Что делать, если капризы, конфликты, детские вредности

Заряна и Нина Некрасовы

Книга весёлых, серьёзных и очень действенных советов от авторов бестселлера «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти» Заряны и Нины Некрасовых. Идеи и рекомендации подходят для детей всех возрастов и родителей всех степеней закалки. А тесты-задания, практикумы, игры, истории помогут перевести трудный и нудный процесс воспитания в радостный, творческий, игровой. С 2008 г. эта книга выходила под названием «Что делать, если вас достали конфликты, капризы и детские вредности» в издательстве «София»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что делать, если капризы, конфликты, детские вредности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Игрушечные войны, или Как приучить к порядку

Я не люблю беспорядка. Потому с раннего детства приучаю своего ребёнка, чтобы он всё за собой убирал. Но дело идёт плохо. Чашку унесёт, обувь на место поставит, это да. А как свои игрушки убрать — так только со скандалом. И что делать? Надо ж к порядку приучать.

Организуем уборку игрушек

Малыши не любят убирать за собой в двух случаях:

• когда не знают, как это делать;

• когда это дело связанно с какими-то неприятностями.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

«Порядок» и «беспорядок» в глазах взрослых и детских выглядят совершенно по-разному. Это вам кажется, что игрушки совсем не на месте, а для малыша — как раз там, где надо: всегда под рукой. Потому и убирает кой-как — не умеет. Тут всё очень просто: подскажите ребёнку, как это делается.

Наша большая ошибка в том, что мы говорим очень длинно. Фраза «сейчас же наведи порядок в своей комнате, конструктор убери в ящик, машинки расставь на полочке…» просто-напросто неподъёмна для маленького ребёнка. Пока вы до конца договорили, он начало забыл.

Как надо сказать?

Конкретно и поэтапно. «Убери конструктор в ящик», — и не сбивайте ребёнка с толку, не давайте других заданий, пока не справился с этим. Ждите, показывайте, помогайте — это уже зависит от возраста и от навыков, которые имеются у малыша.

Но учтите, что дети легко отвлекаются, и, вполне вероятно, даже очень желая сделать «как надо», детка не выполнит ваше задание до конца. Он тащит кубик, на глаза попадается машинка, машинку хватает: «Би — би! Поехали!» — вот и всё позабыл.

Тут вам поможет простой рецепт: игрушек должно быть мало! То есть там, на полочках, в ящичках — сколько угодно, а вот играет только с теми, которые нужны в этой, данной игре. Закончил игру? Отнеси на место, у-бе-ри, а потом бери следующее, другое, какое захочешь.

Кстати, с большими кучами игр и игрушек детишки вообще играют хуже, путаются, теряются, требуют, чтоб родители шли помогали, с ними играли. А вот с небольшой компанией нужных вещей — отлично. Легче сосредотачиваются на игре, внимание не разбрасывается, да и вам хорошо: всё легко уберётся на место.

Итак, условие первое: объясняйте (давайте задания) доходчиво и понятно.

Сколько лет прошло, а до сих пор помню, как мама меня отчитывала за плохо вымытый пол. «Разве так моют! Ты только воду ему показала!» — меня эта фраза приводила в полное недоумение и ужасно смешила. Так и представлялся пол, который с тоской смотрит на воду и думает: «Промоет — не промоет?!». Спрашивать, что имеется в виду, я почему-то не догадывалась (или не решалась — не помню). Так и перемывала этот пол дважды-трижды. Ух, как я его ненавидела! Но однажды мама добавила к словам про показанную полу воду ещё одно предложение. «Мой вдоль половиц, а не поперёк, тогда будет чисто». И неприятности закончились, потому что я по-ня-ла, что от меня требуется.

А теперь о главном — о том варианте, когда ребёнок не рвётся, не хочет и не желает за собой убирать.

Как настоять на своём

Если уборка игрушек (да и вообще всякая убора) превращается в битву, значит, игрушки… не надо убирать. Взять и перестать требовать на недельку-другую. Почему? Чтобы не рисковать и не получить ещё больших неприятностей в будущем.

Под давлением мамы-папы ребёнок, конечно, сдастся и растащит их, эти игрушки несчастные, по местам. Но сделает это без удовольствия — это раз. И неприятные эмоции, связанные с уборкой, вполне вероятно, осядут в его памяти. Это два.

И что получится? А вот такое несимпатичное следствие, тоже в двух вариантах.

Первый вариант. В скором времени всякая мысль о порядке в комнате будет вытягивать у ребёнка из памяти самые что ни на есть неприятные ощущения.

Образуется нечто вроде «якоря» так психологи называют стойкую поведенческую реакцию на какой-то определённый жест, слово, движение, прикосновение, задачу и т. п.

А тут может «заякориться» сама мысль о необходимости наводить порядок. И начиная где-то с подросткового возраста, когда человек выходит на тропу независимости, он изо всех сил будет оберегать в свой комнате… кавардак. Проще говоря, он превратится в неряху и будет считать — причём весьма искренне — любой порядок нелепой условностью, вредным напоминанием о том времени, когда он был маленьким и под сильным давлением взрослых.

Второй вариант. С точностью до наоборот. Если те же игрушки ребёнок привыкнет убирать под постоянны давлением (вашим), если длительное время заставлять его так наводить порядок, он превратится в ужасающего чистюлю. Того самого человека, который готов упасть в обморок (или совершенно расстроиться) из-за криво стоящих тапочек. Мамы, вечно бегающие с влажными салфетками от пыли и готовящие обед в специальных шапочках, — из их числа. Папы, хмурящиеся при виде кофточки, случайно брошенной в кресло, или чумазых щёчек малыша — тоже оттуда. Чистота — хорошо, а вот мания порядка — не очень.

Ну и третье, пожалуй, самое важное для вас сейчас на этом этапе жизни: зачем сызмальства портить отношения со своей деткой? Хорошие отношение — они вам ой как ещё пригодятся!

Что делать? Организовать дело так, чтобы ребёнку, пока малышу, самому захотелось сделать то-то и то-то (убрать на место игрушки, протереть свой столик, протереть свою обувь после прогулки, в общем, навести чистоту). Как? Очень просто. Вот, например, сценка, которую буквально сегодня я с большим удовольствием наблюдала.

Арина, барышня четырёх с половиной лет, вытащила из ящика большую ягодку — свою старую игрушку-подушку, обнаружила в ягодке дырочку и, хорошенько расколупав её, потянула наружу начинку, белые и пушистые слои синтепона. Вытягивала и подбрасывала, вытягивала и подбрасывала…

Ребёнку никто не мешал: игрушка её, ей игрушкой и распоряжаться, да и снегопад получался уж очень весёлым.

Но вот пришла пора идти на прогулку, и вышла из этого такая сценка.

Мама:

— Собирай снежки и пошли гулять.

Арина делает вид, что не слышит, но «снег» пошёл гуще.

Мама:

— Я уже одеваюсь…

Арина насторожилась. («Снег» уже не сыплется, но ещё и не убирается.)

Мама с энтузиазмом:

— Делаем снежный сугроб!

Активный интерес, но…

Арина оглядывает окрестности, видно, прикидывая размеры уборки.

— У кого сугроб будет больше? У меня! — заявляет тогда мама и, не дожидаясь реакции дочки, начинает весело сгребать — собирать «сугроб». И не успела она подхватить 2—3 комочка, как ребёнок кидается в дело. Пара минут — и в центре комнаты возникает «снежная» куча. Одна и большая. Девчушка всё сделала самостоятельно, и в азарте этого делания напрочь забыла, что сначала убирать было лень и хотелось повредничать.

— Смотри, какой он красивый! — вдруг говорит наша барышня, любуясь на свой «сугроб». Понятно, что убирать такую красоту ей не хочется…

Непредвиденная остановка. И что теперь делать?

Но мама оказалась на высоте.

— Арин, давай переложим твой «снег», а то кто-нибудь пойдёт, заденет, сломает. В пакет уберём и у стенки поставим, ага?

Немного подумав, девочка соглашается. Полный порядок и чистый пол.

«Сугроб» в целлофановой упаковке отлично смотрится в уголке. Впрочем, не сомневаюсь: скоро он (по её же инициативе) окажется в детском ящике или в пакете для мусора, а где именно — девчушка решит сама.

ПОСМОТРИМ ПОГЛУБЖЕ

Мы искренне убеждены, что все папы и мамы знают, как разбудить в малыше «хотенье» и желание нам помогать и игрушки свои у-би-рать. Они инстинктивно знают, а если делают наоборот и не так, то лишь потому, что привыкли добиваться порядка и послушания очень по-взрослому и по-серьёзному. Среди родителей бытует страшное опасение: а ну как ребёнок испортится, разбалуется совсем!

Нет, не волнуйтесь: если к порядку относиться играючи, легко и весело, не разбалуется, потому что игра — это самое основная, самая главная работа для детворы.

Играя, они не только постигают мир. Они «вписывают» себя в этот мир и создают «образ» этого мира в своей голове. От нас зависит, нарисуют они этот мир строгим и нудным или — удивительным и веселым, где радость можно получить от чего угодно — даже от уборки, даже от хозяйственных (нудных) забот.

На самом деле дети работать любят. Они вообще по природе своей очень трудолюбивые существа. Вы когда-нибудь видели маленького ребёнка без дела? Он всегда чем-то занят. И, по большому счёту, ему всё интересно, тут главное — подать свою просьбу в той форме, чтоб она завлекла его. Чтобы делать то, это, другое и третье ему захотелось. Дети трудиться любят, особенно если эта работа — игра.

Хотите, чтоб малыши охотно выполняли ваши требования — облекайте свои задания в форму игры.

Зачем ребёнку приказывать?

Есть простые слова и фразы, которые действуют на малышей не хуже волшебной палочки:

— Кто быстрее?

— Я вот сейчас ка-а-ак…

— Ой, помоги, я забыла, как это делается!

— А давай мы с тобой… (И делаете большие — большие глаза.)

— А ты знаешь, что бывает с игрушками ночью, особенно с теми, которые не убрали… (И придумываете нестрашную сказку о том, как игрушки карабкаются на полки сами и как им трудно туда залезать.)

— Покажи, я боюсь, что одна не справлюсь…

— Помоги мне… сумка тяжёлая…

— Посмотри, я правильно делаю?

— Покажи мне, я что-то забыла как…

Арина охотно играла с дядей, приехавшим в гости. А теперь они собираются на прогулку. Арина не хочет идти. Вернее, хочет, но вредничает — просто так. То сапожок, «мама, мне застегни», то курточка не так надевается.

Собственно, всё происходит по правилам: ребёнок играет детскую роль, а в детской роли можно и покапризничать. «Мы пойдём с тобой гулять», — так было сказано — и малыш подчиняется, но при этом ведёт себя… как малыш. К тому же прервали игру (а было так интересно), к тому же сейчас не она — её куда-то ведут.

Итак, малышка играет по правилам, она, как артист, ведёт свою законную детскую роль. Не надо с роли сбивать, торопить, приказывать, требовать!

Попробуем наоборот. Попробуем дать малышу почувствовать свою «главность» и «взрослость» — и некогда, и не интересно станет капризничать.

«Пойдём, Ариша, на улицу. Покажем дяде наш город — один, без тебя, он заблудится».

Вот она, взрослая роль. Теперь она ведёт — оказывается, без неё не обойдутся! Она большая!

Ответственность за мероприятие «прогулка» возложено на ребёнка, и — полный порядок, никаких капризов.

Маленькие дети всегда готовы сотрудничать; можно сказать, что на разумное послушание взрослым они настроены от природы. Ведь когда-то от этой готовности — делать и подражать — зависело само выживание вида! И желание помогать родителям, и желание слушаться заложено в малышах генетически, от природы.

А если ребёнок «совсем не слушается», надо просто сесть и подумать: а почему?

Вполне вероятно, что с толку ребёнка сбили мы сами.

Вот мама кричит сыночку: «Собирай-ка игрушки, сейчас мы пойдём гулять». Сынок приступает… поднят кубик, тащит на место машинку. А мама? А мама занялась чем-то своим и вроде как позабыла. Прошло и пять, и десять минут… ребёнок снова сидит на полу и играет.

Малыш во времени особо не ориентируется, но вот что он быстро усвоит-поймёт: от слов и до дела у мамы есть большой промежуток. Так зачем же сразу реагировать на слова?

Не откладывайте «на потом». «Сейчас» — это значит «сейчас», а не то время, которое в поговорке о русском часе. Такой «растяжкой» во времени мы приучаем ребёнка к необязательности. Человек привыкает: что сказано — только сказано, а с делом можно и потянуть. Это важно, особенно для дошколят: если предложили/сказали/предупредили — не тяните резину, сразу же приступайте.

Итак, ваши приёмы:

• игровая форма;

• приглашение к сотрудничеству;

• сказано — сделано, не надо тянуть резину.

А что делать, если ни на игру, ни на приглашение ребёнок не реагирует? Это значит, непослушание стало привычным делом и пора от него отвыкать.

Отвычка от привычки

Если вредное действие (или бездействие) уже вошло в привычку и закрепилось, просто на некоторое время забудьте, что надо ребёнка воспитывать, и… ничего не заставляйте делать.

Пусть забудутся все неприятные эмоции, связанные с вашим напором и с его противостоянием.

— Убери!

— Не буду.

— Убери!!!

— Не буду!!!

Зачем вам такой диалог?

«Не будешь, ну и не надо. Я убираю сама. Дорогие игрушки, давайте-ка я разложу вас по полочкам, по ящичкам, по вашим любимым местам». И начинаете их раскладывать. Радостно, с энтузиазмом.

Если вы опасаетесь (и не напрасно), что комната быстренько превратится в огромную свалку, наводите порядок сами. Да-да, убирайтесь сами, за малыша.

«А это непедагогично!», — возможно, скажете вы.

А вот и педагогично, и даже вполне «воспитательно», если, конечно, сделать правильный ход. Он может быть вот такой: пока вы наводите порядок, пока убираете на место игрушки, одежду и прочее, что разбросалось, пока вытираете пыль и оттираете пятна на стенах, пока отскребаете пластилин или краску с пола — не занимайтесь со своим малышом. Делайте своё дело радостно и беспечно, чтобы малыш увидел, как вам интересно, какое это дело захватывающее, увлекательное: в комнате убирать. Карапуз очень быстро без вас заскучает и, скорее всего, очень захочет присоединиться. А не захочет — не надо. Пусть и дальше скучает. (Главное, не включайте при этом мультики, заранее уберите подальше привычные развлекалочки, пусть подыскивает себе занятие сам!)

Возможно, ребёнок начнёт поднывать, приставать, и канючить, и что-то выпрашивать, и придумывать способы, как вас отвлечь и переключить на себя. Не сдавайтесь! И не ругайтесь. Просит пить — «Вот кружечка, вот водичка, пей, дорогой»; хочет яблочко — «Конечно, конечно, только сейчас отмою это пятнышко и дам…»; просит почитать, рассказать ему сказку — прекрасно, рассказывайте про такого зайчика, который никогда никому не хотел помогать, и как все зверята были заняты делом, и как ему, одному, было скучно. Без нотаций, упрёков и замечаний вы доделали своё дело и сели отдыхать. А малышу скажите что-нибудь вроде: «Нет, сейчас не могу пойти с тобой на прогулку, я немного устала, вот отдохну, и тогда…».

Эта же тактика неплохо срабатывает и с детишками, что постарше, и с дошколятами, и с младшеклассниками, и даже со «среднеклассниками». Только и разница: чем старше ребёнок, тем больше потребуется времени вам, чтоб ваша уборочная инициатива как следует его допекла.

Что делать — об этом ниже. А пока — ВНИМАНИЕ! Это важный момент!

Как только ребёнок сам (без вашей подсказки и ваших внушений) примется за уборку — похвалите его. Покажите, как вы довольны, как вы обрадовались, как здорово он поступает. Без иронии, без сарказма, искренне выразите своё отношение, свои добрые чувства к нему. Сделайте комплимент, одобрите, оцените. Похвала обладает исключительной силой, потому что она окрыляет. Ведь и дети, и взрослые очень любят, когда их… любят.

Если почаще не реагировать на негативное, а, подловив на хорошем, правильном, ребёнка за это хвалить — ребёнку захочется, чтобы его поощряли (хвалили, одобряли) ещё и ещё.

Подлавливайте детей на хороших поступках и одобряйте их.

Итак…

• не заставляйте;

• и/или покажите пример, образец;

• делайте сами, а детку оставляйте скучать;

• поставьте ребёнка в такие условия, чтоб ему не убирать за собой было не выгодно;

• замечайте хорошее и показывайте, что хорошее вы по достоинству оценили.

Эх, уберу!.. куда подальше

Сонечка крутится у зеркала, то бантик поправит, то оборочку на платьице. Вокруг валяются раскиданные игрушки.

Бабушка подбирает эти игрушки и привычно ворчит:

— Ну, какой же ты будешь хозяйкой, если за собой убрать не можешь?

Соня, очень деловито:

— Принц, бабулечка, он в Золушку влюбляется не за хозяйственность, а за нарядность.

— Это как? — опешила бабушка.

— Вон, бабушка, ты каждый день убираешься, а принцев нету, один дедушка сидит.

Логические выкладки на детей, к сожалению, действуют мало. У них своя логика, и, какую бы вы не выбрали тактику агитации, надо это учесть.

Если малыш уже привык волынить и НЕ делать, если у него это успешно получается, на такую удочку, что предложена выше, он может сразу и не попасться.

Попробуйте сделать так.

Говорите, например, малышу: «Сашенька, убери игрушки». Он/а не ведёт и ухом. Тогда вы берёте куклу или какую-то другую симпатяшку и говорите: «Кукла Катя, убери, пожалуйста, игрушки, а я тебе помогу». Можно сказать и так: «Помоги мне собрать игрушки, пожалуйста». И сами тут же начинаете делать то, что ожидаете от своей ненаглядной детки.

Обратите внимание! Не призываете ребёнка, не уговариваете, а просто играете с куклой (или сами с собой) в «Уберём свои игрушки». («А вот кукла собирает… а вот кукла помогает… Спасибо, кукла Катя»).

Вы думаете, малышу не захочется тоже (и быстрее куклы) получить ваше «спасибо»?

Захочется, ещё как. К тому же сама уборочно-разборочная процедура из обязательно-нудной превращается в обязательно-приятную, ведь так?

Будет очень неплохо, если после каждого такого полезного мероприятия хотя бы на первых порах ребёнок получал какой-либо приз.

Приз — это не обязательно шоколадка или ценный подарок. Приз — это когда было неплохо, интересно, а стало ещё интереснее.

Что это может быть? Навели порядок — и вместе идёте пить чай, и ведёте занимательную беседу. Или — сочиняете сказку, разгадываете загадки, показываете фокус. Или — сажаете на закорки и бегаете, крича: «Горшки продаю, горшки продаю». Не волнуйтесь, до семнадцатилетия своей детки вам бегать не придётся: до пяти лет у детей природная склонность (предрасположенность) к порядку. И если время не упустить, если охотку (и стремление, добровольное) к порядку не перебить — всё будет в порядке.

А если ребёнок постарше — и тоже не спешит за собой убирать? Принцип тут тот же: сделать так, чтобы ему было НЕ выгодно оставлять за собой беспорядок.

Заранее, прежде чем вы сами возьмётесь за дело, предупредите юных наследников, что вы уберёте всё, чем они «наследили». Вы, мол, понимаете, претензий особых у вас нет, но… Конечно, можно бы и не убирать, — скажите ребёнку, — но вы так уж устроены, спать спокойно не можете, пока в квартире вещи находятся не на местах. Порядок вам нетрудно навести (и вы его наведёте), только («не обижайся, пожалуйста!») твои игры (или игрушки, или тетрадки, или… что он там разбросал?) могут потеряться, «ведь я не знаю, что тебе нужно, а что — не нужно и можно спокойно выбрасывать».

Предупредили — беритесь за дело. Тщательно убирайтесь и…

Выбрасывайте щедрой рукою. Или убирайте, куда удобно вам. Не бывает ребёнка, который вдруг бы не спохватывался и не кидался спасать свои драгоценности. Не с первого раза, так со второго-третьего он предпочтёт кое-что уложить на место самостоятельно.

И опять-таки: подмечайте малейшие улучшения и по достоинству, искренне благодарите детей, когда они заботятся о порядке. Потому что ребёнок не просто порядок навёл — он о вас позаботился. И пусть знает, как вы цените такую заботу.

И — последнее. Почему тарелочки, вещи свои ваша детка за собой, как вы говорите, более-менее убирает, а игрушки нет? Видимо, именно на них вы и акцентируетесь. Тарелочками и прочей подобной уборкой ребёнок занимается между делом, попутно (вы попросили — он принёс — вы поблагодарили — и переключили внимание). А игрушки для вас, видимо, стали делом принципа. Это как маленькая битва с продолжением. Разоружайтесь! Пора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что делать, если капризы, конфликты, детские вредности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я