В игре вам предстоит выступить в роли Судьбы, возносящей героев к вершинам мира и низвергающей их в бездны отчаяния. Что уготовано герою – слава, богатство, любовь или безвестная смерть в придорожной канаве? Все в ваших руках – руках Судьбы!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нити Судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОСНОВЫ МЕХАНИКИ
Герои, статисты и персоны
Герои: так называются персонажи под управлением игроков. Они — протагонисты истории, которую совместно создают мастер и игроки, они избраны Судьбой (для чего именно — вопрос открытый). Герой — ведущая роль на сцене мироздания, точка приложения сил Судьбы. Именно к героям протянуты Нити Судьбы — страховочная сеть над бездной… или ниточки своенравного кукловода.
Статисты: это персонажи и существа под управлением мастера. Они — второстепенные лица истории. Главное отличие статистов от героев — невозможность прибегнуть к помощи Судьбы. Статисты могут обладать Атрибутами, Трюками и Недостатками, а также совершать Уникальные ходы без обрыва Нитей, принимая все возможные последствия.
Персоны: это статисты, роли которых сопоставимы по значимости с ролями самих героев. Это не имеет никакого отношения к могуществу или социальному статусу. Король, пославший героев на войну, — всего лишь статист, он не принимает значимого участия в истории (хотя участвует в ее завязке). От действий короля мало что зависит — он остался за кулисами, укрывшись в неприступном замке. А вот находчивый слуга одного из героев — без сомнений, персона. Его успехи и неудачи очень даже влияют на развитие истории. Хоть слуга и не является главным действующим лицом, Судьба присматривает за ним… в полглаза. Так же, как и герои, персоны могут использовать Нити Судьбы.
Нередко Судьба готовит для персон особое место в своих планах. Героям не стоит удивляться, увидев живым и здоровым злодея, которого они с таким трудом одолели неделю назад (хотя мастеру лучше не злоупотреблять сюжетным иммунитетом!).
«Нити Судьбы» — игра о приключениях группы друзей или как минимум единомышленников. Правила не предполагают конфликтов между героями, хотя могут реализовать их технически. Если мастер и игроки согласны с тем, что герои противостоят друг другу, то все, что герой может сделать со статистом, он может сделать и с другим героем.
Герои и Судьба
Судьба не олицетворяет какую-то определенную высшую силу. Прежде всего, Судьба — элемент роли игрока, который решает, когда герой получит поддержку, а когда — нет. Какой облик примет Судьба — своенравного божества, госпожи удачи, стечения обстоятельств или сюжетного иммунитета — зависит от жанра и настроения вашей игры. От них же зависит, насколько очевидно вмешательство высших сил для героев и статистов. Если герои античного эпоса прекрасно осведомлены о покровительстве богов (и об их жестокости), то герои современного фэнтезийного романа могут быть уверены, что все эти успехи — их личная заслуга!
Структура игровой сцены
Сценой называется эпизод с участием героев. Из множества таких эпизодов и состоит игра. Разговор с трактирщиком, бегство от огромного дракона, обыск павших в битве врагов — все это сцены. Действие многих способностей героев ограничено длительностью сцены.
Игровая сцена состоит из следующих этапов:
1. Мастер описывает наполнение сцены — декорации и события вокруг героев.
— Что за народ собрался в трактире? Привлекло ли внимание появление героев?
— Дракон летит или преследует героев по земле? Использует ли он огненное дыхание?
— Все павшие мертвы, или среди них есть те, кого еще можно спасти? Не помешает ли кто-то героям собирать трофеи?
При создании наполнения сцены мастер может принимать решения, основанные на импровизации и контексте ситуации, или определить некоторые детали при помощи игромеханических инструментов — проверок Неприятностей, Впечатлений и ввода в игру Недостатков героев. Подробнее об этом читайте в соответствующих разделах книги.
Описание сцены вовсе не должно быть литературным, хотя хороший слог мастера, безусловно, выгодно скажется на атмосфере игры. Главное, донести до игроков информацию, которую они смогут использовать при описании действий своих героев.
2. Игроки задают уточняющие вопросы (если это требуется) и описывают действия своих героев.
— Герои предложат трактирщику пару грошей за нужные им сведения или попытаются добиться своего при помощи угроз?
— Герои спрячутся от дракона в россыпи камней или заманят его в скалистую теснину?
— Герои помогут раненому врагу бескорыстно или сохранят ему жизнь в надежде на выкуп?
На этом этапе игроки не только заявляют, что делают их герои, но и решают, вмешается ли в события Судьба. Они могут воспользоваться Нитями Судьбы и совершить Ходы Судьбы, повлияв на наполнение сцены и ее контекст. Подробнее об этом читайте в разделе «Нити, Ходы и Капризы».
3. Мастер объявляет, какие проверки должны совершить герои (и должны ли вообще), определяет их сложность и описывает последствия действий героев.
— Трактирщик охотно принимает деньги и делится тем, что знает, или зовет своих ражих сыновей?
— Дракон в пылу погони потерял след или бессильно извивается, зажатый скалами?
— Раненый обещает отплатить добром за добро или втайне готовится к мести?
Далеко не каждое действие и решение героев требует проверок. Определение ее принципиальной необходимости — одна из обязанностей мастера. Подробнее о проверках читайте в разделе «Проверки».
На этом этапе игроки также могут применять Ходы Судьбы, в том числе связанные с проверками. Подробнее об этом читайте в разделе «Нити, Ходы и Капризы».
Новая сцена начинается, когда предыдущая так или иначе получает логическое завершение: герои узнали у трактирщика то, что хотели (или бежали под градом ударов), дракон повержен (или остался далеко позади), а поле битвы обследовано вдоль и поперек (или герои поглощены хлопотами с раненым). Если герои по неким причинам разделились, каждый из них станет участником отдельной сцены.
Проверки
Проверки — это броски кубика К20, изображающие усилия героя, физические, волевые или умственные. Чем большее число выпало на кубике, тем больше шанс, что герой преуспеет. Например, когда герой совершает проверку Характеристики, игрок бросает К20 и прибавляет к выпавшему результату модификатор Характеристики. Различные факторы могут повысить или понизить шансы героя на успех. Они называются бонусами и штрафами и отображаются числами, которые прибавляются к результату броска или отнимаются от него.
Проверки совершаются против фиксированного числа — сложности, которую задают мастер, контекст ситуации или правила. Если результат равен сложности или превышает ее, герой достиг успеха.
Перед совершением проверки определите следующее:
— Цель, которую герой пытается достичь совершением проверки.
— Сложность проверки, исходя из цели героя и контекста ситуации, если она не определена правилами.
— Цену провала проверки, если она не определена правилами.
— Наличие Преимуществ и Помех.
— Наличие бонусов или штрафов.
— Допустимость Успеха с Неприятностями и потенциальные Неприятности, если он возможен.
Градации успеха: некоторые проверки имеют градации успеха — например, проверки Доблести и Меткости. В этом случае важна величина разницы между результатом проверки и заданной сложностью.
Преимущества и Помехи: порой обстоятельства складываются неблагоприятно или, наоборот, благоволят герою. В этом случае бросьте дополнительный кубик за каждую Помеху или Преимущество. Выберите меньший результат, если герой находится под действием Помехи, и больший, если герой обладает Преимуществом. Одновременное действие 1 Помехи и 1 Преимущества сводит их на нет.
Герой не может страдать больше чем от 2 Помех за бросок, как не может реализовать больше 2 Преимуществ за бросок. То есть максимальное число кубиков в броске — 3.
Активные проверки подразумевают некие действия героя — атаку, бег, прыжки, разговор, поиск, размышления. К активным не относятся проверки Наблюдательности, не связанные с целенаправленным поиском, проверки Воли, проверки на Потерю сознания, сопротивление яду и тому подобные.
Статичные значения Навыков отражают длительные усилия героя, повторяющиеся достаточно регулярно. Не кидайте кубик, вместо этого прибавьте 10 к значению Навыка. Дополнительно, прибавьте к значению 5, если герой обладает Преимуществом, или отнимите 5, если герой страдает от Помехи. Вы можете применять статичные значения, когда герой стоит на часах, методично обшаривает стены в поисках потайного лаза или выполняет другие задачи, требующие систематического повторения одних и тех же действий.
Например, если герой-часовой с Наблюдательностью +4 использует статичное значение этого Навыка, результатом его «проверки» всегда будет 14. Таким образом, во время дежурства он заметит все, для чего достаточно этого результата, но остальное ускользнет от его внимания.
Это не обязательно подразумевает, что герой сконцентрировался на одном деле, — он может озираться по сторонам в поисках затаившихся врагов и при этом орудовать мечом. Разумеется, вы всегда можете использовать обычные проверки, если вам больше по нраву сюрпризы!
Критический провал и успех: выпав на кубике, числа 1 и 20 отражают ошеломительные провалы и успехи на грани возможного. В таких случаях мастер может ввести в игру дополнительные эффекты броска, кроме неудачи или успеха. При выпадении 1 мастер может засчитать автоматический провал проверки, даже если бросок превысил сложность задачи. При выпадении 1 во время проверок Доблести или Меткости цель никогда не теряет Единицы Здоровья, даже если Доблесть или Меткость героя достаточно велики, чтобы поразить Защиту цели.
При выпадении 20 на кубике мастер может засчитать автоматический успех проверки, даже если бросок не превысил сложность задачи. При выпадении 20 во время проверок Доблести или Меткости цель всегда теряет минимум 1 Единицу Здоровья, даже если Доблесть или Меткость героя недостаточно велики, чтобы поразить Защиту цели.
Критические провалы профессионалов и Критические успехи дилетантов кому-то могут показаться нелогичными. С другой стороны, это мощный повествовательный инструмент, который не стоит игнорировать. Почему лучший мечник королевства не смог одолеть в бою мальчишку с фермы? Как толстяк-полурослик обманул бдительность древнего дракона? Чем бродяга-следопыт прельстил эльфийскую принцессу? Объяснив, из-за чего спасовал профи и преуспел дилетант, вы насытите вашу историю интереснейшими подробностями.
Примерная сложность задач
Успех с Неприятностями: если герой не прошел проверку, игрок может предложить ввести в игру Неприятность, позволяющую тому преуспеть или сопутствующую успеху. Например, вор открыл замок, но старый механизм пронзительно заскрипел и разбудил стражника. Или воин поразил противника, но дешевый клинок сломался при ударе. Считайте, что герой добился минимально необходимого успеха и автоматически получил вариант «Катастрофа» при проверке Неприятностей. Не протягивайте к герою Нить — его наградой за Неприятность будет успех проверки.
Ниже вы найдете возможные примеры Неприятностей, осложняющих успех проверки.
— Возможность для недругов: успех героя позволяет недругам приблизиться к своей цели или даже достичь ее. Эта Неприятность может оставаться за кадром до тех пор, пока герои не столкнутся с ее последствиями.
— Временные затраты: выполнение задачи требует больше времени, чем планировал герой.
— Герой под ударом: герой преуспел, но оказался в затруднительном положении. Его жизнь, здоровье или репутация под угрозой!
— Невыгодная позиция: успех вынуждает героя занять невыгодную позицию. Несколько последовательных выборов этого варианта могут привести героя на край обрыва, в глухой тупик или под обстрел артиллерийской батареи!
— Оповещение недругов: выполнение задачи привлекает к герою нежелательное внимание.
— Ослабление эффекта: герой выполнил задачу, но в самом скором времени статус-кво будет восстановлен.
— Перерасход ресурсов: герой преуспел, но потратил гораздо больше ресурсов, чем планировал.
— Поломка снаряжения: герой справился с задачей, но его снаряжение пришло в негодность.
— Союзники под ударом: успех героя приводит к тому, что его товарищи оказываются в затруднительном положении. Их жизнь, здоровье или репутация под угрозой!
— Ущерб: герой добился своего, но получил Опасную рану. Герой теряет число ЕЗ, достаточное для получения Опасной раны, вне зависимости от имеющихся у него защитных средств.
Если герой не распределил Очки опыта в Навык, проверку которого он совершает, выберите 1 дополнительную Неприятность из списка.
Если герой достигает успеха только при выпадении 20 на кубике (или правила не позволяют ему совершить проверку в принципе), выберите 1 дополнительную Неприятность из списка.
Мастер может запретить успех с Неприятностями, если, по его мнению, герой в ходе успеха приобретет значительно больше, чем потеряет, или если при проверке на кубике выпала 1.
Успех с Неприятностями может быть применен до броска кубика.
Успехи с Неприятностями позволят героям преодолеть полосу невезения, а мастеру и игрокам — наблюдать за развитием сюжета, а не за бесконечной чередой неудач. Не ограничивайтесь вариантами из списка, опирайтесь на жанр и настроение вашей игры!
Взаимопомощь: герои могут помогать друг другу, если логика ситуации это допускает. Выберите героя, который будет совершать основную проверку и определите тех, кто ему помогает. Определив сложность проверки, отнимите от нее 5 — это сложность задачи для помощников. Совершите проверку профильной Характеристики или Навыка для каждого из помощников. Если помощник преуспел в проверке, герой, совершающий основную проверку, получает Преимущество. Если помощник потерпел неудачу, герой, совершающий основную проверку, получает Помеху. Не забывайте, что единовременно герой не может иметь более 2 Преимуществ или 2 Помех на бросок.
Когда бросать кубик?
Не бросайте кубик, если герой занят рутинными делами, не ограничен во времени и ресурсах и при этом имеет хотя бы 1 очко опыта в Навыке. Не бросайте кубик, если успех или неудача не имеют значимых последствий.
Бросайте кубик, если герой рискует чем-то важным — репутацией, богатством, жизнями друзей (или своей собственной). Бросайте кубик, если герой ограничен во времени и ресурсах.
Состязания
Обычно для определения успеха или неудачи действия героя или статиста достаточно бросить кубик — все положительные и отрицательные факторы включены в бросок. Однако иногда мастер может добавить в ситуацию остроты. В этом случае и мастер, и игрок бросают кубики, прибавляют к ним все необходимые бонусы/штрафы и сравнивают результаты. В состязании побеждает тот, чей финальный результат окажется больше. При использовании этого правила замените в формулах, используемых для противостояния герою, 10 на бросок К20.
Если в Состязании противники получают равные результаты, то ни одна из сторон не может взять верх, и ситуация остается такой же, как и до броска. Рекомендуется использовать Состязание, только если герою противостоит персона или другой герой.
Округление результатов
Все дробные числа, получившиеся в результате расчетов, округляются в меньшую сторону.
Частное превосходит общее
Атрибуты, Трюки, Элементы, некоторые заклинания и предметы часто позволяют совершать нечто, недоступное обычным людям (даже героям, у которых иной набор снаряжения, Атрибутов, Трюков и Элементов). Описания Атрибутов, Трюков, Элементов, заклинаний, волшебных предметов и способностей существ могут противоречить основным правилам, создавая исключения. В таких случаях частное правило всегда превалирует над общим. Например, герой с Трюком «Опытный арбалетчик» игнорирует свойство «Перезарядка» у арбалетов, что позволяет ему совершать Быструю атаку с помощью арбалета. Это исключение из основных правил, ведь герой много тренировался, чтобы повысить темп стрельбы, а игрок заплатил за Трюк 5 Очков опыта!
Нити, Ходы и Капризы
Как бы ни был ловок, умен и могуч герой, именно благоволение Судьбы выдвигает его на ведущие роли. Нити Судьбы отображают невероятное везение героев — то, что заставляет обычных людей благоговейно пересказывать истории об их удивительных приключениях и подвигах столетия спустя.
Нити Судьбы — один из важнейших элементов игры. Это именно тот раздел правил, который стоит изучить с особым тщанием. Помимо прочего, Нити позволяют игроку объявить о безусловном успехе героя без бросков кубика. Благодаря этому абсолютно любой герой легко окажется в центре внимания и повлияет на развитие сюжета!
Начальное число Нитей: герои и персоны начинают игровую встречу с 2 Нитями. Одномоментно к герою или персоне не может быть протянуто больше 5 Нитей Судьбы. Неиспользованные к концу встречи Нити обрываются, и следующую встречу герой или персона опять начнет с 2 Нитями.
Если Судьба (в лице мастера и игроков) сочтет нужным, новые Нити могут протягиваться к героям и персонам не в начале игровых встреч, а по завершении важных сюжетных вех или даже перед ними. Например, Нити протянутся к героям накануне генерального сражения с ордой захватчиков-из-за-океана или после того, как битва, так или иначе, завершится. В этом случае любой герой, к которому протянуто меньше 2 Нитей, увеличивает их число до 2. Герои, к которым протянуто больше 2 Нитей, сохраняют их. Заметьте, что к персонам-антагонистам также протянутся новые Нити!
Очки опыта и Нити Судьбы: Очки опыта могут быть использованы героями как для развития, так и для получения благосклонности Судьбы. Мастер должен выбрать один из этих вариантов в начале игровой встречи:
— В начале игровой встречи игрок может протянуть к своему герою до 3 Нитей, потратив до 3 Очков опыта (1 Нить за 1 Очко опыта).
— Игрок может протянуть к своему герою до 5 Нитей, потратив до 5 Очков опыта, в перерывах между сценами (1 Нить за 1 Очко опыта).
— Очки опыта, имеющиеся в распоряжении героев, могут быть использованы как Нити Судьбы в любой момент игры. Обратите внимание, что это сделает героев невероятно могущественными, так как теоретически у них могут быть и Очки опыта, и максимальное количество Нитей!
Как протянуть к герою новые Нити, и когда они обрываются: Судьба помогает герою не просто так. Ей нравится следить за тем, как герой барахтается в неприятностях.
— Игрок может протянуть к своему герою Нить, когда принимает Каприз Судьбы.
— Игрок должен оборвать Нить (или несколько, если этого требует ситуация) своего героя, когда делает Ход Судьбы.
Изменения, внесенные в игру с помощью Ходов и Капризов, становятся частью истории и могут иметь далеко идущие последствия.
Ходы Судьбы
Ход Судьбы (Ход) — прямое вмешательство высшей силы в жизнь героя. Некоторые Ходы доступны лишь героям, имеющим определенные Атрибуты — это Уникальные ходы. Подробнее об этом читайте в разделе «Атрибуты».
Совершение Хода: каждый раз, когда Судьба делает Ход, обрывается число Нитей героя, указанное в описании Хода. Таким образом игроки могут добавлять в сцены статистов, факты их биографии, элементы обстановки и многое другое. Игрок может обрывать любое число Нитей своего героя, комбинируя любое число Ходов (если в описании Хода не сказано обратного).
Ходы и помощь персонам и статистам: игроки могут обрывать Нити своих героев, чтобы помочь важным для них статистам. При этом для них доступны Ходы из категорий «Повезло» и «В нужном месте в нужное время».
Перечень Ходов
Ходы, описанные ниже, доступны любому герою или персоне:
1. Повезло!
— 1 Нить. Откажитесь от последствий Каприза Судьбы. Если вы отказываетесь от последствий Каприза, то к вашему герою не протягивается Нить.
— 1 Нить. Получите наилучший вариант при проверке Неприятностей. Оборвите Нить до броска кубика и считайте, что при проверке выпало 20.
— 1 Нить. Перебросьте проверку 1 раз. Вы не обязаны принимать второй бросок, если он хуже первого. Любой кубик может быть переброшен не больше 2 раз. Перебрасывая проверки с Помехами или Преимуществами, перебросьте все кубики.
— 1 Нить. Сохраните жизнь персоне или статисту, провалившему проверку Выносливости при Опасной ране или Смерти.
— 2 Нити. Получите успех на проверку героя. Оборвите Нити до того, как брошен кубик. Если бросок подразумевает различные эффекты в зависимости от степени успеха, герой получает минимально необходимый успех. Вы не можете использовать этот Ход, если герой достигает успеха только при выпадении 20 на кубике.
Так же вы можете провалить проверку героя. Вы можете использовать Ход, даже если герой достигает успеха автоматически (скажем, из-за высокого Навыка и отсутствия риска). Если бросок подразумевает разные эффекты в зависимости от степени провала, герой получает минимально необходимый провал.
— 4 Нити. Получите Критический успех на проверку героя. Для тех эффектов, которые это учитывают, считается, что на кубике выпало 20. Вы можете использовать этот Ход, даже если герой достигает успеха только при выпадении 20 на кубике, и в этом случае он получает все дополнительные эффекты Критического успеха.
Точно так же вы можете Критически провалить проверку героя. Вы можете использовать Ход, даже если герой достигает успеха автоматически (например, из-за высокого Навыка и отсутствия рисков). Для тех эффектов, которые это учитывают, считается, что на кубике выпало 1.
2. В нужном месте в нужное время.
— 1 или больше Нитей (на усмотрение мастера). Добавьте в сцену предмет, или элемент обстановки, или статиста. Ржавый нож, спрятанный в тюремном матрасе, незаметная дверь в тупике, стражник, прибежавший на крики о помощи, — приемлемые варианты. Мастер вправе заблокировать Ход или потребовать обрыва большего числа Нитей, если вы предлагаете нечто маловероятное или не соответствующее жанру и настроению игры. Игроки могут использовать этот Ход, чтобы помочь героям других игроков.
— 1 или больше Нитей (на усмотрение мастера). Сделайте игровую заявку ретроспективно. Например, вы забыли сказать мастеру, что герой несет с собой запас факелов. Возможно, вы просто-напросто решили, что герою не пригодится много факелов. Теперь, если герой отправится исследовать подземелья древнего храма, вам придется оборвать 1 Нить, чтобы герой все же взял с собой связку факелов и флягу с маслом. Игроки могут использовать этот Ход, чтобы помочь героям других игроков.
Чем дальше во времени отстоит возможность реализации такой заявки, тем больше Нитей придется оборвать. Одно дело, когда герой еще вчера заходил в деревню, где мог приобрести все необходимое (или хотя бы в сосновую рощу, где он мог заготовить факелы самостоятельно), и совсем другое, когда герой несколько месяцев странствует в пустоши, где не растет ничего, кроме жухлой травы!
— 1 или больше Нитей (на усмотрение мастера). Введите в игру Орла вашего героя. Подробнее об Орле читайте в разделе «Грани и Амплуа».
3. Старый знакомый.
— 1 или больше Нитей (на усмотрение мастера). Добавьте в сцену симпатизирующего герою статиста — родственника, друга, должника и т. п. Не забывайте, статист не может появиться из ниоткуда! Мастер вправе заблокировать Ход или потребовать обрыва большего числа Нитей, если вы предлагаете нечто маловероятное или не соответствующее жанру и настроению игры.
— 1 или больше Нитей (на усмотрение мастера). Добавьте факт биографии уже присутствующего в игре статиста — Недостаток, грязный секрет, черту характера или событие из прошлого. Вам потребуется объяснить, откуда герой узнал об этом.
— 1 Нить. Введите в игру известный вам Недостаток персоны или статиста. Герой, чья Нить оборвана, обязан принимать участие в сцене (и посильно содействовать вводу Недостатка в игру). Имейте в виду, что в этом случае к персоне будет протянута 1 Нить.
4. Пробуждение Элементов.
— 1 Нить. Герой взывает к скрытым силам своей души и получает ответ. Полный список Элементов, условия их получения и эффекты их Пробуждения вы найдете в разделе «Элементы».
5. Рука Судьбы.
— 1 Нить. Примените Каприз Судьбы на герое другого игрока.
— 1 Нить. Герой немедленно восстанавливает 10 Единиц Маны. ЕМ героя не могут превышать максимальной величины его ЕМ. Совершение Хода в Боевой сцене требует Быстрого действия.
— От 1 до 3 Нитей (или больше на усмотрение мастера). Статист по выбору игрока, оборвавшего Нити своего героя, попадает в Неприятности. 1 оборванная Нить приведет к результату «Ну и денек!», 2 оборванных Нити — к результату «Кажется, у меня проблема!», 3 оборванных Нити — к результату «Катастрофа!». По взаимной договоренности игроки могут оборвать Нити нескольких разных героев, чтобы достичь нужного результата. Герои не обязаны присутствовать в одной сцене со статистами, попадающими в Неприятности. Мастер вправе заблокировать Ход или потребовать обрыва большего числа Нитей, если игроки предлагают нечто маловероятное или не соответствующее жанру и настроению игры.
Капризы Судьбы
Каприз Судьбы (Каприз): ввод в игру Недостатка, Темной стороны Атрибута, Решки героя или принятие игроком худшего варианта Неприятностей до броска кубика называется Капризом Судьбы.
Вход Каприза в игру: каждый раз, когда Каприз входит в игру, протяните к герою 1 Нить. Вход в игру означает создание ситуации, в которой Каприз осложняет жизнь героя. Игрок описывает затруднение, с которым столкнулся его герой, и, если мастер считает проблему достаточно серьезной, к герою протягивается 1 Нить.
Капризы Судьбы и мастер: в течение сцены мастер может использовать Капризы Судьбы один раз для каждого героя, принимающего участие в сцене (хоть и не обязан делать этого). Мастер не должен обрывать для этого Нити персон или тратить какие-то иные ресурсы. Инициация проверки Неприятностей не считается Капризом, а вот попытка навязать герою ее худший вариант является им!
Отказ от Каприза: если игрок не желает принимать последствия Каприза, он должен совершить Ход Судьбы «Повезло!». Если у героя нет Нитей, чтобы откупиться от Каприза, ему придется столкнуться с последствиями, хочет он того или нет. Разумеется, в этом случае к герою протягивается Нить.
Не забывайте, что если игрок применил Ход «Повезло!» и отказался от последствий, то Каприз не входит в игру и к герою не протягивается Нить.
Перечень Капризов
С одной стороны, Капризы Судьбы — это возможность для игроков обмениваться Нитями, с другой — элемент передачи повествовательных прав, с третьей — непостоянство своенравной Судьбы!
1. Во власти страстей.
Недостаток героя входит в игру. Ввод в игру Недостатков — основной способ получения Нитей Судьбы героем. Подробный перечень возможных Недостатков вы найдете в разделе «Недостатки».
Обратите внимание, что если герой с Недостатком «Пьяница» тихо-мирно напился, это никак не осложняет его жизнь и ничего не привносит в историю. Но, если Пьяница напился и избил любимого сына местного барона, Недостаток, безусловно, вошел в игру и оставил в ней след. Если Любвеобильный герой потискал смазливую служанку в трактире, это вряд ли потянет на приключение. Однако, если охотники на ведьм застанут его в постели с молодой колдуньей, Недостаток сработал, как надо.
2. Все имеет цену.
Темная сторона Атрибута героя входит в игру. В отличие от Недостатков, проявления Темной стороны достаточно ситуативны, а потому целиком и полностью отданы фантазии игроков и мастера. Не забывайте, что ввод в игру Темной стороны (так же, как и Недостатка) должен осложнять герою жизнь и создавать возможности для развития сюжета. Например, Жрец может столкнуться с воинствующими последователями соперничающего культа, Аристократ почувствует себя неуютно во время крестьянского бунта, а за Красавицу дадут хорошую цену на невольничьем рынке!
Примеры Темных сторон каждого из Атрибутов вы найдете в разделе «Атрибуты».
3. Решка!
Решка героя входит в игру. Так же, как и в случае с Темной стороной Атрибутов, Решка — очень специфический способ получения Нитей и всецело зависит от контекста сцены. Подробнее о Решке читайте в разделе «Грани и Амплуа».
4. Катастрофа!
Игрок добровольно сталкивает героя с наихудшим вариантом проверки Неприятностей. Считайте, что на кубике выпало 1. Подробнее об этом читайте в разделе «Неприятности».
5. Черная полоса.
Теоретически, герои могут начать игру без Атрибутов, Недостатков и Граней. Вряд ли герой так уж идеален, но ни одна из страстей не способна захватить его целиком даже на мгновение. И все же он остается игрушкой в руках Судьбы. Во время игры постоянно возникают ситуации, так или иначе подвергающие героя опасности. Игрок может предложить неблагоприятный вариант развития такой ситуации. Например, герой подкрадывается к стражнику, но деревянные половицы под ногами героя громко скрипят и обнаруживают его присутствие. Или герой желает сменить загнанного скакуна и выясняет, что всех лошадей только что забрали королевские гонцы. Мастер должен одобрить возникшее у героя затруднение, в противном случае Каприз не считается вошедшим в игру.
Вход в игру Каприза Судьбы значит, что в истории возник некий свершившийся факт. Пьяница вспоминает, как бил баронского сынка уже утром, когда ничего не исправишь, а Любвеобильного героя и вовсе поймали на горячем. Но вход Недостатка, Темной стороны или Решки в игру не обязательно означает безусловные проблемы. Прежде всего, это создание интересной игровой ситуации, которая начинается неблагоприятно для героя, но может принести выгоды позднее, если Судьба в лице игрока подскажет герою верную линию поведения.
Неприятности
Зачастую проблемы создают герои, но иногда Неприятности сами находят их. Неприятности изображают неблагоприятные события, которые могут случиться, а могут и пройти стороной. В потенциально опасной сцене, такой как прогулка по зловонным трущобам, обыск старинного особняка или прыжок в море с обрыва, мастер может инициировать проверку Неприятностей, если контекст ситуации недостаточно ясно говорит о том, что герою ничто не угрожает.
Неприятности всегда должны оставлять герою хотя бы мизерный шанс спастись и не должны убивать его сразу.
Это правило может использоваться и несколько иначе — для определения того, оказался ли под рукой у героя необходимый предмет, есть ли поблизости разыскиваемое героем заведение и так далее, если контекст не дает исчерпывающего ответа на этот вопрос. В этом случае проверка Неприятностей будет выглядеть так:
Например, скрываясь от преследования, герой забирается в незнакомый дом и пытается найти там оружие. Проверка Неприятностей покажет, держит ли хозяин в доме заряженную пищаль или хотя бы ржавые вилы. В противном случае герою придется довольствоваться серебряными ложками или ножкой от стула!
Общие Неприятности: иногда возникают ситуации, в которых Неприятности напрямую касаются всех участников сцены — например, если корабль дал течь в шторм, или шериф считает всех героев одинаково виновными. В этом случае при Капризе Судьбы «Катастрофа!», инициированном мастером, Нити протягиваются ко всем героям и персонам, присутствующим в сцене. Откупиться от Каприза можно по обычным правилам.
Неприятности под контролем: обычно Неприятности случаются внезапно, но иногда герою выпадает шанс смягчить (или усугубить) эффект. Если мастер считает, что герой может как-то повлиять на результат, герой может совершить проверку Характеристики или Навыка, уместного в контексте ситуации. Величина успеха прибавляется к результату проверки Неприятностей, а величина провала вычитается из него. Например, в трущобах герой может постараться не мозолить окружающим глаза и использовать Скрытность против сложности, установленной мастером. Это все еще не помешает герою случайно наткнуться на грабителей, но может понизить шанс такой встречи. Если герой прошел Скрытность на 3, то к числу, выпавшему на кубике при проверке Неприятностей, будет прибавляться 3. Если герой провалил Скрытность на 2, из числа, выпавшего при проверке Неприятностей, будет вычтено 2, а его неумелые попытки выглядеть незаметно привлекут внимание окружающих.
Когда использовать проверку Неприятностей? Эта механика позволяет мастеру создавать игровые события и факты без предварительной подготовки, руководствуясь контекстом сцены, и при этом разделять повествовательные права с игроками. Она не заменяет собой проверки Навыков (хотя ситуации, в которых такая замена будет уместна, могут возникнуть). Проверка Неприятностей позволит легко и быстро узнать, в каком настроении вернулся с охоты молодой король, умеет ли читать дочка лесничего, есть ли на острове бухта, где можно бросить якорь.
Как правило, проверки Неприятностей инициирует мастер. Ему же придется судить о том, насколько проверка вообще необходима в контексте сцены. Разумеется, если у мастера и игроков уже готовы ответы на все вопросы, проверка Неприятностей вряд ли будет использоваться слишком часто. Но даже в таких случаях не стоит полностью исключать ее из игры.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нити Судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других