В-Театр

Иван Малышев

О книге:Представьте себе, что вы присоединились к труппе нового «Виртуального театра». Как это, что это? Новый опыт, яркие ощущения вам обеспечены! Развязка постановки держит в интриге даже самих актеров, а нейросетевые технологии окрашивают реальность новыми красками! Но так ли это хорошо, когда виртуальный мир смешивается с реальным? Погрузитесь в эмоции главных героев и попробуйте понять, что на самом деле скрывается за кулисами «В-театра»…

Оглавление

Пробы

— Повторяю лично для вас, Скарлет, современные тенденции общества все дальше уходят от истоков былого искусства, ведь мы даже не смогли продать многие билеты на наши последние постановки, поэтому чтобы продолжать свое существование нам придется переквалифицироваться в виртуальный театр. Я уже закупил оборудование и нанял на должность ведущего декоратора мистера Веба, у него отличные рекомендации. А если вы против инноваций и хотите выступать по старинке, то ищите себе другое место работы. И только из-за большой любви, я могу предложить вам должность координатора.

Хлопок дверью. Печаль. Я иду по коридору в свою гримёрку и размышляю над тем, что только что сказал директор нашего театра. Столько лет обучения и все напрасно. Два высших театральных образования — актерское искусство и драматургия, множество курсов и репетиций. Сотни… нет, даже тысячи часов проведенных в изучении разнообразных приемов и образов, тренировках и практиках, работа над своим голосом, телом, душой… и что в итоге?

Научные достижения и новые изобретения в области нейрологии сделали мои усилия бессмысленными. Теперь каждый болван с деньгами может загрузить на свою эмбрейн карту текст, образ и манеру поведения героя и будет играть не хуже любого профессионала. А что я? Куда мне теперь идти? Театр — это вся моя жизнь, а они отбирают у меня это!

Сев напротив зеркала в гримерке, я пытаюсь найти ответ в своих глазах. Они слезятся. Тьма… Я больше ничего не умею, да и не хочу уметь. Все свои стремления я вложила в актерскую игру, и вот теперь это никому не нужно. Теперь актерами являются только счастливые обладатели эмбрейн карт, а все, кто потом и кровью учились мастерству перевоплощения, окажутся выброшенными на свалку или будут вынуждены, как я, работать кураторами богачей? Честно ли это? Не думаю… Хотя я знала, что этот день настанет, но как дура закрывала на все глаза, обманывала сама себя, думала, что все хорошо, все как-нибудь образумится. Вот и расхлебывай теперь…

Завтра пройдут пробы среди этих клоунов ищущих развлечений. Надо прийти туда, посмотреть, что это из себя представляет. Может этот хваленый мистер Веб предоставит мне более позитивный взгляд на ситуацию. Что же, увидим.

***

Среда. Толкучка перед вторым залом. Я должна радоваться, что оказалась здесь в своей родной среде. Но былых чувств нет, когда стирается граница между сценой и залом, профессионалы чувствуют себя униженными… Моя новая должность в виртуальном театре звучит как «Специалист по методике театральной работы» и я должна координировать и наставлять на путь истинный наших «дорогих клиентов». А кандидатуры собрались самые разнообразные. Тут и белые воротнички, ищущие новых ощущений взамен офиса, и экстравагантные личности, пестрящие от татуировок и новомодной векторно-лучевой одежды, гламурные красавицы и упертые техно-работяги, которые может и сами соорудили свои эмбрейн чипы. За свою жизнь я общалась с множеством людей и могу сказать, что работа и образ деятельности всегда накладывает на человека определенный след. Однако в первый раз я воочию увижу на сцене представителей совершенно разных профессий.

Протиснувшись к дверям зала, я во всеуслышание заявила:

— Господа, доброго всем вечера! Меня зовут Скарлет Рифт, и я буду вашим координатором, когда, и, если, вы пройдете прослушивание. Сегодня мы выберем из вас самых лучших, чтобы в последствии приступить к репетициям. Пожалуйста, проходите в зал и присаживайтесь, мы будем вызывать вас на сцену в порядке записи. Там вам помогут надеть нейрокостюм, опробовать рейлинзы, а вы покажете нам все на что способны. Учтите, что при вашем желании, образы, возникающие в вашем сознании, будут визуализированы на всеобщее обозрение. Со всеми вопросами обращайтесь ко мне. Спасибо за внимание!

Толпа неспешно наполнила пустующий зал, где за огромным пультом управления сидел лишь мистер Веб. Я взглянула ему в глаза и отвела их в смущении, вспомнив наш разговор накануне. В попытке найти гармоничные точки соприкосновения с новым в-театром, я объяснила ему свою жизненную позицию, однако мистер Веб заявил, что нейромодуляция образов основывается на умении концентрироваться и практике работы с этой техникой, поэтому, к его сожалению, мой былой опыт игры в обычном театре не сделал бы из меня мастера, даже если у меня был бы эмбрейн чип. Также добавил, что никогда не известно, где можно найти новый талант, и поэтому набор актеров идет среди всех слоев состоятельного населения. Когда же слои этого населения расположились на своих местах, он встал и попросил тишины:

— Приветствую вас, мои друзья, со всеми вами я уже знаком, но если вдруг кто запамятовал, то меня зовут Джон Веб. Вы пришли на пробы совершенно новой постановки, моего авторства, которая называется «Живое число». Сейчас миссис Риф загрузит на ваши эмбрейн карты общее повествование этой истории, чтобы вы могли познакомиться с ним в процессе проб. Но можете сильно не углубляться в подробности, ибо сегодня, в основном, мы будем тестировать ваш творческий потенциал, вашу фантазию и умение импровизировать в нестандартной ситуации. А уже относительно этого будет принято решение, какую роль вы сможете получить. Ну, теперь приступим.

Мистер Веб проговаривал это, пока выходил на сцену. Надевая на себя нейромодуляторы, он во всеуслышание объяснял, как застегивать крепления, а после этого предложил всем присутствующим надеть рейгласс-очки. Мне пришлось услужливо передать их всем присутствующим, и под конец, я надела их сама. Внезапно декоратор превратился какого-то эфемерного призрака, который жутко бродил по сцене, продолжая объяснять правила пользования нейсвит костюмом. Новый трюк и вдруг Веб перевоплотился в повелителя молний, разбрасывая искры во всех направлениях. Несколько ближайших зрителей в ужасе ахнуло, когда на них полетел огонь, но паника была напрасной, ведь все это было лишь иллюзией. Закончив свое вступительное представление, Веб заключил что в его пьесе, «Живое число», не понадобятся все эти пиротехнические и волшебные выкрутасы, потому что тематика будет сугубо научная, однако в свободное время можно будет поэкспериментировать.

— Желаю всем удачи и концентрации! — наставительно огласил Веб.

***

Как только я увидел нашего театрального координатора у меня перехватило дыхание. Это была она, та девушка, что пробежала пере до мной у входа в парк. Стройная очаровательная блондинка с прекрасными глазами. Поддавшись ее чарам, я пропустил мимо ушей вступительную речь и пришел в себя, когда толпа начала заползать в зал.

Скарлет Рифт, как нежно звучало это имя. О чем я там думал…?

Мне так сложно было оторвать взгляд от этой особы, что я приложил все усилия, чтобы прислушаться к словам нашего ведущего декоратора. Все-таки передо мной были пробы и не намеревался провести их впустую. Джон Веб устроил действительно впечатляющее представление перед собравшимися, а теперь отдал бразды правления своими волшебными машинами конкурсантам.

Первым кандидатам явно пришлось нелегко, каждый чувствовал себя не в своей тарелке. Кого-то трясло, а у кого-то подкашивались ноги, когда они шли на сцену. Но после облачения в костюм и подключения к базе данных с моделями поведения героев происходила просто магическая трансформация, не только в наряде, но и манере поведения. Кто-то из парней стал ярким и аутентичным Гамлетом, расхаживая в костюме 16-того века, кто-то входил в образ Нео из «Матрицы», успешно останавливая голографические пули, а кто-то прекрасно передавал безысходность главного героя Фила Коннорса из «Дня сурка». Девушки тоже выбирали ярких персонажей, таких как Лилу из «Пятого элемента» или Эллен Рипли из серии «Чужой». Было видно, что пара-тройка участников обладали театральным опытом или же были неплохими актерами, так как дополняли свои образы оригинальными и дерзкими импровизациями.

Пробы проходили интересно и поражали своей многогранностью, но для того, чтобы следовать написанной кем-то модели поведения большого таланта не нужно, загвоздки начинались, когда конкурсанты должны были сами представить и создать какой-нибудь образ. Когда кому-то удавалось ярко выражать эмоции радости, страха, удивления визуализируя их в виде тематических ореолов вокруг самого себя, другие не могли воссоздать ничего кроме слабого свечения и нескольких острых линий. Некоторым удавалось создавать виртуальные предметы мечи, зонтики, мебель или платья. Качество воспроизведения разнилось от кандидата к кандидату, но много от новичков и не ждали. Я с любопытством наблюдал за происходящим, как вдруг я услышал свое имя…

— Алан Мерфи, прошу на сцену! — промолвила мисс Рифт.

Неторопливо я поднимаюсь с сиденья и отправляюсь под свет виртуальных софитов. Слышно, как люди в полтона обсуждают детали постановки Джона Веба. Кто-то в восторге, кто-то еще обдумывает детали, а кто-то ожидал много большего. Шаг, два. Сцена. Небольшая возня с костюмом и датчиками, и вот, все готово. Мысленным взором я пробегаю по интерфейсу ролей и нарядов раздумывая какой образ примерить на себя. Как вдруг у меня появляется отличная идея найти нечто конкретное. Однако поисковая система выводит лишь сообщения, не связанные с тем, что мне хотелось бы увидеть. Очевидно, роль не так популярна, и модели персонажа еще нет в базе данных. Я слегка падаю духом, а в зрительном зале начинает нарастать шум, вызванный моим длительным бездействием. Решая не отступать от своего плана, я быстро выбираю кластер памяти с готовой одеждой, примеряя на себя брюки, белую рубашку, жакет, очки с простой круглой оправой и в завершение, добавляю шляпу в стиле поркпай с невысокой цилиндрической тульей. Все в зале наблюдают за мной с удивлением, ведь каждый вышедший на сцену до меня использовал готовый образ, а я, по сути, воссоздал его сам у всех на глазах, плюс это означало, что заложенная программой модель поведения у меня тоже отсутствовала. Недолго думая, я продекламировал короткое стихотворение, которое сотни раз прокручивал в своем сознании в моменты глубоких переживаний:

«В час вечерний, в час дневной

Люди входят в мир земной,

Кто рожден для горькой доли,

Кто для радости одной,

Кто для радости беспечной,

Кто для ночи бесконечной…»

Пока я читаю эти строчки, вокруг меня образуется сумрачное свечение. Всю силу своего воображения я направляю на художественное выражение атмосферы дикого запада. Паровоз, проносящийся над моей головой, рассыпается на куски, которые складываются в мрачные серые дома. Растерянность. Луна освещает грязные улицы, слушая пронзительный вой койотов. Смятение. Резвые кони, замасленные ружья, выстрелы и черепа коров. Никто. Костер и жуткий хоровод разукрашенных лиц индейцев. Смирение. Боль и кровь, пули и стрелы. Плакат «разыскивается». Все это сплетается в туннель, в конце которого лодка, заплывающая в глазницу человеческого черепа. Туда, где все мы когда-нибудь окажемся. Тьма. Я поднимаю руку и визуализирую в ней тяжелый, черный револьвер.

Как вдруг из зала слышу вопрос:

— У тебя есть табак? — произносит Джон Веб.

— Нет, я не курю, — отвечаю я и бесцельно стреляю в зал.

Хлопок и образы исчезают. Молчание. Джон встает со своего места и начинает приветливо хлопать. Постепенно люди в зале присоединяются к нему. Так я срываю свои первые в жизни аплодисменты, которые в итоге выходят довольно бурными. Я стою в легком смущении и даже выдавливаю из себя театральный поклон.

Мистер Веб поворачивается к участникам собеседования и начинает хвалебную речь:

— Господа, учитесь! Может быть это было слегка сыровато и не очень умело, зато действительно творчески и с душой. Я вижу, что у мистера Мерфи очень богатое и тренированное воображение, и именно такие как он являются бесценными алмазами современного виртуального театра. Но, как и настоящим алмазам, для чарующего эффекта им нужна тщательная и ювелирно точная огранка! И да, для тех, кто не понял, что за представление воссоздал для нас мистер Мерфи — это была небольшая аллюзия на кинокартину «Мертвец». Этого образа пока нет в наших базах данных поэтому все показанное на сцене — чистая импровизация. Еще один плюс нашему таланту. Но вы тоже не зазнавайтесь мистер Мерфи, — он взглянул на меня, спускающегося со сцены, — работы еще предстоит немереное множество. А пока продолжим наши пробы!

***

Звон дверного колокольчика. «Здравствуйте». Рассеянный взгляд посетителя. «Добрый день, вас приветствует виртуальный театр «Феникс». Какой позор! Теперь я должна была работать с клиентами и принимать их заявки. Никогда еще я не падала так низко. Бумаги, печати, наигранные улыбки и денежный оборот, конечно же я справлюсь со всем этим. Но я не хочу продавать свою душу за какую-то рутину. За деньги, в которых нет счастья, если ты ненавидишь, то, что делаешь. Ведь не для этого всего я училась и работала над собой. Я хочу быть на сцене, а не рядом с ней! Надо что-то придумать!

Первая репетиция была назначена через три дня после проб. Участникам пьесы были розданы полные сценарии, плюс индивидуальные рекомендации и наставления, над чем стоит поработать и какую образовательную литературу почитать. Благо актеры были обладателями эмбрейн-карт, которые позволяли усваивать информацию намного быстрее и эффективнее чем раньше, и поэтому уже никто не жаловался, что не успеет прочитать несколько книг за такой короткий срок. В самом же театре, все свободное время было посвящено подготовке к репетиции. Я сидела на телефоне, общаясь с клиентами. Мистер Веб закрывался в зале и не пускал туда даже меня, настоятельно рекомендуя всем и каждому: «Не мешать ему творить!»

Но все же, во время репетиции моя мечта обрела второе дыхание. Рассматривая виртуальный театр как своего противника и источник всех моих бед, как посредственный способ развлечения населения, я совсем упустила из виду те возможности, которые с его помощью открываются перед творческими личностями. Этот мистер Мерфи сразил всех на повал своей чарующей зарисовкой, а ведь как сам утверждал, примерил наряд актера в первый раз. Что же тогда смогут сделать профессионалы? Недолго думая, через нетбук я подключилась к просторам меганета и отправилась искать видео актеров и виртуальных творцов, околдовавших широкую аудиторию. К моему удивлению, в своем большинстве это были вовсе не актеры! Инженеры, архитекторы, дизайнеры и художники, все те, кто строил свою деятельность на визуально-пространственном восприятии, похоже, имели неоспоримое преимущество. Умея оперировать образами в своем воображении, они с такой же легкостью могли воссоздать их с помощью новых технологий. Видео пестрили своим разнообразием: кто-то преподносил себя в роли волшебника визуализируя магию в реальном времени, кто-то силой мысли создавал невообразимых существ и строения, а кто-то танцевал и заставлял виртуальную реальность двигаться в ритм с музыкой. Простор был безграничный, но во всем не хватало какой-то изысканности, профессионализма. Новая индустрия возникла не так давно и поэтому была доступна далеко не всем, а те, кто мог себе позволить еще не успели достичь небывалых высот.

Как вдруг внезапно, я осознала простую истину — в соседнем зале работает один из ведущих специалистов в этой области, с которым можно не просто побеседовать, но и понаблюдать за процессом создания его произведений. И я должна была это сделать!

В фойе сейчас как раз не было клиентов, и я решила ненадолго отлучиться. Осмотревшись по сторонам, я вышла из-за стойки заказов и легонько, на цыпочках, подкралась с двери зала. Заглядывать в замочную скважину было бесполезно, так как сцена все равно находилась за стеной, поэтому я лишь прислушалась. Шум. Простой уличный шум города. Видимо это было звуковое сопровождение, которое вполне могло помочь мне незаметно проникнуть внутрь. Максимально медленно и неслышно повернув дверную ручку, я сделала шаг внутрь. Темнота, музыка и бегающие тени. Веб был там. Я прижалась к стене и взглянула на сцену, где творилось нечто невообразимое.

В воздухе висели разнообразные предметы — столы, компьютеры и даже один автомобиль. Какие-то объекты были детализированы, а другие напоминали лишь объемные эскизы. Самом странным и удивительным было то, что сцена выглядела бесконечной. Как-будто зрительный зал выходил на улицу города, где иногда появлялись силуэты людей, мелькали фонари и проезжали машины. А в центре всего происходящего, спиной к залу, стоял мистер Веб и творил. Размахивая руками как дирижер, он создавал копии образов и менял уже имеющиеся модели, приближал и вращал, строил и разрушал. Скорость его работы можно было сравнить со скоростью мысли, краткие перерывы он делал лишь для того, чтобы оценить получившийся результат. Вдруг пространство зала исказилось и теперь начало напоминать внутренности какого-то огромного здания, по которому в изобилии расхаживали люди в смокингах. Его убранство было стильным и одновременно чарующим, а модель большого фонтана, к которой мистер Веб приложил немало усилий пленила своей роскошью.

Некоторое время я завороженно наблюдала за работой мастера. Еще я обратила свое внимание на то, что мистер Веб как будто обрабатывает уже имеющиеся у него в распоряжении объекты, использует какие-то фильтры и эффекты, позволяющие превратить обычное повседневное кресло в необыкновенный волшебный объект, подернутый рябью и напоминающий замысловатую иллюзию. Наверное, в этом и заключался этот редкий навык настоящего виртуального декоратора — умение создать объект, который легко узнать, но сложно забыть… Модели множились, а маэстро поэтично размахивал руками и отправлял готовые структуры в базу данных. Поглощенный своей работой он совершенно не обращал внимание на окружающее пространство, но по иронии судьбы внезапно у меня зазвонил телефон. Я попыталась выключить звук, но секундная неловкость и трубка с грохотом упала на пол. Раздражающая мелодия эхом наполнила зал, сцена погасла, иллюзии исчезли, а побеспокоенный мистер Веб обернулся и мгновенно обнаружил источник шума в пустом помещении. Взглядом диктатора он прижал меня к полу, однако сохранял молчание.

— Прошу прощения, — лишь выдавила я из себя, — я не хотела вас беспокоить, но было очень интересно… взглянуть на вашу работу. Это выглядело потрясающе, — продолжала оправдываться я.

— Моя дорогая Скарлет, еще с первой нашей встречи я заметил в вас легкое пренебрежение нашим родом деятельности. А тут оказывается, что вам стало интересно… так что же поменялось? — иронично ответил Веб.

— Просто я попыталась взглянуть на вопрос с другой точки зрения. Поняла, что это тоже искусство и при том очень яркое и захватывающее.

— Что ж, похвально. Как говориться — лучше поздно чем никогда. Хотя не могу вас винить, после того как в-театр разделался с обычным театром, приверженкой которого вы являлись.

— Стоп! Откуда вам это известно? — выпалила я.

— Хмм, вероятно от директора театра, — невозмутимо парировал Веб.

— Ах да… извиняюсь за резкость, — я почувствовала, как наливается краской мое лицо.

— Многие сторонники старой школы, очень агрессивно настроены по отношению к виртуальному театру, — декоратор начал речь, спускаясь в зрительный зал ко мне, — но ведь их ненависть легко объяснима. Они видят, что обычный театр, дело всей их жизни, гибнет. Гибнет от старости, от изношенности, от отсутствия новых идей и самое главное отсутствия новых зрителей. Когда с другой стороны предстает виртуальный театр, свежий, яркий, красочный. Конечно же легко обвинить его во всех своих бедах и неудачах. Новое поколение, выросшее под покровительством современных технологий, интерактивного обучения и виртуального пространства смотрит на обычный театр как на атавизм. Место куда ходят или ходили их бабушки и дедушки, место, где скучно и пахнет пылью. Мир меняется, и возможно театру просто пришлось сделать шаг в будущее и самому стать другим.

— Да, вероятно вы правы, — поддалась я авторитету, — но почему же у многих известных актеров театра не получается влиться в новую струю?

— А все очень просто, моя дорогая. Навевая виртуальный костюм, — в это время от плавно провел рукой вдоль своего одеяния, — актер, даже самый гениальный, остается только актером, он не может с высоты своего величия щелкнуть пальцами и наполнить сцену яркими образами и новыми объектами, ибо для моделирования и постройки виртуального окружения используется совсем другая область мозга. Актер не сможет, а какой-нибудь фантазер — сможет. Поэтому сейчас так распространена практика набора актеров из обычных людей. Внезапно в театре более важную роль стало играть сильное пространственное воображение, чем актерское мастерство. Особенно теперь, когда есть модели поведения персонажей, которые может использовать абсолютно любой человек с эмбрейн картой. В этом и заключается позорный секрет всех противников виртуального театра. А вы сами пробовали надевать костюм?

— Стыдно признаться… но нет. Я так категорично прислушивалась к речам и блогам известных актеров, что начала считать все это занятие лишь глупым развлечением и необходимым злом.

— А вы попробуйте! — предложил мистер Веб, — тем более что вся аппаратура под рукой. Никогда не знаешь какой результат получишь в итоге… — он патетично указал на стойку с костюмами.

— Но у меня нет эмбрейн-карты, — стыдливо заметила я.

— Ну что же, не беда, — отечески приободрил меня мистер Веб, — возьмите вот этот нейсвит капюшон, — он протянул мне накидку с проводами, — Технология устаревшая, не такая чувствительная в сенсорике мозга, но зато работает без эмбрейн карт, напрямую через электроды.

Я поняла, что в этот момент будет решаться вся моя дальнейшая судьба. Как в замедленной съемке я приближалась к сцене, к сцене на которой я так много играла, сцене на которой я жила и отдавалась ей полностью. Но сейчас это место стало совершенно чужим, диким, незнакомым. Надевая костюм, я осознавала, что сейчас сделаю шаг в неизвестность и либо я провалюсь в пропасть, либо смогу жить дальше, занимаясь любимым делом.

Детекторы движения на сцене заметили меня, а софиты незамедлительно очертили яркий ореол. Я закрыла глаза и попыталась представить что-нибудь простое, хорошо знакомое. На ум пришла детская, в которой я выросла… игрушки, краски, платья, маленькое зеркало и солнечное окошко с яблоней снаружи. Но открыв глаза, я не заметила никаких изменений, у меня опустились руки. Я готова была разрыдаться, когда Веб ехидно заметил, что не мешало бы сначала запустить аппаратуру, прежде чем начинать представление.

Осознав свою оплошность, я, сгорая от стыда, нажала кнопки коммуникации и убедилась, что костюм подключился к базе данных. И чтобы не показаться слишком легкомысленной решила подойти к делу посерьезней. Хотелось изобразить что-то важное и запоминающееся, хотелось произвести впечатление. И если не на Веба, а хотя бы на саму себя.

Как вдруг идея с детской обрела новый смысл. Я представила себя взрослую в детских декорациях, которые тоже стали более солидными. Как по волшебству, комната из моего прошлого стала меняться. Плюшевый мишка стал рослым и накаченным, куклы превратились в манекены с изысканными одеяниями, зеркало тоже выросло и окаймилось вычурной золотистой рамкой, а цветущая яблоня налилась сочными спелыми плодами. Я видела, что объектам недостает четкости, что-то получалось непропорциональным, но в целом образы угадывались и были опознаваемыми. Хотя, как только я попыталась сконцентрироваться на собственном наряде, придумать себе «новое платье из детства» моя комната потеряла резкость и растворилась совсем.

— Ну что же, не так уж плохо для первого раза, — прервал меня мистер Веб, — реализация, конечно, хромает и в ближайшее время вам точно не стать виртуальным декоратором, но какие-то задатки идейности определенно на лицо. Если вам действительно так близка и интересна тема театра, то почему бы вам не посетить нашу ближайшую репетицию?

— К сожалению, я должна буду это сделать — координация клиентов моя работа, но, честно признаться, смотреть как кто-то выступает на сцене и не иметь возможности делать это самой для меня будет излишней пыткой, сейчас я не в состоянии позволить себе развлечения нашего театра.

— Тогда возможно для нашего директора следует придумать вескую причину почему вы должны участвовать в постановке? — и декоратор вопросительно уставился на меня.

— Я не понимаю к чему вы клоните, — удивилась я.

— Просто приходите в назначенный день, и все узнаете на месте. А теперь возможно вам следует вернуться к вашей официальной работе. Клиенты должно быть заждались вас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В-Театр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я