Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями

И. К. Ларионов, 2018

В книге изложена уникальная авторская концепция трансформации сознания человека на качественно новую ступень эволюции путем перехода от мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями. Углубленное осмысление основ этого перехода дополняется рядом практических рекомендаций по его осуществлению. Для читателей, проявляющих интерес к преобразованию собственного сознания и освоению системы мышления на основе смысловых идентификаций. Эта система применима во всех отраслях знаний, в том числе в экономике и социальном управлении, а также в области естественных наук и психологии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. Специальная практика медитации

Вхождение в медитацию

Метод вхождения в состояние медитации таков:

1. Примите удобную позу, в которой можно долго оставаться неподвижным при соблюдении обязательного условия — позвоночник и голова должны быть расположены по одной прямой линии. Расслабьте все мышцы тела[2]. Закройте глаза.

2. В течение нескольких минут позвольте мыслям течь свободно, не останавливая их, но и не продумывая сознательным усилием воли. Упражняющийся, как правило, обнаруживает, что в его сознании прокручиваются мысли, связанные с событиями и людьми, наиболее сильно задевшими личность в последнее время. Чтобы поток подобных мыслей иссяк, проделайте нижеследующее.

3. Вообразите, что вы находитесь где-нибудь в 3000 году, сидя в неизвестном вам помещении с закрытыми глазами. Все, окружающее вас в прошлом, исчезло. Попытайтесь представить себя готовым открыть глаза в совершенно новом, незнакомом для вас мире, но… не открывайте глаз. Оставьте у себя предчувствие чего-то неизъяснимо прекрасного, готового раскрыться не только извне, но и изнутри, и перейдите к следующему упражнению.

4. Вообразите свое тело совершенным и прекрасным, способным мгновенно переноситься не только в любое место пространства, но и в любое время.

5. Представьте себе, что ваши легкие дышат сами, без всяких усилий воли. Примите формулу самовнушения (мысленным шепотом): “Телу дышится легко и свободно. Дыхание ритмично”.

6. Воображайте, как ваше тело становится теплым, тяжелым[3]. Тяжесть и теплота поднимаются от левой ступни и обволакивают всю левую ногу. Подобным образом распространите ощущение теплоты и тяжести на все тело, начиная от ступней к голове, а потом обратно. Во время упражнения применяйте формулу самовнушения по типу:

левая рука становится теплой, тяжелой;

рука становится теплой, тяжелой;

становится теплой, тяжелой;

теплой, тяжелой;

тяжелой.

Во всех упражнениях, где задействована сила воображения, нужно иметь в виду нижеследующее:

а) воображение — это не пустая фантазия, как думают невежественные люди, но величайшая сила вселенной[4];

б) если удается вообразить желаемое сразу, без всяких препятствий, то, значит, вам повезло, а если везет часто, то это свидетельствует о серьезных духовных наработках в прошлых воплощениях;

в) обычно вообразить что-либо мешает ощущение физической реальности, которая диаметрально противоположна воображаемому, в связи с чем создание воображаемого образа оказывается безуспешным;

г) в последнем случае не нужно допускать конфронтации существующего с творимым в воображении; воображайте новый, нужный вам образ, насыщая его своими жизненными устремлениями и вниманием; не обращайте внимания на ощущения физической реальности, мешающей воображаемому образу; пусть некоторое время они существуют параллельно;

д) воображение победит ощущение физической реальности, если вы не будете изгонять последнее из сферы своего сознания; тогда оно через некоторое время уйдет само; помните, что чем сильнее вы изгоняете что-либо из своего сознания, тем сильнее оно липнет к нему, как в притче о белом медведе[5].

7. Воображайте, что ваш лоб становится прохладным.

8. Погрузите ваши сознание в ощущение биения сердца, не делая никаких усилий; некоторое время оставайтесь в этом состоянии.

Все восемь рекомендованных упражнений занимают время, которое практикующий должен определять сам на основе личного опыта. Напомним, что важна не длительность упражнений, а их качество. По мере освоения каждого из них, время на его совершение будет сокращаться.

Критерий совершенства в предложенном выше комплексе упражнений — полная свобода сознания, которое может плыть, куда ему вздумается, не отвлекаясь ощущением физического тела, его органами чувств, а также мыслями, связанными с повседневной жизнью. Однако достичь такого совершенства часто мешают помехи, устранение которых требует более глубоких познаний и опыта. К этой проблеме мы вернемся.

Обратим внимание на то, что после восьмого упражнения возникают несколько вариантов духовной практики. Периодически целесообразно использовать каждый из них. Однако все эти варианты предполагают умение хорошо сосредотачиваться.

Сосредоточение и концентрация внимания — скрытый механизм

Сосредоточьтесь на некоторое время внутри междубровья. В этом месте эфирного тела[6] находится чакра Аджна — орган ясновидения, часто называемый третьим глазом.

Нередко после сосредоточения в течение нескольких минут (порой почти сразу) вы увидите, словно в очень ярком стереофильме, с удивительно четким изображением, различные жизненные сцены, могущие принадлежать как к земной жизни, так и к иным мирам, тоже реальным.

Созерцание всевозможных картин через Аджну — это особый раздел духовной практики. Мы упомянули о них здесь потому, что практикующийся почти наверняка с ними сталкивается. Для нас же сейчас важно другое: немного активизировать Аджну, чтобы открылось внутреннее видение мистического символа, избранного для медитации.

Активизация Аджны позволяет созерцать воображаемый образ (символ). Порой такой способностью обладают художники. Гёте мог по желанию вызвать у себя восприятие любой воображаемой ситуации и жить в ней так, как обычные люди живут в привычном им мире. У некоторых страдающих психическими расстройствами возникают галлюцинации. Но разница психического больного от адепта духовных сил в том, что первый — раб видений, а второй — их господин.

Начинающим, в удобное для них время, целесообразно проделывать упражнения, укрепляющие силу сосредоточения и внимания. Эти упражнения проделываются в самом обычном состоянии без совершения восьми психофизических упражнений, соответствующих вхождению в состояние медитации.

Упражнение 1. Мысленно изберите какой-нибудь предмет и размышляйте таким образом, чтобы все мысли сходились на нем или были связаны с ним. Например, возьмите карандаш.

Думайте о том, какие бывают карандаши. Как их используют? Вспомните, где, когда и какие карандаши вам встречались? Что вы ими чертили или рисовали? Из чего делают карандаши? Знаете ли вы какие-нибудь примечательные истории, связанные с карандашами и т. п. После закройте глаза, сосредоточьтесь на междубровье и постарайтесь внутренним зрением увидеть карандаш. Ту же самую процедуру проделайте с любым другим предметом.

Упражнение 2. На темном листе бумаги изобразите белый кружок, а внутри его — маленькую темную точку. Сосредоточьте свой взгляд на ней и смотрите не моргая, увеличивая постепенно время до 10 минут (можно и до 15). С каждым входом и каждым выдохом пытайтесь все больше углубляться в точку, воображая, что внутри нее вы видите все уменьшающуюся точку.

Упражнение 3. Выберите воодушевляющие вас стихи. Выучивайте ежедневно всего по две строчки. При этом повторяйте все выученное вами в предыдущие дни. Когда все стихотворение будет выучено, начните учить новое.

Упражнение 4. Разложите перед собой несколько костяшек домино. Бросьте на них короткий, сосредоточенный взгляд. Закройте глаза и постарайтесь угадать число точек на костяшках. Не пытайтесь сосчитать их в короткий отрезок времени. Это должен сделать “компьютер”, скрытый в вашем подсознании. Постепенно усложняя задачу, вы сможете мгновенно совершать счетные операции с очень большим количеством цифр. Если таким способом упражняться достаточно долго и упорно, то можно будет, бросив на сотни цифр всего один взгляд, мгновенно определить их сумму. Однако для развития духовных медитативных способностей это не обязательно.

Упражнение 5. Выберите какой-нибудь объект, допустим аквариумную рыбку. Внимательно разглядывая ее, записывайте на листе бумаги все ее характерные особенности. На следующий день вновь внимательно наблюдайте за ней, стараясь обнаружить что-нибудь новое. Поупражнявшись так в течение 10 дней, вы можете обнаружить, что в первый день вами открыто не более одной пятой всех свойств рыбки. Умение сосредоточенно, концентрированно наблюдать развивает не только силу внимания, но и способствует улучшению памяти. Ведь мы хорошо помним то, что воспринято с вниманием и интересом.

В некоторых книгах, посвященных йоге, медитации и концентрации, сосредоточение, которому отводится роль универсального ключа ко всякому успеху, трактуется как остановка мысли на каком-нибудь объекте. Это заблуждение. Мысль не может быть остановлена. Она всегда течет. Будучи остановленной, она перестает быть мыслью. Другое дело, что сознание можно освободить от всяких мыслей и в ряде случаев это необходимо. Те же, кто пытается остановить мысль, заключая ее порой в одну короткую мантру, в которой мысль начинает вертеться как в заколдованном круге, приводят себя в результате изнурительной и отупляющей практики в состояние экстаза, подобного наркотическому. Если человек и проникает при этом в духовный мир, там он оказывается на положении неподвижной духовной вещи. Отупение почти всего человеческого существа одной-единственной мантрой ради просветления крохотной его части — это не путь духовного совершенства, предполагающий осознание и осмысление всей вселенной. Концентрация на мантре и ее символе может применяться в духовном тренинге, но как одно из многих средств. Превращаясь в самодовлеющее, это же самое средство из благого становится губительным.

Сосредоточение — это естественная способность каждого живого существа. Между прочим, животные пользуются им намного лучше, чем большинство людей.

От многих часто приходится слышать жалобу, что он или она не обладают внимательностью, сосредоточенностью. Это большая ошибка. Они владеют вниманием и сосредоточением, но не умеют и не хотят ими пользоваться.

Никто не будет отрицать, что для изучения иностранного языка от школьника или студента требуется масса усилий, сосредоточенность и внимание. Даже люди с явно развитым интеллектом, выдающейся памятью тратят много сил для свободного овладения иностранным языком. Но тот же самый язык, если он родной, без всяких усилий осваивается людьми с весьма посредственными интеллектуальными способностями. Почему?

Человек, постигающий язык в окружающей его жизненной стихии, пропитывает каждое воспринимаемое слово жизненным интересом, без всяких усилий воли концентрирует свое внимание на языке.

В своей сущности сосредоточение — это концентрация жизненного интереса. Внимание — это концентрация сознания, оживляемого и движимого интересом.

Жизненный интерес накапливается в хранилище подсознательного. Те или иные обстоятельства жизни или пришедшие в сознание мысли (будто покупатель на восточном базаре кладет в свою корзину выбранные им фрукты) вызывают к жизни из подсознательного хранилища свойственный им интерес. Иногда интерес приходит из сверхсознания, чему соответствует мгновение вдохновения.

Жизненный интерес (любопытство — это поверхностный жизненный интерес) направляется такими основными способами:

— естественно и непроизвольно;

— методами внушения и убеждения со стороны окружающих людей и средств массовой информации;

— усилием воли;

— размышлением о сравнительных ценностях жизни, их иерархии; мечтами о желанном будущем; самоформированием идеала собственной личности;

— воздействием интуиции;

— комбинацией всех этих способов, что организует и перестраивает уже накопленную массу интересов.

Не случайно первый раздел книги мы посвятили подготовке к медитации, что представляет собой, по существу, повседневную работу по организации собственных жизненных интересов и концентрации их в русле медитации.

Научиться сознательному сосредоточению — значит научиться сознательно организовывать, направлять и концентрировать свои жизненные интересы.

Но как это осуществить? Ведь любое действие личности исходит из интереса. “Интересы движут жизнью народов и индивидов”, — заметил Гегель. Здесь же получается, что человек должен сам передвигать свои интересы, вместо того чтобы двигаться ими.

Можно допустить, что в такой ситуации человек будет движим более могущественным интересом, может быть ставшим главной доминантой жизни, и, опираясь на него, станет усилием воли подчинять все остальные интересы поставленной перед собой великой цели.

Воля — это особая сила, присущая человеческой индивидуальности. Воля направлена на осуществление, реализацию чего-либо. Всякая реальность есть продукт воли. Видимая материальная вселенная, в частности, являет собой продукт воздействия несчетного числа волеизлияний живых существ, находящихся в космической иерархии как много ниже, так и много выше уровня человеческого “Я”.

Если направленная на реализацию какой-либо цели воля встречается с другой, иначе направленной волей, она либо подчиняет ее себе, либо подчиняется сама.

Воля может либо подчиняться интересу, либо нет, став над ним. Но воля в принципе не может подчинить себе интерес. Воля, подчиненная интересу, превращается в желание. Содружество на равных между волей и интересом образует жизненный интерес. Воля, якобы подчиняющая себе интерес или желание, на деле подчиняет не их, а ту волю, которая присутствует в этом желании или интересе. Поэтому идеал человека (или общества), в котором все его проявления (желания и интересы) подчинены сверхмощной воле, опирающейся на одну-единственную, “самую высшую” идею, — в корне ложен.

Идеал состоит в разумной организации всех интересов, вместе с представленными в них волями, в единую, цельную, гармоничную систему, в которой каждый вошедший в нее элемент получает степень свободы “N + 1” по сравнению со степенью свободы “N” за рамками этой системы. Образ и идея такой системы лежат в более высоком измерении пространства, чем все входящие в систему элементы, являясь как бы богом или абсолютом для этой системы.

Вспомним символ: сфера и ее центр, от которого к поверхности расходятся радиусы. Каждая точка на радиусе и поверхности сферы символизирует собой двуединство интереса и воли. Интегральная воля (как и интегральное сознание) находится в центре сферы, охватывая своим контролем и управлением все точки на радиусах и на поверхностях, одновременно властвуя над всей сферой в ее совокупности. Интегральная воля не насилует ни одной точечной воли на радиусе или поверхности, предоставляя им полную свободу действий.

Мощь космической воли измеряется не лошадиными силами, но ее концентрацией на нейтральных точках мироздания. Напротив, воля, опирающаяся на моноидею, подавляющая все остальные воли ценой запрета на свободное проявление интересов, являет собой извращенный срез принципа божественного могущества. При этом имеет место создание особой, замкнутой сферы страха, где каждая точка радиуса и поверхности, уйдя в себя вместе со всей своей целостностью, оставляет в проявлении один-единственный свой модус — страх. Воля, занимающая центр такой сферы, является ее дьяволом. В отличие от Бога, одновременно охватывающего и всю сферу, и выходящее за ее пределы, дьявол самозамыкается в своей сфере. Но составляющие ее элементы подключены к ней лишь полюсами своих жизненных страхов. Как только сила страха ослабевает, начинается проявление дотоле скрытых свойств элементов, и дьявольская сфера распадается на части.

Внутри человека живет великое множество интересов и желаний, часто взаимоисключающих. Как только в сознание приходят диаметрально противоположные интересы или желания, человек испытывает страдание. Почему? Его существо и его жизнь по своей природе — суть неразрывное целое. Когда противоречивые воли, скрытые в не стыкующихся друг с другом желаниях и интересах, пытаются разорвать это целое на части, оно страдает. Требуется вмешательство воли человека, чтобы, подавив одно в пользу другого, сохранить целостность.

Эта типичная ситуация на символе сферы и ее центра может быть изображена так. Представим сферу сжатой и деформированной; ее радиусы изогнуты так, что точки, бывшие дальше от центра, стали ближе к нему, а более близкие удалились. Сам центр сместился. Теперь, когда фигура стала неправильной, у нее возникло несколько основных центров. В аналогичном состоянии находится психика подавляющего большинства людей. Психическая болезнь и слабость, являющиеся массовым явлением, принимаются в человеческом обществе за норму.

Излечиться от болезней нельзя путем выбора одного из нескольких основных центров исковерканной сферы, подчиняя ему все остальные (тип фанатика, руководимого моноидеей). Не поможет и диаметрально противоположный вариант — отдаться воле того центра, который доминирует в данный момент. Так поступает большинство.

Чтобы излечиться, нужно расправить деформированную сферу в шар идеально правильной формы. Шар — это первоформа всего мироздания.

Расправить и расставить по своим местам интересы и желания человеку может помочь только самопознание.

Сознание — шаровая сфера, центр которой — “Я”.

Подсознание — это колоссальный конгломерат шаровых сфер, находящихся в особом многомерном психическом пространстве. Центр каждой сферы является одновременно в другом измерении психического пространства точкой на радиусе или поверхности другой сферы, и так почти бесконечно во всех направлениях. Именно эти сферы подсознательного деформированы, а их элементы смещены со своих мест.

Сознаваемое в каждый данный момент “Я” — это, помимо центра сознания, точка на поверхности сферы, являющей собой сверхсознание, центр которого — вечное “Я”, парящее над всем проявленным.

Только при помощи сверхсознания человек может расправить свое подсознание в иерархическую систему абсолютно правильных шаровых сфер, представляющих, в таком случае, универсальный космический компьютер, обладающий всезнанием того, что есть. Такому компьютеру будет недоступно лишь творческое дерзновение духа, и то лишь до тех пор, пока оно не выразилось в проявленном.

Чтобы воспользоваться могуществом сверхсознания, человек должен в него проникнуть. С одной стороны, такое проникновение очень просто. Достаточно лишь захотеть туда войти: “Постучите, и отворят вам”. Однако обычного человеческого желания недостаточно. Необходимо желание всей жизни.

Ученые давно ломают голову над загадкой жизни, и совершенно напрасно. Жизнь не объект науки хотя бы потому, что она — исключительно субъект, ни для кого и нигде не могущий стать объектом. К тому же всякий объект мертв, являя собой прямую противоположность жизни. Точно так же и физическое тело живущего человека само по себе мертво, оживляясь скрытой за ним жизнью.

Жизнь оживляет не только физическое тело, но также желания и интересы. “Я”, порабощенное ими, мечется по жизни, словно белка в колесе. “Я”, глубоко и серьезно отрекающееся от них, впадает в безразличие и теряет всякий интерес к жизни. Но “Я”, сумевшее изъять свою жизнь из желаний и интересов (хотя бы на время), тем самым получает качественно новый, непостижимый для не испытавших его, мотив жизнесуществования и воления, приобретает мистическое хотение, легко и свободно вводящее “Я” в сферу сверхсознания.

Тайна жизненной силы

Жизнесуществование земного человека отягощено проклятием желания. Неудовлетворенное желание вызывает муки. Будучи удовлетворено, оно исчезает вместе с жизненной силой, а в душе возникают пустота и скука, будто Сизиф, вкатывая на гору в царстве теней большой камень, вот-вот достигнет вожделенной вершины, но в самый последний момент камень срывается, и так по вечному кругу.

Точно так же и интерес. Стоит его удовлетворить, как возникает пустота. К себе влечет лишь неразгаданная тайна.

Лишь тот испытывает больше радости жизни, кто живет по формуле: движение — все, конечная цель — ничто. В таком понимании скрыта уже половина истины.

Каждый человек сознает и ощущает в себе жизнь, но при этом не в чистом виде, а в ее смешении, отождествлении с очень многим, что жизнью не является. Единственный способ осознать и прочувствовать жизнь — это в различных состояниях жизнечувствования отбрасывать то, что жизнью не является. Такой процесс осуществляется в двух ракурсах — сознании и воле.

Опыты по отделению жизни от процессов, с которыми ее человек отождествляет, нужно проводить в разных ситуациях, в том числе и в состоянии медитации.

Допустим, у вас заболел зуб. Усилием воли вы можете на некоторое время перестать чувствовать боль. Если умеете, можете прекратить ее самовнушением. Но можно поступить иначе. Не уводите свое сознание от боли, а сосредоточьтесь на сильных нервных токах в районе зуба, вызывающего у вас страдание. Затем постарайтесь осознать, что эти нервные токи являются сугубо механическим явлением физического мира, аналогично электротоку, протекающему в проводке вашей квартиры. Как только вам удастся осознать этот факт, вы перестанете ощущать свой больной зуб. Более того, возбужденные нервные токи в зубном нерве, лишенные поддержки жизненных токов, на самом деле довольно быстро прекратятся.

Аналогичным образом, при удобной ситуации, мысленно пройдитесь по всем важным событиям жизни. Посмотрите на любое ваше желание или устремление со стороны. Не бегите от него, но, наоборот, углубитесь в его переживание, но при этом в качестве стороннего наблюдателя. Все это токи нервных, биологических, психических энергий, но не токи жизни.

Упражняясь таким образом, вы постепенно начнете сознавать свою жизнь в чистом виде и сделаете существенный шаг в сторону освобождения от плена материи.

В учении йоги особое внимание уделяется Кундалини — энергии, спящей в глубине позвоночного столба, в чакре Муладхара. При помощи пранаямы и мантр эта энергия пробуждается и, поднимаясь вдоль позвоночного столба, пробуждает одну за одной спящие чакры, наделяющие йога сверхъестественными силами.

Во многих современных книгах по йоге это учение грубо искажено и вульгаризовано.

Во-первых, все эти чакры находятся не в физическом, а в эфирном теле, причем не только в его внешнем аналоге, проявляющемся на протяжении одной жизни на земле и некоторое время за ее пределами, но и в вечном первообразе эфирного тела.

Во-вторых, Кундалини — это энергия, не похожая на все энергии, текущие по проводам. Кундалини можно уподобить космическому катализатору, многократно усиливающему все энергии, соприкасающиеся с ним, но при этом не убывающему ни на йоту. Энергия Кундалини бесконечна.

В-третьих, пробуждение Кундалини является благом только в том случае, если она направляется, согласно классической йоге, в особый полый канал (Сушумна). Его предварительно нужно открыть. Многие авторы, дающие рецепты пробуждения Кундалини, умалчивают о том, каким образом открыть Сушумну.

Полый канал (Сушумна) находится не в физическом мире. Он пребывает в другом измерении пространства, в которое может проникнуть лишь особым образом раскрытое сознание. Ювелирная работа по такому раскрытию ничего общего не имеет с волевыми усилиями по выполнению упражнений, требующих не глубины понимания, а неуклонности исполнения.

Люди, практикующие пробуждение Кундалини, но не открывшие в себе внутреннего пространства, вмещающего ее мощь, страдают от избытка нервной возбудимости, позволяющей очень быстро проделывать определенные виды психической работы, но зато очень быстро вызывающей усталость, слабость и апатию в качестве обратной реакции.

Кундалини частично пробуждается и у людей, вовсе не практикующих йогу, но усилием воли заставляющих себя совершать ту или иную интеллектуальную работу, когда у них к ней самой нет жизненного интереса (интерес к ее результату — это совсем другое дело) или когда они продолжают ее явно сверх меры.

Пробужденная Кундалини, вошедшая в физическое тело, вдавливает сознание в ощущение его болезненных от перевозбуждения нервных токов.

Всякий, кто много сил отдал интеллектуальной работе, если постарается пронаблюдать на себе воздействие Кундалини, быстро ощутит ее присутствие. Кундалини является одним из модусов (гранью) единой жизни. Другой ее модус воспринимается как ощущение саморадости. Кундалини — это сила жизни, увеличивающая мощь радости.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Предполагается, что упражняющийся знает, как это делать. Если нет, то в дальнейшем он найдет соответствующие упражнения.

3

Страдающим пониженным давлением не рекомендуется воображать свое тело теплым, тяжелым.

4

У загипнотизированного субъекта под влиянием собственного воображения, управляемого гипнотизером, на месте, куда якобы приложен раскаленный пятак, на самом деле появляется волдырь; под гипнозом можно выделить астральное тело из физического, вызвать состояние ясновидения или левитации и т. д.; если человек самостоятельно научится управлять своим воображением, то он сумеет совершать все подобные чудеса и более того.

5

Маг дал своему ученику рецепт философского камня, но строго наказал не думать во время его приготовления о белом медведе, иначе ничего не выйдет. Сколько ученик ни пытался не думать о белом медведе, он никак не мог избавиться от мысли о нем.

6

Физическое тело, включая и его генетическую структуру, — это лишь совокупность атомов и молекул, сгруппированная вокруг информационных и энергетических полей эфирного организма.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я