Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов)

И. О. Родин

Данное пособие на конкретных примерах обучает специфике написания сочинений по эпизоду художественного произведения. Темы взяты из экзаменационных работ (как выпускных, так и вступительных). Пособие является одной из книг Родина И. О., которая вместе с другими образует единый курс обучения созданию текстов. Пособие окажет неоценимую услугу не только школьникам и абитуриентам, но и преподавателям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А. С. Пушкин

Сон Татьяны

(анализ эпизода из 5 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Творчество Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из главных произведений Пушкина. Задумывался он во многом как сатира на романтические произведения — Пушкин сам признавался, что задумывал что-то «вроде байроновского «Дон-Жуана»». Вместе с тем Пушкин создал не подражательное произведение, а национальный, самобытный роман о России и для России. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в лирических отступлениях, описаниях быта и жизненного уклада своей эпохи Пушкин представил широчайшую панораму современной ему жизни.

Все это нашло отражение в образе главных героев произведения — и в особенности, Татьяны Лариной, любимой героине Пушкина.

«Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей…»

Однако в Татьяне много естественности, близости природе, безыскусственности и прямодушия, что делает ее милой и привлекательной. Впервые в русской литературе женский характер был противопоставлен мужскому, причем женский характер оказывался сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины, верящей «преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям». Примечателен в этом отношении сон Татьяны (глава 5 романа), подчеркивающий простоту девушки, ее близость народу.

Ежегодно в определенный зимний день незамужние девушки гадали на своего суженного, сны также имели в этом важное значение: кто приснится — тот и будущий супруг. Татьяне приснился страшный сон, как потом оказалось, вещий. Будто идет она по сугробам, и преграждает ей дорогу бурный поток реки, не скованный льдом. Сон пронизан фольклорными образами, символами и сказочными персонажами. Помогает ей перебраться на другой берег медведь, который потом вдруг начинает ее преследовать. Не сумев убежать от зверя, Татьяна покоряется судьбе, и медведь приносит ее к «куму», живущему в убогом шалаше. Боясь войти, Татьяна слышит шум стаканов, как на похоронах, и через дверную щель видит праздничный стол, за которым сидят чудовища, а хозяином шалаша оказался сам герой ее романа — Евгений Онегин. Удивило девушку то, что чудища беспрекословно подчинялись воле героя. Уже в данном моменте сна автор однозначно дает понять своей героине, что влюбилась она в монстра, что не стоит ее любви сей «денди», что душа его черна. И далее показана уж совсем одиозная личность. Вдруг «Онегин, взорами сверкая, Из-за стола, гремя, встает; Все встали: он к дверям идет». Обнаружив за дверьми Татьяну, Онегин увлекает ее в шалаш, склоняет к ней голову. И тут входят Ольга и Ленский. Онегин в ярости пронзает сердце Ленского. В ужасе Татьяна просыпается, — «сон зловещий ей сулит Печальных много приключений», которые не замедлили сбыться на балу у Лариных. Решив подтрунить над приятелем, Онегин волочится за Ольгой, вызвав ревность и Татьяны, и Ленского. Последний вызывает Онегина на дуэль, где и погибает. Сон действительно оказался вещим, однако, он сулил героине не только похороны, но и свадьбу, только мужем Татьяны становится генерал, которому она покорилась, не любя, смерившись с судьбой.

Итак, эпизод из пятой главы «Евгения Онегина» — сон Татьяны — во-первых, предопределяет дальнейшее развитие событий романа, а во-вторых, имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца.

Как отмечал В. Г. Белинский, «Горе от ума» Грибоедова и «Онегин» Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.

Дуэль Ленского с Онегиным

(анализ эпизода из шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Творчество Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из главных произведений Пушкина. Задумывался он во многом как сатира на романтические произведения — Пушкин сам признавался, что задумывал что-то вроде байроновского «Дон-Жуана». Вместе с тем Пушкин создал не подражательное произведение, а национальный, самобытный роман о России и для России. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в лирических отступлениях, описаниях быта и жизненного уклада своей эпохи Пушкин представил широчайшую панораму современной ему жизни.

Эпизод, описывающий дуэль Ленского и Онегина, обладает теми же чертами, что и все произведение. Кроме того, данный отрывок играет важную композиционную роль: конфликт достигает здесь своего наивысшего развития. Любовная интрига приходит к трагическому завершению. История, произошедшая на именинах Татьяны (поведение Онегина, легкомысленность Ольги, ревность Ленского), стремительно развивается в сцене дуэли. Бывшие приятели ждут наступления утра, на которое назначен поединок: Ленский пишет романтического содержания стихи, Онегин спит. Утром вместе с секундантами они отправляются за мельницу, где Онегин убивает Ленского из пистолета. Сюжетная канва этим исчерпывается. Однако за движением сюжета скрывается то, благодаря чему Белинский, собственно, назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Перед нами предстают не только жизненный уклад и обычаи того времени, но и живая реакция автора на описываемые события. Этому, как и во всем романе, служат лирические отступления. В них Пушкин высказывает свое отношение к романтизму, к дуэлям и убийству, к общественному мнению, к судьбе, к любви, к преходящести и изменчивости жизни.

Основным здесь является безоговорочное осуждение поэтом убийства. Для него убийство не может быть оправдано ничем — ни обычаем, ни светскими предрассудками. По Пушкину, жизнь дает Бог и только он может ее у человека отобрать. Для Пушкина любой человек — это часть Творения, следовательно, и на нем лежит благословение божие, а значит, сам по себе он не может быть плохим. Любое насилие (а равно — зло) — явления для божьего Творения неестественные. Зло привносит в мир человек, однако, не по злому умыслу, а по неведению или заблуждению. Следы таких заблуждений мы видим и в сцене дуэли. Вначале (у Лариных) Онегин из-за пустяка раздражается на Ленского, к этому прибавляется ветреность Ольги. Легкомысленное поведение Онегина, в свою очередь, провоцирует ревность Ленского. Вызвав в ответ друга на дуэль, Ленский, безусловно, погорячился, но череда совпадений зашла уже слишком далеко. Пушкин говорит о том, что противники в любой момент могут примириться, остановить этот ужасный ход событий, но здесь вступают в дело ложные представления о чести («Но дико светская вражда боится ложного стыда»). Пушкин четко разделяет борьбу самолюбий, соперничество и убийство. Признавая, что приятно «дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага», а также из пистолета «целить в бледный лоб», но тем не менее «отослать его к отцам едва ль приятно будет вам». Неестественность, чудовищность происходящего подчеркивается в сцене контрастным противопоставлением живого — неживого: бывший друг, с которым вместе еще совсем недавно пили вино, — и немой костенеющий труп. В лирическом отступлении Пушкин рисует возможное будущее Ленского, которому не суждено осуществиться. «Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден», — предполагает автор. Хотя он не исключает и того, что «поэта обыкновенный ждал удел», что со временем он бы остепенился, «расстался б с музами, женился» и прожил бы ничем не примечательную жизнь обыкновенного обывателя. Пушкин сознательно уравнивает в этом отрывке судьбу «выдающейся личности» и обыкновенного человека (что совершенно невозможно, например, для романтиков). Для него важен любой человек, и жизнь его благословенна и неприкосновенна по определению, так как в каждом человеке отразился Творец. Если бы люди это понимали, то они не совершали бы столь чудовищных ошибок.

К числу подобного рода заблуждений Пушкин относит и романтизм (едва ли не постоянной рифмой к которому у него является «эгоизм»). Романтическая маска, которую периодически надевает Онегин и которая практически приросла к лицу Ленского, — во многом причина всех бед, которые происходят с персонажами романа. Ленский перед дуэлью читает Шиллера, потом пишет стихи, полные «любовной чепухи», затем их вслух читает «в лирическом жару, как пьяный Дельвиг на пиру». Далее Пушкин приводит дословно эти стихи, которые являются откровенной пародией на романтические произведения, начиная с расхожих образных штампов и заканчивая «пошлыми» рифмами типа «друг — супруг», «день — сень» и т. д. Заканчивается вся эта поэтическая абракадабра «модным словом» — «идеал».

Жизнь, по Пушкину, оказывается проще и вместе с тем мудрее. В ней все естественно, все движется своим чередом. Убитый на дуэли Ленский похоронен, и на его могиле «поставлен памятник простой», т. е. как и у тех, кто не писал стихов и не знал «модных слов». Ольга в скором времени выйдет замуж за улана и уедет с ним в полк. Ей уготована обычная женская судьба, но и такая судьба для Пушкина прекрасна, и ни одна фантазия или химера не стоит того, чтобы на нее безрассудно променять великий божий дар — жизнь.

Итак, эпизод из шестой главы «Евгения Онегина» — дуэль Ленского с Онегиным — имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца.

Как отмечал В. Г. Белинский, «Горе от ума» Грибоедова и «Онегин» Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.

Финальное объяснение Онегина и Татьяны

(анализ эпизода из 8-й главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Творчество Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из главных произведений Пушкина. Задумывался он во многом как сатира на романтические произведения — Пушкин сам признавался, что задумывал что-то «вроде байроновского «Дон-Жуана”». Вместе с тем Пушкин создал не подражательное произведение, а национальный, самобытный роман о России и для России. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в лирических отступлениях, описаниях быта и жизненного уклада своей эпохи Пушкин представил широчайшую панораму современной ему жизни.

Все это нашло отражение в образе главных героев произведения — и в особенности, Татьяны Лариной, любимой героине Пушкина.

«Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей…»

Однако в Татьяне много естественности, близости природе, безыскусственности и прямодушия, что делает ее милой и привлекательной. Впервые в русской литературе женский характер был противопоставлен мужскому, причем женский характер оказывался сильнее и возвышеннее мужского. Особенно ярко проявилось это в эпизоде финального объяснения Онегина с Татьяной (8 глава романа), где Татьяна отвергает Онегина, хотя и продолжает его любить. Для того чтобы понять поведение героев в финале романа, необходимо разобраться в характерах главных героев и проследить событийную цепочку повествования.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила его собственная няня — Арина Родионовна. Татьяна с детства была «тиха и молчалива». Она мало играла с подругами, а по большей части была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но не находила у старших ответы на свои вопросы. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина и решается написать ему любовное признание. Онегин не смог разглядеть за этой формой настоящего чувства, искренности и глубины, которые, несмотря на общий сентиментальный тон письма, почерпнутый из книг, все же проглядывают в нем. Да он и не был готов к тому, чтобы это увидеть. Онегин занят только собой, ему уже успело все наскучить, он пресытился развлечениями и любовными похождениями. Понимая, что не может ответить на ее чувства, Евгений отвергает Ларину. Получившая от Онегина резкую отповедь и пережившая все то, что принесла с собой последовавшая затем дуэль ее возлюбленного с Ленским, Татьяна смирилась с мыслью, что супружество ей уготовано с нелюбимым человеком. Так и вышло. Онегин исчезает на некоторое время из ее жизни. Татьяна выходит замуж за генерала и переезжает в Петербург, где становится настоящей светской львицей. Когда Онегин видит ее на балу, в нем вспыхивает страсть. Татьяна же холодна и равнодушна к нему. Евгений пишет письма, ответа на которые так и не получает. В конце концов, незваный, он едет в дом Татьяны и застает ее за чтением его письма. Наступает развязка романа.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я