Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления

Леонард Завалкевич, 2015

В уникальной книге «Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления» Леонарда Завалкевича доступным и интересным языком изложены фундаментальные принципы и методы управления, применимые в самых разнообразных бизнес-ситуациях. Ведь очень часто приходится сталкиваться с тем, что для эффективного менеджмента не достаточно много знать и много трудиться, нужно понимать причины, принципы и смысл управления. Книга учит тому, как стать эффективным управленцем без специального диплома по менеджменту и даже без врожденных качеств лидера. Прочитав книгу, вы убедитесь в том, что самое сложное в управлении – это понять, что управлять – это просто. Книга предназначена для самого широкого круга вдумчивых читателей: менеджеров, владельцев бизнеса, управляющих и все тех, кто хотел бы стать эффективным управленцем и разобраться в секретах менеджмента. Книга «Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления» открывает трилогию книг Леонарда Завалкевича, в которую входят также книги «Субъект управления» и «Процесс управления».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Книга 1. Ситуация управления

Общие положения. Что у тебя на входе

Алхимия категорий. О методологии нашего подхода

«Тайная» доктрина магии сознания, то, что интересно продвинутому лоху, и полезно претенциозному гению от науки.

Дай мудрость увидеть истину, волю выбрать и силу осуществить её.

Молитва Рыцарей круглого стола.

На самом деле, любая наука призвана ответить на вопрос как достичь цели. И естественно на первом этапе хорошо бы определить эти цели, реально, точно и стратегически. Посему, зачастую, особенно в гуманитарных науках исследовательским аппаратом «что есть что» подменяют задачу «как сделать». А если предлагают выход, то большей частью реагируя на заявленную, субъективно сформулированную цель, но не объективно определённую и соответствующую реальным потребностям и условиям. В итоге ни сила, ни расчёт не могут уберечь от краха империи, капиталы, социальные программы и т. п. Вместе с тем многое из этого развивается и процветает. В чём же особенность этого?

Каждый человек на любом этапе своей жизни стремится достичь какой-нибудь своей цели, поразить свою мишень. И наука как бы призвана помочь ему в этом. Одни теории учат, что для того, чтобы попасть в цель, нужно стрелять метко и четко и это доказывают. Другие говорят — чтобы стрелять метко, надо уметь целиться, и тоже правы. Третьи спорят, мол, главное твердость в руке и зоркость в глазу. Четвертые — чтобы твердость в руке была, надо уметь ее твердеть. В итоге куча спецов, разбирающихся одни в прицеливании, другие в тренировке твердости, третьи в обострении зрения, а умеющих эффективно поражать цели — единицы.

Сейчас мы опишем те вещи, которые объясняют мистичность и закономерность всего того, что происходит в твоей жизни, а также определяют магию преобразования, которой ты сможешь овладеть вполне осознанно. Это те вещи, о которых в жалком приближении к истине говорят в различных секретных, тайных доктринах, учениях, пряча от большинства в опасении, что этим воспользуются во зло. Но страх поскользнуться сковывает мышцы и заставляет упасть.

«Зло есть не что иное как добро, результаты которого проявятся позже».

Оноре де Бальзак

Однако мы не забываем, с другой стороны, и о том, что благими намерениями дорога в ад выстлана.

Итак, во-первых. В основе наших взглядов лежат научные и эзотерические принципы и законы. И именно в том виде, в котором они встречаются на своем историческом пути развития от гармонии тождественности, через войну противоречий к дружбе, где они вновь становятся единым целым, согласуются между собой, взаимораскрывают и взаимодополняют друг друга. Как отмечал Вернадский, основа новой науки, «отдельные попытки и довольно удачные её построения уходят в глубь веков… современный научный аппарат почти целиком создан в последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппаратов прошлого».[1] И эзотерика и наука говорят об одних и тех же вещах, выделяют одни и те же компоненты человеческого, описывают одни и те же причины возникновения, факторы и тенденции развития. Но материализм не желает признавать наличие устремленности в каждом явлении, а идеалисты равноправие объективных факторов в духовных явлениях. Это спор между садовником и писателем, где садовник утверждает, что стол — это изуродованный кусок дерева, а писатель, что это приспособление для работы; спор между сытым и голодным, а точнее между жаждущим и утоленным о том, что стакан наполовину пуст или на половину полный. Мы же рассматриваем любой спор, как напрасную, неэффективную трату сил и средств, за исключением случаев, когда спор используют ради самого спора как, упражнение. В споре слишком легко цель достижения истины подменяется целью установления превосходства, победы.

Современная наука, к счастью, нашла в себе мужество повернуться лицом к мифологическому и философско-религиозному познанию. Местами откровенно признавая, что достижения мифа несравненно более значительны, чем научные и положили начало науке, в то время как рационалисты в основном изменяли её, причём не всегда в лучшую сторону.[2] Познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, хотя бы и такой важной как научное, которое не «покрывает» собой познание как таковое. Поэтому гносеология не может строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только так называемой научной сферы и даже только из «высокоразвитого естествознания».[3] А Ф. Бекон на заре становления науки как целостного социокультурного феномена даже разделял науки на три вида:

а) история как описание фактов;

б) теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова; и

в) искусство вообще.[4]

Недалеко от Бэкона в своём диалектико-идеалистическом отражении эзотерических первоначал ушёл и Гегель разделяя науку на:

1) логику, совпадающей у него с диалектикой и теорией познания;

2) философию природы (механику, физику, органическую физику); и

3) философию духа.[5]

На фоне этого наша попытка рефлексии антропоморфных подходов в науке лишь утверждает диалектическую преемственность на новом уровне развития науки как таковой, когда «создание новой теории не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскрёба…а скорее на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и её богатым окружением, но точка от которой мы отправлялись, ещё существует и может быть видна…».[6] И более того именно такой подход на наш взгляд позволяет в ответ на сомнения Вебера[7] рассматривать науку как путь к счастью, именно такой подход дает науке возможность ответить на такие предельные вопросы: «Как нам жить?», «Есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире?»

Итак, категории и понятия, лежащие в основе методологии нашего подхода.

Эзотерические принципы:

§ Триада первоначал;

§ Единство;

§ Отражение.

Основные математические функции, отражающие основные принципы развития систем:

§ Логарифмизация — упрощение структуры на новом уровне сложности элементов и наоборот;

§ Интеграция — объединение, кооперация, согласование целей элементов системы, подсистем между собой, с системой (с надсистемой и другими взаимодействующими системами);

§ Дифференциация — специализация функций элементов системы.

Базовые категории системного (по Уемову) и структурно функционального анализа, и их сочетание с эзотерическими принципами:

§ вещь, имеющая трехфакторно-компонентную (элементы + связи + направление-упорядоченность) структуру, которая своими качествами определяет

§ свойства, в своем единстве проявляющиеся в функциях, которые определяют

§ отношение, как отражение степени соответствия свойств элементов объективной и субъективной реальности, проявляющееся в направленности, выражающей возможность (или желание) изменения определенным образом во взаимодействии самого себя, как вещи.

Эзотерические первоначала:

§ мистика

§ познание

§ воля.

Они соответствуют категориям:

§ дух

§ душа

§ тело.

И структурным компонентам психики:

§ эмоции

§ мышление

§ поведение.

Эзотерическое учение свидетельствует, что постижения гармонии красоты, истины и силы, необходимо быть гармоничным, целостным, единым в себе и со всей природой, путь к этому — отражение того, чем ты хочешь быть, что ты хочешь иметь. Отражение — это способ контролировать и изменять своё существование.[8] Отражай добро (в том числе и как синоним достатка) и будь прозрачен для зла. В этом случае совершенно не обязательно давать общее для всех определение добра и зла, достаточно того понимания, которое есть у тебя в голове. Ниже приводим далеко не полный перечень примеров структурных компонентов различных систем, проявляющих в себе принципы трехфакторности и трехкомпонентности (триады).[9] Довольно сложно выделить однозначные названия универсальных факторов, но можно подойти к их пониманию, если рассмотреть их особенности с различных точек зрения, что и предлагаю тебе сделать. Как видно, везде присутствуют три специфических элемента, имеющие соответственно отношение к внешнеобъективному, внутреннеособенному и субъективнонаправленному.[10]

В интересном, психолого-коммерческом, претендующем на эзотерическое откровение, произведении Владимира Мегре из серии об Анастасии определяются три основные причины болезней человеческой плоти, соответствующие трем факторам, внешнепричинному, внутренне особенному и целенаправленному:

§ нездоровые обстоятельства, режим, нездоровые продукты поступают в организм извне;

§ пагубные внутренние переживания, чувства, эмоции, глупость, злость, зависть;

§ лжепредставления о сути своей, предназначении и цели или отсутствие таковой.

И само понятие психологического здоровья представляет собой систему критериев:

§ адекватность объективной статистической норме;

§ внутренняя удовлетворённость, преобладание плюсов над минусами;

§ целеустремлённость или осмысленность действий.

К чему всё это? Я подвожу тебя к мысли о том, что всё в мире представляет собой единство взаимоотражающихся трёх «вещей». По мере прочтения мы всё больше, глубже и чётче уясним для себя, что же это за мистические три вещи, что означает их единство и взаимоотражение. Для чего это уяснять? Когда ты это поймёшь, ты удивишься, как прежде скрытые для тебя смыслы будут как бы сами собой притягиваться и слипаться с чёткие стройные системы знаний, представлений, понятий о вещах их связях и отношениях. Легко описывающие любые явления, позволяя заглядывать в будущее, прогнозировать динамику развития. Мы неоднократно будем ещё возвращаться к выделенной триаде, мистическое всеприсутствие которой вполне объяснимо с точки зрения научного универсализма системного подхода.

Во-вторых, основу нашей концепции составляет синтез восточных чувственно постигающих подходов к психологическим практикам и западной философии рационально-волевой активности. Другими словами, наша методология — это формальная логика, ассоциативная соответственность и практический опыт. И опять же в сути эта позиция не нова, ибо в своё время Кант в дополнение к эмпиризму видел стороны научно-теоретического, синтетического знания с одной стороны в чувственности, с другой, в рассудке.[11] А до Канта люди ничем не лучше были, но копаться в истории не наша задача.

А сейчас если ты нормальный человек, неискушенный в интеллектуальных извращениях, прошу немножко терпения или просто пропусти текст и переходи сразу к следующей главе. Предлагаемая в этом месте информация скорее всего, интересна типа ученым или каким-нибудь спецам морфоанализа. Впредь можешь просто пропускать сложные места, как пропускал в школе французские диалоги при прочтении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (если вообще читал).

Это будет мне небольшой расплатой за желание совместить в одной книге интересное и для широкого круга читателей, и для специалистов. К тому же, этим примером хочу показать тебе, как не обязательно бояться объять необъятное. Необязательно слушаться тех, кто пугает, что так нельзя писать или читать, неправильно.

Таким образом, на основании приведенных выше примеров можно выделить три основных универсальных системных фактора: а, в, с, со специфическими характеристиками:

Я пока не претендую на точность и полноту описания данных факторов, но по ходу книги неоднократно буду вспоминать авторов и источники, указывающие на их существование. И не просто указывающих, а опирающиеся в своих классификациях именно на эти три ключа для анализа, описывая все в пространстве именно этих факторов

На различных уровнях значение векторов может в соответствии с изменением контекста восприятия изменять свою факторную роль. Каждый фактор, если рассматривать как систему, будет иметь свои внешние причины, внутренние особенности и устремленность развития. То есть, на более высоком уровне совокупность а и в будет выполнять функцию а, с — функцию в, а функцию с какой-нибудь более высокого порядка фактор. Например:

Подобная динамика факторного изменения возможно приближает к пониманию спиральности развития явлений от ДНК до галактик и диалектического принципа развития по спирали.

Дихотомичность различных описаний и классификаций в науке объясняется позициированием субъекта анализа, то есть приложением точки отсчета, которая может быть «приложена» к одному из факторных векторов. В результате в каждой из трех возможных позиций наблюдается пространство, объекты в котором описываются оставшимися двумя векторами. Таким образом, возможны пока три основных плоскости дихотомического описания:

внутреннее — внешнее (вс — а);

актуальное — инерционное (ас — в);

причинное — целеустремленное (ав — с).

Каждая дает классификацию из четырех основных видов, например:

виды стилей (почти по К.Левину) формы сознания[12]

Может возникнуть вопрос, зачем нам понимать эту трехфакторность. Чтобы понимать суть всего происходящего, чтобы находить простые решения в самых важных и трудных вопросах. Например, в чем причина старости, и что с ней можно делать. Три причины есть:

1. вредные внешние влияния (точнее, открытость таковым);

2. внутреннее несовершенство, исчерпаемость ресурсов (точнее, убеждение в таком);

3. негативная целеустремленность, страх постареть.

Что это нам дает? Это дает нам возможность сделать определенные выводы.

По поводу пунктов 1) и 2): мы, наш организм — это шестеренки, которые легко вертятся (то есть, здоровы), если смазаны и незагрязнены, вредные внешние влияния — это мусор, забивающий шестереночки и тормозящий их свободное вращение (болезнь), принцип простой и универсальный — чисто не там, где убирают (лечатся), а там, где не сорят (здоровый образ жизни, профилактика, гигиена).

По поводу пункта 3). Страх старости — это настройка на старость. Когда мы боимся, мы настраиваемся на противодействие старению. Организм реструктуризируется под старость, чтобы ей сопротивляться, как будто он уже постарел. Страх включает программу старения подобно тому, как улыбка включает программу хорошего настроения, зевок программу засыпания. Принцип тоже очень простой — быть здоровым значит интересоваться, удивляться и радоваться тому, что происходит. Как дети, они самые здоровые и ведут себя соответственно, они удивляются, и рады даже тому, что умеют огорчаться.

Упражняясь в трёхфакторных объяснялках на разные темы, интересный ответ на вопросы есть ли Бог, что есть Бог, как и зачем он проявляется, дала на семинаре одна девушка.

§ Бог может быть;

§ Богом может быть то, что мы называем другим именем;

§ Божественно все, что мы хотим, чтобы оно было божественно.

В процессе рассуждений я всё время буду обращать твоё внимание на единство науки, особенно психологии, и эзотерики. Каждый имеет право на критическую переработку информации. Но если посмотреть психоаналитическую характеристику человека, фиксированного на анальной стадии психосексуального развития и психологическую характеристику человека зацикленного на нижней чакре муладхара, то поражает их принципиальное сходство. Я уже не говорю о мистических чертах трансперсональной психологии. Пусть кто-то скажет, что философия это не наука, но психология-то это наука. А мы ещё вспомним даосизм и квантовую физику-психологию

И несколько заметок о структуре книги.

Эта книга о том, куда объективно развивается всё, от чего зависят психологические особенности человека и как они влияют на эффективность его жизни и деятельности. Как тебе достичь желаемого результата и как оптимально использовать внутренние и внешние ресурсы. Другими словами, как ты воспринимаешь то, что поступает на вход твоего внутричерепного процессора, как ты это перерабатываешь, что можешь с ним делать и как организовываешь то, что у тебя на выходе выражается словами и поведением, что непосредственно определяет твой результат. В первом разделе мы приблизимся к пониманию картины мира, в которой живем, которая формируется на основе того, что и как нам поступает на вход и как это всё связанно с эффективностью и управлением. Во втором разделе заглянем внутрь себя, и рассмотрим гибкость, как совокупность личностных качеств, определяющих нашу эффективность в любой ситуации. И в третьем разделе — особенности того, что мы формируем на выходе, а в частности психологические особенности влияния в процессе взаимодействия и другие элементы функционирования.

О системе

Системность знания — не только на наш взгляд, наиболее эффективный методологический подход к описанию реальности. Системность отражает то самое общее и универсальное, что присуще и характерно для всего и каждого, самые базовые закономерности и принципы. Более того, как в самом общем так и в контексте рассматриваемого нами управления, система есть средство решения проблемы, в терминах системного анализа представляющая собой ситуацию различия между необходимым (или желаемым) выходом и существующим входом.[13] Поэтому мы иногда будем определять психические явления системными категориями.

В НЛП системой называют набор взаимосвязанных концепций или частей, которые должны работать сообща, чтобы выполнять определенную функцию. Существует множество разных систем: воздушно-пространственная, транспортная, экономическая, здравоохранения и т. д., каждая система состоит из многих подсистем, призванных слаженно и успешно работать, что является залогом успешного осуществления ее системной цели или миссии.

То, что жизнь и разум представляют собой системные процессы — это один из базовых принципов НЛП. Из этого следует, что все процессы, протекающие в самом человеке, в общении людей друг с другом и окружающей средой, являются системными. Наши тела, сообщества и Вселенная формируют экологию комплекса систем и подсистем, взаимодействующих и взаимовлияющих. Невозможно полностью изолировать какую-либо отдельную часть от всей системы. Подобные системы строятся на принципах самоорганизации и естественно стремятся к оптимальному состоянию равновесия или гомеостаза.

Системное исследование направлено на выявление спектра объективно возможных в данной ситуации линий развития объекта. В этой связи вполне естественно возникает вопрос о том, существуют ли критерии, определяющие направленность изменения и развития систем. Именно об этих критериях наша книга. Шаг за шагом мы будем приближаться к пониманию их сущности и смысла.

На всякий случай, чтобы любому желающему было понятно раскроем основные системные категории.

Понятия «системный подход» и «система»

Что же понимается под «системным» познанием материи и ее свойств? Известно, что человек осваивает мир различными способами, Прежде всего он осваивает его чувственно, т. е. непосредственно воспринимая его через органы чувств. Характер такого познания, заключается в памяти и определяет(ся) эмоциональным состоянием субъекта. На основе эмоциональных состояний в человеке складывается представление об окружающем мире. Но чувственное восприятие есть свойство так же всех животных, а не только человека. Спецификой человека является более высокая ступень познания — рациональное познание, позволяющее обнаруживать и закреплять в памяти законы движения материи.

Познание любого таракана можно описать системными категориями как системный процесс. Но познание таракана несистемно в контексте человеческих целей, ценностей и смыслов. Если я буду «думать» как таракан я стану уродливым тараканом, но не человеком.

Говоря о себе как о Человеках мы будем считать, что рациональное познание системно. Оно состоит из последовательных мыслительных операций и формирует мыслительную систему, более или менее адекватную системе объективной реальности. Системна и практическая деятельность человека, причем уровень системности практики повышается с ростом знания и накопления опыта. Системность различных видов отражения и преобразования действительности человеком есть в конечном счете проявление всеобщей системности материи и ее свойств.

Системное познание и преобразование мира предполагает:

— Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как ограниченного множества взаимодействующих элементов.

— Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними и их упорядоченности.

— Выявление свойств, отношений и внешних связей системы, выделение из них главных.

— Определение ее роли среди других систем.

— Анализ диалектики структуры и функции системы.

— Обнаружение на этой основе закономерностей направленности и тенденций развития системы, от эквифинальности до опережающего отражения результата и целеустремлённости.[14]

Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, например — куча камней, правильнее сказать — совокупностях — являются ли они системами? Да, если этому можно привести доказательства, исходя из следующих посылок:

1) неорганизованные совокупности состоят из элементов;

2) эти элементы определенным образом между собой связаны;

3) эта связь объединяет элементы в совокупность определенной формы (куча, толпа и т. п.);

поскольку в такой совокупности существует связь между элементами, значит неизбежно проявление определенных закономерностей и, следовательно, наличие временного или пространственного порядка, свойств и отношений.

То есть реальная куча камней не мыслится нами как система, если её элементы не мыслятся в связи между собой (что это такое мы рассмотрели выше) и не рассматриваются в отношениях. Но если мы выделяем понятие куча, определяем её элементы и особенности структуры, выделяем свойства этой структуры и отношения, например элементы связаны хаотичностью (изменить характер этой связи и это будет уже не куча), и по тем или иным параметрам находится в определённом отношении к внешнему, то эту кучу мы мыслим как систему. Такое системное представление о куче камней помогает математически описать сыпучесть песка, как огромной кучи маленьких камешков. Точно так же следователь мыслит как систему беспорядок, бардак в доме, где совершено преступление.

Таким образом, возможно, все совокупности являются системами, в зависимости от критерия основания, по которому мы мыслим явление целостно, отграниченно и в динамике. Более того, материя вообще проявляется в форме «систем». То есть система есть форма существования материи.[15]

По Уёмову системой является произвольная вещь, на которой реализуются какие-то свойства, находящиеся в произвольно взятом определённом отношении.

Более привычное определение звучит несколько иначе. Система — это упорядоченная совокупность элементов, взаимодействующих между собой и со средой для достижения определённой цели и образующие неразрывную целостность. Очевидно, что определения не противоречат одно другому, являясь лишь разными аспектами одного вопроса.

С точки зрения объектной плоскости измерения (система как фрагмент мира сам по себе) основными компонентами системы являются:

1) Структура,

2) Функции,

3) Цель.

С точки зрения предметной плоскости измерения (система как фрагмент мира для нас):

1) Вещь,

2) Свойство,

3) Отношение.

Все эти понятия предельно важны для уяснения менеджером. Именно он имеет дело с этими вещами, он формирует структуру производства, выделяет его элементы, устанавливает связи между ними, распределяет функции, определяет цели, создаёт систему производства и систему управления производством.

Структура — упорядоченно связанные элементы, определяется связями, определяет сущность; изменение элемента вызовет изменения в других элементах, структурной целостности (замена лидера может изменить настроение людей, развалить реальную группу, или переструктурировать ее микрогруппы). Пример: социально-психологическая структура коллектива.

Элемент — это то, что существует в связях внутри структуры целого и там функционирует. Элемент имеет свойства двух типов: атрибутивные свойства и свойства-функции. свойства-функции — это те, которые появляются у части, если мы включаем ее в структуру, и исчезают, если мы из структуры ее выключаем. Атрибутивные свойства — это те, которые остаются у элемента независимо от того, находится он в этой системе или нет. Слово «этой» здесь очень важно. Так как может оказаться, что свойство, которое кажется нам атрибутивной, является просто функциональным относительно другой системы. Объект, носитель связей и отношений, которые составляют структуру системы.

Связь — функциональное свойство элементов структуры, которое определяет целостность и отграниченность системы, зависимость элементов структуры один от другого. Обуславливает причинно-следственные изменения связанных элементов.

Упорядоченность — форма организации во времени и пространстве по принципам: сложности, важности, подчиненности (иерархичности).

Организация — определяется отношениями, определяет форму, изменение элемента не изменяет организации (смена командира не влияет на штатную организацию подразделения, не изменяет характеристик должности). Пример: формальная штатная организация группы, но организационно-штатная структура подразделения. Машина — это техническая организация, она превращается в систему когда мы включаем в неё управляющий элемент — водителя. Примерно по тем же причинам организация производства превращается в настоящую систему только после включения в неё потребителя. Целостность системы подразумевает целостность функционально процессуальных циклов.

Функция — внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений, качественные и количественные показатели стойкой зависимости переменных, которыми выступают субсистемы в системе. Система изменяется — соответственно изменяется та система с которой она взаимодействует, в этом проявляется функция системы. Объективно функции проявляются в виде законов и отношений.

Цель — внутренне обусловленная тенденция направленности, эквифинальность динамики развития системы (от что-то вроде фактора кристаллической формы при формировании кристалла и до субъективного образа результата у человека). Нет нецеленаправленных систем. Это не значит, что если структура без цели, то это не система. Это значит, что просто необходимо точно, верно определить цели, направленность, которые обусловлены данной структурой и функциями. Если мы не увидели цели, это не значит, что её нет. «Если кто-то идёт не в ногу, возможно он слышит другой барабан».

В общем случае под вещью понимают все, о чем можно сказать. В грамматике они определяются по помощи существительных. Все существительные определяют вещь. Но не только они. Вещи могут означаться также личными местоимениями: я, ты, он, и т. д.; количественными числительными: один, два, одиннадцать и т. д.; и даже глаголами: курить — здоровью вредить. У слова «вещь» есть синонимы. В современном русском языке ими будут «предмет» и «объект». Сказать что-нибудь о вещи, это означает, приписать ей какие-то свойства или установить с нею какое-то отношение.

Свойство — присуще носителю, субъекту и неотъемлемо от него, определяет его качества, в отличие от отношения, которое понимается лишь при наличии объекта. Свойство проявляется только во взаимодействии с другими системами. Ещё Галилей ставил вопрос таким образом, что: любой объект проявляет свои свойства во взаимодействии с другими объектами, стало быть, свойства и есть характеристика конкретных взаимодействий между объектами.

Отношение — степень соответствия свойств системы со свойствами другой системы, основная характеристика — транзитивность (переносимость). То есть, А любит Б, Б любит С. А связано с Б, Б — с С, но это не признак того, что А связано с С. Отношение предусматривает сравнение, согласованность по определенному критерию. Если А большее Б, Б большее С, то А большее С. но изменение А не вызовет изменение Б ли С.

Зачем эта книга

Итак, я сказал, что это мой учебник менеджера по универсальной психософии для всех и всего.

Почему эта книга для всех? Во-первых, кто-то из нас хочет стать менеджером, кто-то юристом, а кто-то экономистом и т. д. Но при этом каждый хочет. Желает завладеть сердцем любимого. Построить счастливые семейные отношения взаимопонимания. Научиться убеждать своих клиентов. Понимать партнеров, дружить с коллегами, ладить с начальником. Достойно воспитать детей, как можно меньше страдать и как можно больше радоваться. Это вопросы психологии. Во-вторых, в любой ситуации каждый из нас является в своем роде менеджером, потому что что бы мы ни делали с кем бы или с чем бы ни общались, это всегда процесс управления. Об этом и многом другом наша книга.

Почему «учебник»? Несмотря на то, что мы не собираемся кого бы то ни было чему-то учить, с помощью этой книги ты сможешь сам чему угодно научиться.

«По большому счёту научить нельзя, можно только научиться».

Игорь Кирилов

Почему «универсальной психософии». Потому что затрагиваем многие аспекты: философские, экономические, психологические, медицинские и другие. На разных уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом; вопросы теоретические, практические и прикладные, то есть, довольно широкий спектр. Психософия означает мудрость о психике, многие положения ещё не исследованы в научных экспериментах, но достаточно очевидно доказаны мудростью жизненного опыта всего человечества.

Почему «мой». Потому что это не стандартный учебник, в нем нет «правильных» разделов, определений, классификаций, но есть подход к тому, чтобы ты сам мог, что угодно определить и классифицировать. Я написал «мой», потому что это мое детище, ты читаешь «мой» в смысле «твой», потому что это уже твоя собственность и почерпать из него ты будешь свои смыслы.

Я, полностью отдавая себе отчёт, совершенно категорически заявляю, что могу решить любую твою проблему. Нет такой ситуации, для которой бы в истории человечества не нашлось примера её оптимального решения. Когда будешь читать книгу, ты с приятным удивлением обнаружишь как действительно всё просто можно решать. Вопрос лишь в понимании «решения проблемы». Решить проблему = принять решение на изменение проблемы в «непроблему». А способов изменения целые кучи. Две самые большие — это изменить ситуацию и изменить своё ложное или неполное представление о ситуации. Великий Нэш младший, один из гениев-столпов теории игр, решал считавшиеся неразрешимыми задачи, подходя к их решению нестандартно, он изменял отношение к самой проблеме решения. Например, такие-то задачи решают умножением, а не умножается. Делить нельзя, а он брал и делил. Все говорят, что в игре всегда выигрывает только один победитель, а он доказал, что в любой игре могут выиграть все игроки, все могут быть победителями. От тебя ушёл парень или жена, ты хочешь вернуть. Элементарно, я тебе помогу измениться так, что ты сможешь придумать несколько способов вернуть человека. Но как правило, изменяются так, что только радуются вновь приобретённой свободе восхищаясь новыми силами и возможностями. Ты хочешь звезду с неба, я решу и эту проблему.

Прочитав первые варианты книги, мне замечали о некоторой жесткости тона, мол, местами как-то резко, грубовато, не вылизано, употребляю тяжёлые, неприятные слова и тому подобное. Смею заметить — лишь в некоторой степени. Мною ведут самые чистые, светлые, добрые побуждения красоты, радости, любви. Я хочу, чтобы все и все вокруг были прекрасны как цветы, каждый по-своему удивителен. Но я знаю и то, что для того, чтобы цветы выросли, их необходимо хорошенько удобрить, и удобрения не всегда хорошо пахнут.

Ты станешь цветком, источающим благоухание изысканнейших ароматов, ты будешь радовать глаза и сердца дорогих тебе людей и не только дорогих. Ты сможешь ужалить колючками любого, кто попытается тебя сорвать, ты будешь достаточно гибок, чтобы не сломаться, выпрямиться, если на тебя наступят. Поэтому не торопись ставить оценку, зацикливаясь на сленге, а врубайся в смыслы. Ругательства — это часть нашей жизни, причем, одна из самых эмоциональных, энергетически насыщенных. Во-первых, грешно было бы не использовать эту энергию. Во-вторых, из жизни слов как из песни, не выбросишь. То, что в книге встречаются откровенные слова, не означает, что тебе или кому бы то ни было нужно ругаться. Это простой способ включить тебя в ситуацию, запустить твои переживания. Это для того, чтобы тебя этим впредь не могли вывести из себя, чтобы ты понимал почему, где, когда они вредны, а когда и полезны и многое другое.

Кто что ищет, тот то и находит.

Что такое изменение

Не я счастливый потому, что у меня все нормально, а у меня все нормально потому, что я счастливый.

Или ты раб своих иллюзий, или будешь их хозяином.

Когда ты желаешь поднять эффективность производства или усовершенствоваться самому, осознаешь ли ты, какие факторы на это влияют, какие твои внутренние особенности этому содействуют? Существует ли магический рецепт на все случаи жизни? На первый взгляд трудно дать утвердительный ответ, но я имею смелость убедить тебя в том, что философский камень, превращающий простые металлы в золото, не просто существует, но в психологическом смысле являются твоей естественной природной сущностью. Этот камень — твоя способность изменятся в нужном направлении в достаточной степени и как угодно быстро.

Молодость уходит тогда, когда мы перестаём меняться.

Назип Хамитов. Тайны мужского и женского

Что такое изменение. Изменить можно форму фигуры, можно — её содержание или контекст ситуации, фон, а можно и то, и другое, и третье. Изменение формы возмущает элементы содержания, как новая красивая одежда не по размеру заставляет обратить внимание на необходимость или подкачаться (если висит как мешок на вешалке) или наоборот похудеть (если трещит по швам). Одна распутная девчонка убеждала подругу, что в корне изменилась, стала совсем другим человеком. Да, кроме того, что она умела красить губы она научилась еще и задницу подтирать, но по сути как шлюшкой была так и осталась, только продаваться стала дороже. Изменить судьбу, изменив только форму, внешнее свое проявление все равно, что «переделывать свою жизнь, перекладывая фотографии в семейном альбоме».

Изменение только содержания столь же не полноценно. Толку оттого, что ты внутренне стал красивее, романтичнее, думаешь в рифму, если ходишь в вонючих носках, не умеешь делать красивых жестов и не можешь интонацией выразить свои поэтические мысли. Хотя новое содержание рано или поздно обрастает новой формой.

В общем, из дерьма конфетки не получится, в какую бы красивую бумажку ты ее не заворачивал, но и шоколадку вряд ли кто захочет попробовать, если она завернута в пепифакс.

Полноценное изменение предполагает перестройку и отношений, и убеждений, и поведения. А с учетом возможных изменений ситуации в будущем было бы дальновидно поставить перед собой первостепенную задачу — измениться таким образом, чтобы стать способным изменяться самому без чьей либо помощи в любой момент.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Вернадский В. И. О науке. Дубна. 1997. Т. 1. Научное знание: Научное творчество. Научная мысль. — С. 419.

2

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. — с.

3

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов-н/Д.: «Феникс», 1999. — С.6. — 576с.

4

Бэкон Ф. Новый органон / Бэкон Ф. Соч.: В2 т. М., 1988. — с.

5

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974–1977.

6

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.,1965. — С.125.

7

Вебенр М. Избранные произведения. М., 1990. — с.

8

Ассаджоли Роберто. Психосинтез: теория и практика. — М.: «REFL — book», 1994. — С.87. — 314с.

9

Веселовский В. Н. О сущности живой материи. М., «Мысль», 1971. С. 96–111. — 295 с.

10

Леонтьев А.А. Деятельный ум. М.: Смысл,2001. — С. 47, 14, 110, 150. — 392 с.

Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. — С. 300–302.

11

Кант И. Критика чистого разума.

Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.

12

Райков В.Л. Биоэволюция и совершенствование человека. Гипноз, сознание, творчество, искусство (очерки, гипотезы, теория, практика). Москва: «Грааль», — 1998 г. — С.141. — 647с.

13

Мухин В.И. Исследование систем управления. — М.: Экзамен, 2002. — С.285. — 384с.

14

Леонтьев А.А. Деятельный ум. — М.: Смысл,2001. — С. 122. — 392 с.

Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978. — С.41

Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. — К.: МАУП, 2003. — С. 68. — 368с.

15

Анохин П.К. Философские аспекты функционирования системы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я