Йога 365

И. Г. Долбышев, 2019

Игорь Долбышев – один из самых известных в России преподавателей хатха-йоги. За более чем 20 лет преподавания он разработал легендарную методику обучения, которая позволяет быстро и безопасно осваивать асаны и различные техники, избегая типичных ошибок, допускаемых на пути изучения хатха-йоги. Первое правило Йоги 365 – занятия по методике предполагают ежедневную практику, на протяжении всех 365 дней в году. Ежедневная работа, по мнению Игоря Долбышева, – это залог успешных результатов и положительной динамики. Йога станет не просто вашим образом жизни, но и образом мыслей, научит контролировать эмоции, мысли, ум. Книга станет отличным самоучителем, как для начинающих, так и для тех, кто хочет заниматься самостоятельно.

Оглавление

Из серии: Методики-хиты

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Йога 365 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Асаны хатха-йоги

Перевод с санскрита основных слов, используемых в названиях асан

Изначально асаны (позы) имели свое название на санскрите — древнем литературном языке Индии, это общепринятые названия, которые используются и сегодня. Порой русскому человеку бывает сложно их воспринять, однако, зная значения основных слов и корней, формирующих названия асан, становится легче их понять и запомнить.

Названия асан были переведены с санскрита на английский язык Б.К.С. Айенгаром в книге «Йога Дипика: прояснение йоги». Впоследствии книга была переведена на русский.

В названия асан часто входят числительные, названия частей тела, геометрические фигуры, названия животных, растений, имена героев эпоса и т. п. Мы приводим только некоторые из них, наиболее часто встречающиеся.

Адхас — внизу, вниз; под.

Адхо Мукха — с поникшим лицом (взором), лицом вниз.

Акарна — возле уха, к уху.

Аламба — поддержка.

Анга — тело; часть (тела), член, телосложение, отдел.

Ангула — палец руки, большой палец руки.

Ангуштха — большой палец, большой палец ноги.

Ардха — пол-, половина, часть.

Асана — поза.

Аштан — восемь.

Аштавакра — человек, чье тело искривлено в восьми местах.

Баддха — связанный.

Бака — журавль.

Бандха — узы, оковы.

Бхастрика — кузнечные меха, вид пранаямы.

Бхека — лягушка.

Бхерунда — страшный, ужасный, вид птицы.

Бхуджа — рука, плечо.

Бхуджа пида — давление на руку или плечо.

Бхуджанга — змея.

Ваджра — молния.

Вакра — искривленный.

Вама — левая сторона.

Вамадева — мудрец.

Васиштха — ведийский мудрец.

Вира — герой.

Вирабхадра — герой эпоса (от вира — герой, бхадра — прекрасный).

Випарита — развернутый, перевернутый, обратный.

Вишвамитра — ведийский мудрец.

Вишну — индуистское божество.

Вришчика — скорпион.

Галава — мудрец.

Ганда — щека, сторона лица.

Ганда бхерунда — вид птиц.

Гаруда — орел.

Го — корова.

Гомукха — лицо, подобное коровьему.

Горакша — пастух, имя знаменитого йога.

Данда — посох.

Два, дви — два, оба.

Джану — колено.

Джатхара — живот, желудок.

Дурваса — мудрец.

Дхану — лук для стрельбы.

Йога нидра — йогический сон.

Кака — ворона.

Капалабхати (от капала — череп, бхати — свет) — процесс очищения носовых проходов.

Капота — голубь.

Карна — ухо, прислушиваться.

Карна Пида — давление около уха.

Каундинья — мудрец.

Кона — угол.

Краунча — вид птиц.

Крия — процесс очищения, ритуал.

Кумбхака — задержка дыхания после полного вдоха или выдоха.

Курма — черепаха.

Лола — раскачивающийся, как маятник.

Маричи — мудрец.

Матсьендра — йогин.

Матсья — рыба.

Маюра — павлин.

Мудра — печать, запечатывающая поза.

Мукха — лицо, рот.

Мула — корень, основание.

Нава — лодка.

Намасте — индийское и непальское приветствие, произошло от слов «намах» — поклон, «те» — тебе.

Натараджа — изображение Шивы.

Наули — движение мышц живота и внутренних органов.

Нираламба — без опоры.

Пада — нога, шаг, стопа.

Падангуштха — большой палец ноги.

Падма — лотос.

Паривартана — поворачиваемый, разворачиваемый.

Паривритта — повернутый, обращенный назад (пари — кругом, вокруг, полностью, совсем, очень, пере-, пре-).

Парипурна — завершенный.

Паршва — бок, возле, у, край, боковой.

Пашчима — задняя часть тела, Запад.

Пашчимоттана — вытяжение задней стороны тела.

Пида — давление, боль, страдание.

Пинда — зародыш, тело.

Пинча — подбородок, перо.

Прана — дыхание, энергия, сила, душа.

Пранаяма — дыхательные упражнения.

Прасарита — расправленный, растянутый.

Пурва — передняя часть тела, Восток.

Пурвоттана — вытяжение передней части тела.

Пурна — полный, наполненный.

Раджакапота — царь голубей.

Ручика — мудрец.

Саламба — с опорой.

Сама — равный, одинаковый, подобный.

Сарва — весь, целый, всякий, каждый.

Сету — мост.

Сканда — индуистское божество.

Сукха — счастье, радость, комфорт, удовольствие.

Супта — спящий, сон.

Сурья — солнце.

Тада — гора.

Титтибха — светлячок.

Тола — весы.

Три — три.

Трианга — три члена.

Тривикрама — индуистское божество (аватара).

Трикона — треугольник.

Убхая — оба.

Уджайи — тип пранаямы.

Уддияна — узы, оковы, поднятие диафрагмы.

Упавиштха — сидя.

Урдхва — направленный вверх, высокий.

Упавиш — севший, сидя, садиться.

Урдхва — поднятый вверх.

Урдхва Мукха — лицом вверх.

Утката — чрезмерный, необыкновенный, мощный, яростный.

Уттана — вытянутый (tan — тянуть, растягивать).

Уттхита — поднимающийся (уттха — поднимать, вставать).

Уштра — верблюд.

Хануман — индуистское божество.

Хаста — рука.

Чандра — луна.

Чатур — четыре.

Чатуранга — четырехчленный.

Шава — труп.

Шалабха — саранча.

Шашака — заяц.

Швана — собака.

Ширша — голова.

Эка — один, единственный, одинокий.

Несколько слов о времени выдержки асан

Бытует мнение, что асаны следует выполнять не меньше определенного количества времени (например, не меньше восьми дыханий или одной минуты и т. д.), иначе якобы они не дадут эффекта. Это неверный подход. Вне зависимости от времени выдержки, в асане должна происходить одна и та же работа.

Асаны можно держать и меньше, и больше по времени. Во-первых, дыхание в разных асанах разное. Если речь идет об обычном наклоне к ногам в Пашчимоттанасане, то, конечно, вы легко просидите в ней восемь дыханий, а если держать балансы на руках, такие как Эка Пада Бакасана или Каундиниасаны, то продержать их столько времени будет проблематично, хорошо, если получится продержать пять дыханий. Все организмы разные, каждому нужна своя нагрузка. Женский организм отличается от мужского, та асана, которую мужчина может, не напрягаясь, выдержать и две, и пять минут (например, силовые асаны), женщина или уставший, ослабленный человек не продержит и минуты. Даже если это получится, то возникнет перенапряжение, никакого положительного эффекта это не даст, скорее, наоборот, навредит. Один и тот же организм может сегодня выдерживать одну нагрузку, а завтра быть на это неспособным или же требовать большей нагрузки. Обстоятельства, которые могут оказать влияние, чрезвычайно разнообразны — это и недостаток сна и отдыха, менструация, заболевание, психологический настрой или, с другой стороны, увеличение выносливости, гибкости благодаря прогрессу в йоге и многое другое. В первую очередь необходимо ориентироваться на собственные ощущения, на состояние организма.

Невозможно (да и не нужно) однозначно определять время выдержки каждой асаны также потому, что все асаны имеют разную направленность и цель, для их выполнения требуется разное физическое усилие, а эффективность не уменьшается. Так же пережимаются основные артерии, такое же воздействие происходит на внутренние органы и мышцы. Эффект такой же. Невозможно простоять в Бакасане столько же, сколько можно просидеть в Вирасане. С другой стороны, слишком длительное пребывание в Вирасане может также привести к неблагоприятным последствиям. Если мы будем держать ту же Вирасану слишком долго, то это может привести к проблемам с венами на ногах, а если они уже у кого-то есть, то усугубить эту проблему.

Или балансы на ногах. Да, балансы нарабатывают силу, устойчивость и т. д., но тем, у кого уже есть проблемы с венами, не стоит делать длительную задержку в этих асанах. На мой взгляд, утверждение, что длительность задержки асаны должна быть 5–8 дыханий, ничем не подкреплено и не оправдано.

В первую очередь нужно ориентироваться на собственные ощущения и слушать свое тело, поэтому мы не даем конкретных рекомендаций по времени выдержки асан в нашем пособии.

Степени сложности асан

Мы разделили асаны на четыре степени сложности их выполнения и выделили их на подрисуночных подписях звездочками. Это разделение довольно условно, так как природные данные у всех разные. Как мы уже говорили, есть более гибкие люди, которым асаны на растяжение даются легче. А вот, например, балансы легче даются тем, у кого хорошо развиты мышцы рук и ног и т. д. Однако это разделение даст вам общее представление о том, с чего лучше начать освоение хатха-йоги и к каким позам лучше приступать, уже имея некоторый опыт.

✗ Базовые асаны — одна звездочка — это асаны, которые необходимо освоить в первую очередь.

✗ Легкие асаны — две звездочки — это асаны, освоение которых требует небольших усилий, эти позы доступны большинству людей, не требуют особенной подготовки.

✗ Асаны средней сложности — три звездочки — это асаны, выполнение которых требует подготовки и большего внимания.

✗ Сложные асаны — четыре звездочки — это асаны, требующие предельного внимания, хорошей физической подготовки и гибкости.

Позы стоя (на ногах и на руках)

Тадасана (поза горы) — стоя на ногах и Тадасана с Намасте — стоя на ногах с Намасте

Исходное положение — стоя, ноги вместе, стопы вместе, пятки и большие пальцы стоп вместе. Пальцы стоп полностью на ковре, вытянуты. Ноги прямые, коленные чашечки подтянуты, мышцы ног напряжены. Ягодицы подтянуты, спина прямая, живот подтягиваем внутрь, грудную клетку слегка выталкиваем вперед. Плечи расправлены назад и опущены вниз. Шею вытягиваем, макушкой тянемся к потолку. Руки прямые, в легком тонусе, вытянуты вдоль бедер. Пальцы рук вместе, прямые (РИС. 10).

Стоя в Тадасане, сгибаем локти, ладони складываем вместе перед грудью, без напряжения, пальцами рук вверх (Намасте), локти свободно свисают вниз (РИС. 11).

Асана тонизирует мышцы всего тела, подтягивает живот, придает силу мышцам ног, выпрямляет спину.

Анувитасана (от анувита — завершенный) — прогиб назад стоя

Исходное положение — стоя, ноги прямые, стопы на ширине плеч. Ладони укладываем на таз, пальцами вверх. Прогибаясь в грудном отделе, грудную клетку разворачиваем вверх и толкаем ее к потолку. Во время выталкивания грудной клетки к потолку вытягиваем поясницу. Поясница прогибается, но этот прогиб распределяем равномерно по всему позвоночнику и, таким образом, не перегружаем поясницу. Руками толкаем таз вперед. Прогиб должен напоминать дугу, словно позвоночник — это натянутый лук. Ноги прямые и сильные (РИС. 12). Если необходимо, можно слегка согнуть колени.

РИС. 10. Тадасана (поза горы) *

РИС. 11. Тадасана с Намасте *

РИС. 12. Анувитасана *

Ошибки: прогиб с завалом на поясницу.

Секреты: раскрыть грудную клетку и тянуть к потолку, за счет грудного отдела вытягиваем поясницу, можно присогнуть колени.

Уткатасана (утката — сильный, мощный) — поза стула или полуприсед с руками вверх

Исходное положение — стоя, стопы вместе. Поднимаем прямые руки вверх над головой, ладони вместе. Сгибаем ноги в коленях, бедра параллельно полу. Стопы и колени вместе. Пятки от пола не отрываем. Прогибаем грудной отдел, толкаем грудную клетку вперед и разворачиваем вверх (РИС. 13).

Ошибки: пятки отрываются от пола, прогиб в пояснице, стопы и колени не вместе.

Утката — в переводе «сильный». Эта асана укрепляет мышцы ног, лодыжки, тонизирует внутренние органы.

Чатуранга Дандасана (чатур — четыре, данда — посох) — низкий упор

Из положения лежа на животе ладони укладываем по бокам от грудного отдела. Локти прижимаем по бокам. Ноги вместе, пальцы стоп на полу. Отталкиваемся руками от пола, приподнимаем корпус от пола. Руки в полусогнутом положении. Удерживаем вес тела на ладонях и пальцах стоп. Локти прижаты по бокам. Спина прямая, ягодицы подтянуты. Подтянуть живот (РИС. 14).

РИС. 13. Уткатасана *

РИС. 14. Чатуранга Дандасана *

Асана сильно тонизирует и укрепляет кисти рук, мышцы спины, ягодиц, ног.

Ошибки: прогиб в пояснице, таз либо высоко, либо слишком низко к полу, локти не прижаты по бокам, согнутые колени.

Секреты: распределить центр тяжести между ладонями и пальцами стоп, подтянуть ягодицы (легкий тонус).

Уттанасана (уттана — вытяжение) — наклон с захватом ног или без

Исходное положение — стоя, ноги прямые. Делаем наклон вперед и руками захватываем ноги ближе к стопам. Заднюю поверхность бедер и мышцы спины расслабляем, а руками подтягиваем корпус ближе к ногам. Ноги и спина прямая (РИС. 15).

РИС. 15. Уттанасана *

Асана растягивает мышцы задней поверхности бедер и поясничный отдел, мышцы спины. Тонизирует внутренние органы и перистальтику.

Прогиб в Уттанасане

Исходное положение — стоя с прямыми ногами, руки на полу. Прогибаем спину и грудной отдел позвоночника, голову поднимаем и смотрим вперед перед собой (РИС. 16).

Ошибки: вес приходится на пятки, наклон делается за счет поясницы.

Секреты: наклон за счет тазобедренных суставов, вес в центр стоп или ближе к пальцам, расслаблять заднюю поверхность бедер и мышцы спины.

Планка — высокий упор с прямыми руками

Из положения стоя на четвереньках (поза кошки) выпрямляем ноги назад. Пальцы стоп опускаем на пол, ноги на ширине таза. Руки на ширине плеч, прямые. Распределяем вес тела на четыре точки опоры — ладони и пальцы стоп. Спина прямая, не округляем ее, поясницу не проваливаем. Руки и ноги прямые и сильные (РИС. 17).

Асана укрепляет руки, ноги, мышцы спины, подтягивает живот.

Ошибки: таз слишком низко, близко к полу.

Секреты: прямая спина, прямые ноги и руки, спина сильная, ягодицы подтянуты.

РИС. 16. Прогиб в Уттанасане *

РИС. 17. Планка — высокий упор с прямыми руками *

Адхо Мукха Шванасана (собака головой вниз) — стойка на руках и ногах, таз вверх

Из положения Чатуранга Дандасана (низкий упор) отталкиваемся руками от пола, поднимаем таз вверх. Ладони на ширине плеч. Руками отталкиваясь от пола, выпрямляем спину. Тазом тянемся вверх. Стопы на полу, на ширине таза. Следим за тем, чтобы поясница не прогибалась, копчиком тянемся к потолку. Распределяем вес тела на четыре точки — ладони и стопы. Не напрягаем мышцы спины, но держим ее прямой (РИС. 18).

Ошибки: круглая спина, руки слишком близко к стопам.

Секреты: слегка прогнуть поясницу, копчик развернуть к потолку, если невозможно с прямыми ногами и пятками на полу выпрямить спину, то можно слегка присогнуть колени и приподнять пятки.

Скрутка в Адхо Мукха Шванасане — перекрестный захват за голень в стойке на руках и ногах, таз вверх

Из положения «собака головой вверх» переходим в положение «собака головой вниз». Стопы на ширине таза, пятки слегка развернуты наружу, прижаты к полу. Руки на ширине плеч, ладони и пальцы рук на ковре, руки и ноги прямые. Спину выпрямляем, копчиком тянемся к потолку. Мышцы спины расслабленные, мышцы рук и ног сильные. Распределяем вес тела между руками и ногами. Далее, правой рукой захватываем левую голень или, если позволяет гибкость тела, правой рукой захватываем подъем левой стопы ближе к внешнему краю стопы. Левая рука на полу. Распределяем вес тела между тремя точками — левой рукой и стопами. В этом наклоне разворачиваем плечи — правое плечо вперед таким образом, чтобы плечи были на одной линии между левой стопой и левой рукой. Спина прямая, ноги и руки прямые (РИС. 19). Так же и на другую сторону.

РИС. 18. Адхо Мукха Шванасана (собака головой вниз) *

РИС. 19. Скрутка в Адхо Мукха Шванасане * *

Секреты: опорную стопу развернуть пяткой внутрь, взгляд вперед, тянуть ногу и руку вверх.

Адхо Мукха Шванасана с коленом у лба — стойка на руках и ноге, таз вверх, колено другой ноги у лба

Из положения стоя на четвереньках разгибаем колени, поднимаем таз вверх, плечи опускаем вниз, плечи расслабленные, голова свисает вниз, шея расслабленная. Спина прямая. Стопы на ширине таза, ноги прямые, и ногами выталкиваем таз вверх. Руки прямые и на ширине плеч, пальцы рук полностью прижаты к полу. Остаемся в этом положении, сгибаем правую ногу в колене и подтягиваем колено ко лбу, а лбом тянемся к колену (РИС. 20). Повторяем на другую сторону.

Ошибки: смещение центра тяжести вперед, в руки.

Секреты: не подавать плечи вперед, не смещать вес на руки, оставаться в позе «собака головой вниз».

РИС. 20. Адхо Мукха Шванасана с коленом у лба *

Адхо Мукха Шванасана с ногой вверх — стойка на руках и ноге, другая нога вверх

Из положения «собака головой вверх» выходим в положение «собака головой вниз». Отталкиваясь руками от пола, выталкиваем таз назад и вверх. Спину выпрямляем, но мышцы спины не напрягаем. Ноги прямые, стопы на ширине таза, пятки слегка развернуты наружу и прижаты к полу. Разворачиваем копчик к потолку. В этом положении поднимаем правую прямую ногу вверх и тянем ее к потолку. Правый тазобедренный сустав можно слегка развернуть наружу — благодаря такому развороту правую прямую ногу можно будет поднять выше, чем когда тазобедренные суставы остаются параллельны полу (РИС. 21). Так же и на другую ногу.

Ошибки: нога слишком низко от пола.

Секреты: распределить вес между ладонями и стопой, держать спину прямой.

Перекрестный баланс в Адхо Мукха Шванасане — перекрестный захват с прогибом вверх, в стойке на руке и ноге

Из положения Чатуранга Дандасана (низкий упор) отталкиваемся руками от пола и выталкиваем таз вверх, в позу «собака головой вниз». Ноги прямые, стопы на ширине таза, руки прямые, на ширине плеч, спина прямая. Распределив центр тяжести между руками и левой стопой, поднимаем прямую правую ногу вверх и сгибаем колено, разворачивая его вверх. Затем распределяем центр тяжести между правой рукой и левой ногой. Левую руку отрываем от пола, заводим за спину и достаем левой рукой правую ногу. Рукой захватываем подъем стопы. Правой ногой тянем левую руку вверх, прогибаемся. Голову поднимаем и смотрим вперед, перед собой (РИС. 22). Так же и на другую сторону.

РИС. 21. Адхо Мукха Шванасана с ногой вверх * *

Асана тренирует равновесие, укрепляет мышцы, прибавляет уверенность.

РИС. 22. Перекрестный баланс в Адхо Мукха Шванасане — перекрестный захват с прогибом вверх, в стойке на руке и ноге * *

Ошибки: нога недостаточно высоко поднята, колено не развернуто к потолку, стопа не развернута в сторону руки, которая захватывает ногу, голова слишком низко опущена.

Секреты: голову поднять, взгляд вперед, перед собой; распределить вес тела между опорной стопой и ладонью, пятку опорной стопы развернуть слегка внутрь. Ногой тянем руку назад, вверх. Прогиб в груди.

Односторонний баланс в Адхо Мукха Шванасане — односторонний захват с прогибом, в стойке на руке и ноге

Из положения Чатуранга Дандасана (низкий упор) отталкиваемся руками от пола и выталкиваем таз вверх, в позу «собака головой вниз». Руки и ноги прямые, спина прямая.

В положении «собака головой вниз» поднимаем прямую правую ногу вверх. Сгибаем правую ногу и разворачиваем правое колено вверх. Смещаем центр тяжести на левую ногу и руку, отрываем правую руку от пола и заводим назад, достаем правой рукой подъем правой стопы. Держим баланс, прогибаемся в грудном отделе, правой ногой тянем правую руку вверх (РИС. 23). Так же и на другую сторону.

Эта асана хорошо тренирует равновесие, уверенность и силу мышц.

Секреты: пятку опорной ноги развернуть наружу, взгляд вперед, тянуть ногу и руку вверх.

РИС. 23. Односторонний баланс в Адхо Мукха Шванасане * *

Урдхва Мукха Шванасана (собака головой вверх) — прогиб вверх в упоре на прямых руках и пальцах стоп

Из положения Чатуранга Дандасана (низкий упор), отталкиваясь от пола ладонями, разгибаем руки в локтях и, отталкиваясь пальцами стоп от пола, толкаем ногами таз вперед, поднимаем плечи и грудную клетку, разворачиваем их вверх, к потолку. Ноги прямые, пальцы стоп на полу или подъемы стоп на полу. Когда прогибаем спину и выходим в Урдхва Мукха Шванасану, стараемся прогнуть весь позвоночник, а не только поясницу (РИС. 24).

Ошибки: слишком сильный прогиб в пояснице.

Секреты: отталкиваться пальцами стоп от пола, чтобы было легче разогнуть руки в прогибе.

Вирабхадрасана 1 (поза героя) — вытяжение вверх в широком шаге, стопа под 45°

Из положения стоя делаем широкий шаг вперед правой ногой. Правую ногу сгибаем так, чтобы бедро правой ноги было параллельно полу. Стопа правой ноги смотрит вперед. Левая стопа развернута пальцами вперед под 45°. Распределяем вес на две стопы, таз закрыт. Руки вытянуты вверх, ладони вместе. Взгляд вперед (РИС. 25).

Ошибки: бедро передней ноги заваливается внутрь, завал на переднюю ногу, острый угол в колене передней ноги.

Секреты: распределить вес на две стопы, спина прямая, но мышцы спины расслабленные, руки вверх без напряжения.

РИС. 24. Урдхва Мукха Шванасана (собака головой вверх) *

РИС. 25. Вирабхадрасана 1 (поза героя) *

Вирабхадрасана 2 (поза героя) — разворот корпуса в широком шаге, стопа под 45°

Из положения стоя делаем широкий шаг вперед правой ногой. Пальцы правой стопы смотрят вперед. Пальцы левой стопы развернуты под 45° вперед. Правая нога в согнутом положении, бедро параллельно полу. Разворачиваем правое плечо вперед, правую руку вытягиваем вперед. Левое плечо разворачиваем назад и левую руку вытягиваем назад. Вес тела распределяем на две стопы, следим за тем, чтобы не заваливаться корпусом вперед (РИС. 26). Так же и на другую сторону.

Ошибки: бедро передней ноги заваливается внутрь, завал корпуса на переднюю ногу, острый угол в колене передней ноги.

Секреты: распределить вес на две стопы, спина прямая, но мышцы спины расслабленные, руки в стороны без напряжения.

Вирабхадрасана 3 (поза героя) — баланс на ноге, корпус параллельно полу, вторая нога назад, руки вперед

Из положения стоя делаем широкий шаг вперед правой ногой. Переносим вес тела на правую ногу, делаем наклон вперед, а левую прямую ногу отрываем от пола. Руки вытягиваем вперед, ладони вместе. Тело вытянуть параллельно полу. Держим баланс на правой ноге, вытягиваем руки вперед, а левую прямую ногу — назад (РИС. 27). Так же и на другую сторону.

РИС. 26. Вирабхадрасана 2 (поза героя) *

Ошибки: задняя нога слишком низко поднята от пола, круглая спина, напряженные мышцы спины.

Секреты: выпрямлять спину, ноги и корпус параллельны полу, опорную ногу можно слегка присогнуть, не напрягать, руки вытянуты вперед без напряжения или в Намасте. Сосредоточиться на балансе, освободить голову от мыслей.

РИС. 27. Вирабхадрасана 3 (поза героя) *

Ардха Чандрасана (поза полумесяца) — баланс на ноге и руке в боковом развороте, вторая рука вверх, вторая нога назад, вверх

Исходное положение — стоя, ноги прямые. Делаем широкий шаг вперед правой ногой, затем наклоняемся вперед, прямую правую руку опускаем на пол перед стопой. А левую прямую ногу поднимаем и вытягиваем назад. Корпус прямой. Разворачивая левое плечо назад, прямую левую руку поднимаем вверх на уровне плеча. Плечи должны быть на одной линии, корпус прямой. Руки на одной линии с плечами. Ноги прямые. Взгляд вверх, в сторону вытянутой руки (РИС. 28). Если сложно держать баланс, то взгляд направляем в пол. Так же повторяем на другую сторону.

Ошибки: поднятая задняя нога согнута и напряжена, круглая спина, мысли в голове.

Секреты: прямая спина, но не напряжена, задняя нога и корпус на одной линии, распределить вес между опорной рукой и ногой. Верхнее плечо развернуть назад, нижнее вперед.

Паривритта Ардха Чандрасана — баланс на руке и ноге в скрутке

Стоя, делаем шаг вперед правой ногой. Ладонь левой руки опускаем на пол перед стопой правой ноги. Левую ногу поднимаем и вытягиваем ее назад. Спину выпрямляем, вытягиваем корпус, правую руку поднимаем вверх, правое плечо разворачиваем назад (РИС. 29). Так же и на другую сторону.

РИС. 28. Ардха Чандрасана (поза полумесяца) *

РИС. 29. Паривритта Ардха Чандрасана *

Ошибки: плечи не развернуты, круглая спина, вытянутая нога опущена вниз, мысли в голове.

Секреты: прямая спина, но не напряжена, распределить вес между опорной рукой и ногой. Верхнее плечо развернуть назад, нижнее вперед. Ногу, вытянутую назад, не сгибать и не опускать вниз.

Уттхита Триконасана (поза вытянутого треугольника) — баланс на двух ногах в широком шаге и на руке, вторая вверх, в развороте

Ноги в 2–3 раза шире плеч, прямые и сильные, т. е. уверенно стоять на ногах, стопы полностью прижаты к полу. Стопа передней правой ноги смотрит вперед, задняя левая нога — под углом 45°. Вытягивая бока, особенно нижний бок переднего плеча, вытягиваем руку вперед, делаем наклон вперед и нижнюю правую руку опускаем на пол за стопу передней ноги. Для того чтобы это сделать, надо, сохраняя спину прямой, расслабить мышцы спины, живота, подать корпус вперед, не сжимая нижний бок. Когда рука будет на полу или на голени, если растяжка пока еще не позволяет достать пол, выпрямляя спину и не прогибаясь в пояснице, выравниваем плечи на одной линии с передней ногой. Нижняя рука — снаружи за стопой на полу, а верхняя вытянута вверх. Руки находятся также на одной линии с плечами. Взгляд вверх (РИС. 30). Если сложно держать равновесие, то на первых порах можно смотреть в пол. Так же и на другую сторону.

РИС. 30. Уттхита Триконасана (поза вытянутого треугольника) * *

Ошибки: зажат нижний бок, передняя нога согнута.

Секреты: вес распределить на две стопы, бока вытянуть, спина прямая, плечи и голова на одной линии с передней ногой.

Уттхита Триконасана с замком

Стоя в Уттхита Триконасане с правой ногой впереди, правая рука за стопой на полу, сгибаем правое колено и правую руку заводим под бедро, изнутри правой ноги, сгибаем руку в локте и заводим за бедро снаружи. Левую руку заводим за спину, пальцы рук захватываем в замок. Разгибаем правую ногу, накручиваемся спиной на бедро правой ноги. Руки в замке, ноги прямые (РИС. 31). Так же и на другую сторону.

Асана развивает гибкость тазобедренных и плечевых суставов, тонизирует внутренние органы.

РИС. 31. Уттхита Триконасана с замком * * *

Ошибки: круглая спина, развернута внутрь от передней стопы, согнута передняя нога.

Секреты: ноги прямые, спина прямая, верхнее плечо назад, накручиваемся спиной на бедро передней ноги. Ноги сильные, мышцы спины расслабленные.

Паривритта Триконасана (поза повернутого треугольника) — баланс на двух ногах в широком шаге и на руке, вторая вверх, в скрутке

В Паривритта Триконасане ноги не в 2–3 раза шире плеч (как в Уттхита Триконасане), а чуть ближе, так, чтобы было устойчиво стоять на ногах. В наклоне вперед, выпрямляя спину, делаем скрутку противоположным плечом к передней ноге и противоположную руку (ладонь) укладываем за стопой снаружи на пол. В скрутке держим спину прямо, тазобедренный сустав передней ноги опускаем вниз, к полу, он не должен при скрутке двигаться вверх вместе с плечом верхней руки. Мы разворачиваем только плечи, а таз держим параллельно полу (РИС. 32). Чтобы это сделать, надо постараться расслабить мышцы спины, тогда будет легче развернуть плечи, при этом не теряем из виду таз. Асану выполнить на обе стороны.

Ошибки: таз перекошен, передняя нога согнута, плечи не развернуты, скругленная спина.

Секреты: таз параллелен полу, прямая спина, верхнее плечо назад, нижнее вперед, плечи и голова на одной линии, ноги прямые, мышцы спины расслабленные.

РИС. 32. Паривритта Триконасана (поза повернутого треугольника) * *

Паривритта Триконасана с Намасте — баланс на двух ногах в широком шаге, в наклоне и скрутке, руки в Намасте

Исходное положение — стоя. Делаем широкий шаг правой ногой вперед. Пальцы правой стопы смотрят вперед, пальцы левой стопы развернуты под углом 45°. С прямой спиной делаем наклон вперед, к правой ноге. Левую ладонь укладываем за правую стопу на пол. Поднимаем правую руку вверх и разворачиваем правое плечо назад. Спина прямая, плечи на одной линии с правой ногой. Таз параллелен полу. Сгибаем руки в локтях, ладони складываем в Намасте перед грудью. Левым локтем цепляемся за правую голень или бедро. Ноги сильные и прямые. Спина прямая, но мышцы спины и живота расслабленые (РИС. 33). Так же и на другую сторону.

Ошибки: таз перекошен, передняя нога согнута, плечи не развернуты, скругленная спина.

Секреты: таз параллелен полу, прямая спина, верхнее плечо назад, нижнее вперед, плечи и голова на одной линии, ноги прямые, мышцы спины расслабленные, нижним локтем зацепиться за голень передней ноги.

РИС. 33. Паривритта Триконасана с Намасте * *

Паривритта Триконасана с замком за спиной — баланс на двух ногах в широком шаге, в наклоне и скрутке, руки в замке

Исходное положение — стоя. Делаем широкий шаг правой ногой вперед. Пальцы правой стопы смотрят вперед, пальцы левой стопы развернуты под углом 45°. С прямой спиной делаем наклон вперед, к правой ноге. Левую ладонь укладываем за правую стопу на пол. Поднимаем правую руку вверх и разворачиваем правое плечо назад. Спина прямая, плечи на одной линии с правой ногой. Таз параллелен полу. Слегка сгибаем правую ногу, левую руку в согнутом положении заводим за правое бедро снаружи под ногу, правую руку за спину. Пальцы рук захватываем в замок. Разгибаем правую ногу. Левая стопа полностью на полу, правое плечо разворачиваем назад, спина прямая. Взгляд вперед, в сторону выпрямленной ноги или вверх (РИС. 34). Так же и на другую сторону.

Ошибки: попытка поднять прямую ногу в захвате сразу.

РИС. 34. Паривритта Триконасана с замком за спиной * * *

Секреты: поднимайте ногу в согнутом положении, после того как выпрямитесь, ногу можно разогнуть. Ногу в согнутом положении легче поднимать и выпрямлять спину.

Баланс на ноге с коленом, прижатым к груди

Исходное положение — стоя, ноги прямые. Сгибаем правую ногу, берем двумя руками голень правой ноги и подтягиваем колено к груди. Спина прямая, левая опорная нога прямая (РИС. 35). Так же и на другую сторону.

Асана развивает равновесие и устойчивость.

Секреты: сконцентрироваться на балансе.

Баланс на ноге с захватом голени в подмышке и руками в замке за спиной

Исходное положение — стоя. Поднимаем согнутую ногу, захватываем руками голень и подтягиваем голень в подмышку, за плечо. Захватив голень плечом, вторую руку заводим за спину и захватываем руки в замок. Выпрямляя спину, разгибаем опорную ногу. И таз подаем вперед (РИС. 36). Так же и на другую сторону.

РИС. 35. Баланс на ноге с коленом, прижатым к груди * *

РИС. 36. Баланс на ноге с захватом голени в подмышке и руками в замке за спиной * * *

Ошибки: корпус заваливается вперед в захвате.

Секреты: стараться плечом тянуть ногу назад и выпрямлять спину, таз вперед.

Уттхита Хаста Падангуштхасана (уттхита — поднятый, вытянутый, хаста — рука, падангуштха — большой палец ноги) — захват рукой за большой палец стопы стоя

Исходное положение — стоя, ноги прямые. Сгибаем правую ногу и берем большой палец правой стопы тремя пальцами правой руки (большим, указательным и средним). Разгибаем правую ногу и поднимаем ее до уровня правого плеча. Правая рука прямая. За правой ногой не тянемся. Левая рука на поясе, слева. Опорная левая нога прямая, спина прямая. Правое плечо вперед не выводим. Плечи на одной линии. Мышцы правой ноги расслабленные (РИС. 37).

Другой вариант (Уттхита Хаста Паршвасахита) — развернуть правую ногу вправо, удерживая большой палец ноги пальцами прямой правой руки (РИС. 38). Так же и на другую сторону.

Асана хорошо развивает равновесие и укрепляет ноги.

Секреты: толкать таз вперед, сосредоточиться на балансе.

РИС. 37. Уттхита Хаста Падангуштхасана — нога вперед:

а) вид сбоку; б) вид спереди * *

Тривикрамасана (поза Тривикрама) — баланс на одной ноге, другая нога у лба

Стоя на прямых ногах, сгибаем правую ногу, берем двумя руками согнутую ногу и подтягиваем колено правой ноги к животу. Опора на прямую левую ногу. Держим баланс на левой ноге. Перехватываем стопу правой ноги руками, разгибаем правую ногу и поднимаем ногу как можно выше, ближе к голове. Ноги прямые, спина прямая (РИС. 39).

Ошибки: нога, поднятая вверх, напряжена.

Секреты: сосредоточиться на балансе.

Бегун (в отличие от позы воина) — вытяжение вверх в широком шаге, пятка вверх

Из положения стоя делаем широкий шаг правой ногой как можно дальше вперед. Передняя нога согнута в колене под углом 90°. Задняя — опирается на пальцы, пятку поднимаем вверх. Поджимаем копчик, выпрямляя поясницу. Вытягиваем руки вверх, ладони вместе, локти разгибаем. Таз развернут вперед. Грудная клетка раскрыта, плечи расправлены, взгляд направлен вперед и вверх (РИС. 40).

РИС. 38. Уттхита Хаста Падангуштхасана — нога в сторону *

РИС. 39. Тривикрамасана (поза Тривикрама) * * *

РИС. 40. Бегун * *

РИС. 41. Бегун с прогибом * * *

Прогибаем позвоночник и тянемся грудной клеткой к потолку, руки вытягиваем за головой. Асану выполнить на обе стороны.

Ошибки: заламывание шеи, согнутые локти, прогиб за счет поясницы, острый или тупой угол в согнутом колене, пятка прямой ноги на полу.

Секреты: прогиб выполняется в грудном отделе, а не в пояснице.

Бегун с прогибом — прогиб в широком шаге, руки на бедре сзади, пятка вверх

Из положения стоя делаем широкий шаг правой ногой как можно дальше вперед. Правую ногу сгибаем. Опускаем на пол левое колено. Выпрямляем корпус. Садимся ниже, пахом тянемся к правой пятке. Прогибаем позвоночник и тянемся грудной клеткой к потолку, руки вытягиваем за головой (РИС. 41). Далее руки укладываем на заднюю поверхность левого бедра за спиной. И делаем прогиб назад, скользя по левому бедру руками до подколенного сгиба (РИС. 42). Так же и на другую сторону.

Ошибки: заламывание шеи, прогиб за счет поясницы, острый или тупой угол в согнутом колене, пятка прямой ноги на полу.

Секреты: прогиб выполняется в грудном отделе, а не в пояснице.

РИС. 42. Бегун с прогибом, руки на бедре * * *

Бегун в наклоне — наклон в широком шаге

Выполняя позу Бегуна, наклоняемся вперед, стараясь грудную клетку опустить как можно ниже, дотянувшись грудной клеткой и подбородком до пола. Грудную клетку выпрямлять (РИС. 43). Асану выполнить на обе стороны.

Ошибки: локти не должны быть опущены на пол.

Секреты: при выполнении асаны необходимо правильно держать руки — локти прижимать к корпусу.

Выход на руку из наклона в Бегуне — баланс на руке и ноге, с голенью в подмышке

Находясь в наклоне в Бегуне, зажимаем плечом голень согнутой ноги, прижав ногу к корпусу. Ладонь располагается под плечом. Переносим вес тела на опорную руку, прижимающую голень. Другую руку вытягиваем вверх, развернув корпус за вытянутой рукой, отрываем согнутую ногу от пола. Удерживаем равновесие, выпрямив опорную ногу. Ступню опорной ноги полностью прижимаем к полу. Взгляд направлен вверх, за рукой (РИС. 44). Асану выполнить на обе стороны.

РИС. 43. Бегун в наклоне * *

Ошибки: голень находится далеко от подмышки, не прижата плечом.

Секреты: плечо крепко зажимает голень, верхнее плечо разворачивает корпус.

Ардха Вамадевасана в Бегуне (половина позы мудреца Вамадевы в Бегуне) — стопа к бедру в широком шаге

Исходное положение — стоя. Делаем широкий шаг правой ногой вперед. Сгибаем правое колено. Левое колено опускаем на пол, пахом тянемся к полу. Сгибаем левую ногу, берем левой рукой лодыжку левой ноги и подтягиваем стопу к тазобедренному суставу левой ноги (РИС. 45). Асану выполнить на обе стороны.

Ошибки: боль в коленном суставе, опора на чашечку, выкручивание колена и стопы от себя в сторону при подтягивании к себе и вниз.

Секреты: сесть как можно ниже пахом к пятке, максимально расслаблять мышцы задней ноги.

РИС. 44. Выход на руку из наклона в Бегуне * * *

РИС. 45. Ардха Вамадевасана в Бегуне (половина позы мудреца Вамадевы в Бегуне) * * *

Урдхва Прасарита Экападасана — наклон с вытянутой вверх ногой

Вариант 1 — с захватом одной рукой за голень

Исходное положение — стоя. Делаем наклон вперед, руки на полу. Переносим вес тела на левую ногу и поднимаем правую прямую ногу назад и вверх и тянем ее к потолку. Опорная левая нога прямая. Левой рукой берем за голень левой ноги. Правая рука на полу. В этом положении держим равновесие, лбом достаем голень левой ноги, а правую ногу продолжаем тянуть вверх. В этом положении цепляемся взглядом за неподвижную точку и держим баланс, не забываем убрать мысли из головы, что позволяет держать баланс в наклоне на одной ноге. Мышцы рук расслабляем, мышцы спины тоже не напрягаем. Опорную ногу можно слегка согнуть в коленном суставе (РИС. 46). Асану выполнить на обе стороны.

Вариант 2 — с захватом двумя руками за голень

Исходное положение — стоя. Делаем наклон вперед, руки опускаем на пол, держимся руками об пол и правую ногу поднимаем назад и вверх. В наклоне держим баланс, стоя на левой ноге. Двумя руками берем левую голень, удерживая равновесие. Правую ногу тянем вверх.

РИС. 46. Урдхва Прасарита Экападасана. Вариант 1 — с захватом одной рукой за голень * *

Вариант 3 — с замком за спиной

Стоя, делаем наклон вперед, руки опускаем на пол. Правую ногу поднимаем назад и вверх, тянем ее к потолку. Опорная левая нога прямая. Держим баланс, руки отрываем от пола и заводим их за спину, захватывая пальцы рук в замок. Оставаясь в наклоне, правую ногу тянем к потолку, а прямые руки в замке тянем за голову, к полу (РИС. 47). Асану выполнить на обе стороны.

Эта асана и ее варианты развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы и дают уверенность.

Секреты: для удержания равновесия убирайте мысли из головы, тогда будет легче поймать и удержать равновесие.

Марджариасана (поза кошки) — стоя на четвереньках

Исходное положение — на четвереньках. Колени на полу на ширине таза, ладони на полу на ширине плеч. Распределяем вес между коленями и ладонями. Спина прямая (РИС. 48).

Ошибки: ладони не на одной линии с плечами.

РИС. 47. Урдхва Прасарита Экападасана. Вариант 3 — с замком за спиной * * *

РИС. 48. Марджариасана (поза кошки) *

Эка Пада Ширшасана в Бегуне — нога за головой в широком шаге

Стоя, делаем широкий шаг правой ногой. Опускаем руки на пол, правым плечом залезаем под подколенный сгиб. Опускаем макушку за пятку правой ноги на пол и правую руку заводим за бедро и спину, левую также заводим за спину — руки в замке за спиной. Левая нога прямая, стопа на пальцах. Держим баланс с опорой на макушку, правую стопу и пальцы левой стопы (РИС. 49). Так же и на другую сторону.

Ошибки: таз слишком низко к полу.

Секреты: заднюю ногу поставить ближе, таз поднять выше, плечом и головой залезть как можно дальше под ногу, голову опустить за пятку.

Баланс на ноге за головой, другая вверх

Исходное положение — стоя, ноги прямые. Широкий шаг правой ногой, опускаем руки на пол, правую ногу сгибаем. Левая нога прямая, на пальцах стоп. Залезаем правым плечом под правую ногу, голову заводим за голень правой ноги. Голова за голенью, на весу. Руки на полу, левую ногу подтягиваем ближе к рукам, таз поднимаем вверх. Ладони на полу, пальцы рук назад. Переносим вес тела на правую стопу, руки, поднимаем левую ногу вверх (РИС. 50). Асану выполнить на обе стороны.

Асана развивает гибкость и силу воли.

РИС. 49. Эка Пада Ширшасана в Бегуне * * *

РИС. 50. Баланс на ноге за головой, другая вверх * * * *

РИС. 51. Уштрасана * *

Ошибки: таз слишком низко, задняя нога слишком далеко от опорной.

Секреты: ладони на полу, пальцы рук назад, голова на весу. Заднюю ногу подтянуть ближе к рукам так, чтобы можно было таз поднять выше.

Уштрасана — прогиб на коленях, ладони на стопы

Встаем на колени, руки по сторонам от тела. На вдохе медленно наклоняемся назад, дотягиваясь ладонями до пяток, бедра необходимо подать вперед. Выгибаем спину, поднимая грудную клетку и отводя голову назад (РИС. 51).

Ошибки: прогиб за счет поясницы.

Секреты: толкать корпус вперед, прогиб за счет грудного отдела.

Мост на коленях

Находясь в Уштрасане, вытягиваем руки за головой, удерживая прогиб в грудном отделе и в пояснице, руки опускаем за голову на пол. Прогиб назад осуществляется за счет сгиба в коленях и работы мышц бедер. Руки сильно не сгибать (РИС. 52).

РИС. 52. Мост на коленях * * *

Ошибки: прогиб за счет поясницы либо прогиб не сохраняется вообще.

Секреты: включить в работу колени и бедра.

Выход в мост из положения «собака головой вниз»

Стоя в положении «собака головой вниз», поднимаем прямую левую ногу вверх. Сгибаем колено левой ноги, колено разворачиваем к потолку. Заводим левую ногу в правую сторону, к опорной правой ноге. Прогибаясь в грудном отделе и в пояснице, опускаем левую стопу за правую на пол. Опора на две стопы и правую руку, выталкиваем таз вверх. Левая рука остается на весу над полом (РИС. 53).

Ошибки: кисть опорной руки развернута назад, нет прогиба.

Секреты: таз толкать вверх, прогиб в грудном отделе.

РИС. 53. Выход в мост из положения «собака головой вниз» * * *

РИС. 54. Мост с ногой, вытянутой вверх * * *

Мост с ногой, вытянутой вверх

Лежа на спине, ноги сгибаем, стопы на полу. Кисти рук заводим за плечи. Выталкивая руками и ногами корпус вверх, выходим в мост. Далее ставим правую стопу ближе к центру. Распределяем вес тела между руками и правой стопой. Поднимаем левую ногу вверх, нога прямая (РИС. 54). Затем левую ногу опускаем и поднимаем прямую правую ногу вверх.

Ошибки: центр тяжести распределен неправильно.

Секреты: опорную стопу поставить на середину, вес распределить между ладонями и опорной стопой.

Мост на предплечьях

Лежа на спине, сгибаем ноги в коленях, стопы на полу и параллельны друг другу. Ладони заводим за плечи, пальцами по направлению к лопаткам. Отталкиваясь руками и ногами от пола, поднимаем корпус вверх и выходим в обычный мост. Далее переносим вес на правую руку, левую руку сгибаем в локте и опускаем предплечье на пол. Переносим вес на левое предплечье, сгибаем правую руку и опускаем правое предплечье на пол. Вес распределяем между стопами и предплечьями. Голова остается на весу (РИС. 55).

РИС. 55. Мост на предплечьях * * *

Ошибки: мышцы бедер не работают.

Секреты: ногами толкать таз, поднимая корпус.

Сету Бандха Сарвангасана (поза строительства моста) — мост на лопатках с опорой на ладони

Из положения лежа на спине сгибаем ноги и подходим ногами ближе к тазу (стопы поставить на ширине таза). Ладонями захватываем голени. Таз поднимаем вверх, раскрываем грудную клетку. Вес тела распределяем на плечи и стопы. Сгибаем руки в локтях (локти лежат на ковре, ближе друг к другу), подставляем ладони под поясницу (РИС. 56). Держим руками таз и делаем упор локтями в пол, выпрямляем ноги в коленях, стопы опускаем на пол (РИС. 57).

Ошибки: голова поворачивается в стороны.

Секреты: таз поднять максимально вверх, лопатки свести, шея расслаблена.

РИС. 56. Сету Бандха Сарвангасана (поза строительства моста) — подготовка *

РИС. 57. Сету Бандха Сарвангасана (поза строительства моста) с прямыми ногами * * *

Урдхва Дханурасана (урдхва — вверх, дхану — лук) — мост

Из положения лежа на спине

Сгибаем ноги в коленях, подтянув стопы к ягодицам и расположив их на ширине таза. Поставив кисти рук возле плечевых суставов пальцами вперед, отталкиваемся руками и ногами от пола, растягивая позвоночник, толкая таз вверх. Ступни и бедра параллельны друг другу (РИС. 58).

Из положения стоя

Подготовка — работа у стены или с подстраховкой.

Поднимаем руки вверх. Наклоняемся назад, фиксируем это положение на секунду и, не делая резких движений, опускаемся на мостик.

Ошибки: разведение коленей и локтей в стороны, заламывание шеи и поясницы.

РИС. 58. Урдхва Дханурасана * * *

Секреты: на выходе из положения стоя вес тела удерживать за счет мышц ног, колени сгибаются, руки — продолжение туловища.

Ардха Урдхва Дханурасана — полумост на лопатках, захват за голени

Исходное положение — лежа на спине. Сгибаем ноги в коленях, стопы на полу. Руками достаем голени. Ногами отталкиваемся от пола, поднимаем таз, спину от пола. Расслабляя мышцы спины, прогибаем грудную клетку, поднимаем ее вверх и подтягиваем ее к подбородку (РИС. 59).

Ошибки: таз слишком низко от пола, недостаточно работают ноги.

Секреты: в этой асане включайте в работу мышцы ног, чтобы поднять таз выше.

Дви Пада Випарита Дандасана (дви — две, пада — нога, випарита — перевернутый, данда — посох, палка) — мост на предплечьях с прямыми ногами

Лежа на спине, ноги сгибаем в коленях, стопы на пол, ближе к бедрам. Руки сгибаем в локтях, ладони за плечи, пальцы рук направлены к лопаткам. Отталкиваемся руками и ногами, приподнимаем корпус вверх, переносим вес тела на правую руку. Левое предплечье опускаем на пол. Переносим вес тела на левое предплечье, опускаем правое предплечье на пол. Голову опускаем в ладони, сложенные в форме чаши. Вес на предплечья. Разгибаем колени, стопы на полу. Таз толкаем вверх, ноги прямые (РИС. 60).

РИС. 59. Ардха Урдхва Дханурасана * *

РИС. 60. Дви Пада Випарита Дандасана * * * *

Ошибки: слишком широко расставлены локти, вес распределен на голову и шею.

Секреты: раскрытие в грудном отделе, таз толкать вверх, распределить вес на предплечья и стопы.

Баланс на одной ноге с руками в замке, в наклоне из Паривритта Триконасаны

Из положения стоя делаем широкий шаг правой ногой вперед. Ноги прямые, левая стопа развернута вперед под углом 45°. С прямой спиной разворачиваем корпус вправо, делаем наклон вперед. Правую ногу слегка сгибаем, левой рукой с согнутым локтем захватываем правую ногу снаружи, а правую руку заводим за спину. Пальцы рук в замке. Переносим вес на правую ногу, слегка опускаем плечи вниз. Прямую левую ногу поднимаем вверх. Держим баланс, глазами цепляемся за пол. Ноги прямые (РИС. 61). Так же на другую сторону.

РИС. 61. Баланс на одной ноге с руками в замке, в наклоне из Паривритта Триконасаны * * *

Ошибки: блуждание в собственных мыслях, перетягивание мышц плеча передней руки.

Секреты: для того чтобы удержать баланс, нужно «зацепиться» взглядом за неподвижную точку, «освободить» голову от мыслей.

Баланс на одной ноге, с захватом другой прямой ноги руками в замке

Исходное положение — стоя, ноги прямые. Делаем широкий шаг правой ногой вперед, пальцы правой ноги смотрят вперед. Левая нога прямая, стопа левой ноги под углом 45°. С прямым корпусом делаем наклон вперед, к правой ноге, левое плечо разворачиваем к правой ноге. Сгибаем правое колено, левую руку, согнутую в локте, просовываем снаружи за правую ногу, рука должна быть под бедром, правую же руку заводим за спину. Захватываем пальцы рук в замок. Подтягиваем левую ногу ближе к правой и встаем на левую ногу. Правую ногу поднимаем с пола плечом, сохраняем руки в замке за спиной. Стоим на левой ноге, выпрямляем корпус, правую ногу разгибаем вперед (РИС. 62). Так же на другую сторону.

Асана развивает гибкость, тонизирует внутренние органы.

РИС. 62. Баланс на одной ноге, с захватом другой прямой ноги руками в замке * * *

Ошибки: в скрутке перетягивается переднее плечо при выпрямлении с прямой ногой.

Секреты: сохраняя скрутку, выпрямить корпус с согнутой ногой и только затем выпрямить ногу.

Эка Хаста Падангуштхасана в скрутке (эка — одна, хаста — рука, падангуштха — большой палец ноги) — баланс на ноге, с захватом стопы другой ноги в скрутке

Исходное положение — стоя. Поднимаем правую ногу в согнутом положении, берем левой рукой стопу правой ноги или большой палец ноги. Разгибаем правую ногу и разворачиваем ее влево, а правую руку вытягиваем вправо. Пальцы правой стопы должны быть на высоте левого плеча. За правой ногой не тянемся, спина и ноги прямые (РИС. 63). Так же и на другую сторону.

Ошибки: нога слишком низко, стопа не на одной линии с противоположным плечом, согнуто колено.

РИС. 63. Эка Хаста Падангуштхасана в скрутке * *

Паршваттанасана (интенсивное вытяжение) — наклон к ноге в широком шаге

Исходное положение — стоя, ноги прямые. Делаем шаг правой ногой вперед. С прямыми ногами и прямой спиной делаем наклон вперед, к правой ноге. Руки опускаем на пол. Руками держимся об пол, расслабляем заднюю поверхность правого бедра и мышцы спины, но спина остается прямой. В наклоне достаем грудной клеткой и подбородком голень, а животом — бедро (РИС. 64).

Ошибки: согнуто колено передней ноги, наклон за счет поясницы.

Секреты: расслабить заднюю поверхность передней ноги и мышцы спины, наклон за счет тазобедренных суставов.

Паршваттанасана с руками в замке — наклон к ноге в широком шаге с замком

Стоя с прямой спиной, делаем шаг вперед правой ногой. Делаем наклон к правой ноге, руки заводим за спину и пальцы рук сцепляем в замок за спиной. В наклоне живот и грудная клетка лежат на бедре правой ноги, а подбородок касается голени. Прямые руки за спиной тянем за голову к полу (РИС. 65). Асану выполнить на обе стороны.

Асана стимулирует внутренние органы, развивает гибкость тела и суставов.

РИС. 64. Паршваттанасана (интенсивное вытяжение) * *

РИС. 65. Паршваттанасана с руками в замке * * *

Ошибки: согнуто колено передней ноги, наклон за счет поясницы.

Секреты: расслабить заднюю поверхность передней ноги и мышцы спины и плечи, наклон за счет тазобедренных суставов.

Ардха Паршваттанасана — наклон к ноге в широком шаге с колена

В положении кошки (стоя на четвереньках) левую ногу выводим вперед. Нога прямая, пятка левой ноги на полу. Руки по бокам, на полу. С прямой спиной делаем наклон вперед, грудная клетка и живот касаются бедра левой ноги, подбородком достаем голень. В наклоне расслабляем мышцы спины и заднюю поверхность левого бедра. Правая нога согнута, колено остается на полу (РИС. 66). Так же и на другую сторону.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Йога 365 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я