Пять детских кризисов. Любить ребёнка – помогать ему расти

Заряна и Нина Некрасовы

Кризис новорождённости, 1 года, 3 лет, 7 и подростковый – в книге Заряны и Нины Некрасовых рассказано обо всех пяти. В кризис меняются запросы ребёнка. Как родителям перестраиваться? Как обойтись без капризов? Как сохранить хороший контакт? Продолжая магистральную тему своих книг – перестаньте детей воспитывать, помогите им расти – авторы дают ключи и подсказки, что делать, если… Ведь кризис – не снежный ком, падающий на голову, к нему можно заранее подготовиться и благополучно с ребёнком пройти.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пять детских кризисов. Любить ребёнка – помогать ему расти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Младенчество

Первый год жизни — время самых быстрых изменений в психике малыша. Специалисты условно подразделяют его на три периода.

Первый период — он же самый первый месяц жизни ребёнка — адаптационный.

Новорождённый приспосабливается к новым условиям существования.

Второй период — от месяца до шести — называют временем эмоционального общения.

В это время самое ценное для младенца — хороший уход и эмоциональное общение с близкими (особенно с мамой). Чем больше времени малыш проводит в тесном контакте, тем благоприятнее это сказывается на общем его развитии.

Третий период — от шести месяцев до года — время ситуативно-делового общения.

Малыш начинает активней исследовать мир. Эмоциональный контакт по-прежнему важен, но с этого времени мамы-папы становятся особо привлекательными для ребёнка как партнёры по совместным действиям. А в этих совместных действиях уже пробиваются первые росточки детской самостоятельности (сначала младенец сам придерживает бутылочку, например, когда его кормят, потом сам «вооружается» ложкой…).

Мама Лида спрашивает: «Вот моему сыну 9 месяцев, как понять, что наш с ним эмоциональный контакт полноценен и достаточен для данного возраста?».

Один из признаков такой. Вы уходите, малыш оставаясь с кем-то из близких, может, сначала и покапризничает, но потом успокоится. А когда вы вернётесь — потянется к вам, пообнимается-поприжимается, но не прилипнет, а вскоре спокойно сможет заняться чем-то ещё (своими игрушками да делами); иногда будет поглядывать (мама тут?), а так — вести себя без особых капризов.

Если же эмоциональный контакт недостаточен, неполноценен, то ребёнок или буквально «прилипает» к маме, ни на секунду не отпуская от себя, или — при возвращении мамы ведёт себя отстранённо.

Весь период от 1 месяца до 1 года психологи называют ситуацией неразрывного единства малыша и взрослого. Ситуация «мы», ситуация комфорта.

Что нужно сейчас малышу? Положительный эмоциональный фон (он служит условием нормального физического и психического развития) и общение (дефицит общения плохо сказывается на развитии малыша, причём не только сейчас, но и в будущем).

Игры-занятия, разговоры, ласковые прикосновения нормализуют тонус мышц, готовят младенца к овладению речью, ускоряют его нервно — психическое развитие. Вот почему лучше всего начинать и заканчивать любое общение и/или занятие с малышом объятиями и лаской.

Узнать по эмоциям состояние малыша

Малыш-грудничок не может выразить свои чувства словами, и потому о его истинных переживаниях мы можем только догадываться.

Но зато, чтобы догадка была верна, мы можем использовать такой полезный факт.

Факт. Люди изначально запрограммированы на выражение определённых эмоций определённым способом. Проще говоря, если мы радуемся — улыбаемся. Если печалимся — печаль написана у нас на лице.

С младенцами — то же самое. В ответ на то, что происходит с ним и вокруг и что малыш в это время чувствует, меняется выражение его лица, причём вполне предсказуемо. А примерно ко второму полугодию жизни выражение лица малыша становится надёжным индикатором его собственных чувств, точнее — эмоций, которые «накатывают» на него.

Эту эмоцию узнаете сразу. Малыш радуется

Ну, уж это ни с чем не спутаешь! Нет, пожалуй, на свете ничего обворожительней улыбающегося малыша. А как он активен! Размахивает ручками — ножками, что-то бормочет (вроде как «говорит»).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пять детских кризисов. Любить ребёнка – помогать ему расти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я