И возвращаются реки, или Лепестки сакуры

Заринэ Арушанян, 2022

События происходят в России в двадцатом веке и в наши дни. В романе несколько главных героев: студенты художественной академии Тея и Шарло, а также их прадеды Пётр и Андрей и их друг Дечо. Но однажды каждый из них должен сделать выбор. Петра обвиняют в троцкизме, Андрей доказывает, что только Пётр может выполнить задание и переправляет его в Берлин и Вену для передачи Дечо документа и книги, Дечо, рискуя жизнью, помогает Петру перейти линию фронта и вернуться домой, Тея отказывается сделать аборт, Шарло идёт в армию, выносит после боя друга и погибшего командира, отказывается от женитьбы на дочери компаньона отца. Несмотря на испытания, они остаются верны себе, дружбе и любви. Пётр возвращается к жене и дочери, Андрей защищает друга, Дечо перед войной в Европе предотвращает уничтожение своих соотечественников фашистами, а после начала Отечественной войны спасает многих из них из немецкого плена, у Теи рождается сын, Шарло выживает в авиакатастрофе и возвращается к Тее и сыну.

Оглавление

Глава 4. Если любишь цветок

Вернувшись домой после занятий, Тея провела оставшуюся часть дня в раздумьях о причине интереса к ней Шарло. Она предполагала, что Шарло был влюблён в белокурую красавицу Ирку. От одной мысли о будущей встрече у Теи кружилась голова и пылали щёки. Она пыталась угадать, назначил ли Ванечка ей свиданье или существует другое объяснение. Размышляя таким образом, она постепенно всё чаще стала называть его Ванечкой, хотя и «Шарло» она мысленно произносила с такой же нежностью. Почти до рассвета Тея ворочалась в постели, словно отгоняя от себя мысли о предстоящей встрече. В результате она проспала и пришла в музей через час после открытия. В вестибюле второго этажа Тея увидела Шарло, который кивнул ей в знак приветствия и приблизился:

− В Восточном зале вчера открылась интересная экспозиция. Вчера я не успел всё рассмотреть. Составишь компанию? − спросил Шарло, и, не дожидаясь ответа, продолжил, взяв у Теи этюдник:

− Есть очень интересные экспонаты. Я бы привёл фотографа, чтобы потом можно было рассмотреть повнимательнее, но здесь запрещено фотографировать, − рассказывал Шарло, всё также, не дожидаясь ответов Теи. Они вошли в зал. «Странно, что же так заинтересовало его?» ― думала Тея, рассматривая застеклённые стеллажи, тянувшиеся вдоль стен. Экспонатов было не так уж и много: бронзовые фигурки, серебряные вазы, позолоченные стальные доспехи, мечи, кинжалы, сабли и ещё какое-то старинное оружие, название которого Тея не знала.

— А ты сможешь нарисовать пару экспонатов? ― спросил Шарло.

Тея училась на отделении станковой живописи факультета изобразительных искусств.

— Наверное, смогу. А что надо нарисовать? − в растерянности спросила Тея. Преподаватели хвалили её и считали, что Тея талантлива и со временем обязательно станет выдающейся художницей. Но она была слишком критически настроена к своим работам и постоянно всё перерисовывала и переписывала по несколько раз.

— Пойдём, − вместо ответа Шарло повёл её в дальний угол зала, в котором стояла среднего размера пушка в паре с рыцарем, восседавшим на коне, который, как и рыцарь, был в доспехах.

— Он такой величественный и огромный! ― воскликнула Тея.

— Огромный? Кто? ― рассеянно спросил Шарло.

— Рыцарь на коне. Ты ведь хочешь, чтобы я нарисовала рыцаря? ― спросила Тея, которая поближе подошла к рыцарю, чтобы лучше его рассмотреть.

— Нет, да что ты! Не его, идём, сейчас покажу, ― ответил Шарло и, взяв Тею за локоть, увлёк в сторону витрины, которая стояла рядом.

— Вот, посмотри, какие они красивые, ― Шарло кивнул в сторону массивной металлической шкатулки и кинжала, которые располагались на полке за стеклом. Тея удивилась. Самая обычная шкатулка, почти такая же была у её бабушки Любы. Только музейная шкатулка была намного больше. Да и кинжал был какой-то странный. Рукоятку в форме рыцаря с мечом не очень-то удержишь в руке. Подписи к экспонатам гласили: «Ларец, серебро, литье, многоплановая филигрань. Франция, XII в.» и «Кинжал. Рукоять и ножны, серебро, литье. Клинок, дамасская сталь. Франция, XII в.». Но Шарло уже установил этюдник, откуда-то принёс стул. Он попросил Тею нарисовать ларец и кинжал в натуральную величину, максимально подробно отобразив все детали. Тея ещё пару минут постояла у витрины, а потом начала рисовать ларец. Шарло встал рядом и наблюдал за её работой. Перенести на бумагу форму ларца было не сложно, сложнее было воспроизвести все детали, не пропустив ни одной. Время от времени Тея останавливалась, подходила к витрине с ларцом, рассматривала очередную деталь, снова подходила к этюднику и продолжала рисовать. Из-за спины Теи прозвучал голос Шарло:

− Через 15 минут закроется музей, нам надо собираться.

Они подошли к выходу из музея, когда двери были уже заперты. Полная женщина в униформе вышла из стеклянной будки и, неодобрительно покачивая головой, большим ключом открыла им входную дверь. На улице уже начало темнеть.

— Ты никуда не торопишься? − спросил Шарло и предложил:

— Давай, пойдём, поужинаем, а то я что-то проголодался, да и ты конечно тоже.

Опуская ресницы, чтобы скрыть вспыхнувшие в её зелёных глазах искорки радости из-за того, что сказка ещё не закончилась, Тея согласилась:

— Пойдём.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я