Эта книга – о стране, занимавшей шестую часть земной суши: добрую половину Европы и треть Азии. С запада на восток она протянулась почти на десять тысяч километров. Когда на одной ее стороне занимался рассвет, на другой сгущались сумерки. Эта книга – о стране из 15 равноправных союзных республик, составлявших Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 260 миллионов его граждан говорили на 130 языках и пользовались при письме пятью алфавитами, что не мешало им понимать друг друга, совместно решать сложнейшие проблемы, создавать материальные и духовные ценности. Эта книга – о стране, в 1917 году начавшей невиданный социально-экономический эксперимент – построение социалистического общества. Книга может стать важным подспорьем в агитационно-пропагандистской деятельности партийных отделений КПРФ, в системе политобразования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги К 100-летию образования СССР. СССР – первое в мире пролетарское государство. Каким оно было и что мы потеряли? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Общество
Социализм превратил в реальность то, о чем прежде лишь мечтали:
— он сделал народ действительным коллективным хозяином страны;
— освободил его от всех форм эксплуатации;
— ликвидировал классовые, сословные, расовые, национальные и другие привилегии и ограничения, обеспечил реальное социальное равенство;
— создал принципиально новый тип демократии, открывший перед каждым гражданином возможность практически участвовать в управлении делами производственного коллектива, села, города, всего общества;
— каждому способному трудиться гарантировал работу по специальности, покончил с безработицей и нищетой;
— открыл всем без исключения гражданам доступ к образованию, к вершинам мировой культуры;
— сделал бесплатными и общедоступными медицинскую помощь, социальное обеспечение, получение комфортабельного жилья;
— выдвинул в качестве основной задачи всестороннее гармоничное развитие личности и целеустремленно и планомерно эту задачу осуществлял;
— добился устойчивого роста производства и благосостояния, освободил человека от тревоги за завтрашний день, дал ему уверенность в будущем;
— сформулировал и на деле неуклонно проводил в жизнь политику мира и сотрудничества между народами.
Равенство при социализме — это равные права и возможности, предоставляемые обществом своим гражданам без каких бы то ни было ограничений по национальному, расовому, религиозному, социальному признаку.
Основа равенства — общественная собственность на средства производства, ликвидировавшая деление общества на тех, кто владеет заводами, фабриками, банками, и тех, кто вынужден работать на первых. Без этого все права и свободы остаются красивой, но во многом пустой декларацией.
Равенство немыслимо без реального права на труд. Безработица была ликвидирована в СССР в начале 30-х годов. Планомерное и неуклонное развитие народного хозяйства обеспечивало возможность миллионам молодых людей, оканчивающих общеобразовательные школы, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, получить работу по специальности.
Равная плата за равный труд, общедоступное и бесплатное медицинское обслуживание, образование и социальное обеспечение по старости, в случае болезни, при потере трудоспособности или кормильца, право на отдых — все это было законодательно закреплено и материально гарантировалось.
Иначе говоря, каждый гражданин СССР — независимо от уровня доходов или занимаемого поста — бесплатно удовлетворял многие жизненно важные потребности.
Однако это не означало уравниловки. Социалистический принцип оплаты труда — по его количеству и качеству — предполагает определенные различия в уровнях денежных доходов между разными категориями работников.
Есть и другие факторы, которые влияют на уровень жизни отдельных людей, семей или целых групп работников. К примеру, людям, живущим в суровых условиях Крайнего Севера, в отдаленных и малоосвоенных районах Сибири или Дальнего Востока, требуется значительно больше средств на постройку жилища, на приобретение одежды, транспортные расходы, даже на питание. Советское государство делало все возможное, чтобы создать благоприятные условия жизни всем своим гражданам, где бы они ни жили — в столице, в Средней Азии или в Сибири. Людям, работающим в особо трудных климатических условиях, предоставлялись определенные льготы: повышенная заработная плата, увеличенный отпуск, бесплатный проезд к месту отдыха и т. п.
Регулярно проводившиеся повышения заработной платы касались в первую очередь граждан и семей с низкими и средними доходами, что постепенно вело к сокращению разрыва между минимумом и максимумом в заработках. Этому же способствовали и повышения пенсий, стипендий, пособий, увеличение объема бесплатных благ и услуг.
В такой огромной стране, как СССР, в большом городе и маленьком поселке естественно имелись неодинаковые возможности для выбора профессии, для приобщения к культурным ценностям, для получения различных коммунальных услуг и т. п. Но государство стремилось сблизить условия и уровни жизни в городе и деревне. Многие мероприятия, разработанные Коммунистической партией и правительством и предусматривавшие улучшение быта и материальных условий жизни сельского населения, помогавшие сельской молодежи в получении высшего или среднего специального образования и т. д., претворялись в жизнь.
Это один из важнейших программных и практических вопросов Советского государства. Статья 19 Конституции СССР гласила: «Государство способствует усилению социальной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР».
Вопрос — как покончить с социальным неравенством? — волновал многих мыслителей прошлого. «Я никогда не мог понять мысли, — писал Федор Достоевский, — что лишь одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке». Накануне социалистической революции 1917 года одна шестая часть населения России принадлежала к привилегированным классам — буржуазии, помещикам, торговцам, кулакам, то есть было то же самое, что мы наблюдаем сегодня в странах Запада, и в современной России, где пять процентов семей, стоящих на верхней ступеньке социальной лестницы, владеют 50 или даже 70 процентами богатства страны.
Национализация земли, заводов, банков, переход командных высот экономики в руки рабочего класса — все это внесло качественно новые элементы в жизнь общества. В условиях общественной собственности только личный труд, а не дедовский или отцовский капитал определяет положение человека в коллективе. Возможность получения образования, свободного выбора профессии в зависимости от индивидуальных способностей благоприятно повлияли на социальное самочувствие людей.
В СССР последовательно шел процесс уменьшения различий в условиях и уровнях жизни различных групп населения. Разница в доходах оставалась, поскольку существовал труд квалифицированный и неквалифицированный, поскольку люди отличаются по своим способностям и талантам. Но действовал принцип социализма: от каждого по его способностям, каждому по его труду. Этот принцип побуждал человека расширять свои знания, повышать свою квалификацию, работать лучше и тем самым приумножать общее достояние. После революции предлагалось ввести принцип уравниловки в оплате, но этот путь был отвергнут как теоретически и практически неверный. Опыт подтвердил, что нельзя забегать вперед, отрываться от реальной действительности, строя новое общество.
Но разница в оплате между трудом квалифицированным и неквалифицированным, во-первых, была невелика — 1:1,6 или 1:1,7, во-вторых, у каждого была возможность повысить за счет государства свою квалификацию и, соответственно, зарплату. Эту проблему решали следующим образом: с каждым годом сокращалась сфера неквалифицированного труда, минимальная зарплата систематически повышалась, низкооплачиваемые полностью освобождались от налогов, пенсия по старости выплачивалась им в размере 100 процентов от зарплаты (у высокооплачиваемых этот процент был ниже).
Другая сторона этой проблемы — разница в доходах на каждого члена семьи, например, у холостяка и у многодетной пары. Семьи, где средний доход невелик, получали пособия. А самое главное — общественные фонды, за счет которых государство предоставляло людям бесплатно различные услуги и льготы. Объем бесплатных услуг неуклонно возрастал. Они позволяли ВСЕМ людям, независимо от уровня их доходов, независимо от того, где они живут — в большом городе или селе, — получать бесплатно среднее образование, квалифицированную медицинскую помощь, приобщаться к культурным ценностям и в одинаковой мере пользоваться всеми другими социальными благами
Вот почему советским обществом был достигнут высокий уровень социальной однородности.
Что касается различия интересов, то оно не так велико. Ведь в СССР не было капиталистов и наемных рабочих. В СССР — все трудящиеся. Практика и исследования социологов говорят о другом — об утверждении общих коренных интересов. Среди них: увеличение общественного богатства, рост благосостояния и культуры народа, проведение миролюбивой политики, всестороннее развитие каждой нации и народности. Это ни в коей мере не мешало, а, наоборот, создавало необходимые условия для развития отдельной личности, для расцвета индивидуальных наклонностей и интересов.
Такая постановка вопроса исходит из предположения, что общество разделено на тех, кто работает и тех, кто управляет. Для советского общества это было неприемлемым. Один из главных лозунгов Октябрьской революции «вся власть — трудящимся» как раз и означает, что управлять делами общества должны сами рабочие, крестьяне, интеллигенты, то есть те, кто работает.
Миллионы людей участвовали в таком управлении без отрыва от своей основной работы. Это относилось, в частности, ко всем депутатам Советов. В СССР не было депутатов-профессионалов. Депутат не работал на своем производстве только в период сессий Совета или, если он член той или иной его постоянной комиссии, также во время ее заседаний. Не было «касты» депутатов, они жили и работали в трудовых коллективах.
Такая практика давала возможность депутату хорошо знать желания своих избирателей, не отрываться от них, регулярно встречаться с ними и обсуждать проблемы, которые встают перед обществом и Советами.
Формы участия в управлении многообразны. Рабочие и служащие управляли производством через свою профсоюзную организацию (вне ее поля зрения не оставался ни один производственный вопрос), через посты народного контроля, через рабочие собрания, постоянно действующие производственные совещания и т. п.
Конечно, еще не было достигнуто того, чтобы все взрослое население участвовало в управлении. Например, в рабочих собраниях систематически участвовало две трети рабочих. Политика КПСС и государства была направлена на то, чтобы как можно больше рабочих и служащих привлечь к управлению, чтобы каждый советский человек мог ощущать свою причастность к государственным делам, быть уверенным в том, что его мнение, его голос будут услышаны и учтены при выработке больших и малых решений.
В СССР эти тенденции не противостояли друг другу. Советская политическая система имела такую организационную структуру, в которой постоянно происходили как бы два встречных движения. С одной стороны, совершенствование централизованного руководства жизнью общества, с другой — расширение компетенции и инициативы низовых органов власти при растущем участии в политической жизни страны широких трудящихся масс.
Интересы социалистического государства, главная цель которого — рост благосостояния народа, требовали концентрации сил и ресурсов для наиболее эффективного их использования. С ростом масштабов хозяйственного и культурного строительства повышалась и роль централизованного управления. В сфере управления экономикой централизация необходима для выполнения важнейших общегосударственных программ, для более правильного сочетания интересов отраслевого и территориального развития, перспективного и текущего планирования.
При этом важно учитывать, что значительную, если не основную часть своего исторического развития СССР существовал в мобилизационном режиме (войны, защита рубежей, противостояние классовым недругам, восстановление разрушенного хозяйства, концентрация ресурсов на основных направлениях), поэтому централизованное, директивное управление во многом было просто неизбежно.
Но централизация — лишь одна сторона дела. Очень важное звено в улучшении руководства экономикой — это совершенствование организационной структуры и методов управления. Поэтому, с одной стороны, развивался централизм, ставя тем самым преграду ведомственным и местническим тенденциям, с другой же — развивались демократические начала, инициатива мест, разгружая верхние эшелоны руководства от мелких дел, обеспечивая оперативность и гибкость в принятии решений.
Особенно наглядно развитие демократических начал видно на примере работы органов власти на местах. В последние годы были значительно расширены права Советов на местах. В их ведение переданы все предприятия, учреждения и организации, обслуживающие местное население, а также весь государственный жилищный фонд. Они участвовали в планировании и координации деятельности заводов и фабрик, расположенных на их территории.
Другой пример — большая и разносторонняя работа профсоюзов. Практически ни один важный вопрос, касающийся производственных планов, зарплаты, норм выработки, распределения доходов, не решался без их участия. Еще один важный канал участия граждан в управлении делами общества — различные общественные организации. Вместе с профсоюзами, насчитывающими более 125 млн человек, они охватывали почти все взрослое население страны.
Да! Уже на восьмой день после Октябрьской революции 1917 года, Советское правительство опубликовало подписанную В. И. Лениным «Декларацию прав народов России». В ней провозглашались: равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех национальных и религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств.
Так, с первых дней победы социалистической революции народы бывшей Российской империи были совлечены с пути взаимной вражды, неприязни и антагонизмов, и между ними стали укрепляться отношения взаимопомощи и сотрудничества. Советское государство проводило политику выравнивания уровней их экономического, социального и культурного развития.
Правильное решение национального вопроса привело в декабре 1922 года к объединению народов на добровольных началах в единое многонациональное государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который представляло федерацию из 15 союзных республик.
Взаимная помощь позволила всем республикам создать современную промышленность, национальные кадры рабочего класса и интеллигенции, добиться расцвета национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. Многие ранее отсталые народы пришли к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Например, Дагестана, многонациональная автономная республика на Северном Кавказе.
В последние годы Советской власти Дагестан вырабатывал в год без малого три миллиарда киловатт-часов электроэнергии — почти втрое больше, чем вся дореволюционная Россия. Социально-экономическое развитие Советского Дагестана можно было сравнить с самыми передовыми районами Советского Союза. Иначе говоря, многонациональный Дагестан не просто неизмеримо вырос экономически вместе с другими республиками, но и догнал тех, кто ушел далеко вперед, преодолел исторически сложившийся разрыв. Сделано это практически за сорок с небольшим лет, остальное время республике пришлось вместе со всей страной восстанавливать разрушенное двумя мировыми войнами, гражданской войной и иностранной интервенцией. Что такое четыре десятилетия для Дагестана, который, судя по результатам раскопок, представляет собой одну из колыбелей древних цивилизаций?
Итак, с чего же начинал Дагестан? Суммарная мощность электростанций — тысяча киловатт, пять тысяч промышленных рабочих, по 16–18 часов в сутки занятых тяжелым и малопроизводительным ручным трудом, почти поголовная неграмотность всех тридцати коренных народностей (у многих из них даже не было письменности), отсутствие квалифицированных кадров, острейший дефицит пригодной для обработки земли, воды для орошения — вот с каким багажом приступил Дагестан к социалистическим преобразованиям.
Первая проблема, которая неизбежно возникает при этом, — где взять то, чего нет? Для создания современной экономики нужны средства, специалисты, энергоресурсы, сырье, оборудование. Есть горные реки, где можно построить гидроэлектростанции, водохранилища для орошения, но кто будет строить, чем оснащать, за счет чего финансировать? В недрах есть нефть и природный газ, но как их взять?
Вся промышленная продукция старого Дагестана — несколько миллионов рублей в год (в советское время — миллиард). Сельское хозяйство с трудом обеспечивало потребности населения. Было совершенно очевидно, что одних внутренних источников накопления недостаточно. Они были настолько мизерны, что не могли служить даже основой экономического и социального развития. Нужна помощь. Дагестан такую помощь получил от других народов, и прежде всего русского, когда вошел в состав Союза Советских Социалистических Республик.
В Дагестане и других республиках был взят курс на создание современного хозяйства, на его гармоничное, комплексное развитие в составе общесоюзной экономики. С этой целью скудные средства, которыми на первых порах располагала страна, планомерно перераспределялись в пользу тех, кто больше всех нуждался в помощи, в частности в пользу Дагестана.
В республику из разных районов СССР ехали специалисты, сюда переводились промышленные предприятия, поступало оборудование, строительные материалы и т. д. И вот что особенно важно это был не просто благородный порыв отдельных людей, а продуманная государственная политика. Создавались не случайные очаги промышленности, земледелия, образования, а полноценное и жизнеспособное хозяйство, неотъемлемая часть общесоюзной экономики. Без этого успехи, которых добился Дагестан, были бы невозможны. Такой вывод подтверждает опыт ряда государств, с помощью капиталистического Запада построивших отдельные промышленные предприятия, но так и не добившихся ни реальной экономической самостоятельности, ни радикальной перестройки своего хозяйства на современной основе.
Больше миллиарда рублей (почти полтора миллиарда долларов) — такова стоимость производственных фондов дагестанского советского сельского хозяйства. Это десятки тысяч тракторов, комбайнов, автомобилей, современные элеваторы и фермы, птицефабрики и опытные хозяйства. Это совершенно новый для горцев характер труда.
Число промышленных рабочих превысило 160 тысяч человек, студентов высших учебных заведений — 25 тысяч. По уровню образования, по технической оснащенности производства, по размаху жилищного строительства и службы здравоохранения, по развитию науки и культуры Дагестан опередил многие капиталистические страны, от которых он полвека назад отставал на столетия. И такие изменения произошли и в других союзных республиках.
Женщины по Конституции СССР имели равные права с мужчинами, возможности для получения образования и профессиональной подготовки. И они использовали это право. Общеобразовательный уровень женщин в возрасте до 35 лет был даже несколько выше, чем у мужчин. Среди студентов вузов 50 процентов — девушки. В принципе перед ними был открыт путь к любой профессии (исключение — производства с тяжелыми и вредными условиями труда).
В своей знаменитой лекции, прочитанной в Кембриджском университете, английский ученый и писатель Ч. П. Сноу говорил, что одна из ошибок Запада состоит в том, что там считают женщин неспособными к научной деятельности и тем самым вдвое сокращают возможный приток талантов. В СССР таких ошибок не делали. Два научных работника из каждых пяти в СССР — были женщины. Женщины руководили каждым вторым учреждением здравоохранения, каждым вторым предприятием торговли. Они возглавляли примерно четыре тысячи заводов и объединений, 200 тысяч цехов и лабораторий, 200 тысяч производственных смен.
В стране всюду действовало правило: равная оплата за равный труд, равные возможности для продвижения по службе для каждого члена общества.
В СССР с самого его начала его существования развитию науки и образования уделялось огромное внимание. При этом исходили из завещания Ленина, который говорил: «Нужно взять всю науку, технику, все знания… Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем». Еще в мае 1913 г. в газете «Правда» была напечатана небольшая по размерам статья Ленина «Одна из великих побед техники», в которой дана целая программа развития научно-технической мысли в социалистическом государстве. После создания Советского государства перед наукой была поставлена задача — сделать достижения дореволюционной науки достоянием все советского народа. В течение нескольких лет в молодой Советской России появилось несколько десятков научных центров, создававшихся при жизни и под пристальным вниманием В. И. Леннина, в том такие из них как институт по изучению мозга и психической деятельности, ЦАГИ, институт физико-химического исследования твердого вещества, физико-математический институт, Радиевый институт и др.
В последующие годы были созданы Национальные Академии наук во всех союзных республиках, тысячи научно-исследовательских институтов, в которых трудились сотни тысяч советских ученых. Советская наука выдвинулась на передовые рубежи в целом ряде отраслей знаний, в том числе в области освоения ядерной энергии не только для военных, но и для мирных целей, в области освоения Космоса. Советский Союз первым построил атомные электростанции, атомный ледокол «Ленин». Бурно развивалась ракетостроение и космонавтика. Советский Союз первым осуществил запуск искусственного спутника земли, советский человек, Юрий Гагарин, первым побывал в космосе. Советская космонавтика имела грандиозные планы освоения ближнего и дальнего Космоса. В частности, впервые была создана околоземная станция «Мир», советские аппараты в числе первых побывали на Луне, на Марсе и Венере, на других планетах Солнечной системы, были запущены зонды для исследования дальнего Космоса.
Целый ряд советских ученых стали лауреатами Нобелевской премии, среди них Н.Н. Семенов, П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк, Л.Д. Ландау, Н.Г. Басов, А.М. Прохоров, П.Л. Капица, Ж.И. Алферов.
К сожалению, все это в прошлом. Нынешняя «демократическая» власть России совершенно по-другому относится к ученым и науке, ее роли в развитии общества. Реорганизации, проведенные в сфере образования и науки, привели к печальным результатам, прежде всего катастрофически снизилось финансирование этих отраслей, от чего снизилась эффективность и образования, и науки, многие НИИ уничтожены, уничтожены научные школы, в бедственном положении находится сама Академия наук России, сами ученые, сотни тысяч ученых вынуждены покинуть страну и работают за рубежом. В России не осталось в живых ни одного лауреата Нобелевской премии.
У власти предержащих другие принципы — грабить богатства страны ради собственной наживы, подвергая все вокруг себя разрушению и уничтожению.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги К 100-летию образования СССР. СССР – первое в мире пролетарское государство. Каким оно было и что мы потеряли? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других