Полевые исследования самообучаемости школьников. Результаты таймырского эксперимента

Зоя Ичин-Норбу

Почему до сих пор существует проблема школьной неуспешности детей из этнокультурной среды? От чего зависит высокий уровень самообучаемости детей из этнокультурной среды жизнедеятельности? Что доказали полевые исследования самообучаемости личности каждого школьника? Ответы на эти ключевые вопросы легли в основу данной книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полевые исследования самообучаемости школьников. Результаты таймырского эксперимента предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Проблема интериоризации, перенесения поведения внутрь

Система форм саморазвития личности ребёнка:

слово обладает смыслом → слово как средство общения взрослого и ребёнка → значение слова существует для самого ребёнка.

«…всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли… За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л. С. Выготский, 1983, с.145).

Этническая культура семейного воспитания

«Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека…» (Л. С. Выготский, 1983, с.145).

Принципы генетического и экспериментального изучения высших психических функций:

1-ый принцип. Генетическая составляющая исследования. Анализ психологического как личностно-интеллектуального процесса самообучения.

2-ой принцип. Каузально-динамический анализ. Сравнительно-объяснительный анализ успеваемости на предыдущий учебный год, чтобы определить степень результативности формирующего эксперимента самообучения математике с помощью фрагментов этнопособия «Занимательная математика для северян».

3-ий принцип. Генетический анализ. Такой анализ позволяет восстанавливать какую-либо сложившуюся форму поведения или функции. Процессуальная составляющая исследования.

Генетическая составляющая полевых исследований школьников играет важную задачу.

Задачи полевых исследований самообучения школьников

Первая задача полевых исследований (анализа) заключается в том, чтобы всякую высшую форму поведения представить как процесс её становления, чтобы идти не к отдельным элементам, а раскрыть все основные моменты становления высшей формы поведения как процесса.

Вторая задача полевых исследований заключается в необходимости выявления и исследования каузально-динамических отношений, обеспечивающих возможности объяснения тех или иных сложившихся высших форм поведения.

Третья задача полевых исследований заключается в том, чтобы формирующий эксперимент в естественных условиях школьного обучения был процессуально выстроен по закону культурного развития высших психических функций у личности каждого ребёнка.

Этапы саморазвития личности каждого ребёнка

1-ый этап — социальное взаимодействие личности каждого ребёнка с взрослым (родителями, прародителями и членами семьи) — это интерпсихическая составляющая детского саморазвития.

2-ой этап — процесс раздумывания, размышления личности каждого ребёнка, когда происходи внутренний процесс сохранения наедине с собой функции общения — это интрапсихическая составляющая детского саморазвития.

Во время занятий с фрагментами этнодидактического пособия самообучения математике были обнаружены следующие негативные моменты, во-первых, привычка детей и взрослых воспринимать учебную информацию как единственно правильную, т. е. информацию не подвергать сомнению. Эта привычка является свидетельством отсутствия сформированности критического мышления.

Во-вторых, отсутствие навыков возвращения к тексту прочитанного материала. Такая привычка мешает детям и взрослым рефлексировать новые понятия.

В-третьих, отсутствие навыков вербализовывать знаково-кодовую систематизацию. Иными словами, словесно выразить свои мысли, идеи и размышления вслух в речи.

И наконец, отсутствие знаний, умений и навыков преобразования из вербальной формы информации в знаково-кодовую форму её подачи и переработки.

Напомню о том, что вербальное общение бывает трёх типов.

1. Речь — это, с одной стороны, диалог между собеседниками, а с другой — монолог, когда личность каждого ребёнка говорит вслух с самим собой.

2. Письменное общение — это, с одной стороны, письмо, печать на клавиатуре компьютера, а с другой — общение в чатах социальных сетей в виде СМСки.

3. Мыслительная речь — это размышления, раздумья, рассуждение, в ходе которых личность каждого ребёнка формулирует мысль, чтобы её озвучить.

Этнокультурная среда жизнедеятельности.

Переменные исследования самообучаемости школьников

1. Зависимые переменные исследования самообучаемости школьников:

а) самоопределение взрослых и детей;

б) временная продолжительность их участия в эксперименте;

в) согласие администрации школы на проведение кратковременного эксперимента во внеурочное время.

2. Независимая переменная исследования самообучаемости школьников — этнодидактическое пособие самообучения математике.

3. Контролируемая переменная исследования — самообучаемость школьников как показатель школьной успешности личности каждого ребёнка.

4. Неконтролируемые переменные исследования — количество испытуемых:

а) педагогов;

б) родителей;

в) детей.

5. Измеряемые переменные исследования:

а) коэффициент личностного самоопределения — Лс;

б) коэффициент деятельностной самооценки — Дс;

в) коэффициент предметной преемственности — Рр;

г) коэффициент эффективности этнодидактической модели самообучения — Кэ;

в) коэффициент самообучаемости — Со;

г) коэффициент осознанного восприятия учебного материала — Кв;

6. Не измеряемые переменные исследования самообучаемости школьников:

а) уровень эмоциональности;

б) уровень изменчивости настроения;

в) уровень коммуникабельности.

Способы общей обработки полученных данных:

1) сводные таблицы полученных данных;

2) графики коэффициентов;

3) диаграммы коэффициентов.

Межпоколенческая передача этнического языка.

Группы сопоставления школьников 4—5 классов

Какие группы сопоставлялись в ходе полевых исследований самообучаемости школьников?

1. Возрастные группы:

а) школьники 4-х классов — дети младшего школьного возраста (от 6—7 до 10—11 лет);

б) школьники 5-х классов — дети младшего подросткового возраста (11—12 лет).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полевые исследования самообучаемости школьников. Результаты таймырского эксперимента предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я