К 100-летию образования СССР. СССР – первое в мире пролетарское государство. Каким оно было и что мы потеряли?

Иван Никитчук, 2022

Эта книга – о стране, занимавшей шестую часть земной суши: добрую половину Европы и треть Азии. С запада на восток она протянулась почти на десять тысяч километров. Когда на одной ее стороне занимался рассвет, на другой сгущались сумерки. Эта книга – о стране из 15 равноправных союзных республик, составлявших Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 260 миллионов его граждан говорили на 130 языках и пользовались при письме пятью алфавитами, что не мешало им понимать друг друга, совместно решать сложнейшие проблемы, создавать материальные и духовные ценности. Эта книга – о стране, в 1917 году начавшей невиданный социально-экономический эксперимент – построение социалистического общества. Книга может стать важным подспорьем в агитационно-пропагандистской деятельности партийных отделений КПРФ, в системе политобразования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги К 100-летию образования СССР. СССР – первое в мире пролетарское государство. Каким оно было и что мы потеряли? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Государство, партия, профсоюзы, детские и молодежные организации

Почему в СССР была одна партия? Совместим ли социализм с многопартийной системой?

То, что в Советском Союзе была лишь одна политическая партия — Коммунистическая, объясняется конкретными историческими условиями.

До Октябрьской революции в России было много политических партий. Одни из них открыто поддерживали царизм, другие проводили реформистскую политику. И только одна партия — коммунистов-большевиков — ставила своей целью коренное революционное переустройство общества путем уничтожения экономического, социального, политического и прочих неравенств. Программа коммунистов отвечала интересам подавляющего большинства народа.

Коммунисты представляли интересы прежде всего рабочего класса. Были и другие демократические силы, отражавшие, в частности, взгляды части крестьянства. Так, довольно влиятельной силой была партия социалистов-революционеров (эсеры). Коммунисты не только не отказывались от совместных действий с эсерами, но и считали необходимым вступить с ними в союз.

И после победы Октябрьской революции Коммунистическая партия проявила готовность продолжать этот союз. Несмотря на то, что она располагала абсолютным большинством в избранном Вторым Всероссийским съездом Советов, высшем органе государственной власти — Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (среди его членов было 62 коммуниста, 29 левых эсеров и 10 представителей еще трех партий) и потому имела право на создание однопартийного кабинета, она предложила левым эсерам принять участие в формировании правительства.

Под давлением рядовых членов партии, многие из которых склонны были примкнуть к большевикам, лидеры левых эсеров ответили согласием на это предложение, заявив, что «обязуются проводить советскую политику». В правительство вошло семь их представителей.

Однако вскоре обнаружилось, что эсеры не собирались сотрудничать с коммунистами в осуществлении программы социалистических преобразований. Уже в марте 1918 года они по собственной инициативе вышли из коалиционного правительства, а затем, в июле того же года, подняли в Москве вооруженный мятеж против Советской власти.

Мелкобуржуазные партии не были «разогнаны», как утверждают некоторые западные историки. Они сошли с политической арены, скомпрометировав себя перед народом. Сам ход исторических событий вынудил коммунистов взять на себя ответственность за судьбы страны.

Однопартийность совсем не обязательный признак социалистического общества. В ряде стран социализма, например в Болгарии, Польше, ГДР и других, функционировали многопартийные системы в рамках народного фронта, который объединял в каждой стране демократические партии и общественные организации, выступавших за строительство социализма. Многопартийные системы социалистических стран отличало от буржуазной многопартийности то, что в них ведущая роль принадлежала коммунистическим и рабочим партиям.

Почему на выборах в Советы в СССР выставлялся только один кандидат?

Этого не требовало советское законодательство (оно не ограничивало числа баллотирующихся кандидатов), так сложилась традиция. Главное, что кандидат выдвигался трудовым коллективом, в котором он работал, который его знал. Кандидат не был, как сейчас, паровозом для других, кого надо «протащить» за счет этого «паровоза».

И в буржуазных государствах, в том числе и в современной России, от каждой партии в избирательном округе обычно баллотируются не два и не три, а всего лишь один кандидат. Общее количество кандидатов на каждое депутатское место, как правило, соответствует количеству партий, принимающих участие в выборах. В СССР была одна партия — Коммунистическая, и если она выставляла своего кандидата, то тоже одного на место.

Могут возразить, что в капиталистических странах баллотируются и независимые кандидаты. Это верно. Но и в СССР были независимые кандидаты, хотя их так не называем. В СССР кандидат в депутаты вовсе не обязательно должен быть членом партии. Кандидаты выдвигались и от беспартийных граждан. Обычно в ходе предвыборной кампании между представителями Коммунистической партии, профсоюзов, комсомола, многочисленных общественных организаций достигалось согласие, по какому избирательному округу и от кого будут баллотироваться кандидаты. В результате такой договоренности коммунисты непременно поддерживали беспартийною кандидата. Например, в результате выборов в местные Советы в 1980 году было избрано 2274699 депутатов, среди которых членов Коммунистической партии было 979805, или 43,1 процента.

Кому в СССР предоставлялось право избирать и быть избранным, и кто такого права был лишен?»

Советская Конституция наделяла правом участия в выборах и свободного выражения своей воли каждого гражданина страны, начиная с 18-летнего возраста. Осуществлению этого права не могло помешать ничто — ни расовая или национальная принадлежность, ни уровень образования, ни материальное положение, ни род занятий в прошлом или настоящем, ни то, исповедует ли человек какую-либо религию или не исповедует никакой, и т. п.

Это право граждан строго охранялось законом. Закон устанавливал, что жалоба на отказ внести фамилию человека в списки избирателей рассматривался народным судом не позже, чем через три дня; решение же суда подлежало исполнению немедленно.

Списки избирателей составлялись по месту постоянного или временного жительства людей. При этом не имело значения, находится ли человек в другом городе в гостях или в служебной командировке. Перед каждыми выборами процедура составления списков повторялась заново, чтобы полнее учесть все возможные перемены.

В списках избирателей указывалась фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес. Никаких заявлений о включении в отдельные списки, как это практикуется сегодня в России и других буржуазных странах, советские граждане не делали.

Учет избирателей возлагался на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. Им помогали активисты-общественники от предприятий и организаций, расположенных в данном городе или селе. Они уточняли списки, обходя квартиры избирателей, выясняли, кто в день выборов будет в отъезде, кто по состоянию здоровья не сможет выйти из дома (такому человеку избирательную урну привозили на квартиру).

Избирательные участки создавались также на больших железнодорожных станциях и в портах, в больницах и домах отдыха, в воинских частях и на судах, находившихся в плавании. Словом, где бы ни находился в день выборов человек, он имел практическую возможность использовать свое право голоса.

Право быть избранным в органы власти гражданин также получал в 18 лет. Конституция делала исключение только для Верховного Совета СССР: его депутатом можно было стать в 21 год.

В отличие от многих стран, где для избрания в органы власти или занятия некоторых государственных должностей нужно или родиться гражданином данного государства или быть им в течение определенного времени, в СССР любой человек независимо от времени приобретения гражданства имел равные с остальными права, включая право быть избранным в Верховный Совет. Иными словами, человек, бывший вчера иностранцем, получив советское гражданство, в результате следующих же выборов мог стать членом советского парламента.

Законодательство не устанавливало никаких ограничений при реализации прав гражданина быть избранным в органы власти. В то же время никто не имел права выдвигать свою кандидатуру сам. Таким правом были наделены только партийные и общественные организации, общие собрания коллективов заводов, фабрик, колхозов, учреждений, воинских частей. На собраниях предлагать (или отводить) кандидатуры могли как общественные организации, так и отдельные граждане. В конечном же счете все решали избиратели.

Кто же лишался права избирать и быть избранным? Конституция устанавливала лишь одно ограничение: для лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Никаких других ограничений избирательного права советское законодательство не предусматривало.

Кто и как в СССР обеспечивал и контролировал правильность проведения выборов?

Порядок проведения выборов, голосования и подсчета голосов, все связанные с избирательными кампаниями вопросы детально оговаривались советским законодательством. Он был прост, удобен и понятен избирателям, делал невозможными подтасовку результатов выборов, какое-либо давление на свободное изъявление воли избирателей, невыполнение записанных в Конституции принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В СССР не было постоянного аппарата для проведения избирательных кампаний. Перед каждыми выборами образовывались избирательные комиссии. В их состав выдвигались партийные и беспартийные представители заводов и фабрик, сельскохозяйственных артелей и кооперативов, воинских частей, общественных организаций и т. д. Комиссии, таким образом, — были массовыми организациями народа. Они прежде всего были ответственными за организацию и порядок на выборах, за правильность их проведения.

Центральная комиссия контролировала единообразие соблюдения законодательства о выборах на всей территории страны. Она распределяла денежные средства, выделенные государством на избирательную кампанию, проверяла, как комиссии на местах обеспечены помещениями, транспортом, связью и т. д. Для выборов в Совет Национальностей (советский парламент был двухпалатный — Совет Союза и Совет Национальностей) образовывались специальные комиссии, главная задача которых — обеспечить правильность избрания депутатов в эту палату советского парламента от каждой союзной и автономной республики, автономных областей и округов с установленной для них Конституцией равной нормой представительства.

Окружные избирательные комиссии регистрировали кандидатов в депутаты от своего округа, контролировали деятельность участковых избирательных комиссий и по их протоколам подсчитывали результаты голосования.

Участковые избирательные комиссии непосредственно организовывали голосование и подсчитывали голоса избирателей. При опечатывании избирательных урн перед голосованием и при их вскрытии по его окончании должны были присутствовать все члены участковой избирательной комиссии. Никакой электронной техники для голосования, никакого дистанционного голосования в СССР не применялись, голоса подсчитывались непосредственно членами комиссий вручную. На всех этапах выборов могли присутствовать представители предприятий и общественных организаций, органов печати, радио, телевидения. Протоколы о результатах голосования представлялись в окружные и затем в центральную комиссии.

В 1979 на очередных выборах в Верховный Совет СССР в составе 174547 избирательных комиссий по всей стране было более 1 миллиона 600 тысяч членов. Среди них свыше 50 процентов составляли рабочие и крестьяне, 48 — женщины, 34 — молодежь в возрасте до 30 лет, 55 процентов — беспартийные.

Таким образом, организовывали и контролировали проведение выборов сами избиратели, представители народных масс, всех социальных групп населения. Никакой другой формы контроля за проведением выборов в СССР не было.

Что имелось в виду под руководящей ролью Коммунистической партии?

Прежде всего то, что она выступала как политический вождь народа, определяла направление развития общества.

Коммунизм строился на базе революционной марксистско-ленинской теории. Научный подход лежал в основе управления всеми процессами его строительства, в том числе и создание научно-технической базы общества. В этом случае большое значение приобретала теория научного коммунизма. Советское общество двигалось к коммунизму непроторенным путем, велось строительство общество, какого еще не было. Поэтому так важно было творчески обогащать марксистско-ленинскую теорию, обобщать опыт социалистического и коммунистического строительства в СССР и в других странах соцлагеря, умело соединять теорию с практикой. От этого во многом зависело дальнейшее успешное развитие советского общества.

Рост масштабов и сложность задач коммунистического строительства требовали постоянного совершенствования политического, организационного и идейного руководства всей громадной созидательной работой. Это могла выполнить только Коммунистическая партия, вооруженная марксистско-ленинским ученьем. Партия в соответствии с этим ученьем направляла деятельность народа на достижение общей цели — построение коммунистического общества.

Могли ли члены КПСС публично высказывать собственное мнение?

Разумеется, могли. Но сказать так — не все сказать. Устав КПСС не только давал такое право каждому члену партии, но и обязывал его «развивать критику и самокритику, смело вскрывать недостатки и добиваться их устранения, бороться против парадности, зазнайства, самоуспокоенности, местничества, давать решительный отпор всяким попыткам зажима критики, выступать против любых действий, наносящих ущерб партии и государству, и сообщать о них в партийные органы, вплоть до ЦК КПСС».

Каковы взаимоотношения государства и профсоюзов были в СССР?

Советские профсоюзы и профсоюзы в капиталистических странах действовали в принципиально различных условиях, и потому к ним нельзя подходить с одной и той же меркой.

Советские профсоюзы действовали в условиях государства трудящихся, главной целью которого являлось систематическое повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся. А потому интересы профсоюзов и государства совпадали.

Государство оказывало профсоюзам материальное содействие, обеспечивало их помещениями для работы. Оно передавало профсоюзам санатории, обеспечивало лечебным питанием трудящихся. Под эгидой профсоюзов находилось более 300 тысяч дешевых производственных столовых. Государство выделяло профсоюзам и средства для культурно-просветительной и спортивной работы.

Профсоюзы имели широкие права. Все вопросы груда и заработной платы решались государственными органами только совместно с представителями профсоюзов. Профсоюзы прямо и непосредственно участвовали в управлении производством: более 70 управленческих функций администрации предприятий не могли осуществляться без согласия профсоюзных комитетов, 20 — находились в полной компетенции профсоюзов. Профсоюзы участвовали в разработке и в реализации планов развития народного хозяйства страны.

При участии высшего органа профсоюзов (ВЦСПС) разработаны «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза», законы о государственных пенсиях, правительственные постановления о повышении заработной платы и другие государственные акты.

Государство передало в ведение профсоюзов часть общегосударственного бюджета, ассигнуемую на социальное страхование. Профсоюзы сами составляли бюджет социального страхования и им распоряжались. В 1980 году, например, этот бюджет был определен в 34,5 миллиарда рублей (на 6,6 % больше, чем в 1979, и в 2 с лишним раза больше ассигнований на оборону). За счет бюджета соцстраха оплачивались больничные бюллетени, оплачивалась полная или частичная стоимость путевок в санатории и дома отдыха, содержались больные в профилакториях, выдавались различные пособия и т. п.

От кого защищал рабочего советский профсоюз?

От ведомственного бюрократизма некоторых администраторов, которые искажали политику партии и государства в вопросах производственной демократии, которые в ряде случаев пренебрегали трудовым законодательством и условиями коллективных договоров.

Защитительная функция деятельности профсоюзов состояла также в том, чтобы без их согласия не мог быть уволен ни один работник; ни один цех, ни одно предприятие не могло войти в строй, пока профсоюз не давал на это свое «добро», а «добро» это зависело от того, в частности, насколько на этом предприятии будут соблюдены все технические требования, связанные с охраной труда рабочих и служащих.

Руководители производства назначались государственными органами. Но каждое такое персональное назначение могло вступить в силу только при согласии соответствующего профсоюза. Профсоюзу предоставлялось право требовать увольнения администратора, если он нарушал законодательство о труде или обязательства по коллективному договору.

Запрещались ли в СССР забастовки?

Забастовки в СССР не запрещались. Их не было не из-за запретов, а из-за того, что они лишены смысла. Есть иные, куда менее болезненные пути, ведущие к удовлетворению справедливых требований рабочих и служащих.

Ведь и в капиталистических странах бастовать начинают тогда, когда исчерпаны другие способы разрешения конфликта между рабочими (или служащими) и предпринимателями (или буржуазным государством). К этой крайней мере прибегают, как говорится, не от хорошей жизни. Но в обществе, разделенном на антагонистические классы, часто иного выхода нет.

Ради чего люди бастуют? Чтобы добиться повышения заработной платы и улучшения условий труда, отмены увольнения товарищей и прекращения произвола предпринимателей или администрации.

В Советском Союзе таких побудительных мотивов не было. Главная задача государства — в максимально полной мере удовлетворять материальные и духовные запросы трудящихся. Все предприятия принадлежали народу, а их администрация представляла не частных владельцев, а государство трудящихся. Заботиться об улучшении условий труда — была ее прямая обязанность. И выполняли ее руководители под контролем профсоюзов, ежегодно заключающих с администрацией коллективные договоры от имени трудовых коллективов. Любое ущемление прав или интересов рабочих было бы нарушением и государственной политики, и трудового законодательства, и коллективного договора. Была отработанная и весьма эффективная процедура пресечения подобных действий, исключающая необходимость в забастовке. Скажем, администрация уволила рабочего без согласия профсоюза. Потерпевший обращался в суд и его немедленно восстанавливали на работе даже в том случае, если увольнение было обоснованным.

Напомним, что в СССР без участия профсоюзов не принимался ни один закон, ни одно решение, так или иначе касающееся трудовых отношений. Иначе говоря, трудовое законодательство, нормы и расценки в СССР — это не нечто данное сверху и навязанное трудящимся, а обобщение их коллективного мнения. Они были хозяевами всего, чем располагала страна.

Стало быть, в Советском Союзе не было почвы для возникновения ситуаций, заставляющих трудящихся бастовать. И была возможность разрешать частные конфликты, не прибегая к забастовкам.

Были ли в Советском Союзе законы, ограничивающие права профсоюзов?

За все более чем 70 лет Советской власти не было издано ни одного закона, хотя бы частично ограничивающего права профсоюзов. Напротив, права их постепенно расширялись. Профсоюзы не подлежали регистрации в государственных органах, их деятельность и бюджет государством не контролировался. Они были самостоятельными в своей работе и действовали в соответствии с Уставом профессиональных союзов СССР и уставами отраслевых профсоюзов.

Какие в СССР были детские и молодежные организации? Их место и роль в обществе?

Советская власть с самого начала объявила: Все лучшее детям! Для этого строились детские ясли и сады, школы, Дворцы художественного и технического творчества, Дворцы пионеров, школы олимпийского резерва, пионерские лагеря отдыха и т. д.

После Октябрьской революции 1917 года в 1922 году была учреждена пионерская организация. В 1924 году пионерская организация была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Леннина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались на предприятиях, либо по месту жительства пионеров. Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Леннина — объединяла все пионерские организации СССР, возглавлял организацию Центральный Совет во главе с секретарем ЦК Ленинского комсомола ЦК ВЛКСМ.

Задачи пионерской организации сводились к следующему:

учиться коммунизму;

бороться за знания;

формировать активную позицию пионера.

Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, пионерскому отряду — Красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символом верности Родине, чести и сплоченности пионеров.

Пионер воспитывался через любовь и уважения к В. И. Леннину и его делу, через уважительное отношение к общегосударственной цели — построению коммунистического завтра, и таким образом формировалась личность советского человека.

Девиз пионера — один из важнейших идеологических символов пионерской организации. Он выражал самую главную идею пионерского движения. На призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»

Каждый вступавший в ряды пионерской организации давал Торжественное обещание: «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации перед лицом своих товарищей, торжественно обещаю и клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия Советского Союза, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Важное поручение пионерской организации заключалось в подготовке себе достойной смены, знакомить ребят с Законами пионеров, стремиться, чтобы каждый октябренок вступил в пионерскую организацию. При пионерском отряде создавалась октябрятская группа. Отряд выделял вожатых октябрятских звездочек, каждый пионер отряда участвовал в работе с октябрятами, стремился, чтобы малышам было интересно, весело. Вовлекал их в пионерские дела, помогал выполнять правила октябрят.

Пионерская практическая деятельность сводилась к следующему:

— сбор макулатуры, металлолома,

— смотр строя и песни,

— помощь пенсионерам (тимуровское движение),

— военно-спортивная игра «Зарница»,

— Всесоюзные соревнования дворовых команд по футболу «Кожаный мяч», по хоккею с шайбой «Золотая шайба»,

— командная игра с мячом Пионербол, «Снайпер»,

— юные помощники инспекторов дорожного движения,

— юношеские добровольные пожарные дружины,

— «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов),

— юные натуралисты.

Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», основанный в 1925 г. и имевший международный статус. Второе место занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР).

Наступление фашизма в мире потребовало от советского народа укрепления обороноспособности Родины. В начале 30-х годов во многих пионерских организациях страны создаются пионерские полки и батальоны, совершившие длительные походы по местам боев гражданской войны. В середине 30-х годов среди пионеров развернулось движение за овладение оборонными значками БГТО, БГСО, «Будь готов к ПВХО», «Юный ворошиловский стрелок», «Юный всадник», «Юный моряк» и др. Проводились военные игры, в которых пионеры овладевали воинскими специальностями.

В первые же дни Великой Отечественной войны в стране развернулось движение тимуровцев. Тимуровцы взяли на себя нелегкие заботы по организации быта своей семьи, семей воинов, сражавшихся на фронте: готовили к зиме дрова, ухаживали за малолетними детьми, готовили пищу. Незаменимыми помощниками стали тимуровцы в госпиталях: помогали санитарам, поварам на кухне, читали раненым письма, газеты и давали концерты художественной самодеятельности.

Пионеры работали в кружках — выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Танковые колонны и отдельные боевые машины были построены на средства, собранные пионерами: «Пионер Башкирии», «Пионер» (Горьковская область), «Московский пионер», «Таня» (Новосибирск), «Юный пионер» (Куйбышев), «Школьник Свердловска», «Ташкентский пионер», «Пионеры Ростова». В небе Родины сражались пионерские эскадрильи: «Арзамасский школьник», «Пионер Дагестана», «Юный истребитель», «Ярославский пионер», «Таганрогские пионеры», «Карельский пионер», «Пионер Сибири», «Пионер Коми АССР», «Пионер Узбекистана» и др.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги К 100-летию образования СССР. СССР – первое в мире пролетарское государство. Каким оно было и что мы потеряли? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я