Роковой жребий Лермонтова

Зинаида Агеева, 2020

В книге известного врача-психиатра и автора многих биографических книг З. Агеевой описан творческий путь и особенности личности гениального русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, его безвременная гибель от руки убийцы. Лермонтов – автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др. Михаил Юрьевич всю свою короткую жизнь был увлечен Варварой Лопухиной, именно она является адресатом прекрасной любовной лирики поэта. Также Лермонтов был и талантливым живописцем. Его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. Многие из них не случайно связаны с кавказской темой, ведь поэт был в ссылке на Кавказе. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

© Агеева З.М., 2020

© ООО «Издательство Родина», 2020

* * *

Настоящая книга написана по просьбам москвичей — почитателей таланта Лермонтова. Автор благодарит всех, кто оказал помощь в поисках материалов о жизни и творчестве Лермонтова: сотрудников РГБ, академика Вячеслава Рафаиловича Николаева, профессора-психиатра Лакосину Надежду Дмитриевну, профессора-психиатра Бурно Марка Евгеньевича, историка Дмитрия Никаноровича Костышина, заслуженного психиатра России Пекарскую Ларису Иогановну, сотрудника музея им. Лермонтова Кузьму Волохова, сотрудницу Музея современной истории Тутанцеву Наталью Леонидовну, сотрудников газеты «МК», сотрудников «ОЗОНА», руководство Московского отделения Союза писателей РФ Бояринова Владимира Георгиевича и Гусева Владимира Ивановича, сотрудников НИИ Общественного здоровья, врача Чибисову Татьяну Анатольевну, сотрудников библиотек Юго-Восточного округа столицы.

Предисловие

«А вам звездой бессмертною

Блеснуть дано в стихах…»

Э. Спенсер (XVI век)

О великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове писали в свое время многие отечественные исследователи и некоторые зарубежные. Каждый из них вносил что-то новое в описание его творчества и особенностей личности далеко не простой и даже в какой-то степени противоречивой. При этом творчество критиковали редко, чаще его поведение. Некоторые считали, что оно не соответствовало его возрасту, положению в обществе и требованиям этикета, а близкие к нему люди писали в воспоминаниях, что оно было адекватно врожденным особенностям его личности, а также условиям его жизни и воспитания.

Никто из исследователей не отрицал, что по своим творческим способностям Лермонтов превосходил многих литераторов того времени. Появление крупного таланта в юношеском возрасте было не частым явлением в России. Лермонтов сумел в двадцать с лишним лет стать в один ряд с маститыми русскими поэтами. Его стихи поражали лиризмом, благозвучием и совершенством формы.

Личность Лермонтова была своеобразной и суждения о ней были разноречивыми. Каждый критик давал ему оценку в силу своей эрудиции и своих понятий о психологии человека и о творчестве. Способности Лермонтова можно сравнить с музыкальным талантом Моцарта и с даром великого английского поэта Байрона, которые, подобно Лермонтову, рано заявили о себе и рано получили мировое признание.

Гениальность пока еще остается нераскрытой страницей для ученых, поэтому каждый новый штрих, подмеченный кем-то в особенностях личности великих людей, очень важен для изучения этого уникального по своей сути явления. В данном обозрении жизни Лермонтова не ставится задача раскрыть все тайны этого могучего дара природы и показать все нюансы неординарной и своеобразной личности Лермонтова, ибо эта задача не по силам одному автору. Это только попытка наметить один из путей подхода к объяснению психологии великого поэта, которая была не только следствием врожденных черт личности, но и приобретенных в процессе воспитания и менявшихся условий жизни, повлиявших на процесс его творчества и на своеобразие его мыслей и чувств.

За время короткой жизни поэта русский народ претерпел немало бедствий: в России еще продолжали ликвидировать тяжелейшие последствия наполеоновского нашествия 1812 года, а в Петербурге — последствия разрушительного наводнения 1824 года. В следующем 1825 году «всю Россию всколыхнуло» декабрьское вооруженное восстание. Через два года началась длительная русско-турецкая война, а вслед за этим — эпидемия холеры в 1830-1831 годах, сопровождавшиеся огромными потерями. Затем были голодные годы, новые войны, пожары, грабежи, разбои и много других, пагубных для русского народа, бедствий.

Зоркий глаз Лермонтова замечал то, что проходило мимо внимания других людей. Но он не был пассивным наблюдателем окружающей жизни. Свои наблюдения он облекал в поэтическую форму, не имея при этом полного законченного литературного образования, а также достаточного времени для творчества, которое совмещал то с учебой, то с военной службой. Его поэзия не только давала повод восхищаться подвигами героев, но и задумываться над превратностями их судьбы.

Жизнь Лермонтова была примером мужества. Нужно было иметь немало выдержки, чтобы противостоять бесконечным гонениям со стороны правящего класса России. Его моральный дух поддерживала любовь к нему народа, и его популярность возрастала с каждым новым литературным произведением.

Отечественный литератор (позже — эмигрант) Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941) считал Лермонтова «Поэтом сверхчеловечества». «Пушкин — это дневное светило русской поэзии, а Лермонтов ночное», — писал он в одном из своих сочинений, опубликованном в 1908 году.

Двадцать шесть лет, девять месяцев и двенадцать дней — такой срок жизни определил великому русскому поэту его убийца Николай Соломонович Мартынов. Каждый этап короткого жизненного пути поэта был шагом к будущему бессмертию.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я