INFJ: Мой дорогой дневничок, или Как переехать в Питер

Иван Пальчиков

Осень – моя любимая меланхолия. Когда идёт дождь, люди чувствуют грусть и одиночество, и я говорю: «Добро пожаловать в мой мир!» Потому что так я себя чувствую постоянно… Помните, в детстве были самодельные анкетки? А-ля, что ты любишь, как бы ты себя описал одним словом и т. д. Странный – вот то моё слово. Для кого эта книга? Для людей ищущих, желающих перемен, но не решающихся сделать шаг. Для тех, кто потерялся. Для меня прошлого, для меня будущего. История моих взлётов и поражений.

Оглавление

Мой дорогой дневничок (Creativity & Discovery)

Я не знаю, о чём писать. Наверное, это будет проходная глава. Факты, как пережёванная кем-то мудрость, но от них не отмахнуться.

Согласно исследованиям британских учёных и английских психологов:

— Девять из десяти INFJ сказали, что любят писать;

— INFJ нравится писать о своих мыслях и пережитом опыте больше, чем остальным типам личностей.

— 92% опрошенных заявили, что они используют письменную форму для решения сложных вопросов — больше, чем любой другой тип.

— В то время как все типы личностей склонялись к использованию письма в качестве метода исследования своих чувств, INFJ признавали это с наибольшей вероятностью, 95% согласились с этим.

— 81% опрошенных INFJ вели дневник в какой-то момент своей жизни, хотя только 34% в настоящее время ведут его на регулярной основе.

Похоже на правду. Если бы не мой дневник, не было бы этой книги. Когда я растерзан и раздавлен неоправданными ожиданиями, неуверенностью в себе, сомнениями, разочарованием от себя и несоответствием реальности моим мечтам, я пишу свой дневник.

Пока кто-то играет в бильярд, или проводит вечер в кальянной, окутанный клубами дыма, я собираю буквы в слова, потом в предложения. Я подбираю ключи к тому, как это должно было бы быть. В тишине, запершись один в комнате, под неспешную музыку или звуки дождя. Ноги сами сплетаются в позу лотоса, это моя медитация, на стуле перед монитором. Я собираю идеи и растираю их сквозь пальцы, как чайный лист, потом сдуваю эту пыльцу, чтобы она летела по ветру, наполняя этот мир новыми смыслами. Пальцы просто стучат по клавиатуре, чтобы запомнить это. И я бы не хотел в этот момент оказаться в каком-либо другом месте.

Искусство идёт через боль. Счастливая жизнь не оставляет шрамов. Какие бы средства выражения ты ни выбрал — метафоры, краски или звуки музыки, искусство должно выбивать слёзы из глаз, заставлять остановиться и вглядеться, сам того не осознавая, почему ты пытаешься понять, что хотел выразить художник. Всегда будет три части: то, что хотел выразить автор; то, что ему удалось; и что он выразил, сам того не желая.

«Положение художника непрочно, потому что его индивидуальность, спонтанность уважаются лишь в том случае, если он преуспел; если же он не может продать свое искусство, то остается для своих современников чудаком и невротиком». (Эрих Фромм)

***

Мне думается, что есть люди, которые родились не там, где им следовало родиться. Случайность забросила их в тот или иной край, но они всю жизнь мучаются тоской по неведомой отчизне. Они чужие в родных местах, и тенистые аллеи, знакомые им с детства, равно как и людные улицы, на которых они играли, остаются для них лишь станцией на пути. Чужаками живут они среди родичей; чужаками остаются в родных краях. Может быть, эта отчужденность и толкает их вдаль, на поиски чего-то постоянного, чего-то, что сможет привязать их к себе. Может быть, какой-то глубоко скрытый атавизм гонит этих вечных странников в края, оставленные их предками давно-давно, в доисторические времена. Случается, что человек вдруг ступает на ту землю, к которой он привязан таинственными узами. Вот наконец дом, который он искал, его тянет осесть среди природы, ранее им не виданной, среди людей, ранее не знаемых, с такой силой, точно это и есть его отчизна. Здесь, и только здесь, он находит покой.

Это была цитата из книги Сомерсета Моэма «Луна и грош». Герой романа, Чарлз Стрикленд, до 40 лет работал биржевым маклером, жил обычной жизнью, преуспевал в построении карьеры, но потом внезапно бросил семью и сбежал в Париж. Жена считала, что он сбежал к любовнице, так ей было проще, она не могла принять того факта, что на самом деле, он выбрал искусство. Чарлз Стрикленд, чьим прототипом был Поль Гоген, всю жизнь мечтал рисовать. Мечта, ради которой стоит умереть. Герой романа сумел преодолеть искушение благополучием. Он смог сделать главный выбор своей жизни — между луной и грошом (то есть, между духовным и материальным) — в пользу луны. Он признает, что поступил ужасно, но судьба жены и детей его не волнует, равно как и общественное мнение, остаток жизни он намерен посвятить не долгу перед семьей, а самому себе: он хочет стать художником. Всю жизнь он считался с общественным давлением, выполнял все формальные правила морали и этикета, и чувствовал себя чужим, словно не из этого мира. Но когда он начал рисовать, работать за гроши, лишь бы на холст денег хватило и путешествовать, когда он оказался на Таити, он словно обрёл потерянный дом. Там его принимали таким, какой он есть, и ему не надо было больше играть чужую роль.

Таким местом для меня был Питер. Я бы хотел никуда не переезжать, не делать этого выбора, я всегда завидовал, по-хорошему, людям, которые говорили, как им нравится их работа, как они любят свой родной город. У меня никогда такого не было. Слишком прилежный ученик в школе, чтобы понять, что же мне нравится, все предметы у меня получались хорошо. Слишком незрелый, чтобы иметь своё мнение. Слишком запуганный ещё со школы этой заботой о будущем, некогда ждать, надо поступать в институт, туда, где проходной бал повыше, чтобы оправдать затраченные усилия. Учёба, не приносящая никакого удовлетворения, превратившаяся в достижение единственной цели, получить корочку. А потом работа на заводе, одном, втором, третьем…

Питер манил меня своей красотой, как человек творческий, я люблю эстетику вокруг. Эти величественные здания, памятники архитектурному искусству, мосты и набережные, на которых в редкий солнечный день можно было сидеть часами и кормить уток. А вечером город озарялся огнями, и пройдя уже тысячи шагов за день, ты всё равно никак не мог остановиться, вырваться из этой атмосферы спокойствия и мягко разливающегося наслаждения, и пойти домой. Город жёсткий, с постоянно хмурым небом, с дождями, с перманентной депрессией из окон и меланхолией, будто меня можно было этим удивить. Город, который принимал не всех, но ко мне всегда был благосклонен. Город возможностей, город историй, город самовыражения. Здесь можно было встретить много интересных людей, искренне верящих в особое устройство мира, в особый порядок вещей, которые выглядели так, как того желали — в причудливой одежде, в индийских украшениях, с дредами, космическим макияжем, татуировками, бородами — и никто не смотрел на них с осуждением, здесь это было нормой. Город, где беспрестанно текла жизнь, где был возможен прогресс, не из-за денег, а по любви. По любви к наполненной жизни.

Наверное, это всё из-за тех пресловутых отношений с внешней средой, экстравертного чувства Se, рассмотренного в предыдущей главе. Когда в детстве, ты не умеешь с ним управляться, когда неизвестность и внешний мир страшат тебя. Когда ты предаёшь собственные устремления, ради безопасности. Когда ты делаешь выбор карьеры, исходя из денег и гарантий, а не потому, что она тебе нравится. Но с личностным ростом и лучшим пониманием себя, внутренняя сила растёт, потребность в индивидуализации становится слишком велика, чтобы ее игнорировать. И тогда давление становится столь велико, что ты больше не можешь врать себе. Ты жаждешь выразить себя, даже несмотря на угрозу выйти из зоны комфорта. Ты хочешь изучать этот неведомый мир, полный вызовов и опасностей, ты хочешь изучать себя. Надеюсь, что это так.

И когда я думал об этом, я писал свои списки желаний и вешал их на стену, как доска визуализации. Списки с принципами. Завтра — это иллюзия, это способ сбежать от проблем, самое опасное слово. Не живи воспоминаниями, создавай их. Die with memories, not with dreams. Творец любит сотворцов, людей творческих. Списки с планами на жизнь. Поступить учиться на бесплатную программу в Чехию или Италию, изучать искусство или психологию, надо только выучить язык. Был даже такой, где я хотел изменить своё отношение к работе на заводе, усердно стараться, чтобы лучше получалось, чтобы полюбить её и остаться в родном городе. Но планом номер один для меня было:

— Отправиться в путешествие сразу после дня рождения. Останавливаться у хозяев, волонтёрить, пока хватит денег, сил и желания.

— Переехать жить в Питер, годам к 35. Желательно до этого времени создать своё дело или свой проект.

Это было то, чего я действительно хотел. То, что я хотел закопать под другими, второстепенными планами. Всё возможно, пока ты не делаешь выбор. И когда я разрешил себе это, я скомкал все остальные листы с планами и выкинул их в корзину.

Я дал себе время, в своём темпе, если до 35 лет я не перееду в Питер, это всё ещё нормально, я не буду считать себя лузером. INFJ обладают непревзойдённой способностью «делать лимонад из лимонов, которые им подкидывает жизнь». Если это правда, то я использую этот период вынужденного ожидания с пользой, написав эту книгу, мой билет в Питер. «Чтобы творить, художник должен быть голодным», слышали такую фразу? Не согласен. Я проходил через это, увольнялся с ненавистной работы, путешествовал, был в местах настолько живописных, что пребывание в них должно было само по себе стать вдохновением. Знаете сколько раз у меня там получилось замедлиться, помедитировать, нарисовать картину, записать путевые заметки? Ни одного, ни одного грёбанного раза. Se не отпускает, экстравертное чувство — это полностью о планировании, никакой спонтанности, тебе нужно знать, что ты будешь делать завтра, где менять деньги, где жить, что есть сегодня вечером на ужин. Плыть по течению? Нет, это слишком просто, но в случае с INFJ нет ничего сложнее. И это жутко напрягает. Пока не будут удовлетворены базовые потребности в еде, безопасности и жилье, ни о каком творчестве не может идти и речи, Маслоу был прав. Когда ты путешествуешь, ты впитываешь впечатления, ты можешь двигаться быстро, но, когда ты находишься на одном месте, ты можешь углубиться в процесс. Чтобы что-то создать, человек должен находиться в гармонии, в спокойном состоянии ума, когда генерируются альфа-волны, наиболее благоприятные вибрации для творчества и погружения в свой мир. И я собрал впечатления, и нет более идеального момента, чем сейчас, сидя в уютном кресле, чтобы выплеснуть всё это на бумагу, как дневник самопрограммирования.

INFJ способны представить во всех красках мир, отличающийся от того, в котором мы живем. Среди них много писателей и художников. Это люди, которые не боятся мыслить нешаблонно и воплощать свои идеи в жизнь.

Эти люди верят, что мысль, перенесенная на бумагу, становится чем-то большим, чем просто мысль. Поэтому они часто становятся писателями. Так как они предпочитают проводить свободное время в одиночестве, для них это становится самым лучшим способом дать окружающим знать, что они чувствуют.

INFJ больше пишут в жанре нон-фикшн о саморазвитии. Большая часть их работ посвящена использованию их собственного жизненного опыта для того, чтобы донести исцеляющее послание до масс. Если это правда, то надеюсь, что каким-то образом моя книга получится достаточно коучинговой и вдохновляющей.

INFJ — одни из лучших писателей. Они могут яростно писать про всех и обо всем. И они никогда никому не показывают то, о чём пишут, из страха, что люди подумают о них, поскольку их друзья поймут, насколько жутко проницательными оказываются INFJ.

Похоже на правду. Иногда я перечитываю свой дневник. Нет ничего хорошего в том, чтобы тащить за собой своё прошлое, как свинцовые гири на ногах. Возвращение в прошлое так же опасно, как эффект бабочки, когда одно неуловимое движение крыльев сделает невозможным твоё будущее. Но чем чаще я это делаю, тем больше вижу повторяющиеся паттерны поведения. Знаете, слишком личное, если прочитают друзья, но если это прочитают незнакомые люди — то окей.

INFJ — перфекционисты. Они по несколько раз перепроверяют и перечитывают свои сообщения перед отправкой. Если это правда, то я представляю, сколько времени я буду писать эту книгу!

***

17.06.2012

По-прежнему хочу начать новую жизнь. Уже успел сделать некоторые ошибки, что-то осознать и понять.

Единственный способ расти — делать каждый раз больше, чем другие, больше, чем ты сам. И конечно, на других вообще смотреть не надо. Будь таким, какой ты есть. Жизнь одна.

Пойми свою индивидуальность. Дай самому себе право быть счастливым, возьми ответственность за последствия. Хорошие или плохие, это ты выбрал.

Иногда. Жизнь сложная штука. И порой то, что мы видим, этим самым не является. Заблуждения постоянно уводят нас с правильного пути. Но будь сильным, всегда имей силы подняться. Всегда отвечай за себя, думай головой. Не давай эмоциям, лени и телу затуманить разум.

Делай эффективно всё, чем занимаешься, изучай, старайся. Развивайся. А иначе, ты не выбьешься на верх, а будешь лишь исполнять приказы. Глупые.

Если ты не контролируешь свою жизнь, или просто не берёшь на себя эту ответственность. Не сомневайся, тогда жизнь контролирует тебя — ты становишься рабом обстоятельств.

Я знаю, что не всё идёт так, как мы привыкли думать. Есть место и неизвестным вещам, о которых мы думаем совсем по-другому, мир ведь постоянно в движении.

Но, всё-таки, нужно уметь видеть и правильные закономерности. Чтобы к тебе пришёл успех, нужно работать над собой. Развивать таланты, способности, не лениться. Всегда знать, что делать. Ну и конечно, отказываться от деградации.

Чем крепче у человека характер, тем меньше у него друзей.

Шмотки, кстати, тоже фигня. Это продукт рекламы, моды. На них нужно тратить деньги. Я точно не раз на это покупался, просто покупал то, что потом не носил, и без чего мог легко обойтись. Я думал они сделают из меня стильного красавчика. В общем, менял обёртки.

Теперь назрела проблема — надо заняться сутью. И всегда помнить об этом.

08.02.2013

Итак, налицо у меня кризис 20-летнего возраста.

То, что было важно, кажется поверхностным. Какие-то идеи, конечно, остаются, т. к. закончить наконец учёбу. И конечно же, появляются новые планы. На данный момент я хочу предотвратить разочарование в жизни. Т. е. найти своё призвание, путь в жизни. Да фиг с ними, деньгами. Лучше жить осмысленно, чувствовать свою значимость, а не то, что ты никто. Время действий, короче. Конечно, это всё временно, не надо бояться ошибиться — пробуй. Это как раз такой период 20—30 лет, время проб и ошибок, не гноби себя в заводском цеху.

11.03.2014

Сейчас я нахожусь в отпуске. Учебном отпуске с марта по июнь, надо готовиться к итоговой аттестации, делать диплом. Учиться осталось совсем немного — месяца три, и всё — я наконец получу результат своего труда и терпения.

Весна… Недавно шёл снегопад, но всё равно солнце опять светит, настроение нормальное. Хотя и есть проблемы.

Не могу сказать, что я несчастен. Нет, просто я по-прежнему не могу понять — чего же я хочу. Я веду какой-то пассивный образ жизни, может быть поэтому обстоятельства и подкарауливают меня, ждут чтобы выяснить и надавить на мои слабые стороны.

Последние полгода мне было интересно, играл, что у меня появилась девушка, что надо что-то делать, чтобы она мной гордилась. Но на самом деле… Где-то я забылся или просто потерялся. Эти отношения приносят много проблем, я должен соответствовать её проекциям. Не знаю — это ли моё? Каким образом мне бороться…

01.01.2017

Новый год!!

Сейчас меня весьма занимает вопрос переезда в другой город. Мне надоела эта вечная зима, угрюмые лица, большие цены на всё, без возможности нормального досуга. Хочу переехать, чтобы увидеть наконец концерты любимых зарубежных групп. Это надо в Москву или Питер. Вообще, конечно, хочу путешествовать, а не сидеть на одном месте — в одном городе, на одной работе. Найти себя, понять, что важно, насколько мир разнообразнее, чем думаю я сейчас узким мышлением, не видя жизни в других местах, чтобы сравнить.

Мне интересна психология. Откуда берутся мысли в голове, суждения о том или ином. И как помочь себе, избавиться от разрушающих негативных мыслей. Как следовать за зовом сердца и воплотить свою миссию на Земле, т. е. жить счастливо. Мне это всё очень интересно. Так что я даже хотел бы учиться этому, получить образование психолога. И потом помогать людям.

Возможно, что я полжизни учился и получал совсем не ту профессию, которая мне интересна. Я инженер, да. Но, возможно, это совсем другая прошивка!! Душа требует творческого подхода, раскрытия тайн, взаимодействия с людьми, чтобы распутать этот клубок неправильного понимания сути вещей.

Мне надоело быть загнанным. Чувствую постоянно стыд, давление, будто я не могу спокойно быть собой. Так что пора уже радоваться жизни, она ведь идёт своим ходом, к сожалению — на убыль. Пора поднять её важность. Не стесняйся быть собой. Другого такого нет. И если ты не будешь собой, то придётся быть проекцией чужих ожиданий. Возможно, своя индивидуальность сделает тебя интереснее, выделит из общей массы. Конечно, если ты это позволишь. И девушки уже не будут проходить мимо, их будет притягивать то, что ты знаешь, кто ты и идёшь за своими желаниями.

Мы живём одну жизнь, одну молодость. Пора уже быть собой…

***

Не вдаваясь в подробности, эннеаграмма — ещё один способ изучения своих личностных особенностей. Наиболее соответствующая для INFJ, эннеаграмма №4, известная под названием «Индивидуалисты».

Одной из характерных черт «четверок» является их непрерывный поиск себя. Будучи искателями себя и идентичности, они надеются «выяснить, кто они такие и что в них самих значимо». Мало что может быть более интригующим для искателей идентичности, чем изучение природы их собственного «я» и проникновение в суть того, кто они есть. Они постоянно «сверяются сами с собой», интерпретируя свой опыт в свете своего текущего самоосознания.

В основе стремления четверок к самоидентификации лежит убеждение, что они в важном смысле «особенные» или «отличные» от других. Это проистекает, по крайней мере частично, из их недоверия к авторитетам и общепринятой мудрости. По крайней мере, в США они часто оказываются в противоречии с ценностями, интересами и образом жизни культуры, пронизанной экстравертными ощущениями (Se) и управляемой ими. По мере того, как четверки развивают и совершенствуют свои собственные точки зрения, их культура может казаться им все более странной и абсурдной, что только усиливает их чувство отличия и уникальности. Куда бы они ни повернулись, они видят людей, живущих «по писаным стандартам», раболепно придерживающихся устоявшихся социальных сценариев. Более века назад философ Сорен Кьеркегор провел различие между двумя перспективами, которые эффективно отражают взгляды экстравертных чувствующих («ES») и интровертных интуитивных («IN») типов:

Существует взгляд на жизнь, который гласит, что там, где толпа, там и истина (точка зрения экстравертов)… Существует другой взгляд на жизнь, который гласит, что где бы ни была толпа, там всегда неправда (взгляд интровертов).

Чтобы лучше понять, как и почему они отличаются от массы, четверки отправляются на поиски самопознания. Они стремятся докопаться до сути, почему они видят вещи совсем не так, как другие. Они хотят постичь сущностную природу «я», которая порождает их уникальные и нетрадиционные взгляды. Жажда самопознания — то, что движет искателями идентичности и наполняет их жизни смыслом и целью. Еще раз, обратимся к Кьеркегору:

Что мне действительно нужно, так это четко понять, что я должен делать… Важно найти цель, увидеть, что на самом деле Бог желает, чтобы я делал; решающее значение имеет найти истину, которая является истиной для меня, найти идею, ради которой я готов жить и умереть.

Одной из ключевых идей является потребность «четвёрок» в личной истине. Для жаждущих идентичности подойдет не любая истина, а только то, что они воспринимают как лично значимое; истина также должна быть пропитана смыслом. В своем Заключительном ненаучном постскриптуме Кьеркегор называет это субъективной истиной, которая, по его мнению, является единственной истиной, которая действительно имеет значение. Говоря современным языком, мы часто употребляем слово «страсть», чтобы описать то, что резонирует глубоко и интенсивно с нами. Именно на это чувство страсти и резонанса ссылался Кьеркегор.

Кьеркегор также подчеркивает глубоко ощущаемую потребность «четвёрок» определить свою цель, «четко понять, что я должен делать». Другими словами, их поиск себя — это также поиск призвания, которое может служить надежным средством самовыражения. Действительно, без подходящих средств выражения своих идей, чувств или озарений четверки склонны чувствовать себя неудовлетворенными и неполноценными, обеспокоенными тем, что никто никогда не увидит или не поймет их такими, какие они есть на самом деле. Некоторые могут даже опасаться, что они сойдут в могилу, так и не будучи никем понятыми, что придает их поискам ощущение срочности.

Таким образом, миссию типов личности с эннеаграммой №4 можно рассматривать как отмеченную двумя основными целями: самопониманием и самовыражением. Первая по большей части является интровертной (I) целью, в то время как вторая влечет за собой перевод их внутреннего мира в экстравертную (E) форму. Оба элемента необходимы для того, чтобы четверка чувствовала себя психологически целостной и удовлетворенной.

***

В свою очередь, эннеаграмма №4 делится на подтипы. Философы 4w5: ты хочешь узнать правду о мире и жизни, и узнать зачем ты существуешь. Художники 4w3: ты хочешь обнаружить и доказать, что имеешь уникальную миссию в этом мире.

Будучи интровертами, четверки могут быть склонны полагать, что интровертный элемент (то есть самопознание) должен предшествовать самовыражению и что для того, чтобы стало возможным подлинное действие, требуется дополнительный самоанализ. Однако, самопознание и самовыражение следует рассматривать не как независимые процессы, а как симбиотические: «В творческий момент четверки… не только создают что-то прекрасное, но и открывают, кто они такие».

Другими словами, самопознание и творческая работа идут рука об руку. Следовательно, многие четверки считают, что определение творческой карьеры или призвания является важной частью их поиска себя. Это особенно верно для подтипа (4w3), которые особенно заинтересованы в творческих достижениях. Люди с подтипом (4w5) склонны «создавать больше для себя». По сравнению с 4w3 они меньше фокусируются на элементе E (например, продуктивности, успехе, почестях и т.д.) своих занятий.

Однако есть другой способ взглянуть на это. Возможно, что люди с 4w3 (художники) рассматривают занятия творчеством как необходимый способ зарабатывать на жизнь любимым делом, который может позволить им больше времени быть в согласии с собой. Другим языком, они рассматривают внешний успех как возможность увеличить внутреннюю свободу. В то время как 4w5 (философы), безусловно, не любят навязанную или несогласующуюся с их ценностями работу, они более терпеливы и часто более уважительно относятся к своим интровертным процессам, чем 4w3. Они скорее напишут одну замечательную книгу или сделают один новаторский взрывной альбом, чем выпустят 10 менее качественных и оригинальных. Короче говоря, эти два подтипа отличаются по видам уступок, на которые они готовы пойти: 4w3 более склонны идти на компромиссы в своей творческой работе, чтобы сделать ее более приемлемой для масс, в то время как 4w5 могут жертвовать большей частью своего времени своей основной работе, чтобы поддерживать чистоту своих интровертных стремлений.

Независимо от их конкретного подтипа, четверки стремятся к жизни, полной осмысленной саморефлексии и творческого самовыражения. Они стремятся выяснить, кто они такие и для чего были рождены, а затем действовать в соответствии с этим пониманием. Они хотят, чтобы их руководство исходило изнутри, чтобы гарантировать, что их курс является подлинным и значимым. Несмотря на эти благие намерения, четверкам в конечном итоге приходится смириться с тем фактом, что для получения желаемого требуется определенная мера компромисса. Как бы им этого ни хотелось, они не могут поддерживать себя только саморефлексией. Еда не попадет на стол, если они для этого не сделают что-нибудь, независимо от того, насколько подготовленными они себя чувствуют. Решения должны приниматься и претворяться в жизнь отдельно от процесса совершенного познания себя. Хотя на первый взгляд это может нанести удар по чувству аутентичности, в некоторых случаях это может быть скрытым благословением. Если четверки ищут себя в творческой работе, то небольшое внешнее давление для ускорения процесса иногда может быть полезным.

В конце концов, у «индивидуалистов» может не быть иного выбора, кроме как встать на путь художника, включая поиск способов преодоления сопутствующих трудностей и вызовов. Жизнь четвёрок — это непрерывный и взаимообогащающий диалог поиска идентичности и творческого самовыражения. По мере того, как они растут в своем самопонимании, их творческая работа становится более мощной и утонченной. Аналогично, по мере того как они развиваются как креативщики, они чувствуют себя более настроенными и связанными со своей сущностью. Хотя четверкам никогда не следует ожидать достижения абсолютной уверенности в своем самопонимании, они могут отмечать каждый шаг на этом пути, каким бы маленьким он ни был, на встречу к большей ясности и подлинности в своей жизни и работе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я