно меняют Париж только на Петербург, и Россия есть единственная страна, которая оттуда умеет сманивать великие таланты».

Глава 3. Уроки прошлого: чему нас мог бы научить Советский Союз или Российская империя

Воспоминания о той, утерянной великой империи, в которую стремились лучшие умы, каждый раз ставят меня на грань русской хандры и английского сплина: пора признать, что все это осталось в прошлом.

Но это не значит, что какие-то ценности мы не можем восстановить, а вслед за ними вернуть пропавший вид человека русской чести. Как раз для этого нужно понять, что работало раньше. Что мы можем взять из прошлого и привнести в настоящее?

Может быть, вернуть советскую совестливость? Все-таки во многом мы преемники Советского Союза. К слову, доктрина продолжательства была продекларирована 21 декабря 1991 года на заседании Совета глав стран СНГ в Алма-Ате. Достигнутое соглашение гласило, что Россия (Российская Федерация) продолжит осуществление прав и обязанностей СССР как страны — члена ООН.

Это правоприменительная сторона вопроса, но есть и социальная. Люди также стали преемниками Союза, хотя бы отчасти. Это совсем не плохо.

Например, я, родившись в 1980-е, помню советскую школу, в которой учителя могли призвать детей к совести. Сегодня же многие дети стали настолько жестокосердны, что для них это слово потеряло какой-либо смысл. А все потому, что у них нет авторитетов, они прячутся за циничностью, считают себя свободными от страха перед взрослыми людьми и используют в качестве защитного механизма нецензурную лексику.

Представим себе ситуацию, реальную еще 30 лет назад: дети, играя в футбол на площадке, случайно выкрикивают матерное слово, а в это время проходит сосед. Что с ними происходит? Им становится стыдно. А если бы сосед еще и замечание сделал, то они бы вжали голову в плечи. Но, случись подобное сегодня, что произойдет?

Как-то я гулял с детьми на площадке. Рядом сидели подростки, в речи которых с трудом можно было уловить хоть что-то цензурное. Это были мальчик с девочкой лет 12–13. Я подошел, сделал им замечание, уточнил, понимают ли они, что вообще-то находятся на детской площадке. Ноль реакции.

Тогда я включил телефон и попросил повторить все сказанное на камеру, хотя, честно, хотелось схватить их за шиворот и отвести к родителям. Только телефон их смутил. Так что же, публичность — новый авторитет, а угроза разоблачения — главный страх? Не уверен, потому что по этим детям было видно, что им не хватает одной важной черты, без которой трудно развивать совесть, — умения стыдиться.

Значит, совестливость будет вернуть не так просто. А что с честью? С авторитетами? Ответ может быть невероятно простым: чтобы их вернуть, придется много вкладываться в воспитание.

Понимаю, что такое предложение может стать настоящим вызовом для родителей, рожденных в 1990-е. Им сейчас под или за 30 лет, это состоявшиеся люди, у которых, скорее всего, уже есть семья, карьера, сложившийся круг общения, свои убеждения и правила. И, конечно, они уже давно решили, что главное — это образование, а воспитание — ценность с низкой добавленной стоимостью.

Они уверены в этом, потому что у них в жизни было мало воспитания, они сделали себя сами и у них все отлично получилось, так зачем же что-то менять? Они живут в комфортных условиях, режим «Выживание», наконец преодолен, и мы как общество перешли к стадии потребления и компенсации всего того, чего не было у наших родителей.

У нас есть деньги, которые можно вложить с пользой для ребенка. Рынок мгновенно считал нашу потребность и предоставил возможность компенсировать недостаток внимания к ребенку: курсы, дополнительные занятия, репетиторы, няни и бебиситтеры.

Люди креативят, но, по сути, они вынуждены создавать что-то новое. Они не понимают значение слова «традиция» и лишены того, что, например, в той же Великобритании или Японии, сотнями лет продолжает передаваться от отца к сыну — идея, философия.

Или все-таки мы сохранили какую-то философию? Если это и так, то, к сожалению, ее можно было бы описать как стремление «что-то быстро нажить, украсть или аккуратненько увести, пока все опять не развалилось и доллар не улетел за облака». Мы живем сегодняшним днем — вот наша главная идея. Любопытно, что это видят в нас даже иностранцы.

Например, у меня был опыт преподавания в Оксфорде. Там я работал с бизнесменами, которые на постоянной основе организовывали образовательные курсы в лучших университетах Англии. Я привез им кейс Smile Fish, в рамках которого показал, как мы проводим обучение, тренинги, как используем игровую форму, строим сообщество, организуем пространство в наших детских садах.

После презентации они не могли поверить, что такое возможно в России. Они были удивлены, потому что до этого руководствовались убеждением, что у нас нечему учиться. Более того, они были готовы признать, что в чем-то мы смогли их даже обогнать, причем на десятки лет вперед. Приятно было услышать, что в нас видят не просто молодых экспертов, а прогрессивных людей.

Мы не боимся пробовать что-то новое и экспериментировать, и у нас есть более высокие результаты. Мы много учимся, у нас есть запал. Но на что обратили внимание наши партнеры? Да, мы более гибкие и энергичные в нашем моменте сейчас.

Однако есть одно «но». «Вы не знаете, что будет в России через 50 лет, а в Англии и через 100 лет все будет так же, ничего не поменяется», — сказал мне коллега. Мы существуем только сейчас, а они мыслят в перспективе, у них есть стабильность и уверенность, необходимые для роста.

Почему у них так, а у нас иначе? Так как они хранители и продолжатели традиций, потому что они не отказываются от того, чтобы быть преемниками своих предков. И это дает им необходимую стабильность, а стабильность — признак мастерства. У нас же пока что эксперимент и креатив.

Как же нам быть? Возвращать традиции, вспоминать, на чем строилось величие нашей страны — не только Союза, но и, очень важно, Российской империи. Нам нужно уходить в истоки, чтобы понять, каким изначально был фундамент нашей страны.

И там мы найдем силу доверия, понятия чести и верности, а еще — множество выдающихся личностей. Именно они — великие ученые, музыканты, поэты и писатели, политические деятели и военные начальники, архитекторы — делали нашу страну такой, какой мы знаем ее из уроков истории.

В нашем прошлом практически в каждой сфере можно найти фундаментальную личность. В 1960-х годах Королев создал ракету, Юрий Гагарин улетел в космос. Это был прорыв вселенского масштаба. А что мы сделали за последние 20 лет?

В наше время у мира есть Илон Маск. В 24 года, когда у него было 2,5 тысячи долларов, он основал первую компанию, через 4 года продал ее за 300 миллионов, основал PayPal, продал долю в нем eBay за 200 миллионов долларов и создал SpaceX. И сегодня он запустил ракету и отправил свою Tesla в открытый космос.

А что есть у нас? Богатейшие ресурсные компании, которые тратят на ремонт офисов сотни миллиардов долларов. Как тебе такое, Илон Маск?

Да, у нас есть миллиардеры и олигархи, но чем руководствуются эти люди? У них бизнес по всему миру, они спокойно выводят деньги из государства и так далее. В итоге государство начинает бороться с коррупцией, хотя это странно, потому что не с коррупцией нужно бороться, она — это следствие проблемы.

Нужно искать причину, а она в воспитании, когда ребенка с детства не научили, что воровать нельзя, что есть заповедь «не укради».

Знаете ли вы о документальном сериале «Рожденные в СССР»? Это проект Сергея Мирошниченко, который показывает жизнь 20 человек, рожденных в 1983 году. Он встречается с ними раз в 7 лет, чтобы поговорить и узнать, как происходящие в мире изменения отражаются на их жизни.

В числе его героинь есть девушка Катя из Вильнюса. В одной из первых серий эта семилетняя кроха с косичками говорила:

— Даже если я буду дворником и доброй… Добродетели какие-то в себе воспитаю, то это уже хорошо… Это не зависит от профессии. Нравственные качества — это что-то выше. Доброта, милосердие, трудолюбие, усидчивость.

Разве вы не хотели бы, чтобы этих несложных идей было в нашем обществе больше?

Потому что все строится на простейших принципах, которые закладываются буквально с молоком матери и были придуманы не вчера. «Почитай отца и мать своих», «поступай с ближним так, как ты хочешь, чтобы с тобой поступали», «люби ближнего своего, как самого себя» — знакомые слова?

Это не просто выдержки из главного бестселлера человечества, это как раз та база, на которой стоят фундаментальные жизненные ценности. Если мы закладываем их в детском возрасте, то потом человек руководствуется ими в построении своей жизни, своей семьи, своего дела, взаимоотношений с партнерами.

Конечно, в один миг такие люди не решат все проблемы современного социума, сбои неизбежны. Но они скорее исключение, а большинство все-таки живет по правилам, поэтому от большинства и зависит комфорт нашего общества.

Глава 4. Недостаток ответственности и сила «богатого» мышления

Пока же социум слишком инертен для того, чтобы мы могли наблюдать возвращение к истинным ценностям и видеть какие-то знаковые перемены. А все из-за того, что многие люди заражены вирусом безответственности.

Например, мы решили организовать проект. Чтобы проговорить все этапы подготовки, мы проводим совещание и видеоконференцию на 10 человек. Лидер, который всегда стоит у основ проекта, предлагает собрать один миллион рублей, чтобы помочь детям. Участники совещания в восторге, начинают обмениваться идеями. Все поговорили и разошлись. Вопрос: что произойдет дальше? Ответ: ничего.

Большинство будет думать, что поставленные задачи сделает кто-то другой. Активность в виде участия в совещании — это интересно и весело. Но, когда оно заканчивается, и приходит время брать ответственность и действовать, многие исчезают.

Нам хочется получать все готовое на блюдечке, а ведь за любую победу нужно бороться. Потому что везде есть сопротивление. Сила действия равна силе противодействия. Это физический закон. Мы начинаем что-то делать и всегда встречаем противодействие.

Безответственность — это побег от дискомфорта, который мог бы помочь вам вырасти над собой, поэтому наша главная задача — управлять возникающей в ходе противодействия силой. Мышцы растут под давлением, так и человек развивается, когда есть давление. Только тогда он приобретает характер.

У меня есть для вас чудесная метафора на эту тему. Команда исследователей вместе с Discovery как-то изучала процесс превращения гусеницы в кокон, а потом в бабочку. Ученые снимали то, что происходит внутри куколки в момент ее перевоплощения. Параллельно шла запись микрошумов.

Когда они воспроизвели записанные материалы, стало понятно: находящаяся внутри кокона гусеница не просто кричала, а издавала ужасающие звуки. Она буквально преодолевала себя, прикладывая невероятные усилия, чтобы пройти метаморфозу. Как раз в этот момент величайшего напряжения и вопля, она превращалась в бабочку.

Исследователи попробовали сделать микронадрезы на нескольких коконах, чтобы помочь гусенице и снизить нагрузку в момент разрыва. Но они увидели, что те гусенички, которым «облегчили усилия», рождались инвалидами — с недоразвитыми крыльями или лапками. Ученые хотели помочь, а в итоге бабочки не могли летать.

Так и мы должны преодолевать, предпринимать определенные усилия, чтобы добиваться в жизни результатов, становиться лидерами и победителями. Невозможно стать чемпионом, не прикладывая усилий.

Для этого придется выходить из состояния апатии и безответственности, которые во многом присущи современным молодым людям. Ведь, по сути, большинство сегодня сидит на диване и смотрит рейтинговые шоу, где за них все придумано и сделано. И не важно, что это будет — последняя серия блокбастеров Marvel или стрим модного блогера.

Помните поговорку «Бедные люди покупают большие телевизоры, а богатые — большую библиотеку»? Так и тут: победителем становится не тот, кто посмотрел последний блокбастер, а тот, кто его придумал.

Многим проще смотреть, смеяться и не думать. Но, чтобы стать бабочкой, чтобы сделать шаг вперед, нужно прикладывать усилия. Для того, чтобы сделать первый шаг, было бы достаточно попробовать хоть раз взять на себя ответственность. Это уже хорошее начало.

Пока же мы видим, что люди боятся неизвестности: входить в новое и сталкиваться с будущим сопротивлением. Они устраиваются на такую работу, где их никто не будет лишний раз трогать. Или, еще в детстве, они стремятся сесть на заднюю парту, где их не увидит учитель.

По сути, в этой зоне безопасности они находятся слишком долго. И в 20 лет они наивно верят, что все будет впереди — и семья, и бизнес, и Ferrari, и все сложится само. Но, к сожалению, когда проходит 10–15 лет, человек оглядывается вокруг и понимает, что реальность не соответствует его мечтам.

Речь о нашем мышлении. Стагнация во всех сферах начинается именно с него. Как именно? Если вам интересно, почему так происходит, то у меня для вас есть не просто ответ, но довольно интересный график.

Иллюстрация 1. Затраченное время и полученный результат

Возьмем за Х — время или возраст, например, с юности до 30 лет, а за Y — результат (достижения человека, уровень жизни, реализованные цели). На точке отсчета у нас человек, наполненный энтузиазмом и уверенностью. Он считает, что все впереди.

Стоит только доучиться, дождаться 21 года, как все в жизни пойдет по резкой кривой вверх, и к 30 он будет на пике (графика). Фантазия для пиковой точки сугубо индивидуальна: от домика в Провансе до кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Иллюстрация 2. Ожидания

Иллюстрация 3. Ожидания и реальность

Но реальность такова, что путь от нулевой отметки до идеального будущего нелинеен. Чаще всего, к 30 годам люди понимают, что все еще находятся в состоянии ожидания чуда.

Например, девушка мечтала выйти замуж, но до сих пор одинока или с ребенком от бросившего ее мужчины. Или мужчина, который видел себя успешным, сейчас просиживает 8 часов в офисе и над ним пять начальников, и горизонта не видно за отчетами, ипотекой, кредитом и отпуском один раз в год. Какой уж тут Прованс.

Иллюстрация 4. Давление несбывшихся ожиданий

Мы видим героев, которые хотели потратить пять лет на достижение своих целей, а оказалось, что и десяти мало. Мы рисуем две линии: одну, резко идущую вверх (ожидания), а вторую, ползущую недалеко от стартовой отметки (реальность).

Все, что находится между этими линиями, — пространство фантазии или фактическое давление несбывшихся надежд. Оно буквально сплющивает личности, потому что герои прекрасно понимают, что у них сегодня нет ничего из того, о чем они мечтали. Они превращаются в критиканов и жалобщиков. Это люди, которые думают не о том, как улучшить себя и окружающий мир, они ищут виноватых, чтобы оправдать свою несостоятельность. Прикрывая свои неудачи, они находятся в поиске внешнего врага.

Но они не понимают, как попасть в верхнюю точку графика. Их мечта или представления о жизни совершенно отличны от того, где они находятся, чем они живут. Они как в плохом кино, и это оказывает на них сильное давление.

Кстати, о давлении — в предыдущей главе я вспоминал девочку Катю из Вильнюса. Она была многообещающей девочкой, ее считали почти вундеркиндом, она окончила школу экстерном, учила английский, итальянский, японский и французский языки и все были уверены, что ее ждет великое будущее.

Но она бросила психологический факультет и в 35 все еще жила с мамой. Она работала телефонным оператором и говорила: «Старость не радость, а детство — это гадость».

Катя не выдержала нагрузки высоких ожиданий и оказалась в позиции «меня обманули». Это говорит о том, что она не смогла взять на себя ответственность за преодоление давления.

Человек сталкивается с реальной жизнью, разочаровывается, становится более раздраженным и менее гибким, а потом и вообще перестает верить во что-либо, потому что его ожидания не соответствуют действительности.

Это не что иное, как осознанная некомпетентность: человек понимает, чего ему не хватает, что не удалось, но не знает, как это исправить. Его глаза открываются, и это важный момент осознания своих страхов.

Описанные мною примеры объясняют то, почему сегодня так много людей отличаются агрессией и озлобленностью: они не смогли попасть туда, где хотели бы быть, и теперь им приходится жить с этим угнетающим разочарованием.

Именно эти люди чаще всего говорят о несправедливости государства, общества, семьи и так до бесконечности. Все в их жизни «не то». Это позиция безысходности, в которой человек не может взять на себя ответственность.

Для выхода из такого удручающего положения важно поработать над своим мышлением. Для простоты выделю два его вида: первое — мышление «богатого человека», а второе — «бедного».

Но важно понять, что под богатством подразумеваются не только финансы, потому что бывают бедные люди, у которых временно есть деньги, а бывают богатые люди, у которых временно денег нет.

Я испытал это на своем опыте. В юности, когда со своей музыкальной группой я переехал в другую страну, то мы буквально спали на полу. Нас было 8 человек в однокомнатной квартире, но это меня совершенно не волновало.

Находясь мысленно в другом месте, я был убежден, что у меня особенная судьба и своя миссия, что сейчас мне достаточно таланта, музыки и веры в Бога, который выведет к великой цели.

Хотя на тот момент, если честно, у меня не было ни малейшего представления о том, какой эта цель может быть, но зато были глубокая вера и убеждение, благодаря которым внешнее давление не имело значения. Оно просто ко мне не относилось, несмотря на то, что у меня были одна футболка, пара джинсов и гитара.

Внешне я имел ограничения, но внутри чувствовал свободу и следовал своей вере. Я понимал, что вся ответственность лежит на мне и я могу повлиять на любую ситуацию. Я не говорил, что живу не в той стране в несправедливом мире, где мои родители не олигархи, или что в Америке или во Франции мне было бы лучше.

Фокус на цели, безграничную веру в свои силы, уверенность в своем пути и непоколебимость перед лицом трудностей — это я называю фундаментом или объемом личности.

Именно поэтому мой жизненный опыт говорит о том, что мы должны воспитывать таких людей, которые возьмут ответственность за свою жизнь и за свою судьбу. И тогда не будет иметь значения место рождения или размер зарплаты вашего отца.

И да, вероятно, мы так и останемся в стране, где нельзя планировать на 20 лет вперед, правители будут меняться или оставаться прежними, строй может эволюционировать или разрушаться, но все это будет только фоном для сильной личности, которая в любой ситуации останется неизменной.

Примеры таких личностей известны всем. Обратите внимание на Пола Маккартни. Он написал песню «Back in USSR», когда был участником The Beatles, хотя в то время Запад смотрел на Союз как на империю зла. Все боялись начала третьей мировой и жили в условиях холодной войны.

Как-то Маккартни вспоминал, что если бы он в те годы, в пик напряженности отношений между миром и Союзом, когда Хрущев и Кеннеди могли стереть с лица весь мир, подошел к отцу и сказал, что будет петь на Красной площади «Back in USSR», то отец решил бы, что его сын не в себе.

Изменилась геополитическая карта, изменились люди, а Пол Маккартни — это Пол Маккартни. Мне как-то повезло увидеть его выступление своими глазами. Он был на Красной площади, исполнил эту песню, в числе зрителей были Медведев и Путин, то есть руководство страны.

Они сидели и смотрели, как выходит на сцену простой музыкант из Ливерпуля, и считали за честь быть там, слушать его. Почему? Потому что у Маккартни фундаментальный объем личности. Могут меняться границы, страны и правители, а он будет собой и в 1960-е, и сегодня. Где бы он ни был, его всегда будут ждать люди, которые хотят с ним встретиться. Это и говорит об объеме его личности.

Глава 5. В поисках утраченного видения

Смогли бы вы сформулировать нашу национальную философию или идею, способную направить нашу нацию к реализации глобальной миссии?

Разные поколения пытались эти идеи сформулировать. Сначала была масштабная электрификация (или ГОЭЛРО), далее всей страной строили БАМ, а затем появилась идея, что у каждой семьи должна быть своя квартира, и по всей стране началось массовое строительство хрущевок.

Потом Юрий Гагарин полетел в космос, и мы поняли, что стали державой номер один в мире. Это был момент грандиозной победы. В те времена руководство страны «программировало» людей на ненависть к Западной Европе и США. Национальная идея после окончания Второй мировой звучала так: «Мы — победители».

Благодаря этой идее у нас была, например, «Красная машина» — советская сборная по хоккею, которая сметала все на своем пути. Игроки выходили на лед буквально погибать: для них это была война, и вся страна смотрела и переживала за ее исход.

2 сентября 1972 года состоялся легендарный матч между СССР и Канадой, который заложил основу для великого противостояния на льду, не затихающего и по сей день.

Всё начиналось с показного хвастовства канадцев, уверенных, что нет никого лучше них. Над нашими игроками смеялись, и не удивительно, что они шли на ту игру буквально играть не на жизнь, а на смерть.

Когда советские хоккеисты победили канадцев на их поле со счетом 7:3 в первом же матче, это была победа всей страны. Накануне матча спортивный обозреватель «Глоуб Энд Мейл» Дик Беддоуз грозил съесть свою газету, если Канада не выиграет все матчи. Утром следующего дня ему пришлось это сделать — «Красная машина» победила.

Какое видение могло бы быть у нас сейчас? Прежде чем выводить глобальные лозунги для всей нации, я бы предложил остановиться и подумать хотя бы о своей личной идее.

В рамках своего представления я вижу, что чем крупнее моя компания, чем богаче я становлюсь, тем большую помощь я могу оказать стране в виде не только оплаты налогов, но и участием в благотворительности. Не торопитесь меня осуждать, я понимаю, что такое понимание примитивно. Однако нужно с чего-то начинать.

Посещая форумы и общаясь со студентами на различные темы, я часто вижу искривленные представления о меценатстве или благотворительности: чтобы начать помогать, многие живут в ожидании какого-то далекого будущего, в котором у них будет миллион долларов, и только тогда они смогут задуматься о помощи людям.

Но когда у вас будет миллион, то его станет настолько жалко потратить, что вы не сможете отделить от него часть, чтобы передать другим. Как только человеку удается заработать миллион, он понимает, насколько это мало.

Английский экономист Сирил Норткот Паркинсон в 1958 году опубликовал «Законы Паркинсона». Один из законов гласил: расходы человека увеличиваются равно пропорционально увеличению его дохода. Чем больше человек начинает зарабатывать, тем больше он начинает тратить, и ему все равно не хватает денег.

Поэтому, если мы не выделяем какую-то сумму на благотворительность уже сейчас, то, заработав миллион, тем более ничего не выделим.

Соответственно, если у меня сегодня нет привычки откладывать хотя бы 1 % от своего дохода, то, когда я начну зарабатывать больше, сама по себе эта привычка не появится. Сумма нескольких процентов от большего дохода будет казаться еще внушительнее, и, естественно, ее сложнее будет отдать на благотворительность.

Привычку нужно формировать. Например, сегодня у вас есть 1000 рублей, выделите из нее 10 или даже 100 рублей, выберите конкретного человека или фонд и передайте деньги прямо сейчас. Сделав этот жест, вы окажете помощь не только нуждающимся, но и позволите себе внутренне эволюционировать.

Есть библейская притча.

Однажды Иисус сел напротив сокровищницы и стал смотреть, как народ кладет в нее деньги. Приходили многие богатые люди, которые в молитве долго благодарили Бога за свои успехи, а потом жертвовали большие суммы.

Пришла в сокровищницу и пожилая женщина, вдова, которая, чтобы поблагодарить Бога за еще один прожитый день, отдала скромную сумму в «две лепты», последнее, что у нее было.

Позвав своих учеников, Иисус сказал, что бедная вдова положила в тысячу раз больше многих богатых людей.

Почему так вышло? Потому что богатые жертвовали из избытка, а вдова от скудости своей положила все, что у нее было.

Не нужно ждать миллиона или миллиарда, чтобы помогать. Формировать эту привычку лучше уже сегодня. Например, в условиях пандемии произошел экономический кризис. У всех сложная ситуация. И, если у вас остается последняя тысяча рублей, найдите в себе силы и отдайте 100 рублей тому, кому еще труднее.

Вклад в развитие нашего государства измеряется не только и не столько деньгами. Глубинных положительных улучшений можно добиться, сформировав в людях чувство внутренней опоры. Эта опора должна строиться на личностном развитии.

По этому пути следую я. Благодаря семейному делу мне удается заложить фундаментальные этические нормы детям, которые посещают наши детские сады.

Мы учим добру, которое умеет побеждать зло. Наши дети окружены заботой. Из них вырастают отзывчивые люди, готовые помогать, умеющие любить, понимающие силу личной ответственности и которые не боятся совершать ошибки. Это самое важное.

Понимание цели и пути к ее достижению позволяет мне мыслить намного шире. Я делаю вклад в развитие страны в надежде повлиять на тысячу семей, помочь им сохранить свою целостность и воспитать в детях настоящие личности. Это можно считать высшим благом из тех, что может принести мое семейное дело. Таким образом, я, Иван Сорокин, выработал определенное видение, касающееся сферы образования.

Но также есть наука, экономика, финансы, спорт, культура и десятки других сфер, которые ждут своих лидеров, способных приступить к делу, не дожидаясь должности и денег.

Действовать можно уже сейчас, начиная с любого уровня, расширяя зону своего влияния. Стране необходимы лидеры, способные заявить: «Вот я, вот моя земля, я улучшу себя, свою жизнь, помогу другим и сделаю все для того, чтобы выбранная сфера деятельности в моей стране была сильнейшей».

Вспомним цитату Льва Толстого: «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя». Начиная с дела для себя и заканчивая миссией для всего мира — именно так достигается настоящий резонанс и происходит переворот в умах.

Если сегодня каждый человек — предприниматель, врач, учитель и любой специалист, эксперт в своем вопросе — узнает это и начнет соответствующе действовать, тогда мы будем жить в окружении других людей. Это будет поколение людей, оказывающих влияние, которые будут понимать, что для перемен необязательно сидеть в кожаном кресле за дверями кабинета глобальной корпорации.

Даже человек, убирающий подъезды, имеет свою сферу влияния: тот подъезд, который он убирает. Добиваясь идеальной чистоты, стремясь предвосхитить самого себя, превращая свою работу почти что в священнодействие, он способен менять отношение людей к своей работе, к нему самому и чистоте подъезда своего дома.

Приведу пример такого человека, женщины из Хабаровска. Она убирала самый примитивный советский подъезд так, что каждый заходящий на миг замирал от удивления, восхищаясь: оказывается, можно было убирать так хорошо.

Это был типовой дом, но с чистейшими скромными стенами, полом, лифтом. За весь этот комфорт и непривычную для общественной площади чистоту отвечала одна из жительниц подъезда.

Исключительно по своему желанию, без назначения сверху, без заработной платы, каждый день она спускалась и отмывала коридор, лестничную площадку — всё. Она делала это, желая жить в красивом и чистом месте, не обвиняя окружение, не ожидая помощи от других. Ее направляло лишь желание действовать в той сфере, которой занимается и на которую способна оказать влияние. Так было каждый день.

Жители этого подъезда говорили о ней с благодарностью. Многие ее знали, и с каждым днем уровень ее влияния рос. И все потому, что она взяла на себя ответственность в том, что было ей по силам сделать.

Да, она не могла повлиять на госбюджет страны или изменить мир, но она смогла повлиять на свой подъезд, свое окружение и всех тех людей, которые жили по соседству.

Она смогла построить вокруг себя сферу возможностей, тогда как, к сожалению, большинство сегодня живет в сфере, которую мы могли бы назвать «сфера тревог».

Мы живем в мире, в котором время от времени случаются экономические кризисы, наблюдается постоянная социальная несправедливость, инфляция, коррупция — и много других вещей, мешающих жить. Хотя… мешают ли?

Иллюстрация 5. Влияние сферы тревог на сферу возможностей

Иллюстрация 6. Влияние сферы возможностей на сферу тревог

Возьмем в качестве примера обобщенный образ героя и назовем его Василий. Представим, как он любит говорить о том, что плохо и неправильно: в детстве родители его не любили, школа была слабая, город родной — дыра, у него нет ни друзей, ни денег.

Стоит вам встретить Василия, как он тут же сможет назвать десяток причин, почему наше государство рассыпается и куда надо смотреть власти. Он живет в огромной сфере тревог, которая, как Вселенная, постоянно расширяется.

Внутри Вселенной остается крошечный Василий, ставший жертвой. На него все давит, ему страшно, потому что он совершенно не понимает, как же всем этим управлять.

Но у Василия, по счастливому стечению обстоятельств, есть брат Лев. Так как они родные, то вы легко можете себе представить, что у них были одинаковые родители, школа, дом, окружение, даже новости они смотрят одни и те же, поэтому и о проблемах в стране у них должно быть примерно одинаковое представление.

Но в отличие от Василия Лев — счастливый человек, так как живет в сфере возможностей, то есть фокусируется на том, что конкретно он в силах изменить.

Например, вместо критики нечестного распределения бюджетных средств в государстве он думает о возможностях улучшения бюджетных средств своей семьи.

Понимание того, что решение в его руках, придает ему уверенность, он чувствует себя человеком, крепко стоящим на ногах. Он понимает, что может этим управлять. И тогда как Василий укрепляется в роли жертвы, Лев растит в себе лидера.

Сейчас я хотел бы предложить вам ответить на вопрос: какой сферой живете вы? Оказывают ли влияние на ваше настроение и действия громкие публичные скандалы, политические разборки, курс доллара? Разве вы можете на это повлиять? Нет, а значит, это вопросы сферы тревог, которая вас ограничивает.

Чем активнее вы расширяете сферу тревог, тем меньше становится ваша сфера возможностей. И наоборот: чем чаще вы акцентируете внимание на личных взаимоотношениях (с семьей, близкими, знакомыми), тем больше сфера возможностей, а сфера тревог — меньше.

«Бедный» человек живет в рамках забот и проблем, рассуждая о том, на что повлиять не может. «Богатый» человек фокусируется на той сфере, на которую он может оказать воздействие.

Вспомним одну из самых влиятельных музыкальных групп нашего времени — U2. Их история началась в конце 1970-х годов, когда школьник Ларри Маллен собрал вместе Адама Клейтона, Пола Хьюсона и Дейва Эванса. Они наблюдали мир вокруг, писали песни и получали удовольствие от музыки, то есть находились внутри своей сферы возможностей.

К чему это привело? Сегодня их считают живыми легендами, а их песни — пророческими. Юджин Петерсон, американский богослов, автор одного из самых талантливых переводов Нового Завета, сравнивает Боно (Пола Хьюсона) с Иоанном Крестителем.

Находиться в рамках сферы возможностей и расширять ее — главный секрет успеха, у которого нет реальных границ. Обратите внимание, на какую вершину смогли подняться четверо школьников из Дублина, ставшие командой U2, самой влиятельной группой в мире, которая продала почти две сотни миллионов альбомов, и именно они выступали на инаугурации Барака Обамы.

Боно был номинирован на Нобелевскую премию мира после выступления в ООН, в котором он обратился ко всем странам с просьбой списать все долги Африки.

Кстати, о Боно. Он был просто музыкантом, но сегодня стал голосом поколения. Это значит, что в рамках собственных компетенций, он максимально развил свой объем личности, свое Я-есть.

Вспоминается интересная история: когда U2 приезжали с концертом в Россию, занимавший на тот момент пост президента Рф Дмитрий Медведев захотел встретиться с Боно. Они уехали вместе в резиденцию главы государства в Сочи, где на протяжении двух дней общались.

Вы только подумайте: президент самой большой страны в мире хотел встретиться с музыкантом. И если сегодня Медведев уже не президент, то Боно — до сих пор Боно. Потому что президент — это статус, а Боно — это сущность.

Каждый человек может бороться за свою идентичность. Она первична, а статус вторичен. Сегодня ты директор, а завтра — уволен.

Например, Стив Джобс всегда останется Стивом Джобсом. Потому что Стив Джобс — это сущность. Или Стивен Спилберг, который может позволить себе прийти на встречу в шортах и кепке. Спилберг не просто режиссер. Спилберг — это бренд, легенда.

Глава 6. Человек и его дело

Мы не должны хотеть стать директорами или президентами, но мы должны стремиться к развитию своей сущности, навыков и способностей, чтобы иметь возможность оказать влияние на ту сферу, в которой находимся.

Если каждый займет такую позицию и возьмет на себя ответственность, тогда мы с вами выйдем на совершенно другой уровень эффективности, а это значит, что и результаты будут превосходить все ожидания.

Когда-то в Швейцарии, благодаря особому влиянию церкви было утверждено, что каждое действие должно быть равно по силе преданности делу священнодействия.

От сотен и тысяч людей, которые со священным трепетом относились к своей работе, берет истоки особое швейцарское качество. Так, каждые собранные в маленькой мастерской часы становились произведением искусства, созданным для Бога.

Каждый работник служил своему делу. Конечно, работал он не бесплатно, но ему было важно знать, что, выполнив свою работу на высшем уровне, он удостоится особых почестей в «глазах небесного судьи».

А сегодня разве у нас есть хоть один рабочий, который приходит на завод с целью сделать лучшую деталь из возможных? Который служит идее, служит Господу, а не отбывает срок с 9:00 до 18:00?

Происходящее правильнее было бы описать так: разные сферы наполняют менеджеры среднего звена. Они часто безликие, не выдающиеся, не погруженные с интересом в свое дело.

Я не говорю про всех, но, к сожалению, к ним относится большинство. «Менеджеры Обыкновенные», без профессии, которые приходят в медицину, науку, спорт — куда угодно, чтобы отбыть срок и получить деньги. В их работе нет ни творчества, ни ответственности.

Задумаемся о том, что может произойти, если уже сейчас мы видим ухудшения в некоторых отраслях, в компаниях, в которых генеральный директор или топ-менеджеры не готовы брать ответственность за свои действия. Так же, как и многие госслужащие, они занимают позицию «лишь бы меня не трогали».

Сегодня условная надзорная служба вместо того, чтобы помочь предприятию в управлении, дать совет о том, как исправить отдельные недочеты, готова его закрыть, потому что так проще.

Таким службам легче зафиксировать нарушения, подстраховаться и поставить запрет на деятельность, в то время как при наличии позитивной бизнес-среды они могли бы принять совместное участие в деятельности и двигаться с руководством предприятия в направлении улучшения экономики.

Система вынуждает так работать: нет предпринимателя — нет рисков и нарушений. Мы видим нездоровое искажение: страна, которая могла бы стать передовой, выживает, находясь в состоянии, сопоставимом с феодальной войной.

Чтобы вернуть людям право быть соучастниками прогресса, понадобится перейти на гарвардский метод — стратегию win-win и отказаться от конкуренции человека с государством.

Ведь вместе мы в состоянии развиваться активнее, а значит, больше зарабатывать. При увеличении скорости транзакций нам удастся поделить рынок и развить сети, что позволит привлечь дополнительные инвестиции извне. От такого подхода в итоге выиграют все.

Глава 7. Начинать нужно с детства

Но прежде, чем перестраивать социум, нам понадобится вырастить людей, способных работать в этой модели. В качестве ретроспективы давайте посмотрим на то, как растет поколение наших современников.

В три года ребенка приводят в детский сад, где звание «самый-самый» получает тихий и незаметный, потому что не доставляет проблем. По сути, такой детский сад является камерой хранения ребенка.

С этим же шаблоном («лучше быть незаметным») дети переходят в школу. Почему в школе девочки чаще получают хорошие оценки? Потому что они следуют этому шаблону — ведут себя прилежно и послушно.

Активным мальчикам свойственно нарушать шаблоны, поэтому они получают тройки. Слабый учитель не любит активных детей, он будет их задвигать.

Более того, у нас не принято поддерживать склонности учащихся к определенным предметам. Приведу в пример моего знакомого семиклассника Диму: он идеально разбирается в географии, читает карты на уровне профессионала, постоянно стремится к тому, чтобы углубиться в каждую из тем как можно глубже. При этом и в школе, и дома он сталкивается со стандартной для нас реакцией, потому что: «География — не серьезный урок», «Лучше бы подтянул физику», «Что ты хвастаешься географией, у тебя и так там всегда все было отлично».

А если обобщить, то мы получим печальную формулу, согласно которой школа ведет своих детей: пятерка по алгебре и двойка по химии — это плохо, лучше пусть у всех будет средняя четверка. Система работает на хорошую статистику и чистые отчеты. Стоит ли удивляться, что у нас никак не вырастет новый Ломоносов или Циолковский?

Талант, который удается обнаружить у ребенка, нужно развивать, а не задвигать с целью компенсации других «правильных знаний». Если мы реже будем находиться в тех сферах, что меньше даются, то сможем развить сильные стороны, заложенные в нас Богом. И только так.

Если мы действительно больше не хотим жить в стране среднестатистических менеджеров, то пора реформировать образование. Сколько нужно времени на перемены? На самом деле достаточно и 20 лет.

Примерно столько и даже меньше понадобилось Бельгии для реформирования своего подхода к системе воспитания нового поколения спортсменов.

Как мы увидим из следующего примера, для перехода на абсолютно новый уровень было достаточно одного человека — Мишеля Саблона и его настойчивости, которая не дала команде свернуть с пути при первых же трудностях.

Бельгия — мощная футбольная держава с сильной сборной. Игроки всегда уверенно чувствовали себя на поле, но в конце 1990-х начали проваливаться. Кстати, в это время произошла смена поколения.

На 10 лет они выпали из международных турниров, занимали места ниже двухсотой строчки в мировом рейтинге и не попали на чемпионат Европы, который проходил на их домашней территории.

Назрело время реформы. Чтобы оно наступило, люди должны были осознать необходимость перемен. Бельгийцы наняли нового технического директора. Им стал 54-летний Мишель Саблон. Свое внимание он обратил на детскую школу, где играли мальчишки 6–8 лет, и пообещал провести системную реформу, которая через 10 лет дала бы грандиозные результаты.

Он изучил успешные примеры соседних стран, привлек преподавателей лучших университетов, чтобы изучить все факторы влияния на игроков.

До его прихода в сборную детские команды выходили на большое взрослое футбольное поле в формате 11×11. То есть принимали участие в полноценном матче, «играли в тактику».

В среднем ребенок имел возможность поработать с мячом не более двух раз за 30 минут: он получал пас, а потом до 90 % времени просто бегал по полю. Саблон запретил такую практику и перевел все клубные академии страны на тренировочную схему 4–3–3.

По расчетам нового технического директора, эта схема была совершенна, так как позволяла вырастить разноплановых игроков.

Он также предложил неожиданный для того времени новаторский вариант: детям до 7 лет было запрещено играть в других форматах, кроме 2×2, далее — 5×5, затем — 7×7, пока к 15 годам ребята не будут готовы играть полноценным составом. Таким образом удалось дать детям возможность работать с мячом на протяжении всей игры, а не носиться по полю в ожидании паса.

Саблон понимал, что нельзя воспитать нового Марадону, если ребенок не работает с мячом. Более того, у юношеских команд были изъяты турнирные таблицы, потому что «невозможно научить детей футболу, если они думают о результате, а не кайфуют от игры».

Как было раньше? Детские команды ездили на турниры и соревнования, участвовали в рейтинге, что также оказывало влияние на зарплату тренерского состава и на статус клуба. Всем этим они должны были пожертвовать.

Дети, которые постоянно работали с мячом, нарабатывали свою технику, учились чувствовать мяч. В итоге за 10–15 лет тренерский состав смог вырастить новое золотое поколение бельгийских футболистов. В итоге:

• 2018 год — бронзовая медаль на чемпионате мира;

• 2020 год — игрок сборной Кевин де Брюйне признан лучшим игроком чемпионата Англии;

• 2020 год — игроки Тибо Куртуа, Эден Азар становятся чемпионами Испании.

Сегодня игроки бельгийской сборной — самые востребованные и дорогие игроки в мире. Тибо Куртуа играет в клубе «Реал Мадрид», де Брюйне — в «Манчестер Сити», Эден Азар — в «Реал Мадриде». Так было на момент написания книги.

Можно взять чуть ли не любого из бельгийских футболистов, прошедших реформированную школу, и он окажется в топ-списке мирового рейтинга, а сборная Бельгии — лидером по оценке за игрока.

Давайте сравним с результатами нашей сборной, чтобы понять масштаб их успеха.

Трансферная стоимость всех игроков из заявки сборной России — 185,35 миллиона евро. Самый дорогой игрок в составе — правый защитник Марио Фернандес, его стоимость — 30 миллионов евро.

Трансферная стоимость игроков из заявки сборной Бельгии — 850,3 миллиона евро. Самый дорогой игрок в составе — вингер Эден Азар, его стоимость — 150 миллионов евро.

Ситуация в спорте объясняет мою позицию: мы должны действовать точно так же — идти к малышам и начинать работать с их менталитетом.

Глава 8. Главные цели и промежуточные победы

Многие относятся к своим детям как к неразумным существам. Это вопрос выбора, но слишком серьезный, чтобы его игнорировать. Например, когда я писал эту книгу, моему сыну вот-вот должно было исполниться два года, а дочери — четыре. Я разговариваю с ними как со взрослыми людьми, и мои дети учатся рассуждать и беседовать на самые разные темы.

Мои дети, двух и четырех лет — малыши, но я не раз видел, как родители продолжают «нянчить» 12-летних школьников, хотя это уже подростки, физически крепнущие люди с большим количеством нерастраченной энергии.

У подростков есть свои творческие идеи, интересы. И меня удивляет, что они не имеют возможности поработать хотя бы факультативно: трудовые отношения в России можно начать только с 15 лет, по окончании девяти классов школы.

Например, у меня есть младшая сестра-подросток — талантливая юная художница. Так почему же она не может пойти в художественную студию и поработать там ассистентом, даже за какие-то крошечные деньги? Это позволило бы ей получить опыт, сформировать культуру труда.

Получается, что мы запираем подростков дома и они чахнут под гнетом неизрасходованной энергии. Но если они не будут тратить эту энергию на достижение своих целей, то они ее потратят на достижение целей чужих.

Они будут уходить в социальные сети и тихо деградировать под давлением диджитал-аутизма: считать лайки, ждать комментариев и жить виртуальной жизнью.

Блогеры, которым сегодня 20–30 лет, будут зарабатывать на скучающих детях, на их лайках и просмотрах. За счет подростков взрослые инфлюэнсеры почти без образования объездят весь мир, построят себе дома и купят новые роллс-ройсы.

И все это потому, что родители не учат детей инвестировать свое время в достижение своих целей. Более того, они не учат их искать эти цели, свое предназначение или призвание.

Они не задаются вопросом: кем ребенок будет в 30 лет? Где он сможет себя проявить? Как он улучшит этот мир? Все, что они могут, проверить, сделаны ли уроки.

Если мой ребенок получит пятерку, мне это не будет интересно. Так же, как бельгийцам было не интересно получать кубки в 12 лет. Потому что промежуточные истории не нужны никому.

Обратите внимание, сколько вокруг нас вчерашних отличников, которые пытаются устроиться на работу, и сколько троечников, которые нанимают себе отличников. Поэтому мы должны гнаться не за оценками, а за результатами и наращивать объем личности.

«Кем мой ребенок станет в 30 лет?» — вот главный вопрос.

Я верю, что через реформу и предлагаемые нами процессы мы сможем повлиять на детей. И сегодня те, кому только два года, через 20 лет смогут реформировать уже все наше сообщество.

Они будут подготовлены, физически крепки, ответственны, целеустремленны и воодушевлены. Внутри них будет энергия, но также смыслы и философия.

Они не только смогут помогать друг другу, но и создавать грамотную внутреннюю конкуренцию, которая будет сопровождать развитие отдельных областей и стимулировать новые прорывы.

Это будут те люди, которые, начав получать опыт работы в подростковом возрасте, уже к 20 годам смогут быть осознанными специалистами в разных областях. Им не придется до окончания образования чувствовать себя в чем-либо ограниченными.

Они заменят слабых выпускников, сомневающихся и боящихся пробовать новое, которых продолжают штамповать ВУЗы и которые сегодня могут лишь сидеть за партой и говорить, что учатся, «выполняя свой долг».

YouTube был создан тремя 20-летними программистами — Стивом Ченом, Чадом Хёрли и Джаведом Каримом, ставшими миллионерами. Приведу в пример Skype, который разработали молодые программисты-одноклассники из Эстонии Яан Таллинн, Прийт Казесалу и Ахти Хейнла.

WhatsApp, Instagram, Facebook были созданы студентами, молодыми специалистами. Они творили, пока большинство отсиживалось на лекциях и считало, что это максимум, на который они способны, тогда как Марк Цукерберг в 18–19 лет писал код и создавал проект всей своей жизни.

Многие ребята в 23 года выйдут из института и начнут устраиваться на работу, а сколько из них закончат свои поиски в форме кассира «Макдоналдса» или Банана, который раздает листовки?

Поэтому сегодня российское образование мало что значит, оно не ценится в мире. Вы можете приехать в США со своим дипломом и не сможете устроиться на высокооплачиваемую работу, потому что там вас попросят забыть обо всем, чему вас учили, и пройти через стены университета или колледжа заново.

Но если вы приедете с дипломом Оксфорда или Гарварда, то будете востребованы по всему миру. Как бы это ни было грустно, но наше образование обесценено. Хотя когда-то мы были державой номер один, но сегодня все это осталось в книгах и фильмах. У нас нет авторитета, влияния, традиций и ценностей, которые мы можем передавать от отца к сыну.

Во многом сегодня мы продолжаем удерживать свои позиции потому, что у нас осталась триада военно-промышленного комплекса. Это немало, это наследие Советского Союза.

Современная Россия продолжает восприниматься как «угрожающая» западным «партнерам». Выходит, что в мире наше слово весомо из страха.

Сравним наших «вечных конкурентов» — США, слово которых ценно из вовлечения. «Мотивация страха» ведет к выживанию, в то время как «мотивация вовлечения» — к развитию.

Да, в России были сильны точные науки — информатика, математика, физика, и наши специалисты в этих сферах котируются за рубежом.

Но в целом если посмотреть на общую картину, то она скорее печальна. Есть сильные специалисты, есть лауреаты крупнейших мировых премий, в том числе и Нобелевской, но, чтобы они продолжали появляться, нужно что-то менять.

Последняя Нобелевская премия была получена россиянином Константином Новоселовым в 2010 году. Он учился в советской школе. Но время идет вперед, и однажды умы, которые были в прошлом, закончатся. Как и великое наследие.

Обратимся к истории. Отказываясь замечать растущие проблемы, многие государства ослабляли свои позиции, распадались, переставали существовать. Византия, Османская империя, Австро-Венгерская империя, Римская империя. В период расцвета они обладали невероятной мощью, но их времена прошли. Об этом не стоит забывать.

У нас были сильные прародители, которые передали нам состояние. Да, этого хватит на выживание сейчас, но однажды ресурс закончится. И это ресурс науки, ценностей, ума и философии. Пора уже заработать что-то новое и внести свой вклад в общую копилку.

В Советском Союзе люди не боялись работать. Российская Федерация же выращивает рафинированное поколение, в котором люди прячутся от проблем за экраном смартфона. Стоит чему-то неожиданному произойти, как они всё бросят, убегут, сменят телефонный номер.

Когда мой хороший друг, партнер, узнал, что я помог жене войти в бизнес, то отреагировал на это такими словами: «Ты открыл детский садик для своей жены, но со временем в ее проект придут трудности. И тогда она обратится к тебе с просьбой решить их. В этот момент тебе нужно будет четко разъяснить, что ты ее поддерживаешь, но свои вопросы ей нужно решать самостоятельно. Иначе со временем ты будешь решать уже все вопросы».

Когда человек в первый раз сталкивается с трудностями, страх ошибки нормален. Все это сопровождается неуверенностью, поиском стороннего подтверждения правильности выбранных действий. Но со временем накапливается опыт, приходят знания и навыки.

Самостоятельное прохождение этого пути позволило моей жене стать самодостаточным и эффективным руководителем. Сегодня у нее трое детей и муж, который нередко уезжает в командировки, но она все держит под контролем — воспитание детей, бизнес, дом.

Во многом ей удается добиваться таких результатов как раз потому, что родители смогли заложить основательность подхода к жизни, дали ту надежную основу, которая позволяет ей держаться намеченного курса.

Что ей помогло прорваться? Воспитание. Когда мы стараемся во всем обезопасить наших близких, детей, все за них сделать, они превращаются в потребителей, безразличных ко всему и требующих большего.

У меня есть очень богатый друг, с которым я познакомился лет в 20. Тогда я был бедным музыкантом, а у него — состояние в сотни миллионов долларов и шестеро детей.

Однажды он мне сказал: «Ты знаешь, я своим детям не оставлю состояние, потому что оно их разрушит. Я научу их зарабатывать». Когда я увидел его детей, то понял, что они даже не понимали, что росли в очень богатой семье. Они все работали.

Интересно, что такой подход не был открытием моего друга, потому что принципы его были заложены, вы удивитесь, все в том же Священном Писании: «…Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного».

Если не портить ребенка статусом, не ограждать его от труда, тогда он станет сильным, закаленным наследником.

Так мы приходим к тезису, который мог бы вызвать недоумение: пройдя базовое обучение, уже с шестого класса дети должны идти работать. То есть мы заменяем просиживание над домашним заданием практическими факультативами, реальной практикой на предприятии.

Не важно кем: помощником, ассистентом, гонцом «золотые пятки» — это не имеет значения, главное, чтобы ребенок видел и принимал участие в рабочем процессе.

Ранее я писал о своей младшей сестре-подростке. Я легко могу представить ее идущей на практику после школы. Не имеет значения, идет ли она работать ко мне в компанию или в другое место. Она может получать задачи, где-то ее направят, где-то обратят внимание на ошибки, но потребуют результат.

Мы дадим ей возможность преодолеть себя, где-то через слезы и обиды, но научиться стоять на своих ногах. Что с ней будет к 20 годам? Она выйдет из университета с опытом работы почти 10 лет.

Видя, как все работает, побывав в бизнесе, она придет на новое место и сможет начать работать с совершенно другого уровня, чем ее ровесники.

Практика — это то, чего сейчас в образовании критически не хватает, то, что должно быть в основе реформы. Я не отрицаю необходимость сохранения теоретической базы, но предлагаю существенно скорректировать ее объем. (В дальнейшем я объясню, как должен быть изменен формат ее проведения.)

И тогда детям будет, во-первых, интересно учиться, а во-вторых, они смогут в процессе понимать ценность своей личности, которая будет выражаться как в дополнительном заработке, пусть даже крошечном, так и получении удовольствия от применения навыков.

Тогда у нас не будет 26-летних «подростков», зависящих финансово от родителей и не понимающих, как перейти на этап взрослой жизни.

Обратимся к урокам прошлого. Например, Эндрю Карнеги — человек с невероятной биографией. Уже в 12 лет он работал на местной железнодорожной станции в Питтсбурге. Это было не любопытство, а вынужденная ситуация, давшая старт развитию его личности.

Там он познакомился с владельцем станции Томасом Александром Скоттом, который стал четвертым президентом Пенсильванской железной дороги (1874–1880), крупнейшей публично торгуемой корпорации в мире. Скотту понравился юный Карнеги, и он сделал его своим личным помощником.

В итоге смотритель бобин на ткацкой фабрике, а потом и рассыльный Карнеги стал основателем главной сталелитейной компании США. Кстати, именно он построил мост через Миссисипи, объединив транспортную систему запада и востока США.

Он был одним из тех людей, которые создали Америку такой, какой мы знаем ее сейчас (легендарные американские небоскребы строились в том числе из стали Карнеги).

Карнеги верил в невозможное. Он отказывался от общения с людьми, которые говорили «так нельзя». Он отстаивал свою точку зрения, постоянно находился в поиске новых идей, думал и предлагал решение.

Чтобы построить мост, который стоил огромных денег, Карнеги влез в долги, но вскоре все выплатил и оказался на одном уровне благосостояния с Рокфеллером — одним из самых богатых людей Америки.

Заработав огромное состояние, он вложил его в образование и культуру. Карнеги оставил огромное наследие, причем не просто передав деньги своим детям, а сделав большой вклад в развитие общества.

Когда мы растем, нам важно знать такие примеры или найти учителя, который расскажет о них. Например, мне повезло застать Стивена Кови, одного из самых блестящих бизнес-экспертов мира, и стать его учеником.

Встреча с ним оказала большое влияние на всю мою жизнь. Я до сих пор считаю его величайшим деятелем, идеологом, который стоял у основ множества современных техник. Я глубоко пропитался ими и активно применяю их в своей жизни.

Я считаю, что умение жить в сфере возможностей или в «круге влияния», как это называл Стивен Кови, — фундаментальный навык, который необходимо развивать каждому человеку, желающему стать эффективным. Это хорошая стартовая позиция, с которой можно начинать работу, начинать проводить реформу.

Примечания

1

Power C., Higgins A., & Kohlberg L. The habit of the common life: Building character through democratic community schools. In L. Nucci, Moral development and character education: A dialogue Berkley, CA: McCutchan, 1989.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я