Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов)

И. О. Родин

Данное пособие на конкретных примерах обучает специфике написания сочинений по эпизоду художественного произведения. Темы взяты из экзаменационных работ (как выпускных, так и вступительных). Пособие является одной из книг Родина И. О., которая вместе с другими образует единый курс обучения созданию текстов. Пособие окажет неоценимую услугу не только школьникам и абитуриентам, но и преподавателям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А. С. Грибоедов

Диалог Чацкого с Репетиловым

(анализ 4 явления из четвертого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Комедия Грибоедова была написана в начале девятнадцатого века, в годы, когда на смену порядкам старой, екатерининской эпохи, начали приходить новые веяния, когда в русском обществе появились новые, передовые люди, не желавшие мириться с отсталостью своей страны, люди, которые искренне хотели служить Отечеству, не требуя за это ни наград, ни чинов.

В центре комедии Грибоедова стоит именно такой человек. Во всем его облике, в фамилии, да и в некоторых поворотах сюжета современники писателя угадывали прототип — П. Я. Чаадаева, русского философа-западника, который за свои передовые идеи и критику тогдашних порядков, подобно Чацкому, был объявлен сумасшедшим. Именно взаимоотношения Чацкого с фамусовским обществом (московским высшим светом той эпохи) и составляют основной конфликт комедии.

Находясь в доме Фамусова, Чацкий встречается с людьми, вхожими в его дом. Среди них находится и Репетилов.

Репетилов, едва войдя в дом Фамусова и увидев Чацкого, бросается к нему, как к старому приятелю, и обрушивает на него ворох всевозможных «новостей». Для начала он превозносит Чацкого до небес, хвалит его ум, говорит, что любит его больше жены и детей. В ответ на иронические реплики Чацкого принимается заниматься самоуничижением, называя себя «вандалом» и в самых разных красках расписывая свою прошлую жизнь: «людьми пустыми дорожил», «бредил целый век обедом или балом», «об детях забывал, обманывал жену», «танцовщицу держал», «пил мертвую», «все отвергал: законы, совесть, веру». После замечания Чацкого «врать, да знать меру» Репетилов обнаруживает истинное назначение подобного самоуничижения: оказывается, теперь он знается с «умнейшими» людьми, которые собираются по четвергам в Английском клубе, где у них «Секретнейший союз». Стремясь свести Чацкого с ними, он в самых ярких красках расписывает их «достоинства». Князь Григорий — «чудак единственный», который всех «со смеху морит», некто Воркулов известен тем, что хорошо поет, о братьях «Левоне и Бореньке» Репетилов не находится, что сказать. В качестве «гения» он рекомендует Удушьева Ипполита Матвеича, рекомендует почитать его работы, правда, тут же начинает сетовать, что Удушьев ничего не пишет. Зато у него богатая биография (для этого персонажа Грибоедов заимствовал ряд черт реального человека — знаменитого в свое время Федора Толстого Американца):

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист…

Все эти люди, по словам Репетилова, и составляют «Секретнейший союз», а занимаются тем, что кричат, шумят — так, что кажется, будто их «сотни голосов», спорят о Байроне и т. п.

Несмотря на то, что Репетилов ведет себя с Чацким «запанибрата» и всячески украшает свою речь «передовой» риторикой, нельзя не заметить, что он коренным образом отличен от Чацкого. Все, что для Чацкого — глубокие, серьезные убеждения, для Репетилова — игра, пустое времяпровождение, ничем не отличающееся по своей сути от игры в карты или танцев на очередном балу. Репетилов ничем не отличается от подавляющего большинства представителей «фамусовского общества», по его признанию Скалозубу, он не вышел в чины потому, что женился неудачно: хотел получить приданое и продвижение по службе, но отец невесты — барон, кандидат в министры — не оправдал его ожиданий. Органической частью «фамусовского общества» Репетилов показывает себя и тогда, когда становится известно о мнимом сумасшествии Чацкого. Отозвавшись вначале об этом как о «дичи», он затем меняет свое мнение на противоположное («я не знал, что это слишком гласно»). И это вполне логично. Репетилов никогда не пойдет против «фамусовского общества», так как живет по его законам и благодаря им. Так же, как и они, он ведет паразитический образ жизни, занят лишь своими мелкими личными делами и озабочен корыстными интересами. Точный, афористичный язык комедии усиливает впечатление, рисуя яркие, выразительные образы.

Итак, в сцене разговора Чацкого и Репетилова, занимающей важное место в идейно-художественном содержании комедии, на примере образа Репетилова показан социальный тип конформиста-приспособленца, рядящегося в демократические «одежды» и опошляющего передовые идеи времени, выразителем которых является Чацкий. Репетилов — своего рода пародия на Чацкого, подделка под него, демонстрация того, как «фамусовское общество» адаптирует и подчиняет своим интересам любые новые социально-значимые идеи.

Комедия Грибоедова описывает жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее многогранности, неоднородности и противоречивости, реалистически рисует типы того времени, поднимает вечные темы — преемственности поколений, соотношения цели и средств, истинного и ложного, эгоистического и альтруистического начала в человеке. Именно поэтому комедия не утратила актуальности в настоящее время, помогая разобраться в современных проблемах, которые немногим отличаются от проблем грибоедовского времени.

Приезд Чацкого в дом Фамусова

(анализ 7—10 явлений из первого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия Грибоедова была написана в начале девятнадцатого века, в годы, когда на смену порядкам старой, екатерининской эпохи, начали приходить новые веяния, когда в русском обществе появились новые, передовые люди, не желавшие мириться с отсталостью своей страны, люди, которые искренне хотели служить Отечеству, не требуя за это ни наград, ни чинов.

В центре комедии Грибоедова стоит именно такой человек. Во всем его облике, в фамилии, да и в некоторых поворотах сюжета современники писателя угадывали прототип — П. Я. Чаадаева, русского философа-западника, который за свои передовые идеи и критику тогдашних порядков, подобно Чацкому, был объявлен сумасшедшим.

Чацкий — совсем еще молодой человек, который, однако, несмотря на свою молодость, достаточно образован и имеет свой собственный взгляд на многие насущные проблемы современности. Чацкий два года был за границей, где знакомился с передовыми идеями того времени, наблюдал, как живут люди в других странах. Он любит девушку Софью, с которой они вместе выросли в доме ее отца (Чацкий, хотя и дворянин, небогат). Со временем детская привязанность перерастает у Чацкого в нечто большее. Комедия начинается с того момента, когда Чацкий после двухлетнего отсутствия приезжает в дом Фамусова. Чацкий рад Софье и с порога начинает объясняться в любви. Однако он не знает, что за время его отсутствия Софья полюбила Молчалина, секретаря Фамусова.

Весь диалог Софьи и Чацкого строится по принципу контраста. Эмоциональность Чацкого резко противопоставляется холодности и подчеркнутой вежливости Софьи: на восторженные воспоминания о годах их совместного детства Софья отвечает: «Ребячество!» На обильные комплименты Чацкого и призывы не смущаться Софья говорит, что «хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд». Софье не нравятся ироничные отзывы Чацкого о московской жизни, об их общих знакомых («Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!»), особенно же выводит из себя Софью уничижительный отзыв о Молчалине.

Чацкий не может не замечать подобного к себе отношения и в конечном итоге приходит к выводу, что все дело в наличии соперника. Все дальнейшее развитие событий комедии определяется попытками Чацкого выяснить, кто именно является его удачливым соперником: Молчалин или Скалозуб. Однако конфликт между Чацким и Софьей — это лишь внешний конфликт, который позволяет раскрыться конфликту внутреннему и главному, а именно конфликту между Чацким и «фамусовским обществом». Этот конфликт также заявлен в сцене появления Чацкого в доме Фамусова.

В своих беглых отзывах о московских нравах и общих знакомых Чацкий обрисовывает характерные черты светской жизни, представителей высшего общественного слоя. Здесь господствует смесь языков «французского с нижегородским», люди — одни «с криком требуют присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», другие — изучают науки, правда, нанимая учителей «числом поболее, ценою подешевле». В учителях здесь ходят пьяница-француз, «ученый» с менторски воздетым перстом, внушающий ученикам, что «нам без немцев нет спасенья». В таком обществе и развлечения соответствующие — писание в альбомы стихов, хождение на балы. Причем на этих балах за ширмой прячут человека, чтобы он, создавая летнюю атмосферу, зимой щелкал соловьем, а представление там играют «тощие актеры», принадлежащие толстому устроителю маскарада.

В сжатом виде здесь заявлены уже практически все темы, которые Чацкий на протяжении комедии будет развивать в своих обличительных монологах. Точный, афористичный язык комедии усиливает впечатление, рисуя яркие, выразительные образы.

Итак, в сцене появления Чацкого в доме Фамусова, занимающей важное место в идейно-художественном содержании комедии, впервые обозначаются два конфликта, присутствующие в ней: «внешний» (любовный треугольник Чацкий-Софья-Молчалин) и «основной» (конфликт между Чацким и «фамусовским обществом»), а также намечаются формы его разрешения.

Комедия Грибоедова описывает жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее многогранности, неоднородности и противоречивости, реалистически рисует типы того времени, поднимает вечные темы — преемственности поколений, соотношения цели и средств, истинного и ложного, эгоистического и альтруистического начала в человеке. Именно поэтому комедия не утратила актуальности в настоящее время, помогая разобраться в современных проблемах, которые немногим отличаются от проблем грибоедовского времени.

Сплетня о сумасшествии Чацкого

(анализ 14–21 явлений из третьего действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия Грибоедова была написана в начале девятнадцатого века, в годы, когда на смену порядкам старой, екатерининской эпохи, начали приходить новые веяния, когда в русском обществе появились новые, передовые люди, не желавшие мириться с отсталостью своей страны, люди, которые искренне хотели служить Отечеству, не требуя за это ни наград, ни чинов.

В центре комедии Грибоедова стоит именно такой человек. Во всем его облике, в фамилии, да и в некоторых поворотах сюжета современники писателя угадывали прототип — П. Я. Чаадаева, русского философа-западника, который за свои передовые идеи и критику тогдашних порядков, подобно Чацкому, был объявлен сумасшедшим. Почему же это произошло? Почему общество отвергло Чацкого? Чтобы понять, как молодого прогрессивного человека записали в сумасшедшие, необходимо разобраться в причинах зарождения сплетни (явления 14–21 третьего действия комедии).

Чацкий — совсем еще молодой человек, который, однако, несмотря на свою молодость, достаточно образован и имеет свой собственный взгляд на многие насущные проблемы современности. Чацкий два года был за границей, где знакомился с передовыми идеями того времени, наблюдал, как живут люди в других странах. Он любит девушку Софью, с которой они вместе выросли в доме ее отца (Чацкий, хотя и дворянин, небогат). Со временем детская привязанность перерастает у Чацкого в нечто большее. Чацкий рад Софье и с порога начинает объясняться в любви. Однако он не знает, что за время его отсутствия Софья полюбила Молчалина, секретаря Фамусова. Весь диалог Софьи и Чацкого строится по принципу контраста. Эмоциональность Чацкого резко противопоставляется холодности и подчеркнутой вежливости Софьи. Ей не нравятся ироничные отзывы Чацкого о московской жизни, об их общих знакомых, особенно же выводит из себя Софью уничижительный отзыв о Молчалине. С первого же появления Чацкого в доме Фамусова между Софьей и Чацким завязываются конфликтные отношения, в лице Софьи Чацкий, не подозревая того, заполучил врага.

Однако конфликт между Чацким и Софьей — это лишь внешний конфликт, который позволяет раскрыться конфликту внутреннему и главному, а именно конфликту между Чацким и «фамусовским обществом». Вернувшись на родину, у Чацкого появилась наглядная возможность сравнить тамошнее и здешнее общество. В своих беглых и нелицеприятных отзывах о московских нравах и общих знакомых Чацкий обрисовывает характерные черты светской жизни, представителей высшего общества. Здесь господствует смесь языков «французского с нижегородским», люди — одни «с криком требуют присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», другие — изучают науки, правда, нанимая учителей «числом поболее, ценою подешевле». В учителях здесь ходят пьяница-француз, «ученый» с менторски воздетым перстом, внушающий ученикам, что «нам без немцев нет спасенья». В таком обществе и развлечения соответствующие — писание в альбомы стихов, хождение на балы. Причем на этих балах за ширмой прячут человека, чтобы он, создавая летнюю атмосферу, зимой щелкал соловьем, а представление там играют «тощие актеры», принадлежащие толстому устроителю маскарада. Точный, афористичный язык комедии усиливает впечатление, рисуя яркие, выразительные образы.

Чацкий — максималист, ему «прислуживаться тошно». Подкупить его нельзя, перетянуть на свою сторону — пустое дело, идеи его для большинства не понятны, а потому кажутся опасными, остается единственное средство, могущее нейтрализовать подобного «субъекта», — оболгать, объявив его сумасшедшим. Чацкий становится жертвой сплетни, сыгравшей в его судьбе роковую роль. «Загорелась маленькая травка, — пишет Немирович-Данченко, — потом огонь пошел лизать все вокруг, легкий треск перешел в зловещий глухой шум, и скоро все обращается в удушливый пожар», который начался в третьем действии комедии. Сначала обмолвилась замученная преследованиями Чацкого Софья, сказав мимоходом, что «он не в своем уме». Сплетня тут же подхватывается, но разносят ее безыменные персонажи. Затем появились «весомые» подробности сумасшествия главного героя из уст «лгунишки, картежника и вора» Загорецкого, который точно все знал и помнил: «Как мне не знать? примерный случай вышел; Его в безумные упрятал дядя-плут… Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». И, наконец, религиозно-политические обвинения глухой графини как ярчайшее воплощение «логики» фамусовского общества — завершили дело: Чацкого всем миром записали в сумасшедшие.

Автор очень точно и последовательно выстраивает психологический и социальный механизм сплетни — ее зарождение, распространение и воплощение в очернительной лжи. Мастерски изображено психологическое состояние Софьи, понимающей последствия случайно оброненной фразы. На лицо игра словами, взглядами, недомолвками. Софья то молчит, то отвечает уклончиво о Чацком, который стал причиной ее постоянного «ужасного расстройства!» Ее поведение оправдано, и складывается ощущение, что героиня ищет какую-то зацепку, которая позволит ей высказать свое предположение о сумасшествии Чацкого. И она появляется в форме вопроса неизвестного господина: «Однако есть приметы?» «Мне кажется» — отвечает Софья и рада тому, что ей тут же готовы поверить: «Готов он верить! А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себя примерить?». Так зарождается сплетня о Чацком. Ответ Софьи — начало конца Чацкого, начало кульминации пьесы. Сплетня о сумасшествии распространяется с удивительной быстротой всех гостей Фамусова, обрастая благодаря Загорецкому фантастическими подробностями. И что немало важно, возникнув, она потеряла авторство, так как, в сущности, никого не интересовало, откуда поползли слухи; вероятно, на это и рассчитывала Софья. Сплетня объединила всех против общего опасного врага, каковым в глазах фамусовского общества являлся Чацкий. «С ума сошел!» — радостно восклицает Загорецкий, с подачи которого сплетня обретает статус общественного мнения. «Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют — И вот общественное мненье!»

В 21-м явлении III действия на балу у Фамусова собрались все действующие лица «и многие другие». Наступает кульминация пьесы: общество готово «официально» подтвердить факт сумасшествия Чацкого. Действие продуманно автором детально и поражает логичностью воплощения замысла в словах, жестах, паузах. «С ума сошел! Прошу покорно! Да невзначай! Да как проворно!» — произносит приговор «якобинцу» графиня Хлестова — самая влиятельная, сановная гостья Фамусова. Так сплетня превратилась в анафему «гадкому утенку». А Скалозуб идет еще дальше, считая, что только железная дисциплина может «вправить мозги» подобным вольнодумцам: «Ученостью меня не обморочишь, \Скликай других, а если хочешь, \Я князь-Григорию и вам \ Фельдфебеля в Волтеры дам, \ Он в три шеренги вас построит, \ А пикните, так мигом успокоит».

Почему Фамусов и его гости так охотно подхватили сплетню о сумасшествии Чацкого? Все его обличения автоматически превратились в бред сумасшедшего, место которому в «желтом доме», а не среди «порядочных» и «здравомыслящих» людей. А ведь Чацкий в какой-то момент был готов отказаться от своих идей ради любви к Софье: «От сумасшествия могу я остеречься…». Однако судьба распорядилась иначе.

Таким образом, сплетня о сумасшествии Чацкого занимает важное место в идейно-художественном содержании комедии, так как, во-первых, явилась развязкой двух конфликтов, присутствующих в ней: «внешнего» (любовный треугольник Чацкий-Софья-Молчалин) и «внутреннего» (конфликт между Чацким и «фамусовским обществом»), а во-вторых, показала всю порочность, лицемерие и лживость высшего света, не чурающегося никаких способов ради уничтожения чуждых ему передовых идей и их носителей.

Именно такие герои как Чацкий, отлученные от общества, стали «прототипами» декабристов, народников, революционеров, выступающих за коренные преобразования во всех сферах жизни.

Комедия Грибоедова описывает жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее многогранности, неоднородности и противоречивости, реалистически рисует типы того времени, поднимает вечные темы — преемственности поколений, соотношения цели и средств, истинного и ложного, эгоистического и альтруистического начала в человеке. Именно поэтому комедия не утратила актуальности в настоящее время, помогая разобраться в современных проблемах, которые немногим отличаются от проблем грибоедовского времени.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я