Поколение

Иван Сорокин, 2021

Кто я? В каком мире я живу? Чему учу своих детей и кем они вырастут? В какой стране мои дети окажутся через 20–30 лет? Эта книга про боль о потерянной стране и великих умах России, чьи потомки (мы с вами) теряют идентичность, сопричастность к достижениям, прорывам, истории нашей Родины. Но все те ценности, традиции и философия, что были утеряны и забыты, уничтожены и переписаны, будут собраны вновь. Иван Сорокин, предприниматель, создатель сети частных детских садов Smile Fish, предлагает практические инструменты и технологии, которые позволят воскресить все, что было утеряно; помогут вернуть настоящего русского человека, взрастить и воспитать новое поколение лидеров, исследователей, первооткрывателей и просто счастливых людей. Эта книга – реформа. Реформа огромной страны, которая начинается с реформы самого себя.

Оглавление

История Smile Fish: от матери к сыну

Я — Иван Сорокин, предприниматель, практик и многодетный отец. Каждый день я вижу, как меняются мои дети и как развиваются воспитанники сети наших детских садов Smile Fish. Я наблюдаю за тем, как вложенные в ребенка время, слова и ценности формируют его личность.

То, что вас ждет впереди, является не просто рассказом о тонкостях воспитания и возможностях совершенствования образовательной системы. Нет, это история о силе ответственности перед лицом воспитания нового поколения. Поколения сильных, талантливых, целеустремленных и счастливых людей.

В основе этой книги — результаты исследования эффективности современной системы образования. В ней собраны практические инструменты и решения, которые позволят поднять уровень образования нового поколения детей.

В основе каждой описанной в книге технологии и практической рекомендации лежат философия и фундаментальное представление о воспитании личности. Кроме того, я провел исследование исторических фактов и проанализировал, что именно послужило росту нашего государства в период его расцвета, какие люди его строили, кем они были и какими ценностями руководствовались. Всё это дает нам ключ к пониманию необходимости перемен и их своевременности.

Наша история начинается в 1985 году в Хабаровске, когда был открыт первый домашний детский сад Smile Fish. Его создала Наталья Сорокина, моя мама. Тогда, в конце 1980-х, у нашего детского сада еще не было названия, никто не собирался развивать его в целую сеть по стране. Просто у одной женщины было желание — воспитать своего сына, то есть меня.

Детям, рожденным в СССР, полагалось место в детском саду по месту жительства, от предприятия, завода, госучреждения. Чуть ли не в каждом дворе стояли эти большие муниципальные обители советского воспитания.

Я был первым ребенком, не удивительно, что маме хотелось быть как можно ближе ко мне. Поэтому она попробовала не просто отдать меня в детский сад, но и самой устроиться туда на работу.

Дело в том, что моя мама всегда любила детей. Как-то, вспоминая свое детство, она рассказывала, что ее всегда окружали малыши:

— Это был мой мир. В детском саду в пять-шесть лет я придумывала сказки, раздавала роли. При этом мои ровесники слушались меня. Я умела гасить конфликты и делать так, чтобы все были довольны. Уже тогда я выступала в роли педагога, и у меня это хорошо получалось.

Она была истинным педагогом по призванию.

После встречи с руководством детского сада, который мог стать новым местом работы для моей мамы и вторым домом для меня, на пути к выходу, она услышала какой-то неприятный гул. Мама заглянула краем глаза в одну из групп, а там — крик воспитателя и перепуганные дети.

Наверное, тут можно было бы сдаться перед системой, отдавшись на ее милость. Но мама выбрала другой путь. «Вы мне не подходите», — подумала она, вышла на улицу и больше никогда не возвращалась в эти стены.

То, что мама увидела, совершенно не совпадало с ее представлениями о воспитании. Она всегда была противницей деспотических и авторитарных подходов к детям, где сам ребенок становится скорее помехой в глазах воспитателя. Поэтому перспектива моего взросления в таких условиях ее совершенно не устраивала.

Как вы поняли, документы заведующей так и не отдали, а моя мама начала строить собственный детский сад, потому что была уверена: ребенок должен расти не только в социуме, но и в любви. За кухонным столом, после ужина они с отцом сели и написали самое простое в мире объявление, которое в будущем изменило жизнь нашей семьи навсегда: «Возьму нянчить детей».

Уже следующим днем звонок в нашей квартире почти не затихал. К удивлению родителей, их предложение вызвало огромный отклик. Люди приходили, просили взять их детей. Стало ясно, что многих родителей отталкивала обезличенность муниципальных групп, где система априори не подразумевала персонализированного подхода к детям.

Наконец, из десяти заявок в первые несколько дней родители взяли четверых малышей. Так был создан первый домашний детский сад, который разместился в нашей типовой трехкомнатной квартире.

В СССР не существовало такого явления, как очередь в детский сад, но у родителей всегда были клиенты. У мамы не было цели заработать на своей группе. Она хотела дать детям, и в первую очередь мне, гармоничное воспитание, но вскоре оказалось, что организация домашнего детского сада может приносить прибыль.

Так вышло, что к идее расширения ее подтолкнул друг семьи. Как-то в разговоре он подсчитал, что мама с несколькими детьми в группе получает зарплату на уровне инженера на его заводе, и предположил, что, добавив нескольких детей, она сможет зарабатывать на уровне директора.

К слову, моя мама была воспитателем от бога и слово «бизнес» не знала. Поэтому, когда ей сказали, что она может существенно повысить свои доходы, мама не придала этим словам особого значения.

Она просто любила детей и обожала свою работу. Самое забавное, что мама никогда не задумалась над словами о расширении и вспомнила этот разговор только спустя 20 лет, когда семейный бизнес уже построился.

Абсолютное погружение в свое дело — наверное, в этом и был секрет невероятного успеха нашей сети домашних детских садов. Мама была предана своей профессии и своим воспитанникам, ее отношение было видно в каждом ребенке.

Поэтому нам не нужно было рекламы: сарафанное радио обеспечивало самый естественный рост маленькому семейному предприятию. Люди шли, приводили одного ребенка, потом второго, потом рекомендовали своим друзьям, а те — своим.

В какой-то момент родители поняли, что площади своей квартиры уже не хватает, и стали искать новые помещения. Так появились первые филиалы. Больше чем за 30 лет Smile Fish вырос в сеть детских садов по Хабаровску, потом — всей России и выпустил тысячи счастливых детей. При этом у нас никогда не было рекламных вывесок.

Я сам был частью этой истории с самого начала, но ее активным участником стал намного позже.

Пока сеть развивалась и открывались филиалы, я учился, организовал музыкальную группу, поступил в университет, но в поисках мечты бросил все и уехал за тысячи километров в другую страну, чтобы записать там первый альбом группы.

Мне повезло оказаться в окружении состоявшихся людей, которые в своей работе выступали за идею тотальной реформации предпринимательского и бизнес-сообщества. Со встречи с ними началась новая глава моей жизни.

Среди моих знакомых был предприниматель, который занимался разработкой настольных бизнес-игр, обучающих людей определенным навыкам, например, коммуникации, планированию, целеполаганию, тайм-менеджменту.

Он считал, что реформировать сообщество лучше через один из наиболее эффективных инструментов для человека, через естественную форму деятельности — игру. Поначалу, мы с друзьями не могли поверить в перспективность такого подхода, но сегодня я бы это списал на нашу неопытность.

Наши новые партнеры занимались не только развитием личных предприятий, но и были организаторами больших общественных мероприятий. Однажды мы присоединились к ним, став соорганизаторами ежегодного фестиваля «Белые ночи».

Традиционно там собирались творческие люди, молодые предприниматели. Тысячи человек приезжали на две недели, чтобы поучаствовать в мастер-классах, дискуссиях, послушать хорошую музыку и просто отдохнуть.

Именно на фестивале мы организовали свои первые игры. И оказалось, что сотни взрослых людей были готовы с 10 утра и до 6 вечера стоять в очереди, чтобы принять участие в игре.

Им больше ничего не было нужно — ни воды, ни солнца, ни природы, ни других развлечений. Сказать, что мы были удивлены, все равно что ничего не сказать. Этот опыт изменил нас всех.

Чтобы закрепить то, чему мне удалось научиться во время проведения бизнес-игр, я прошел дополнительное обучение в Международном Эриксоновском Университете коучинга (Erickson International University Coaching).

У меня были крупные клиенты: «РЖД», «СТС Медиа», «Ренессанс страхование», «Башнефть», Exxon Mobil, Total и многие другие. Мне удалось подняться на довольно высокий уровень коучинга, я помогал компаниям в повышении продаж и качества ведения переговоров, обучая топ-менеджмент.

В 2014 году меня пригласили на масштабный проект, в рамках которого требовалось настроить работу сразу трех подразделений заказчика в Москве, Петербурге и Монако. Контракт требовал абсолютного продвижения, и переезда в Москву.

К 30 годам у меня был достойный опыт управления компанией и налаживания финансовых показателей за счет увеличения продаж. При этом моя позиция позволяла совмещать работу с семейным делом.

У родителей все было неплохо, бизнес развивался. Помню, как однажды, я стал спрашивать их о продажах, лидогенерации, пролонгации договоров, но они не поняли меня, отметив, что в таких вопросах нет необходимости.

Дело в том, что для них не существовало в принципе такой необходимости. Клиенты искали их сами. Без рекламы и продвижения.

Все объяснялось спецификой ниши. Если в других компаниях продавцу после сделки нужно было искать новых клиентов, то здесь, подписав один контракт, родители получали клиента на следующие 5–6 лет.

Более того, у них не было потребности в том, чтобы формировать ценностное предложение, потому что людей не нужно убеждать в необходимости отдавать детей в садик, они сами ищут такую возможность. Я был поражен этим фактом. «Золотая жила, — подумал я».

Поэтому, в самом начале, как предприниматель, я увидел в развитии сети детских садов перспективу, деньги: ниша была сформирована, и при минимальных усилиях можно было начинать зарабатывать. Буду честен, в саму идею я влюбился позже. И сейчас это уже намного больше, чем деньги.

Но тогда меня привлекла именно надежность финансовой модели. Поэтому, когда моя жена забеременела нашим первым ребенком, мы в определенном смысле повторили путь моей мамы: в конце 2015 года сняли помещение, в начале 2016-го открыли первый садик в Москве, а спустя почти полгода родилась наша дочка.

Мы позиционировали свой бизнес как садик для своего ребенка, очень быстро смогли набрать нужную группу и оказались в деле.

Близкие друзья наблюдали за тем, как моей супруге удавалось управлять всеми процессами, параллельно воспитывая ребенка, и вскоре заговорили о том, что хотели бы так же. Мы стали думать о том, как это можно сделать, и нащупали идею франшизы.

Мою маму, Наталью Сорокину, изначально смущала такая перспектива, потому что она привыкла брать на себя личную ответственность за развитие каждого из наших детских садов и понимала, что лучше нее никто не сделает.

Когда я впервые заговорил о продаже франшиз, она долгое время не могла меня понять, как можно их продавать. «В каждый детский сад нужно свое сердце вложить, потому что это не бизнес, а служение», — говорила она.

Сохранив ее подход, мы создали франшизу. Опыт моей мамы, особые сформулированные ею ценности и философия уникального подхода к каждому ребеночку, бережное отношение и забота о каждом малыше легли в основу нашей компании. Smile Fish — это служение!

У нас не было рекламы, по сути, мы просто говорили, что садик Smile Fish открыла любящая мама для своего ребенка, и это всегда располагало к себе. Первый свой садик мы открыли для своей дочери.

Позже, когда наши друзья стали приобретать франшизу, мы обратили внимание на курьезные совпадения. Например, знакомые женились, интересовались нашим делом, открывали свой сад — и тут узнавали, что тоже ждут ребенка.

И таких историй у нас с десяток. Магия срабатывала, и у нас даже появилась внутренняя легенда: если вы хотите детей — покупайте нашу франшизу.

Спустя несколько лет компания Smile Fish открыла более 30 садов. Заодно мы значительно улучшили демографию страны (я серьезно).

Каждый раз, когда я видел искренние и позитивные отклики наших клиентов, понимал, что все больше влюбляюсь в семейное дело. Теперь это уже был не просто бизнес, я осознал, что моя цель затрагивает культуру воспитания.

Мы работали с малышами, видели, как меняются даже самые сложные детки, как с преодолением трудностей меняются и их родители.

Однажды я посетил один из наших садов утром. В группе 12 детей делали утреннюю зарядку. И я увидел в них новых, измененных людей, которые выросли в нашем садике. Это были 12 людей нового поколения.

За 35 лет работы внутри сети нам удалось изучить систему образования изнутри, мы видели ее недочеты и даже ошибки, понимали, какие методики работают, а какие — нет. Мы выпускали из наших стен детей, умеющих дружить, работать в команде, ставить цели и добиваться их, стремиться к знаниям.

Но, к сожалению, часто мы узнавали, что, пройдя школу, они теряли весь свой запал, выходили слегка потерянными и уже довольно неуверенными в себе людьми.

Основываясь на своем опыте, мы стали разрабатывать собственную концепцию воспитания, учитывающую пробелы в современном обществе, которые мы наблюдали каждый день.

Например, убежденность родителей в том, что учиться нужно на скорость, словно тот, кто выучит таблицу умножения раньше, сможет добиться в жизни большего успеха. Они приводят детей в три года и просят подготовить их к школе.

Но не образование делает человека человеком, а воспитание. Оно первично, потому что формирует личность, закладывает фундамент характера. Человек может стать выдающимся интеллектуалом, но кем он будет без ценностного фундамента? Какую семью он построит? Каких детей вырастит? Какие люди будут его окружать? Какое общество сложится из таких людей?

Одни энциклопедические знания не помогут ребенку стать гармоничной личностью. Понимая это, моя мама разработала концепцию «Пирамида взросления». На примере человека, как триединой сущности духа, души и тела, она строилась на фундаменте трех сфер:

• интеллектуальная (способность искать знания);

• эмоциональная (формирование фундамента характера);

• физическая (привитие любви к спорту, активности, здоровому образу жизни).

Тут можно было бы отметить, что отнесение души к эмоциональной сфере человека, является скорее вопросом философским, чем научным. И если в отношении тела не возникает необходимости уточнить его принадлежность к области физического здоровья, то две другие категории я позволю себе уточнить так, как их видела автор.

Итак, говоря о развитии душевных качеств, следует иметь в виду эмоциональный интеллект, а вместе с ним и способность устанавливать гармоничные, человеческие отношения. Под развитием же духа мы имеем в виду интеллект, а значит, и осознанность, логику, мышление.

Пирамида — это самая устойчивая фигура, поэтому если мы игнорируем какой-либо из ее элементов, то ставим ее под угрозу если не разрушения, то повреждения. Но мы говорим не о структуре фигуры, а о развитии личности, поэтому и риски намного выше.

Основываясь на концепции «Пирамиды взросления», мы также разработали колесо ценностей Smile Fish, в котором прописали 10 ключевых направлений развития личности ребенка. Сегодня, когда за нашими плечами тысячи реальных историй детей и их семей, десятилетия надежной репутации, мы можем с уверенностью говорить о том, что наши разработки себя оправдывают.

Более того, наш опыт позволяет наблюдать разницу в выпускниках Smile Fish и других учреждений. Мы видим, что акценты настолько сместились, что фокус оказался почти потерян. Люди не знают, как действовать, чтобы вырастить лидера, чемпиона, как помочь своему ребенку стать гармоничной личностью.

Интернет сыграл нам в минус: основываясь на обрывках информации, без углубления в тему, родители стали загружать своих детей всем подряд. С учетом того, что сегодня любой прохожий может назвать себя спикером и собрать тысячи читателей на громком заголовке, возникают проблемы.

Вы только задумайтесь, сегодня мы — потерянное поколение, которое живет в трижды разрушенной за XX век стране. Она считается великой, но не осталось ли ее настоящее величие в прошлом, когда мы были империей, когда мы были державой номер один?

Возникает интересный момент: дело в том, что сильной страну делают люди. Но что же было особенного у наших предков, без чего мы остались сегодня? Когда вы в последний раз слышали такое выражение, как «честное купеческое слово»? Да хотя бы просто «честное слово»? А «договор дороже денег»? Куда все это исчезло?

Как работодателю, мне хорошо видны плоды современной системы образования. Занимаясь развитием нашей сети, я часто нахожусь в поиске новых специалистов, людей, которые были бы преданы своему делу и умели заботиться о детях.

Поэтому на собеседованиях я вижу много молодых выпускников. И часто это не сильные специалисты, погруженные в выбранную специальность, нет, это некие «среднестатистические менеджеры».

Что я имею в виду: людей, которые учились 5 лет, но окончив институт, так и не приобрели практических профессиональных знаний, это некие универсальные люди, которые в теории умеют все, а по факту — ничего.

Мы не видим новых Ломоносовых, Менделеевых и Чайковских, потому что сегодня среди студентов и школьников выделяют не таланты, а тех, кто умеет тише сидеть за партой. Пятерка в обмен на покорность — вот современная идея воспитания и образования.

Только будет ли эта пятерка важна во взрослой жизни — вопрос относительный. Посмотрите на успешных, выдающихся людей: очень часто их считали троечниками, а сегодня они стали предпринимателями и нанимают своих друзей-отличников.

Вы могли бы заметить, что высокие баллы важны для мотивации учеников. У меня есть личный пример опасной диктатуры оценки. На момент написания данной книги моей младшей сестре 11 лет. Недавно мне позвонили родители и попросили помочь выполнить домашнее задание по английскому языку вместо нее.

У меня возник вопрос: «Зачем?». — Ответ: «Чтобы она получила хорошую оценку». Хорошо, я напишу вместо сестры текст, и тогда возникает новый вопрос — а зачем она ходит в школу? За оценками или реальными знаниями?

Зачем убивать время, самый драгоценный ресурс в нашей жизни, на пустое «просиживание штанов»? Вероятно, нужно поменять подход или сместить акцент на то, чтобы накапливать практический опыт, и тогда обучение в школе станет более эффективным?

Поэтому я говорю о том, что сегодняшняя школа — формат, который неприемлем на текущий момент. Мы живем в реальном будущем, а школа продолжает учить за партами в формате лекции — малоэффективный подход.

В институте картина не сильно меняется: мы вновь садимся за стол и зубрим «нужные данные», потерявшие актуальность уже в прошлом году. Хотя нам с вами доступны последние разработки, есть множество проверенных техник, которые у нас на глазах применяют гении современного рынка, компании мирового топ-100. И все это находится в свободном доступе. Но мы упорно игнорируем новое и эффективное, хватаясь руками и ногами за парты, потому что так привыкли.

Раньше в школу или институт шли за знаниями, которых негде было больше найти. Но сегодня они буквально у вас в руках — в ваших смартфонах и доступны в считаные секунды. За всем этим не успевает совершенно неповоротливая система образования.

Пока она реформирует одну ступень, мир перескакивает на пять вперед. В кибернетике существует такой закон:

в любой системе самый гибкий элемент становится управляющим.

Пока мы не вернем образованию пластичность, оно продолжит отставать.

Книга, которую вы держите в руках, призвана показать, что вернуть системе гибкость не так сложно.

В частности, поговорим о том, что нас удерживает от изменений, рассмотрим техники, которые помогут нам сдвинуться с мертвой точки и увидеть перспективу.

Мы обсудим пути реформы образования, практические решения: фундаментальные представления об устоях личности, набор знаний и навыков, необходимых современному человеку, подготовку учителей и модернизацию школ для того, чтобы сами их здания мотивировали учеников к исследованиям и поиску знаний.

От детского сада до института я постарался собрать воедино самые эффективные техники преподавания.

Нас ждет большой путь. Поначалу может показаться, что он слишком масштабный и потому непосильный, но все меняет даже самая небольшая подстройка.

Приведу для сравнения пример ракеты, летящей к МКС. На первом этапе используется грубая мощь, необходимая для вывода на орбиту. В этот момент корабль на первой космической скорости несется вперед. Он движется точно в горизонтальном направлении, при этом его точка назначения продолжает курсировать по орбите Земли.

Этот отрезок маршрута составляет бóльшую часть всего пути. И только в самом конце разгонный блок аккуратно дотягивает ракету до станции. Удивительный факт — 98 % времени космический корабль летит в противоположном направлении от цели и только 2 %, затраченных на подстройку, позволяют достигнуть этой цели.

Так и с образованием. Когда кажется, что мы идем совсем не туда, нам не обязательно нужны глобальные перемены — иногда самая незначительная подстройка может изменить ситуацию кардинальным образом. Поэтому изменения возможны, и совсем не так сложны, как мы могли бы представить.

В этой книге я собрал множество практических техник и механик, которые можно применять в образовании и воспитании уже сегодня. Если мы начнем с маленьких улучшений, то скоро поймем, что реформация, звучащая слишком глобально и неповоротливо, на самом деле намного реальнее. Мы можем увидеть ее результаты уже через 10–15 лет.

Вероятно, отдельные моменты вам покажутся революционными или категоричными. Но, если мои слова вызовут у вас эмоции, заставят задуматься, разозлиться или даже поспорить, значит, все было сделано не зря.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поколение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я