Как пришло понимание того, что такое идея и других вопросов, связанных с обретением человеком способности создавать идеи? Послесловие к статьям, опубликованным ранее

Иван Андреянович Филатов, 2023

В статье сделана попытка восстановить в памяти те ходы мысли, которые привели к раскрытию структуры и смысла идеи. Показана роль социума в формировании не самой новизны, а необходимости в ней. Приведена единая методология возникновения новизны. Сделано предположение о том, что возникновение у человека способности генерировать идеи, во-первых, является следствием интенсификации способности логически мыслить, а во-вторых, послужило инициирующим началом к освоению языка в виде речи.Опираясь на текст Хайдеггера, показано, что в фундаменте бытия лежит нужда в обновлении структур Вселенной, живой природы, социума и т. д. Реализуется же нужда в процессе спонтанной самоорганизации материи. Высказано опасение в части нашей тотальной увлеченности интернетом, отбивающем у нас всякую охоту вспоминать некогда нам уже известную информацию и тем самым тренировать нашу способность логического мышления. Увядание же этой способности приводит к снижению нашей способности генерировать идеи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как пришло понимание того, что такое идея и других вопросов, связанных с обретением человеком способности создавать идеи? Послесловие к статьям, опубликованным ранее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

5. Человек и соци-ум — каким образом они взаимосвязаны?

Вот здесь-то и возникает кардинальный вопрос взаимосвязи человека и социума самого по себе, того социума, где функционируют только вещи и нет никакого человека, в том числе и человека, продуктивно мыслящего и чувствующего, того человека, который бы каким-либо образом — в первую очередь образом своего мышления — отреагировал на зародившуюся, но еще не возникшую Необходимость в создании какой-либо Новизны. А именно, возникает вопрос, каким образом осуществляется взаимосвязь этого социума с человеком, продуктивно мыслящим и чувствующим. Иначе говоря, возникают два вопроса:

— во-первых, в какой момент человек как «бездумная» вещь на этапе События-1 превращается в человека, продуктивно мыслящего и чувствующего (в начале События-11), того человека, который способен не только заметить возникшие в социуме проблемы (Необходимости, Нужды), но и разрешить их;

— а во-вторых, каким именно образом человек воспринимает проблемы социума: иначе говоря, каким образом осуществляется связь социума самого по себе с человеком, способным разрешить его проблемы?

Ведь мы же знаем, что в социуме как открытой системе время от времени возникают те или иные проблемы — беспроблемное существование это не то свойство, которое ему может быть присуще. И проявляются они в виде Необходимости в создании Новизны затребованного им вида. Но, спрашивается, в каком виде эти Необходимости воздействуют на чувства и на ум человека? Вот тот вопрос, который ранее не был задан метафизикой в достаточно отчетливой его формулировке. Иначе говоря, не был задан вопрос передачи эстафеты социума — в виде Необходимости в создании Новизны — из «рук» самого социума в «руки» человека, способного создать затребованную социумом Новизну.

И, как оказалось, эта эстафета от социума к человеку передается — на границе между Событиями-1 и -11 — в виде какого-либо, воздействующего на чувства и ум человека, негативного фактора: лишенности человека в чем-то, неудобства пользования чем-либо, недостаточности чего-либо, неудовлетворенности человека чем-либо и т. д.

Так:

— лишенность в телесной силе и ловкости привела человека к изобретению орудий охоты (увесистый булыжник, западня, капкан, копье, лук и стрелы) на более сильных и более ловких диких животных;

— недостаточная эффективность выражения и передачи мыслей посредством жестов и гортанных звуков привела к изобретению звучащей речи;

— неудовлетворенность неупорядоченными спонтанно-эгоистическими взаимоотношениями между людьми привела к «изобретению» нравственности, то есть к упорядочению этих взаимоотношений на не законодательном уровне;

— неудобства и трудности в сохранении (во времени) приобретаемых знаний и передачи их на большие расстояния привели к изобретению письменности и т. д. и т. п.;

— лишенность в способе передачи смыслов внове являемых (в наше сознание) идей привела к возникновению сознания как выражения того, что свершилось в материальных структурах нашего мозга через знаки культуры, а через них — единения нас с нашим ближайшим окружением посредством передачи им нами полученного знания.

Именно эти негативные факторы являются передаточным звеном, связывающим сообщество людей в целом (социум) с человеком, продуктивно чувствующим и мыслящим, а вместе с ним и со всеми людьми, составляющими это сообщество. Иначе говоря, эти негативные факторы связывают Бытие социума (самого по себе) с бытием человека.

Причем следует особо отметить следующее: человек, продуктивно мыслящий и чувствующий, является не только создателем идей, отвечающих запросам социума, но он еще — открыватель самих Необходимостей в новизне того или иного вида, конечно же, через указанные негативные факторы. Не обладай он чутьем к тому, какая Необходимость (Нужда) в Новизне зародилась и созрела в недрах социума самого по себе, у него не было бы даже повода обратить внимание на назревшую проблему и направить свои собственные интеллектуальные усилия (и данные ему способности) на создание соответствующей идеи, разрешающей возникшую неблагоприятную для социума ситуацию.

По сути дела, вся культура это результат изобретений и открытий в процессе обнаружения каких-либо негативных факторов. И все это стало возможным благодаря заложенной в мозг человека природной способности генерировать все новые и новые идеи. Попробуйте теперь заявить, что не создание идей является фундаментом нашего — человеческого и социального — Бытия как возникновения Новизны! Исходя из этого положения, нам ничего другого не остается, как заявить: Бытие осуществляется только в том «объекте», который способен производить Новизну: будь то Вселенная, живая Природа, социум, мозг человека или геном последнего и любого другого живого существа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как пришло понимание того, что такое идея и других вопросов, связанных с обретением человеком способности создавать идеи? Послесловие к статьям, опубликованным ранее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я